Создание оптимальной модели организации внеурочной деятельности обучающихся с учётом принципа целостности педагогического процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гуренкова Е. А. Создание оптимальной модели организации внеурочной деятельности обучающихся с учётом принципа целостности педагогического процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54012.htm.
Аннотация. Автором статьи - руководителем экспериментальной площадки представлен опыт педагогов начальных классов, принимающих участие в экспериментальной работе по теме «Развитие ключевых компетенций младших школьников через реализацию педагогических проектов по организации внеучебной деятельности обучающихся»; участие в экспериментальной деятельности позволило педагогам овладеть современными педагогическими технологиями, в том числе технологией педагогического проектирования, и как следствие – прийти к пониманию механизма конструирования педагогической деятельности с учётом принципа целостности образовательного процесса, умению профессионально расширить границы урока, используя разнообразные формы внеучебной деятельности, объединённые долгосрочной, значимой для школьников, целью.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гуренкова Елена Алексеевна.Заместитель директора поучебновоспитательной работеМАОУ СОШ № 40 г. Томска.gren40@yandex.ruСоздание оптимальной модели организации внеурочной деятельности обучающихся с учётом принципа целостности педагогического процесса всоответствии с федеральным государственным образовательным стандартомнового поколения.

Аннотация: Автором статьи руководителем экспериментальной площадки представлен опыт педагогов начальных классов, принимающих участие в экспериментальной работе по теме ©Развитие ключевых компетенций младших школьников через реализацию педагогических проектов по организации внеучебной деятельности обучающихсяª; участие в экспериментальной деятельности позволило педагогам овладеть современными педагогическими технологиями, в том числе технологией педагогического проектирования, и как следствие ‬прийти к пониманию механизма конструирования педагогической деятельности с учётом принципа целостности образовательного процесса, умению профессионально расширить границы урока,используя разнообразные формы внеучебной деятельности, объединённые долгосрочной,значимой для школьников,целью.

Ключевые слова: Модель организации внеурочной деятельности, целостность педагогического процесса, педагогический проект.

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт (далее ‬ФГОС) нового поколения поставил перед педагогами задачу организации внеурочной деятельности обучающихся с цельюсозданияоптимальных условийдля реализации образовательных возможностей каждого ученика.Проблема создания оптимальной модели организации внеурочной деятельности обучающихсяс учётом требований ФГОС успешно решается педагогами школы посредством реализации на базе школы программы областной экспериментальной площадки по теме ©Развитие ключевых компетенций младших школьников через реализацию педагогических проектов по организации внеучебной деятельности обучающихсяªc1 сентября 2010 года.

Рисунок 1. Сертификат, подтверждающий статус экспериментальной площадки













Актуальность темы экспериментальной деятельности была обоснована несколькими факторами.В специальной психологии и коррекционной педагогике выделена как самостоятельная типологическая группа ©дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развитияª. У детей данной категории педагоги и психологи отмечают недостаточную готовность к школе по всем трем аспектам школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной.Недостаточная готовность к обучению в школе проявляется, прежде всего, в замедленном психическом развитии(далее ‬ЗПР)соответствующих возрасту компонентов учебной деятельности. Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но при этом для них характерны низкий уровень познавательной активности, слабость волевых установок, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, двигательная расторможенность либо вялость и апатичность. Многолетниерезультатыпсихологопедагогической диагностикив МАОУ СОШ № 40 г. Томска показывают, что на момент поступления в школув среднем:

у 2530 % детей отмечена незрелость эмоциональноволевой сферы, низкая готовность к школьному обучению, низкий уровень адаптации к школьной жизни;

у 1525% детей отмечены недостаточные навыки социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

у 3040% детей отмечено отсутствие творческого подхода к решению проблем.Как показывает статистика, количество таких учащихся в начальной школе возрастает с каждым годом.В то же время, новые государственные образовательные стандарты предъявляют особые требования к оценке качества образования, ориентируя педагогов на необходимость формирования и развития универсальных учебных действий и ключевых компетенций обучающихся.Современная стратегия успешного развития экономики и социальной сферы России базируется на способности населения поддерживать свою конкурентоспособность, а, следовательно, и на таких качествах личности, ©как инициативность, готовность к переобучению, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируется со школьной скамьи, с первых лет школьной жизни, где дети должны получить возможность раскрыть свои способности, почувствовать уверенность в своих силах, познакомиться с основами социального проектирования. А в дальнейшем, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.Учитывая неоднородный уровень развития обучающихся массовой общеобразовательной школы, создание оптимальных условийдля реализации образовательных возможностей каждого ученика было для педагоговнаиболее проблематичным. Потребность в эксперименте усиливаласьещё и следующими обстоятельствами:

недооценкой возможностей внеучебной деятельности обучающихся;

слабой заинтересованностью родителей во взаимоотношении со школой;

не всегда благоприятными детскородительскими отношениями в современной семье;Таким образом, из всего вышесказанного вытекалапроблема: Низкий уровень познавательных функций и эмоциональноволевой сферы детей, недооценка возможностей внеучебной деятельности обучающихся, слабая заинтересованность родителей во взаимодействиисо школой, неблагоприятные детскородительские отношения в современной семьесущественно осложняют задачу развития универсальных учебных действий и ключевых компетенций в соответствии с требованиями новых государственных образовательных стандартов. Для решения этой проблемытребовалисьновые, эффективные подходы к организации образовательного процесса в начальной школе. Таким подходом сталоосуществление принципа целостности педагогического процесса, который предполагает интеграцию учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Усиление образовательного эффекта внеурочной деятельности полностью соответствует первому ключевому направлению развития общего образования, отражённого в Национальной образовательной инициативе©Наша новая школаª в рамках национальной образовательной инициативы: ©…образовательная программа школы должна предполагатькак обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретёт внеаудиторная занятость учащихся …различного рода творческие занятия…Дети должны не только получить знания, но и умения их применять. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулироватьинтересы и осознавать возможностиª[1].Участниками эксперимента были обозначены: объект эксперимента (Система организации внеучебной деятельности в начальных классах), предмет экспериментирования(Возможности внеучебной деятельности, организованной через реализацию педагогических проектов, в развитии ключевых компетенций обучающихся начальных классов), продукт эксперимента(Модель организации внеучебной деятельности обучающихся с учётом принципа целостности педагогического процесса в соответствии с ФГОС нового поколения); поставлена цель эксперимента(Развитие ключевых компетенций и формирование универсальных учебных действий обучающихся начальных классов); определены задачи (повысить уровеньразвитияключевых компетенций обучающихся;повысить профессиональную компетентность педагогов через овладение технологией педагогического проектирования,способствовать гуманизации детскородительский отношений в процессе совместной творческой деятельности); выдвинута гипотеза (Творческая совместная деятельность гарантирует ©ситуацию успехаª и общественное признание результатов деятельности, что будет способствовать развитию ключевых компетенций и формированию учебной мотивации у младших школьников); и ограничены сроки эксперимента (1.05.2010 ‬15.06. 2014).

По итогаморганизационного этапа (майавгуст 2009 ‬2010 учебного года) была разработана программа эксперимента, а по окончанииорганизационнопрактического этапа(сентябрьоктябрь 20102011учебного года) экспериментальная деятельность перешла в этапреализациипроекта(ноябрь 2010 года ‬май 2014учебного года).

Этап реализации включает следующие направления деятельности:Реализация программы экспериментальной работы.Разработка методических материалов.Ежегодный мониторинг полученных результатов эксперимента.

Анализ динамики развития обучающихся.Рефлексия результатов работы.Корректировка проекта с учётом полученных результатов.Отчёт о ходе эксперимента на заседаниях методического совета школы.Обобщение и распространение значимого педагогического опыта (публикации,выступленияна конференциях,форумах, участие в семинарахпрактикумах и конкурсах различного уровня).

Таблица 1.Направления реализации педагогических проектов

№п/пНаправлениеКлючевые компетенции,на развитие которых направлено новшествоНазвание проекта1

Укрепление физического и духовного здоровья

обучающихсякоммуникативные,

здоровьесберегающие,природоведческие, общекультурные, ©Неболейкаª©Азбука здоровьяª©От А до Яª©Путь к успехуª©Страна весёлых и находчивыхª2Художественнотворческое и экологическое воспитание обучающихсякоммуникативные, художественнотворческие,

природоведческие©Творческая студия ©Город рукоделияª,©Зелёная планетаª3

Духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся

коммуникативные, общекультурные, художественнотворческие,информационные, социальные,читательские





©Духовная культура Отечестваª©Подарок родному городуª©Интеллектуальноразвивающая игра ©Читайкаª©Классный театр ©Мир без границª©Мудрый мир сказокª ©Учимся жить вместеª©Союз мальчишек и девчонокª©Любознайкиª©Читаем вместеª4Интеллектуальное и общекультурное развитие и воспитание обучающихсяИКТ,и ITтехнологии.коммуникативные, социальные, познавательные©Детская электронная газета ©СорокаБелобокаª©Дистанционное обучение английскому языку в начальной школеª©Длина пути к моему успехуª

Продукты совместной деятельности детей и взрослых:

Электронная книга и альбом ©Мы умеем дружитьª. Проекты Генеалогическое древо семьи ©Семейная лента времениª.Альбом ©Наши семейные праздникиª.Семейная сказка о нравственных ценностях. Изготовление кормушек, выпуск листовок, призывающих охранять природу. Миниспектакли и Книжкипамятки о пользе утренней гимнастики, о пользе правильного питания, о режиме дня. Устные журналы и театрализованные представления по теме ЭТИКЕТ. Альбом ©Я красивый мир творюª.Устный журнал ©Неболейкаª. Электронная книга о Родном городе и истории родного края. Электронная книга о Томскеи Томичах. Альбом ©Секрет нашей дружбыª.Детская электронная газета ©СорокаБелобокаª.Минипроекты на английском языке.Стенные газеты ©Бесконечная кинолентаª.Толковый словарь редко употребляемых слов.Книга ©Фантазёрыª.Спектакли о ПДД.В процессе экспериментальной деятельности педагогами разрабатывались методические материалы: первоочередными из них были педагогические проекты, оформленные по единому алгоритму,разработанному научным руководителем экспериментальной площадки,старшим преподавателем Томского Областного Института Повышения Квалификации Работников Образования (далее ТОИПКРО) А.В. Роготневой. После апробации в МАОУ СОШ № 40 алгоритм признан как наиболее эффективный инструмент в конструировании осознанной педагогической деятельности. В педагогическом проекте педагог для себя формулирует актуальность, цели (педагогическую и ученическую), задачи (педагогические и ученические), определяет тему работы с детьми, по которой будет организована внеурочная деятельность обучающихся, содержание деятельности детей и родителей, функции педагога и примерное содержание реализации проекта. При переходе на ФГОС нового поколения коллективом начальной школы был сделан обоснованный выбор учебнометодического комплекта (далееУМК)©Перспективная начальная школаª(далее ©ПНШª). Одним из основных принципов УМК ©ПНШª является ©Принцип целостности образа мираª, связанный с интеграцией предметных областей и метапредметных универсальных учебных действий, позволяющей школьнику удержать и воссоздать целостность картины мира и разнообразных связей между его объектами и явлениями. При этом Авторы УМК ©ПНШª оставили за педагогами право окончательного выбора варианта модели организации внеурочной деятельности обучающихся. Перед педагогамишколы встал вопрос, как организовать свою педагогическую деятельность по построению целостного педагогического процесса на базе одного УМК? Помог положительный опыт организации внеурочной деятельности через реализацию педагогического проекта, приобретённый педагогами в процессе двухлетней экспериментальной работы. Ценность опыта заключается в том, что образовательный процесс младших школьников в классном коллективе организован в рамках педагогического проекта вокруг ключевой творческой совместной деятельности всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагога, социальных партнёров). Долгосрочная и значимая для детей цельмотивирует обучающихся к исследовательской, проектной, творческой, социально значимой деятельности, связывающей в единое целое урок и внеурочное занятие. Так родилась идея создания Программы ©Детское научное общество ©Три китаª.На страницах учебников УМК ©ПНШª размещены обращения Авторов УМК к младшим школьникам, в которых обучающимся предлагается после самостоятельного выполнения заданий (из раздела учебников ©Мои успехиª), проектных задач (в тетрадях для проектных задач) или исследований (по самостоятельно выбранной теме) направить отчёто результатах деятельности в Школьные научные клубы (г. Москва): ©Мы и окружающий мирª, ©Секреты математикиª и ©Ключ и заряª(клуб любителей чтения и русского языка). Программой ©Детское научное общество ©Три китаª предлагается аналогичная КЛУБНАЯ форма организации деятельности школьников в детском научном обществе непосредственно в образовательном пространстве школы. Данная форма организации деятельности ребёнка ‬клубная деятельность, позволяет каждому обучающемуся продвигаться по своей траектории, выбрать уровень сложности задания, выбрать социальную роль на заседании клуба.

Программой предусмотрена организация деятельности младших школьников в детском научном обществе ©Три китаªчерез реализацию педагогического проекта по организации внеучебной деятельности обучающихся. При разработке программы ©Детское научное общество ©Три китаª педагогами школы выдержан подход авторов УМК ©ПНШª в определении трёх основных направлений Школьных научных клубов: 1. Клуб ©Мы и окружающий мирª (проектноисследовательская деятельность в предметной области ©Обществознание и естествознаниеª). 2. Клуб ©Секреты математикиª (решение практических и проектных задач в интеграции с предметной областью ©Обществознание и естествознаниеª). 3. Клуб ©Ключ и заряª (Посредством интеграции предметных областей ©Филологияª и ©Искусствоª освоение основ нравственноэтических и эстетических норм, принятых в обществе, художественной культуры, развитие устной и письменной речи, приобретение навыков собственного суждения на основе анализа, сравнения, олицетворения, контраста, синтеза и аргументирования его с учётом ситуации общения, а также приобретение лингвистических компетенций).

Новизна программы детского научного общества ©Три китаª заключается в обеспечении целостности педагогического процесса в соответствии с ФГОС нового поколения: занятия в рамках ДНО расширяют границы урока, у обучающегося появляется спектр возможностей: 

углублённо изучить интересующий его учебный предмет в процессе внеурочных занятий; 

расширить свой кругозор; 

научиться применять знания в жизненных ситуациях; 

научиться учиться.

Деятельность обучающихся на занятиях носит практикоориентированный характер: наблюдения, экскурсии, выполнение проектноисследовательских заданий, математических расчётов и практическихзадач, проведение опытов, участие в дискуссии, в конструировании, в моделировании, создание сообщений и презентаций, как сопровождение к выступлению и другие.

Вместе с тем, эти же занятия встроены педагогом в содержание педагогического проекта по организации внеучебной деятельности обучающихся в логической последовательности шагов по достижению цели педагогического проекта. Таким образом, педагогический проект объединяет урочную и внеурочную деятельность детей влогической взаимосвязи и создаёт условия для сохранения целостности педагогического процесса. В процессе реализации инновационной программы работа педагога приобретает системный характер. Педагог осознанно конструирует педагогический процесс, целенаправленно идёт к запланированному результату.Программой экспериментальной работы предусмотрены ожидаемые результаты:

1)Повышение уровня психических процессов (мышления, внимания, памяти) и произвольного поведения (самооценки) у 100% обучающихся, участвующих в эксперименте;2)Повышение уровня развития ключевых компетенций и образовательной инициативы у 100% обучающихся, участвующих в эксперименте;3)Сформированность навыков владения технологией педагогического проектирования у 100% педагогов, участвующих в эксперименте;4)Повышение уровня социальноэмоциональных умений у всех участников педагогического процесса;5)Повышение уровня заинтересованности родителей в успешности ребёнка и степени участия родителей в совместной творческой деятельности до 90% (с учётом физических возможностей состояния здоровья родителей).

Психологопедагогическая диагностика подтверждает положительную динамикуколичества обучающихся, у которых отмечается повышение уровня психических процессов,уровня сформированностиуниверсальных учебных действий, и как следствие ‬положительную динамику активности результативного участия обучающихся в образовательных событиях разного уровня: научнопрактических конференциях, семинарах, олимпиадах, конкурсах, в том числе дистанционных, что отражается на новостных страницах сайта школыhttp://www.school40.tomsk.ru

Рисунок 2. Юные журналисты школьной газеты









Использование технологии педагогического проектирования позволило значительно повысить уровеньзаинтересованности родителей в успешности ребёнка и степени участия родителей в совместной творческой деятельности. Положительный опыт организациивнеурочной деятельности неоднократно был представлен педагогической общественности на разном уровне: через участие в семинарахпрактикумах, конференциях, форумах, Клубах инноваторов, конкурсах, в том числе дистанционных. Деятельность в рамках реализации Программы экспериментальной работы представлена на сайте школы в зоне Развитие/Экспериментальные площадки: http://www.school40.tomsk.ru/development/development11/develop11_1Востребованность опыта побудила педагогов школы сделать следующий шаг, которым стало создание методического пособия по организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с содержательной линией УМК ©Перспективная начальная школаª.В методическом пособии педагогами начальных классов МАОУ СОШ № 40 г. Томска предлагается возможный вариант модели организации внеучебной деятельности обучающихся с учётом принципа целостности педагогического процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандартанового поколения. Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по УМК ©Перспективная начальная школаª. В него включены: Программа ©Детское научное общество ©Три китаª, обеспечивающая системно деятельностный подход в единстве урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 40 г. Томска, разработанная в соответствии с концепцией ©Перспективная начальная школаª; педагогические проекты по организации внеучебной деятельности обучающихся; сценарии заседаний клубов детского научного общества ©Три китаª по трём направлениям: 1. Клуб ©Мы и окружающий мирª,2. Клуб ©Секреты математикиª,

3. Клуб ©Ключ и заряª;

система мониторинга эффективности реализации программы ©Детское научное общество ©Три китаª. Разработчики методического пособияпо реализации программы ©Детское научное общество ©Три китаª,обеспечивающей системно деятельностный подходв единстве урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 40 г. Томска(УМК ©Перспективная начальная школаª,14 классы) видятособую значимость предлагаемого методического материала втом, что:Разработка помогает учителю определиться в выборе УМК при организации учебной деятельности при переходе на ФГОС в начальной школе.Данное Методическое пособие является готовым методическим инструментом по организации образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС.В данном Методическом пособии не только описан механизм организации деятельностного образовательного пространства, и приведён дидактический материал, который может быть использован любым учителем в работе по любому УМК. Представленный в пособии практический опыт учителей позволит на практическом уровне овладеть технологией педагогического проектирования. Данная технология по мнению авторов проекта является ключевой в системной, осознанной деятельности педагога. Пособие может быть полезно студентам педагогических вузов и колледжей.

Литература:1.Национальная Образовательная инициатива ©Наша новая школа", Утверждена

ПрезидентомРоссийской ФедерацииД. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр271.

Gurenkova Elena Alekseevna.Deputy director for teaching and educational work of MAOU SOSh No. 40 of Tomsk.gren40@yandex.ruCreation of optimum model of the organization of extracurricular activities being trained taking into account the principle of integrity of pedagogical process according to the federal state educational standard of new generation.

Summary: The author of article the head of an experimental platform presented experience of teachers of the initial classes which are taking part in experimental work onthe subject "Development of Key Competences of Younger School Students through Implementation of Pedagogical Projects on the Organization of Extracurricular Activities of the Being Trained"; participation in experimental activity allowed teachers to seizemodern pedagogical technologies, including technology of pedagogical design, and as a result ‬to come to understanding of the mechanism of designing of pedagogical activity taking into account the principle of integrity of educational process, to abilityprofessionally to expand lesson borders, using the various forms of extracurricular activities united by longterm, significant for school students, the purpose.

Keywords: Model of the organization of extracurricular activities, integrity of pedagogical process, pedagogical project.