Программа воспитания коллектива класса «Хочу всё знать»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Старикова Е. М., Ершова Т. Н. Программа воспитания коллектива класса «Хочу всё знать» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54013.htm.
Аннотация. Статья посвящена организации воспитательного процесса ученического коллектива. Детский коллектив – это объект, субъект и инструмент воспитания личности. Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Слаженная система работы с родительским составом, разнообразные формы воспитательных мероприятий, системность в деятельности классного руководителя помогут добиться самоопределения и самореализации каждого члена классного коллектива.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Ершова Татьяна НиколаевнаПочетный работник общего образования, учитель иностранного (английского), МКОУ СОШ с. Пасегово КировоЧепецкого района Кировской области tanya_ershova_71@mail.ruСтарикова Екатерина МихайловнаПочетный работник общего образования, директор, МКОУ СОШ с. Пасегово КировоЧепецкого района Кировской области pasegovo.shkola@mail.ruСтатья посвящена организации воспитательного процесса ученического коллектива. Детский коллектив –это объект, субъект и инструмент воспитания личности. Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер. Слаженная система работыс родительским составом, разнообразные формы воспитательных мероприятий, системность в деятельности классного руководителя помогут добиться самоопределенияи самореализации каждого члена классного коллектива.Коллектив, психологические особенности, традиционная система мероприятий, воспитательная система, сотрудничество с родителями, индивидуальное развитие личности, самореализацияПрограмма воспитания коллектива класса «Хочу всё знать»(Через коллективную деятельностьк индивидуальномуразвитиюличности) «Конечная цель всякого воспитания –воспитание самостоятельности посредством самодеятельности»(Немецкий педагог Адольф Фридрих Дистервег)Строительство дома нельзя начинать с крыши, дверей, потолка, пока не построен его фундамент. Пренебрежение этим условием заведомо превращает жилой дом в шалаш. И умный плотник, и умный педагог –оба ясно представляют себе образ результата профессиональной работы, оба тщательно отбирают технологию своего созидательного труда,необходимое содержание деятельности. Проанализировав психологические особенности;физиологическиеособенности;социальные особенности и окружение учащихся четвертогокласса;воспитательную систему учителя начальныхклассов;традиционные мероприятия детей, систему родительского всеобуча начала писать рабочую программу.Было выявлено противоречие между невозможностью индивидуального развития личности в коллективе изза несогласия с законами, традициями коллектива класса и тем, что в этом классе этом он вынужден самореализоваться, социализируясь в нем.Была выдвинутагипотезавоспитательной программы коллектива класса: только коллектив может обеспечить рост каждой личности; каждый воспитанник может достичь успеха, если помочь ему раскрыть свой талант; обеспечить его личностный рост; помочь найти своё дело, которое ему интересно и лучше всего удаётся, и детский коллектив –это объект, субъект и инструмент воспитания личности. Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер. Деятельность коллектива –проигрывание разного рода социальных ролей его членами, накопление ими социального опыта, площадка самореализации и 2

самоутверждения, возможность для становления личности.Сегодня коллектив становится той средой, которая позволяет личности самостоятельно осуществить свой нравственныйвыбор.Цель воспитательной программы:создать условия для объединения разных по уровню развития, интересам, способностям детей одного возраста в коллектив, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития коллектива.Задачи:1.Изучение теоретических и практических основ современной педагогики через знакомство с методической литературой, курсовую переподготовку, посещение открытых классных часов.2.Развитие общих и индивидуальных особенностиучащихся, их потенциальных возможностей через деловые игры, проектную деятельность, коллективные творческие дела. 3.Закреплениенравственных, психологических и физических норм повседневной жизни обучающихся через создание проблемных ситуаций в походах выходного дня, ролевых играх. 4. Создание условий для самореализации творческого потенциала обучающихся и их стремления к постоянному саморазвитию через моделирование воспитательного пространства.5. Создание условий для осознания детьми социальной значимости коллектива класса и перспектив его развития.6. Оказание помощи детям в их коллективной самоорганизации, в построении отношений на принципах сотрудничества, дружбы, коллективизма.Приоритет в своей воспитательной работе с коллективом класса отдаю интерактивным формам, которые выступают как средство, побуждающее к самовоспитанию, созданию условий для саморазвития личности:•дискуссии, диспуты;•ролевые, деловые, образовательные игры (деловые игры, главная цель которых –выработка совместного коллективногорешения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию);•экскурсии, походы;•«круглые столы»;•соревнования;•встречис интересными людьми; •тренинги (специально подобранные занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива);•аукционы знаний; •заочные путешествия; •интеллектуальные марафоны; •проектная деятельность;•акции милосердия;•аукцион интересных дел, идей;Годовой цикл традиционных дел:

ежегодное участие в общешкольной акции «Милосердие»;

проведение акций «Добрые дела»;

ежегодная реализация нового социального проекта;

создание презентаций по самым интересным классным делам;

спортивные праздники и походы выходного дня вместе с родителями;

проведение деловых игр;3

знакомство с историей родного края;

психологические тренинги;

субботники. Социальный портрет школы.Селонаходится в 17 километрах отобластного центра. Население села около 3,5 тысяч человек. Часть населения работает на предприятиях города. Больших промышленных или сельхозпредприятий на территории села нет, работает Дом культуры, сельская библиотека. В свободное время ученики посещают спортивные секции (школа), кружки (дом культуры), музыкальную школу, кружки и секции областного центра. Вечером дети любят собираться группами в подъездах, в школьном лесу, на спортивных и детских площадках. В селе нет случаев употребления наркотиков среди подростков. Концептуальные положенияА.С. Макаренкосказал: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Принципы жизнедеятельности классного сообщества.♦Принцип самоактуализации.♦Принцип индивидуальности.♦Принцип субъектности.♦Принцип выбора.♦Принцип творчества и успеха.♦Принцип доверия и поддержки.Работа с родителями.Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороныдолжны быть заинтересованыв изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализаСодержание программы.

5 класс6 класс7 классЗнания(наука,

традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество)и труд(творчество) Познавательная активность, культура умственного труда. Стремление к самообразованию. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий.Привитие трудовых навыков каждому ребенку, потребности заботиться о Отношение к науке как к ценности. Воспитание потребности в изучении истории родного края, села, района, области, изучение шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов, воспитание грамотного зрителя.Традиционные российские религии. Развитие творческого потенциала.Навыки самообразования. Формирование умений работы с дополнительными источниками. Интеллектуальные марафоны, деловые игры, мотивирующие к дальнейшему получению информации.Развитие творческого потенциала.4

чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм. Развитие лидерских способностей. Развитие творческого потенциала.Отечество(патриотизм, гражданственность, социальная солидарность,

традиционные российские религии, искусство и литература, человечество)

Формирование активной гражданской позиции. Освоение детьмитрадиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по её возрождению. Устав школы.Традициии законы коллектива.Воспитание чувства собственного достоинства, дисциплинированность и уважение к другим гражданам. Способы взаимоотношений государства и граждан. Конвенция прав ребёнка.Патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга. Социальная солидарность. Права человека, конституция. Семья(социальная солидарность, искусство и литература, человечество)Утверждение традиционных нравственных ценностей семьи. Изучение и овладение опытом предыдущих поколений.Утверждение традиционных нравственных ценностей семьи. Изучение родословной, истории семьи.Утверждение традиционных нравственных ценностей семьи.Распределение социальных ролей в семье. Основы семейной жизни.Здоровье(природа, человечество)Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми.Объединения спорта и искусства, гармоничного их сочетания в жизни человека. Здоровый образ жизни. Формы деятельности: спортивные праздники, походы выходного дня, деловые и ролевые игры, экскурсии, тренинги.Культура(социальная солидарность,

традиционные российские религии, искусство и литература, человечество)Критерии оценки жизненных явлений. Приобщения к культуре: посещение музеев, театров, соблюдение традиций. Выполнение творческих заданий. Развитие всех сторон личности. Этические беседы по различным тематикам. Выполнение творческих заданий.Анализ художественных произведений, литературные чтения, диспуты.Традиционные Выполнение творческих заданий.Анализ художественных произведений, литературные чтения, диспуты.5

Анализ художественных произведений, литературные чтения, диспуты. Изучениеисторического прошлого России.российские религии.Изучение исторического прошлого России.Планируемые результаты:Основные, жизненно и социально значимые личностныекачества, умения и навыки:Навыки общения со старшими, младшими, сверстниками.Умение осуществлять совместную деятельность с другими лицами, которые кооперируютсяс ним для решения общей задачи.Знание своего тела, умение ухода за ним, навыки самообслуживания.Умение вести себя в общественных местах, знание традиций в официальной обстановке и правил поведения в различных ситуациях.Знание народных обычаев, обрядов, умение их соблюдать, поддерживать. Уважение к традициям других народов.Умение вести домашнее хозяйство.Умение общаться с противоположным полом (правила и традиции).Жизненные планы («Кем быть?», «Каким быть?»).Профессиональные интересы и склонности, предпочтения в соответствии со своими возможностями.Забота о своей внешности, опрятность, аккуратность.Интересы, способности. Интеллект.Ценности, убеждения, идеалы.Чувства, переживания. Управляемость.Взрослость, самостоятельность, ответственность.Психологическая (эмоциональная) устойчивость к непредвиденным ситуациям. Способность к саморегуляции.Приобретение школьником социальных знаний.Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества.Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Ссылка на источники:1.http://tatulya.ucoz.ruErshovaTatiana

Honorableworker of the generaleducation,teacher offoreign language (English), MSEI SCS PasegovoKirovChepetsk districtKirov regionStarikova Katherine

Honorableworker of general education, Director, MSEI SCSPasegovo KirovChepetsk district Kirov region

The articleis devoted tothe organization ofthe educational processof a school form.Children's groupisthe object, the subject and theindividualinstrument. The mainfactor is thecollective activity, which in most casesispersonal orientedandcreative.Cooperationwith parents,various formsof educational activities, consistency in the work ofthe class teacherwill help to achieveselfdetermination andselfrealization ofeach member of theform.

The collective,psychological characteristics, the traditional a system of actions, educational systemand cooperation with parents,individual development, selfrealization