Интеллектуально-развивающая игра «Читайка» как условие развития читательских компетенций обучающихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Запольская О. В. Интеллектуально-развивающая игра «Читайка» как условие развития читательских компетенций обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54014.htm.
Аннотация. Материал статьи раскрывает пути решения проблемы школьной дезадаптации младших школьников, развития читательских компетенций обучающихся через совместную деятельность родителей и детей в процессе реализации педагогического проекта: Интеллектуально-развивающая игра «Читайка».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Запольская Ольга Владимировна,

учитель начальных классов, МАОУ СОШ №40, г. Томскаemail:

olya.zapolskaya@yandex.ru

Интеллектуальноразвивающая игра «Читайка» как условие развития читательских компетенций обучающихся

Аннотация:Материал статьи раскрывает пути решения проблемы школьной дезадаптациимладших школьников, развития читательских компетенций обучающихсячерез совместную деятельность родителей и детей в процессе реализациипедагогического проекта: Интеллектуальноразвивающая игра «Читайка».

Ключевые слова: школьнаядезадаптация, совместнаядеятельность, исследовательскаядеятельность, познавательные универсальныеучебныедействия, «живой словарь», читательскиекомпетенции.

Большинство детей,впервые отправляясь в школу, преисполнены гордости и энтузиазма. Они понимают, что пойти в школу значит подняться в своем развитии на одну ступеньку выше, приблизиться к миру взрослых, в который им не терпится поскорее войти. Но проходит некоторое время, и первоначальное воодушевление сменяется совсем иными чувствами далеко неоднозначными. Одни дети сравнительно легко адаптируются к школьному режиму и чувствуют себя вполне комфортно. Но немало и таких, кто быстро разочаровывается в школьной жизни, котораяна долгие годы может стать для них тяжелым бременем, не обещающим ничего, кроме огорчений и негативных переживаний. Тема в настоящее время особенно актуальна, так как у большинства детей старшего дошкольного возраста не сформирована готовность к школьному обучению –познавательная, мотивационная, эмоциональная и прочие. Понятно, что такие дети испытывают большие трудности с первых школьных дней и первоначальные затруднения могут, закрепившись,вылиться в стойкую школьную дезадаптацию. Что нужно сделать, чтобы у ребенка не угасал светлый оптимизм и вера в свои силы, в то, что он обязательно будет успешен и признан? Наблюдения показали, что современные первоклассники плохо читают и не испытывают интерес к предмету «Литературное чтение». Но если ребенок читать не любит –значит ли это, что его нельзя приобщить к чтению? Вовсе нет. Если умственные способности во многом являются врожденными, то с любовью к книге еще никто не рождался. Еёнеобходимо формировать, а это дело непростое и трудоемкое.Учитывая, что игра в данном возрастном периоде имеет огромное значение в формировании психики ребенка, был разработан педагогический проект интеллектуальноразвивающая игра «Читайка».Реализация этого проекта предполагает вовлечение в совместную деятельность не только детей, но и их родителей.Вместе с детьми была изготовлена маршрутная карта путешествий по стране «Читайка», где обозначены «станции», соответствующие возрастным интересам первоклассников: Небылицыно, Сказкино, Загадкино, Томскисторический и другие.Вместе с ребятами были определены правила игры: люби читать,делись прочитанной информацией в классе, посещай библиотеку,создай свою библиотеку, береги книгу и дорожи ею. По правиламигрыдля того, чтобы отправиться в «путешествие», каждый ребенок мог выбрать любую «станцию»по желанию, в соответствии с ней находил необходимую книгу, рассказ, сказку, басню и самостоятельно готовил устное сообщениепо содержанию прочитанного произведения. После сообщениякаждый ученик оставлял для своих одноклассников рекомендацию о том, чем интересно то или иное произведениев специальном информационном листе, который помещался рядом с маршрутной картой«путешествий».

Рисунок 1. Карта путешествия по стране «Читайка»











В классе были назначены ответственные ученики, которые систематически заполняли эту карту. Не всякое выступление признавалось полноценным сообщением и отмечалось в маршрутной карте. Отмечалось толькото сообщение, которое было изложено интересно, в логической последовательности, содержало информацию, побуждающую детей к совместному обсуждению той или иной проблемы, где можно высказать свое личностное к ней отношение, сделать те или иные выводы. Эти требования побуждали учащихся относиться к подготовке своих сообщений очень ответственно, тем более что по итогам очередной карты «путешествий»детьми коллегиально выбирался лучший «Читайка» класса.Родители учащихся активно включились в совместную деятельность: онипомогали детям в поиске необходимой информации, подготовке сообщений, организации экскурсий и прогулок по городу, совместно с детьми готовили внеурочные мероприятия, на которых с удовольствием присутствовали сами.

Рисунок 2. Заполнение листа «Советую прочитать»











Детей очень увлекла эта интеллектуальная игра, каждому хотелось рекомендовать одноклассникам то или иное художественное произведениеи они начали читать больше. Причем, не просто читать, а читать осмысленно, анализировать прочитанное, для того чтобы понять, чем можно заинтересовать своих одноклассников. Самостоятельный поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, осмысленное речевое высказываниеспособствовалоразвитию у детей познавательных

универсальных учебных действийтаких как: умение ставить перед собой задачу, осуществлять самостоятельный поиск и отбор необходимой информации,

устанавливать причинноследственные связиискать и находитьоригинальныеспособы решения творческих задач.

Родители активно помогали детям в поиске необходимой информации, подготовке сообщений, организации экскурсийи прогулок по городу. Первый годучастия в интеллектуальной игре сталв дальнейшем ступенькой к разработке педагогического проекта основанного на исследовательской деятельности краеведческого характера. Так интеллектуально –развивающая игра «Читайка» получила новое содержание, ориентированное на региональный компонент. Первое, на чем остановились дети, стала станция «Город Томск». Краеведческая работа началась с посещения областной универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, гдедети познакомились с жизнедеятельностью первого томского просветителя Петра Макушина. Дети увидели книги из его личной библиотеки, узнали, какую огромную просветительскую деятельность вел сибирский меценат Петр Макушин. Ребята получили радость от нового познания, увидели, какими были старинные книги, какого размера, из чего изготавливались для них обложки –всёим было в диковинку. Эта экскурсия положила начало для приобретения навыков грамотного пользователя библиотекой: детей познакомили с отделамибиблиотеки, видами каталогов, правилами пользования каталогами на бумажных и электронных носителях. Краеведческие прогулки по городузнакомили детей с историей родного города,систорией тех улиц, на которых они живут, по которымежедневно ходят. В процессе прогулок по городу дети узнавали историю старинных зданий, обращали внимание на красоту архитектурных композиций, им хотелось узнать, кто жил в этих зданиях, кем были эти люди. Такие прогулки способствуют обогащению словарного запаса ребят, они знакомятся со значением непонятных и вышедших из активного употребления слов. Например, увидев своими глазами настоящие мостовую и частокол, дети без труда запоминают значение этих слов. Этот приём называется «живой словарь». Развивается связная речь учеников, у них появляется интерес к образному богатствурусского языка. Это помогает детям выразить свои мысли в письменной форме на уроках литературного чтения при написании анализа стихотворения, литературного произведения. Одновременно детям важно узнать историю родного дома, улицы, историю своей родословной. Они включаются в поисковоисследовательскую деятельность совместно с родителями.С их помощью дети находят необходимую информацию, осмысляют и систематизируют материал, пытаются писать небольшие рассказы, выпускают стенные газеты. По итогам года предполагается создать продукт совместной творческойдеятельности книгуо родном городе «Что мы знаем о Томске». При воспитании у детей интереса к чтению необходимо учитывать, что по сравнению с несколькими поколениями своих предков современные детиживут в принципиально иных условиях.Центральное место в их восприятии мира занимают телевидение и интернет, составляющиесерьезную конкуренцию книге.Телеэкран для ребенка гораздо привлекательнее печатного текста, так какс экрана образы поступаютв сознаниев готовом виде, их можно восприниматьбез глубокого осмысления. Напротив, всякий текст, несущий в себе знаковую функцию, требует от ребенка определенных усилий для его расшифровки и осмысления. Ребенок, привыкая к потреблению готовой информации, уже не может сосредоточиться в тексте на размышлениях автора, описаниях пейзажей, переживаний и прочих.Книга, не обладая качествами телеэкрана, не привлекает ребенка и он теряет интерес к литературному чтению. Чтобы учение стало ведущим видом деятельности, оно должно быть организовано особым образом, т. е. должно быть сродни игре, которая в этот период возраста остается еще привлекательной для детей. В процессе реализации проекта интеллектуальноразвивающей игры «Читайка»у детей развиваются навыки сотрудничества, они начинают осознанно воспринимать смысл таких понятий как: справедливость и несправедливость, преданность и предательство, долг и ответственность,и другие. Совместная деятельность формирует у школьников стремление иметь свою точку зрения, у них появляются суждения о собственной социальной значимости, формируется самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат.Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. К сожалению, уровень культуры межличностного общения в современной семье традиционно низок. Взрослые не умеют и не хотят строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и все их воспитательные средства ограничиваются требованиями безусловного послушания.

А чем живет ребенок? Что его интересует? О чем он мечтает и думает? Какие читает книги, и какие фильмы его привлекают? Все, что касается внутреннего мира, остается за рамками внимания родителей. Именноотсутствиеу родителей желания познать, понять ребенка, его внутренний мири является ключевой проблемой, которая осложняет и искажает отношения детей и родителей.

Наблюдения за развитием детскородительских отношений в процессе реализации педагогического проекта «Читайка»убедили нас, что совместная социально значимая деятельность помогает развивать у родителей интерес к внутреннему миру детей и гуманизировать их отношения. У родителей появляется желание лучше понять своего ребенка,помочь ему быть успешным, у них повышается ответственность за его воспитание. Участие родителей в этом проекте благоприятно повлияли на развитие позитивных детскородительских отношений, формированию у них потребности в сотрудничестве со школой.

Zapolsky Olga Vladimirovna,

elementary school teacher, MAOU SOSh No. 40, Tomskemail: olya.zapolskaya@yandex.ru

Intellectual the developing game "Chitayka" as a condition of development of reader's competences being trained

Summary: The material of article opens solutions of a problem of school disadaptation of younger school students, developments of reader's competences of the parents who were trained through joint activity and children in the course of implementation of the pedagogical project: Intellectualthe developing game "Chitayka".

Keywords: school disadaptation, joint activity, research activity, informative universal educational actions, "the live dictionary", reader's competences.