Реализация духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессах православной гимназии
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Картукова
С.
А. Реализация духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессах православной гимназии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
81–85. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54017.htm.
Аннотация. В данной статье представлена реализация духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессах Негосударственного образовательного учреждения «Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского», основные направления, способы и механизмы инновационных изменений
Текст статьи
Картукова Светлана Александровна,заместитель директора по учебновоспитательной работеНОУ «Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского», г.Рязаньkartalg@yandex.ru.
Реализация духовнонравственного компонента в образовательном и воспитательном процессах православной гимназии
Аннотация. В данной статье представлена реализация духовнонравственного компонента в образовательном и воспитательном процессах Негосударственного образовательного учреждения «Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского»,основные направления, способы и механизмы инновационных изменений. Ключевые слова:гимназия, духовнонравственное воспитание, образовательный процесс.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовнонравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учётом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов[1].Цель и задачи духовнонравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контекстенационального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организации [2].Концепция реализации духовнонравственного компонента в образовательный и воспитательный процессы НОУ «Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского», направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Она реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с социальными партнерами Гимназии.Духовнонравственное развитие и воспитание в гимназии понимается комплексно и реализуется всей системой образования во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Принцип единства воспитания и обучения обеспечивается самим учебновоспитательным процессом и активной внеклассной работой и реализуется с помощью следующих инструментов (рисунок 1).Образовательный процесс Гимназии реализуется посредством интеграции светского образования (реализация федерального образовательного стандарта) и духовного образования и воспитания (реализация стандарта православного компонента)[35].В образовательном процессе сохраняется преемственность образовательных программ и на каждой ступени образования решаются следующие задачи.1 ступень –начальное общее образование, ориентированное на развитие личности каждого школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоциональнопозитивного ценностного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности, формирование универсальных учебных действий; охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
Зона интеграции 1 –школьные научные общества, элективные курсы.Зона интеграции 2 –концерты, выставки.Зона интеграции 3 –факультативы, предметные кружки.Зона интеграции 4 –предметные дни, праздники.
Рисунок 1–Модель единства воспитания и обучения в системе образования
2 ступень –основное общее образование на основе дифференциации по уровням учебных возможностей, решающее задачи по формированию целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретении опыта разнообразной деятельности(индивидуальной коллективной), опыта познания и самопознания; по подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.3 ступень –среднее (полное) общее образование, обеспечивающее дальнейшее отдельных предметов (профильное обучение), ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Исходя из этого, учебные предметы могут быть выбраны для изучения либо на базовом, либо на профильном уровне. Каждый обучающийся вправе формировать индивидуальный учебный план, выбирая различные сочетания базовых и профильных предметов, и учитывая нормативы учебного времени. Такой подход оставляет широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся –выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности составляют его индивидуальную образовательную траекторию. На данной ступени осуществляется формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, дифференциации обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями; обеспечение обучающимися равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.В содержание образовательного процесса заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России»[2].Общая стратегия инновационной деятельности гимназии строится на основе соорганизации процессов, обеспечивающих, с одной стороны, качество различных форм и типов подготовки (обучения), а с другой,условия для разработки и осуществления инициативных форм образовательной практики на всех уровнях деятельности гимназии (предметноурочная, воспитательная, организованная работа, дополнительное образование)Виды и формы воспитывающей деятельности гимназии представлены в таблице 1. Таблица 1Виды и формы воспитывающей деятельностигимназии
№Видвоспитывающей деятельностиЦелевое назначениеАктивная форма организации деятельности1ЛитургикаФормирование православного миропонимания, основанного на традициях национальной духовной культуры, участие в литургической жизни церкви.Участие в богослужениях, крестных ходах, водосвятных молебнах.2Святоотеческая Показать роль христианства и Русской Православной Церкви в историческом и культурном развитии России и мировой цивилизации в целом.Классные часы, паломнические поездки, выпуск гимназической газеты «Нива», встречи с Архиепископом Рязанским и Михайловским Павлом, заочное путешествие по святым местам России, просмотр видеофильмов.3ДуховнонравственноеФормирования православного мировоззрения и духовнонравственных ценностейУстные журналы, операция «Милосердие», выставки творческих работ учащихся, тематические классные часы, беседы, просмотры видеофильмов с последующим обсуждением.4Гимназическое самоуправлениеРазвитие социально активной личности, формирование у учащихся навыков осознанной постановки цели, планирования деятельности, анализа и самоанализа (осознанию своей индивидуальности посредством деятельности), контроля и самокоррекции, что способствует личностному росту учащихсяорганизация соревнования по системе воспитательной работы гимназии, заполнение классных и гимназических моделей5ПрофилактическаяПредупреждение противоправных действий, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних, изучение и соблюдение правил безопасности и поведения на улицах и дорогах.Организация деятельности Совета профилактики, составление информационной картотеки, встреча с духовником гимназии, конкурс знатоков, общегимназические линейки, инструктаж по технике безопасности для учащихся, встречи с сотрудниками ГИБДД, пожарной части, беседы, недели ПДД, диспуты и т.д.6Социальная(экологическоепатриотическое,правовоевоспитание)Создание условий для становления толерантной личности, способной к постоянному самообразованию и самосовершенствованию с целью оптимальной интеграции в социально экономическую и культурную систему современного общества;Мероприятия по системе воспитательной работы гимназии1 четверть –Месячник «Золотая волшебница Осень »2 четверть Месячник «Подросток и закон»3 четверть Месячник «Земля –наш общий дом»4 четверть месячник «Пою мое Отечество»7ПознавательнаяФормирование у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и получение прочных базовых знаний; развитие личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры,, готовую к осознанному выбору духовно нравственных ценностей и освоению профессиональных образовательных программ;Урочная: урок, семинар, лекция, беседа, ролевая игра, творческий отчет, доклад.
Внеурочная: конференция, интеллектуальный марафон, тестирование, предметные недели, посещение музеев, экскурсии.8Художественная Художественное и эстетическое воспитание учащихся, реализация индивидуальных способностей через систему творческих студий гимназии.Деятельность творческих студий, дни эстетического погружения, посещение театров, кино, участие в конкурсах художественной самодеятельности.9ТрудоваяТрудовое воспитание учащихся, создание, приумножение и сохранение материальных ценностей.Уроки труда, профориентация, встречи с интересными людьми, общественнополезный труд, конкурсы, «чистый четверг»10СпортивнооздоровительнаяФормирование здорового образа жизни, содействие физическому развитию учащихся. укрепление здоровья обучающихсяДень здоровья, организация спортивных соревнований, совместная деятельность с рязанским дворцом детского творчества», встречи со спортсменами. 11Гимназические праздникиФормирование гимназических традицийГимназические праздники согласно церковному календарю.
Реализация духовнонравственного компонента в образовательный и воспитательный процессы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.Создание единой образовательной среды для православных гимназий, включающей в свою основу интегрирование обязательного федерального компонента основной образовательной программы и стандарта православного компонента, способствует преобразованию, как существующих направлений развития гимназии, так и решению определённых проблем, ведущих к эффективной деятельности образовательного учреждения.Таким образом, сохранение социальнокультурной целостности и общегражданской идентичности российского общества как основной стратегической задачи модернизации современного российского образования может решить задачу формирования общегражданской целостности российского общества, основной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии.
Ссылки на источники1 Картукова, С.А. Проблемы духовнонравственного воспитания молодежи [Текст] / С.А. Картукова, А.Г. Картуков // Материалы 5й Междунар. науч.практ. конф. Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества, г.Москва, 910 октября / Научн.информ. издат. центр Институт стратегических исследований. –Москва: Издво Спецкнига, 2012. –С. 200205. ISBN 9785918911990.2Данилюк, А.Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.[Текст] / Официальное справочноинформационное издание Минобразования и науки РФ. / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков // Вестник образования. –2009. №17. 3Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №343.Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. –02.10.2010. Режим доступа: http://nachalka.edu.–[Дата обращения 08.03.2013].4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17.12.2010 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. –Режим доступа: http://standart.edu.ru.[Дата обращения 08.03.2013].5 Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) образования. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 2010. [Электрон. ресурс]. –опубл. 08.03.2011. Режимдоступа: http://orthedu.ru. [Датаобращения08.03.2013].
Kartukova Svetlana,deputy director on teaching and educational work of “Orthodox gymnasia into the name of clergyman Vasiliya Ryazanskogo”, Ryazan
The Realization spiritualmoral component in teaching and educational processes of orthodox gymnasia
Abstract.The article givesrealization spiritualmoral component in teaching and educational processes of orthodox gymnasia, the main trends, ways and mechanismsof innovatory changes. Keywords:gymnasia, spiritualmoraleducation, educational processes
Реализация духовнонравственного компонента в образовательном и воспитательном процессах православной гимназии
Аннотация. В данной статье представлена реализация духовнонравственного компонента в образовательном и воспитательном процессах Негосударственного образовательного учреждения «Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского»,основные направления, способы и механизмы инновационных изменений. Ключевые слова:гимназия, духовнонравственное воспитание, образовательный процесс.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовнонравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учётом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов[1].Цель и задачи духовнонравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контекстенационального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организации [2].Концепция реализации духовнонравственного компонента в образовательный и воспитательный процессы НОУ «Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского», направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Она реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с социальными партнерами Гимназии.Духовнонравственное развитие и воспитание в гимназии понимается комплексно и реализуется всей системой образования во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Принцип единства воспитания и обучения обеспечивается самим учебновоспитательным процессом и активной внеклассной работой и реализуется с помощью следующих инструментов (рисунок 1).Образовательный процесс Гимназии реализуется посредством интеграции светского образования (реализация федерального образовательного стандарта) и духовного образования и воспитания (реализация стандарта православного компонента)[35].В образовательном процессе сохраняется преемственность образовательных программ и на каждой ступени образования решаются следующие задачи.1 ступень –начальное общее образование, ориентированное на развитие личности каждого школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоциональнопозитивного ценностного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности, формирование универсальных учебных действий; охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
Зона интеграции 1 –школьные научные общества, элективные курсы.Зона интеграции 2 –концерты, выставки.Зона интеграции 3 –факультативы, предметные кружки.Зона интеграции 4 –предметные дни, праздники.
Рисунок 1–Модель единства воспитания и обучения в системе образования
2 ступень –основное общее образование на основе дифференциации по уровням учебных возможностей, решающее задачи по формированию целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретении опыта разнообразной деятельности(индивидуальной коллективной), опыта познания и самопознания; по подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.3 ступень –среднее (полное) общее образование, обеспечивающее дальнейшее отдельных предметов (профильное обучение), ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Исходя из этого, учебные предметы могут быть выбраны для изучения либо на базовом, либо на профильном уровне. Каждый обучающийся вправе формировать индивидуальный учебный план, выбирая различные сочетания базовых и профильных предметов, и учитывая нормативы учебного времени. Такой подход оставляет широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся –выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности составляют его индивидуальную образовательную траекторию. На данной ступени осуществляется формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, дифференциации обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями; обеспечение обучающимися равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.В содержание образовательного процесса заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России»[2].Общая стратегия инновационной деятельности гимназии строится на основе соорганизации процессов, обеспечивающих, с одной стороны, качество различных форм и типов подготовки (обучения), а с другой,условия для разработки и осуществления инициативных форм образовательной практики на всех уровнях деятельности гимназии (предметноурочная, воспитательная, организованная работа, дополнительное образование)Виды и формы воспитывающей деятельности гимназии представлены в таблице 1. Таблица 1Виды и формы воспитывающей деятельностигимназии
№Видвоспитывающей деятельностиЦелевое назначениеАктивная форма организации деятельности1ЛитургикаФормирование православного миропонимания, основанного на традициях национальной духовной культуры, участие в литургической жизни церкви.Участие в богослужениях, крестных ходах, водосвятных молебнах.2Святоотеческая Показать роль христианства и Русской Православной Церкви в историческом и культурном развитии России и мировой цивилизации в целом.Классные часы, паломнические поездки, выпуск гимназической газеты «Нива», встречи с Архиепископом Рязанским и Михайловским Павлом, заочное путешествие по святым местам России, просмотр видеофильмов.3ДуховнонравственноеФормирования православного мировоззрения и духовнонравственных ценностейУстные журналы, операция «Милосердие», выставки творческих работ учащихся, тематические классные часы, беседы, просмотры видеофильмов с последующим обсуждением.4Гимназическое самоуправлениеРазвитие социально активной личности, формирование у учащихся навыков осознанной постановки цели, планирования деятельности, анализа и самоанализа (осознанию своей индивидуальности посредством деятельности), контроля и самокоррекции, что способствует личностному росту учащихсяорганизация соревнования по системе воспитательной работы гимназии, заполнение классных и гимназических моделей5ПрофилактическаяПредупреждение противоправных действий, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних, изучение и соблюдение правил безопасности и поведения на улицах и дорогах.Организация деятельности Совета профилактики, составление информационной картотеки, встреча с духовником гимназии, конкурс знатоков, общегимназические линейки, инструктаж по технике безопасности для учащихся, встречи с сотрудниками ГИБДД, пожарной части, беседы, недели ПДД, диспуты и т.д.6Социальная(экологическоепатриотическое,правовоевоспитание)Создание условий для становления толерантной личности, способной к постоянному самообразованию и самосовершенствованию с целью оптимальной интеграции в социально экономическую и культурную систему современного общества;Мероприятия по системе воспитательной работы гимназии1 четверть –Месячник «Золотая волшебница Осень »2 четверть Месячник «Подросток и закон»3 четверть Месячник «Земля –наш общий дом»4 четверть месячник «Пою мое Отечество»7ПознавательнаяФормирование у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и получение прочных базовых знаний; развитие личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры,, готовую к осознанному выбору духовно нравственных ценностей и освоению профессиональных образовательных программ;Урочная: урок, семинар, лекция, беседа, ролевая игра, творческий отчет, доклад.
Внеурочная: конференция, интеллектуальный марафон, тестирование, предметные недели, посещение музеев, экскурсии.8Художественная Художественное и эстетическое воспитание учащихся, реализация индивидуальных способностей через систему творческих студий гимназии.Деятельность творческих студий, дни эстетического погружения, посещение театров, кино, участие в конкурсах художественной самодеятельности.9ТрудоваяТрудовое воспитание учащихся, создание, приумножение и сохранение материальных ценностей.Уроки труда, профориентация, встречи с интересными людьми, общественнополезный труд, конкурсы, «чистый четверг»10СпортивнооздоровительнаяФормирование здорового образа жизни, содействие физическому развитию учащихся. укрепление здоровья обучающихсяДень здоровья, организация спортивных соревнований, совместная деятельность с рязанским дворцом детского творчества», встречи со спортсменами. 11Гимназические праздникиФормирование гимназических традицийГимназические праздники согласно церковному календарю.
Реализация духовнонравственного компонента в образовательный и воспитательный процессы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.Создание единой образовательной среды для православных гимназий, включающей в свою основу интегрирование обязательного федерального компонента основной образовательной программы и стандарта православного компонента, способствует преобразованию, как существующих направлений развития гимназии, так и решению определённых проблем, ведущих к эффективной деятельности образовательного учреждения.Таким образом, сохранение социальнокультурной целостности и общегражданской идентичности российского общества как основной стратегической задачи модернизации современного российского образования может решить задачу формирования общегражданской целостности российского общества, основной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии.
Ссылки на источники1 Картукова, С.А. Проблемы духовнонравственного воспитания молодежи [Текст] / С.А. Картукова, А.Г. Картуков // Материалы 5й Междунар. науч.практ. конф. Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества, г.Москва, 910 октября / Научн.информ. издат. центр Институт стратегических исследований. –Москва: Издво Спецкнига, 2012. –С. 200205. ISBN 9785918911990.2Данилюк, А.Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.[Текст] / Официальное справочноинформационное издание Минобразования и науки РФ. / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков // Вестник образования. –2009. №17. 3Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №343.Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. –02.10.2010. Режим доступа: http://nachalka.edu.–[Дата обращения 08.03.2013].4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17.12.2010 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. –Режим доступа: http://standart.edu.ru.[Дата обращения 08.03.2013].5 Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) образования. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 2010. [Электрон. ресурс]. –опубл. 08.03.2011. Режимдоступа: http://orthedu.ru. [Датаобращения08.03.2013].
Kartukova Svetlana,deputy director on teaching and educational work of “Orthodox gymnasia into the name of clergyman Vasiliya Ryazanskogo”, Ryazan
The Realization spiritualmoral component in teaching and educational processes of orthodox gymnasia
Abstract.The article givesrealization spiritualmoral component in teaching and educational processes of orthodox gymnasia, the main trends, ways and mechanismsof innovatory changes. Keywords:gymnasia, spiritualmoraleducation, educational processes