Развитие познавательной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корниенко Н. В. Развитие познавательной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54018.htm.
Аннотация. Основная цель программы дать учителю – дефектологу практический материал для развития и коррекции психофизических функций детей с умственной отсталостью. Программа состоит из разделов: пояснительной записки и содержания программы, календарно – тематического планирования, а также предложены эффективные способы организации занятий и Модель урока. Материал может с успехом использоваться для диагностик познавательной деятельности, включения в урок развивающих упражнений, независимо от темы, над которой работает учитель.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корниенко Нина Васильевна,учитель –дефектолог МБСКОУ «Школы №17» г. Абакана.

«Развитие познавательной деятельности детей с умеренной умственнойотсталостью».Аннотация. Основная цель программы дать учителю –дефектологу практический материал для развития и коррекции психофизических функций детей с умственной отсталостью. Программа состоит из разделов: пояснительной записки и содержания программы, календарно –тематического планирования, а также предложены эффективные способы организации занятий и Модельурока. Материал может с успехом использоваться для диагностик познавательной деятельности, включения в урок развивающих упражнений, независимо от темы, над которой работает учитель.Ключевые слова:психомоторика, внимание и память, мышление, пространственная деятельность, речь и творчество. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями представляет одну из проблем в современном мире и является важным направлением специальной психологии и коррекционной педагогики. По экспертным оценкам ООН к началу XXIвека в мире насчитывалось 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками и лишь 2% из них получали необходимую помощь. Являясь гражданами государства, дети и подростки с ограниченными возможностями имеют право на своевременную психолого – педагогическую помощь и образовательные услуги. Научные исследования и практический опыт доказывают, что важным периодом для формирования у ребенка жизненного ресурса, познавательных и речемыслительных процессов, личностных качеств и коммуникации –это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована. Особенно важен этот период жизни для детей с умственной отсталостью, поскольку большая их часть не охвачена общественным дошкольным воспитаниеми образованием. Разработки теоретических подходов к решению вопросов развития детей с умственной отсталостью и практический опыт показывают, что благодаря своевременной комплексной помощи, у всех детей наблюдаются позитивные изменения в познавательной и эмоционально –волевой сфере. Только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно –развивающей работы ребенок с умственной отсталостью может достичь оптимального для него развития, преодолеть трудности овладения знаниями, умениями и навыками, что способствует успешной реабилитации и востребованности обществом. Такая работа должна носить индивидуально –дифференцированный характер, охватывать все линии психофизического развития ребенка, учитывать степень тяжести дефекта, состояние здоровья, индивидуально –типологические особенности нервной системы, свойства и особенности его личности в целом. Недоразвитие познавательной деятельности –основной симптом умственной отсталости, характеризуется разнообразными нарушениямимыслительных процессов. В то же время каждый процесс отличается особым характером развития и функционирования. Общим для всех познавательных процессов является:

нарушенное восприятие как в плане его осмысленности и обобщенности, так и основного аспектаперцептивной деятельности. Восприятия детей с умственной отсталостью протекают более замедленно, отличаются слабой дифференцированностью, неточностью, бедностью и поверхностностью, выражены менее ярко, а зачастую ошибочны и искажены (Е.И.Богданов, С.Я.Рубинштейн, С.Д.Забрамная и др.);

нарушенное внимание; оно отличается крайней поверхностью; страдает целенаправленность и устойчивость, его избирательность и концентрация, распределенность и переключаемость. Умственно отсталый ребенок отвлекается, перескакивает с одного объекта на другой, его рассуждения непоследовательны;

наличие агнозий и нарушений мотивационного компонента у большинства детей;

ослабленное развитие всех видов памяти;

несформированность мыслительной деятельности, которая проявляется и в операционной стороне мышления (не развиты операции сравнения, анализа и синтеза, классификации и обобщения);

нарушения динамики развития мыслительной деятельности (непоследовательность суждений, лабильность и инертность мышления);

нарушения мотивационного компонента (утрата целенаправленности мышления);

расстройства эмоциональной сферы носят разнообразный характер. Общее –суженный диапазон базовых эмоций (неадекватность эмоционального реагирования, несформированность иерархии мотивов, регулирующих поведение).Цель программы: через создание зоны ближайшего развития корригировать познавательное развитие ребенка и тем самым содействовать его подготовке к обучению в школе.Задачи: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и выражать их в речи; коррекция недостатков развития познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них зрительных, слуховых, тактильно –двигательных восприятий; формировать способность сохранять, перерабатывать, воспроизводить, полученные знания и умения; развивать регулятивную, коммуникативную функцию речи, обеспечивающей социализацию ребенка с умственной отсталостью; содействовать исправлению недостатков развития общей и мелкой моторики, совершенствовать зрительно –двигательную координацию; формировать личностные положительные качества (доброжелательность, терпимость, аккуратность). Сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности. Сенсорное воспитание направлено на формирование у детей перцептивных действий действий рассматривания. выслушивания, ощупывания, а также на обеспечение освоения систем сенсорных эталонов. Другой важной задачей сенсорного воспитания является свoeвременное и правилъное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делая эти образы более четкими, систематизированными, и обобщенными.Развитие восприятия во всех случаев идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т,е, к появлению образа представления.Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зритeлъного, слухового внимания и восприятия.

Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, умственно отсталые дети не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений осуществляется значительно медленнее, чем в норме. Для решения указанных недостатков в программу включены упражнения по развитию слухового восприятия и слуховой памяти. Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение неречевых, речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение физических упражнений различного ритмического рисунка; имитационные (речевые и бeзpeчeвые) упражнения; игру на детских музыкальных (шумовых) инструментах и т.д. Занятия по формированию слухового восприятия целесообразно использовать для выработки слухомоторных координаций. Педагог должен помнить, что развитие общеинтеллектуальных умений начинается с развития зрительного и слухового восприятия.Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех занятиях без исключения, но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании и на участке, на близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов.Развитие и формирование сенсорной деятельности тесно связано с формированием сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), умений группировать предметы поразличным признакам, сравнивать плоскостные и объемные предметы, опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов деятельности речью.

На занятиях дети учатся различать предметы: по величине (большой –маленький, основываясь на зрительно воспринимаемом образе, тактильных ощущениях –«Этот мяч маленький, его можно взять одной рукой. Вот так…»; «Этот мяч вот какой большой! Давай возьмем его двумя руками»;

по цвету (на примерах красного, желтого, зеленого и других цветов).На начальных этапах обучения достаточно научить выделять предмет такого же или другого цвета, далее –выделение заданного цвета, его дифференциация (различение);

по форме: круг (мячик), квадрат (кубик), основываясь на зрительно воспринимаемых образах итактильных ощущениях.У них формируется слуховое внимание, умение различать предметы и действия по звуку: игрушка пищит, бумага шуршит, вода течет, капает, музыка играет и т. д.Обогащается и развивается сенсорный опыт с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества: игры с водой, песком, снегом, игрушками из материалов различной фактуры, рисование, лепка.

Развитие памяти и внимания. Развитие внимания является одной из предпосылок для успешного усвоения ребенком доступного для него объема представлений, знаний, умений, навыков. В начальный период обучения внимание умственно отсталого ребенка непроизвольно и весьма кратковременно. Непроизвольное внимание привлекается новым ярким предметом, движением, звуком. Развитие внимания тесно связано с развитием запоминания, поэтому в дидактических играх ставится задача и на запоминание предметов, их свойств, качеств и действий. Далее ребенок научается сосредоточиваться на предмете более длительное время и с большей продуктивностью так формируются элементы произвольного внимания. При этом степень произвольности в деятельности детей носит сугубо индивидуальный характер, который учитывается при организации коррекционноразвивающей работы с ребенком.Развитию различных видов памяти также уделяется внимание на всех занятиях с ребенком. Даже ребенок с выраженной умственно отсталостью имеет некоторую специфику в развитии различных видов памяти и в их включенности в ту или иную деятельность. Педагогу необходимо быть очень внимательным наблюдателем для того, чтобы увидеть преобладающие виды памяти и с учетом этого включать в деятельность ребенка сначала те задания, которые строятся на ведущем виде памяти, а затем те, которые развивают и другие ее виды.Работа по развитию памятипозволяет сформировать и закрепить у ребенка достаточно адекватные образы восприятия предметов окружающей действительности. Именно эти полимодальные образы восприятия затем становятся основой для формирования обобщенных и более гибких представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Формирование пространственных представлений как основы когнитивного компонента познавательной деятельности.Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как одни из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов;встречающихся при умственной отсталости (Т.И. Головина, И.М. Соловьев).Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. Особенно значим данный фактор при понимании отношений сравнений, сложных логических конструкций, пространственном анализе и синтезе информации от органов чувств различной модальности. В процессе формирования пространственных представлений единство всех признаков у детей устанавливается не сразу, а постепенно через движения тела, конечностей, повороты головы, глаз и т.д. Таким образом, единство кинетических и кинестетических ощущений, единство визуального и слухового восприятия способствуют формированию у ребенка целостного пространственного образа.В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на занятиях у ребенка формируются следующие умения: ориентироваться в схеме собственного тела;

определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве; моделировать пространственное расположение предметов; двигаться в заданном направлении и изменять его. Усвоение ребенком знаний о пространстве собственного тела –важнейший этап в формировании когнитивной сферы ребенка в целом, поскольку является базисным для дальнейшего развития его мышления.Знакомство со схемой собственного тела начинается по вертикальной оси. Анализируется расположение непосредственно составляющих тела (голова, шея, плечи, туловище, руки, ноги); отдельных частей тела ( рука, ладонь, пальцы; ноги, колено, стопа).Ориентировка в окружающем пространстве первоначально проводится по параметру относительности предметов к самому ребенку и его местоположению. Для этого важно сформировать у детей четкое различение праволевосторонней организации среды. Ориентируясь в пространстве, ребенок изначально овладевает дифференциацией отношений предметов и их частей по вертикали («на», «над», «под», «вверху», «внизу»). Второй этап формирования пространственных отношений заключается в анализе горизонтального пространства («впереди», «позади», «сзади»). Также, начиная с собственного тела анализируются позиции близости: «близко», «ближе», «далеко», «дальше». Одновременно дети обучаются передвижению в пространстве, ориентируясь на схему собственного тела, Следующий этап работы формирование квазипространственных представлений (определениеместорасположения предметов по отношению друг к другу: в комнате, спальне игровой) и их вербализация в виде ответов на отдельные вопросы, отчетов о проведенных действиях. Это наиболее трудный раздел для умственно отсталых детей. Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела. Дети испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование пространственных представлений. Поэтому значительная часть занятий проводится в игровой форме.

В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.Формирование мыслительной деятельности

Содержание работы по формированию мъппления направлено на развитие ориентировочной Деятельности и познавательной активности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами в мыслительной деятельности: дeйcтвием, словом и образом.Фopмиpoвaние мышления рассматривaeтся как единый диалектический процесс, где каждый из видов мышления является необходимым компонентом общего мыслительного процесса.Исходя из этого, на занятиях по формированию мышления выделяются следующие направления:· создание у детей предпосылок к развитию нагляднодейственного мышления;· формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;

формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями; формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметовзаместителей;

формирование способов ориентировки в условиях npoблемной npaктической задачи и способов ее выполнения;

формирование метода проб как основного метода решения проблемнопрактических задач и обобщение этoгo опыта в вербальном плане; формирование у детей наглядно образного мышления; формирование умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно; обучение детей решению элементарных логических задач.

Таким образом, занятия по формированию мышления проводятся по следующим направлениям:формирование нагляднодейственного, наглядно –образного и элементов логического мышления.Нaглядно действенное мышление детейс умственной отсталостью формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью.В основу формирования нагляднодейственного мышления положено развитие самостоятельной ориентировочноисследовательской деятельности при решении проблемнопрактических задач, а также формирование основных функций речи. В процессе действия с предметами у ребенка появляется мотив для собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образыпредставления, которые становятся более гибкими, динамичными. При совершении действий с предметами иизменении реальной ситуации у ребенка создается фундаментальнаяоснова для становления образовпредставлений. Таким образом, нагляднопрактическая ситуация является своеобразным этапом установления у ребенка прочной связи между действием и словом. На основании этой связи могут строиться полноценные образыпредставления.Система игрупражнений направлена на:

формирование обобщенных представлений о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в каждодневной жизни;

знакомство с проблемными практическими ситуациями, которые учат анализировать эти ситуации и использовать предметы заместители; формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи, а также методом проб как основным способом решения нагляднодейственных задач;

определение причины, которые нарушили ход действия или явления. Один из важных аспектов наглядно –образного мышления умение действовать в уме, оперируя образами –представлениями. Начальныеэтапы развития наглядно –образного мышления примыкают к развитию процессов восприятия инarлядно –действенного мышления детей с умственной отсталостью.Задача –сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт.

Система игрупражнений направлена на: формирование целостного восприятия жизненных ситуаций или изображенных на картинках; формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования;

формирование соотношений между образом и словом.

формирование умений выполнять классификацию.Формирование элементов логического мышления.

В процессе деятельности ребенок учится устанавливать временные, причинно –следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства. Система игрупражнений направлена на:

формирование умений выполнять классификацию;

формирование умений выполнять систематизацию;

формирование умений устанавливать причинно –следственных связей. Развитие речевой деятельности. Развитие речи у детей происходит во всех видах деятельности, в процессе общения со взрослыми на коррекционных занятиях. В процессе занятий по развитию познавательной деятельности у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности, происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу. Результативность программы.

В состав группы было включено 5 детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Количество занятий 68; занятия начались с 01. 09. 09.Занятия проводились с учётом индивидуальных психофизических особенностей детей, по разработанной модели.Материал преподносился порционно, с постепенным усложнением упражнений, с включением материала для повторения и самостоятельных работ. На занятиях моделировались игровые и практические ситуации, включались упражнения на развитие моторики, пространственную ориентацию, практическую деятельность –лепку, и т.д.Содержание занятий направлено на развитие психических и мыслительных процессов.В результате реализации программы прослеживается следующая положительная динамика в развитии познавательной деятельности детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью:Таблица 1.Оценка функций психических и познавательных процессов.Показатели

ФИО

Восприятие

Внимание

Память

МышлениеСенсорно –перцептивная сфераокт.майокт.майокт.майокт.майокт.майД. Алеша15191215810914101О. Коля4635234757О.Надя69610475957Ч. Настя7109181291169Ч. Саша151816208109151721

Таблица 2.Общие результаты развития функций психических и познавательных процессов (баллы).

Начало годаКонец годаД. Алеша5472О. Коля 1828О.Надя 2642Ч. Настя 4152Ч Саша6584Гистограмма 1.Динамики развития психических и познавательных процессову детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью

Таким образом, в ходе реализации программы дети научились следующему:О Коля., Ч. Настя. на занятиях проявляют интерес к деятельности, выполняют различные действия по подражанию и элементарной инструкции, знают названия 2 цветов, различают 4; знают 1 –2 геометрические формы, контрастные величины (большой –маленький), различают высокий –низкий, толстый тонкий. Называют и показывают части тела и их назначение (глазами смотрим, можно многое увидеть, их нужно беречь). Сформированы понятия –игрушки, домашние и дикие животные. Участвуют в смоделированных ситуациях, выполняют действия с предметами, имеющими фиксированное значение. Д. Алеша., О. Настя., Ч. Саша научились выполнять простые задания, используя образец; действовать по инструкции педагога; внимательно слушать педагога; рассматривать, предложенную картинку, предмет, отвечать на вопросы. Знают и называют основные цвета, 34 геометрические фигуры, узнают их по основным признакам.Называют и различают плоскостные и объемные предметы; по их свойствам выделяют среди других. В смоделированных ситуациях могут целенаправленно действовать по инструкции, использовать предметы, имеющие фиксированное значение, устанавливать связь между предметами и действовать по ситуации, решая элементарные логические задачи. В практической деятельности называют свойства пластилина, могут слепить шарик, кубик, птичку. У них сформированы обобщающие понятия –овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы. Составляют из частей целое на разрезном наглядном материале (2 –3 детали). Определяют изменения в предъявленном ряду, состоящем из 3х предметов. Находят «лишнюю» игрушку, карточку из 4 предметов. Показывают на себе, кукле основные части тела и лица. Могут выполнить 28действий по инструкции педагога.Три года работы по данной программе с детьми, имеющими умеренную степеньумственной отсталости, позволила мне сделать следующие выводы: 1..Предложенная модель коррекционного занятия эффективна, т.к. позволяет материал преподносить с постепенным усложнением, порционно, с включением материалана повторение и закрепление, планировать самостоятельные работы наоснове игровых, практических упражнений. Деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование) формировало двигательные умения и оционально волевую сферу положительными чувствами, снималонапряженность.2. Занятия содействовали обогащению чувственного опыта ребенка на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и выражать их в речи.3. У всех детей (9) прослеживается положительная динамика в развитии психическихпроцессов, выполнениев основном предъявляемых требований по каждомуразделу программы.4. Дети научились работать парами, в группе, оказывать помощь более слабым. 5.Работа по программе содействовало подготовке к школьному обучению: все детизанимаются в 1 специальном классе с 01.09.2013 года..