Общешкольный образовательный проект как инструмент развития ребенка с повышенными образовательными потребностями

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузьмина Е. Н. Общешкольный образовательный проект как инструмент развития ребенка с повышенными образовательными потребностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54019.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации системы ежегодных общешкольных тематических образовательных проектов для детей с повышенными образовательными потребностями с целью: 1.повышение качества школьного образования; 2. повышение активности и эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей и педагогов, повышение ответственности семьи за образовательный результат ребенка; 3. создание условий для реализации и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся/воспитанников, имеющих повышенную учебную мотивацию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кузьмина Елена Николаевназаместитель директора по ВРГосударственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы прогимназия №1733.kolyacha@yandex.ru

©Общешкольный образовательный проект как инструмент развития ребенка с повышенными образовательными потребностямиª.

Аннотация.Статья посвящена вопросаморганизациисистемы ежегодных общешкольных тематических образовательных проектов для детей с повышенными образовательными потребностямис целью:1.повышениекачества школьного образования;2. повышение активности и эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей и педагогов, повышение ответственности семьи за образовательный результат ребенка;3. создание условий для реализации и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся/воспитанников, имеющих повышенную учебную мотивацию.Ключевые слова:одаренные дети,образовательная среда, мотивация к саморазвитию.©Чтобы переварить знания, надо поглощать их с интересомª. А ФрансВ прогимназии создана особая образовательная среда и условия для обучения и развитиядетейс повышенными образовательными запросами (потребностями). Мы намеренно не делим детей на одаренных и не одаренных. Для нас все дети прогимназии ‬это дети с повышенными образовательными запросами (потребностями).Это означает, что обучающимся предложены:•повышенная трудность образовательных программ;•широкие условия для проявления активной позиции;•достаточный и необходимый для интеллектуально личностного развития уровень неуспешности (в т.ч. в целях воспитания ©толерантности к неудачеª);•более жёсткая система оценивания;•учетинтеллектуальныхприоритетов обучающегося;•возможности для проявления интеллектуальной инициативы;

•условно партнерские отношения с учителем (ребенок ‬автор и соавтор своегоразвития).Дети с повышенными образовательными запросами характеризуются:•ярко выраженной мотивацией к саморазвитию, которая выражается в их высокой интеллектуально творческой активности;•средним, средневысоким или высоким уровнем развития способностей.Дети с повышенными образовательными запросами нуждаются

2•в благоприятных условиях для проявления и поддержки интеллектуальной активности (условия для интеллектуальной инициативы, творческой деятельности);•в особомпсихологопедагогическомсопровождении(например, в научении отличать технические неудачи от содержательныхилив развитии определённых навыков произвольного внимания и т.д.);•очень часто, в специальных мероприятиях по социализации.Поскольку способности ребенка могут развиваться, блокироваться (останавливаться в развитии), превращаться из потенциальных в актуальные

основная задача коллектива прогимназии состоит в создании благоприятных условий для развития способностей детей с особыми (повышенными) образовательными запросами.Для этого в прогимназии разработанасистема ежегодных общешкольных тематических образовательных проектов, которые ориентированы также на достижение основных целей и задач начального общего образования:

повышение его качества;повышение активности и эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей и педагогов, повышение ответственности семьи за образовательный результат ребенка;создание условий для реализации и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся/воспитанников, имеющих повышенную учебную мотивацию.В рамках перечисленного целеполаганиярешаются следующие задачи:расширение и углубление образовательной программы школы;выявление детей с высокими образовательными потребностями и удовлетворение этих потребностей;развитие универсальных учебных действий (анализ, сравнение, исследование и др.);воспитание и социализация детей с повышенными образовательными потребностями;привлечение ресурсов семьи к образованию одаренного ребенка; содержательное наполнение досуга семьи, общения детей и родителей;формирование ценности интеллектуальной и творческой деятельности в семье;повышение авторитета родителей и учителей у школьников, развитие самостоятельности школьников;создание и/или развитие образовательной среды школы (реализация программ музейной педагогики, организация экскурсий по сменным выставочным экспозициям, наглядный материал для самостоятельного изучения);оформление помещений школы (выставки творческих работ учащихся);участие во внешних интеллектуальных и творческих конкурсах (расширение круга интересов расширение тематики конкурсов, расширение спектра кружков дополнительного образования, востребованности кружков).В результате реализации проекта ожидается:1.повышение удовлетворенности участников образовательного процесса вариативностью и качеством образовательных услуг школы;2. повышение активности родителей в жизни класса, школы;3. повышение уровня качества образования обучающихся/воспитанников с повышенными потребностями в образовании;4. рост профессионального мастерства педагогов;

35. накопление и систематизация методическихразработок, творческих и проектных работ учащихся.Общешкольные образовательные проекты в прогимназии имели различную продолжительность (от 2 месяцев до 1 года), в зависимости от темы и поставленной цели. Все вместе: ученики, родители и педагоги изучали традиции Хохломы и Гжели, дымковской игрушки, техники декупажа и папьемаше; осмысляли исторические события и значение побед советского народа в Великой Отечественной войне, мастеря макеты и памятные знаки, посвященные тем далеким событиям; подражали М.В. Ломоносову, создавая мозаичные панно; знакомились с открытиями российских путешественников, ученых, исследователей ...Данная работа представляет "Общешкольный образовательный проект, посвященный 200летию Бородинского сражения и победы в Отечественной войне 1812года", как особым образом организованную деятельность, направленную на создание условий для развития детей с особыми (повышенными) образовательными запросами. Проект состоит из нескольких частей:oИграпутешествие по мастерским Страны Знаний (1 сентября)oПредметная Неделя историиoПрограмма по музейной педагогике ©В гостях у музеяªoЦикл лекцийконцертов Московской государственной академической ФилармонииoПарадсмотр строя и песниoОбщешкольная выставка творческих работ учащихся 14х классов ©Недаром помнит вся Россия…ª

Играпутешествие по мастерским Страны Знаний (1 сентября)Работа над проектом начинается с создания организационной группы. В состав группы входит администрация, преподаватели и психологи прогимназии. Группа:определяет тему проекта, обосновывает мотивацию, планирует консультирование, формирует список литературы или иных источников информации, помогающий подготовиться и пополнить багаж своих знаний.для освоения темы, разрабатывает программу музейной педагогики в соответствии с выбранной темой,собирает, оформляет и систематизирует результаты проекта, готовит и проводит выставки, иные мероприятия в рамках проекта,награждает и поощряет по итогам.В прогимназии существует традиция. 1 сентября каждого года, День знаний проходит празднично, поособенному. Нет традиционных уроков. Учащиеся 24х классов отправляются в виртуальное путешествие по стране Знаний. В этом проекте участвуют все учителя и педагоги прогимназии.Подготовительный этап: определение концепции, целей и задач проекта;назначение руководителей станций;разработка заданий;разработка и изготовление маршрутных листов, их координация и сведение в единую систему;подготовка и оформление классов, подготовка табличек с названием станций;

4техническая и организационная подготовка итоговой линейки, подготовка призов.Участники проекта: педагоги и учащиеся 24 классов, Продолжительность проекта ‬34 часа На торжественной линейке, посвященной Дню знаний, каждому классу в запечатанном конверте вручается маршрутный лист движения класса по стране Знаний. На маршрутном листе указано время старта и порядок прохождения станций. Пять классов стартуют одновременно в 9.00, но с разных станций. Каждый класс должен пройти 3 станциимастерские (словесности, математики и художественная). На выполнение заданий в мастерской отводится 1 урок. Класс делится на группы. Каждая группа выполняет свои задания, в конце урока результат групп объединяется.

Задания рассчитаны не просто на наличие некоторых знаний, но и догадку, умение переносить принципы и алгоритмы решения задач в известной области на другие, ранее не известные; задания подбираютсятак, чтобы решение можно было найти в процессе командного обсуждения.При успешном решении всех заданий руководители станции наклеивают на маршрутный лист наклейку. Команда должна собрать 3 наклейки на 3 станциях.На финише команды сдают маршрутные листы.Результаты подводятся на итоговой линейке. Проигравших нет. Победил командный дух, товарищество, взаимоподдержка и взаимопонимание, любовь к познанию нового, поиску нестандартных решений, творческому самовыражению, преодоления себя ради интересов команды.Предметная Неделя историиВ нашей прогимназии традиционно проходит Неделя ОМ (истории). Ученики прогимназии самые благодарные слушатели и участники учебного процесса, они с энтузиазмом принимают участие в различных викторинах и конкурсах, публичных выступлениях и марафонах, в том числе и в предметных олимпиадах. Олимпиады, конкурсы для них это и состязание,и праздник. Олимпиада проводится по параллелям, она рассчитана на 45 минут (урок). Для учащихся создается комфортнопраздничная атмосфера. Варианты работ раздаются каждому ученику на печатной основе, проводится вводный инструктаж. Для текста олимпиады специально подбираютсяразноуровневые задания, соответствующие психологическим особенностям возраста. Победителей и призеров в нашей школе принято награждать на торжественной линейке грамотами, памятными подарками и книгами, которые они смогут использовать в дальнейшем как справочнопознавательный материал для расширения эрудиции.

5Предметная неделя развивает инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учит детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучает к дисциплине, соблюдению установленных правил.Самое важное ‬это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся происходитмногократное повторение предметного материала. Задания позволяют не просто механически вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, сопоставлять, оценивать, думать. Предметные недели в нашей школе это первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах более высокого уровня: Городской дистантной олимпиаде по естествознанию, Интернет олимпиаде ©Эрудиты планетыª, Межрегиональном туре многопредметной олимпиады ©Интеллектуальный марафон младших школьниковª г. Киров и т.д. (полный перечень конкурсов приведен в заключении).Программа по музейной педагогике ©В гостях у музеяªМузейная педагогика оказываетнеоценимую помощь в процессе воспитания, помогаетребенку стать творческой личностью, прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры.Отличительные черты обучения помузейной педагогике неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение осуществляется в форме экскурсий, музейных занятий.Музейная педагогика дает возможность:осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школе;научить ребенка видеть историкокультурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;развивать способность к эстетическому созерцанию сопереживанию;формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;объяснить понятие памятник истории, культуры, природы, их многообразие. Памятник предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на профессиональную ориентацию учащихся старших классов, разработанная в прогимназии программа, адаптирована для учащихся начальной школы. Программа включает экскурсионную работу, создание индивидуальныхи коллективных сюжетнотематических работ, ролевые игры.В рамках образовательного проекта были спланированы и осуществлены экскурсии в музей ©Бородинская панорамаª и выезд на Бородинское поле сознакомством с бытом солдат 1812г. в селе Доронино. Военноисторическое поселение "Доронино" живой музей крестьянского и военного быта, расположенный на территории 6Государственного Бородинского военноисторического музеязаповедника. Главной особенностью "Доронино" является то обстоятельство, что все постройки, детали интерьера, предметы и вещи не являются молчаливыми экспонатами и доступны в ежедневном обиходе. Ребята, переступая порог деревенской избы, переносятся в атмосферу XIX века, перед ними открываются ожившие картины жизни крестьянской семьи и солдат русской армии, находящихся на постое. Они становятся участниками драматических событий, происходивших на территории Можайского уезда в Отечественную войну 1812 года, достоверно воссозданных членами военноисторических клубов.

Цикл лекцийконцертов Московской государственной академической ФилармонииДирекция музыкальнолитературных образовательных программ Московской государственной академической филармонии ежегодно проводит на базе прогимназии выездные лекцииконцерты. Темы лекцийконцертов корректируютсяв соответствии с выбранной темой образовательного проекта. Для образовательного проекта, посвященного 200летию Бородинского сражения, была выбрана тема: ©Знамена и оркестр, вперед!ª На концертах звучала поэзия, романсы, марши XIXв., что помогло классам подготовится к Смотру строя и песни.Парадсмотр строя и песниВся собранная разнообразная информация помогла в подготовке к выступлению на смотрепараде, посвященном 200летию Бородинского сражения. Цели и задачи:формирование гражданскопатриотического сознания учащихся,знакомство с историей Отечественной войны 1812г., историей родов войск XIXвека, формой, командирами и традициями войск участников Отечественной войны 1812г.,укрепление коллективов классов, формирование командного взаимодействия учащихся, стимулирование коммуникативности, улучшение взаимопонимания между детьми,развитие внимания, координации, умения слышать и выполнять команды.Участники: учащиеся 14х классов;Основные положения: Отряд выступает в полном составе. В составе жюри входят военнослужащие в отставке (сотрудники прогимназии), приглашенные сотрудники военнопатриотического клуба ©Дорониноª, выпускники кадетского корпуса №2.Каждый класс представлял свой отряд войск, участвовавший в сражениях войны 1812г. Это и гусары, и уланы, и егерский полк, и партизанский отряд Василисы Кожиной, и артиллеристы, и драгуны.Проигравших не бывает. Побеждает атмосфера радости, праздника, единения детей, учителей, родителей. Каждый класс получает в подарок большой сладкий пирог,и праздник заканчивается чаепитием в каждом классе.

Общешкольная выставка творческих работ учащихся 14х классов

7©Недаром помнит вся Россия…ª

Начальная школа... Мир особенный и неповторимый. Здесь многое происходит в жизни ребенка впервые первые радости и огорчения, успехи и неудачи, школьная дружба, первые открытия и первые творческие успехи... Мы стараемся создать в школе благоприятную атмосферу, пропитананную духом творчества, и не просто творчества, а СОтворчества, СОзидания, СОтрудничества школы, детей и родителей. Совместное творчество это то, что больше всего запоминается детям. Занимаясь вместе с ребенком лепкой, оригами, делая какието поделки, вы потихонечку приобщаете ребенка к искусству и развиваете в нем аккуратность, мастеровые навыки и творческие способности. В процессе совместного созидательного творчества:возникает чувство единения в общей деятельности с мамой и папой, чувство сопричастности, общего дела, ощущение заинтересованности взрослого делами ребенка, ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами, у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;осуществляется интересный и плодотворный досуг, что само по себе хорошо как вид позитивной привычки, жизнь насыщается интересным, увлекательным, любимым делом, увлечением, хобби;внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как учитель старается распределить его равномерно между всеми детьми в классе;развивается стремление к созиданию;в процессе творчества происходит самовыражение ребенка, выражение различных эмоций;проявляется фантазирование и творческое воображение, что необходимо для гармоничного развития;дети мыслят самостоятельно, творчески, применяют свою логику;творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как аккуратность, внимание, память, мышление, моторику, интеллект, самоуправление (когда в целом при интересном деле, все же приходится преодолевать себя: поработать чуть больше, чем хочется);при работе с природными материалами появляется чувство единения с природой, бережное отношение к ее дарам;при работе с подручными средствами типа ненужных коробочек и баночек, развивается креативность, ребенок придумывает, что можно сделать из коробки изпод каши ©Геркулесª или обувной коробки ‬высотный дом, машину, гараж, кукольную кроватку, крепость;общешкольные тематические выставки детского творчества на первом этаже школы развивают у ребенка ощущение своей значимости, ценности, личных способностей и умений;в творчестве развивается эстетическое чувство, вкус и тяга к прекрасному.Хороший результат совместной работы (или удовольствия) детей и родителей, представленный на школьной выставке творческих работ, позволяет не очень успешному в учебной или иной деятельности ребенку ярче позиционировать себя в коллективе детей и педагогов, насладиться ситуацией успеха. А ученик лидерможет получить хороший социальный опыт и обрести понимание ценности каждой личности не только с точки зрения отличной учебы, но и способности к самовыражению, глубокой моральнонравственной позиции и т.д.

8В творческой активности важную роль играют особенноститемперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи. Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности, поэтому мы стараемся предложить различные направления реализации творческого потенциала ребенка в рамках образовательного проекта.Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом, необычном свете и находить уникальныерешения проблем. Креативность является противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.На волнующий многих родителей вопрос, можно ли развить креативность, психологи отвечают да. Это связано с тем, что ранний школьный возраст является очень восприимчивым, пластичным. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.Мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт малыша, который он получает в семье, умножается вдвое. Родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся малышу и будут ему интересны. Однако молодым родителям не всегда хватает времени и понимания, что значит воспитание и развитие своего ребенка ‬первенца. Часто такое понимание приходит позже, когда ребенок уже вырастает. Иногда только с внуками реализуются воспитательные возможности уже бабушек и дедушек. Так стоит ли терять время? Общайтесь со своими детьми, наслаждайтесь этими минутами, творите вместе с ними. Несмотря на усталость, уверяем Вас, вы получите от совместного творчества с ребенком больше удовлетворения и отдохновения, чем от любого другого вида отдыха. А школа подскажет, где и в чем вы можете быть вместе со своим ребенком. Общешкольный творческий проект начинается заранее (приблизительно за дветри недели до даты открытия выставки) с приглашения. Каждый ученик получает персональное приглашение, пример которого перед вами: Дорогие ребята, родители, бабушки и дедушки!Продолжая общешкольный образовательный проект, посвященный 200летию Бородинского сражения и победы в Отечественной войне 1812г., мы приглашаем всех окунуться в эту эпоху, узнать, что такое редут, флеши, картечь, бивуак, кто такие уланы, драгуны, гусары, какими были форма, знамена полков русской армии, их отличительные знаки. Кто они ‬герои 1812г.? Мы ждем от вас:творческих поделок, макетов (оборонительных сооружений, вооружения, солдат и т.д.), реконструкций (отдельных сцен битвы, быта русских солдат), выполненных в разных техниках и с использованием различных материалов (пластилин, бумага, картон, гипс, глина и т.п.). Напоминаем, что размер работы ограничивается высотой и шириной полок стеллажей ‬20х25см.Убедительная просьба не использовать в работе оловянных солдатиков изза их хрупкости и невозможности обеспечить их полную сохранность в период работы выставки.К каждой работе просьба приложить напечатанную историческую справку с краткой информацией по исследуемому вопросу.Мы ждем ваши работы с 2223 марта 2012г. в канцелярии. Все работы сдаются организатору в течение 35ти дней, подписываются им и выставляются на первом этаже прогимназии. Эти общешкольные проекты носят не только творческий, но и образовательный характер. Для того чтобы создать поделку, нужно провести целое исследование, выбрать объект, изучить его, подобрать 9материалы, найти время, чтобы собраться всей семьей и вместе поработать, сотворить.

Продолжительность выставки 12 месяца. За это время с экспонатами имеют возможность познакомиться максимальное количество учеников, учителей, родителей и гостей школы. Все поделки фотографируются и размещаются на сайте прогимназии. Самые интересные и яркие работы направляются для участия в творческих конкурсах разного уровня (фестиваль проектных и исследовательских работ патриотического направления ©Моя Россияª).В награду все участники получают огромное удовольствие от полученного результата и памятный Диплом участника выставки.Самым главным результатом общешкольного образовательного проекта является радость от приобретения новых знаний, горящие глаза детей, их желание узнавать все новое и интересное. Такуюже радостьиспытывают и родители, которые в анкетах высказывают слова благодарности за организованное прогимназией содержательное общение с детьмиво время творческих и интеллектуальных поисков, новые совместные открытия и полученные знания.Запросы детей, которые труднореализовать в рамках уроков, кружков и секций дополнительногообразования,находят ответы в рамках подобных общешкольных образовательных проектов.

Еще одним "проектом в проекте"является издание общешкольного детского журнала ©Котелокª, где размещаются творческие работы детей по теме или содержанию проекта.Благодаря журналу формируются начальные журналистские навыки (интервью, редактирование, художественное оформление, публичное высказывание своего мнения, предложений, анализ и оценка различных сторон жизни).Образовательный проект расширяет кругозор и мировоззрение детей и взрослых, открывает новые горизонты познанияи дает способ поиска ответов на разныевопросы. Дети с удовольствием участвуют в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, марафонах различного уровня.Итогомобщешкольного образовательного проекта, посвященного 200летию Бородинского сражения, стала победа команды ГБОУ прогимназия №1733 (Диплом I степени) на X межрегиональном туре многопредметной олимпиады для младших школьников ©Интеллектуальный марафонªв городе Киров, посвященном 200летию победы в Отечественной войне 1812г.

10Образовательный проект помогает сделать процесс учебы увлекательным и разнообразным, научить детей самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить, уметь излагать свою точку зрения, её аргументировать. Это ли не основная задача современной школы?Список использованной литературы:Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов / Под ред. Е.А. Козыревой. ‬М., 2000. ‬102 с.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990. ‬140 с.Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность книга для учителей и родителей.М.: Просвещение, 2000. 136 с.Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997. С. 260 270.