Проект «Умное поколение» (Современные технологии педагогической поддержки одаренных дошкольников)
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кулагина
С.
П. Проект «Умное поколение» (Современные технологии педагогической поддержки одаренных дошкольников) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54020.htm.
Аннотация. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Это важно потому, что полное раскрытие способностей и таланта каждого ребенка значимо не только для него самого, но и для общества в целом. Именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей делать качественный скачок в экономической и социальной сфере. [1]
Настоящий проект, разработанный мной несколько лет назад, стал необходимой частью программы развития Центра дополнительного образования детей и предусматривает возможность, даже в непростых условиях современного бытия, решать задачи общественной необходимости – сохранять интеллектуальный потенциал нации, республики, района. Проект «Умное поколение» предусматривает специальную работу с одаренными детьми и с детьми с признаками одаренности в дополнительном образовании с тем, чтобы стимулировать развитие наиболее способных дошкольников, способствовать их развитию, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений.
В основу проекта легли: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная целевая программа «Одаренные дети», работы А.И. Савенкова, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, посвященные проблеме поиска, диагностики, отбора, поддержки и защиты одаренных детей.
Ключевые слова:
творческое мышление, одаренные дети, интеллектуальная олимпиада «умницы и умники» для дошкольников, конкурс детских исследовательских работ дошкольников «первый шаг»
Текст статьи
1
Кулагина Светлана ПетровнаПедагог дополнительного образования Центрдополнительного образования детей г. Мирный Р.Саха (Якутия)Эл. адрес: аmmosova100@rambler.ru Проект «Умное поколение»(Современные технологии педагогической поддержки одаренных дошкольников)
Аннотация
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Это важно потому, что полное раскрытие способностей и таланта каждого ребенка значимо не только для него самого, но и для общества в целом. Именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей делать качественный скачок в экономической и социальной сфере.[1]Настоящий проект, разработанный мной несколько лет назад, стал необходимой частью программы развития Центра дополнительного образования детей и предусматривает возможность, даже в непростых условиях современного бытия, решать задачи общественной необходимости –сохранять интеллектуальный потенциал нации, республики, района. Проект «Умное поколение» предусматривает специальную работу с одаренными детьми и с детьми с признаками одаренности в дополнительном образовании с тем, чтобы стимулировать развитие наиболее способных дошкольников, способствовать их развитию, расширять базу познавательныхинтересов и интеллектуальных умений.В основу проекта легли: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная целевая программа «Одаренные дети», работы А.И. Савенкова, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, посвященные проблеме поиска, диагностики, отбора, поддержки и защиты одаренных детей.
Ключевые слова
Творческое мышление, одаренные дети,Интеллектуальнаяолимпиада«Умницы и умники» для дошкольников, Конкурс детских исследовательских работ дошкольников «Первый шаг».
2
Проект «Умное поколение»
1.Постановка проблемы
Забота об одаренных детях сегодня –забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Дело в том, что интеллектуальные и творческие достижения детей имеют не просто личностный, а социальныйсмысл. В сферах, отвечающих одаренности ребенка, такие дети достигают высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер. Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом и их личностного развития.[1]Человеческое мышление, способность к творчеству –величайшие из даров природы. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. В последнее время термин «одаренность» получил общественное признание. Признание социальной значимости проблемы развития и обучения одаренных детей важный шаг к ее решению. [2]
К группе одаренных детей с признаками одаренности могут быть отнесены:1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития, при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);2.Дети с необычайно ранним проявлением высокой познавательной активности и любознательности, которая дает постоянный стимул к развитию способностей;3.Дети с высокой концентрацией внимания и оперативной памятью;4.Дети с богатым активным словарем, быстротой и оригинальностью вербальных (словесных) ассоциаций;5.Дети с выраженной установкой на творческое выполнение заданий;6.Дети с развитым творческим мышлением и воображением, с хорошей памятью;7.Дети с повышенным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая ихзаданиям конвергентного типа (практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных: условия задачи предполагают существование лишь одного «единственно верного ответа, который может быть вычислен путем логических рассуждений, на основе использования усвоенных правил и алгоритмов). Главная особенность дивергентных задач (а это проблемные, творческие задания) в том, что они допускают множество правильных ответовс выбором самого эффективного, оригинального. [3] К началу 21века стало все более очевидно, что прогресс человечества невозможен без программы сохранения интеллектуального генофонда наций и народов. То, что это проблема не только российская, но и международная, отражено в Конвенции о правах ребенка (1989г.), где подчеркивается, что государстваучастники признают права ребенка на образование, поощряют различные формы образования, направленные на развитие личности, умственных и физических способностейв их полном объеме.3
В связи с этим особенно актуальной становится проблема качества образования, создания и развития личностноориентированного образования для детей с высоким уровнем интеллекта.
Развитое творческое мышление относится к числу безусловных ценностей, признаваемых в мировой культуре. Однако нельзя не заметить, что в рамках отечественной образовательной традиции доминирует представление о том, что творческое мышление –естественный результат правильно организованного обучения, направленного на усвоение учебного материала (знаний, умений, навыков). А в мировой педагогической мысли процесс развития творческого мышления уже давно стремится к автономизации от классического обучения.
Развитие творческого (критического, рационального и др.) мышления –одна из самых популярных идей в зарубежной педагогике, особенно в последние десятилетия. Многие исследователи и педагогипрактики уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска.
Среди наиболее известных концептуальных моделей –«структура интеллекта» Дж. Гилфорда. Дж. Гилфорд предложил разделять конвергентноеи дивергентноемышление. Конвергентноемышление(схождение) имеет место тогда, когда необходимо выбрать из множества альтернативных решений единственно верное. Дивергентное мышление –это мышление, «идущее в различных направлениях» (Guilford, 1967). Оно способствует поиску разнообразных возможностей. Именно с этим типом мышления Гилфорд и связывает креативность. Данная модель является прекрасной базой для разработки программ как диагностики мышления, так и конкретизации того, что собственно подлежит развитию. Эта модель много лет используется как базовая в ряде американских школ и детских садов, прежде всего для одаренных детей.
Получили известность и распространение другие варианты концептуальных решений: в 60е годы В. Лоунфельд, А. Осборн, Д. Маккинон, К.Тейлор и др.; в 8090е годы
Дж.Гудлз, Дж. Рензулли, П. Торренс и другие.
В последние годы это направление стало активно развиваться в отечественной педагогике. В настоящее время подготовка дошкольника к обучению в школе уже не мыслится без специальных занятий по развитию интеллектуальнотворческих способностей. Развитие мышления является также важной частью начального обучения. Варианты концептуальных подходов к разработке программ предложено многими известными отечественными учеными. Это Л.А. Вегнер, А.Л. Вегнер, Н.Е. Веракса, Н.В. Дубровина, О.М. Дьяченко, А.З. Зак и др. На пути созданий этих программ возникает ряд сложностей (проблем): это и структурирование материала, и различный уровень интеллектуальнотворческих способностей детей, что требует предельно индивидуализированного подхода. Он не может быть предписан в некоем общем документе, который и принято считать программой в отечественной педагогической традиции. Психологич. литература[1]
4
2.Цель проектаи задачиЦель:Поиск и развитие потенциально одаренных и талантливых детей дошкольного возраста в соответствии с их психофизическими особенностями встудии «Я –Мыслитель» для дошкольников при Центре дополнительного образования детей.
Задачи проекта
1.Создать максимально благоприятные условия для оптимального интеллектуального, морального, физического развития одаренных детейв студии «Я Мыслитель» для дошкольников.2.Разрабатывать и внедрять новые программыи проекты для работы с одаренными детьми.3.Удовлетворять потребности в дополнительных образовательных услугах; а именно: запросы семей на раннее развитие интеллектуальных способностей детей.4.Развивать интеллектуальнотворческие способности детей дошкольного возраста.5.Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
3.Управление и кадры
4. Содержание и механизм реализации проекта
4.1. Одна из главных задач по реализации проекта–создание условий для оптимального развития детей с ярко выраженными способностями, включая детей, чья одаренность в данный момент еще не Попечительский советЛаборатория
творческой
одаренности
Финансирование мероприятийи развитие материальнотехнической базыМетодическоеобъединение «Одаренныйребёнок»Утверждение Положений о
проведении Олимпиады «Умницы и умники» и
Конкурса исследовательских работ «Первый шаг» в МРУОПроведение мероприятий в студии(турнирыпо шахматам, шашкам, олимпиады, конкурс «Танграм»)Разработка
программ (в т.ч. индивидуальных)для высокомотивированных дошкольниковПоиск одарённых дошкольников (диагностика)и формирование
банка данных одаренныхдошкольниковОрганизация школы«Семейные университеты»
для родителей высокомотивированныхдетей(беседы, консультации, лекции)
5
проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Для работы в свете проекта «Умное поколение» мною былисоставлены следующие программы:I.Программа по развитию интеллектуального мышления«Я –Мыслитель», которая состоит из следующихблоков:1)Развитие у детей младшего школьного возраста интеллектуальных способностей (анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) совместный проект Института « Открытое общество» и Министерства образования РФ, который представил 12 видов поисковотворческих занимательных задач неучебного содержания (автор А. Зак).Психол. литература
[2]2)Интеллектуальные игры (шахматы, русские шашки, уголкии другие логические игрына шахматной доске).3)Игровые занимательные задачи: задачи геометрического характера, игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игра «Танграм», задачи на развитие концентрациивнимания, логические задачи, невербальные и конвергентные задачи на поиск закономерностей), игрыголоволомки, цифровое судоку, игры с буквами и словамии другое.Психол. литература
[3], Выходом данной программы является проведение мною ежегодной Интеллектуальной олимпиады «Умницы и умники» для дошкольников (стала традиционной в Мирнинском районеР. Саха (Якутия)
с2008 года).Цель данных Олимпиад выявление неординарных способностей ребёнка дошкольного возраста.Сама готовлю Положение и задания.Психол. литература
[4] II. Программа учебноисследовательской деятельности дошкольников «Удивительный мир». Основной ожидаемый педагогом результат –развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. Выходом данной программы являетсяпроводимый мноюрайонный Конкурс детских исследовательских работ дошкольников «Первый шаг»(апрель2009 года, март 2010, апрель 2011г.). В настоящее время идет подготовка к четвёртому Конкурсу детских исследовательских работ дошкольников «Первый шаг»(март 2013 г.). Все Программы ориентированы на развитие детей в соответствии с требованиями ФГОС и психофизическими особенностямидошкольников. В частности, отрабатывается «навык сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности». Педагогич. Литература[4]
5.Сроки реализации проекта
Проект«Умное поколение»созданмноюв апреле 2007 года.Тогда же и была создана мною студия «Я –Мыслитель». Проект является долгосрочным.
6.Механизмы реализации проекта по этапам6
Необходимо на каждый учебный год рассматривать новые этапы проекта, мероприятия по реализации, ресурсное обеспечение и сроки.
7.Работа с родителями
Работа с родителями очень важна: необходимо оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи. Необходимаорганизация работы родительского университета по вопросам воспитания одаренных детей. Также важно привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.
8.Оценка результативности проекта
Работа с дошкольниками с признаками одаренности в свете проекта «Умное поколение» позволит усилить внимание к таким детям. Позволит также: 1)воспитать одаренных учащихся за счет интеграции ДОУ с системой дополнительного образования;2)организовать групповую форму обучения, развития и индивидуальное обучение детей.Анкетирование родителей позволит сделать правильный вывод о необходимости данного вида работы с высокомотивированными детьми.
9.Предполагаемый результат
По мере реализации данного проекта предполагаем:1.Создание на базе ЦДОД Первой ступени «Школы Интеллект» при ЦДОД «Центра для одаренных детей дошкольного возраста» (детей с признаками одаренности).2.
Преодоление инерционности в существующих ДОУ, стремящихся в массе своей качественно развивать и обучать всех дошкольников без учета конкретных реалий (на базе ДОУ).3.Создание лаборатории творческой одаренности.
10.Бюджет проекта
Важным этапом в реализации проекта является его материальнотехническое обеспечение. Это:1) оснащение кабинета студии;2) комплектование библиотеки учебнометодической, научнометодической, психологопедагогической литературой;3) компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;4)обеспечение необходимыми для работы материалами в помощь педагогу для реализациипрограмм.
8.Жизнеспособность проекта
7
Проект крайне важен в наши дни, т.к. в современных российских условиях весьма актуальна проблема выявления, развития и социальной поддержки одаренных детей, подростков и старшеклассников. Одаренные люди –национальное достояние страны. Они играют исключительную роль в повышении экономического, социального и духовного благополучия общества.
Ссылки на источникиПедагогическая литература:1.Сборник «Опыт работы с одарёнными детьми в современной России», Москва, 20032.Президентская программа «Одаренные дети».3.Рабочая концепция одаренности «Министерство Образования Р.Ф.», 1998г. 4.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Психологическая литература:1.Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» лекции, Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2007 г.2.Зак А., «Развитие у детей интеллектуальных способностей у детей 57 лет», М., Н. школа, 2010 г.3.Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» М., ACADEMIA, 2000г.4.Савенков А.И. «Одаренные дети» М., Прогресс, 1991г.
Kulagina Svetlana PetrovnaAdditional education teacher Center of additional education of children of. Peace R. Sakha (Yakutia)Email: ammosova100@rambler.ru Clever Generation project (Modern technologies of pedagogical support of gifted preschool children)
Summary
Today the problem of identification, development and support of exceptional children is extremely actual for Russia. It is important because full disclosure of abilities and talent of each child significantly not only for him, but also for society as a whole. Talented children and youth provide that capacity of the country which allows it to do a quantum leap in the economic and social sphere. [1] ]The present project developed by me a few years ago, became necessary part of the program of development of the Center of additional education of children and provides opportunity, even in difficult conditions of modern life, to solve problems of public need –to keep intellectual potential of the nation, the republic, the area. The Clever Generation project provides special work with exceptional children and with children with endowments signs in additional education to stimulate 8
development of the most capable preschoolchildren, to promote their development, to expand base of informative interests and intellectual abilities.In a basis of the project laid down: The law of the Russian Federation "About education", the Federal target program "Exceptional children", A.I.Savenkova, V. N. Druzhinin's works, EL of Shadrikov devoted to a problem of search, diagnostics, selection, support and protection of exceptional children.
Keywords
Creative thinking, exceptional children, the Intellectual Olympic Games "Clear Heads and Clever Men" for preschool children, Competition of children's research works of preschool children "First step".
Кулагина Светлана ПетровнаПедагог дополнительного образования Центрдополнительного образования детей г. Мирный Р.Саха (Якутия)Эл. адрес: аmmosova100@rambler.ru Проект «Умное поколение»(Современные технологии педагогической поддержки одаренных дошкольников)
Аннотация
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Это важно потому, что полное раскрытие способностей и таланта каждого ребенка значимо не только для него самого, но и для общества в целом. Именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей делать качественный скачок в экономической и социальной сфере.[1]Настоящий проект, разработанный мной несколько лет назад, стал необходимой частью программы развития Центра дополнительного образования детей и предусматривает возможность, даже в непростых условиях современного бытия, решать задачи общественной необходимости –сохранять интеллектуальный потенциал нации, республики, района. Проект «Умное поколение» предусматривает специальную работу с одаренными детьми и с детьми с признаками одаренности в дополнительном образовании с тем, чтобы стимулировать развитие наиболее способных дошкольников, способствовать их развитию, расширять базу познавательныхинтересов и интеллектуальных умений.В основу проекта легли: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная целевая программа «Одаренные дети», работы А.И. Савенкова, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, посвященные проблеме поиска, диагностики, отбора, поддержки и защиты одаренных детей.
Ключевые слова
Творческое мышление, одаренные дети,Интеллектуальнаяолимпиада«Умницы и умники» для дошкольников, Конкурс детских исследовательских работ дошкольников «Первый шаг».
2
Проект «Умное поколение»
1.Постановка проблемы
Забота об одаренных детях сегодня –забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Дело в том, что интеллектуальные и творческие достижения детей имеют не просто личностный, а социальныйсмысл. В сферах, отвечающих одаренности ребенка, такие дети достигают высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер. Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом и их личностного развития.[1]Человеческое мышление, способность к творчеству –величайшие из даров природы. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. В последнее время термин «одаренность» получил общественное признание. Признание социальной значимости проблемы развития и обучения одаренных детей важный шаг к ее решению. [2]
К группе одаренных детей с признаками одаренности могут быть отнесены:1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития, при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);2.Дети с необычайно ранним проявлением высокой познавательной активности и любознательности, которая дает постоянный стимул к развитию способностей;3.Дети с высокой концентрацией внимания и оперативной памятью;4.Дети с богатым активным словарем, быстротой и оригинальностью вербальных (словесных) ассоциаций;5.Дети с выраженной установкой на творческое выполнение заданий;6.Дети с развитым творческим мышлением и воображением, с хорошей памятью;7.Дети с повышенным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая ихзаданиям конвергентного типа (практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных: условия задачи предполагают существование лишь одного «единственно верного ответа, который может быть вычислен путем логических рассуждений, на основе использования усвоенных правил и алгоритмов). Главная особенность дивергентных задач (а это проблемные, творческие задания) в том, что они допускают множество правильных ответовс выбором самого эффективного, оригинального. [3] К началу 21века стало все более очевидно, что прогресс человечества невозможен без программы сохранения интеллектуального генофонда наций и народов. То, что это проблема не только российская, но и международная, отражено в Конвенции о правах ребенка (1989г.), где подчеркивается, что государстваучастники признают права ребенка на образование, поощряют различные формы образования, направленные на развитие личности, умственных и физических способностейв их полном объеме.3
В связи с этим особенно актуальной становится проблема качества образования, создания и развития личностноориентированного образования для детей с высоким уровнем интеллекта.
Развитое творческое мышление относится к числу безусловных ценностей, признаваемых в мировой культуре. Однако нельзя не заметить, что в рамках отечественной образовательной традиции доминирует представление о том, что творческое мышление –естественный результат правильно организованного обучения, направленного на усвоение учебного материала (знаний, умений, навыков). А в мировой педагогической мысли процесс развития творческого мышления уже давно стремится к автономизации от классического обучения.
Развитие творческого (критического, рационального и др.) мышления –одна из самых популярных идей в зарубежной педагогике, особенно в последние десятилетия. Многие исследователи и педагогипрактики уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска.
Среди наиболее известных концептуальных моделей –«структура интеллекта» Дж. Гилфорда. Дж. Гилфорд предложил разделять конвергентноеи дивергентноемышление. Конвергентноемышление(схождение) имеет место тогда, когда необходимо выбрать из множества альтернативных решений единственно верное. Дивергентное мышление –это мышление, «идущее в различных направлениях» (Guilford, 1967). Оно способствует поиску разнообразных возможностей. Именно с этим типом мышления Гилфорд и связывает креативность. Данная модель является прекрасной базой для разработки программ как диагностики мышления, так и конкретизации того, что собственно подлежит развитию. Эта модель много лет используется как базовая в ряде американских школ и детских садов, прежде всего для одаренных детей.
Получили известность и распространение другие варианты концептуальных решений: в 60е годы В. Лоунфельд, А. Осборн, Д. Маккинон, К.Тейлор и др.; в 8090е годы
Дж.Гудлз, Дж. Рензулли, П. Торренс и другие.
В последние годы это направление стало активно развиваться в отечественной педагогике. В настоящее время подготовка дошкольника к обучению в школе уже не мыслится без специальных занятий по развитию интеллектуальнотворческих способностей. Развитие мышления является также важной частью начального обучения. Варианты концептуальных подходов к разработке программ предложено многими известными отечественными учеными. Это Л.А. Вегнер, А.Л. Вегнер, Н.Е. Веракса, Н.В. Дубровина, О.М. Дьяченко, А.З. Зак и др. На пути созданий этих программ возникает ряд сложностей (проблем): это и структурирование материала, и различный уровень интеллектуальнотворческих способностей детей, что требует предельно индивидуализированного подхода. Он не может быть предписан в некоем общем документе, который и принято считать программой в отечественной педагогической традиции. Психологич. литература[1]
4
2.Цель проектаи задачиЦель:Поиск и развитие потенциально одаренных и талантливых детей дошкольного возраста в соответствии с их психофизическими особенностями встудии «Я –Мыслитель» для дошкольников при Центре дополнительного образования детей.
Задачи проекта
1.Создать максимально благоприятные условия для оптимального интеллектуального, морального, физического развития одаренных детейв студии «Я Мыслитель» для дошкольников.2.Разрабатывать и внедрять новые программыи проекты для работы с одаренными детьми.3.Удовлетворять потребности в дополнительных образовательных услугах; а именно: запросы семей на раннее развитие интеллектуальных способностей детей.4.Развивать интеллектуальнотворческие способности детей дошкольного возраста.5.Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
3.Управление и кадры
4. Содержание и механизм реализации проекта
4.1. Одна из главных задач по реализации проекта–создание условий для оптимального развития детей с ярко выраженными способностями, включая детей, чья одаренность в данный момент еще не Попечительский советЛаборатория
творческой
одаренности
Финансирование мероприятийи развитие материальнотехнической базыМетодическоеобъединение «Одаренныйребёнок»Утверждение Положений о
проведении Олимпиады «Умницы и умники» и
Конкурса исследовательских работ «Первый шаг» в МРУОПроведение мероприятий в студии(турнирыпо шахматам, шашкам, олимпиады, конкурс «Танграм»)Разработка
программ (в т.ч. индивидуальных)для высокомотивированных дошкольниковПоиск одарённых дошкольников (диагностика)и формирование
банка данных одаренныхдошкольниковОрганизация школы«Семейные университеты»
для родителей высокомотивированныхдетей(беседы, консультации, лекции)
5
проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Для работы в свете проекта «Умное поколение» мною былисоставлены следующие программы:I.Программа по развитию интеллектуального мышления«Я –Мыслитель», которая состоит из следующихблоков:1)Развитие у детей младшего школьного возраста интеллектуальных способностей (анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) совместный проект Института « Открытое общество» и Министерства образования РФ, который представил 12 видов поисковотворческих занимательных задач неучебного содержания (автор А. Зак).Психол. литература
[2]2)Интеллектуальные игры (шахматы, русские шашки, уголкии другие логические игрына шахматной доске).3)Игровые занимательные задачи: задачи геометрического характера, игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игра «Танграм», задачи на развитие концентрациивнимания, логические задачи, невербальные и конвергентные задачи на поиск закономерностей), игрыголоволомки, цифровое судоку, игры с буквами и словамии другое.Психол. литература
[3], Выходом данной программы является проведение мною ежегодной Интеллектуальной олимпиады «Умницы и умники» для дошкольников (стала традиционной в Мирнинском районеР. Саха (Якутия)
с2008 года).Цель данных Олимпиад выявление неординарных способностей ребёнка дошкольного возраста.Сама готовлю Положение и задания.Психол. литература
[4] II. Программа учебноисследовательской деятельности дошкольников «Удивительный мир». Основной ожидаемый педагогом результат –развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. Выходом данной программы являетсяпроводимый мноюрайонный Конкурс детских исследовательских работ дошкольников «Первый шаг»(апрель2009 года, март 2010, апрель 2011г.). В настоящее время идет подготовка к четвёртому Конкурсу детских исследовательских работ дошкольников «Первый шаг»(март 2013 г.). Все Программы ориентированы на развитие детей в соответствии с требованиями ФГОС и психофизическими особенностямидошкольников. В частности, отрабатывается «навык сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности». Педагогич. Литература[4]
5.Сроки реализации проекта
Проект«Умное поколение»созданмноюв апреле 2007 года.Тогда же и была создана мною студия «Я –Мыслитель». Проект является долгосрочным.
6.Механизмы реализации проекта по этапам6
Необходимо на каждый учебный год рассматривать новые этапы проекта, мероприятия по реализации, ресурсное обеспечение и сроки.
7.Работа с родителями
Работа с родителями очень важна: необходимо оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи. Необходимаорганизация работы родительского университета по вопросам воспитания одаренных детей. Также важно привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.
8.Оценка результативности проекта
Работа с дошкольниками с признаками одаренности в свете проекта «Умное поколение» позволит усилить внимание к таким детям. Позволит также: 1)воспитать одаренных учащихся за счет интеграции ДОУ с системой дополнительного образования;2)организовать групповую форму обучения, развития и индивидуальное обучение детей.Анкетирование родителей позволит сделать правильный вывод о необходимости данного вида работы с высокомотивированными детьми.
9.Предполагаемый результат
По мере реализации данного проекта предполагаем:1.Создание на базе ЦДОД Первой ступени «Школы Интеллект» при ЦДОД «Центра для одаренных детей дошкольного возраста» (детей с признаками одаренности).2.
Преодоление инерционности в существующих ДОУ, стремящихся в массе своей качественно развивать и обучать всех дошкольников без учета конкретных реалий (на базе ДОУ).3.Создание лаборатории творческой одаренности.
10.Бюджет проекта
Важным этапом в реализации проекта является его материальнотехническое обеспечение. Это:1) оснащение кабинета студии;2) комплектование библиотеки учебнометодической, научнометодической, психологопедагогической литературой;3) компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;4)обеспечение необходимыми для работы материалами в помощь педагогу для реализациипрограмм.
8.Жизнеспособность проекта
7
Проект крайне важен в наши дни, т.к. в современных российских условиях весьма актуальна проблема выявления, развития и социальной поддержки одаренных детей, подростков и старшеклассников. Одаренные люди –национальное достояние страны. Они играют исключительную роль в повышении экономического, социального и духовного благополучия общества.
Ссылки на источникиПедагогическая литература:1.Сборник «Опыт работы с одарёнными детьми в современной России», Москва, 20032.Президентская программа «Одаренные дети».3.Рабочая концепция одаренности «Министерство Образования Р.Ф.», 1998г. 4.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Психологическая литература:1.Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» лекции, Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2007 г.2.Зак А., «Развитие у детей интеллектуальных способностей у детей 57 лет», М., Н. школа, 2010 г.3.Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» М., ACADEMIA, 2000г.4.Савенков А.И. «Одаренные дети» М., Прогресс, 1991г.
Kulagina Svetlana PetrovnaAdditional education teacher Center of additional education of children of. Peace R. Sakha (Yakutia)Email: ammosova100@rambler.ru Clever Generation project (Modern technologies of pedagogical support of gifted preschool children)
Summary
Today the problem of identification, development and support of exceptional children is extremely actual for Russia. It is important because full disclosure of abilities and talent of each child significantly not only for him, but also for society as a whole. Talented children and youth provide that capacity of the country which allows it to do a quantum leap in the economic and social sphere. [1] ]The present project developed by me a few years ago, became necessary part of the program of development of the Center of additional education of children and provides opportunity, even in difficult conditions of modern life, to solve problems of public need –to keep intellectual potential of the nation, the republic, the area. The Clever Generation project provides special work with exceptional children and with children with endowments signs in additional education to stimulate 8
development of the most capable preschoolchildren, to promote their development, to expand base of informative interests and intellectual abilities.In a basis of the project laid down: The law of the Russian Federation "About education", the Federal target program "Exceptional children", A.I.Savenkova, V. N. Druzhinin's works, EL of Shadrikov devoted to a problem of search, diagnostics, selection, support and protection of exceptional children.
Keywords
Creative thinking, exceptional children, the Intellectual Olympic Games "Clear Heads and Clever Men" for preschool children, Competition of children's research works of preschool children "First step".