Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности - современное средство для реализации требований ФГОС в школьном образовании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвеева Т. Е., Сапон С. А., Панфилова Л. Г. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности - современное средство для реализации требований ФГОС в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54024.htm.
Аннотация. Перемены в потребностях общества привели к модернизации образовательной системы в России, которая требует изменение сущностей и целей образования, пересмотра содержания, технологий, взглядов на деятельность учителя и ученика. Одним из результатов модернизации системы школьного образования стал Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, в котором четко обозначены требования к результатам образования школьников (личностным, метапредметным, предметным)
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвеева Татьяна Евгеньевназаместитель директора по ОЭРГБОУ СОШ № 683 Приморского района СПетербургаПанфилова Людмила Генриховна

ГБОУ прогимназия № 675 "Талант" СанктПетербурга, заместитель директора по научной работеСапон СветланаАндреевна

ГБОУ СОШ № 569 Невского района СанктПетербурга, заместитель директора по научной работе

Технология развития информационноинтеллектуальной компетентности современное средство для реализации требований ФГОС в школьном образовании

Перемены в потребностях общества привели к модернизации образовательной системы в России, которая требует изменение сущностей и целей образования, пересмотра содержания, технологий, взглядов на деятельность учителя и ученика. Одним из результатов модернизации системы школьного образования стал Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, в котором четко обозначены требования к результатам образования школьников (личностным, метапредметным, предметным [1]. Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Эти умений рассматривается как одна из важнейших задач учителя. Для этого педагог сам должен обладать информационноинтеллектуальной компетентностью: уметь работать с информационнокоммуникационными средствами, знать виды, особенности информации и требования логикоинформационной корректности к ее использованию, владеть методами работы с информацией в процессе профессиональной и социальной деятельности.

Как показало проведенное исследование, учителя делают основной акцент на владении информационнокоммуникационными средствами. Педагогам (89% из числа опрошенных) не известны виды и особенности информации, некоторые из них не считают важным соблюдать логикоинформационную корректность к ее использованию, методы работы с информацией часть педагогов отождествляют с методами обучения. Для получения описанных в стандарте достижений школьников, учителю необходимо уметь строить учебный процесс, ориентированный на результаты, обозначенные в новом стандарте. Проектирование образовательного процесса, ориентированного на результаты, обозначенные в новом стандарте, а также его продуктивную организацию позволяет осуществлять технология развития информационноинтеллектуальной компетентности (ТРИИК), в основе которой лежат закономерности работы с информацией [2] .Данная компетентность определена каксовокупность информационноинтеллектуальных и организационных умений, обеспечивающих способность успешно работать с информацией в процессе самостоятельной познавательной деятельности при решении различных задач.Информационноинтеллектуальные уменияозначают владение методами работы с информацией,в основе которых лежат требования логикоинформационной корректности их использования. Организационные умения‬это способность к самоорганизации собственной деятельности, ее целеполаганию, планированию, выполнению, представлению результата. Кроме компетентностного, ТРИИК базируется на других методологических подходах: развивающем, логикоинформационном, системнодеятельностном.Развивающий подход ориентирует на создание условий для самоопределения исамоорганизации обучающегося педагога в процессе повышения его квалификации. Самоопределение предполагает осознание смысла и цели обучения, понимание значения приобретаемой компетентности для успешного решения профессиональных задач. 2Самоорганизацияозначает самостоятельное выполнение последовательности действий, необходимых для решения учебных задач.Логикоинформационный подходпредусматривает особую организацию содержания, осваиваемой в ходе обучения информации, с учетомтребований логикоинформационной корректности(ясность, точность, последовательность, доказательность) и освоениеметодов работы с этой информацией [5]. Реализация системнодеятельностного подхода связана с формированием личностных, метапредметных и предметныхумений школьников, включая самоопределениеи самоорганизацию в познавательном процессе, обеспечивающих формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».Технология развития информационноинтеллектуальной компетентности представляет собой поэтапную организацию освоения учебной информации. На первом этапе «Самоопределение в деятельности» стимулируется интерес школьников к изучению темы посредством выполнения ситуативного задания, направленного на выявление тех знаний и умений, которые необходимы для его решения в рамках данной темы. Результатом этого этапа является осознание школьником потребности ее освоения и постановка личностно значимой цели деятельности.На втором этапе «Учебнопознавательной деятельности»организуется освоение информации, необходимой для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется преподавателем с учетом принципов необходимости и достаточности. Каждый блок представляет цикл (горизонтальная система) пошагового выполнения учебных заданий на «знание», «понимание», «умение»,которые формулируются с учетомкритериев логикоинформационной корректности. Последовательное выполнение этих заданий создает условия для освоения информации и формирования умения с ней работать.На третьем этапе «Интеллектуальнопреобразовательной деятельности»предлагается вернуться к выполнению ситуативного задания, обозначенного на первом этапе, выбирается уровень его выполнения(информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный).На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности»полученный результат соотносится с поставленной целью, проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках освоения учебного содержания. Результатом этого этапа является умение анализировать и оцениватьуспешность своей учебной деятельности. Таким образом, процесс обучения в данной технологии представляет собой целостную систему от постановки цели до конечного результата, в рамках которой появляются позитивные изменения в знании и умении школьников, обеспечивающие формирование личностных, метапредметных и предметных умений, которые проявляются в информационноинтеллектуальной компетентности при выполнении ситуативного задания.В связи с тем, что в данной технологии учитываются закономерности работы с информацией, то становится объективно необходимым соблюдение требований логикоинформационной корректностик ее использованию:ясность ‬условие, при котором обеспечивается использование однозначного смысла термина (понятия или высказывания) всеми участниками образовательного процесса;точность‬условие, которое обеспечивает определенность языковых выражений, предполагает необходимую конкретизацию используемой информации в соответствии с целью и контекстом;целевая установка ‬определяет смыслиспользования информации;контекст ‬ устанавливает границы использования информации на основе целевой установки;

3последовательность‬условие, обеспечивающее определенный порядок использования информации, при котором каждый предшествующий законченный фрагмент является необходимым и достаточным для ясного и точного понимания следующего за ним фрагмента.доказательность

условие, которое обеспечивает соблюдение правил обоснования (аргументация или доказательство) и логического вывода при работе с учебной информацией.Обозначенные требования логикоинформационной корректности стали основой для разработки методов работы с информацией: ««Контекст», «Глосс», «Оптимус», «Структур», «Планус», «Проблемус», «Аргумент», «Конструкт», «Реконструкт», «Проект», процедуры которых позволяют перерабатывать учебную информациюс определенной дидактической целью.Под учебнымзаданием понимается требование, которое надлежит выполнить ученику в учебной ситуации. Выполняя учебные задания, школьники осваивают процедуры соответствующих методов работы с информацией, имеющих название, назначение и цель.Для деятельности в рамках данной технологииучитель на только проектирует учебный процесс на основе ТРИИК, но создает модель технологической карты (ТК) и дидактическое электронное сопровождение (ДЭС) к ней, которое может содержать презентацию (фото, видеодемонстрация, манипулирование информационными элементами); тексты, картысхемы и справочную информационную систему; обучающие и тестирующие модули для диагностики знаний в интерактивном режиме.Это новый вид методического инструментария, обеспечивающий организацию освоения содержания, ориентирован на конкретные результаты: личностные, метапредметные, предметные. Структура технологической карты содержит:• название темы, цель учебного процесса, планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные умения), основное содержание темы, термины и понятия, межпредметные связи, особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);• этапы изучения темы.В описании каждого этапа указывается:• цель учебной деятельности;• учебные задания;• планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные умения.Например, модель технологической карты «Имя собственное», (русский язык, 1 класс). Втаблице № 1представлена первая страницатехнологической карты [ 3]Таблица № 1ТемаИмя собственное (4 часа) Цели

Сформировать представление об именах собственных: образовании и видах.Ввести правило написания имен собственных.Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Основное содержание темы

Актуализация знаний о словах, которые произносятся одинаково,но имеют разные значения. Изучение имен собственных и нарицательных. Освоение правила написания имен собственных. Изучение видов имен собственных. Изучение образования имен собственных. Правописание имен собственных разных видов. Оформление текста приглашения на день рождение.Термины и понятияВиды имен собственных, географические названия, имя нарицательное, имя собственное, многозначные слова, (омонимы без определения), образование имен собственных, приглашение.Планируемый результатЛичностные уменияПроявлять:

интерес к изучению темы;

желание помочь Винтику;

позитивное отношение к процессу Метапредметные уменияПознавательные умения:

раскрывать значение слова«кнопка», «Кнопка», «винтик», «Винтик», «снежок», «Снежок», «дружок» «Дружок», ««роза», «Роза», «горки», «Горки», «лесное», «Лесное», «поле», «Поля», выражения «имя нарицательное», «имя собственное», «виды имен собственных», «образование имен собственных», «приглашение», и использовать их в активном словаре;Предметные умения

строить предложения со словами, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения; писать имена 4создания и оформления приглашения на день рождения;

осознание собственной успешности при изучении темы.

определять различие нарицательных и собственных, и обосновывать свое мнение;

определять имена собственные в тексте и обосновывать свое мнение;

определять способ образования имени собственного и обосновывать свое мнение;

использовать приобретенные знания при создании и оформлении приглашения на день рождения.Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным правилом; выполнять учебное действие в соответствии с планом.Коммуникативные умения:

формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата.собственные и нарицательные;используя известное правило;

образовывать имена собственные от нарицательных и от собственных;

писатьимена собственные разных видов в тексте,

создавать и оформлять приглашение на день рождения.

Организация образовательного пространстваМежпредметные связиРесурсыФормы работыЛитературное чтениеТема ‬К. Чуковский. «Айболит».Окружающий мирТема ‬«Красота любимого города».

Информационный материалУчебник «Русский язык» ч.1, рабочая тетрадь №1, Демонстрационный материалЭлектронная презентацияЭлектронный диск к учебнику УМК «Перспектива»Карточки с географическими названиями: Москва, улица Лесная, Орел, Зима, Мама.Изображения предметов: винтик, кнопка, роза, дельфин, дружок», снежок.Портреты литературных героев «Винтик, «Кнопка», «Дельфин».Интерактивный материалКарточки с учебными заданиями.Электронная презентацияФронтальная.• индивидуальная ‬

• парная

• групповая

На Iэтапе «Самоопределение в деятельности»предлагается ситуативное задание, цель которого ‬мотивировать учащихся для самоопределения по изучению темы. Содержаниеэтой деятельности представлено в таблице № 2, котороеявляется фрагментом технологической карты.Таблица № 2Iэтап. Самоопределение в деятельностиЦели деятельностиСитуативное заданиеПланируемый результат • Мотивировать учащихся к изучению темы.• Стимулировать эмоциональноценностное отношение к проблеме Винтика.

Винтик написал приглашения на свой день рождения Незнайке и малышам. Но так как он не знал, как правильно пишутся имена, фамилии и названия улиц, то его приглашение выглядело так:Моему другу с соседней улицы.Дорогой друг! Приходи ко мне домой на день рождения. Твой сосед.Он разложил приглашения в почтовые ящики. Получив открытки, Малыши растерялись, потому что ничего не поняли. (Учитель предлагает школьникам посмотреть открытки).Почему Малыши растерялись? Как надо писать приглашение? Можем ли мы помочь Винтику исправить ситуацию, чтобы он не остался один в свой день рождения? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.Есть ли у вас желание научиться писать приглашение Личностные умения:

проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Винтику.

5на день рождения, чтобы помочь Винтику?

Второй этап учебнопознавательной деятельностивключает освоениесодержательных блоков темы:Блок А. Работа со словами, которые произносятся одинаково, но имеют разные значенияБлок Б. Работа с именами существительными: собственными и нарицательными.Блок В.. Виды собственных имен существительных.Блок Г. Образование имён собственных от нарицательных и от собственных. Блок Д.. Правописание собственных имен существительных.Блок К.. Диагностика качества освоения темы.Для достижения целей и задач обучения предлагаются три типа заданий: на «знание», «понимание», «умение», которые выполняются последовательно. Учебные задания на «знание» предусматривают самостоятельную работу учащихся с отдельными терминами, понятиями и высказываниями. Эта категория заданий основана на запоминании и воспроизведении изученного материала от конкретных фактов до целостных теорий. Учебные задания на «понимание»предполагают работу с этим же содержанием на уровне объяснения существующего знания. Обоснование содержит установление причинноследственных связей предъявляемых фактов и процедуру аргументации. Учебные задания на «умение»направлены на освоение этого же учебного материала на уровне применения. Ученик проявляет способность использовать или применить на практике то, что он узнал и понял в процессе освоениясодержательного блока. Задание на «диагностику»по характеру соответствует заданию на «умение», но егоцель ‬установить степень освоения содержательного блока темы. Например, содержание учебной деятельности по освоению Блока А представлено в таблице № 3, которая является фрагментом технологической карты.Таблица № 3IIэтап. Учебнопознавательная деятельностьЦели деятельностиУчебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)Планируемый результат Блок А. Работа со словами, которые произносятся одинаково, но имеют разные значенияЦели:• Актуализировать знания:

о словах, которые одинаково произносятся, но имеют разные значения;

о словах ‬названиях имени, фамилии, клички животного и их правописании.• Научить:

определять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать свое мнение;

строить и писать предложения со словами, которые одинаково произносятся, но имеют разные значения;

выполнять учебное задание, используя правило;

формулировать Задание 1 (З) Учебник, с. 29, № 56 Рассмотрите иллюстрации и назовите значение слова «язык» (орган человека, средство общения, язык колокола, язык жестов и т.д.)Задание 2 (П)

Верно ли, что в предложении «Я люблю родной язык», слово «язык» означает орган речи? Обоснуйте свое мнение.Задание 3 (У)

Составьтеи напишите предложение со словом «язык», используя его в любом значении.Задание 4 (З) Прочитайте предложения и назовите значение каждого выделенного слова.Из большой коробки папа достал винтик (винтик ‬деталь крепежа).Лист прикрепляют к стене кнопкой (кнопка канцелярский предмет, сигнальная система).Задание 5 (З)Прочитайте предложения и назовите значение каждого выделенного слова.Кнопка кличка животного.Винтик

имя литературного героя.Задание 6 (П) Определите различие в значении слова «кнопка» в первом и втором предложениях и обоснуйте свое мнение.Диагностические задания 1. Определите значение подчеркнутого слова в предложении.Розастоит на остановке. (имя девочки). Розастоит в вазе.(название цветка).

Познавательные умения:

раскрывать значение слова«кнопка», «Кнопка», «винтик», «Винтик», «снежок», «Снежок», «дружок» «Дружок», ««роза», «Роза» и использовать их в активном словаре;

определять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать свое мнение.Регулятивные умения:

6высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Определите различие в значении слова «винтик» в первом и втором предложениях и обоснуйте свое мнение.Кнопка лифта висит на стене.Кнопка ‬любимая собачка Саши.Винтик лежит в коробке.Винтикприглашает Малышей на свой день рождения.Задание 7 (У) Составьте предложения со словами: 1)«снежок» и «Снежок»;2)«дружок» и «Дружок».(Утром выпал беленький снежок.За мной бежал Снежок и вилял хвостом).Задание 8 (У) Спишите текст, раскрывая скобки:Мою собаку зовут (Ш, ш)арик. Малыш несёт воздушный (ш, Ш)арик.

выполнять учебное задание, используя правило.Коммуникативные умения:

формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.Предметные умения

строить и писать предложения со словами, которые одинаково произносятся, но имеют разные значения.

Успешное выполнение учебных заданий на «знание», «понимание» и «умение» создает условия для освоения содержательного блока и применения приобретенных знаний и умений на следующем этапе обучения.Процесс изучения темы во всех содержательных блоках организован аналогично.В содержании Блока Кпредлагается контрольное задание, выполнение которого позволяет определить степень освоения учащимися изучаемой темы.НаIIIэтапе интеллектуальнопреобразовательной деятельности организуется деятельность школьников по выполнению ситуационного задания. Этап включает: выбор варианта задания:

информативный для выполнения с максимальной поддержкой учителя;

импровизационный ‬для выполнения с минимальной поддержкой учителя;

эвристический ‬для самостоятельного выполнения без поддержки учителя;выбор способа деятельности(индивидуальный или коллективный);самоорганизациюдля выполнения задания (планирование деятельности, выполнение задания, представление результата деятельности).Например, содержание интеллектуальнопреобразовательной деятельности по выполнению вариантов ситуативного задания представлено в таблице № 4, которая является фрагментом технологической карты.Таблица № 4IIIэтап. Интеллектуальнопреобразовательная деятельностьЦели деятельностиВарианты ситуативного заданияПланируемый результат • Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления приглашения на день рождения.• Научить школьников:

ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

использовать приобретенные знания для составления и оформления приглашения на день рождения.

оформлять приглашение на день рождения;Информативный вариантПомогите Винтику написать приглашение другу на день рождения, используя образец, предложенный учителем.

Дорогой ___________________!Приглашаю тебя на _________________________ завтра в __________часов, улица _________________, дом _____________. ___________________________Импровизационный вариант

Исправьте ошибки в приглашении Винтика, используя приобретенные знания и умения темы.Моему другу с соседней улицы.Дорогой друг! Приходи ко мне домой на день рождения. Твой сосед.

Личностные умения:

проявлять творческое отношение к процессу создания и оформления приглашения на день рождения.Познавательные умения:

выбирать вариант выполнения задания;

использовать приобретенные знания для составления и оформления приглашения на день рождения.Регулятивное умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.Коммуникативное умение

7

представлять результат свой деятельности.

Эвристический вариант

Напишите такое приглашение одному из малышей на день рождения к Винтику, которое вы хотели бы получить сами.

адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.Предметные умения:

оформлять приглашение на день рождения.

Результатом данного этапа является умение школьников использовать приобретенные знания темы для написания приглашения на день рождение.На IVэтапе организуется рефлексивная деятельность учащихся, которая включает самоанализ и самооценку деятельности. Школьникам предлагаются задания, представленныев таблице №5, которая является фрагментом технологической карты.Таблица № 5IVэтап. Рефлексивная деятельностьЦели деятельностиСамоанализ и самооценка ученикаРезультат деятельности• Стимулировать школьников к осознанию успешности при изучении учебного содержаниия темы.• Научить:

соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:1 Мне важно правильно писать имена собственные, потому что……2. Чтобы написать приглашение без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) приглашением на день рождения, которое сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).Личностные умения:

проявлять осознание успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

соотноситьпоставленную цель и полученный результат деятельности;

оценивать результат собственной деятельности.

Результатом данного этапа является умение школьников соотносить полученный результат с целью, адекватно его оценивать и определять уровень успешности освоения учебной темы.В технологической карте предусмотрен самоанализ и самооценка учителя, которыепозволяет педагогу соотнести цели темы с ключевыми результатами ее освоения школьниками,убедиться в эффективности организации учебного процесса.Фрагмент технологической карты, представленный в таблице № 6, содержит данную информацию.Таблица № 6Цели деятельностиСамоанализ и самооценка учителяРезультат деятельности• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:Сформировать представление об именах собственных: образовании и видах.Ввести правило написания имен собственных.Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темыЛичностные умения:

проявлять позитивное отношение к процессу создания приглашения на день рождения. Познавательные умения:

использовать приобретенные знания при создании и оформлении приглашения» на день рождения.Регулятивные умения:

соотносить учебные действия с известным правилом.Коммуникативные умения:

формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.Предметные умения:*Заполняется учителем по окончании изучения темы.

8

создавать и оформлять приглашение на день рождение.

Технология развития информационноинтеллектуальной компетентности стала основой для разработки инновационного методического инструментария в рамках экспериментальной деятельности, программу которой выполняла сеть школлабораторий СанктПетербурга: Вторая СанктПетербургскаягимназия, гимназия № 42 Приморского района, № 107 Выборгского района, «АльмаМатер» Центрального района, прогимназия № 675 Красносельского района; средние общеобразовательные школы: № 112 ,№ 559 Выборгского района, № 569 Невского района , № 619 Калининского района , № 683 Приморского района, № 700 Василеостровского района, при поддержке издательства «Просвещения.Цель инновационной деятельности

разработать инструментарий использования инновационных технологий обучения для учащихся начальных классов на основе УМК «Перспектива».Для выполнения технического задания была создана концепцияметодического инструментарияна основе ТРИИК, разработаны модели инструментария (технологические карты по основным предметам начальной школы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология для УМК «Перспектива»). Апробация разработок проводилась в образовательных учреждениях разных типов.Оформленные технологические карты (более 200 разработок для 1,2,3,4 класса по основным предметам начальной школы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) представленыпедагогам СанктПетербурга и России на сайте издательства «Просвещения» [3]. Известно, что качество обучения школьников зависит не только от содержательности УМК и соответствия его требованиям стандарта, но и от уровня профессиональной подготовки учителя, и его умения эффективно использовать инновационные технологии в учебном процессе. Однако, большой проблемой для учителя является систематическое использование инновационных технологий в образовательном процессе. Если речь идет об ИКТ, то при соответствующей подготовке и наличии специального оборудования в классе, учитель уже может использовать эти электронные средства для сопровождения учебного процесса. Если говорить об инновационной технологии организации учебного процесса, то для ее использования на каждом уроке необходима методическая поддержка, обеспечивающая ее применение систематически.Анализ суждений педагогов позволил выявить причины эпизодического использования технологийорганизации учебного процесса: серьезная время затратная подготовка для их использования ежедневно, ответственность за грамотное внедрение технологии в программу обучения. При этом педагоги отметили, что с введением ФГОС, они просто затрудняются не только выбрать технологии, ориентированные на реализацию требований, обозначенных в новом стандарте, но и работать с их использованием.Как видно,наблюдается противоречие: технология предполагает систематическое использование, чтобы обеспечить высокое качество образования, но у учителя нет методического инструмента для ее применения в ежедневной практике. Один учитель, в силу разных причин (отсутствие времени, не обладает способностями к такой деятельности)не может создавать методическиеразработки каждойучебной темы для предмета на основе выбранной технологиина весь учебный год. Такое под силу либо научным работникам и специалистам, либо творческим коллективам, подготовленным к данной деятельности. Поэтому многие учителя используют технологию чащедля проведения открытого урока, либо эпизодически применяютее отдельные элементы.Чтобы решить эту проблему, необходимо обеспечить учителя методическими разработками на основе определенной технологии, а также возможностью освоения выбранной технологии в рамках повышения квалификации. Для использования ТРИИК разработан и представлен на сайте издательства «Просвещение» методический инструментарий (технологические карты) по основным предметам начальной школы (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология) для УМК «Перспектива». Для подготовки к деятельности в ТРИИК реализуется программа повышения 9квалификации, освоение которой обеспечивает условия не только для повышения уровня информационноинтеллектуальной компетентности учителя, но и подготовку педагога к успешной реализации требований ФГОС.Как показывает опрос, педагоги успешно осваивают новую модель практической деятельности для работы по новому стандарту, приобретая опыт самостоятельной, практической, рефлексивной деятельности и способны организовать учебный процесс, ориентированный на результаты не только предметные, но личностные и метапредметные. Такую организацию обучения приветствуют и поддерживают учителя, потому что наступает переосмысление профессиональной деятельности, каждый учитель знает и понимает, как работать в новых условиях, в соответствии с новыми требованиями. Таким образом, обеспеченность ТРИИКтаким современным методическим инструментарием как технологическая картаи дидактическое электронное сопровождение позволяет систематически и продуктивно ее использоватьв течение всего учебного года. Это дает основания рассматривать технологию развития информационноинтеллектуальной компетентности как одно из инновационных средствсовременного образовательного процесса.

Список литературы

1.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст].М.: Просвещение, 2008. 39 с.2. Панфилова Л.Г., Матвеева Т.Е., Сапон С.А. Технология развития информационноинтеллектуальной компетентности (ТРИИК) [Текст]:научнометодическое пособие. Великий Новгород, 2010. 93 с.3. Технологические карты изучения темы. эл.адрес: http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=32824