Теоретические подходы к организации работы с одаренными детьми старших классов ДШИ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Митенко Е. В. Теоретические подходы к организации работы с одаренными детьми старших классов ДШИ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54026.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к организации работы с одаренными детьми старших классов ДШИ
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК 378

Митенко Елена Викторовна преподаватель музыки МБОУ ДОД ДШИ г. Ставрополя, yunna_sorokopud@mail.ru

Теоретические подходы к организации работы с одаренными детьми старших классов ДШИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы корганизации работы с одаренными детьми старших классов ДШИ.

Ключевые слова.Одарённые дети, музыка,музыкальное образование.

Трехступенчатость музыкального образования в России представляет собой уникальную систему музыкального образования во всем мире. Музыкальная школа представляет собой одну из важнейших ступеней начального обучения. Можно смело сказать, что она является фундаментом всего цикла музыкального профессионального образования. Именно этот возраст (715 лет) позволяет точно выявить и развить творческие задатки детей, обучать игре на музыкальных инструментах и привить им комплекс важнейших практических навыков. Система музыкального образования первой ступени помогает подготовить наиболее одаренных учащихся для поступления в музыкальные училища (колледж). Работа в специальном классе с одарёнными детьми требует особого подхода, осторожного и в то же время вдумчивого прикосновения к личности, которую предстоит формировать на протяжении всех лет обучения.Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:

эмоциональный отклик на музыку –способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

способность к переживанию в форме музыкальных образов;

способность к творческому восприятию музыки;

музыкальный слух –способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

ладовое чувство –способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

чувство ритма –способность активнодвигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность

Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:

метод наблюдения за музыкой;

метод сопереживания;

метод моделирования художественного творческого процесса;

метод интонационно стилевого постижения музыки.Всё главное в жизни каждого человека начинается с детства. Педагогдолжен всегда помнить, что маленький ребёнок, имеющий блестящие музыкальные данные (абсолютный слух, цветной слух, острый гармонический слух, абсолютную музыкальную память, врождённое архитектоническое чувство и т.д.) обладает своим характером, своим темпераментом, а значит и своими будущими приверженностями к той или иной музыке.Выявив склонности ребёнка, педагог должен как бы следовать за ребёнком, а не навязывать ему комплекс своих понятий и представлений, как бы хороши и оправданы они не были. Нужно беречь любовь ребёнка к музыке, а интерес и любовь это почти одно и то же. Нет интереса без любви, и нет любви без интереса.Не следует «тащить» ребёнка на свой путь, нужно идти его стремлениями, исподволь направлять его. И это один из важных моментов в работе с одарёнными детьми.Большое значение играет подбор репертуара. Это достаточно сложная работа на всех этапах подготовки специалиста, особенно важен начальный период, когда закладываются основы всей музыкальной будущности ученика, т.е. формируется эстетический вкус, музыкальное мышление будущего профессионала. Обучение в музыкальной школе определяет содержание, формы и методы индивидуально воспитательной работы. Основной формой в классе специального фортепиано является урок. Перед педагогом стоит большая задача музыкального развития ученика, формирование его музыкальноэстетического вкуса. Урок в специальном классе предоставляет педагогу условия для изучения музыкального материала, развитие музыкальных способностей, навыков, развитие личности.Каждый ребенок индивидуален. Педагог обязан учесть общее и физическое развитие учащегося: форма и строение руки, преспосабливаемость её к клавиатуре, мыслительную реакцию, уровень восприимчивости информации, эрудицию, музыкальную память.На педагога возлагается огромная ответственность за правильный выбор пути, по которому пойдет юный музыкант. Уже к старшим классам выявляется та часть учеников, которых можно рассматривать как потенциальных профессионалов. Для учащихся этого уровня составляется повышенный и расширенный индивидуальный план, который должен ориентировать одаренного ученика на репертуар из лучших образцов классической музыки. Процесс изучения музыкальных произведений предусматривает использование любого повода для сообщения ученику разнообразных теоретических, исторических сведений о стилистических особенностях, направлениях (классицизм, романтизм, старинная музыка, импрессионизм, современная музыка). В репертуар ученика обязательно включаются полифонические произведения (трехголосные инвенции, прелюдии и фуги И.С.Баха), произведения крупной формы (сонаты, концерты, вариации композиторов венской школы –И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен). Техническое оснащение ученика проходит на материале произведений таких композиторов как К.Черни, И.Крамера, М.Машковского, А.Кобылянского, М.Клементи –К.Таузиг, М.Мошелеса. Необходимо изучение таких элементов как двойные ноты, октавы, аккордовая техника, в обязательном порядке игра упражнений Ганона. В работе над пьесами должны быть использованы музыкальные произведения композиторов романтиков –Р. Шумана, Ф.Шопена, Ф.Мендельсона, С. Рохманинова, А.Аренского, П.Чайковского. Нельзя забывать о большой учебной нагрузке учащегося в общеобразовательной школе и поэтому трудно осуществлять в ограниченное время (23 часа в неделю) все перечисленные стороны музыкальновоспитательной работы. От педагога требуется очень умелая организация каждого урока, продуктивное использование каждой минуты, продуманное планирование занятий. Детальная работа на уроке над стилем, формой, мелизматикой, техническим оснащением учащегося непременно приведет к повышению самостоятельности ученика в домашней работе.

«Одаренность человека —это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В этих словах В. А. Сухомлинского сформирована важность вопроса и программа действий каждого учителя по развитию творческого потенциала личности ученика.

Списокцитируемойлитературы1. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина М; 2000 г.

УДК378

Mitenko Yelena Viktorovna

Children's School of Arts of Stavropol, yunna_sorokopud@mail.ru

The theoretical approaches to the Organization of work with gifted children grades of the School of Arts

The article describes the main approaches to the Organization of work with gifted children high school YOUTH.

Keywords. Gifted kids, music, music education.