Использование дистанционных образовательных технологий при реализации факультативного курса «В лабиринтах математики» на первой ступени обучения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мищинская
М.
П. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации факультативного курса «В лабиринтах математики» на первой ступени обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
131–135. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54027.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования дистанционных образовательных технологий на первой ступени обучения. Автор описывает собственный опыт работы по внедрению дистанционных образовательных технологий во внеурочную деятельность младших школьников.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, формы дистанционного обучения
Текст статьи
Мищинская Марина Павловна,учитель начальных классовМБОУ ООШ № 1 имени М. А. Погодина, г. Полярный.Mischinski@mail.ru
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации факультативного курса «В лабиринтах математики» на первой ступениобучения.
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования дистанционных образовательных технологий на первой ступени обучения. Автор описывает собственный опыт работы по внедрению дистанционных образовательных технологий во внеурочную деятельность младших школьников.Ключевые слова:Дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, формы дистанционного обучения.
На социальное развитие современных школьников влияет множество негативных факторов. Одной из ключевых проблем является опасное и бесконтрольное воздействие СМИ, компьютерных игр. Сознание российских детей ежедневно наполняется бессмысленной и опасной для здоровья информацией. Через СМИ нашему обществу ежедневно навязываются стандарты жизни, которые ориентируют на потребление и меняют традиционные взгляды и уничтожают духовные ценности. Характерным для нашего обществастало состояниеинформационногошока.Все эти негативные моменты крайне отрицательновлияют на неокрепшую психику школьников, создают предпосылки для деформации и деморализации личности детей. Другой немаловажной проблемой является ограниченность свободного времени ребёнка, в течение которого он мог бы пообщаться с друзьями, близкими людьми. Так как «день младшего школьника расписан по минутам:уроки в школе, бассейн, языки, хореография, музыкальная школа...»[1].
Рисунок 1. Ежедневное распределение свободного времени младшего школьника.
У современного школьника возможность получения социального опыта через взаимодействие со сверстниками и взрослыми ограничена. Как следствие, возникает проблема освоения системы норм морали и формирования навыков коллективного сотрудничества, общения, толерантности.
Таким образом, перед учителем возникает задача наполнить полезными составляющими бессмысленное и вредное информационное поле, окружающее школьника, с учётом ограниченности личного времени ребёнка. Решать эти проблемы можно посредством внеурочной деятельности, в частности в рамках дистанционного обучения курсу «В лабиринтах математики» в4 классе. Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование» была совершенствована материальнотехническая база российских школ, произошла их всеобщая интернетизация. Это в дальнейшем дало возможность педагогамиспользовать в образовательном процессе новые передовые технологии, в том числе, и во внеурочном образовательном процессе. Необходимость применения таких инструментоврегламентирована и в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В статье 13 данного документа перечислены общие требования к реализации образовательных программ, одним из которых в пункте 2 является использование различных образовательных технологий, в том числе «...дистанционные образовательные технологии, электронное обучение»[2]. В статье 16 пункте 1 ФЗ «Об образовании» раскрывается понятие данных инструментов. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном сприменением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном(нарасстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3]. Если представить дистанционный процесс обучения как систему(рисунок 2), то в ней можно выделить следующие основныеэлементы:учитель, как субъект, управляющий процессом;ученик, как объект, на которого направлено воздействие педагога;информационная техническая среда (ИТС) (информационнотелекоммуникационные сети), через которые педагог управляет процессом обучения;методы и формы, которые учитель использует.
Рисунок 2. Дистанционное обучение как система.
В 2012 –2013 учебном годунаша школа активно работает на муниципальной экспериментальной площадке по внедрению современных образовательных дистанционных технологий.
Если в среднем и старшем звене взаимодействие педагога и школьникачерез информационнотелекоммуникационные сети уже практиковалось, то в этом учебном году впервые организовано дистанционное внеурочное обучение на первой ступени.Я являюсь пока единственным педагогом начальной школы, реализующим дистанционные образовательные технологии в рамках факультатива «В лабиринтах
математики» для четвероклассников. Программа курса рассчитана на 34 часа.
Благодаря возможности активного использованияинформационных и телекоммуникационных технологий, дляеё реализациипедагогом были поставлены как традиционные, так и новые цели и задачи (рисунок3).
Рисунок 3. Новые реализуемые цели и задачи курса «В лабиринтах математики».
Содержание курса представлено несколькими линиями:Числа и операции над ними (8 ч).Величины (4 ч).Наглядная геометрия (7 ч).Решение занимательных задач.Один час предназначен для обобщения курса в рамках урокаигры. В своей работе я использую разные формы (рисунок 4).
Рисунок 4. Формы занятий курса «В лабиринтах математики».
Большая доля занятий проходит в режиме offline.Это связано с такими причинами, как:высокий уровень занятости учеников;проблема своевременной доступности и качества Интернета вне школы;небольшой собственный опыт в примененииДОТ. Наиболее используемые формы занятия –минилекция offlineи слайдлекция. Они представляют собой материал, отсылаемый по электронной почте ученику. Обучающийся самостоятельно или с родителями знакомится с их содержанием. При составленииминилекции и слайдлекции педагогу следует учитывать возрастные особенностям младшего школьника.В них не должно быть лишних отвлекающих составляющих. Лекция offlineдолжна быть иллюстративной, доступной для понимания ученика младшего школьного возраста, занимательной и интересной. Текст теории лучше преподносить маленькими, логически завершёнными порциями, подкрепляя их яркими примерами и картинками. Немаловажный момент –оформление текста в виде обращения к школьнику. Благодаря этому у ребёнка возникает эффект живого общения с педагогом. В конце лекции можно предложить детям, при наличии у него желания, самостоятельно ответить на вопросы, выполнить какоенибудь практическое задание, найти самостоятельно информацию в сети Интернет по изучаемой теме. Одним из важных воспитательных моментов –обязательный перечень используемых педагогом материалов и источников в конце лекции. Чат как форма занятия onlineиспользуется реже, так как для его проведения необходимо выполнение ряда особых условий организационного и технического характера. Основные преимущества такой формы взаимодействия педагога и обучающегося в том, что есть возможность в режиме реального времени общаться по изучаемой теме, обсудить непонятные для детей моменты, обменяться мнениями между участниками образовательного процесса. Главное достоинство такой формы –возможность обратной связи между учителем и учеником.Если школьник пропустил сеанс чата, у него есть возможность познакомиться с содержанием занятия по оставленным записям.Существенный недостатокданной формы–это малый информационный обмен ввиду ограниченного ресурса времени. Из образовательного процесса нельзя исключать живое общение и взаимодействие между школьниками и учителем. Обучающиеся на первой ступени требуют особого внимания и контроля. Поэтому использованиедистанционных образовательных технологийврамках реализации курса подкрепляется традиционной урочной формой занятия. В такой форме целесообразно провести обобщениепо изученному материалу, консультации, игры, презентации проектов... Использование на практике разных форм работы при реализации курсапозволило их сравнить и выделить достоинства и недостатки дистанционного обучения.
Таблица1Достоинства и недостатки обучения с использованием дистанционных технологий
«+»«»1. Дальнодействие.2. Гибкость.3. Наличие высокого уровня мотивации у обучающихся.4. Принципиально новая возможность для решения ряда дидактических задач.1. Учителю больше времени необходимо на подготовку к занятию.2. Проблема обратной связи между педагогом и учеником.
Таким образом, несмотря на наличиенекоторых отрицательных моментов, данные формы обучения можно успешно применять во внеурочном образовательном процессе уже на первой ступени. В дальнейшем я планирую использовать дистанционные технологии в рамках классного сайта. Создание такого портала существенно повысит качество информационного обмена между участниками образовательного процесса. Реализация факультативного курса «В лабиринтах математики» в дистанционной форме на практике показала существенные преимущества и актуальность таких занятий.Потому что у учителя есть возможность не только развивать интеллектуальные способности детей, но и формировать у учащихся важнейшие коммуникативные компетенции. Использование педагогом дистанционных образовательных технологий позволяет существенно экономить личноевремя школьника. Содержание факультативного курса и интерактивное сотрудничество учителя и ученика может стать полезной альтернативой вредному влиянию СМИ икомпьютерных игр.
Список литературы1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html[Дата обращения 23.02.2013].2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. –
5е изд., перераб. –М.: «Просвещение», 2011. –400 с. –(Стандарты второго поколения).
Ссылки на источники1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. –
5е изд., перераб. –М.: «Просвещение», 2011. –400 с. –(Стандарты второго поколения), с. 5.2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 13 п. 2.3.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 16 п. 1.
Mischinskaya Marina,a teacher of primary school at the MBEI BCS № 1 by the name M. A. Pogodin, Polyarni.
Mischinski@mail.ru
Using distance educational technologies in realization of optional cours «V labirintah matematiki» on the first stage of education.Abstract. The article is devoted to the using distance educational technologies at primary school. The author discribe own experiance of work by inculcation of distance educational technologies to the out of school activity of children.Keywords: distance educational technologies, distance education, forms of distance education.
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации факультативного курса «В лабиринтах математики» на первой ступениобучения.
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования дистанционных образовательных технологий на первой ступени обучения. Автор описывает собственный опыт работы по внедрению дистанционных образовательных технологий во внеурочную деятельность младших школьников.Ключевые слова:Дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, формы дистанционного обучения.
На социальное развитие современных школьников влияет множество негативных факторов. Одной из ключевых проблем является опасное и бесконтрольное воздействие СМИ, компьютерных игр. Сознание российских детей ежедневно наполняется бессмысленной и опасной для здоровья информацией. Через СМИ нашему обществу ежедневно навязываются стандарты жизни, которые ориентируют на потребление и меняют традиционные взгляды и уничтожают духовные ценности. Характерным для нашего обществастало состояниеинформационногошока.Все эти негативные моменты крайне отрицательновлияют на неокрепшую психику школьников, создают предпосылки для деформации и деморализации личности детей. Другой немаловажной проблемой является ограниченность свободного времени ребёнка, в течение которого он мог бы пообщаться с друзьями, близкими людьми. Так как «день младшего школьника расписан по минутам:уроки в школе, бассейн, языки, хореография, музыкальная школа...»[1].
Рисунок 1. Ежедневное распределение свободного времени младшего школьника.
У современного школьника возможность получения социального опыта через взаимодействие со сверстниками и взрослыми ограничена. Как следствие, возникает проблема освоения системы норм морали и формирования навыков коллективного сотрудничества, общения, толерантности.
Таким образом, перед учителем возникает задача наполнить полезными составляющими бессмысленное и вредное информационное поле, окружающее школьника, с учётом ограниченности личного времени ребёнка. Решать эти проблемы можно посредством внеурочной деятельности, в частности в рамках дистанционного обучения курсу «В лабиринтах математики» в4 классе. Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование» была совершенствована материальнотехническая база российских школ, произошла их всеобщая интернетизация. Это в дальнейшем дало возможность педагогамиспользовать в образовательном процессе новые передовые технологии, в том числе, и во внеурочном образовательном процессе. Необходимость применения таких инструментоврегламентирована и в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В статье 13 данного документа перечислены общие требования к реализации образовательных программ, одним из которых в пункте 2 является использование различных образовательных технологий, в том числе «...дистанционные образовательные технологии, электронное обучение»[2]. В статье 16 пункте 1 ФЗ «Об образовании» раскрывается понятие данных инструментов. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном сприменением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном(нарасстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3]. Если представить дистанционный процесс обучения как систему(рисунок 2), то в ней можно выделить следующие основныеэлементы:учитель, как субъект, управляющий процессом;ученик, как объект, на которого направлено воздействие педагога;информационная техническая среда (ИТС) (информационнотелекоммуникационные сети), через которые педагог управляет процессом обучения;методы и формы, которые учитель использует.
Рисунок 2. Дистанционное обучение как система.
В 2012 –2013 учебном годунаша школа активно работает на муниципальной экспериментальной площадке по внедрению современных образовательных дистанционных технологий.
Если в среднем и старшем звене взаимодействие педагога и школьникачерез информационнотелекоммуникационные сети уже практиковалось, то в этом учебном году впервые организовано дистанционное внеурочное обучение на первой ступени.Я являюсь пока единственным педагогом начальной школы, реализующим дистанционные образовательные технологии в рамках факультатива «В лабиринтах
математики» для четвероклассников. Программа курса рассчитана на 34 часа.
Благодаря возможности активного использованияинформационных и телекоммуникационных технологий, дляеё реализациипедагогом были поставлены как традиционные, так и новые цели и задачи (рисунок3).
Рисунок 3. Новые реализуемые цели и задачи курса «В лабиринтах математики».
Содержание курса представлено несколькими линиями:Числа и операции над ними (8 ч).Величины (4 ч).Наглядная геометрия (7 ч).Решение занимательных задач.Один час предназначен для обобщения курса в рамках урокаигры. В своей работе я использую разные формы (рисунок 4).
Рисунок 4. Формы занятий курса «В лабиринтах математики».
Большая доля занятий проходит в режиме offline.Это связано с такими причинами, как:высокий уровень занятости учеников;проблема своевременной доступности и качества Интернета вне школы;небольшой собственный опыт в примененииДОТ. Наиболее используемые формы занятия –минилекция offlineи слайдлекция. Они представляют собой материал, отсылаемый по электронной почте ученику. Обучающийся самостоятельно или с родителями знакомится с их содержанием. При составленииминилекции и слайдлекции педагогу следует учитывать возрастные особенностям младшего школьника.В них не должно быть лишних отвлекающих составляющих. Лекция offlineдолжна быть иллюстративной, доступной для понимания ученика младшего школьного возраста, занимательной и интересной. Текст теории лучше преподносить маленькими, логически завершёнными порциями, подкрепляя их яркими примерами и картинками. Немаловажный момент –оформление текста в виде обращения к школьнику. Благодаря этому у ребёнка возникает эффект живого общения с педагогом. В конце лекции можно предложить детям, при наличии у него желания, самостоятельно ответить на вопросы, выполнить какоенибудь практическое задание, найти самостоятельно информацию в сети Интернет по изучаемой теме. Одним из важных воспитательных моментов –обязательный перечень используемых педагогом материалов и источников в конце лекции. Чат как форма занятия onlineиспользуется реже, так как для его проведения необходимо выполнение ряда особых условий организационного и технического характера. Основные преимущества такой формы взаимодействия педагога и обучающегося в том, что есть возможность в режиме реального времени общаться по изучаемой теме, обсудить непонятные для детей моменты, обменяться мнениями между участниками образовательного процесса. Главное достоинство такой формы –возможность обратной связи между учителем и учеником.Если школьник пропустил сеанс чата, у него есть возможность познакомиться с содержанием занятия по оставленным записям.Существенный недостатокданной формы–это малый информационный обмен ввиду ограниченного ресурса времени. Из образовательного процесса нельзя исключать живое общение и взаимодействие между школьниками и учителем. Обучающиеся на первой ступени требуют особого внимания и контроля. Поэтому использованиедистанционных образовательных технологийврамках реализации курса подкрепляется традиционной урочной формой занятия. В такой форме целесообразно провести обобщениепо изученному материалу, консультации, игры, презентации проектов... Использование на практике разных форм работы при реализации курсапозволило их сравнить и выделить достоинства и недостатки дистанционного обучения.
Таблица1Достоинства и недостатки обучения с использованием дистанционных технологий
«+»«»1. Дальнодействие.2. Гибкость.3. Наличие высокого уровня мотивации у обучающихся.4. Принципиально новая возможность для решения ряда дидактических задач.1. Учителю больше времени необходимо на подготовку к занятию.2. Проблема обратной связи между педагогом и учеником.
Таким образом, несмотря на наличиенекоторых отрицательных моментов, данные формы обучения можно успешно применять во внеурочном образовательном процессе уже на первой ступени. В дальнейшем я планирую использовать дистанционные технологии в рамках классного сайта. Создание такого портала существенно повысит качество информационного обмена между участниками образовательного процесса. Реализация факультативного курса «В лабиринтах математики» в дистанционной форме на практике показала существенные преимущества и актуальность таких занятий.Потому что у учителя есть возможность не только развивать интеллектуальные способности детей, но и формировать у учащихся важнейшие коммуникативные компетенции. Использование педагогом дистанционных образовательных технологий позволяет существенно экономить личноевремя школьника. Содержание факультативного курса и интерактивное сотрудничество учителя и ученика может стать полезной альтернативой вредному влиянию СМИ икомпьютерных игр.
Список литературы1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html[Дата обращения 23.02.2013].2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. –
5е изд., перераб. –М.: «Просвещение», 2011. –400 с. –(Стандарты второго поколения).
Ссылки на источники1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. –
5е изд., перераб. –М.: «Просвещение», 2011. –400 с. –(Стандарты второго поколения), с. 5.2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 13 п. 2.3.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 16 п. 1.
Mischinskaya Marina,a teacher of primary school at the MBEI BCS № 1 by the name M. A. Pogodin, Polyarni.
Mischinski@mail.ru
Using distance educational technologies in realization of optional cours «V labirintah matematiki» on the first stage of education.Abstract. The article is devoted to the using distance educational technologies at primary school. The author discribe own experiance of work by inculcation of distance educational technologies to the out of school activity of children.Keywords: distance educational technologies, distance education, forms of distance education.