Комплексное обучение музыкальной грамоте через взаимосвязь видов искусства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Назарова Е. А. Комплексное обучение музыкальной грамоте через взаимосвязь видов искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 146–150. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54030.htm.
Аннотация. Открытый урок «Инновационный подход к музыкальному обучению «Волшебная Азбука» предмет «Вокал» (4 год обучения) Тема: Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях. Цель: Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Науменко Светлана Николаевна

Педагог дополнительного образования, награждена грамотой Министерства образования РФ, ГБОУ ДОД ДДТ «Ораниенбаум»Петродворцового района СанктПетербургаsvetlanohka5@list.ru

НазароваЕлена АлександровнаПедагог дополнительного образования, награждена грамотой Министерства образования РФ, ГБОУ ДОД ДДТ «Ораниенбаум»Петродворцового района СанктПетербургаelenanazarova35@yandex.ru

Инновационный подход к музыкальному обучению «Волшебная Азбука»Комплексное обучение музыкальной грамоте через взаимосвязьвидов искусства

Методическая разработка урока по вокалу

Образцовый детский коллективэстрадновокальная студия «Модерн»педагоги: Назарова Е.А, Науменко С.Н.концертмейстеры: Хохулина А.М., Чистяков В.В.

Открытый урок«Инновационный подход к музыкальному обучению «Волшебная Азбука»предмет «Вокал» (4 год обучения)Тема:Дикцияи артикуляцияв музыкальнотренировочном материале и вокальных произведениях. Цель:Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкальнотренировочном материале и вокальных произведениях.Задачи:1.Приобщить воспитанников эстрадновокальной студии к основам музыкальнопесенного искусства.2.Раскрепощение артикуляционного аппарата.Правильное произношение слова в пении.Научить вокалиста пользоваться поговорками.3.Научить вокалиста правильно пропевать дикционные оборотыв музыкально тренировочном материалеи вокальных произведениях,пользуясь методикой композитора С. Науменко.4.Познакомить вокалиста с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, а так же правильным произношением и пропеваниемданного материала.5.

Отработать и закрепить пройденный материалподфортепиано и фонограмму с микрофоном.Наглядные средства:1. образы славянских богов –Ярило, Триглава, Лель2. иллюстрации к авторским песням –сказкам2. схема устройства голосового аппарата.3. мультимедийное сопровождение кавторским Буквенным распевамТехнические средства: типовой учебный класс, пианино,компьютер, микрофон, проигрывательПлан занятия 1. Вступительное слово учителя –3 мин.Введение в тему: «Дикция и артикуляция в музыкальнотренировочном материале и вокальных произведениях»2. Развитие речевого аппарата –7 мин.Создание проблемной ситуацииГолос, как музыкальный инструментВопросы педагога:–Как настроить для работы голосовой аппарат?–ответ ученика.–Зачем нужна работа над дикцией?–ответ ученика.–Какиепоговорки ты запомнила с предыдущего урока? –ответ ученика.

Задача: –развитие длительной памяти, речи, умственной активностиПрактическая работа

Тренировка речевого аппарата

Поговорка «Ярило» чтение;

Поговорка «Триглава» чтение;

Поговорка «Лель» чтение и тренировка с повторением.3. Развитие голосового аппарата –10 мин.Буквенные песнираспевы:

«БУКВЫ», «ЙОТ и КАКО», «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ»,«ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ»,

«ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО»

4. Изложение нового материала: «Дикция и артикуляция в музыкальнотренировочном материале и вокальных произведениях» –10 мин. 1. рассказ учителя (теоретический материал)

2. изучение устройства голосового аппарата по схеме3. закрепление пройденного материала: кроссворд на тему «Дикцияи артикуляция».Задача: –развитие внимания и умения выделить главное из прослушанного материала.Практическая работа5. «Дикция и артикуляция в работе над вокальными произведениями» –12 мин.–повторная работа над песней «Есть сказка одна», сл. и муз С.Науменко, –5 мин.–разучивание новой песни «Лукоморье» (1 куплет с припевом) –7 мин.6.Подведение итогов –2 мин.Задача –вспомнить содержание урока, отметить лучшиеегомоменты, поблагодарить.Домашнее задание –1мин.–вклеить в тетрадь теоретический материал и текстыпесенКонспект занятия П.(педагог)Д (дети)Ход занятия(слова, действия педагога)Время

П.Iэтап. Организационный моментЗдравствуй, Дарья!Мы рады приветствовать тебя, дорогой друг, на уроке вокальнопесенного искусства, где царит и процветает музыка. Тему сегодняшнего урока я предлагаю обозначить так: «Дикция и артикуляция в музыкальнотренировочном материале и вокальных произведениях». 3мин.

П.

IIэтап. Развитие речевого аппарата(создание проблемной ситуации)Вопросы педагога:–Как настроить для работы голосовой аппарат? –ответ ученика.7мин.



П. и Д.

–Зачем нужна работа над дикцией? –ответ ученика.–Какие поговорки ты запомнила с предыдущего урока? –ответ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАс демонстрацией образов славянских богов.Поговорка «Ярило» чтениеПоговорка «Триглава» чтениеПоговорка «Лель» чтение и тренировка с повторением.



П. и Д.



IIIэтап «Развитие голосового аппарата»

Упражнение «Буквы» исполнение упражненияУпражнение на буквы «ЙОТ иКАКО» исполнение Упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» исполнение упражнения.Упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» исполнение.Упражнение «ЖИВЕТЕ,ЛЮДИ,ДОБРО» исполнение 10 мин.

П.и Д.

IVэтап Изучение нового материала«Дикция и артикуляция в музыкальнотренировочном материале и вокальных произведениях»–проверка теоретических знаний ученика.–изучение устройства голосового аппарата по схеме.Закрепление пройденного материала: кроссворд на тему «Дикция и артикуляция»10 мин.

П.и Д.

Vэтап «Дикция и артикуляция в работе над вокальными произведениями»Работа над песенным материалом.1. Песня «Есть сказка одна» сл. и муз. С. Науменко –(5 минут)2. Песня «Лукоморье» сл. и муз. С. Науменко – разучивание и исполнение 1 куплета и припева –(7минут)12мин.

П.и Д.Vэтап. Подведение итогов.

вспомнить содержание урока, отметить лучшие его моменты, поблагодарить.

2мин.

П.VIII этап. Домашнее задание.вклеитьв тетрадь домашнее задание –это:1. определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить;2. текст 2го куплета новой песни «Лукоморье» слова и муз. С. Науменко.1мин.Всего45 мин.Сценарий открытого урока по вокалуЗвучит мелодия из песни «Есть сказка одна» С. Науменко, концертмейстер А.М. Хохулина. Под музыку в класс входит солистка эстрадновокальной студии «Модерн» Хамидова Дарья.

Педагог: –Здравствуй, Дарья!Мы рады приветствовать тебя, дорогой друг, на уроке вокальнопесенного искусства, где царит ипроцветает музыка. Не для кого не секрет: где музыка –там добро, красота и счастье. Но, чтобы правильно понять музыку, услышать её во всех многогранных проявлениях, нужно поймать эту волну и научиться говорить на этой волне. Тогда для тебя откроется другой мир –мир музыкальных красок, музыкальных звуков. И у тебя непременно появятся новые интересные друзья и новые слушателизрители, которым ты будешь рассказывать свои впечатления о встрече с музыкой и петь свои любимые песни. Но для этого, ты уже знаешь,нужно много трудиться. Нужно научиться правильно, петь эти песни, знать все правила о постановке голоса и голосового аппарата.Сегодня мы вспомним такие музыкальные понятия как «дикция» и «артикуляция». Тему сегодняшнего урока я предлагаю обозначить так: «Дикция и артикуляция в музыкальнотренировочном материале и вокальных произведениях». Дарья, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать настроить его. Что же для этого нужно?Дарья: –Нужно распеться, разогреть свой голосовой аппарат.Педагог:–Молодец, Даша! Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Наш артикуляционный аппарат приобретает навык правильного произношения слова в пении. Дарья:–Голос –это музыкальный инструмент. Правильно настроить голос –значит правильно петь вокальные произведения, то есть песни.Педагог:–Совершенно верно. Поговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат. И сегодня в этом нам поможет методика Светланы Николаевны Науменко и поэтические образы славянской мифологии. На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «дикция». Я рассказывала о древних Буквах славянской письменности, сколько их насчитывалось, как они произносились. Мы читали с тобой поговорки о славянских богах. Этот материал поможет нам в работе над дикцией и артикуляцией.Мы переходим к нашей второй части урока –развитию речевого аппарата, чтению поговорок.

Итак, внимание, Даша, вспомним две поговорки на согласную букву «Р», которые отработаны нами на предыдущих уроках. Первая поговорка называется «Ярило». Мы уже с тобой знаем, что Ярило –это бог Солнца у славян. Образы славянских богов ты видишь перед собой на картинках.Поговорка «Ярило» чтениеЯрило, ЯрилоПо небу катило,А туча нашлаИ Ярило закрыло.

( В поговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.)Педагог:Спасибо, Даша. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую поговорку тоже на согласную букву «Р».Дарья:Поговорка «Триглава» о богине почвы, воды и воздухаПоговорка «Триглава» чтениеБогиня Триглава –одна, а трём слава!У этой богини три добрых Начала:Одно –это почва, второе –вода,А третье есть воздух, чем дышим всегда.(В поговорке «Триглава» идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р» и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом. Поговорка произносится в достаточно быстром темпе.)Педагог: –Молодец, Дарья!Сейчас ты услышишь ещё новую поговорку о боге любви «Леле» на чередование согласных букв «Л» и «Р». Послушай, пожалуйста.Поговорка «Лель» чтение и тренировка с повторениемНа дворе звенит капель,У реки сидит бог ЛельИ игрою на свирели

Ворожит птиц, чтоб летели.

(В поговорке «Лель» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Л» и «Р», а также поговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Обратить внимание на выражение, с которым читается эта поговорка.)Педагог: –Поработав над развитием речевого аппарата можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются. Мы переходим к нашей третей части урока –развитию голосового аппарата, пению вокальных упражнений.

Педагог: –Послушаем первое упражнение «Буквы» и настроимся пропеть его.Упражнение «Буквы» исполнение упражненияБуквы встали чётко в ряд с АЗА и до ИЖИЦЫ,Получилась в старину буквенная книжица.Эту книжку называли раньше РУНЫ иль ЧЕРТЫИ теперь об этом знаешь милый друг и лично ты.(В вокальном упражнении «Буквы» происходит опевание 1 (До) и 3 (Ми) основных ступеней в ДОмажоре. Обратить внимание на раздельное и чёткое произношение согласных букв «Р», «Д», «Г» и «Ч».)Педагог: –Хорошо. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется «ЙОТ и КАКО». Сначала слушаем, а потом поём.Упражнение на буквы «ЙОТ и КАКО» исполнение ЙОТ и КАКО дружат давно.Рядом стоят, любят ребят.(Пение упражнения «ЙОТ и КАКО» по восходящим и нисходящим полутонам от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы. Отработать правильное произношение согласных букв «Р» и «Т», а также гласных букв «А» и О».)Педагог: –Молодец, Даша, у тебя хорошо получается. И следующее упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ». Сначала слушаем, потом поём.Упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» исполнение СЛОВО, ТВЁРДО, СЛОВО, ТВЁРДО –

Буквы рядом звучат гордо.Также ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ –

Буквы лучшие на свете.(Упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» на чередование согласных и гласных звуков. Пение основных ступеней мажора, по полутонам вверх от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы и вниз.)Упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» исполнение. ГЛАГЛАГЛАГЛАГОЛЬ,Познакомиться изволь.Укрепляет голос НАШ,Ты возьми на карандаш.(Упражнение «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» на развитие интервала «кварта». Важно внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре мажоре.)Упражнение на буквы «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО» исполнение ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!Так буквы желают всем нам,Чтоб жить увлечённо и бодроТы азбуку выучи сам. (В упражнении «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!» отрабатывается навык пения в «октаву». Чётко проговаривать согласные буквы «Б», «Д» и «Р». Петь в характере гимна. Репетировать в До, Ре и Ми мажоре.)Педагог: –Прекрасно голос настроился на музыкальную волну и нужно немного ему передохнуть. Для этого мы перейдём к 4 части новой теме нашего урока: «Дикция и артикуляция в музыкальнотренировочном материале и вокальных произведениях»Дарья, расскажи, что такое «дикция» и от чего она зависит?Дарья: –Дикция –это чёткое, ясное, разборчивое произношение всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.Педагог: –Спасибо, молодец. Давай теперь запомним определение «Артикуляционный аппарат» и «Артикуляция», а так же какие органы входят в состав артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат –это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок. Рисунок –схема голосового аппарата.Педагог: –Нужно запомнить, что ротовая полость –это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата –это качественная активность. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Дарья, как тыдумаешь, зачем он великий мастер это делал?Дарья: –Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.Педагог: –Да, ты совершенно права. Зеркало –большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата. А сейчас для закрепления пройденного материала я предлагаю разгадать кроссворд на тему «Дикция и артикуляция».В кроссворде написано главное слово «дикция» по вертикали. Нужно ответить на 6 вопросов по горизонтали.Закрепление пройденного материала: кроссворд на тему «Дикция и артикуляция»Педагог: –Вот посмотри, Даша, сколько новых, но уже знакомых слов ты разгадала. Молодец! Пора переходить к следующей части нашего урока: «Дикция и артикуляция в работе над вокальными произведениями».Повторим песню, которую уже ранее учили «Есть сказка одна» и перейдём к разучиванию новой песни «Лукоморье», слова которой ты переписала и должна была выучить к этому уроку. Поможет нам в работе над песнями концертмейстер Куделина Алина Михайловна.Песня «Есть сказка одна» сл. и муз. С. Науменко –5 минутРекомендации:При повторении вокального произведения нужно чётко пропеть согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Петь фразу мягко, не форсируя звукоизвлечение. Хорошо, Дарья. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком. Иллюстрации к песне «Есть сказка одна»Педагог: –Приступаем к разучиванию новой песни «Лукоморье».Песня «Лукоморья дуб» сл. и муз. С. Науменко – разучивание и исполнение 1 куплета и припева –7 минут.Педагог: –Вспомним текст песни «Лукоморье». Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета иприпева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами.Иллюстрации к песне «Лукоморья дуб»Лукоморья дуб –Древо вечное,И ветвистое,и сердечное.Корнева, глубока, потому он в сокуКрона так разрослась, стремясь к солнышку.Припев:А вокруггуляет кот, Песни петь не устаёт.А то сказку нам расскажет,Путьдороженьку укажет!Мудрым праведным словцом,Где Руси заветный дом,Где герои молодцы

Слова меткого стрельцы. Рекомендации: Чётко проговаривать слова, обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, незадирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.Подведение итогов.Педагог: –Мы упражняли речевой и голосовой аппарат: работали над согласными буквами в пословицах и распевах. Вспомнили, что такое «дикция». Узнали новое понятие «артикуляция» и «артикуляционный аппарат».Справились с кроссвордом. Далее повторили песню «Есть сказка одна» (3 куплета) и разучили новую песню «Лукоморье» 1 куплет и припев.Домашнее задание.Педагог: –Дарья, мы хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание:1. устройство голосового аппарата2. текст 2го куплета новой песни «Лукоморья дуб» Спасибо, Даша! До скорой встречи на музыкальной волне.

До свидания.Звучит мелодия из песни «Есть сказка одна» С. Науменко, концертмейстер А.М. Хохулина. Под музыку из класса выходит солистка эстрадновокальной студии «Модерн» Хамидова Дарья.Теоретический материал и схема устройства голосового аппарата

Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей:

1) Дыхательный аппарат;

2) Гортань с голосовыми связками;

3) Резонансная область (рупор или надставная трубка).1. Дыхательный аппарат представляет собой:а) лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами; б) дыхательные пути бронхи и трахея, т.е. дыхательное горло; в) диафрагма мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена частью к нижним рёбрам, частью к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом, при вдохе она уплощается,опускается, и лёгкие наполняются воздухом. Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Благодаря её активности у профессиональных вокалистов существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато и др.В дыхании также принимают участие мышцы г) брюшного пресса, которые оказывают давление на диафрагму при выдохе и д) межрёберные мышцы грудной клетки, от сокращения одних из которых происходит сжатие грудной клетки, от сокращения других расширение и вдох. В зависимости от участия тех или иных мышц в дыхательных движениях и при пении выделяют: грудной, брюшной и смешанный тип дыхания, о чём мы будем говорить чуть позже. 2. Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования.Главными для образования голоса являютсяистинные голосовые связки складки, колебания которых и вызывают появление звука.В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие голосовую щель, через которую свободно проходит воздух (см. рис. внизу).Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки. 3. Резонаторная область (часть трахеи, ротовая область и носоглотка), основные характеристики которой:1) усиление звука голосовых связок; 2) создание тембра голоса. Если мы посмотрим на рисунок, приведённый выше, то обнаружим сходство между рупорным громкоговорителем и голосовым аппаратом певца.Чтобы достичь большоймощности звука оперным певцам требуется умение создавать предельно высокий импеданс, что включает в себя способность опускать гортань вниз, расширение ротовой полости во время пения, специфическое выдвижение губ, так называемый "тюбаж" , и другие приёмы. Всё это приводит к одному недостатку: некоторой неестественности пения по сравнению с разговорной речью у оперных певцов. Вторая характеристика резонаторной области создание тембра. Звук голосовых связок совсем не похож на звуки живого голоса: окончательный тембр т.е. содержание целого ряда призвуков (обертонов), создающих неповторимость, отличимость от других, голос человека приобретает благодаря системе резонаторов. Важнейшими из них являются носоглотка и ротовая полость. Нарушения и заболевания носовой полости приводят к ухудшению звучания голоса. По меткому замечанию профессора Ермолаева "хороших певцов с плохим носом, как правило, не бывает". 1. Мягкое нёбо ротовой полости играет активное участие в формировании тембра: при его недостаточной активности голос приобретает гнусавый призвук.2. Важным органом, создающим тембр, является и нижняя челюсть. От её активности и подвижности зависит ясность и красота гласных звуков. 3. Самые активные и важные в создании тембра голоса, а также (как его существенной характеристики) правильной артикуляции являются язык и губы.Ссылки на источники1.Науменко С. «Волшебная Азбука в легендах, стихах и музыке», самиздат, СПб, 2009г.2. Рыжкова–Гришина Л. В. «Волшебный букварь», «Гармония», тверская обл.типография, 2004 г.3. Русские народные сказки, легенды, предания, М., «Астрель», «АСТ», 2004 г.4. «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки», 2010 г. 5. Русская мифология, энциклопедия, М. «ЭКСМО» СПб «МИДГАРД» 2005 г.Naumenko Svetlana NikolaevnaTeacher of additional education, awarded with the diploma of the Ministry of education of the Russian Federation, ГБОУ DOD DDT «Oranienbaum» Petrodvorets district of St. Petersburgsvetlanohka5@list.ruNazarova Elena AleksandrovnaTeacher of additional education, awarded with the diploma of the The Ministry of education of the Russian Federation, ГБОУ DOD DDT «Oranienbaum» Petrodvorets district of St. Petersburgelenanazarova35@yandex.ruAn innovative approach to music education «Magic Alphabet»Comprehensive training of musical literacy through the relationship of art