Программа опытно-экспериментальной работы по теме: Разработка и апробация программы воспитания и социализации обучающихся на основе морских традиций Российского флота на ступени основного общего образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Москаленко Н. А., Никитина О. П., Филатов С. Г. Программа опытно-экспериментальной работы по теме: Разработка и апробация программы воспитания и социализации обучающихся на основе морских традиций Российского флота на ступени основного общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54031.htm.
Аннотация. ОЭР по созданию и апробации программы воспитания и социализации обуча-ющихся на основе морских традиций Российского флота, популяризации мор-ских видов деятельности, вовлечения процесса обучения в сферу морского об-разования на ступени основного общего образования рассчитана на 4 года. В ходе выполнения ОЭР должна быть создана эффективная программа по воспи-танию школьников всех возрастных групп в духе патриотизма и приверженно-сти к морским профессиям всех уровней и направлений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Никитина Ольга ПетровнаДиректор, ГБОУ СОШ №290, СанктПетербургolga2_4@mal.ruФилатов Сергей ГеоргиевичКапитан 2го ранга, педагогорганизатор, ГБОУ СОШ №290, СанктПетербургnavy54@mail.ruМоскаленко Надежда АлексеевнаЗаведующая ОДОД, ГБОУ СОШ №290, СанктПетербургnadjusha16@mail.ru

Программа опытноэкспериментальной работы по теме: Разработка и апробация программы воспитания и социализации обучающихся на основе морских традиций Российского флота на ступени основного общего образования.

АннотацияОЭР: ОЭР по созданию и апробациипрограммы воспитания и социализации обучающихся на основе морских традиций Российского флота, популяризации морских видов деятельности, вовлечения процесса обучения в сферу морского образования на ступени основного общегообразования рассчитана на 4 года. В ходе выполнения ОЭР должна быть создана эффективная программа по воспитанию школьников всех возрастных групп в духе патриотизма и приверженности к морским профессиям всех уровней и направлений.

Ключевые слова: эксперимент, морское образование, профориентация, патриотизм

















2

I.Цель эксперимента.Создание

и апробацияпрограммы воспитания и социализации обучающихся на основе морских традиций Российского флота, популяризации морских видов деятельности,вовлечения процесса обучения в сферу морского образования на ступени основного общего образования,способствующей освоению обучающимися социального опыта, формированию их готовности к выбору направления своей профессиональной деятельности, развитию знаний, установок и личностных ориентиров здорового и безопасного образа жизни.

II.Задачи эксперимента:1.Провести социологическое исследование жителей микрорайона по проблемам экспериментальной работы образовательного учреждения и исследований социальных ожиданий, предъявляемых к школе.2.Создать информационные, организационнопедагогические, материальнотехнические условия, способствующиепатриотическому воспитанию,развитию, обучению и социальной интеграции участников образовательного процессав сфере морского образования.3.Разработать и апробироватьучебные планы, планы воспитательной работы, локальные акты для морских классов, план мероприятий школы по воспитанию на основе традиций Российского флота.4.Разработать действенную систему взаимодействия школы с учебными заведениями, предприятиямиморского профиля, общественными организациями ветеранов Флота СанктПетербурга,обеспечивающую сознательный выбор образовательного маршрута каждому обучающемуся.5.Совместно с Ресурсным центром ©Морской технический колледж г.СанктПетербургаª создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования педагогов, обеспечивающую развитие образовательного учреждения как самообучающейся системы по проблемам экспериментальной работы образовательного учреждения.6.Разработать и внедрить механизмы управления педагогическим коллективом образовательного учреждения, способствующиепатриотическому воспитанию на традициях Российского флота,личностному росту субъектов образовательного процесса.7.Подобрать и разработать инструментарий мониторинга эффективности обучения учащихсяв морских классах, кружках дополнительного образования морской направленности, анализа дальнейшего образовательного маршрута выпускников.8.Разработать механизмы диссеминации методических и учебнометодических разработок по теме опытноэкспериментальной работы, механизмов управления педагогическим коллективом в условиях реализации образовательного проекта в образовательные учреждения различных типов.

III.Программа ОЭР

1 этап ПроектнодиагностическийЗадачи: Проектирование и разработка модели учебновоспитательной деятельности и социализации детей на основе морских традиций Российского флота, популяризации морских видов деятельности, вовлечения процесса обучения в сферу морского образования:Основное содержание работы: 1.Обобщение опыта работы кадетских морских классов, клубов юных моряков;3

2. Подбор социологических и психологических методик выявления уровня и характера мотивации к внеурочной деятельности, связанной с морскими профессиями;3. Анкетирование родителей детей каждой возрастной группы;4. Тестирование детей каждой возрастной группы;5. Выявление и установление связей с учреждениями г. СанктПетербурга и Ленинградской области, связанными с морской историей, морским образованием и морскими профессиями;6.Разработка тематического плана мероприятий, прививающих детям интерес к морским профессиям, для каждой возрастной группы.Планируемый результат1. Разработка проекта Программы воспитания и социализации обучающихся на основе морских традиций Российского флота, популяризации морских видов деятельности, вовлечения процесса обучения в сферу морского образования на ступени основного общего образования;2. Разработка годового тематического плана воспитательной работы по привитию интереса к морским профессиям длякаждой возрастной группы;3. Разработка методики оценки результатов обучения детей по ©Программе…ªдля всех возрастных категорий.Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу.

1.Программа воспитания и социализации обучающихся на основе морских традиций Российского флота, популяризации морских видов деятельности, вовлечения процесса обучения в сферу морского образования на ступени основного общего образования;2. Годовой тематический план воспитательной работы по привитию интереса к морским профессиям для каждой возрастной группы;3. Методика оценки результатов обучения детей по ©Программе…ªдля всех возрастных категорий;4. Анализ входного контроля родителей детей;5. Анализ входного контроля детей.Сроки выполнения: Июль ‬декабрь 2013года

2 этап ДеятельностнодиагностическийЗадачи:1. Апробация модели учебновоспитательной деятельности и социализации детей в морских классах, школьных детских объединениях;2. Выявление уровня и характера мотивации к внеурочной деятельности;3. Выявление психологического климата в коллективе и особенностей взаимоотношений между детьми;4. Выявление индивидуальных особенностей и способностей детей;5. Изучение ценностных ориентаций семьи, особенностей семейного воспитания, ожиданий семьи от школы, представлений родителей о будущем ребенка;6. Организация проектноисследовательской деятельности учащихся;7. Разработка научнометодического обеспечения программы.Основное содержание работы: 1.Беседы с детьми;2. Беседы с родителями;3. Минисочинения детей;4. Рисование на морскую тематику в младших классах;5. Тестирование детей;6. Создание в школе периодически обновляемого ©морского уголкаª;7. Создание ©морскойª страницы на сайте школы;4

8. Участие детей и родителей в проведении праздников и знаменательных дат Морского календаря;9. Проведение дней открытых дверей вобразовательных учреждениях СанктПетербурга, ведущих подготовку специалистов по морским профессиям;10. Организация встреч с представителями морских профессий;11. Проведение систематических экскурсий на предприятия судостроительной промышленности;12. Проведение систематических экскурсий в места морской славы;13. Проведение систематических экскурсий в морские музеи;14. Проведение систематических экскурсий учащихся 1011х классов в ЦВМБ;15. Организация работы дополнительного образования по военнопатриотической направленности;16. Проведение семинаров и практикумов для родителей по вопросам воспитания и социализации школьников;17. Организация мероприятий по совместной деятельности детей, педагогов, родителей; 18.Организация социального и педагогического партнерства.Планируемый результат1. Вовлечение учащихся и их родителей в работу по социализации и гражданскопатриотическому воспитанию на основе морских традиций;2. Повышение уровня знаний учащихся по истории своего государства, боевых и морских традиций города СанктПетербурга, трудовых традиций Красносельского района. 3. Профильное ориентирование учащихся на морские виды деятельности;4. Активное вовлечение родителей в работу по социализациидетей;5. Привлечение педагогических кадров в работу по воспитанию и социализации обучающихся на основе морских традиций.Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу.

1. Анализы анкетирования учащихся и родителей;2. Сценарии родительских собранийпо проблемам социализации;3. Сценарии нравственновоспитательных классных часов;4. Сценарии общешкольных мероприятий по военнопатриотической тематике, воспитанию гражданина.5. Создание ©морскойª страницы на сайте школы;6. Образовательные программы элективных курсов, включающих морскую тематику;7. Создание электронного фотоальбома;8. План воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;9. Отзывы педагогических работников и родителей о работе по гражданскопатриотическому воспитанию, основанному на морских традициях;10.Предварительная модель Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.Сроки выполнения: 2013 ‬2016уч.год

3 этап КонтрольноаналитическийЗадачи: 1. Статистический анализ эффективности учебновоспитательной деятельности по социальному статусу выпускников школы 20142017г.г.2. Анализ мотивации учеников школы к обучению в технических учебных заведениях;3. Завершение разработки методических материалов для реализации предлагаемой программы.5

Основное содержание работы: 1. Обработка анкет родителей детей каждой возрастной группы за весь период эксперимента;2. Обработка результатов тестирования детей каждой возрастной группы за весь период эксперимента;3. Оформление методических материалов для реализации предлагаемой программы.Планируемый результат1. Создание системы воспитания и социализации обучающихся на основе разработанной структуры;2. Создание условий, способствующих сплоченности коллектива;3. Развитиесотрудничества детей и взрослых в решении социальнообразовательных проблем;4. Личностнообразовательный результат:• Повышение уровня мотивации учащихся к образовательной деятельности;• Умение применять полученные знания и навыки в решении личных, социальных и жизненно важных задач;•Осознание себя как петербуржца, патриота, гражданина;•Умение взаимодействовать с людьми, не поступаясь собственными убеждениями;•Положительное отношение к морю, готовность к самоопределению в морских профессиях;•Положительное отношение к здоровому образу жизни.Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу.1. Сборник методических материалов для реализации Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.Сроки выполнения: 2016 ‬2017уч.год

IV.Конечные продукты ОЭР:1.Программа воспитания и социализации обучающихся на основе морских традиций российского флотана ступени основного общего образования2.Методические материалы для реализации предлагаемой программы в образовательных учреждениях СанктПетербурга.

V.Ресурсное обеспечение:Нормативное обеспечение Морская доктрина РФ на период до 2020г, утв. Президентом РФ 27.07.2001гПисьмо Комитета по образованию № 043427/09 от 20.08.2009гПрограмма Центра Национальной Славы ©Морская слава РоссииªРазработаны следующие нормативные документы, регламентирующие опытноэкспериментальную работу: Программа развития школы, Положение об опытноэкспериментальной работе, Перспективный план ОЭР, Положение о процедуре оценки эффективности ОЭР, Заключены договоры:с АНО ©Клуб юных моряков ©Навигаторª, Городским центром гражданского и патриотического воспитания ©Балтийский берегª, Городским ресурсным центром ©Морской технический колледжª. Социальное партнёрство, способствующее реализации эксперимента:• Центр Национальной Славы России• ФГУ ©Большой порт СанктПетербургаª• ОАО ©Северное ПКБª6

• СанктПетербургский государственный морской технический университет• ООО ©Северное морское пароходствоª• ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь"• ОАО ©Адмиралтейские верфиª• СанктПетербургский государственный Университет водных коммуникаций• Государственный университет (СПбГУ)отделение международных Балтийских и Арктических проектов. • Морской корпус Петра Великого• Нахимовское военноморское училище• Кронштадтский морской кадетский корпус• Колледж морского приборостроения• Морской колледж Министерства транспорта РФ• СанктПетербургский Морской рыбопромышленный колледж • МАМО ©Сосновая полянаªСформированность коллектива для реализации эксперимента: Контингент учащихся стабилен по количеству. Выпускники по окончанию школы выбирают для дальнейшего обучения ВУЗы или колледжи морского профиля.Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материальнотехническими ресурсами, необходимыми для реализации программы. Педагогический коллектив образовательного учреждения обладает достаточной степенью профессиональной подготовленности к реализации инновационной деятельности и обладает опытом проектной деятельности. Основными чертами коллектива являются:− Школа полностью укомплектована кадрами;− Педагогический коллектив составляет 47 человек;−Высшую квалификационную категорию имеют 40 % учителей;−I квалификационную категорию 45% учителей;−1 учитель ‬молодой специалист −Награды педагогов:Нагрудный знак ©Почетный работник начального профессионального образования РФª 3Нагрудный знак ©Почетный работник общего образования РФª 3Нагрудный знак ©За добросовестный трудª 2 степени ‬2; 3 степени4; 1 степени5Медаль ©В память 300летия СанктПетербургаª 4Медаль ©Ветеран трудаª 3Знак ©Отличник народного просвещенияª 3Медаль ©За доблестный трудª 1Орден ©Знак почетаª 1Знак ©Отличник просвещенияª 1Ежегодно члены педагогического коллектива, творческие группы учителей успешно участвуют в конкурсах педагогических идей и проектов:2009 год ‬победитель регионального этапа Всероссийского творческого конкурса образовательных программ, проектов и методических материаловпо гражданскому и патриотическому воспитанию ©Растим патриотов Россииª в номинации ©Проекты и программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовкиª3 ;2009 год ‬дипломант II степени в городском смотреконкурсе ©На лучшую организацию работы по гражданскому и патриотическому воспитаниюª 1;2009 год ‬дипломант III степени в региональном этапе всероссийского творческого конкурса ©Овеянные славою флаг наш и гербª1;2010 год победитель городского смотраконкурса педагогического мастерства и опыта ©Слагаемые успехаª 1;2010 год ‬победитель районного конкурса ©Сердце отдаю детямª1;7

2011 год победитель городского смотраконкурса педагогического мастерства и опыта ©Слагаемые успехаª1; 2011 год победитель районной выставки методических разработок ‬2;2012 год V конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования ©Сердце отдаю детямª32012 годX Межвузовская научнопрактическая конференция ©Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей ВУЗовª12012 годдипломант II степени регионального этапа Всероссийского творческого конкурса образовательных программ, проектов и методических материалов по гражданскому и патриотическому воспитанию ©Растим патриотов Россииª в номинации ©Проекты и программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовкиª2; Проведен педсовет ©Создание в школе системы популяризации морской деятельности для мотивации к осознанному выбору профессииª с участием руководителя программы ©Морская слава Россииª Центра Национальной Славы России Нейбургом А.А.

Проводятся встречи с Героями Советского союза и России, ветеранами Военно

морского флота Учреждение имеет достаточный опыт работы по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников на основе традиций морского флота России. В 2008 году был выпущен первый морской класс, воспитанники которого направлены на морские виды деятельности и успешно реализуют полученные в школе навыки, в том числе и в области социализации, правильно ориентируясь в новых условиях жизни. В настоящее время сформированы 3 морских класса, в которых педагогическим коллективом используется накопленный опыт. Активное участие школьников в районных, городских и международных конкурсах и мероприятиях расширяет круг общения детей, позволяет им проявить свои лучшие качества, поверить в свои силы. В отделении дополнительного образования детей укомплектовано 12 учебных групп, занимающихся по морским программам ©Юнгаª, ©Навигаторª, ©Великие русские путешественникиª дети проходят морскую практику в летнем морском лагере на базе яхтклуба ©Балтиецª. С 2011 года работает школьный спортивный клуб ©Фордевиндª, в котором дети получают первые навыки управления парусом.Воспитательная работа школы базируется на морских традициях СанктПетербурга исторической морской столицы России.Международный уровень:2012 годслет юных моряков III место;2010 год международные соревнования по шлюпочным гонкам ©Весла на водуª III место;2011 год международные соревнования по шлюпочным гонкам ©Весла на водуª II место, III место; Региональный уровень: 2009 год ‬Творческий конкурс©Овеянные славою флаг наш и гербª дипломант I степени (Изотова Анна);2009 год ‬Историкопатриотический конкурс ©Морская слава Россииª III место (Изотова Анна);2010 год ‬Историкопатриотический конкурс ©Морская слава Россииª лауреат (Серов Владислав);2010 год ‬Историкопатриотический конкурс ©Морская слава Россииª лауреат (Соколов Николай);2011 год ‬Историкопатриотический конкурс ©Морская слава Россииª III место (Москаленко Константин);8

Городской уровень:2009 год ‬Личнокомандные соревнования ©Стрелковое многоборьеª III место (комплексный зачет), II место ‬Цилина Виктория, I место ‬Москаленко Константин;2009 год ‬городская детскоюношеская шлюпочная регата II место;2009 год городской ©Слет юных моряков г. СанктПетербургаª III место;2010 год городской ©Слет юных моряков г. СанктПетербургаª

I место;2010 год ‬городские соревнования по юнармейскому многоборью ‬победитель;2010 год ‬городской межмузейный конкурс ©Большая регатаª II место;2011 год городской ©Слет юных моряков г.СанктПетербургаª I место;2011 год ‬городские соревнования по юнармейскому многоборью ‬победитель;2012 год ‬городской конкурс патриотической песни ‬III место;2012 год городские соревнования по юнармейскому многоборью ‬победитель;2011 год ‬городской межмузейный конкурс ©Большая регатаª I место;2011 год ‬городские соревнования по военноморскому многоборью I место;

Материальнотехническое обеспечение эксперимента.•Плавательная база в яхтклубе ©Балтиецª;•4шестивесельных яла;•1 четырехвесельный ял;•1 моторная лодка с мотором;•1 швертбот ©Юниорª;•2макет автомата Калашникова, 2 пневматические винтовки;электронный тир•морская форма;•Медиаобеспечение по реализуемым профилям (электронные программы);•Предметные кабинеты по реализации профильного обучения;•Спортивный зал;•Стадион с искусственным покрытием;•Игровое уличное оборудование для начальной школы;•Актовый зал

VI.Критерии и показатели эффективности ОЭРКритериямиэффективности ОЭР являются:•рост общей активности школьников при проведении школьных дел;•

повышение познавательного интереса у учащихся (рост количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью в области маринистики, принимающих участие в олимпиадах и интеллектуальных играх);

•повышение качества образования школьников (рост результатов сдачи ЕГЭ по математике и физике по данным внутренней и внешней экспертизы);•осознанное отношение к выбору профессии;

•повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (снижение количества конфликтных ситуаций, рост количества педагогов, учащихся и родителей, участвующих в управлении школой, снижение количества правонарушений среди подростков),•осознанное отношение к своему здоровью (снижение количества заболеваний среди учащихся и педагогов, уменьшение числа курящих школьников,

рост числа участников образовательного процесса, занимающихся спортом);•проявление гражданской позиции по отношению к природе и окружающей среде;9

•включение родителей в образовательный процесс.Показателями эффективности ОЭР являются:•количество выпускников, поступивших по окончании школы в морские вузы (в процентах);•количество выпускников, поступивших по окончании школы в морские средние специальные учебные заведения (в процентах);•количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях и клубах, связанных с морской практикой (по каждой возрастной группе, в процентах);•количество учащихся, занимающихся в клубах, связанных с морской историей(по каждой возрастной группе, в процентах);•количество учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах ученических работ (по итогам каждого года);•результаты анкетирования родителей учащихся;

VII.SWOTанализ о возможности проведения ОЭРСильные стороны1.Наличие шлюпочной базы вблизи школы;2.Наличие преподавателей, способных приобщить детей к морской практике, к историческому и архитектурному наследию СанктПетербурга.Слабые стороны1.Предубеждение многих родителей детей против естественнонаучных и технических предметов;Возможности1.Возможность использовать историкокультурную базу г. СанктПетербурга (архитектурные и культурные памятники, символизирующие морскую мощь государства до настоящего времени);2.Возможность использовать судостроительную и приборостроительную научную и производственную базу г. СанктПетербурга (ЦНИИ, КБ, верфи, заводы, производящие морское оружие и вооружение);3.Возможность использовать учебную базу г. СанктПетербурга (СПбГМТУ, ВУНЦ ВМФ во всем его ©многообразииª);4.Возможность использовать лагеря Ленинградской области для непосредственного приобщения детей к морскому делу.

Риски1.Возможны переводы детей старших классов в другие школы по желанию родителей.Проблемы1.Психологическая переориентация детей и их родителей на технические области приложения способностей детей.









10

Olga P. NikitinaHeadteacher, Statefinanced comprehensive school 290 Saint Petersburg olga2_4@mail.ru Sergei G. Filatov Captain 2nd class, tutor organizer, Statefinanced comprehensive school 290Saint Petersburgnavy54@mail.ruNadezhda A. MoskalenkoHead of department of additional education, Statefinanced comprehensive school 290Saint Petersburgnadjusha16@mail.ru

The program of the research work on: Designing and testing the program of educating and socialization of the students trained on the basis of the Russian Navy traditions on the stage of the basic general education.

Annotation:The research work on designing and testing the program of educating and socialization of students trained on the basis of the Russian Navy traditions, marine activity popularization, involving the training process into the marine education sphere on the stage of the basic general education. The program is designed for the period of 4 years. While fulfilling the electronic educational resources the effective educational program should be designed. It would cover the training of allages schoolchildren, develop the patriotic spirit and attractiveness of all levels and areas of the maritime professions.

Key words:experiment, maritime education, career guidance, patriotism