Педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Побережнюк Е. В. Педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 176–180. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54036.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуальных дополнительных занятий на основе диагностических данных, наблюдения, сбора информации. Автор предлагает образцы коррекционно-развивающих упражнений, которые можно использовать в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Побережнюк Елена ВалерьевнаУчительначальных классов ЧОУ –СОШ «Новый путь», г. Армавирelenapberezhnjuk@rambler.ruПедагогическоесопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.Аннотация.Статья посвящена вопросампедагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психологопедагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуальных дополнительных занятий на основе диагностических данных, наблюдения, сбора информации. Автор предлагает образцы коррекционноразвивающих упражнений, которые можно использовать в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Ключевые слова:дети с трудностями в обучении, сопровождение,учитель, коррекционноразвивающие упражнения.Тезисы.Социальноэкономическиеизменения в развитии современного общества приводят к переменам и в системе образования: происходит переосмыслениеего целей, содержания, методов вследствие развития личностноориентированного направления в воспитании и обучении. Введение новых государственных стандартов предполагает переосмысленияформ и способов получения образованияЭффективное освоение учебного материала требует обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для полноценного развития. Учителю в своей педагогической практики часто приходится решать возникающие проблемы с усвоением учебного материала у отдельной категории учеников. Таких учащихся часто называют слабоуспевающими или детьми «группы риска».Дети «группы риска», как правило, испытывают трудности в усвоении учебных знаний, умений, формировании навыков по причине низкой работоспособности вызванной соматической ослабленностью.Зачастую у этих детей слабо развиты память, внимание, восприятие, воображение, недостаточно сформированы мыслительные процессы, есть проблемы, связанные с речевым развитием. При этом наблюдается сниженный самоконтроль, неустойчивая целенаправленность учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий обусловлен низкой учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов.Причиной проблем в обучении может быть и педагогическая запущенность.Любой ребёнок нуждается в реализации потенциальныхвозможностей ребенка и создании условий для их развития. Дети с трудностями в обучении нуждаются помимо развития потенциальных возможностей в оказаниипомощи в процессе обучения и воспитания.Система обучения и воспитания такова, что не исключено возникновение «факторов риска».

В самом общем смысле под «сопровождением» понимается действие, направленное на помощь,при обучении «сопровождение» поддержка школьниковв решении ими образовательных задач.Целью психологопедагогического сопровожденияребенка «группы риска»,обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение условий для оптимального развития ребенка(в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте), психологически комфортное пребывание ребёнкас трудностями в обучении в среде своих сверстников.

2Задачи сопровожденияребенка «группы риска»: • выявление причин трудностей в обучении; • помощь ребенку в решении актуальных задач развития,обучения, социализации; • адаптация образовательнойпрограммы в соответствии индивидуальным особенностям развития ребёнка; • формирование психологопедагогической компетентности родителей и педагогов, занимающихся образованием данной категории детей. Функции сопровожденияв условиях общеобразовательной школы

может быть возложенна психологомедикопедагогический консилиум образовательного учреждения.Регулируют процесс сопровождения ППМС центры.

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.

Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка.Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т. е. способствовать созданию условий на уровне семьи, школы.Еще один важный принцип сопровождения –это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития –определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.

Процесс сопровождения начинается с выявления причин возникновения проблем в развитии ребёнка. Хорошо, когда учитель делает это всотрудничестве с такими специалистами, как невропатолог, психолог, логопед, дефектолог. Но часто такой возможности у педагога нет. И учителю необходимо быть компетентным в вопросах логопедии, дефектологии, клинической психологии.

Если к учащимся, испытывающим трудности в учебе, применять традиционные методы (многократное повторение, дополнительное объяснение и др.), то добиться успеха в большинстве случаев невозможно; достигается лишь обратный результат. Учитель изо дня в день занимается с таким учеником,а успехов не видно, ребёноктолько получает негативные эмоции от таких занятий, начинает с неприязнью относится к школе.Пошаговое выполнение заданий, направляющая, стимулирующая помощьдают временный положительный эффект. Ребёнок нуждается в коррекции и развитии познавательных процессов.Поэтому на дополнительных занятиях следует начинать с диагностических заданий неучебного характера. По сути,учителю необходимо провести психологическое обследование ребёнка. Начинается оно с наблюденийв естественных условиях за поведением ребёнка с целью выявить личностные особенности.Изучение школьной медицинской карты и беседа с родителями поможет выявлению причин трудностей у школьника.Конечно, психологическое обследование невозможно без установления эмоциональногоконтакта с ребёнком. После установления необходимого контактаможно приступать к исследованию особенностей его восприятия, внимания, памяти, мышления .Речевой статус детей струдностями в обучении характеризуется разными нарушениями. Методики обследования речи рекомендуетсяиспользовать в комплексе с другими методами, направленными на выявлениесостояния познавательных процессов.На основе данных диагностики познавательной и эмоциональноволевой сферы школьника строится программа коррекционных занятий. Даже если в силу отсутствия у педагога психологической практики результаты диагностики будут неточными, сама развивающая основа игр, упражнений в ходе индивидуальных занятий с ребёнком даст положительный результат.

3Для осуществления такой работы учителю следует: вопервых, выявить характер причин, а затем и сами причины возникновения трудностей, вовторых, систематизировать эти причины, а, как правило, причин может быть несколько, втретьих, подобрать материал для занятий, исходя из выявленных причин, с учетом индивидуальногоподхода к каждому учащемуся.В зависимости от причин возникающих трудностей педагог подбирает различные упражнения.Вот некоторые из коррекционноразвивающих упражнений, которые учитель может использовать во время индивидуальных дополнительных занятий с детьми начальной школы, испытывающими трудности в обучении.укаждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны небезразличных к их проблемам взрослых.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, начиная работу со слабоуспевающим учеником, в первую очередь необходимо выяснить причину его неуспеваемости.Помочь учителю вэтом должны невропатолог, психолог, логопед, и родители. И только после установления причины можно приступать к составлению индивидуальной программыработы с учащимися. Работа эта нелегкая и трудоемкая, требующая определённой психологической подготовленности учителя, но в итоге –если хоть еще один ученик перестал быть «трудным» или слабоуспевающим, еще один поверил в себя, то не зря потрачены наши усилия!Не этоли подтверждение профессионализма учителя?

Poberezhnyuk Elena V.Primary school teacher Chow School "New Way", Armavirelenapberezhnjuk@rambler.ruEducational support for primary school pupils with learning difficulties.Abstract.The article is devoted to pedagogical support slabouspevajushchih elementary school students. Psychological and pedagogical assistance to such children is a primary school teacher in the system of individual tutoring based on diagnostic data, observations, gathering information. The author offers samples of correctional and developmental exercises that can be used inworking with children experiencing learning difficulties.Keywords:children with learning difficulties, support, teacher, correctional and educational exercise.