Современная школа – социокультурный центр микрорайона (города)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Запольская Е. Л. Современная школа – социокультурный центр микрорайона (города) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 336–340. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54068.htm.
Аннотация. Тюменская область по составу населения исторически функционирует как полиэтническое образование. В ее становление и развитие как энергетической базы страны внесли в последнее пятидесятилетие огромный вклад представители практически всех республик и областей бывшего СССР. Для значительной части населения страны Тюменская область стала второй родиной, местом проживания молодого поколения. В результате мы имеем поистине уникальное для всей страны по своему составу многонациональное население
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Е.Л.Запольская Современная школа –социокультурный центр микрорайона(города).

Тюменская область по составу населения исторически функционирует как полиэтническое образование. В ее становление и развитие как энергетической базы страны внесли в последнее пятидесятилетие огромный вклад представители практически всех республик и областей бывшего СССР. Для значительной части населения страны Тюменская область стала второй родиной, местом проживания молодого поколения. В результате мы имеем поистине уникальное для всей страны по своему составу многонациональное население.В современном обществе школа становится все более открытой социальнопедагогической системой, стремится к диалогу, общению, широкому социальному взаимодействию. Именно школа становится основным очагом культуры и образования. Такая позиция образовательного учреждения заставляет сосредотачивать педагогические влияния на систему отношений в социуме, целенаправленно регулировать не только воспитательный процесс в школе, но и с ранних лет приобщать детейк делам микрорайона и города, тем самым формировать чувство принадлежности к своей малой родине.МБОУ НШДС №43 –учебновоспитательный комплекс, имеющий в своей структуре начальную школу и детский сад. С 01.09.2012 на баланс учреждения передается здание МБОУ ОСОШ №2 (бывшей вечерней школы). Это будет второе здание школьного отделения, а в целом третье здание начальной школы –детского сада №43, в котором будут обучаться первоклассники (16 первых классов с 01.09.2012, 400 первоклассников!). В связи с масштабной застройкой микрорайонов возникла острая необходимость в Школе ступеней (а, точнее, параллелей). Природная среда микрорайона школы в целом благоприятная. Учреждениякультуры и спорта, организациисоциальной направленности находятся за пределамимикрорайона. Непосредственно на территории микрорайона МБОУ НШДС №43находятся: дошкольное учреждение «Белочка», МБОУ СОШ №44, торговыецентры «Вершина», «Богатырь», Художественный музей.Сегодня школа предоставляет широкий спектр образовательных услуг, профессионально осуществляет гражданскопатриотическое воспитание детей, устанавливает партнёрские отношения с семьямисвоих учеников, со всеми родителями, которые составляют значительное число членов окружающего сообщества и с социальными партнёрами учреждения. Именно поэтому школа может статьсоциокультурным центром микрорайона (города).

Цель Проекта

создание и апробация модели Школыполного днякак открытой системы,этнокультурнообразовательного пространства с набором разнообразных образовательных услуг, широкой сферой жизнедеятельности, максимально удовлетворяющей запросы и потребности воспитанников, обучающихся, способствующей укреплению взаимодействия с семьей, ближним и дальним социумом.Задачи Проекта:1. Создать команды единомышленников.2.Привлечь дополнительные ресурсы (материальнотехнические, финансовые, инновационные) для становления Школы полного дня как социокультурного центра микрорайона (города).3.Способствовать повышению чувства гражданской ответственности и активности воспитанников, обучающихсяи жителей местного сообщества в социокультурной среде микрорайона(города) через интеграцию деятельности школы, учреждений культуры, спорта, этнических общественных организаций, активизацию сферы социального партнерства.

4. Выявлять новые подходы по духовнонравственному воспитанию и развитию личности гражданина России через внедрение в учебновоспитательный процесс курса «Социокультурные истоки» (13и классы, внеурочная деятельность), «Основы религиозных культур и светской этики (4е кл. в рамках учебного плана), социальные проекты и акции. Задачи МБОУ НШДС №43 как центра:• организация целенаправленной деятельности по созданию оптимальных условий развития личности через освоение социокультурных ценностей;• повышениероли и заинтересованности семьи в воспитании детей;• формирование у школьников чувства гражданской идентичности;• осуществление педагогического сопровождения семейного воспитания.• приобщение социума к народной культуре;• становлениеобщественной активности школы.• развитие творческих способностей обучающихся(воспитанников).Новизна Проектазаключается в том, что в условиях учебновоспитательного комплекса начальная школа –детский сад спроектирована модель деятельностиШколы полного дня как социокультурного центра микрорайона (города).

Описание содержания Проекта.

Школа как единое культурнообразовательное пространство, способствующее всестороннему развитию личности ребенка, как социокультурный центр микрорайона(города)создает целостное образовательное пространство, субъектами которого являются не только обучающиеся, но и их семьи, другие жители микрорайона(города). Образовательный процесс Школы полного дня (далее –Школа) выстроен на методологическом фундаменте синергетики, с позиций которой образовательная система в целом, пространство школы, отдельный класс, а, главное отдельно взятый обучающийся, рассматривается как открытая, сложная, самоуправляющаяся, нелинейно развивающаяся система. При организации образовательного процесса используются принципы индивидуализации, дифференциации личностной ориентированности, этнической самоидентификации, не исключая, но творчески преломляя классические принципы образования (природосообразности и целесообразности, научности, последовательности, постепенности, связи с жизнью и наукой, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учащихся).Образовательная стратегия Школы реализуется на двух основных тесно взаимосвязанных уровнях:1) уровень образовательной среды всей Школы обеспечивает соответствующий позитивный психологический климат, корпоративный дух, способствующий развитию личностного потенциала всех субъектов образовательного процесса;2) уровень образовательной микросреды обеспечивает педагогическую организацию индивидуализированной среды для каждого обучающегося(воспитанника). Перед учителями и воспитателями ставится задача проектирования такой среды путем оптимального подбора путей и средств реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях тесной координации педагогических усилий всех субъектов образовательного процесса.Инновационная Школа имеет характерную особенность региональное сообщество представлено поликультурным и многоязычным населением.Организация образовательного процесса Школы осуществляется на основе инновационной технологии системного проектирования образовательной среды (В.А. Ясвин). Согласно этому подходу в качестве интегративного критерия качества образовательной среды рассматривается способность среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного развития и саморазвития. Пространственносемантический компонент образовательнойсреды (здание и помещения в нем, оборудование, пособия, участок образовательного учреждения, внутришкольный дизайн) направлен на удовлетворение и развитие познавательных, культурнообразовательных и других потребностей субъектов учебновоспитательного процесса, развитие их творческого потенциала.В содержании пространственнопредметного компонента образовательной среды образовательного комплекса предусмотрено:

для предшколы (дошкольная ступень) помимо групповых помещений создана кабинетная система для ведения образовательной деятельности, помещения для коррекционноразвивающей и кружковой работы с детьми (кабинет изобразительной деятельности; спортивный зал; тренажерный зал; хореографический зал; сенсорная комната; музыкальный зал с костюмерной; кабинет педагогапсихолога);

для начальнойступени: наличие традиционных кабинетов по учебным дисциплинам, трансформируемых в естественнонаучные лаборатории с современным оборудованием;

наличие рекреационных зон, кабинеты психологологопедической службы и психологической разгрузки с необходимым оборудованием, мебелью и техническим оснащением;

наличие музыкального, актовых, хореографического залов, театрального зала с костюмерными, 2спортивных залов с душевыми комнатами, тренажёрного зала;

функционирование объединений,клубов, секций, в основе деятельности которых лежит интерес детей: фототелестудия и радиостудия с современным оборудованием, кабинет художественного труда (IIV классы);

наличие в библиотекахзданий школьных отделений(мультимедиабиблиотека) информационнопознавательного и художественноэстетического материала художественной, научной, познавательной и другой направленности (научнопопулярные литература, энциклопедии, альбомы; художественная литература; музыкальные инструменты, аудиозаписи с разными мелодиями и песнями; художественноизобразительные произведения; аудиовизуальные и мультимедийные источники демонстрации культурных ценностей (аудиои видеозаписи, лазерные СDдиски, среда Internet), позволяющие детям сформировать представления о разных сферах жизнедеятельности людей, «посетить» всемирные выставки, галереи, театры, концертные залы, исследовательские лаборатории, «познакомиться» с культурой разных народов и т.д.);

насыщение среды символическими знакамикультурной и общественной направленности (украшение рекреаций атрибутами государственных, народных праздников, произведениями искусств, отражающих своеобразие и колорит культуры народов ХМАОЮгры; выпуск школьных газет, посвященных знаменательным датам, историческим событиям, научным открытиям, культуре и др.).В условиях увеличивающейся доли самостоятельной работы обучающихся в общем объеме учебной нагрузки возрастает необходимость в перерастании библиотеки Школы в информационнобиблиотечный центрмедиатеку, обеспечивающий поддержку читателей в традиционной деятельности и в самостоятельной образовательной деятельности в электронной среде. В таком центре может быть предоставлен свободный доступ в Интернет для обучения и развития всем участникам учебного процесса, здесь накапливаются и систематизируются все возможные виды информации. В основе организации пространственной структуры образовательной среды Школы как социокультурного центра заложены следующие принципы:Содержательнометодический компонент образовательной средыорганизован на основе концепции личностноразвивающего образования.Специфика содержательнометодического компонента состоит в необходимости:

интеграции формального и дополнительного образования (традиционно «внеурочного», «внешкольного»);

ориентации содержания и технологий образования на подготовку детей к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде(внедрение в УВП программ: «Социокультурные истоки» в 13их классах, «Основы религиозных культур и светской этики» (4ые классы);

введения в содержание образования наряду с федеральным, национальнорегиональным и школьным компонентами полиэтнического (этнокультурного) компонента с целью знакомства детей сособенностями культурнонационального своеобразия разных народов, спецификой природной и социокультурной среды России, других государств и мира в целом(внедрение в УВП программ: «Ключик к толерантности», «Подвижные игры народов России и мира на уроках и занятиях по физической культуре»).В связи с этим большое место мы отводим взаимодействию Школы с ИКЦ«Старый Сургут». Это историкоэтнографический комплекс, на территории которого расположены 14 деревянных домов «новоделов». Все они представляют собой реконструкцию старых зданий, когдато стоявших в различных частях города, но впоследствии собранных в единый архитектурный ансамбль. Историкокультурный центр "Старый Сургут" дает наглядное представление об историческом облике, который имел Сургут на рубеже XIX XX вв. В 2001г. на территории ИКЦ появилась еще одна постройка –Храм «Во имя Всех Святых в земле Сибирской Просиявших», выполненный в традициях храмового зодчества Русского Севера. В «Старом Сургуте» постоянно действует ряд экспозиций, проводятся экскурсии, мастерклассы и познавательные программы. По заявкам специалисты «Старого Сургута» проводятинтересные, познавательные экскурсии по выставкам и экспозициям. Искусные мастера Дома ремесел приглашают посетить мастерклассы по изготовлению оригинальных сувениров из глины, ткани, бисера и других материалов.Здесь представлены работы мастеров, отражающие колорит и особенности культуры нашего края: это изделия из бисера, кожи, дерева, сувениры с символикой города, обереги и национальные сувениры народов ханты и манси.Запланировано участие младших школьников в проекте «Северный очаг», цель которого знакомство с историческим и культурным наследием коренных жителей Севера –народов ханты и манси. В рамках проекта на территории «Старого Сургута» реконструировано стойбищное поселение Эобских угров. Его традиционные элементы –чум, хлебная печь и лабаз полностью соответствуют их историческим аналогам. Они изготовлены мастерами носителями культуры Северных народов. Экскурсии в ИКЦ станут неотъемлемой частью реализации регионального компонента учебного плана Школы как социокультурного центра.В нашем многонациональном городе важно не только сохранять самобытность и национальный колорит каждого проживающего здесь народа, но и воспитывать взаимное уважение у представителей разных национальностей. Ежегодный фестиваль национальных культур «Соцветие» возрождаетнациональные традиции, содействует обмену опытом и сотрудничеству между национальнокультурными объединениями города.В рамках реализации проекта предусмотрено знакомство воспитанников и обучающихся с богатствоми многообразиемнациональных красок Сургута: традиционная кухня, песни, танцы, обряды и множество других граней культурного наследия народов, проживающих в Сургуте.

На этнических площадках историкокультурного центра «Старый Сургут» располагаютсярусский хоровод, традиционные жилища казахов, башкир, ханты и манси, чувашские и украинские дворики и тюркские дастарханы. Участие детей в народныхпраздникахбудет способствовать знакомствусфольклорнымижанрами: устным, музыкальнымфольклором, играми, танцами, бытом, народнойутварью, традиционнойодеждой, декоративноприкладнымискусством.Внеурочная деятельность Школы полного дня будет организованапо направлениям развитияличности (общеинтеллектуальное, духовнонравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное) в формах: факультативов, секций, конференций, школьных научных объединений, олимпиад, соревнований, поисковых исследований, общественно полезной практики и т. д. Запланированы заседания в Клубе английского языка «Страна Чудес». Разнообразные формы деятельности, расширение знаний по основам языкового образования, игровая практика –такая направленность процессе деятельности Клуба позволит развивать у старших дошкольников интерес к дальнейшим, более углубленным, занятиям английским языком. Тематика заседаний Клуба английского языка посвящена путешествию в мир героев Диснея. На практическом этапе проекта младшие школьники расширяют кругозор, путешествуя на протяжении всего периода по англоязычным странам, учатся видеть красоту изучаемого языка; перенимают опыт овладения английским языком у более сильных обучающихсяВ летний период в учреждении будет функционироватьоздоровительный лагерь с дневным пребыванием детейэтнокультурной направленности.Важную роль в формировании у обучающихся предпосылок к осмысленному подходу относительно своего профессионального будущего играет широкий кругозор и информированность о мире профессий. Этот спектр работы может быть реализован через совместную работу психолога и классных руководителей. Объединяющим элементом являются развивающие классные часы, экскурсии на предприятия города (мясокомбинат, рыбокомбинат, молокозавод, аэрофлот, полиция поликлиника). Социальными партнерами Школыявляются: родители детей, властные структуры (администрация города, городская дума), органы управления образования различных уровней, образовательные учреждения (дополнительного образования, детские сады, общеобразовательные учреждения, ВУЗы), субъекты предпринимательской деятельности, общественные организации.Предусмотрены варианты участия общественности в деятельности образовательного учреждения через школьную организационную структуру и путем внешнего взаимодействия с различными учреждениями и организациями: Управляющий совет; Родительский комитет школы, классов или параллели; Совет классных руководителей; Совет отцов; творческие студии, театры, музеи.Использование Школой культурного ресурса семей осуществляется следующими формами работы с родителями воспитанников:

интерактивные(публичный отчёт; сайт; электронные дневники; Webстраницы; электронная почта; стенды; тренинги);

традиционные(родительские собрания; совместные мероприятия; творческие конкурсы; Дни открытых дверей; тематические классные часы; праздники).

просветительские (лектории; научнопрактическая родительская конференция (форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания); клуб; использование СМИ).

учебновоспитательные(проведение родителями воспитанников занятий, внеклассных мероприятий, экскурсий, участие в проектной деятельности).

консультационные(индивидуальные беседы и консультации педагоговпсихологов, социальных педагогов, воспитателей, учителей, учителейлогопедов, медицинских работников, ученых ВУЗов). Модель организации Школы как социокультурного центра микрорайона (города), как интеллектуальнодосугового центра информации, общения и творчествав условиях учебновоспитательного комплекса начальнойшколы–детскогосадаохватывает круг вопросов, связанных с активизацией работы образовательного учреждения по духовнонравственному воспитанию и развитию личности гражданина России. Данная работа носит характер социального заказа.Следовательно, Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов, в т.ч. реализующими инновационные программы, проекты