Сопровождения индивидуального и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зуйкова
Г.
И. Сопровождения индивидуального и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
341–345. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54069.htm.
Аннотация. В современных условиях администрации школ и педагогам приходится решать проблемы индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий для овладения учебными программами общеобразовательных учреждений
Текст статьи
IIВсероссийский конкурсинновационных образовательных технологий
"Современная школа"
«Современные технологии педагогической поддержки отдельных категорий участников»
Ф.И.О. автора: Зуйкова Галина Иннокентьевна
Должность:Заместитель директора по УВР, учитель математикиОрганизация:Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа №2», г. ХантыМансийск, ХантыМансийский автономный округ
ЮграЭлектронный адресавтора:zuikovagi@gmail.com
«Сопровождения индивидуального и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
ТЕЗИСЫ материалов:
В современныхусловиях администрации школ и педагогам приходится решать проблемы индивидуального обучениядетейс ограниченными возможностями здоровьяи интеграции их в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий для овладения учебными программами общеобразовательных учреждений. Перед педагогами стоят конкретные задачи:Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребёнка?
Как обучать детей, имеющих слабое здоровье и подготовить их к усвоению не только гос.стандарта, но и научить выполнять задания более сложного уровня трудности для больных, но способных учащихся?
Как обучить больного ребёнка, если по нормам Учебного плана для такой категории детей предусмотрено всего от 8 до 12 часов в неделю?
Как интегрировать усилия учителей, классного руководителя, специалистов в решении вопросов комплексной реабилитации больного ребёнка?
Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории? Каким предметам отдать предпочтение? Как составить расписание уроков «под конкретного ученика»?
Какие знания, умения и навыки, ключевые понятия взять за основу при изучении учебного курса?
Как осуществить промежуточный и итоговый контроль за освоением учащимися учебных программ?
Возникаети масса методических проблем в обеспечении обучения больных детей с различными учебными возможностями учебнометодическими комплексами по учебным предметам.Не так много опубликованных методических разработок для обучения детей с особыми нуждами в массовой школе. Из сложившейся практики учительпредметник фактически в одиночку осуществляет обучение больного ребёнка, редко выстраивая индивидуальную траекторию его развития с привлечением медиков, психологов, других специалистов и педагогов. Учителя, обучающие детей данной категории, сталкиваются с проблемами организации и самого учебного процесса. Необходимообъединить усилия педагогов и специалистов в вопросах комплексной реабилитации детей, находящихся на индивидуальном или домашнем обучении, помочь учителям в составлении тематических планов, поурочных планов, проверочных, контрольных и обучающих работ, моделировании расписания учебных, развивающих и коррекционных занятий, выборе форм и методов интегрирования тем здоровья в программы учебных курсов .Нормативноправовое обеспечение образовательной деятельности детей данной категориив основном обеспечено федеральными документами и мало разработаны на уровне региона или муниципалитета, поэтому предлагаем в Приложении локальный акт МБОУ СОШ №2 г. ХантыМансийска «Положение об индивидуальном и надомном обучении в МБОУ СОШ №2»
Система индивидуального и надомногообучения детей с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №2 обеспечивается следующим психологопедагогическим сопровождением:
Система реализации индивидуального и надомного обучения в школе:
1.Индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от типа учащегося;2.Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки по результатам медикопсихолого педагогического консилиума;3.Проведение своевременной психологопедагогической коррекции на основании результатов обследования ребёнка;4.Создание валеологически целесообразной среды обитания в школе (при индивидуальном обучении) и дома (при домашнем обучении);5.Адаптация ребёнка и педагогов к особенностям индивидуального обучения;6.Обеспечение корректного патронажа развития личности учащегося.
Виды постоянного сопровождения учащихся:
1.Диагностика и консультирование. Экспертная оценка состояния развития . Рекомендации специалистов;2.Определение формы обучения больных детей. Формирование учебных групп, переход на индивидуальное или домашнее обучение;3.Организация успеха ребёнка в усвоении учебных программ;4.Адаптация среды обучения к особенностям ребёнка. Установка режима обучения;5.Индивидуальная работа по преодолению недостатков развития интеллектуальной, нравственной, эмоциональноволевой сфер;6.Коррекция нарушений в развитии ребёнка;7.Создание системы контроля за освоением учеником учебной программы, его развитием, состоянием здоровья;
8.Создание системы мероприятий по формированию здорового образа жизни, интеграция тем здоровья в программы учебных курсов;
Виды итогового сопровождения учащихся:
1.Определение наиболее приемлемых форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Установка на щадящий режим аттестации;2.Ориентация на разработку индивидуальных критериев оценивания знаний ученика;3.Подготовка учащихся к выбору образовательного учреждения для получения будущей профессии;4.Подготовка документации для дальнейшего сопровождения учащихся после окончания образовательного учреждения.
Принципы функционирования системы индивидуального и надомного обучения:
Принцип индивидуальноличностного гуманистического подхода;Принцип природосообразности;Принцип разносторонности реабилитационных мероприятий;Принцип единства биологических, психосоциальных и педагогических методов;Принцип ступенчатости и целесообразности в обучении.
Характеризуя временные и материальные ресурсы системы индивидуального и надомного обучения в Приложении предложены примерный учебныйплан для групп и классов индивидуального и надомного обучения, продолжительность занятий, режим, примерное расписание занятий, продолжительность обучения, режим промежуточной и итоговой аттестации школьников, планирование материальных затрат и основания для индивидуального и надомного обучения:
Важно планировать и определённые конечные ориентиры, предполагаемее результаты, а также чётко определить критерии эффективности и улучшения качества жизни школьников с особми нуждами в массовой школе:
Предполагаемые результаты:
Комплексная реабилитация учащихся, сохранение и коррекция показателей психического, социального здоровья детей, нуждающихся в индивидуальном и/или надомном обучении;
Создание валеологически целесообразной среды обитания ребёнка, страдающего различными заболеваниями или временно не посещающего образовательное учреждение по медицинским показателям;
Усвоение учебных программ больными детьми на базовом уровне и выше;
Приобретение детьми, страдающих различными заболеваниями знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения обучения и получения профессии;
Критерии эффективности деятельности системы индивидуального и надомного обучения :* Устойчивость социального самочувствия и условий комфортностиобучения школьников с особыми нуждами(мониторинг безопасности среды, индекс психологической безопасности, экспертная оценка + результаты сравнительного анализа)
* Рост личностных достиженийшкольников данной категории
* Ростресурсного обеспечениябезопасности образовательной системы школы
* Влияниеобразовательной системы школы на развитие образовательного
пространства города, региона(повышение рейтинга школы)
* Удовлетворенность
участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг(повышение востребованности услуг, предлагаемых школой).
* Позитивное отношениеродителей, выпускников и местного сообщества к школе(+ результаты анкетирования)
Критерии качества жизни школьника и успешности
образовательного процесса для учащихся с особыми нуждами или с ограниченными возможностями здоровья
* Уровень обученности школьниковс особыми нуждами
(увеличение в % общей и качественной успеваемости, успешность выпускников, освоение ФГОС)
*Уровень качества жизни обучающихся с особыми нуждами (результаты анкетирования, экспертная оценка)
* Уровень познавательной активности школьников с особыми нуждами
(психологический мониторинг)
* Уровень сформированности человеческого капитала (капитал здоровья + капитал культуры + капитал образованпия)–анкетирование, экспертная оценка,индекс здоровья, кзаболеваемости,;
* Наличие учебной мотивации(психологическиймониторинг)
МБОУ СОШ №2 г. ХантыМансийска осуществляет поиск новых векторов развития на основе положительных результатов реализации предыдущих проектов в направлении создания здоровьесберегающей школьной среды, достижения нового качества образования в соответствии с изменившимися подходами к обучению и воспитанию, требованиями к условиям обучения и качеству жизни современного школьника.
Педагогический коллектив, создавая систему образовательных ресурсов, руководствуется необходимостью выстраивания индивидуальной траектории развития школьников с учётом их запросов,предела учебных возможностей,
состояния здоровья и исключения персональных факторов риска в образовательном процессе. Этопозволит повысить человеческий капитал, оптимизировать качество жизни школьников, обеспечить наращиваниеконкурентных преимуществшколы.
Предложенные материалы организации индивидуального и надомного обучения школьников с особыми нуждами в массовой школе позволяют:
Обеспечить государственные гарантиидоступности качественного образования и успешности образовательного процесса Создать комплексусловий(кадровых, программно методических, организационносодержательных, управленческих, материальнотехнических), обеспечивающих создание комфортной образовательной среды в ОУ.Удовлетворить образовательные и иные потребностиучащихся на основе широкой дифференциации, с максимальным учётом учебных возможностей, склонностей и состояния здоровья школьников в рамках школьной программы «Здоровье и развитие».Обеспечить эффективное использование и развитие ресурсной базы учреждения.Поднять престиж учреждения в городе, регионе и на федеральном уровне.
КОНТАКТНЫЙ АДРЕС И ТЕЛЕФОН:
628001, г.ХантыМансийск,ул. Луговая, 15 МБОУ СОШ №2,ЗУЙКОВОЙ Г.И.Тел/факс: 8 (346) 7338493
Email: zuikovagi@gmail.com http: http://www.2school.ru
"Современная школа"
«Современные технологии педагогической поддержки отдельных категорий участников»
Ф.И.О. автора: Зуйкова Галина Иннокентьевна
Должность:Заместитель директора по УВР, учитель математикиОрганизация:Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа №2», г. ХантыМансийск, ХантыМансийский автономный округ
ЮграЭлектронный адресавтора:zuikovagi@gmail.com
«Сопровождения индивидуального и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
ТЕЗИСЫ материалов:
В современныхусловиях администрации школ и педагогам приходится решать проблемы индивидуального обучениядетейс ограниченными возможностями здоровьяи интеграции их в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий для овладения учебными программами общеобразовательных учреждений. Перед педагогами стоят конкретные задачи:Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребёнка?
Как обучать детей, имеющих слабое здоровье и подготовить их к усвоению не только гос.стандарта, но и научить выполнять задания более сложного уровня трудности для больных, но способных учащихся?
Как обучить больного ребёнка, если по нормам Учебного плана для такой категории детей предусмотрено всего от 8 до 12 часов в неделю?
Как интегрировать усилия учителей, классного руководителя, специалистов в решении вопросов комплексной реабилитации больного ребёнка?
Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории? Каким предметам отдать предпочтение? Как составить расписание уроков «под конкретного ученика»?
Какие знания, умения и навыки, ключевые понятия взять за основу при изучении учебного курса?
Как осуществить промежуточный и итоговый контроль за освоением учащимися учебных программ?
Возникаети масса методических проблем в обеспечении обучения больных детей с различными учебными возможностями учебнометодическими комплексами по учебным предметам.Не так много опубликованных методических разработок для обучения детей с особыми нуждами в массовой школе. Из сложившейся практики учительпредметник фактически в одиночку осуществляет обучение больного ребёнка, редко выстраивая индивидуальную траекторию его развития с привлечением медиков, психологов, других специалистов и педагогов. Учителя, обучающие детей данной категории, сталкиваются с проблемами организации и самого учебного процесса. Необходимообъединить усилия педагогов и специалистов в вопросах комплексной реабилитации детей, находящихся на индивидуальном или домашнем обучении, помочь учителям в составлении тематических планов, поурочных планов, проверочных, контрольных и обучающих работ, моделировании расписания учебных, развивающих и коррекционных занятий, выборе форм и методов интегрирования тем здоровья в программы учебных курсов .Нормативноправовое обеспечение образовательной деятельности детей данной категориив основном обеспечено федеральными документами и мало разработаны на уровне региона или муниципалитета, поэтому предлагаем в Приложении локальный акт МБОУ СОШ №2 г. ХантыМансийска «Положение об индивидуальном и надомном обучении в МБОУ СОШ №2»
Система индивидуального и надомногообучения детей с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №2 обеспечивается следующим психологопедагогическим сопровождением:
Система реализации индивидуального и надомного обучения в школе:
1.Индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от типа учащегося;2.Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки по результатам медикопсихолого педагогического консилиума;3.Проведение своевременной психологопедагогической коррекции на основании результатов обследования ребёнка;4.Создание валеологически целесообразной среды обитания в школе (при индивидуальном обучении) и дома (при домашнем обучении);5.Адаптация ребёнка и педагогов к особенностям индивидуального обучения;6.Обеспечение корректного патронажа развития личности учащегося.
Виды постоянного сопровождения учащихся:
1.Диагностика и консультирование. Экспертная оценка состояния развития . Рекомендации специалистов;2.Определение формы обучения больных детей. Формирование учебных групп, переход на индивидуальное или домашнее обучение;3.Организация успеха ребёнка в усвоении учебных программ;4.Адаптация среды обучения к особенностям ребёнка. Установка режима обучения;5.Индивидуальная работа по преодолению недостатков развития интеллектуальной, нравственной, эмоциональноволевой сфер;6.Коррекция нарушений в развитии ребёнка;7.Создание системы контроля за освоением учеником учебной программы, его развитием, состоянием здоровья;
8.Создание системы мероприятий по формированию здорового образа жизни, интеграция тем здоровья в программы учебных курсов;
Виды итогового сопровождения учащихся:
1.Определение наиболее приемлемых форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Установка на щадящий режим аттестации;2.Ориентация на разработку индивидуальных критериев оценивания знаний ученика;3.Подготовка учащихся к выбору образовательного учреждения для получения будущей профессии;4.Подготовка документации для дальнейшего сопровождения учащихся после окончания образовательного учреждения.
Принципы функционирования системы индивидуального и надомного обучения:
Принцип индивидуальноличностного гуманистического подхода;Принцип природосообразности;Принцип разносторонности реабилитационных мероприятий;Принцип единства биологических, психосоциальных и педагогических методов;Принцип ступенчатости и целесообразности в обучении.
Характеризуя временные и материальные ресурсы системы индивидуального и надомного обучения в Приложении предложены примерный учебныйплан для групп и классов индивидуального и надомного обучения, продолжительность занятий, режим, примерное расписание занятий, продолжительность обучения, режим промежуточной и итоговой аттестации школьников, планирование материальных затрат и основания для индивидуального и надомного обучения:
Важно планировать и определённые конечные ориентиры, предполагаемее результаты, а также чётко определить критерии эффективности и улучшения качества жизни школьников с особми нуждами в массовой школе:
Предполагаемые результаты:
Комплексная реабилитация учащихся, сохранение и коррекция показателей психического, социального здоровья детей, нуждающихся в индивидуальном и/или надомном обучении;
Создание валеологически целесообразной среды обитания ребёнка, страдающего различными заболеваниями или временно не посещающего образовательное учреждение по медицинским показателям;
Усвоение учебных программ больными детьми на базовом уровне и выше;
Приобретение детьми, страдающих различными заболеваниями знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения обучения и получения профессии;
Критерии эффективности деятельности системы индивидуального и надомного обучения :* Устойчивость социального самочувствия и условий комфортностиобучения школьников с особыми нуждами(мониторинг безопасности среды, индекс психологической безопасности, экспертная оценка + результаты сравнительного анализа)
* Рост личностных достиженийшкольников данной категории
* Ростресурсного обеспечениябезопасности образовательной системы школы
* Влияниеобразовательной системы школы на развитие образовательного
пространства города, региона(повышение рейтинга школы)
* Удовлетворенность
участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг(повышение востребованности услуг, предлагаемых школой).
* Позитивное отношениеродителей, выпускников и местного сообщества к школе(+ результаты анкетирования)
Критерии качества жизни школьника и успешности
образовательного процесса для учащихся с особыми нуждами или с ограниченными возможностями здоровья
* Уровень обученности школьниковс особыми нуждами
(увеличение в % общей и качественной успеваемости, успешность выпускников, освоение ФГОС)
*Уровень качества жизни обучающихся с особыми нуждами (результаты анкетирования, экспертная оценка)
* Уровень познавательной активности школьников с особыми нуждами
(психологический мониторинг)
* Уровень сформированности человеческого капитала (капитал здоровья + капитал культуры + капитал образованпия)–анкетирование, экспертная оценка,индекс здоровья, кзаболеваемости,;
* Наличие учебной мотивации(психологическиймониторинг)
МБОУ СОШ №2 г. ХантыМансийска осуществляет поиск новых векторов развития на основе положительных результатов реализации предыдущих проектов в направлении создания здоровьесберегающей школьной среды, достижения нового качества образования в соответствии с изменившимися подходами к обучению и воспитанию, требованиями к условиям обучения и качеству жизни современного школьника.
Педагогический коллектив, создавая систему образовательных ресурсов, руководствуется необходимостью выстраивания индивидуальной траектории развития школьников с учётом их запросов,предела учебных возможностей,
состояния здоровья и исключения персональных факторов риска в образовательном процессе. Этопозволит повысить человеческий капитал, оптимизировать качество жизни школьников, обеспечить наращиваниеконкурентных преимуществшколы.
Предложенные материалы организации индивидуального и надомного обучения школьников с особыми нуждами в массовой школе позволяют:
Обеспечить государственные гарантиидоступности качественного образования и успешности образовательного процесса Создать комплексусловий(кадровых, программно методических, организационносодержательных, управленческих, материальнотехнических), обеспечивающих создание комфортной образовательной среды в ОУ.Удовлетворить образовательные и иные потребностиучащихся на основе широкой дифференциации, с максимальным учётом учебных возможностей, склонностей и состояния здоровья школьников в рамках школьной программы «Здоровье и развитие».Обеспечить эффективное использование и развитие ресурсной базы учреждения.Поднять престиж учреждения в городе, регионе и на федеральном уровне.
КОНТАКТНЫЙ АДРЕС И ТЕЛЕФОН:
628001, г.ХантыМансийск,ул. Луговая, 15 МБОУ СОШ №2,ЗУЙКОВОЙ Г.И.Тел/факс: 8 (346) 7338493
Email: zuikovagi@gmail.com http: http://www.2school.ru