Сопровождения индивидуального и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зуйкова Г. И. Сопровождения индивидуального и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 341–345. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54069.htm.
Аннотация. В современных условиях администрации школ и педагогам приходится решать проблемы индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий для овладения учебными программами общеобразовательных учреждений
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
IIВсероссийский конкурсинновационных образовательных технологий

"Современная школа"

«Современные технологии педагогической поддержки отдельных категорий участников»

Ф.И.О. автора: Зуйкова Галина Иннокентьевна

Должность:Заместитель директора по УВР, учитель математикиОрганизация:Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа №2», г. ХантыМансийск, ХантыМансийский автономный округ

ЮграЭлектронный адресавтора:zuikovagi@gmail.com



«Сопровождения индивидуального и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

ТЕЗИСЫ материалов:

В современныхусловиях администрации школ и педагогам приходится решать проблемы индивидуального обучениядетейс ограниченными возможностями здоровьяи интеграции их в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий для овладения учебными программами общеобразовательных учреждений. Перед педагогами стоят конкретные задачи:Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребёнка?

Как обучать детей, имеющих слабое здоровье и подготовить их к усвоению не только гос.стандарта, но и научить выполнять задания более сложного уровня трудности для больных, но способных учащихся?

Как обучить больного ребёнка, если по нормам Учебного плана для такой категории детей предусмотрено всего от 8 до 12 часов в неделю?

Как интегрировать усилия учителей, классного руководителя, специалистов в решении вопросов комплексной реабилитации больного ребёнка?

Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории? Каким предметам отдать предпочтение? Как составить расписание уроков «под конкретного ученика»?

Какие знания, умения и навыки, ключевые понятия взять за основу при изучении учебного курса?

Как осуществить промежуточный и итоговый контроль за освоением учащимися учебных программ?



Возникаети масса методических проблем в обеспечении обучения больных детей с различными учебными возможностями учебнометодическими комплексами по учебным предметам.Не так много опубликованных методических разработок для обучения детей с особыми нуждами в массовой школе. Из сложившейся практики учительпредметник фактически в одиночку осуществляет обучение больного ребёнка, редко выстраивая индивидуальную траекторию его развития с привлечением медиков, психологов, других специалистов и педагогов. Учителя, обучающие детей данной категории, сталкиваются с проблемами организации и самого учебного процесса. Необходимообъединить усилия педагогов и специалистов в вопросах комплексной реабилитации детей, находящихся на индивидуальном или домашнем обучении, помочь учителям в составлении тематических планов, поурочных планов, проверочных, контрольных и обучающих работ, моделировании расписания учебных, развивающих и коррекционных занятий, выборе форм и методов интегрирования тем здоровья в программы учебных курсов .Нормативноправовое обеспечение образовательной деятельности детей данной категориив основном обеспечено федеральными документами и мало разработаны на уровне региона или муниципалитета, поэтому предлагаем в Приложении локальный акт МБОУ СОШ №2 г. ХантыМансийска «Положение об индивидуальном и надомном обучении в МБОУ СОШ №2»

Система индивидуального и надомногообучения детей с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №2 обеспечивается следующим психологопедагогическим сопровождением:

Система реализации индивидуального и надомного обучения в школе:

1.Индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от типа учащегося;2.Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки по результатам медикопсихолого педагогического консилиума;3.Проведение своевременной психологопедагогической коррекции на основании результатов обследования ребёнка;4.Создание валеологически целесообразной среды обитания в школе (при индивидуальном обучении) и дома (при домашнем обучении);5.Адаптация ребёнка и педагогов к особенностям индивидуального обучения;6.Обеспечение корректного патронажа развития личности учащегося.

Виды постоянного сопровождения учащихся:

1.Диагностика и консультирование. Экспертная оценка состояния развития . Рекомендации специалистов;2.Определение формы обучения больных детей. Формирование учебных групп, переход на индивидуальное или домашнее обучение;3.Организация успеха ребёнка в усвоении учебных программ;4.Адаптация среды обучения к особенностям ребёнка. Установка режима обучения;5.Индивидуальная работа по преодолению недостатков развития интеллектуальной, нравственной, эмоциональноволевой сфер;6.Коррекция нарушений в развитии ребёнка;7.Создание системы контроля за освоением учеником учебной программы, его развитием, состоянием здоровья;

8.Создание системы мероприятий по формированию здорового образа жизни, интеграция тем здоровья в программы учебных курсов;

Виды итогового сопровождения учащихся:

1.Определение наиболее приемлемых форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Установка на щадящий режим аттестации;2.Ориентация на разработку индивидуальных критериев оценивания знаний ученика;3.Подготовка учащихся к выбору образовательного учреждения для получения будущей профессии;4.Подготовка документации для дальнейшего сопровождения учащихся после окончания образовательного учреждения.

Принципы функционирования системы индивидуального и надомного обучения:

Принцип индивидуальноличностного гуманистического подхода;Принцип природосообразности;Принцип разносторонности реабилитационных мероприятий;Принцип единства биологических, психосоциальных и педагогических методов;Принцип ступенчатости и целесообразности в обучении.

Характеризуя временные и материальные ресурсы системы индивидуального и надомного обучения в Приложении предложены примерный учебныйплан для групп и классов индивидуального и надомного обучения, продолжительность занятий, режим, примерное расписание занятий, продолжительность обучения, режим промежуточной и итоговой аттестации школьников, планирование материальных затрат и основания для индивидуального и надомного обучения:

Важно планировать и определённые конечные ориентиры, предполагаемее результаты, а также чётко определить критерии эффективности и улучшения качества жизни школьников с особми нуждами в массовой школе:

Предполагаемые результаты:

Комплексная реабилитация учащихся, сохранение и коррекция показателей психического, социального здоровья детей, нуждающихся в индивидуальном и/или надомном обучении;

Создание валеологически целесообразной среды обитания ребёнка, страдающего различными заболеваниями или временно не посещающего образовательное учреждение по медицинским показателям;

Усвоение учебных программ больными детьми на базовом уровне и выше;

Приобретение детьми, страдающих различными заболеваниями знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения обучения и получения профессии;



Критерии эффективности деятельности системы индивидуального и надомного обучения :* Устойчивость социального самочувствия и условий комфортностиобучения школьников с особыми нуждами(мониторинг безопасности среды, индекс психологической безопасности, экспертная оценка + результаты сравнительного анализа)

* Рост личностных достиженийшкольников данной категории

* Ростресурсного обеспечениябезопасности образовательной системы школы

* Влияниеобразовательной системы школы на развитие образовательного

пространства города, региона(повышение рейтинга школы)

* Удовлетворенность

участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг(повышение востребованности услуг, предлагаемых школой).

* Позитивное отношениеродителей, выпускников и местного сообщества к школе(+ результаты анкетирования)

Критерии качества жизни школьника и успешности

образовательного процесса для учащихся с особыми нуждами или с ограниченными возможностями здоровья

* Уровень обученности школьниковс особыми нуждами

(увеличение в % общей и качественной успеваемости, успешность выпускников, освоение ФГОС)

*Уровень качества жизни обучающихся с особыми нуждами (результаты анкетирования, экспертная оценка)

* Уровень познавательной активности школьников с особыми нуждами

(психологический мониторинг)

* Уровень сформированности человеческого капитала (капитал здоровья + капитал культуры + капитал образованпия)–анкетирование, экспертная оценка,индекс здоровья, кзаболеваемости,;

* Наличие учебной мотивации(психологическиймониторинг)

МБОУ СОШ №2 г. ХантыМансийска осуществляет поиск новых векторов развития на основе положительных результатов реализации предыдущих проектов в направлении создания здоровьесберегающей школьной среды, достижения нового качества образования в соответствии с изменившимися подходами к обучению и воспитанию, требованиями к условиям обучения и качеству жизни современного школьника.

Педагогический коллектив, создавая систему образовательных ресурсов, руководствуется необходимостью выстраивания индивидуальной траектории развития школьников с учётом их запросов,предела учебных возможностей,

состояния здоровья и исключения персональных факторов риска в образовательном процессе. Этопозволит повысить человеческий капитал, оптимизировать качество жизни школьников, обеспечить наращиваниеконкурентных преимуществшколы.

Предложенные материалы организации индивидуального и надомного обучения школьников с особыми нуждами в массовой школе позволяют:

Обеспечить государственные гарантиидоступности качественного образования и успешности образовательного процесса Создать комплексусловий(кадровых, программно методических, организационносодержательных, управленческих, материальнотехнических), обеспечивающих создание комфортной образовательной среды в ОУ.Удовлетворить образовательные и иные потребностиучащихся на основе широкой дифференциации, с максимальным учётом учебных возможностей, склонностей и состояния здоровья школьников в рамках школьной программы «Здоровье и развитие».Обеспечить эффективное использование и развитие ресурсной базы учреждения.Поднять престиж учреждения в городе, регионе и на федеральном уровне.



КОНТАКТНЫЙ АДРЕС И ТЕЛЕФОН:

628001, г.ХантыМансийск,ул. Луговая, 15 МБОУ СОШ №2,ЗУЙКОВОЙ Г.И.Тел/факс: 8 (346) 7338493

Email: zuikovagi@gmail.com http: http://www.2school.ru