Проектная и исследовательская деятельность как одно из важных направлений в работе с одаренными детьми

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Казанова С. И. Проектная и исследовательская деятельность как одно из важных направлений в работе с одаренными детьми // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 346–350. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54070.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт работы педагога по организации проектной и исследовательской работы с одаренными детьми, описаны наиболее интересные проекты, направленные на формирование лингвистической компетенции и развитие творческих способностей обучающихся. Особый интерес представляет перечень возможных проектов по русскому языку, литературе, а также ориентированных на внеклассную воспитательную работу.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Казанова Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3,город Стрежевой,Томская область

cazanova.swetlana@yandex.ru Проектная и исследовательская деятельность как одно из важных направлений в работе с одаренными детьмиАннотация. В статье представлен опыт работы педагога по организации проектной и исследовательской работы с одаренными детьми, описаны наиболее интересные проекты, направленные на формирование лингвистическойкомпетенции и развитие творческих способностей обучающихся.Особый интерес представляет перечень возможных проектов по русскому языку, литературе, а также ориентированных на внеклассную воспитательную работу.

Ключевые слова: проблемное обучение,одаренные дети, проектная деятельность, исследовательские итворческие проекты. Несколько лет назад, готовясь начать работу в 5 классе, обучавшемся в начальной школе по развивающей системе Л.В.Занкова, столкнулась с проблемой: как организовать работу в классе, чтобы максимально был соблюден принцип преемственности, чтобы учащиеся не растеряли потенциала начальной школы? Кроме того, это был необыкновенный класс, где, по данным педагога и психолога, имелось достаточное количество одаренных ребят. Причем, анализ характера этой одаренности показал, что половина таких ребят обладала именно одаренностью в сфере филологической. Знакомясь с работой учителя начальной школы данного класса, увидела, какую значимую роль педагог придавала формированиюинтеллектуальных умений на уроках русского языка и творческих –на уроках литературы, и результаты учащихся были достаточно высокими. В поисках путей выхода из проблемы я стала изучать технологию проблемного обучения, направленную на формированиекультуры интеллектуальной деятельности и развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Многие исследователи считают, что, поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какуюто новую систему обучения. Правильнее всего будет считать его особым подходом к организации обучения, проявляющимся прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучающихся. Старалась систематически уже с 5ого класса организовывать самостоятельную работу учащихся по открытию и усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Стремилась к тому, чтобы учащиеся сами добывали новые знания, чтобы у них вырабатывались навыки умственных операций и действий, развивалось внимание, творческое воображение, догадка, формировалась способность находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования. Для развития интеллектуальных умений предлагала также задания, требующие проведения небольшого исследования, –исследовательские задания. Например, задание к уроку по теме ©Жаргонª: составьте список слов из профессиональных жаргонов, разделив их на группы соответственно профессиям. Для выполнения этого задания проведите опрос родителей и знакомых и узнайте у них, какие жаргонизмы принято использовать в их профессии. Видела, что именно такие типы заданий особенно увлекают одаренных ребят, побуждают их к чтению дополнительной литературы, развивают навыки самостоятельной работы. Таким образом, пришла к пониманию необходимости вовлечения наиболее способных, одаренных ребят в проектноисследовательскую деятельность. Ведь проектная деятельность –одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ©не потерятьсяª, самоутвердиться, ощутить радость успеха. Теперь уже, имея достаточный опыт работы (а занимаюсь с одаренными учащимися такой деятельностью уже 8 лет), понимаю, что формирование исследовательской позиции учащихся –задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности надо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы ©не мыслям надобно учить, а учить мыслитьª. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов (научные разработки С.Кульневича[1], И.Якиманской[2], В.Безруковой[3], С.Шацкого[4], Г. Селевко[5]и др.) Начала с организации исследовательских минипроектов на уроках, затем сами ребята стали предлагать темы проектов, и они стали уже долгосрочными. Позже проектная деятельность стала органично вписываться и во внеклассную работу. Наиболее интересными, значимыми стали исследовательские проекты на уроках: ©Диктанты ©на засыпкуª (5 класс),©Официальноделовой стиль. Как используется он в профессиональной деятельности моих родителей?ª (7 класс) (Миниисследование), ©Имена и клички учащихся нашей школыª. (8 класс), ©Создаем школьную газетуª (при изучении публицистического стиля речи в 8 и 9 классах), ©Особенности современного словообразованияª (10 класс), ©Роман Евгения Замятина ©Мыª как образец жанра антиутопии в русской литературе 20 векаª (11 класс) и многие другие. За рамки урока вышел исследовательский проект учащихся 9 класса ©Как мы говорим?ª, который стал лучшим на школьной научно –исследовательской конференции и занял 1 место на городской. Группа ребят работала над ним в течение двух лет. Была выдвинута гипотеза о том, что среди учащихся 5, 8 и 11 классов МБОУ СОШ №3 недостаточно высок уровень владения нормами русского литературного языка. Поставлена цель: выявить наиболее ©ошибкоопасныеª места в речи наших учащихся и помочь устранить их, издав пособие ©Говори правильноª. Ребята провели огромную работу. Определили степень соответствия речи учащихся 5, 8 и 11 классов нашей школы акцентологическим нормам, лексическим нормам, грамматическим нормам, взяв для исследования наиболее распространенные речевые трудности, встречающиеся в повседневной жизни. Сравнили уровень владения нормами литературного языка в области орфоэпии, грамматики и лексики учащимися 5, 8 и 11 классов. Выяснили, изменяется ли уровень владения литературными нормами в зависимости от возраста. Затем разработали и напечатали пособие ©Говори правильноª, реализовов практическую направленность проекта, провели серию бесед о культуре речи в классах разных возрастных групп. Авторы данного проекта –ребята, увлеченные лингвистикой, те, которые продолжили в последующие годы работу над исследовательскими проектами именно данной направленности. Вот перечень их работ: ©Язык smsсообщений: быть или не быть?ª исследовательский проект. Вид презентации –школьная научноисследовательская конференция старшеклассников. ©Жаргон и молодежный сленг в речи учащихся МОУ СОШ №3ªисследовательский проект. Вид презентации школьная и городская научнопрактическая конференция старшеклассников. (1 место в секции ©Гуманитарные наукиª). ©Речевой этикет как показатель культуры общенияª исследовательский проект. Вид презентации –школьная научнопрактическая конференция старшеклассников. В 11 классе данные учащиеся подошли к итоговому проекту ©И мы сохраним тебя, русская речь...ª, в котором опирались на те материалы, которые были собраны и систематизированы в предыдущих проектах, ориентированных на изучение изменений, которые происходят на сегодняшнем этапе в современном русском языке. Наряду с исследовательскими, организовывала работу и над творческими проектами, участниками которых были попрежнему, в первую очередь, одаренные ребята. При изучении на уроках литературы темы ©Устное народное творчествоª наиболее инициативные, склонные к литературному творчеству учащиеся становятся руководителями групп по подготовке ©Фольклорного сборникаª. Каждая группа выбирает для себя различные разделы такого сборника: 1 группа сочиняет сказки, 2частушки на школьную тему, 3 –загадки, 4считалки, потешки ит.д. Такой сборник оформляется, иллюстрируется группой художников. Дважды учащиеся 56 классов, авторы таких ©Фольклорных сборниковª, представляли свои работы на школьных фестивалях. Они исполняли песни, частушки под собственный аккомпанемент, готовили костюмы и декорации. Подобные творческие проекты с элементами инсценировки были выполнены по темам: ©Лингвистические сказкиª, ©Инсценированная басняª, ©Песни о Великой Отечественной войнеª. Одна из задач, которые я ставила перед собой в работе с одаренными детьми, развитие их способностей к литературному творчеству. Безусловно, на первом месте в организации такой деятельности стояла индивидуальная работа: консультации по теории стихосложения, разбор и анализ написанного. Первые наиболее значимые стихи, написанные ребятами 56 классов, были переданы на городской конкурс литературного творчества ©Зимний садª, результат –2 место, несколько учениц были отмечены жюри в отдельных номинациях. А затем родился замысел создать свой школьный поэтический сборник, реализовали его в ходе работы над проектом ©Поэтический дебютª. Представили сборник на очередном Фестивале проектов, сопроводив иллюстрациями, слайдовой презентацией. Сам сборник передали в школьную библиотеку. Когда авторы первого сборника перешли в 9 класс, возник замысел попробовать себя в переводе стихов английских поэтов. Так появился проект ©Мы –переводчикиª. Затем выявилась группа ребят, способных создавать интересные и содержательные собственные прозаические тексты. Стали работать и в этом направлении. Первым опытом стало создание проекта ©Рождественские сказкиª. Затем учащиеся 7 класса успешно выполнили творческий проект ©Сказка о родном городеª, посвятив его 45летию родного города. Результат –1 место в городском конкурсе. Через год участники данного проекта попробовали себя в создании небольшого цикла рассказов о мире детства. Лучшие из них стали призерами городского конкурса литературного творчества в номинации ©Прозаª. Проекты во внеклассной работе направлены на развитие всесторонних интересов обучающихся, формирование навыка исследовательской деятельности. Безусловно, в работе над данными проектами принимает участие весь класс, но руководство группами берут на себя учащиеся из числа одаренных, тех, у кого сформированы необходимые навыки деятельности, в том числе и организационные умения. Наиболее интересными стали проекты: ©Красный галстук в истории моей семьиªтворческий, исследовательский проект учащихся 6 класса. Посвящен он был открытию школьного музея истории Всесоюзной пионерской организации. ©История моей семьи в истории городаª проект к юбилеюгорода, ставший призером на муниципальном уровне. ©Золото, золото, сердце народноеª творческий, исследовательский проект учащихся 6 класса, посвященный творчеству Н.А.Некрасова. ©Верю в семиструнную гитаруª проект семиклассников, где реализовали себя и поэты, и исполнители песен, и гитаристы. Проект был подготовлен с помощью педагога музыкальной школы, который помог ребятам подобрать необходимую музыку и подготовить ее исполнение. ©Я встретил васª творческий проект учеников 10 класса. Вид презентации проекта –поэтический вечер, посвященный творчеству Ф.Тютчева. Поскольку наша школа готовится к осуществлению инклюзивного образования, группа восьмиклассников проявила инициативу и разработала проект ©Мир подросткаинвалида. Как ты относишься к людям с ограниченными физическими возможностями?ª Разрабатывая его, ребята не только прочитали достаточное количество литературы по данной проблеме, провели необходимый опрос, анкетирование, но и приобрели достаточный опыт социализации, посетив различные государственные учреждения, занимающиеся проблемами инвалидов. Безусловно, в ходе работы над проектами любой направленности учащимся приходилось совершенствовать и свои информационнокоммуникативные навыки. А представляя проекты, они училисьграмотно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно общаться с аудиторией, получали опыт социализации.

Таким образом, проектная

деятельность

–один из лучших способов для совмещения личностноориентированного обучения и

самостоятельной работы учащихся, современных информационных технологий, повышения мотивации учащихся к изучению предмета и формирования ключевых компетентностей. Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Надо признать, что самые интересные проектные работы создаются тогда, когда область исследования не связана напрямую с материалом школьной программы. В дидактическом плане здесь особенно ценна сама познавательная деятельность, процесс получения знаний. Результат же зачастую более значим в плане внутреннего роста ученика, его творческого и интеллектуального развития, и оценить, проверить это развитие вряд ли возможно. Мне кажется, именно проектная деятельность позволит воспитать не только знающих, но и творческих людей. Немаловажно, что указанные мною педагогические технологии позволяют не только реализовывать программу работы с одаренными детьми, но и повысить успеваемость в целом. Показатели данного параметра –отсутствие неуспевающих учеников, высокие результаты сдачи ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе. А итогом моего сотрудничества с одаренными учащимися является получение ими неординарным путем новых знаний, приобретение навыков проектной и исследовательской деятельности. Мои учащиеся неоднократные победители и призёры Всероссийских, областных и муниципальных конкурсов, предметных олимпиад. Среди наиболее значимых достижений дипломы на Региональном и Всероссийском этапах конкурса ©Юность. Культура. Мирª, Грамоты победителя и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе. Когдато Л.Н.Толстой писал о своей работе с учеником: ©Ему от меня нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне. Как только я дал ему полную свободу, перестал учить его, он написал такое поэтическое произведение, которому подобного не было в русской литературеª[6]. Конечно, Лев Толстой преувеличивал литературные способности своих учеников. Но при подготовке уроков русского языка и литературы, при организации проектной, исследовательской деятельности хочется следовать именно этому принципу: дать ученику стимулы –это не значит приказать, заставить написать ради оценки. А заинтересовать и вдохновить. Я рада тому, что среди моих учеников много талантливых, любящих русский язык и литературу и пишущих свои стихи. Например, такие:Хочу весны! Хочу огня!Хочу, чтоб таяли снега!Хочу цветов, хочу дождя!Хочу любви! Хочу тепла!Хочу, чтоб испарилась мгла!Хочу грозы! Хочу ветров!Хочу, чтоб мир стал миром вновь!Хочу любить свою странуИ землю русскую мою!Хочу, чтоб сбылись все желания,Ну а пока я в ожидании…(Алина Петрова, 10 класс)Ссылки на источники

1. КульневичС.В., ЛакоценинаТ.П. ©Современный урокª, изд. Учитель, 2005.2Якиманская И., Якунина О. "Личностноориентированный урок: планирование и технология проведения"//"Директор школы", №3 1998.

3. БезруковаВ.С. ©Все осовременном уроке: проблемы, решенияª, ©Сентябрьª, 2004.4.Шацкий С. Т.Избранные педагогические сочинения в 2х томах.—М.: Педагогика, 1980.5.Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии" Москва, "Народное образование", 1998г. 6.Толстой Л. Н.Кому у кого учиться писать… // Толстой Л. Н. Пед. соч.АПНСССР. –М.: Педагогика, 1989. С. 320.Kazanova Svetlana IvanovnaA teacher of Russian and literature at the municipal comprehensive secondary school №3, Strezhevoi, Tomskaya oblastProject and research activity as one of the important direction in work with the exceptional childrenAbstract.Paper is devoted to the experience of the teacher on the organization of project and research work with exceptional children, the most interesting projects directed on formation of linguistic competence and development of creative abilities being trained are describe. The particular interest submits the list of possible projects on Russian, literature and also focused on outofclass educational work.Keywords :problem training, exceptional children, the project activities, research and creative projects