Адаптация учащихся с девиантным поведением как условие повышения эффективности образовательного процесса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калиберда С. Н., Тихомирова Е. Ю. Адаптация учащихся с девиантным поведением как условие повышения эффективности образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 356–360. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54072.htm.
Аннотация. В статье поднимаются проблемы обучения учащихся с девиантным поведением. Проектирование индивидуальной образовательной программы, позволяющей повысить эффективность обучения школьников с отклоняющимся поведением, посредством осуществления индивидуального подхода в обучении, психолого-педагогической подготовки к учебной деятельности, мотивации учебно-познавательного процесса, а так же использование ряда педагогических приемов и методов обучения для устранения пробелов в знаниях учащихся и формирования устойчивого интереса к учебе
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Калиберда Светлана Николаевна,директор ГБОУ школа №217 Красносельского района СанктПетербурга им.Н.А.Алексеева, г.СанктПетербургkswetlana64@mail.ru

Тихомирова Екатерина Юрьевна,Педагог –организатор ГБОУ школа №217 Красносельского района СанктПетербурга им.Н.А.Алексеева,г.СанктПетербург803et@mail.ru

Адаптация учащихся с девиантнымповедением как условие повышения эффективности образовательного процесса.

Аннотация.В статье поднимаются проблемы обучения учащихся с девиантнымповедением.Проектирование индивидуальной образовательной программы, позволяющей повысить эффективность обучения школьников с отклоняющимся поведением, посредством осуществления индивидуального подхода в обучении, психологопедагогической подготовки к учебной деятельности, мотивации учебнопознавательного процесса, а так же использование ряда педагогических приемов и методов обучения для устранения пробелов в знаниях учащихся и формирования устойчивого интереса к учебе.

Ключевые слова: девиантное поведение, эффективность учебной деятельности, социализация, методическая помощь, психологический микроклимат.

Обоснование необходимости проекта:

Сегодня все большее число детей оказывается в положении социального неблагополучия, как принято говорить, в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении. Плохая экология, рост социальной агрессии, проблемы экономического кризиса, наркотизация общества, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность –целый ряд факторов становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка. Нельзя не заметить, что современный школьник все чаще демонстрирует вызывающее поведение по отношению к взрослым и сверстникам, проявляет жестокость и агрессию. В настоящее время появляются всё новыевиды отклоняющегося поведения, а это свидетельствует о том,что учащиеся сегодня особенно нуждается в помощи квалифицированных педагогов. Учащиеся с девиантным поведением относятся к группе “трудных”. Поэтому им особенно необходим индивидуальный подход и внимание, как педагогов, так и сверстников. Их нельзя назвать плохими, безнадежными и испорченными, это дети,требующие особого внимания и участия окружающих. Работая с такими учениками, следует в первую очередь разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.Однако же коррекция поведения современного трудного учащегося возможна, лишь в том случае если педагогсамхорошо разбирается в психологии трудного школьника и в способах педагогического общения с ним.Традиционные воспитательные воздействия такие как: вызов родителей, обсуждение на педагогическом совете, устное замечание перед классом уже малоэффективны. Следовательно для учащихся с девиантным поведением необходимо создавать не только стимулирующие воспитательные условия, но и индивидуальные образовательные маршруты, чтобы ученик чувствовал себя комфортно в образовательном процессе и не испытывал затруднения в обучении.Потому как различного рода затруднения, пробелы в знаниях и сложности в понимании и усвоении материала, вызывают у детей данной категории раздражение, нежелание учиться и агрессию по отношению к учителям и более успешным ученикам.

Важно понимать, что ученикам с отклоняющимся поведением оказавшимся в ситуации, создающей угрозу их развитию и обучениюнеобходимо гарантировать помощьи поддержку.

Цели и задачи проекта:

1.Анализ форм, видов и причин девиантного поведения;2.Разработка эффективных методов взаимодействия с учащимися данной категории; 3.Оказание методической помощи и поддержки учителям, работающим с учащимися имеющими отклонения в поведении;4.Помощьдетям и подросткам справиться с проблемами в поведении, межличностном общении;5.Создание индивидуального маршрутного образовательного листа для каждого учащегося данной категории;6.Повышение эффективности обучения учащихся с девиантным поведением;7.Обобщение и распространение опыта работы с категорией учащихся имеющих отклонения в поведении.

Объект исследования: девиантное поведение учащихся.

Предмет исследования: педагогическая программа повышения эффективности обучения учеников с девиантнымповедением.

Практическая значимость:

Проектирование индивидуальной образовательной программы, позволяющей повысить эффективность обучения школьников с отклоняющимся поведением, посредством осуществления индивидуального подхода в обучении, психологопедагогической подготовки к учебной деятельности, мотивации учебнопознавательного процесса, а так же использование ряда педагогических приемов и методов обучения для устранения пробелов в знаниях учащихся и формирования устойчивого интереса к учебе.

Тип проекта: социальнопедагогический.

Сроки реализации проекта: в течение учебного года.



Этапы реализации проекта:

I.ПодготовительныйЦель: подготовка условийдля реализации проекта.Содержание подготовительного этапа:1.Диагностика и выявлениеучащихся с отклоняющимся поведением.2.Осуществление подготовкипедагогических работников к реализации проекта.3.Составление списков учащихся,сбор информации о семьях учеников, успеваемости и состоянии здоровья4.Осуществление психодиагностики учащихся с девиантным поведением.5.Обобщение и анализ полученных результатов,и составление рекомендаций для всех участников педагогического проекта.6.Создание индивидуальных карт и маршрутных листов обучения на основе полученной информации.II.Внедренческий Цель:реализация проекта.Содержание внедренческого этапа:1.Внедрение и апробация проекта.2.Создание условий для педагогического взаимодействия и совместной работы с учениками не только учителей

предметников,но и социального педагога и педагога –психолога, а так же предоставление возможности для передачи информации об учащихся между педагогами.3.Ознакомление каждого учащегося с его индивидуальным образовательным маршрутным листом.

4.

Коррекция эмоционально

волевой сферыучащихся с девиантным поведением.5.Проведение консультаций для родителей по проблемам воспитания детей.6.Осуществление методической поддержки учителям, работающим с данной категорией детей.7.Внесение корректировок в проект.III.МетодическорефлексивныйЦель:анализ итогов реализации,обобщениеи распространение опыта.Содержание методо –рефлексивного этапа:1.Анализ критериев эффективности данного проекта.2.Проведение коррекции затруднений в реализации.3.Обобщение и распространение полученного опыта.4.Построение работы педагогов с учениками,отличающимися девиантным поведением на основе представленного проекта.

План реализации проекта№ п/пМероприятияСроки проведения1.Подбор литературы по обучению учащихся с отклоняющимсяповедением.Июнь Август2.

Создание базы данных «Учащиеся с отклоняющимся поведением».

Сентябрь3.Проведение анкетирование педагогов:Октябрь«Как помочь ученикусправиться с проблемами?»

4.Сотрудничество учителей школы, социального педагога и психолога для консультирования родителей и их детей.Регулярно в течение года5.Проведение работы по оказанию помощи и методической поддержки педагогам, работающим с детьми имеющими девиантное поведение (проведение семинаров, мастерклассов, консультаций и т.п.).Регулярно в течение года6.Помощь в усвоении материала, устранениепробелов в знаниях, индивидуальные занятия и разработка дифференцированных заданий для учащихся с девиантным поведением.Регулярно в течение года7.Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении.Регулярно в течение года8.Работа с учащимися: индивидуальное и групповое исследование личности ребенка (тестирования, беседы, консультации).Регулярно в течение года9.Работа с родителями учащихсяРегулярно в течение года10.Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации «проблемных»детей.Регулярно в течение года11.Создание индивидуального маршрутного образовательного листа для каждого учащегося данной категорииСентябрьОктябрь12.Осуществление поддержки родительской общественности в дальнейшей социализации «проблемных»детей.Регулярно в течение года13.Сотрудничество с организациями дополнительного образования, вовлечение учащихся с девиантным поведением в кружки и секции.Регулярно в течение года14.Осуществление контроля за процессом повышения эффективности обучения учеников с девиантным поведением и их социализации.Регулярно в течение года

Прогнозируемые

результатыреализации проекта:1.Создание положительного эмоционального и социально –психологического фона для благоприятного развития учащихся с девиантным поведением;2.Повышение эффективности учебного процесса и успеваемости учащихся данной категории;3.Сокращение количества проступков и правонарушений учащимися с отклоняющим поведением;4.Нормализация психологического микроклимата в семье и школе;5.Оказание методической помощи учителям,работающим с учащимися данной категории;6.Психолого–педагогическое просвещение родителей, осуществление активного взаимодействия семьи и школы.Критерии оценки ожидаемых результатов проекта:

С целью оценки ожидаемых результатов проекта рекомендуется провести анкетирование всех участников проекта. Для этого им предлагается оценить результативность данного проекта в баллах по пятибалльной шкале (1 –плохо,2 –слабо,3средне, 4 –хорошо,5 –отлично)Примерные вопросы для анкетирования:Оценитепо пятибалльной шкале:1.Актуальность темы проекта;2.Практическая значимость проекта;3.Повышение уровня учебной деятельности;4.Повышение мотивации к обучению;5.Нормализация психологического микроклимата в школе и дома.

Использованная литература:

1.Галеева Н.Л.

Результативность личностноориентированного образования.М:Журнал «Завуч». 2003. №2.91140с.2.ДементьеваИ.Ф.Работа школысдетьми группы риска. –М.:Журнал «Воспитание школьников».2002.№7,2128с.3.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения:Учебное пособие для вузов. –М.:Сфера,2001.160 с.4.Степанов В.Г.Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. ––М.: Академия, 1997. –320 с.5.Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие.–М.: "Дашков и К", 2006. –280 с.



Kaliberda Svetlana,Headmasterof the GBOU school №217 Krasnoselsky districtof SaintPetersburg im.N.A. Alekseeva, SaintPetersburgkswetlana64@mail.ru

Tikhomirova Catherine,pedagogueorganizerof the GBOU school №217Krasnoselsky districtof SaintPetersburg im.N.A. Alekseeva, SaintPetersburg803et@mail.ru

Adaptation of students with deviant behavior as a condition of increase of efficiency of educational processAbstract.The article discusses the issues of education of students with deviant behavior. Design of individual educational programs, allowing to increase the efficiency of training of pupils with deviating behavior, through the implementation of individual approach in training, psychologicalpedagogical training to training activities, the motivation of the teaching and learning process, as well as the use of a number of pedagogical methods and techniques of training to fill the gaps in knowledge of students and the formation of steady interest to the study.Keywords:deviant behavior,effectiveness of training activities,socialization,methodical help, psychological microclimate.