Инновационные формы обучения в Снежном походе с подростками

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мацкевич Е. С. Инновационные формы обучения в Снежном походе с подростками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 396–400. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54080.htm.
Аннотация. В статье речь пойдет об инновационных формах, используемых в Снежном походе с подростками , проведенном педагогами туристского отдела ГБОУДОД ДДТ «Фонтанка-32» в январе 2013 г.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мацкевич Екатерина СергеевнаПедагог дополнительного образования туристского отдела ГБОУДОД Дом детского творчества «Фонтанка32» Центрального района г.СанктПетербургаИнновационные формы обучения в Снежном походе с подростками

В статье речь пойдет об инновационных формах, используемых в Снежном походе с подростками , проведенном педагогами туристского отдела ГБОУДОД ДДТ «Фонтанка32» в январе 2013 г.Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, формирование культуры здоровья подростков, комплексный подход, инновационные формы обученияОсновной материал статьиОбразование –культура –здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности. Многолетний опыт работы педагогов туристского отдела показал, что концептуальные позиции по формированию культуры здоровья подростков хорошо реализуются в туризме:приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; формирование духовнонравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия); развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.); воспитание трудолюбия,духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности; формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; воспитание гуманистическихориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; развитие умений оказать первую медицинскую помощь;Детский туризм является содержательным способом досуга и эффективным средством воспитания школьников, альтернативой таким деструктивным тенденциям в жизни молодежи, как алкоголизация, наркотизация, вовлечение в тоталитарные секты и криминальные группировки. Он также дает возможность компенсировать неблагоприятное влияние экологии большого города на здоровье детей. Туристское путешествие, совершаемое автономной детской группой, связано с преодолением целого ряда трудностей и экстремальных факторов. Такие условия создают благоприятную основу для раскрытия положительных качеств участников, не реализуемых в повседневной жизни, для формирования активной жизненной позиции, длястимулирования процессов самоактуализации личности.Принципиальный подходсостоит в том, чтобы соединить "знаемое" и "пережитое", интегрировать человековедческопсихологические знания и соответствующий экзистенциальный опыт для решения проблем, стоящих перед каждым молодым человеком.В условиях туристского похода наиболее естественно и безболезненно вводятся высокие нормы и ценности человеческого поведения: товарищество, забота о других, интеллектуальная и деловая активность, поскольку они необходимы для выживания и благополучия группы.Следование этим нормам подкрепляется за счет всего комплекса факторов, воздействующих на душу ребенка в путешествии: новизна и необычность обстановки, обилие информации, чувство безопасности, дружеское общение, реальная возможность самоутверждения в преодолении трудностей и др. Психологический комфорт и чувство защищенности, возникающие как результат таких переживаний, приводят к снятию внутреннего напряжения, тревоги, к повышению обучаемости, к снижению уровня обученной беспомощности, к уменьшению агрессивности. Новый личностный опыт делает актуальной проблему его осмысления, сопоставления с прежним опытом, открывает возможность выбора, которой раньше не было. И тогда для решения этих задач в соответствии с программой привлекается материал из различных областей человеческого знания: теории спорта, физиологии, психологии, человековедческий потенциал художественной литературы, искусства, философии. Таким образом, в условиях здоровьесберегающей среды туристского отдела происходит комплексное формирование культуры здоровья, включающее в себя и физический, и психологический, и духовнонравственный аспекты. Снежный поход с подростками является практической реализацией такого комплексного подхода. В чем же заключается его инновационный потенциал? В первую очередь, в системном подходе к развитию личности обучающегося. Данный подход реализуется в инновационных формах обучения –таких, как авторские курсы, созданные специально для Снежного похода коллективом педагогов туристского отдела Дома детского творчества «Фонтанка32».Каждая встреча отдельного курса является уникальной авторской разработкой, созданной специально для «Снежного похода» с учетом особенностей конкретных подростков, на которых направлен данный курс. В то же время все курсы занимают свое место в целостной системе похода, в создаваемой там образовательной среде. Поход начался с тренингаоткрытия «Образ похода», целью которого было совместное создание группой образа похода. В данную группу входят и педагоги, и обучающиеся 24 годов, и новички, для которых это был самый первый поход. Поэтому на данном тренинге необходимо былопознакомиться, создать рабочую безопасную атмосферу и исследовать условия еевозникновения, выработать правила поведения,учитывающиеправа каждого участника похода и включиться в процесс.В системе курсов все обучающиеся были разделены на группы в зависимости от года обучения. Для каждой группы проводились отдельные курсы с учетом личностных особенностей подростков, их уровня развития и возраста.Для ребят первого года обучения проводились курсы, направленные на то, чтобы повысить их уровень психологической и интеллектуальной грамотности. Это были такие курсы, как: «Я и Другие. Командное взаимодействие»(курс, направленный на умение взаимодействовать в команде, внедряющий доброжелательный стиль отношений между подростками); «Адаптация организма человека в зимнем походе»(на этой встрече ребята узнавали, что такое холод, переохлаждение и как избежать этого в походе). Для ребят второготретьего года обучения проводились курсы, повышающие их мотивацию к развитию и познанию мира: «Активизация внутренних ресурсов подростка»(с помощью творческих заданий активизировался потенциал ребят); «Мастер жизни» или практическая логотерапия(курс помогалподросткам научиться ориентироваться в смысловой реальности своей жизни, не умаляя важности и значимости высших устремлений).По вечерам для всех обучающихся и педагогов проходил киноклуб –инновационная форма, учитывающая интерес подростков к просмотру кинофильмов и раскрывающая образовательный потенциал киноискусства. Киноклуб –учит искусству понимания, учит толковать произведение, находить его скрытые знаки и смыслы, учит видеть связис помощью герменевтических средств анализа: умение видеть детали, замечать их связи и как они друг другу противопоставляются. Также подростки учатся анализировать взаимоотношения героев (умение, столь необходимое в реальной жизни), прослеживать взаимосвязи событий в сюжетных линиях. Они узнают законы жанра, важные для понимания задач фильма; учатся видеть символы, знаки, отсылки к культурному наследию человечества. Все знания, приобретенные на занятиях курсов, обучающиеся могли применить на практике в такой инновационной форме как «Снежный квест» командная игра, направленная на физическое развитие, повышение интереса к физическим нагрузкам, развитие умения взаимодействовать в команде в условиях соревновательного стресса. Ребята ориентировались в помещении базы с электронными отметками, выполняли технические задания на лыжах, решали совместно интеллектуальныезадачи.Курсовая часть Снежного похода проходила на территории ДОЛ «Огонек» в г.Зеленогорске Ленинградской области. Для закрепления навыков и знаний, полученных на курсах, проводилась небольшая лыжная часть, когда обучающиеся со своими педагогами двигались по машруту ЗеленогорскКомарово с двумя ночевками. Вечером у костра проходила такая инновационная форма как «Вечерняя встреча у костра».На этой встрече развивалось ассоциативное мышление ребят; активизировалась память с помощью упражнений на запоминание;происходило погружение в художественный классический текст и размышление над ним(прослушивалось и анализировалось произведение А.Солженицына «Матренин двор»). Также подводились итоги всего похода, что позволило подросткам обобщить свой опыт на фоне эмоционально возвышенного состояния, в связи с чем они лучше запомнили полученные знания и смогут в дальнейшем их применять.Проведенный на послепоходной встрече опрос ребят, участвовавших в «Снежном походе», показал, что практически для всех он оказался яркимвоспоминанием, связанным не только с отдельными достижениями, приобретенными знаниями, но и со всем походом в целом. Практически все подростки, для многих из которых это был первый поход, выразили желание заниматься в наших туристических объединениях дальше, участвовать в других походах и встречах в городе, которые тоже являются частью образовательной системы.Эффекты, достигнутыепри использовании инновационных форм в комплексной системе Снежного похода:

создание стойкой мотивации у подростков на посещение занятий, походов и других мероприятий туристского отдела;

приобретение и укрепление знаний о здоровом образе жизни у подростков;

формирование и укрепление гуманистической культуры поведения подростков;

создание сплоченной команды из прежде даже не знавших друг друга ребят, повышение уровня общегрупповой сплоченности;

внедрение духовнонравственных культурных идеалов в картину мира ребят.Author: Matskevich Ekaterina, additional education teacherof tourist department of GBOUDOD DDT"Fontanka32"Central region of SaintPetersburg.“Innovative formsof educationin the Snow campaign with teenagers”In article will be a question of the innovative forms used in the Snow campaign with teenagers, carried out by teachers of tourist department of GBOUDOD DDT"Fontanka32" in January, 2013.Keywords: health saving environment, formation of culture of health of teenagers, integrated approach, innovative forms of education