Дополнительная образовательная программа «Я - гражданин Республики Коми»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нигматуллина
Н.
А. Дополнительная образовательная программа «Я - гражданин Республики Коми» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
401–405. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54081.htm.
Аннотация. Дополнительная образовательная программа по краеведению «Я - гражданин Республики Коми» для начальной школы призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае. В ее рамках происходит приобщение учащихся к изучению Коми края, включая сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология. В процессе реализации программы дети знакомятся с историей, культурой, традициями коми народа. Автор предлагает учебно-тематический план на 4 года
Текст статьи
Нигматуллина Наталья Александровна,учитель начальных классовМБОУ«Средняя общеобразовательнаяшкола №2»,г.Усинск
Эл.адрес: nigmatullinanatalya1966@mail.ruДополнительная образовательная программа «Я
гражданин Республики Коми»Аннотация: Дополнительная образовательная программа по краеведению«Я
гражданин Республики Коми»для начальной школыпризвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае. Вее рамках происходит приобщение учащихся к изучению Комикрая, включая сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология.В процессе реализации программы дети знакомятся с историей, культурой, традициями коми народа.Авторпредлагает учебнотематический план на 4 года.Ключевые слова: Республика Коми, кружок, патриотизм, системнодеятельностный подход.
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача, актуальная всегда, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, края, где живёшь.Дополнительная образовательная программа«Я –гражданин Республики Коми» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае.Вее рамках происходит приобщение учащихся к изучению Коми края, включаясведения из таких областей знаний, как география, история, биология,экология. Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Отбор учебного материала, в соответствии с этим принципом, позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира. Программа предназначена для учащихся начальных классов.Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 710 лет. Продолжительность образовательного процесса 4 года.Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки).Целью данной программы является воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Республики Коми, воспитание любви к природе родного края.
Задачи программы
формирование уважения к отечественной культуре в целом через знакомство учащихся с традициями, бытом, историческим прошлым народа Коми края;
приобщение учащихся к духовным ценностям народа Коми, стремление к возрождению и сохранению 'традиций;
пробуждение интереса к изучению природы, достопримечательностей родного края и уважения к малой Родине, желания охранять её природу. Образовательным результатом программы будетустойчивый интерес к истории малой Родины, приобретение знаний по истории и культуре родного края.Структурирование содержания предполагает выделение разделов и тем внутри разделов. Программа изучается 4 года в течение 136 часов (1 час в неделю).В программе заложен принцип межпредметных связей. 3040% учебного времени отводится на практические занятия.В основе реализации программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.Формы подведения итогов реализации программы:выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, участие в краеведческих играх, конкурсах, мероприятиях школы, района, города, республики.
Содержание программыПрограмма первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине.Учащиеся знакомятся со своим городом, районом, республикой, символами города и республики.Программа второго класса представляет собой курс «Природа Республики Коми». Основное направление краеведения в 3 классе –литературнохудожественное. Дети знакомятся с бытом народа коми, с традициями, с устным народным творчеством: сказками, пословицами, поговорками, загадками.Программа 4 класса имеет историческую направленность и нацелена на расширение знаний ребёнка по истории малой родины.
Учебнотематический план
1 год обучения№Раздел (тема)Общее количество часовВ том числе теоретическихчасовВ том числе практическихчасов1Родная школа.5322Мой дом.3123Моя семья.14864Мой город.6335Моя республика.5416Обобщение1
1
Итого:341915
2 год обучения№Раздел (тема)Общее количество часовВ том числе теоретическихчасовВ том числе практическихчасов1Что мы узнали о Республике в 1 классе.4222Климат республики.4223Полезные ископаемые РК.3124Водоёмы.6515Растительный мир.8536Животный мир.8627Обобщение.1
1
Итого:342113
3 год обучения№Раздел (тема)Общее количество часовВ том числе теоретическихчасовВ том числе практическихчасов1Быт народа коми.13852Традиции народа коми.7433Устное народное творчество.13764Обобщение.1
1
Итого:341915
4 год обучения№Раздел (тема)Общее количество часовВ том числе теоретическихчасовВ том числе практическихчасов1Наш край в далёком прошлом.5322История Усинска.11743Моя республика в годы Великой Отечественной войны.6424Культура и спорт в нашей республике.10555Обобщение.2
2
Итого:341915
Литература
1.Географический атлас РК. М., Дрофа,1997.2.Денисов В.Г., Крылов Л.П.. Биологические экскурсии в природу Коми: Сыктывкар, 1994.3.Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г.Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски //Нач. школа.//№ 1, 1999.4.Жеребцов И.Л., Столповский П.М. «Рассказы для детей об истории Коми края». Сыктывкар:ООО «Контекст», 2008.5.Исторический атлас РК.М. Дрофа, 1997.6.Клейман Т.В. «Детям о культуре народа коми». Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1994.7.«Комикрай далёкий и близкий». М., Коми книжное издательство, 2001.8.Коми легенды и предания. Составитель Ю.Г.Рочев. Сыктывкар, 1984.9.Лянцевич В.М., Захарова А.Г. «Наш край родной». Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988.10.Машкова Н.П., Машков А.О. «Моя родина Усинск».Усинск,2004.
Эл.адрес: nigmatullinanatalya1966@mail.ruДополнительная образовательная программа «Я
гражданин Республики Коми»Аннотация: Дополнительная образовательная программа по краеведению«Я
гражданин Республики Коми»для начальной школыпризвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае. Вее рамках происходит приобщение учащихся к изучению Комикрая, включая сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология.В процессе реализации программы дети знакомятся с историей, культурой, традициями коми народа.Авторпредлагает учебнотематический план на 4 года.Ключевые слова: Республика Коми, кружок, патриотизм, системнодеятельностный подход.
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача, актуальная всегда, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, края, где живёшь.Дополнительная образовательная программа«Я –гражданин Республики Коми» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае.Вее рамках происходит приобщение учащихся к изучению Коми края, включаясведения из таких областей знаний, как география, история, биология,экология. Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Отбор учебного материала, в соответствии с этим принципом, позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира. Программа предназначена для учащихся начальных классов.Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 710 лет. Продолжительность образовательного процесса 4 года.Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки).Целью данной программы является воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Республики Коми, воспитание любви к природе родного края.
Задачи программы
формирование уважения к отечественной культуре в целом через знакомство учащихся с традициями, бытом, историческим прошлым народа Коми края;
приобщение учащихся к духовным ценностям народа Коми, стремление к возрождению и сохранению 'традиций;
пробуждение интереса к изучению природы, достопримечательностей родного края и уважения к малой Родине, желания охранять её природу. Образовательным результатом программы будетустойчивый интерес к истории малой Родины, приобретение знаний по истории и культуре родного края.Структурирование содержания предполагает выделение разделов и тем внутри разделов. Программа изучается 4 года в течение 136 часов (1 час в неделю).В программе заложен принцип межпредметных связей. 3040% учебного времени отводится на практические занятия.В основе реализации программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.Формы подведения итогов реализации программы:выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, участие в краеведческих играх, конкурсах, мероприятиях школы, района, города, республики.
Содержание программыПрограмма первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине.Учащиеся знакомятся со своим городом, районом, республикой, символами города и республики.Программа второго класса представляет собой курс «Природа Республики Коми». Основное направление краеведения в 3 классе –литературнохудожественное. Дети знакомятся с бытом народа коми, с традициями, с устным народным творчеством: сказками, пословицами, поговорками, загадками.Программа 4 класса имеет историческую направленность и нацелена на расширение знаний ребёнка по истории малой родины.
Учебнотематический план
1 год обучения№Раздел (тема)Общее количество часовВ том числе теоретическихчасовВ том числе практическихчасов1Родная школа.5322Мой дом.3123Моя семья.14864Мой город.6335Моя республика.5416Обобщение1
1
Итого:341915
2 год обучения№Раздел (тема)Общее количество часовВ том числе теоретическихчасовВ том числе практическихчасов1Что мы узнали о Республике в 1 классе.4222Климат республики.4223Полезные ископаемые РК.3124Водоёмы.6515Растительный мир.8536Животный мир.8627Обобщение.1
1
Итого:342113
3 год обучения№Раздел (тема)Общее количество часовВ том числе теоретическихчасовВ том числе практическихчасов1Быт народа коми.13852Традиции народа коми.7433Устное народное творчество.13764Обобщение.1
1
Итого:341915
4 год обучения№Раздел (тема)Общее количество часовВ том числе теоретическихчасовВ том числе практическихчасов1Наш край в далёком прошлом.5322История Усинска.11743Моя республика в годы Великой Отечественной войны.6424Культура и спорт в нашей республике.10555Обобщение.2
2
Итого:341915
Литература
1.Географический атлас РК. М., Дрофа,1997.2.Денисов В.Г., Крылов Л.П.. Биологические экскурсии в природу Коми: Сыктывкар, 1994.3.Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г.Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски //Нач. школа.//№ 1, 1999.4.Жеребцов И.Л., Столповский П.М. «Рассказы для детей об истории Коми края». Сыктывкар:ООО «Контекст», 2008.5.Исторический атлас РК.М. Дрофа, 1997.6.Клейман Т.В. «Детям о культуре народа коми». Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1994.7.«Комикрай далёкий и близкий». М., Коми книжное издательство, 2001.8.Коми легенды и предания. Составитель Ю.Г.Рочев. Сыктывкар, 1984.9.Лянцевич В.М., Захарова А.Г. «Наш край родной». Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988.10.Машкова Н.П., Машков А.О. «Моя родина Усинск».Усинск,2004.