Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности Курс «Я исследователь»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Олих С. А. Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности Курс «Я исследователь» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 406–410. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54082.htm.
Аннотация. Цель: создание условий для овладения детьми новыми знаниями об Африке. Задачи урока: 1. Дать представление об Африке, как материке, учить видеть чудеса в окружающем мире 2. Формировать умения работать с различными источниками географической информации, умение работать в группе. 3. Развивать творческое мышление, интерес к предмету
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Редькинская средняя общеобразовательная школа»249840 Калужская область Дзержинский райондеревня Редькино дом 19т.8(48434)79117



Современные педагогические технологии (исследовательская деятельность в начальной школе)

Методическая разработказанятия по внеурочной деятельностиКурс «Я исследователь»

Тема: Исследуем Африку

Автор: Олих Светлана Алексеевна



2013 год









Цель:создание условий для овладения детьми новыми знаниями об Африке. Задачи урока:1.Дать представление об Африке, как материке, учить видеть чудеса в окружающем мире2.Формировать умения работать с различными источниками географической информации, умение работать в группе.3.Развиватьтворческое мышление, интерес к предмету.Планируемые результатыПредметные результаты:знать особенности расположения материка на глобусе, карте, уметь находить его, уметь различать особенности природных и климатических условий Африки, называть представителейживотного и растительного мира; уметь работать с картой, книгой, интерактивной энциклопедией.Личностные результаты:формирование целостной картины мира и собственного отношения к нему.Метапредметные результаты:Познавательные УУД: овладение базовыми понятиями, используемыми при характеристике материков Земли;извлечение информации, представленной в разных формах: плакат, карта, энциклопедия; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по географическим признакам; установление аналогий и причинноследственных связей при характеристике природных, климатических и географических особенностей материков.Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока по изучению материкаи стремление её выполнить; умение делать выводы на основе обобщения самостоятельно добытых знаний, а также понимание того, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи.Коммуникативные УУД: формирование умения выступать с сообщениемперед одноклассниками, умение слушать своих товарищей; совершенствовать коммуникативные умения; учиться оформлять устную монологическую речь в виде последовательных и логически выстроенных предложений.Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, кроссворды для групповой работы, атласы, глобус, интерактивная энциклопедия КиМ, детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?», карточки, тест.

Ход урока:1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Географический кроссворд (работа в группах).1. Материк в восточном полушарии. 4. Самый тёплый океан. 2. Символ любого государства.5. Родина самой длинной крепостной стены. 3. Столица Италии.

6. Часть света. Какое слово получилось по вертикали? (Африка) Игра ассоциаций «Назови страну»

Учитель показывает портрет сказочного героя, а дети называют страну. Бременские музыканты Германия Красная Шапочка Франция Карлсон –ШвецияАйболит Африка

3.Постановка цели. Добрый доктор Айболит. Мы знаем этого героя с детства. Он добрый и всегда старался прийти на помощь страдающим людям и зверям, невзирая на опасность. Однажды ему пришла телеграмма: «Приезжайте в Африку. Звери.» Как выглядит Африка? Как туда попасть? Какие животные ждут его? Что мы об этом знаем?Тема нашего урока «Африка». Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Все свои знания об Африке мы построим в определённом порядке. План изучения материка: географическое положение; океаныи моря, омывающие материк; тепловой пояс; формы поверхности; природные зоны (растительный и животный мир); государства; занятия населения. 4.Работа по теме:Учитель: Представьте, что вы путешественники. Каждая экспедиция отправляется на материк и по возвращению из экспедиции мыдолжны рассказать об особенностях природы материка.Для этого мы как настоящие путешественники заведем бортовой дневник, в котором будем записывать все новое, что мы узнаем об Африке.Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимопознакомится. Предполагаемые ответы детей.Определить где находится материк.Узнать о климате материка. Должны узнать, какие государства расположены на материкеМы должны познакомиться с растительным миром материка. Узнать о рельефе и полезных ископаемых материка. Узнать как можно больше о животных, живущих на материке. Мы должны познакомиться с народами,населяющими материк. Видеофрагмент АфрикаУчитель:Что мы узналио материке?Выжженная солнцем пустыня, сплошная стена яркозеленого тропического леса, громадные приземистые жители саванны —баобабы. Все это Африка. По размерамАфрика уступает лишь Евразии. Половину территории занимают пустыни и полупустыни. Африка самый жаркий материк Земли.Учитель: Ребята давайте определим географическое положение Африки.Что значит определить географическое положение объекта?Географическое положениеэто «адрес» географического объекта. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта(Африки)на земном шаре.5.Работа в группах( предварительная подготовка)

Задания для работы в группах: 1. В каком полушарии лежит Африка? 2. Как расположена Африка по отношению к экватору? 3. Какие океаны и моря омывают берега Африки?4. Какие острова и полуострова расположены у берегов Африки? 5.Найдите на карте крупные реки Африки.

Учитель: С помощью карты устно ответь на следующие вопросы: Задание для 1 группы( работа с картой)В каком полушарии лежит Африка?Как расположена Африка по отношению к экватору? Какими океанамии морями омывается материк?

Африка лежит в восточном полушарии. Континент расположенпо обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.Африка –второй по величине материк. Его площадь –30,3 млн.кв.км. Сзапада этот экзотический континент омывается Атлантическим океаном, с севера —Средиземным морем, с северовостока —Красным морем, с востока —Индийским океаном. Лишь узкая полоска Суэцкого перешейка связывает Африку с Азией. Но люди проложили через этот перешеек канал, и теперь Африка окружена водой со всех сторон. Задание для 2 группы(работа с картой)Какие острова и полуострова расположены у берегов Африки? Найдите на карте крупные реки Африки.

В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария Конго и самая длинная река мира Нил. Нил –самая длинная река в мире (6671км). Конго –самая полноводная и вторая по длине река Африки (4320км) .Озеро Виктория самое большое тропическое озеро в Африке. Вода в нем пресная. У берегов Африки мало островов, самый большой из них –Мадагаскар. На востоке Африки есть полуостров Сомали. 6.Физкультминутка

И вот перед ними мореБушует, шумит на просторе.А в море высокая ходит волна, Сейчас Айболита проглотит она.

Учитель: Почему в Африке жарко?В каких природных зонах она находится?

(работа с картой и энциклопедией )

В Африке повсюду очень жарко. Ведь эту часть света почти пополам делит экватор. Среднемесячные температуры лета около 2530 °С. Зимой также тепло(1025°С).Африка лежит в зоне тропических экваториальных лесов, которые переходят в саванны степи с высокой травой (до 4м) и редкими деревьями –акациями и гигантской толщины баобабами (до 40м в окружности). Саванны сменяются пустынями. На севере Африки расположена самая большая пустыня в мире —Сахара.Онарасположена в северной части Африки Её площадь –более 7 млнкв.км.А всего саванны и пустыни занимают больше половины территории Африки.

Учитель: Что вы можете сказать о формах поверхности Африки? (работа с физической картой)

В Африке преобладают равнины с высотами от 200 до 1000 м. Низменности расположены по берегам океанов и морей. Горы находятся на самом севере материка. Высочайшая вершина Африки –потухший вулкан Килиманджаро (95895). Высокие вершины гор даже вблизи экватора покрыты вечными снегами.

7.Работа в группахЗадание для 1 группы(работа энциклопедией КиМ)Что вы узналиорастениях и животных пустыни?Животныеведутв основном ночной образ жизни, могутобходиться долгое время без воды, в основном пресмыкающиеся, у млекопитающих широкие копыта.Жаркие и сухие пространства пустынь создают особые условия для животных. Прямые солнечные лучи, отсутствие влаги заставляют многихиз них прятаться в норы. Для многих животных, населяющих пустыни характерна летняя спячка. Её вызывает недостаток влаги, особенно в летнее время. Еще одна замечательная особенность отличает животных пустынь, это окрас животных, он желтый.Несмотря на кажущуюся безжизненность пустыни, в ней насчитывается 65 видов млекопитающих, 74 вида птиц, 530 видов разнообразных насекомых.(верблюд, антилопа аддаж, лисица фенек).У растенийв пустынидлинные корни до 5 м., видоизмененные листья(джузгун, злак селин.)Средипустыни можно увидеть зеленые островки растительности. Это оазисместо, где на поверхность выходит источник. Здесь живут люди, выращивают королеву оазиса финиковую пальму, красный перец, просо.Задание для 2 группы(работа энциклопедией КиМ)Что вы узнали о растениях и животных саванн?Саваннывысокотравные степи. Для лесов здесь не хватает влаги.Преобладают невысокие деревья и колючие кустарники. Встречаются баобабы, пальмы.Особенность животного мираих разнообразие.В саваннах настоящий рай для многочисленных антилоп, жираф, зебр, газелей, слонов, носорогов. У них есть многочисленные враги —львы, леопарды, гепарды, гиены. В тропических лесах живут обезьяны, в том числе человекообразные —гиббоны, горилла, шимпанзе. В реках и в болотах Центральной Африки водятся бегемоты и крокодилы.

Учитель: Возьмите карточки «Определи лишнее слово». Прочитайте слова, относящиеся к каждому животному, и вычеркните лишнее. Объясните свой выбор.

«Определи лишнее слово».Бегемот –толстый, тяжелый, длинноносый, травоядныйЖираф высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостыйКрокодил зеленый, зубастый, ласковый, хищник.Обезьяна шустрая, лохматая, копытная, крикливаяСлон –большой, ушастый, рогатый, сильный

Учитель: Кто коренные жители Африки?Африку часто называют черным континентом. Это связано с тем, что коренные жители Африки принадлежат к негроидной расе и имеют темный цвет кожи, который защищает их от палящего солнца. Основными занятиями жителей Африкииздавна были охота, собирательство и скотоводство.Очень долгое время чернокожее население Африки использовалось в качестве рабов на плантациях Америки. Африка была местом охоты на человека и животных, местом, откуда вывозились ценные растения и плоды. Но теперь освободившиеся страны сами строятсвою жизнь. Африкародина всего человечества. Именно здесь были найдены самые древние останки предков человека.

8.Обобщение и систематизация знанийУчитель:Наше путешествие подходит к концу. А теперь ребята давайте заполним бортовой дневник.Заполните пустые строчки, напишите ответы . В случае затруднения будем друг другу помогать или будем обращаться к энциклопедии «Что такое? Кто такой?».Бортовой дневник













Географическое положениематерика

Восточное полушариеОкеаны и моря, омывающие материк

Атлантический и ИндийскийокеаныКрасное и Средиземное моряОстрова расположенные у берегов Африки. МадагаскарСомалиСамая большая пустыня

СахараРастительный мир

баобаб финиковая пальмаджузгунЖивотный мир

антилопы, жирафы, зебры, газели, слоны, носороги, львы, леопарды, гепарды, гиены, обезьяны бегемоты крокодилы, верблюды, пресмыкающиесяКрупные реки Африки

Нил КонгоПотухший вулкан

Килиманджаро

9.Итог урока. Рефлексия

Учитель:В какую страну мы совершили сегодня путешествие?С какими словами у вас ассоциируется слово «Африка». Какое выступление вам запомнилось больше? Почему? Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? А теперь оцените свою работу и работу своей группы при помощи сигнальных карточек.Учитель: Спасибо за урок! Уверена,что те открытия,которые вы совершаете,пригодятся вам в дальнейшем.

Дополнительный материал к уроку

Тест «Африка»

1.Самая высокая вершина Африки1.Кения2.Тубкаль3.Килиманжаро

2.Самая длинная река Африки1.Конго2.Нил3.Нигер

3.По размерам территория Африки уступает1.Евразии2.Северной Америке3.Южной Америке

4.В отличие от других материков, Африка пересекается:1.южным полярным кругом2.нулевым меридианом3.почти посередине экватором 5.Самое большое по площади озеро?1.Виктория2.Чад3.Танганьика

Используемые источникиЧто такое? Кто такой? Детская энциклопедия. Том 1. –М.: Педагогика, 1975Африка –с.90Большая энциклопедия КиМ (интерактивная энциклопедия)