Реализация развивающего потенциала образования средствами внедрения информационно-коммуникативных технологий в преподавании предмета «Иностранный язык»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панфилова
Е.
И. Реализация развивающего потенциала образования средствами внедрения информационно-коммуникативных технологий в преподавании предмета «Иностранный язык» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
411–415. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54083.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации учебного процесса по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках английского языка. Автор предлагает различные формы взаимодействия субъектов учебного процесса с помощью компонентов комплекта ИКТ
Ключевые слова:
электронный образовательный ресурс, познавательные универсальные учебные действия, икт
Текст статьи
Панфилова Елена Ильиничнаучитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6, г. Нефтеюганска, соискатель ученой степени кандидата наук Тюменского государственного нефтегазового университетаpanihelena@yandex.ru
Реализация развивающего потенциала образования средствами внедрения информационнокоммуникативных технологий в преподавании предмета «Иностранный язык»
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации учебного процесса по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационнокоммуникативных технологий (ИКТ) на уроках английского языка. Автор предлагает различные формы взаимодействия субъектов учебного процессас помощью компонентов комплекта ИКТ.Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия,электронный образовательный ресурс, ИКТ.
Формирование УУД одна из важнейших задач современной системы образования, в рамках реализации которой, понашему мнению, особое внимание необходимо уделить развитию познавательных УУД в силу признания нами того, что: 1) Благодаря развитию познавательных функций человек имеет возможность анализировать информацию, проводитьаналогии, делать предположения; 2) Учебная деятельность(УД)предполагает необходимость перевода одной знаковосимволической системы в другую, в том числе перевода визуальных систем в вербальную и обратно, что представляет известную сложность. Однако, лишь вопрос о пересмотре содержания образования нерешитвсе задачи, стоящие перед обществом: «в новых условиях нужны и новые инновационные технологии обучения» [1; 59](компьютер, Интернет, компьютерные программы и др.). Таким образом, стоящие перед образованием задачи, а именно обновление содержания образования; усиление в предметном преподавании такой составляющей, как развитие познавательных УУД; совершенствование технологий обучения, определяют выбор темы нашего опыта. Анализ положения, сложившегося к настоящему времени, позволяет констатировать, уже накоплен определенный опыт применения ИКТ. Вместе с тем, проведенный нами анализ показал, что все же обнаруживается дефицит в исследовании конкретных педагогических путей достижения результата в части формирования и развития познавательных УУД. Ход реализации нашего опыта направлялся гипотезой о том, что познавательные УУДмогут быть сформированы посредством применения ИКТ, если: 1) данные ИКТ будут нацелены наформированиепознавательных УУД; 2) выбор методовв процессе обучения ИЯ с помощью ИКТ будет соответствовать задачеформированияпознавательных УУД. Все это позволило нам определить следующие задачи: 1) определить познавательные УУД, которые можно формировать средствами ИКТ в процессе обучения ИЯ в 6 классе; 2) определить методы формирования познавательных УУД средствами ИКТ; 3) определить формы взаимодействия субъектов учебного процесса в части формирования познавательных УУД; 4) разработать учебные задачи, направленные на формирование и диагностику уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся 6 класса. Мы выделили следующие познавательные УУД, на формирование которых был направлен наш опыт:1) в области развития стратегий смыслового чтения и работы с информацией: умение работать стекстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию: а) умение структурировать текст (выделять главное/второстепенное; представлять информацию в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);б) заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты; 2) в области освоения методов познания: умение использовать логические действия и операции, такие как сравнение; анализ, синтез; обобщение; конкретизация; классификация; сериация. Отметим, что образовательный процесс обучения ИЯ В 6 классе с помощью ИКТ строится с учетом 1) возрастных особенностей обучающихся; 2) различного уровня подготовки учащихся; 3)научного подхода к практике преподавания ИЯ по Е.И.Пассову[2], требующегособлюдения последовательности этаповосвоения иноязычного материала: формирование грамматических навыков, формирование лексических навыков, совершенствование речевых навыков (на основе текста), развитие монологической/диалогической речи. На каждом этапе освоения иноязычного материала с учетом формируемых познавательных УУД нами используется комплект ИКТ, включающийв себя: 1) программное обеспечение (ПО) «Nord»; 2) разработанный автором данного опыта Электронный Образовательный Ресурс (ЭОР) по предмету «Английский язык» для учся 6 класса (далее ЭОР), являющийся дополнением к УМК «Happy English.ru»; 3) комплект материалов для интерактивной доски (карточки для изучения правил чтения, схемы грамматических явлений, таблицы, опорные схемы для пересказов) (далее комплект для интерактивной доски); 4) копилку дидактических материалов, в технике PowerPoint(далее копилка материалов).Особенностью использования данного комплекта ИКТявляется то, что они включают в себя электронные учебные модули трёхтипов: 1) информационные; 2) практические; 3) контрольные. В различных моделях проведения уроков возможно использование различных компонентов данного комплекта ИКТ. Описание возможных вариантов использования различных компонентов данного комплекта ИКТ представлено автором данного опыта в сборнике докладов материалов международной научнопрактической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии образования (Барнаул, 1112 апреля 2012) [3].
Выбор методов и средств обучения определяется, с одной стороны, их возможностями в создании в учебном процессе обучения учебнопознавательных ситуаций, с другой, их инструментальностью и воспроизводимостью, возможностями организации и активизации самостоятельной УД учся [4; 156].Основные направления и обобщенные критерии выбора методов и средств ИКТ в зависимости от типа и целей урока, а также степень взаимодействия субъектов представляемого опыта отражены в таблице 1.Таблица 1Формы взаимодействия субъектов учебного процесса (в контексте формирования познавательных УУД)
Тип урокаЦель на урокеСпособы усвоениятипы задач, упражненийФормы взаимодействия субъектов учебного процессаДеятельность учителяДеятельность учся, детерминированная используемым средством ИКТМетоды обученияОсновные приемыСредствоИКТДействия учся
ознакомление с новым материалом, его осмысления1.Создать мотивы изучения нового/ 1.Задачи занимательного характераСловесный
Изложение нового в процессе объяснения, Комплект для интер.доскиКопилка материаловнаблюдает, анализирует, отвечает на вопросыготовности к его восприятию2.Выделить существенные признаки понятий (явлений)2.Задачи на развитие познавательных умений; отыскание ошибок, смекалку,типовые упражия Наглядный беседыРабота с терминами,наглядностью,в т.ч.абстрактной (таблиц,формул, структурнологических схем)Комплект для интерактивной доскианализирует схемы, знаковые модели,таблицыВидеометод
ПО «Nord» ((«Трансляция экранного вида»)рисует, делать пометки на своем монитореАудиометод
ПО «Nord»(Виртуальный магнитофонПрослушивает, решает уч.задачуПовторение/ закрепление Формировать языковые умения Стандартные задачиРепродуктивный,Практический повторение материала:анализ, составление структурнологических схем,таблицКомплект для интерактивной доски,Копилка материаловсоставляет схемы, знаковые модели,таблицы;выписывает тезисы,составляет планкомплексное применениезнаний и уменийФормировать практические умения использовать знания
Задачи на формирование умений/ навыков в разных видах УДПрактический
Решение практических задачЭОР Составляет таблицы (схемы) систематизирует уч.материал,Выполняет упражненияСамостоятельная работа учсяФормировать навыки самостоятельной работы
Частичнопоисковый,Исследовательский,ВзаимообучениеЧтение текста,первоисточниадоп.литературы)ПО «Nord» (Режим «Скрипты»),ЭОР составляет план текста, собирает информацию,работает в парах/группахПрослушивание текстовПО «Nord» (Режим Виртуальный магнитофон)слушает в индивидуальном режиме, решая уч.задачуОбобщение /систематизация знанийОбобщить,систематизировать знания, способы деятельностиУпражнения на повторение, нестандартные задачи Проблемнопоисковый,Объяснительноиллюстративный Групповая работа
Составление кроссвордов, кластеровПО «Nord» («Скрипты),ЭОР, Копилка материалов, Комплект для интер.доскиСоставляют таблицы для систематизации учебного материала,кроссворды \кластер Контроль знаний иуменийМониторинг результатов обученияТестовые задания, составление монолога/диалога
Устный индивидуальный опросОтветы с опорой на наглядностьПО «Nord»(Режим «Экзаменационный модуль»)ЭОРВыполняет в интерактивном режиме тесты, правильность оценивается автоматически
Очевидно, что в плане обогащения арсенала методических средств и приемов при обучении ИЯ используемый нами комплект ИКТ: 1) охватывает все этапы образовательного процесса: получение информации, практические занятия, мониторинг учебных достижений; 2) обеспечивают расширение возможностей самостоятельной учебной работы. Нами были разработаны учебные задачи, направленные на формирование и диагностику уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся 6 класса, примеры которых представлены в таблице № 2.
Таблица 2Примеры учебных задач, направленных на формирование умений выполнять логические действия и операции с помощью ЭОР
Операционное действиеВыполнение действия учсяУчебная задачаПримерСравнение(установление сходства и различия объектов по какимлибо признакам)1й уровень
Выделяет общие и различные, существенные и несущественные свойства объектаСравнить примеры и найти закономерность1)В предложениях подчеркнутые слова переводятся как «тоже». Поясни разницу.2)Установи соответствие между выражениями и символами / переводом, выражающими их значение 3) Исключи лишнее. 4) Дополни ряд2й уровеньУстанавливает сходство и различие объектов по данному основанию1)Установи соответствие между выражениями и символами, выражающими их значение 2) Всегда ли слово «тоже» переводится на английский как «too»? Приведи пример3) Восстанови ряд4)Приведи примеры, аналогичных /противоположных данному примеру.Сравнить,выделить общий признак1) сравни схему образования вопросительного предложения с глаголами«to be», «can», «must» 2) употреби some, anyв разных типах предложений (в значении «сколькото)Анализ(разделение изучаемого объекта на составляющие его части,выделение признаков (существенных, несущественных)1йРазбивает материал на части, выделяет связи между нимиВыполнить анализ содержания задачи, составить план ее решения (выбрать прием (алгоритм) решения задач такого типаРазделить данную задачу на подзадачи 1) данный перечень «символов» расположи так, чтобы получился алгоритм построения вопрос предложения2) Запиши алгоритм перевода на английский язык данного предложения 3) из данных предложений выбери то, которое обозначает…4) Определи, что произойдет с глаголом, если изменить подлежащее2йОсознает структуру изучаемого материала1) Составь предложение
из набора слов/словосочетаний 2)Привести пример грамматического явления, описанного данной схемой3) Найди и исправь ошибку в предложении 4) Измени структуру данного объекта так, чтобы получился новый объект с заданными свойствами (замена подлежащего)Синтез (соединение в единое целое частей объектов в т. ч. самостоятельное достраивание,восполнениенедостающих компонентов)1йКомбинирует элементы для получения целого (схемы, формулировки)
1) вставить пропущенные слова (символы) в данное предложение (схему) так, чтобы оно означало определенное грамматич.явление2) составь пары, чтобы предложение было грамматически верным2йСоставляет план ответа1) Прочти текст, составь план ответа2) По содержанию предложения определи, какой теоретический материал необходим для его перевода3) Предоставь словесную информацию в виде таблицы (символической записи, опорного конспекта)4) Прочитай графическую информациюОбобщение(объединение объектов в одну общность по основным признакам)1йОтличает общие и существенные / несущественные свойства объекта Представить основные результаты изучения данной темы, в т.ч. в виде 1) выбери из множестваслов лишнее2) Выбери из данного множества схему перевода предложения «-----«3) Раскрой схематически тему «вопросительное предложение в английском языке»2йОбъединяет объекты с общими существенными свойствами в одно множество, используя конкретные свойствасхемы
1) Распредели слова в две колонки(по заданному признаку)2) Выбрать из множества выражения, которые можно перевести с использованием материала урока/раздела3) Выбери наиболее рациональный метод для решения данной задачи 4) Ответь на вопрос в нестандартной форме (рисунок, схема)5) Обобщи/систематизируй материал изученной темы в таблице (схеме)Сериация поПиаже (последовательноеупорядочивание объектов по кл.параметру)1йВоспроизводит классификацию Расположить заданные объекты в последовательности, определяемой заданным критерием Восстанови ряд от большего с меньшему(some, any, a few, a little, few, a lot of) 2йОтносит единичные объекты и их свва к соответствующему классу Дополни подпись, указав колво сахара на столахСериация (последовательность от большего к меньшему, от простого к сложному, от начала к концу)1йСоставляет рассказ по определенным знаковосимволическим схемам или изображениямРасположитькартинки, предъявленные в произвольной последовательности так, чтобы получился целый рассказРазличия в содержании картинок явно заметны, происходящие изменения носят явный характер2й
Различия в содержании картинок менее заметны, происходящие изменения носят не столь явный характер
Социальная направленность опыта с точки зрения оценки эффективности формированияпознавательных УУД очевидна. Так, по итогам диагностики уровня сформированности у 35 учся 6 классов некоторых познавательных УУД можно отметить положительную динамику, что отражено в таблице №3.Таблица 3
Диагностика сформированности умений работы с текстом
Умение выделять главную /избыточную информациюУмение представить информациювсхемеУмение дополнять таблицыУмение интерпретировать информацию в виде схемыСентябрь 201115 учся5 учся18 учся6 учсяМай 201226 учся18 учся31 учся23 учся
Однако, социальная направленность опыта, понашему мнению, может быть оценена также с точки зрения:1) оценки эффективности формирования а) личностных результатов; б) предметных результатов (определяется поуровню сформированности результатов в говорении;в аудировании; в чтении, что подтверждается наличием и рейтингом успешности учся в предметных олимпиадах, научных конференциях, конкурсах;2) направленности опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся через построение образовательного процесса обучения ИЯ с помощью ИКТ, которые способствуюторганизации нескольких видов учебной деятельности, использованию различных видов преподавания, использованию методов работы, способствующих активизации инициативы и самовыражения учащихся, стимуляции мотивации учащихся;3) возможности профессиональной самореализации педагога, участвующего в реализации данного опыта.Ссылки на источники
1. Панфилова Е.И. О приоритетном направлении в обучении иностранному языку в условиях многоуровневого образования / Е.И.Панфилова // Переход к многоуровневому высшему образованию: проблемы и перспективы [Текст]:материалы всероссийской научнопрактической конференции, Барнаул, 2526 сентября 2009г. Под ред. Л.С.Колмогоровой. Барнаул: АлтГПА, 2009. 129с. 8 п.л. Библиогр.: с.5859. 100 экз. ISBN9785882105029.2.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.3.Панфилова Е.И. Выбор средств ИКТ при проектировании результатов достижения познавательных УУД в процессе обучения иностранному языку / Актуальные вопросы педагогики и психологии образования [Текст]: материалы международной научнопрактической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов,Алтай, 1112 апреля 2012 г. Барнаул: АлтГПА, 2012.
381с. 47,6 п. л. Библиогр.: с.374377. 100 экз.ISBN9785882106354.4. Волкова Е.Е. Компетентностный подход к обечению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Волкова. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 248с., 15,5 п.л. Библиогр.: с.5. 500 экз. ISBN9785996101634.
Panfilova Elena,a teacher of English at the municipal comprehensive secondary school № 6,Nefteyugansk, KhantyMansiyski okrugMaterializing diversity potential of education by introducing informationcommunication technologies in Foreing language teachingAbstract.Paper is devoted to the organization of educational process of the formation ofcognitive universal educational skills development introducing information and communication technologies at English lessons. The author offers a list of various forms of interaction of the subjects of the educational processby enjoying different types of information and communication technologies.Keywords:cognitive universal skills, elearning educational resource.panihelena@yandex.ru
Реализация развивающего потенциала образования средствами внедрения информационнокоммуникативных технологий в преподавании предмета «Иностранный язык»
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации учебного процесса по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационнокоммуникативных технологий (ИКТ) на уроках английского языка. Автор предлагает различные формы взаимодействия субъектов учебного процессас помощью компонентов комплекта ИКТ.Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия,электронный образовательный ресурс, ИКТ.
Формирование УУД одна из важнейших задач современной системы образования, в рамках реализации которой, понашему мнению, особое внимание необходимо уделить развитию познавательных УУД в силу признания нами того, что: 1) Благодаря развитию познавательных функций человек имеет возможность анализировать информацию, проводитьаналогии, делать предположения; 2) Учебная деятельность(УД)предполагает необходимость перевода одной знаковосимволической системы в другую, в том числе перевода визуальных систем в вербальную и обратно, что представляет известную сложность. Однако, лишь вопрос о пересмотре содержания образования нерешитвсе задачи, стоящие перед обществом: «в новых условиях нужны и новые инновационные технологии обучения» [1; 59](компьютер, Интернет, компьютерные программы и др.). Таким образом, стоящие перед образованием задачи, а именно обновление содержания образования; усиление в предметном преподавании такой составляющей, как развитие познавательных УУД; совершенствование технологий обучения, определяют выбор темы нашего опыта. Анализ положения, сложившегося к настоящему времени, позволяет констатировать, уже накоплен определенный опыт применения ИКТ. Вместе с тем, проведенный нами анализ показал, что все же обнаруживается дефицит в исследовании конкретных педагогических путей достижения результата в части формирования и развития познавательных УУД. Ход реализации нашего опыта направлялся гипотезой о том, что познавательные УУДмогут быть сформированы посредством применения ИКТ, если: 1) данные ИКТ будут нацелены наформированиепознавательных УУД; 2) выбор методовв процессе обучения ИЯ с помощью ИКТ будет соответствовать задачеформированияпознавательных УУД. Все это позволило нам определить следующие задачи: 1) определить познавательные УУД, которые можно формировать средствами ИКТ в процессе обучения ИЯ в 6 классе; 2) определить методы формирования познавательных УУД средствами ИКТ; 3) определить формы взаимодействия субъектов учебного процесса в части формирования познавательных УУД; 4) разработать учебные задачи, направленные на формирование и диагностику уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся 6 класса. Мы выделили следующие познавательные УУД, на формирование которых был направлен наш опыт:1) в области развития стратегий смыслового чтения и работы с информацией: умение работать стекстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию: а) умение структурировать текст (выделять главное/второстепенное; представлять информацию в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);б) заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты; 2) в области освоения методов познания: умение использовать логические действия и операции, такие как сравнение; анализ, синтез; обобщение; конкретизация; классификация; сериация. Отметим, что образовательный процесс обучения ИЯ В 6 классе с помощью ИКТ строится с учетом 1) возрастных особенностей обучающихся; 2) различного уровня подготовки учащихся; 3)научного подхода к практике преподавания ИЯ по Е.И.Пассову[2], требующегособлюдения последовательности этаповосвоения иноязычного материала: формирование грамматических навыков, формирование лексических навыков, совершенствование речевых навыков (на основе текста), развитие монологической/диалогической речи. На каждом этапе освоения иноязычного материала с учетом формируемых познавательных УУД нами используется комплект ИКТ, включающийв себя: 1) программное обеспечение (ПО) «Nord»; 2) разработанный автором данного опыта Электронный Образовательный Ресурс (ЭОР) по предмету «Английский язык» для учся 6 класса (далее ЭОР), являющийся дополнением к УМК «Happy English.ru»; 3) комплект материалов для интерактивной доски (карточки для изучения правил чтения, схемы грамматических явлений, таблицы, опорные схемы для пересказов) (далее комплект для интерактивной доски); 4) копилку дидактических материалов, в технике PowerPoint(далее копилка материалов).Особенностью использования данного комплекта ИКТявляется то, что они включают в себя электронные учебные модули трёхтипов: 1) информационные; 2) практические; 3) контрольные. В различных моделях проведения уроков возможно использование различных компонентов данного комплекта ИКТ. Описание возможных вариантов использования различных компонентов данного комплекта ИКТ представлено автором данного опыта в сборнике докладов материалов международной научнопрактической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии образования (Барнаул, 1112 апреля 2012) [3].
Выбор методов и средств обучения определяется, с одной стороны, их возможностями в создании в учебном процессе обучения учебнопознавательных ситуаций, с другой, их инструментальностью и воспроизводимостью, возможностями организации и активизации самостоятельной УД учся [4; 156].Основные направления и обобщенные критерии выбора методов и средств ИКТ в зависимости от типа и целей урока, а также степень взаимодействия субъектов представляемого опыта отражены в таблице 1.Таблица 1Формы взаимодействия субъектов учебного процесса (в контексте формирования познавательных УУД)
Тип урокаЦель на урокеСпособы усвоениятипы задач, упражненийФормы взаимодействия субъектов учебного процессаДеятельность учителяДеятельность учся, детерминированная используемым средством ИКТМетоды обученияОсновные приемыСредствоИКТДействия учся
ознакомление с новым материалом, его осмысления1.Создать мотивы изучения нового/ 1.Задачи занимательного характераСловесный
Изложение нового в процессе объяснения, Комплект для интер.доскиКопилка материаловнаблюдает, анализирует, отвечает на вопросыготовности к его восприятию2.Выделить существенные признаки понятий (явлений)2.Задачи на развитие познавательных умений; отыскание ошибок, смекалку,типовые упражия Наглядный беседыРабота с терминами,наглядностью,в т.ч.абстрактной (таблиц,формул, структурнологических схем)Комплект для интерактивной доскианализирует схемы, знаковые модели,таблицыВидеометод
ПО «Nord» ((«Трансляция экранного вида»)рисует, делать пометки на своем монитореАудиометод
ПО «Nord»(Виртуальный магнитофонПрослушивает, решает уч.задачуПовторение/ закрепление Формировать языковые умения Стандартные задачиРепродуктивный,Практический повторение материала:анализ, составление структурнологических схем,таблицКомплект для интерактивной доски,Копилка материаловсоставляет схемы, знаковые модели,таблицы;выписывает тезисы,составляет планкомплексное применениезнаний и уменийФормировать практические умения использовать знания
Задачи на формирование умений/ навыков в разных видах УДПрактический
Решение практических задачЭОР Составляет таблицы (схемы) систематизирует уч.материал,Выполняет упражненияСамостоятельная работа учсяФормировать навыки самостоятельной работы
Частичнопоисковый,Исследовательский,ВзаимообучениеЧтение текста,первоисточниадоп.литературы)ПО «Nord» (Режим «Скрипты»),ЭОР составляет план текста, собирает информацию,работает в парах/группахПрослушивание текстовПО «Nord» (Режим Виртуальный магнитофон)слушает в индивидуальном режиме, решая уч.задачуОбобщение /систематизация знанийОбобщить,систематизировать знания, способы деятельностиУпражнения на повторение, нестандартные задачи Проблемнопоисковый,Объяснительноиллюстративный Групповая работа
Составление кроссвордов, кластеровПО «Nord» («Скрипты),ЭОР, Копилка материалов, Комплект для интер.доскиСоставляют таблицы для систематизации учебного материала,кроссворды \кластер Контроль знаний иуменийМониторинг результатов обученияТестовые задания, составление монолога/диалога
Устный индивидуальный опросОтветы с опорой на наглядностьПО «Nord»(Режим «Экзаменационный модуль»)ЭОРВыполняет в интерактивном режиме тесты, правильность оценивается автоматически
Очевидно, что в плане обогащения арсенала методических средств и приемов при обучении ИЯ используемый нами комплект ИКТ: 1) охватывает все этапы образовательного процесса: получение информации, практические занятия, мониторинг учебных достижений; 2) обеспечивают расширение возможностей самостоятельной учебной работы. Нами были разработаны учебные задачи, направленные на формирование и диагностику уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся 6 класса, примеры которых представлены в таблице № 2.
Таблица 2Примеры учебных задач, направленных на формирование умений выполнять логические действия и операции с помощью ЭОР
Операционное действиеВыполнение действия учсяУчебная задачаПримерСравнение(установление сходства и различия объектов по какимлибо признакам)1й уровень
Выделяет общие и различные, существенные и несущественные свойства объектаСравнить примеры и найти закономерность1)В предложениях подчеркнутые слова переводятся как «тоже». Поясни разницу.2)Установи соответствие между выражениями и символами / переводом, выражающими их значение 3) Исключи лишнее. 4) Дополни ряд2й уровеньУстанавливает сходство и различие объектов по данному основанию1)Установи соответствие между выражениями и символами, выражающими их значение 2) Всегда ли слово «тоже» переводится на английский как «too»? Приведи пример3) Восстанови ряд4)Приведи примеры, аналогичных /противоположных данному примеру.Сравнить,выделить общий признак1) сравни схему образования вопросительного предложения с глаголами«to be», «can», «must» 2) употреби some, anyв разных типах предложений (в значении «сколькото)Анализ(разделение изучаемого объекта на составляющие его части,выделение признаков (существенных, несущественных)1йРазбивает материал на части, выделяет связи между нимиВыполнить анализ содержания задачи, составить план ее решения (выбрать прием (алгоритм) решения задач такого типаРазделить данную задачу на подзадачи 1) данный перечень «символов» расположи так, чтобы получился алгоритм построения вопрос предложения2) Запиши алгоритм перевода на английский язык данного предложения 3) из данных предложений выбери то, которое обозначает…4) Определи, что произойдет с глаголом, если изменить подлежащее2йОсознает структуру изучаемого материала1) Составь предложение
из набора слов/словосочетаний 2)Привести пример грамматического явления, описанного данной схемой3) Найди и исправь ошибку в предложении 4) Измени структуру данного объекта так, чтобы получился новый объект с заданными свойствами (замена подлежащего)Синтез (соединение в единое целое частей объектов в т. ч. самостоятельное достраивание,восполнениенедостающих компонентов)1йКомбинирует элементы для получения целого (схемы, формулировки)
1) вставить пропущенные слова (символы) в данное предложение (схему) так, чтобы оно означало определенное грамматич.явление2) составь пары, чтобы предложение было грамматически верным2йСоставляет план ответа1) Прочти текст, составь план ответа2) По содержанию предложения определи, какой теоретический материал необходим для его перевода3) Предоставь словесную информацию в виде таблицы (символической записи, опорного конспекта)4) Прочитай графическую информациюОбобщение(объединение объектов в одну общность по основным признакам)1йОтличает общие и существенные / несущественные свойства объекта Представить основные результаты изучения данной темы, в т.ч. в виде 1) выбери из множестваслов лишнее2) Выбери из данного множества схему перевода предложения «-----«3) Раскрой схематически тему «вопросительное предложение в английском языке»2йОбъединяет объекты с общими существенными свойствами в одно множество, используя конкретные свойствасхемы
1) Распредели слова в две колонки(по заданному признаку)2) Выбрать из множества выражения, которые можно перевести с использованием материала урока/раздела3) Выбери наиболее рациональный метод для решения данной задачи 4) Ответь на вопрос в нестандартной форме (рисунок, схема)5) Обобщи/систематизируй материал изученной темы в таблице (схеме)Сериация поПиаже (последовательноеупорядочивание объектов по кл.параметру)1йВоспроизводит классификацию Расположить заданные объекты в последовательности, определяемой заданным критерием Восстанови ряд от большего с меньшему(some, any, a few, a little, few, a lot of) 2йОтносит единичные объекты и их свва к соответствующему классу Дополни подпись, указав колво сахара на столахСериация (последовательность от большего к меньшему, от простого к сложному, от начала к концу)1йСоставляет рассказ по определенным знаковосимволическим схемам или изображениямРасположитькартинки, предъявленные в произвольной последовательности так, чтобы получился целый рассказРазличия в содержании картинок явно заметны, происходящие изменения носят явный характер2й
Различия в содержании картинок менее заметны, происходящие изменения носят не столь явный характер
Социальная направленность опыта с точки зрения оценки эффективности формированияпознавательных УУД очевидна. Так, по итогам диагностики уровня сформированности у 35 учся 6 классов некоторых познавательных УУД можно отметить положительную динамику, что отражено в таблице №3.Таблица 3
Диагностика сформированности умений работы с текстом
Умение выделять главную /избыточную информациюУмение представить информациювсхемеУмение дополнять таблицыУмение интерпретировать информацию в виде схемыСентябрь 201115 учся5 учся18 учся6 учсяМай 201226 учся18 учся31 учся23 учся
Однако, социальная направленность опыта, понашему мнению, может быть оценена также с точки зрения:1) оценки эффективности формирования а) личностных результатов; б) предметных результатов (определяется поуровню сформированности результатов в говорении;в аудировании; в чтении, что подтверждается наличием и рейтингом успешности учся в предметных олимпиадах, научных конференциях, конкурсах;2) направленности опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся через построение образовательного процесса обучения ИЯ с помощью ИКТ, которые способствуюторганизации нескольких видов учебной деятельности, использованию различных видов преподавания, использованию методов работы, способствующих активизации инициативы и самовыражения учащихся, стимуляции мотивации учащихся;3) возможности профессиональной самореализации педагога, участвующего в реализации данного опыта.Ссылки на источники
1. Панфилова Е.И. О приоритетном направлении в обучении иностранному языку в условиях многоуровневого образования / Е.И.Панфилова // Переход к многоуровневому высшему образованию: проблемы и перспективы [Текст]:материалы всероссийской научнопрактической конференции, Барнаул, 2526 сентября 2009г. Под ред. Л.С.Колмогоровой. Барнаул: АлтГПА, 2009. 129с. 8 п.л. Библиогр.: с.5859. 100 экз. ISBN9785882105029.2.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.3.Панфилова Е.И. Выбор средств ИКТ при проектировании результатов достижения познавательных УУД в процессе обучения иностранному языку / Актуальные вопросы педагогики и психологии образования [Текст]: материалы международной научнопрактической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов,Алтай, 1112 апреля 2012 г. Барнаул: АлтГПА, 2012.
381с. 47,6 п. л. Библиогр.: с.374377. 100 экз.ISBN9785882106354.4. Волкова Е.Е. Компетентностный подход к обечению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Волкова. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 248с., 15,5 п.л. Библиогр.: с.5. 500 экз. ISBN9785996101634.
Panfilova Elena,a teacher of English at the municipal comprehensive secondary school № 6,Nefteyugansk, KhantyMansiyski okrugMaterializing diversity potential of education by introducing informationcommunication technologies in Foreing language teachingAbstract.Paper is devoted to the organization of educational process of the formation ofcognitive universal educational skills development introducing information and communication technologies at English lessons. The author offers a list of various forms of interaction of the subjects of the educational processby enjoying different types of information and communication technologies.Keywords:cognitive universal skills, elearning educational resource.panihelena@yandex.ru