Современные педагогические технологии, реализуемые в МБОУ Политехнический лицей г. Хабаровска

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полякова С. Б. Современные педагогические технологии, реализуемые в МБОУ Политехнический лицей г. Хабаровска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 416–420. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54084.htm.
Аннотация. Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые реализуются в начальных классах г.Хабаровска в МБОУ Политехнический лицей. Особое внимание в статье обращается формированию универсальных учебных действий, через применение проектно- исследовательских, игровых технологий. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов проектного обучения и коммуникативных технологий. В статье показано, что использование возможностей новых информационных технологий облегчит учителю осуществление в учебном процессе уровневой дифференциации столь необходимой для развития индивидуальности ученика, учета его способностей и дарований
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Полякова Светлана БорисовнаУчитель начальных классов, МБОУ Политехнический лицей, г.ХабаровскPolyakovaSB@yandex.ru

Современные педагогические технологии, реализуемые в МБОУ Политехнический лицей г.Хабаровска/Аннотацияк статье: Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые реализуются в начальных классах г.Хабаровска в МБОУ Политехнический лицей.Особое внимание в статье обращаетсяформированию универсальных учебных действий, через применение проектноисследовательских, игровых технологий. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методовпроектного обучения и коммуникативных технологий. В статье показано, что использование возможностей новых информационных технологий облегчит учителю осуществление в учебномпроцессе уровневой дифференциации столь необходимой для развития индивидуальности ученика, учета его способностей и дарований.Ключевые слова:Системауниверсальных учебных действий; учить учиться;мотивация к обучению;проектноисследовательские, игровые, проблемнопоисковыетехнологии; коммуникативные действия; информационные, компьютерные технологии; Приоритетной целью школьного образования,становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря

формированиюсистемы универсальных учебных действий (УУД)(ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному

усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках..Опыт моей работы (стаж –25 год) показывает, что моделирование уроков в различных технологиях –дело не простое, но сегодня это требование времени.

Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.Цель современного образования –воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии, а именно технология проектноисследовательского обучения, развитие критического мышления, применение ИКТ и др.

В своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, играпутешествие, дидактическая игра. В рамках работы творческой микрогруппы филологического цикла

был дан открытый урокпутешествие «Большая буква в названиях городов, посёлков, рек».( см. приложение «Видеоурок»).Ребята путешествовали ,с помощью карты ,по городам и сёлам Хабаровского края. При проведении данного урока использована проблемнодиалогическая технология. В ходе урока была создана проблема и найдены пути её решения. Уроки с использованием данной технологии позволяют в интересной форме развивать навыки , умение , закреплять знания о правописании заглавной буквы. Считаю, что такие уроки увлекают учащихся, раскрывают их творческий потенциал. В моей практике имеют место исследовательские технологии, в частности, проблемно –поисковые, важным этапом которых является создание проблемной ситуации на уроке при активном взаимодействии всех участников процесса. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действиемслужаткоммуникативные действия,которые

обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.(см.Читательская конференция) Практика показывает, что наблюдается большой интерес проектной работы среди учащихся в парах.Работают и слабые ученики, и сильные. Некоторые ученики имеют пробелы в знаниях по отдельным темам, но они очень быстро усваивают навыки работы на компьютере.Технологией проектноисследовательскогообучения

я начала заниматься 3года назад, взяв для себя эту тему как тему самообразования. На подготовительном этапе была выбрана

тема «Тайна моего имени». Итогом нашей работы было создание презентации об истории, значенииимени,о великих людях (тезках) моего имени.

В настоящее время в 3классе учениками создаётся проект исследовательской работы по предмету «Окружающий мир». Тема исследовательской работы « Качество питьевой воды в г.Хабаровске».( см.Вода)Ребята посетили завод по производству питьевой воды, очистные сооружения г.Хабаровска. Провели исследования питьевой воды в разных районах города на запах, вкус и цвет. Цель работы: выявить качество питьевой воды и ознакомить с результатами население города Хабаровска.(родители, ученики, жители района)

Метод проектного обучения, стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.Например, выполняя валеологические проекты, ребёнок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.1.Проект «Мысли о здоровье». Цель проекта –составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителейи учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем в виде стенда и помещаем в классный уголок здоровья.2.Проект «Пить и курить –здоровью вредить». Дети, работая в группах, находят сведения о влиянии алкоголя, курения и наркотиковна здоровье человека, конкретные данные об их вреде для детского организма, Срисовывают из журналов или сами придумывают плакаты, призывающие к борьбе с этими явлениями.Следующий этап –организуется устный журнал по данной актуальной теме.V. Ведущее место в системах развивающего обучения, в том числе и «Школа 2100», занимаетисследовательская работаучащихся, особенно на уроках окружающего мира в 4 классе. /«Мир и человек». А. А. Вахрушев/.Фрагмент урока «Кожа –«пограничник» организма».Предлагаетсяситуация:

Что произойдёт, если по какойлибо причине /сильный ожог, обморожение/ у человека будет повреждена большая часть кожи? /Ответы детей/.

Что же такое кожа? Почему она так важна для человека и животных?На этом уроке вы все станете исследователями и сможете найти ответы на эти вопросы и на следующие:

Как устроена кожа? Какая она?

Какое значение имеет кожа?Дети самостоятельно с помощью лупы проводят исследование кожи на руках, стараются описать её свойства, используя слова: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки, куда включены и «лишние слова».После определения свойств кожи учащиеся с помощью самонаблюдения, работая в группах, выясняют, каково строение кожи. Детям выдаются чёрные шерстяные тряпочки для обнаружения на тыльной стороне ладони отмерших клеток; лупа для рассматривания пор, волосков, кровеносных сосудов; пергаментная бумага, салфетки для обнаружения выделения жира на коже лба и носа.Результаты самонаблюдений фиксируются на доске и в тетрадях.Итог урока.Дорогие исследователи, мне хочется поздравить вас с победой и получением «звания * исследователь*». /Самые активные учащиеся получают медали/.В 3 классе по истории /авт. Д. Данилов, С. Тырин / при изучении темы «Твои родные и твоя Родина «в потоке времени» учащимися класса проведена работа по теме «Моя семья». Ребята с помощью родителей составили « родословное древо», рассказ о членах семьи /быт, традиции семьи, профессии родителей и других родственников, их хобби и т.д./, происхождении своей фамилии.Обязательный этап наших исследований –это представление результатов. Учащиеся выступают перед учащимися школы, родителями. Самые интересные работы передаём в школьный музей.Надо сказать, что компьютер занимает большое место при проведении уроков информатики, математики, литературного чтения, окружающего мира, русского языка.Используя коммуникативные технологии,строю обучение с привлечением всех средств информации. Большое место отвожу работе в парах и группах сменного состава ( на уроках математики, русского языка –постоянно). Применение на практике уровневой дифференциации настолько же затруднительно, насколько и важно. Решение этой проблемы видится в обращении учителя к помощи извне. Эту помощь могут оказать новыеинформационные технологии.Таким образом, использование возможностей новых информационных технологий облегчит учителю осуществление в учебном процессе уровневой дифференциации столь необходимой для развития индивидуальности ученика, учета его способностейи дарований. Инновационные методы оценки результатовПроверка и оценка достижений учащихся является существенными составляющими процесса обучения и входят в число важнейших задач педагогической деятельности учителя.Система контроля и оценки учебной работы школьника должна соответствовать основным приоритетам и целям современного образования. В развивающей школе она не может ограничиваться проверкой знаний и уровня выработки умений и навыков по предмету. Система должна решать более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.При переходе в режим развивающего обучения изменяется структура урока, содержание его этапов, что естественно приводит к отказу от поурочного оценивания школьников в ходе освоения нового материала. Но тогда учитель должен решить, как он будет оценивать знание учащихся. Это можно делать следующим способом: вводится оценивание по зачётным урокам по математике и русскому языку. Проверка и оценивание проводится по окончании разделов, тем программы для выявления промежуточных результатов. Проводятся такие уроки раз в неделю. Для контроля берётся материал, изученный в течение недели, а так же вопросы, позволяющие отследить качество знаний и умений с учётом типичных ошибок предыдущего зачётного урока.Данная система оценивания позволяет учителю проследить динамику развития,диагностировать образовательный процесс, оценивать его результаты, корректировать свои действия, строить следующий этап обучения на основе достигнутого уровня знаний, дифференцировать методы и задания с учётом индивидуального продвижения и развития учащихся. В результате учащиеся могут видеть свои недостатки и достоинства. Кроме зачётных уроков, проводятся и контрольные работы.

Переход на программуОбразовательной системы « Школа 2100» значительно облегчил подбор материала. Имеются специальные тетради на печатной основе « Проверочные и контрольные работы по русскому языку» Е. В. Бунеевой, «Дидактический материал по русскому языку» Л. Ю. Комиссаровой, а также упражнения учебника из раздела « Это ты знаешь и умеешь». На зачётных уроках по математике использую сборник Л. Г. Петерсон «Самостоятельные и контрольные работы», а также упражнения из учебника, предназначенные для самостоятельной работы.Таким образом, в первой учебной четверти продолжительностью восемь недель, учащиеся получают восемь отметок за зачётные уроки плюс отметки за словарные или математические диктанты и контрольные работы, что позволяет объективно оценить знания детей и выставить итоговую отметку.Введение поэтапного контроля, на мой взгляд, позволяет учителю в какойто мере приблизиться к решению проблемы личностноориентированного обучения, так как на зачётных уроках можно варьировать уровень заданий для детей с разными возможностями, планировать индивидуальную работу с учащимися, а также отслеживать успехи каждого ребёнка по усвоению им основных вопросов программы.

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.Всё это позволяет сформировать универсальные учебные действияАпробировав образовательныетехнологии,( интерактивная доска, компьютеры)учитель сам не захочет работать по –старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой. Такие уроки мы имеем возможности проводить ежедневно.Существует как объективный, так и субъективный показатель мастерства учителя, который выражается в удовлетворенности человека тем делом, которым он занят. Это не амбиции, а именно удовлетворенность сделанным. Человека, который не только видит реальные плоды своих трудов, но и испытывает при этом позитивные чувства, можно считать овладевшим профессией. Учитель–это образец поведения, культуры и ценностей общества. Как человек он счастлив, если может быть комуто полезен, если дарит минуты радости и капельки счастья другим, если понимает, что быть педагогом–его настоящее призвание. Действительно, найти своё призвание, утвердиться в нём –источник счастья. Поэтому, завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству, ведь я –учитель,я в ответе за них, своих учеников.

Ссылки на источники:1.Начальная школа № 22/10, с. 810.;№13\09 С.49 ; №14\09 С.12172.Начальная школа плюсДо и после. № 02\13, с. 16.; № 01\13, с.112.; № 11\10, с. 2931.3.Завуч начальной школы. № 1\12, с. 117.; № 4\04, с. 48.4.«Педагогический поиск» М. « Педагогика». 5.Программа формирования универсальных учебных действийСмотри приложения:1.Видео –урок2.Презинтация «Качество питьевой воды»3.Презинтация « Тайна моего имени»4.Читательская конференция « Книги, для чего они?»