Технология организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в условиях тьюторского сопровождения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цветкова
Г.
В. Технология организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в условиях тьюторского сопровождения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
476–480. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54096.htm.
Аннотация. В статье обосновывается актуальность смыслопоисковой деятельности старшеклассников, представлены технология ее поэтапной организации в образовательном процессе, направленной на повышение уровня смыслопоисковой деятельности; содержание, последовательно вовлекающее школьников в образовательный процесс; смысловое наполнение, педагогические средства и результат, отражающий уровень организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в условиях тьюторского сопровождения
Ключевые слова:
организация, технология, тьюторское сопровождение, смыслопоисковая деятельность, тьютор, личностная вовлеченность
Текст статьи
II Всероссийский конкурс
инновационных образовательных технологий «Современная школа»(номинация «Современные технологии педагогической поддержки отдельных категорий участников образовательного процесса»)
Цветкова Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и дополнительного образования детей и взрослых ГБОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 49 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Волгоградgalyacvetkova@yandex.ru
Технология организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в условиях тьюторского сопровождения
Аннотация. В статье обосновывается актуальность смыслопоисковой деятельности старшеклассников, представлены технология ее поэтапной организации в образовательном процессе, направленной на повышение уровня смыслопоисковой деятельности; содержание, последовательно вовлекающее школьников в образовательный процесс; смысловое наполнение, педагогические средства и результат, отражающий уровень организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в условиях тьюторского сопровождения.Ключевые слова: организация, смыслопоисковая деятельность, технология, тьютор, личностная вовлеченность, тьюторское сопровождение.
Анализ задач, которые ставит перед системой образования новая социальная действительность, ведет к идее о том, что глобальное образование является единственным перспективным направлением развития педагогической теории, соответствуя запросам общества в плане подготовки молодого поколения к жизни в сложном современном мире. В новой социальной реальности очевидна необходимость создания слоя широкообразованных людей, способных принимать осмысленные решения. Это является главной задачей системы образования как элемента единой социальной системы, специфической формы культурной деятельности. Данные потребностные стороны уже оформились в виде общественного заказа на разработку концепции образования, представляющего процесс изучения базовых и профильных дисциплин как поиск их смысла на уровне функционирования личностных структур сознания[1]. Хотя это направление еще формируется в современной научной традиции, но стремление к осмыслению этого феномена и созданию соответствующих педагогических технологий уже достаточно велико и проявляется не только в теории, но и в практике образования. В современной России многие образовательные учреждения стремятся внести принципиальные изменения во внутреннее образовательное пространство, однако это многообразие предложений по обучению еще не является гарантией школьника на качественную реализацию принципа открытости образования [2]. Для этого каждому обучающемуся необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных ресурсов в личную образовательную программу. Но для развития данной способности необходимо создавать обучающемуся условия, при которых он получит возможность сталкиваться не с желаниями и требованиями родителей, педагогов, сверстников, общества или государства в целом, а со своими собственными. Школьник должен понять, что его собственные интересы, желания ипотребности находятся в противоречии. Целенаправленное создание подобных условий является целью тьюторской поддержки как особой педагогической деятельности, свободной, но соотносимой с целями социализации.
Носителем тьюторской позиции может быть не только собственно тьютор, но и классный руководитель, учитель, воспитатель, другой педагог, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения, основанной на взаимодействии субъектов образовательного процесса, где ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи.
Взаимодействующий с воспитанником на базе норм тьюторского сопровождения педагог видит в проблеме ребенка не «проблему для себя» или факт «компромата» для последующих «оргвыводов», а точку личностного роста школьника, создавая новую образовательную ситуацию в пространстве саморазвития ребенка и вместе с ним, что делает ученика реальным субъектом собственной жизнедеятельности и идентификации, а, следовательно, и субъектом собственного образования[3]. В этом –принципиальное отличие тьюторского сопровождения от традиционных форм руководства, типичных для действий учителя в рамках классноурочной системы обучения и массовых форм воспитания.
Анализ современного состояния исследований проблемы формирования субъектной профессиональноличностной позиции обучаемого (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, О.А. Мацкайлова); концепции личностно ориентированного образования, рассматривающей мотивационносмысловую сферу как продукт саморазвития личности ребенка (С.В. Белова, И.В. Лысенко, В.В. Сериков); проблемы формирования в образовательном процессе личности, ориентированной на творческую самореализацию в мире культурных ценностей (И.А. Соловцова, И.А. Колесникова); проблемы формирования у учащихся универсальных способов деятельности как способов осмысления жизненной траектории и построения собственного образа через управление своей жизнью (П.Г. Щедровицкий, Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина) свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к проблеме организации смыслопоисковой деятельности обучающихся в процессе образования как одного из ведущих условий становления ребенка в качестве полноправного субъекта образовательной деятельности[4].. Потребность в обосновании смысла собственного образования и самопознании актуализирует необходимость включения старшеклассников в мировоззренческую смыслопоисковую рефлексию образовательного процесса для себя, в целенаправленный процесс перевода объективированных ценностей культуры в субъективные смыслы (в направлении от приобретения и накопления информации о знаниях и ценностях, к ценностному отношению к образованию), иными словами, актуализирует необходимость организации смыслопоисковой деятельности, уровень которой, что необходимо отметить, во многом зависит как от компетентности самого ученика, так и от тьюторской позиции учителя, стиля педагогической деятельности, творческих возможностей, обеспечивающих, частично или полностью, оптимальную реализацию познавательного потенциала ученика. Поощряя самостоятельность ребенка в собственном образовании, педагог побуждает школьника к осознанию всесторонней ценности собственного выбора и ответственности.
В этом случае критерием качества образования выступает разносторонняя успешность ребенка, ставшегоопытнее, самостоятельнее, ответственнее. Школьник подготовлен к жизненному самоопределению и самореализации благодаря гуманной атмосфере школьной жизни и педагогической поддержке, делающей его способным решать возникающие проблемы.
Поэтому одним из необходимых условий, позволяющих старшекласснику вести самостоятельный поиск смыслов, заключенных в содержании образования через принятие на себя роли субъекта образовательного процесса, является наличие тьюторской позиции у преподавателя, основанной на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность[4].В целом, педагогическими условиямиэффективной смыслопоисковой деятельности старшеклассников с учетом возрастных особенностей являются: реализациядеятельностного и личностноориентированного подходов, мотивирующих старшеклассников на процесс самоизучения и активизирующих смыслопоисковую деятельность, выражающуюся в смене актуальных смысловых состояний; реализациясубъектной активности школьниковв специально организованных контентцентрированных группах обучающихся, стимулирующих старшеклассников к самоисследованию и смыслопоиску в процессе осмысления содержания образования, давая возможность запустить процесс смыслотворчества самостоятельно;смыслопоисковая диалогическая ситуация, в рамках которой природная тяга школьника к самораскрытию, самореализации проявляется в стремлении искать наиболее эффективные приемы и способы деятельности и общения;развитие рефлексивной позиции, способствующей осмыслению старшеклассникомокружающей действительности и себя на основе сформированных ценностных ориентаций, в процессе включения в самостоятельную смыслопоисковую активность школьников;тьюторская позиция учителя, организующего поиск средств для установления, поддержания и развития у обучающегося инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности.
Соблюдение данных условий, с учетом возрастных особенностей дает основание для организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе (как процесса упорядочивания мотивированной смыслопоисковой деятельности старшеклассников, направленной на достижение целей субъектов образовательной деятельности на основе последовательного решения задач) на основе индивидуальных, групповых, коллективных и других форм работы во всех сферах образовательного процесса[4].
Эффективность смыслопоисковой деятельности старшеклассников обеспечивается ориентацией образовательного процесса на осознание индивидуальных целей образования через реализацию следующих методических приемов: на первом, информационноориентировочном, этапе –включение обучающихся в решение контекстной задачи путем герменевтической интерпретации текста, актуализация творческой смыслопорождающей системы в сознании школьников; включение личного опыта познания мира и жизни в интерпретацию произведения через хронотопирование; придание личностного смысла ситуации; выражение смысла в знаке, авторство старшеклассников, выстраивание контекста понимания событий; рефлексия. Ведущий методический прием актуализирующего этапа организация коллективной дискуссии в контентцентрированных группах; моделирующего этапа –организацияпроектной деятельности; наконец,ведущим методическим приемом креативного этапа является сопровождениесоставления и реализации индивидуальных образовательных программ и участия в образовательных событиях различного уровня (организационнодеятельностные игры, включение юношеских проектов в социально значимые программы, участие в школьных и внешкольных конкурсах, олимпиадах, конференциях, интернетпроектах).
Индивидуализация образовательного процесса обеспечиваетсяза счет создания ситуации выбора, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных перспектив (составление индивидуального учебного плана).
На этой ступени в школе важна позиция педагогаконсультанта (широко ориентирующегося в рамках школьных предметностей). Деятельность преподавателя по педагогическому сопровождению смыслопоисковой деятельности старшеклассника в образовательном процессе осуществляетсячерез индивидуальные консультации, в ходе которых педагог, занимающий тьюторскую позицию, помогаетстаршекласснику осознать межпредметные, полипредметные, профессиональные интересы и построить ресурсную карту для реализации индивидуальных социальных проектов и складывания образовательной программы[4]. На успешность и характер модели, эффективность которой зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой ее цели и содержание, наряду с поставленной целью влияюткомпоненты содержания образовательного процесса(научнопознавательный,предусматривающий усвоение теоретического материала; ценностный, предполагающий усвоение эмоционального опыта человечества и системы ценностей, программируемой обществом; нормативный, предусматривающий минимально необходимый уровень образованности по предмету; деятельностный, обеспечивающийкомплексное применение знаний, умений, навыков и опыта самостоятельной деятельности с постепенным увеличением их количества и качества; личностный, проявляющийся в поисках нестандартных решений проблемы, возможностей теоретической разработки и создания собственного творческого продукта).В результате опытноэкспериментальной работы зафиксированы положительные изменения в количественной характеристике уровня смыслопоисковой деятельности, о чем свидетельствуют данные таблицы1:
Таблица 1Результаты опытноэкспериментальной работы по организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников.Уровни смыслопоисковой деятельностиЭкспериментальная группаКонтрольная группаДо начала формирующего экспериментаПо окончанииформирующегоэкспериментаДо начала формирующего экспериментаПо окончанииформирующегоэкспериментаНулевой28,2 %10 %30 %26 %Первый48,7 %38 %47,5 %49 %Второй19,1 %42 %19,5 %20Третий4 %10 %3 %5 % Данные эксперимента показаливозрастание интереса к собственной образовательной деятельности (с 17 до 100 %); изменение позиции пассивного участника учебного процесса на позицию субъекта своей образовательной деятельности (с 20 до 94 %). Выявлено также значительное повышение общей успеваемости по предметам, снижение уровня тревожности и возрастание доверия к себе и другим людям, повышение уровня инициативности, развитие умения эмпатического слушания и навыков творческого создания продуктов своей деятельности.
Сравнительное исследование материалов показало, что если в экспериментальных группах произошли серьезные изменения в показателях образовательной активности и личной ответственности старшеклассников за свое образование, то в контрольных группах изменения данных показателейбыли незначительными. Логика поэтапной организации упорядоченной смыслопоисковойдеятельности, осуществляемой на основе целевых установок старшеклассников с использованием педагогических средств развития смысловой сферы учащегося и способствующей достижению высоких учебных результатов в предметных областях, строится по принципу постепенного ослабления сопровождающей функции учителя, начиная с включения старшеклассников в образовательный процесс через заинтересовывание –проблемность личностное вовлечение и коллективной дискуссии, управляемой учителем, постепенно переходя к формам, вкоторых учитель исполняет роль координатора, создающего условия и предлагающего способы для выявления, осмысления и реализации собственных образовательных целей и задач школьников и, наконец, к выбору старшеклассником индивидуальной образовательной программы, в основе которой лежит представление о собственном шаге развития, ценностных ориентирах, профессиональных перспективах, включающей как образовательное пространство школы, так и иные пространства жизнедеятельности.
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ
1.Валицкая А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. –1997. –№ 2.2.
Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильнойподготовки и профильного обучения// Теоретические исследования 2005 года: материалы науч. конф.—М.: ИТИП РАО, 2006. 3.Ястребова, Г.А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов: Дис…канд. пед. наук: 13.00.01 –Волгоград, 1998. –192 с.4.Цветкова Г. В. Организация смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе (на примере гуманитарных дисциплин): автореф. дис.... канд. пед. наук.Волгоград, 2009. 23 с.
Tsvetkova Galina candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogical disciplines of the GBOU DPO «Volgograd State Academy of Advanced Training and Retraining of Education», teacher of Russian language and literature of the school 49, Volgograd, Russia.galyacvetkova@yandex.ru
The technology of organization of sensesearching activity of senior pupils during tutor support.
In the article the actuality of sensesearching activity of senior pupils is substantiated, the technology and its phased organization in the teaching process are presented, which is directed on increasing of level of sensesearching activity; the content, which sequentially involves pupils in the educational process; sense filling, pedagogical means and result, which reflects the level of organization sensesearching activity of senior pupils during tutor support.ORGANIZATION, SENSESEARCHING ACTIVITY, TECHNOLOGY, TUTOR, PERSONAL INVOLVING,TUTOR SUPPORT
инновационных образовательных технологий «Современная школа»(номинация «Современные технологии педагогической поддержки отдельных категорий участников образовательного процесса»)
Цветкова Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и дополнительного образования детей и взрослых ГБОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 49 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Волгоградgalyacvetkova@yandex.ru
Технология организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в условиях тьюторского сопровождения
Аннотация. В статье обосновывается актуальность смыслопоисковой деятельности старшеклассников, представлены технология ее поэтапной организации в образовательном процессе, направленной на повышение уровня смыслопоисковой деятельности; содержание, последовательно вовлекающее школьников в образовательный процесс; смысловое наполнение, педагогические средства и результат, отражающий уровень организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в условиях тьюторского сопровождения.Ключевые слова: организация, смыслопоисковая деятельность, технология, тьютор, личностная вовлеченность, тьюторское сопровождение.
Анализ задач, которые ставит перед системой образования новая социальная действительность, ведет к идее о том, что глобальное образование является единственным перспективным направлением развития педагогической теории, соответствуя запросам общества в плане подготовки молодого поколения к жизни в сложном современном мире. В новой социальной реальности очевидна необходимость создания слоя широкообразованных людей, способных принимать осмысленные решения. Это является главной задачей системы образования как элемента единой социальной системы, специфической формы культурной деятельности. Данные потребностные стороны уже оформились в виде общественного заказа на разработку концепции образования, представляющего процесс изучения базовых и профильных дисциплин как поиск их смысла на уровне функционирования личностных структур сознания[1]. Хотя это направление еще формируется в современной научной традиции, но стремление к осмыслению этого феномена и созданию соответствующих педагогических технологий уже достаточно велико и проявляется не только в теории, но и в практике образования. В современной России многие образовательные учреждения стремятся внести принципиальные изменения во внутреннее образовательное пространство, однако это многообразие предложений по обучению еще не является гарантией школьника на качественную реализацию принципа открытости образования [2]. Для этого каждому обучающемуся необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных ресурсов в личную образовательную программу. Но для развития данной способности необходимо создавать обучающемуся условия, при которых он получит возможность сталкиваться не с желаниями и требованиями родителей, педагогов, сверстников, общества или государства в целом, а со своими собственными. Школьник должен понять, что его собственные интересы, желания ипотребности находятся в противоречии. Целенаправленное создание подобных условий является целью тьюторской поддержки как особой педагогической деятельности, свободной, но соотносимой с целями социализации.
Носителем тьюторской позиции может быть не только собственно тьютор, но и классный руководитель, учитель, воспитатель, другой педагог, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения, основанной на взаимодействии субъектов образовательного процесса, где ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи.
Взаимодействующий с воспитанником на базе норм тьюторского сопровождения педагог видит в проблеме ребенка не «проблему для себя» или факт «компромата» для последующих «оргвыводов», а точку личностного роста школьника, создавая новую образовательную ситуацию в пространстве саморазвития ребенка и вместе с ним, что делает ученика реальным субъектом собственной жизнедеятельности и идентификации, а, следовательно, и субъектом собственного образования[3]. В этом –принципиальное отличие тьюторского сопровождения от традиционных форм руководства, типичных для действий учителя в рамках классноурочной системы обучения и массовых форм воспитания.
Анализ современного состояния исследований проблемы формирования субъектной профессиональноличностной позиции обучаемого (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, О.А. Мацкайлова); концепции личностно ориентированного образования, рассматривающей мотивационносмысловую сферу как продукт саморазвития личности ребенка (С.В. Белова, И.В. Лысенко, В.В. Сериков); проблемы формирования в образовательном процессе личности, ориентированной на творческую самореализацию в мире культурных ценностей (И.А. Соловцова, И.А. Колесникова); проблемы формирования у учащихся универсальных способов деятельности как способов осмысления жизненной траектории и построения собственного образа через управление своей жизнью (П.Г. Щедровицкий, Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина) свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к проблеме организации смыслопоисковой деятельности обучающихся в процессе образования как одного из ведущих условий становления ребенка в качестве полноправного субъекта образовательной деятельности[4].. Потребность в обосновании смысла собственного образования и самопознании актуализирует необходимость включения старшеклассников в мировоззренческую смыслопоисковую рефлексию образовательного процесса для себя, в целенаправленный процесс перевода объективированных ценностей культуры в субъективные смыслы (в направлении от приобретения и накопления информации о знаниях и ценностях, к ценностному отношению к образованию), иными словами, актуализирует необходимость организации смыслопоисковой деятельности, уровень которой, что необходимо отметить, во многом зависит как от компетентности самого ученика, так и от тьюторской позиции учителя, стиля педагогической деятельности, творческих возможностей, обеспечивающих, частично или полностью, оптимальную реализацию познавательного потенциала ученика. Поощряя самостоятельность ребенка в собственном образовании, педагог побуждает школьника к осознанию всесторонней ценности собственного выбора и ответственности.
В этом случае критерием качества образования выступает разносторонняя успешность ребенка, ставшегоопытнее, самостоятельнее, ответственнее. Школьник подготовлен к жизненному самоопределению и самореализации благодаря гуманной атмосфере школьной жизни и педагогической поддержке, делающей его способным решать возникающие проблемы.
Поэтому одним из необходимых условий, позволяющих старшекласснику вести самостоятельный поиск смыслов, заключенных в содержании образования через принятие на себя роли субъекта образовательного процесса, является наличие тьюторской позиции у преподавателя, основанной на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность[4].В целом, педагогическими условиямиэффективной смыслопоисковой деятельности старшеклассников с учетом возрастных особенностей являются: реализациядеятельностного и личностноориентированного подходов, мотивирующих старшеклассников на процесс самоизучения и активизирующих смыслопоисковую деятельность, выражающуюся в смене актуальных смысловых состояний; реализациясубъектной активности школьниковв специально организованных контентцентрированных группах обучающихся, стимулирующих старшеклассников к самоисследованию и смыслопоиску в процессе осмысления содержания образования, давая возможность запустить процесс смыслотворчества самостоятельно;смыслопоисковая диалогическая ситуация, в рамках которой природная тяга школьника к самораскрытию, самореализации проявляется в стремлении искать наиболее эффективные приемы и способы деятельности и общения;развитие рефлексивной позиции, способствующей осмыслению старшеклассникомокружающей действительности и себя на основе сформированных ценностных ориентаций, в процессе включения в самостоятельную смыслопоисковую активность школьников;тьюторская позиция учителя, организующего поиск средств для установления, поддержания и развития у обучающегося инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности.
Соблюдение данных условий, с учетом возрастных особенностей дает основание для организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе (как процесса упорядочивания мотивированной смыслопоисковой деятельности старшеклассников, направленной на достижение целей субъектов образовательной деятельности на основе последовательного решения задач) на основе индивидуальных, групповых, коллективных и других форм работы во всех сферах образовательного процесса[4].
Эффективность смыслопоисковой деятельности старшеклассников обеспечивается ориентацией образовательного процесса на осознание индивидуальных целей образования через реализацию следующих методических приемов: на первом, информационноориентировочном, этапе –включение обучающихся в решение контекстной задачи путем герменевтической интерпретации текста, актуализация творческой смыслопорождающей системы в сознании школьников; включение личного опыта познания мира и жизни в интерпретацию произведения через хронотопирование; придание личностного смысла ситуации; выражение смысла в знаке, авторство старшеклассников, выстраивание контекста понимания событий; рефлексия. Ведущий методический прием актуализирующего этапа организация коллективной дискуссии в контентцентрированных группах; моделирующего этапа –организацияпроектной деятельности; наконец,ведущим методическим приемом креативного этапа является сопровождениесоставления и реализации индивидуальных образовательных программ и участия в образовательных событиях различного уровня (организационнодеятельностные игры, включение юношеских проектов в социально значимые программы, участие в школьных и внешкольных конкурсах, олимпиадах, конференциях, интернетпроектах).
Индивидуализация образовательного процесса обеспечиваетсяза счет создания ситуации выбора, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных перспектив (составление индивидуального учебного плана).
На этой ступени в школе важна позиция педагогаконсультанта (широко ориентирующегося в рамках школьных предметностей). Деятельность преподавателя по педагогическому сопровождению смыслопоисковой деятельности старшеклассника в образовательном процессе осуществляетсячерез индивидуальные консультации, в ходе которых педагог, занимающий тьюторскую позицию, помогаетстаршекласснику осознать межпредметные, полипредметные, профессиональные интересы и построить ресурсную карту для реализации индивидуальных социальных проектов и складывания образовательной программы[4]. На успешность и характер модели, эффективность которой зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой ее цели и содержание, наряду с поставленной целью влияюткомпоненты содержания образовательного процесса(научнопознавательный,предусматривающий усвоение теоретического материала; ценностный, предполагающий усвоение эмоционального опыта человечества и системы ценностей, программируемой обществом; нормативный, предусматривающий минимально необходимый уровень образованности по предмету; деятельностный, обеспечивающийкомплексное применение знаний, умений, навыков и опыта самостоятельной деятельности с постепенным увеличением их количества и качества; личностный, проявляющийся в поисках нестандартных решений проблемы, возможностей теоретической разработки и создания собственного творческого продукта).В результате опытноэкспериментальной работы зафиксированы положительные изменения в количественной характеристике уровня смыслопоисковой деятельности, о чем свидетельствуют данные таблицы1:
Таблица 1Результаты опытноэкспериментальной работы по организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников.Уровни смыслопоисковой деятельностиЭкспериментальная группаКонтрольная группаДо начала формирующего экспериментаПо окончанииформирующегоэкспериментаДо начала формирующего экспериментаПо окончанииформирующегоэкспериментаНулевой28,2 %10 %30 %26 %Первый48,7 %38 %47,5 %49 %Второй19,1 %42 %19,5 %20Третий4 %10 %3 %5 % Данные эксперимента показаливозрастание интереса к собственной образовательной деятельности (с 17 до 100 %); изменение позиции пассивного участника учебного процесса на позицию субъекта своей образовательной деятельности (с 20 до 94 %). Выявлено также значительное повышение общей успеваемости по предметам, снижение уровня тревожности и возрастание доверия к себе и другим людям, повышение уровня инициативности, развитие умения эмпатического слушания и навыков творческого создания продуктов своей деятельности.
Сравнительное исследование материалов показало, что если в экспериментальных группах произошли серьезные изменения в показателях образовательной активности и личной ответственности старшеклассников за свое образование, то в контрольных группах изменения данных показателейбыли незначительными. Логика поэтапной организации упорядоченной смыслопоисковойдеятельности, осуществляемой на основе целевых установок старшеклассников с использованием педагогических средств развития смысловой сферы учащегося и способствующей достижению высоких учебных результатов в предметных областях, строится по принципу постепенного ослабления сопровождающей функции учителя, начиная с включения старшеклассников в образовательный процесс через заинтересовывание –проблемность личностное вовлечение и коллективной дискуссии, управляемой учителем, постепенно переходя к формам, вкоторых учитель исполняет роль координатора, создающего условия и предлагающего способы для выявления, осмысления и реализации собственных образовательных целей и задач школьников и, наконец, к выбору старшеклассником индивидуальной образовательной программы, в основе которой лежит представление о собственном шаге развития, ценностных ориентирах, профессиональных перспективах, включающей как образовательное пространство школы, так и иные пространства жизнедеятельности.
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ
1.Валицкая А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. –1997. –№ 2.2.
Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильнойподготовки и профильного обучения// Теоретические исследования 2005 года: материалы науч. конф.—М.: ИТИП РАО, 2006. 3.Ястребова, Г.А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов: Дис…канд. пед. наук: 13.00.01 –Волгоград, 1998. –192 с.4.Цветкова Г. В. Организация смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе (на примере гуманитарных дисциплин): автореф. дис.... канд. пед. наук.Волгоград, 2009. 23 с.
Tsvetkova Galina candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogical disciplines of the GBOU DPO «Volgograd State Academy of Advanced Training and Retraining of Education», teacher of Russian language and literature of the school 49, Volgograd, Russia.galyacvetkova@yandex.ru
The technology of organization of sensesearching activity of senior pupils during tutor support.
In the article the actuality of sensesearching activity of senior pupils is substantiated, the technology and its phased organization in the teaching process are presented, which is directed on increasing of level of sensesearching activity; the content, which sequentially involves pupils in the educational process; sense filling, pedagogical means and result, which reflects the level of organization sensesearching activity of senior pupils during tutor support.ORGANIZATION, SENSESEARCHING ACTIVITY, TECHNOLOGY, TUTOR, PERSONAL INVOLVING,TUTOR SUPPORT