Современные технологии культурологического образования и дидактическая концепция

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Этуев А. Б. Современные технологии культурологического образования и дидактическая концепция // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 501–505. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54101.htm.
Аннотация. Методологической основой парадигмальной модернизации образования выступает культурологический подход. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно-технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения. Реализация культурологического подхода на всех ступенях и уровнях образования обеспечит его преемственность и непрерывность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Этуев Аниуар Болевич

преподаватель истории ГБОУ НПО Профессиональный лицей №3 г.Краснодар

e.anyar@gmail.com

Современные технологии культурологического образованияи дидактическая концепция

Аннотация:Методологической основой парадигмальной модернизации образования выступает культурологический подход. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационнотехнологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения. Реализация культурологического подхода на всех ступенях и уровнях образования обеспечит его преемственность и непрерывность.Ключевые слова:культурология образования, культурологическая компетентность, культуроцентристскаяконцепция,социокультурное пространство.

В условиях современной постиндустриальной эпохи образование и культура вновь становятся безоговорочными приоритетами в развитии общества. При этом возникает острая социальная потребность в культурологическом образовании, особенно в регионах с полинациональным, мультикультурным составом населения. В связи с этим необходимо внесение «элементов культурологического знания во все уровни обучения и воспитания, во все образовательные области и профили» [3; 6].Модернизация российского образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностноориентированному развивающему образованию. Личность, чтобы «догнать человечество», должна прожить «для себя» культуру. С другой стороны, она должна участвовать в современном большом диалоге, полилоге культур и сознаний. Так осуществляется связь единичного с универсальным, всеобщим.Общепризнанно, что культурологический подход –это изучение мира человека в контексте его культурного существования, в аспекте того, чем этот мирявляется для человека, каким смыслом он для него наполнен. Это рассмотрение культурного наполнения социальной реальности, сложившихся и складывающихся культурных программ, утверждающих себя в опыте практической деятельности людей. Культура по своему генетическому основанию антропна, поскольку является продуктом человеческого развития, человеческого взаимодействия. Обращение к антропологическим проблемам в гуманитарном, естественнонаучном и специальном знании, создание гуманизированной среды обучения в период профессиональной подготовки могут рассматриваться как важные предпосылки формирования нравственных императивов инженерной деятельности, возникновения духовного нравственного пространства, вне которого человек как профессионал уже не сможет существовать. Формирование высокой гуманитарной культуры будущих специалистов –потребность и веление нашего времени.Усиление культурологического аспекта образования детерминирует разработку и реализацию новой педагогической технологии, внедрение нетрадиционных способов обучения. Общекультурное развитие требует владения общенаучными знаниями как фундаментом мировоззренческой, нравственной и гражданской позиции личности, что предопределяет переход от предметно центристской ориентации школы к интегральной, междисциплинарной системе образования.2

В настоящее время востребованы результаты исследований по проблемам методов обучения, различных организационных форм обучения, возможностей современного урока в решении проблем разностороннего развития учащихся, вопросы учебного оборудования и технических средств обучения. Особое внимание в последние годы приковано к проблеме методологии дидактических исследований. На данном этапе развития дидактики можно выделить три методологические парадигмы, в рамках которых осуществляются дидактические исследования: естественнонаучная, гуманитарная и инженерная. В каждой формируется своя методология и проблематика исследований. Смыслом образования становится приобщение учащихся к культуре, развитие способностей осваивать и создавать эту культуру. На формирование содержания, отвечающее этой задаче, и направлена культурологическая концепция. Хотя культурологическая концепция содержания образования существует в теоретической дидактике более 30 лет, только сейчас она становится действительно востребованной. Принцип культуросообразности впервые обосновывается Адольфом Дистервегом в статье «о природосообразности и культуросообразности в обучении» (1832 г.). Механизм действия данного принципа обосновывается следующим образом: «Всякое состояние культурыданного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов» [2; 229]. В рамках разработки механизмов ее реализации в настоящее время изучаются вопросы конструирования содержания на различных уровнях.В культурологии образования используются все методы социогуманитарного познания:–диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения;–системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействие целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент;–культурантропологический метод –культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку.В рамках курса культурологического образования –идеальное поле формирования таких ключевых компетенций, как:1. культурнообразовательные компетенции:

–посредством образовательных компетенций, будущий специалист «подключается» к культурному слою социума и становится его носителем.Опыт показывает, что для конкурентоспособности специалисту сегодня необходимы не только профессиональные знания и навыки, креативные способности, но и«культурная компетентность»(как сложной интегративной категории, разработанной А.Я.Флиером), толерантность, которые позволят ему жить, работать, созидать в поликультурном, полинациональном и мультирелигиозном мире, а также владеть навыками межличностных отношений. Фактически это ведёт к требованию повышения качества образования, адекватному ответу образовательного учреждения на общую потребность общества в специалистах нового поколения, воспитанных на этнокультурных, национальных и общечеловеческих духовных ценностях. 2. историкокультурные компетенции:3

–способности к многомерному представлению исторических процессов и явлений;–понимание альтернативности и вариативности исторических процессов;–ценностное отношение к прошлому как кладовой человеческого опыта, сознания и деятельности.3. Личностные компетенции:–способность к индивидуально–личностной рефлексии происходящих событий;–способность к ценностному выбору, позиционированию в горизонте культуры и образования;–формирование чувства самоидентичности, ответственности и самоуважения.4. Этнокультурные компетентности:–понимание сложности окружающего мира, наличия в нем различных систем ценностей и представлений;–терпимость к носителям иных культур и представлений;–готовность к ценностноосмысленному сотрудничеству с представителями других культур, точек зрения, позиций;–осознание противоречивости и многомерности своих собственных убеждений и представлений.5. Компетенции в информационных технологиях:–прием, переработка, выдача информации;–преобразование информации (чтение, конспектирование);–массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность.Любой подход к обучению должен представлять тщательно разработанную технологию –систему целенаправленной деятельности, по воплощению какойлибо концепции образовательного процесса в его единстве. Средствами достижения непосредственных целейрезультатов образовательного процесса, то есть егосодержанием становятся образовательные технологии. Мы должны организовать совместную деятельность учащихся, сохраняя индивидуальность каждого. И это вызов для новой дидактики. Какой должна быть технология, когда одновременно взаимодействует много учащихся, но при этом реализуются индивидуальные образовательные программы, то есть учитывается индивидуальность каждого. К основным тенденциям развития дидактики можно отнести: парадигмальный сдвиг в сторону гуманитарности.В частности, культурологическая концепция образования предполагает технологию «личностноориентированного обучения», «где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовываетсяс содержанием образования» [1;65].Проектируя личностноориентированный образовательный процесс, педагог работает с содержанием обучения. Н.И. Алексеев выделил три группы предметов, которые условно обозначил как структурноориентированные (математика, физика, химия, биология), позиционноориентированные (история, родной, иностранный язык, право),смыслоориентированные (литература, предметы искусства). Механизмом усвоения первых выступает рефлексия, поиск «нового» знания, вторых –стереотипизация, поиск инструментальных ориентиров, третьих –персонализация, поиск смыслов (Я –в мире). Такая «личностная» классификация учебных предметов позволяет педагогу проектировать технологию, адекватную как задачам личностного развития учащихся, так и возможностям содержания обучения в их реализации. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыковучащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.4

В основе технологии личностноориентированного образования –научная психологодидактическая концепция, основанная на принципе субъективности. Для раскрытия, развития и самореализации личности, считает И.С. Якиманская (автор этой концепции), нужна разнообразная по содержанию образовательная среда, доступная каждому ребенку. Наблюдая за учеником, учитель составляет его «познавательный портрет» (характеристику его личностного развития) и выявляет его «познавательный профиль» (тип мышления), что позволяет проектировать его дальнейшее личностное развитие.В основу модели личностноориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым положена идея, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Позиционнодидактическая концепция создает условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и др. Технологический арсенал личностноориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность; деятельностнотворческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.В частности технологии «диалог культур». Понятие диалога культур в образовании чаще всего используется с одной прагматической целью –сформировать толерантность в межэтнических отношениях.В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание. В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и положения «философской логики культуры» В.С.Библера.Диалог как двусторонняя информационнаясмысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.Данная технология способствует:–формированию у учащихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости,готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;–воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну;–воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.Передача подрастающему поколению накопленного опыта культуры –«рамочное» условие любой системы воспитания и образования.Таким образом, технология личностноориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуальноличностного подхода. В данном аспекте мало кто из педагогов использует проблемные методы обучения –проблемное изложение, частичнопоисковый, поисковый (исследовательский). На мой взгляд, основное препятствие в использовании методов проблемного обучения сегодня лежит уже не в области педагогического сознания, а в области педагогических технологий. Как сделать так, чтобы 5

эвристическая беседа не затянулась по времени и не заняла весь урок? Как создать проблемную ситуацию и поддерживать ситуацию диалогического взаимодействия? Технологически трудность заключалась в том, что сам учитель являлся источником новых знаний, организатором диалога и одновременно его равноправным участником. Неудивительно, что совмещать эти функции и позиции удавалось единицам. На современном этапе появилось средство обучения –«мультимедиалекции». Это электронное дидактическое средство обучения, которое представляет собой небольшой фрагмент учебного материала в форме художественного, документального, игрового видеоизображения, анимированной иллюстрации, карты, схемы, сопровождающийся дикторским текстом. Таким образом, педагог получил для эвристическойбеседы нового собеседника, носителя нового содержания. Другая смысловая позиция как «другой голос» в теории диалога просто материализован в форме голоса диктора. Этой точке зрения можно адресовать вопросы, можно прогнозировать его логику или логику развития культурных, исторических, естественных процессов, которые представлены в видеоряде. В эвристической беседе у педагога остается функция проблематизации содержания, управления диалогом. Мультимедиалекция имеет инструменты управления, с помощью которых можно прервать воспроизведение, продолжить его и т.п.Результатом глобализации и научнотехнического развития стала информатизация, под которой подразумевается константное продуцирование и аккумуляция информации различного характера. В связи с этим выделяетсятакое понятие, как информационнокогнитивный потенциал. Уровень развития этого потенциала в различных культурах характеризует ее с точки зрения информированности отдельных представителей этой культуры, степень их доступа различного рода информации, а также способность искать, сохранять, передавать эту информацию и использовать ее в созидательных целях.В этом отношении важно отметить роль отдельной личности в процессе обмена и сохранения информации, поскольку вне индивидуального человеческого сознания любое знание лишается смысла. Именно человек может производить селекцию и классификацию культурной информации. Процесс инфовзаимодействия получил название трансляции культурных образцов, которая может носить диахронный и синхронный характер, в зависимости от модуля ее субъектов и объектов. Синхронистический аспект отображает симультанные процессы движения информации в культуре. Он чрезвычайно важен, поскольку в условиях информационного общества осуществлять контроль и управление потоками информации становится все труднее, в связи, с чем возникает ряд проблем. Одна из них касается того факта, что отдельный человек не может овладеть всем необходимым объемом информации, накопленной в определенной области знаний, ускорение накопления этого массива приводит к так называемому «футурошоку», который выражается в страхе человека перед будущим и чувстве беспомощности.Диахронический разрез позволяет отследить движение информации во времени, процесс передачи культурных образцов от поколения к поколению. Это явление играет определяющую роль в сохранении человечества как рода, поскольку он обеспечивает передачу культурного опыта от поколения к поколению, а это включает в себя средства обеспечения жизнедеятельности, семейные традиции и способы воспитания детей, материальные и духовные ценности и т.д. В современном мире эти процессы усложнились, на что есть несколько причин.Вопервых, растущая глобализация зачастую приводит к унификации и примитивизации культурного опыта, в связи, с чем существует опасность забвения традиционныхкультурных ценностей. Вовторых, современная информационная культура продуцирует огромное множество новой информации (информационно6

когнитивного потенциала), и существует проблема ее отбора. Если ранее диахронный процесс культурной трансмиссии осуществлялся стихийно, то теперь эти функции во многом на себя берут специальные учреждения.Крупнейшим из таких учреждений является ЮНЕСКО, которая реализует программу «Память мира» (включающую также и оцифровку документов), «Информация для всех», «Всеобщая доступность изданий» и т.д. Одной из главных задач этих программ является сохранение культурного наследия различных народов. В большой степени это осуществляется с помощью интернеттехнологий. На данный момент в Европе уже существует сеть ECulture Net (общественный доступ к электронным ресурсам, представляющим научный, образовательный и культурный интерес). Такого рода «сети» являют собой новый виток развития информационного, или постиндустриального общества.В этой связи триада «компьютеризация –медиатизация –интернетизация» становится угловым камнем дальнейшего развития культуры. Особенно важным элементом становится медиатизация. Мультимедиа позволяют осуществлять более интенсивную культурную трансмиссию, как в синхронистическом, так и в диахроническом аспекте. Мультимедиа «объявляют» центром любую точку, в которой осуществляет информационнокультурная деятельность.К тому же, мультимедиа позволяют выработать новые формы осуществления диахронной трансмиссии: вопервых, новейшие компьютерные технологии позволяютосуществить «виртуальные расследования», реконструировать прошлые события, определить генезис тех или иных явлений.Вовторых, благодаря оцифровке культурных наследий многие памятники культуры будут сохранены для будущих поколений, таким образом, поддерживая диахронные культурные связи. На данный момент специалисты говорят о возможностях создания единой коллективной памяти, благодаря чему станет реальным спрогнозировать новые модели всемирной истории культуры, определить всеобщие закономерности культурных процессов, предоставить широкий доступ к уникальным феноменам крупной и малораспространенной культуры. Все это составляет новую форму культуры –электронную.Кроме этого, следует обратить особое внимание на анализ и отбор программного обеспечения, соответствующего задачам культурологического образования. К наиболее распространенным можно отнести справочноинформационные: справочники, коллекции картин, текстов или музыкальных произведений. Также можно использовать различные обучающие программы и электронные учебники.В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы. Использование интернеттехнологий в культурологии образования на современном этапе является неотъемлемым условием при проведении исследований, практическом применении знаний о культуре, также в образовательных целях. Это подтверждается нашим личным опытом.В результате педагогической деятельности, в качестве образовательной технологии выступали не только традиционные носители информации (как лекционные материалы, книги, экспозиции музеев и выставок), но и инновационные, что значительно облегчило и в то же время обогатило учебный процесс. Например, в ходе изучения истории и культуры Северного Кавказа была возможность знакомиться с материалами библиотек, получить доступ к электронным вариантам оригинальных документов и произведений, благодаря чему значительно расширился диапазон возможностей повышения нашего профессионального уровня. В ходе прохождения музейнокраеведческой практики обучения знакомились с работой Национального музея северокавказских республик. На данный момент некоторые музеи оборудованы инфокиосками, которые помогают посетителям 7

сориентироваться в экспозиции музея, ознакомиться с запасниками, получить информацию о будущих выставках. Музеи предоставляли электронные каталоги музеев мира, благодаря чему мы могли не только ознакомиться с выдающимися произведениями искусства, но и провести сопоставительный анализ организации работы музеев разнообразной направленности, специализации.В ходе прохождения фольклорноэтнографической практики в научноисследовательских институтах, занимались дигитализацией старых фольклорных записей, которые до этого хранились в виде кассет. В наши задачи входили прослушивание старых записей и их оцифровка с последующим сохранением на электронных носителях. Таким образом, с помощью интернеттехнологий осуществляется трансляционная и аккумуляционная функции культуры.Гуманитарнокультурологическая парадигма, определяя типологические особенности и смысловые границы обучения в системе непрерывного образования, становится методологическим средством, позволяющим объяснить многообразие педагогических явлений, получивших наименование «качество образования». В нем выделяется внутреннее и внешнее системносоциальное качество, предполагается единство содержательной, процессуальной и результативной сторон обучения.Если мы стремимся повысить качество образования, мы должны сделать образование культуросообразным. Такое понимание качества выдвигает на первый план задачу углубления культурологического подхода в педагогике и расширения практики культуросообразного образования. Возвращение образования в пространство культуры, создает возможность сохранения антропологического измерения данного образования.

Литература1. Алексеев Н.А. Личностноориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. –Тюмень: Издво ТГУ, 1996. –216 с.2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. –М: Учпедгиз, 1956.–374 с.3. Культурологические основы современного образования. Элективные курсы в профильном обучении. Учебнометодический комплекс / Под ред. Л.М.Мосоловой. –СПб: «СМИО Пресс», 2006. –262 с.

Etuyev Aniuar Bolevitch

History lecturer SBED PRE Vocational colledge №3 Krasnodar city

e.anyar@gmail.com

Modern technologies of cultural education and didactic concept

Abstract:the Methodological basis of the paradigmal modernization of education is a cultural approach. This process should be carried out along with the enrichment of national education and upbringing of the innovativetechnological components, pedagogical tools, promising means and methods of learning. Realization of the culturological approach at all stages and levels of education will ensure its continuity and continuity.

Keywords:cultural studies education, cultural competence, культуроцентристскаяthe concept of sociocultural space.