Полный текст статьи
Печать

     «Культура и личность» является одним из направлений антропологических исследований. В этой связи интерес представляют такие традиционные институты сохранения культуры как музеи, архивы, библиотеки. Они сохраняют зафиксированную в разных формах информацию о прошлом, делают её доступной для широкого круга пользователей, тем самым образуя культурную среду – информационную почву, на которой могут «прорасти» ростки нового, или, как модно сегодня говорить, взрастет инновационный продукт. Таким образом, архивы – это один из способов сохранения и приумножения культурного наследия нации, человечества в целом, залог его прогресса, движения вперед - в будущее. Состояние и доступность архивов выступают в качестве своеобразных оценок уровня развития цивилизации.

     Право на доступ к архивной информации в Российской Федерации закреплено соответствующими законами: Конституцией РФ (ст. 24, 29), Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [14], Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [10], Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [9], Федеральным законом от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» [11] и ещё рядом нормативных актов. Соответствующие законодательные нормы накладывают и ряд ограничений на доступ к информации, например, Федеральные законы «О государственной тайне» [12], «О персональных данных» [13] и др. В профессиональном и научном сообществе нашли отражение дискуссионные вопросы о доступе граждан РФ к архивной информации [2, 3, 8].

     В данной статье мы преследуем цель сосредоточить внимание на некоторых аспектах достаточно болезненного для отечественного архивного дела вопроса как доступ к архивной информации и этические проблемы. На его актуальность, в частности, указывает комментарий, которым в 2008 г. редакция журнала «Отечественные архивы» предварила публикацию статьи одного из авторов: «Редакционная почта наглядно демонстрирует устойчивый интерес авторов и читателей журнала к проблемам доступа пользователей к архивным документам, несмотря на ежегодное обращение к ним в наших публикациях» [1].

     Этические нормы архивной практики, принятые в мировом профессиональном сообществе, зафиксированы в Международном этическом кодексе архивистов, который был принят на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов в Пекине в сентябре 1996 г. [4] Большинство профессиональных архивных сообществ Российской Федерации выразили своё согласие с его положениями. Сформулированные в данном документе положения должны выступать в качестве своеобразных стандартов, к которым отечественные архивисты должны стремиться. Однако публикация Кодекса повлекла за собой появление откликов, в которых обращалось внимание на противоречивость этических и законодательных норм [5]. Остановимся на двух существенных моментах, которые к тому же тесно взаимосвязаны между собой: обеспечение доступности архивной информации и профессионализм архивных кадров.

     В Кодексе неоднократно обращается внимание на то, что архивисты должны обеспечить доступ к архивной информации пользователей и обеспечить её защиту. Пункт 6 гласит: «Архивисты должны содействовать максимально широкому доступу к архивным материалам и обеспечивать беспристрастное обслуживание всех пользователей» [4]. В следующем, 7-м параграфе указывается, что «архивисты должны уважать интересы как доступа, так и защиты тайны частной жизни и действовать в границах соответствующего законодательства <…> учитывать соображения национальной безопасности <…>»[4].

     Традиционный метод определения степени соответствия отечественного опыта международным стандартам – это сравнение с зарубежными реалиями. Увы, но результаты анализа будут свидетельствовать не в нашу пользу. Мы отстаем в практике обеспечения доступа к архивной информации людей с ограниченными возможностями. Далеко не все архивы могут предоставить данной категории пользователей возможность физического доступа в здания архивов и работы с научно-справочной и архивной информацией. Не в пользу родных архивистов говорят и представители науки. Примером служит мнение кандидата исторических наук Ю.В. Дойкова, опубликованное на страницах журнала «Отечественные архивы» в 2008 году, лейтмотивом которого звучит крик души автора: «…мне не дают работать с материалами архивов в России» [1].

     Что же вызывает недовольство граждан? Во-первых, ограниченный режим работы читальных залов, во-вторых, ограничения по количеству выдаваемых для знакомства дел, в-третьих, несовершенство научно-справочного аппарата, в-четвертых, отказы в предоставлении документов, наконец, цены на копии документов. Например, читальный зал РГИА открыт для исследователей 5 дней в неделю: с понедельника по четверг с 10.00 до 17.00, в пятницу – с 10.00 до 16.00. Здесь одновременно за пользователем может числиться не более 6 дел или 3 уникальных единиц хранения. По результатам своей работы исследователь обязан предоставить архиву библиографическую справку или экземпляр издания, подготовленного на основе архивных документов [7]. В сравнении со столицей, например, ситуация в Национальном архиве Республики Татарстан складывается намного благоприятнее для потенциальных исследователей – читальные залы к услугам пользователей открыты с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу – с 9.00 до 16.30. Нет таких больших ограничений на количество дел, единовременно предоставляемых читателю. Трудности в получении необходимой информации обусловлены, в том числе, нехваткой сотрудников в архивной отрасли. Не секрет, что оплата труда архивного работника в государственном учреждении невысока, и мы наблюдаем падением престижа данной профессии в глазах молодого поколения. И здесь уже впору ставить вопрос об этичности власти в данном вопросе.

     Всплеск интереса к собственной истории, социально-правовые обстоятельства жизни граждан заставляют их проявлять повышенный интерес к документам, содержащим персональные данные. Закон ограничивает доступ к информации данного рода, вводит ограничения в виде сроков доступа к ним. Данное обстоятельство накладывает некоторые ограничения и на ряд научных исследований, публикаций их результатов. Более подробно этот вопрос рассмотрен в публикации Т.Ф. Павловой [6].

     Этичность поведения исследователей – это другая сторона рассматриваемой нами проблемы. Не для всех обязательным правилом является ссылка на архивные фонды, правильность их библиографических описаний. Каким-то образом некоторым удается преодолевать возведенные законом преграды. Так, на одной из конференций был представлен доклад по исследованию формирования кадрового состава государственной службы Пермской области в 1965-1980-е гг. На прямой вопрос об источниках, на основе которых был сделан анализ, был получен ответ, что комплекс материалов включал в себя и первичную учётную документацию советской госноменклатуры. Заметим, что в ссылках публикаций тезисов архивные материалы не были включены. Данный конфликт интересов пользователей и законодательных норм, ограничивающих доступ к ряду источников, порождает своеобразный «синдром Ассанжа», который связан не столько с целями изучения, сколько с привлечением внимания к ситуации с «закрытой информацией». И здесь от архивистов требуется бездна терпения и такта, чтобы разъяснить нюансы архивного законодательства.

     Таким образом, мы вновь возвращаемся к основным положениям Кодекса, который предостерегает архивистов от проявлений профессионального непрофессионализма. Пункт 8: «Архивисты должны воздерживаться от действий, наносящих ущерб их профессиональной чистоте, объективности и беспристрастности. Они не должны извлекать для себя финансовую или какую-либо другую выгоду в ущерб учреждениям, исследователям или коллегам» [4]. С этим положением перекликается следующий 9-й параграф Кодекса: «Архивисты должны повышать свое профессиональное мастерство, систематически и постоянно совершенствуя свои архивные знания и делясь результатами своих исследований и опытом работы» [4].

     Однако представленные наблюдения не дают оснований для окрашивания всей «картины» современной архивной жизни только черной краской. Сегодня мы наблюдаем и вместе с архивным сообществом сопереживаем трансформацию традиционной «закрытой» архивной системы в информационную «открытую» систему. Здесь мы можем согласиться с выводом, представленными исследователем Е. Бобровой в выступлении «Об информационных потребностях пользователя» на Всероссийской научно-практической конференции «Архивоведение и архивное дело в России (1991-2005 гг.)», в котором она доказывает необходимость расширения возможностей пользователей за счёт смещения акцентов работы через Интернет-сайты архивных организаций [4].

     Проведенное нами небольшое исследование состояния архивных интернет-услуг в Республике Татарстан позволяет поддержать вышеуказанный тезис Е. Бобровой. Все государственные архивы в республике имеют свои Интернет-сайты, пользователям предоставляется возможность через электронную почту обратиться с запросом. К концу 2010 г. к Интернету были подключены все архивные отделы муниципальных районов республики. Государственными архивами РТ продолжалась работа по созданию автоматизированного научно-справочного аппарата (тематических баз данных), оцифровке документов с целью создания электронного фонда пользования. Ежедневно по средствам массовой коммуникации поступают десятки обращений, как консультативного, так и предметного характера.

     Данные обстоятельства качественно меняют требования, предъявляемые современными реалиями к профессии архивиста XXI века. Однако этическая сторона компетенций остается неизменной – это осознание личной ответственности и социальной значимости профессии.

Ссылки на источники

     1. [От редакции]. Павлова Т.Ф. Формирование нормативной базы обеспечения доступа пользователей к архивным документам с конфиденциальными сведениями о гражданах. 1991-2007 гг. // Отечественные архивы. - 2008. - № 2. - С. 40.

     2. Боброва Е. Об информационных потребностях пользователя [Электронный ресурс] - URL: http://www.rusarchives.ru/evants/conferences/1991_2005_txt/bobrova.shtml.

     3. Дворкина М.Я. Обслуживание пользователей в библиотеках, музеях и архивах: общие и отличительные черты [Электронный ресурс] - URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2002/part4/dvorkina.

     4. Международный этический кодекс архивистов [Электронный ресурс] URL: gov.cap.ru/home/12/1/2008/doc/16.doc.

     5. Мюллер М. Проблема этики: противоположны ли администрация и научность? // Вестник архивиста. - 1996. - № 5 (35). - С. 97-110.

     6. Павлова Т.Ф. Формирование нормативной базы обеспечения доступа пользователей к архивным документам с конфиденциальными сведениями о гражданах. 1991-2007 гг. // Отечественные архивы. - 2008. - № 2. - С. 40-46.

     7. Правила работы пользователей в читальном зале РГИА [Электронный ресурс] - URL: http://fgurgia.ru/showObject.do?object=34621372.

     8. Савинцева М.И. Правовое обеспечение информационной открытости в России по новому закону о доступе к информации [Электронный ресурс] // Медиаскоп. – 2009. - № 3. - URL: http://www.old.mediascope.ru/node/408.

     9. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: http://archives.ru/documents/fz59.shtml.

     10. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html.

     11. Федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 № 202-ФЗ,  от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 13.05.2008 № 68-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ [2], от 27.07.2010 № 227-ФЗ) (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 № 202-ФЗ,  от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 13.05.2008 № 68-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ [2], от 27.07.2010 № 227-ФЗ) [Электронный ресурс] - URL: http://archives.ru/documents/fz/zakon-archivnoe-delo.shtml.

     12. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной тайне» 21 июля 1993 года № 5485-1 (в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 № 131-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.11.2003 № 153-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 01.12.2007 № 294-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 18.07.2009 № 180-ФЗ, от 15.11.2010 N 299-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 № 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 № 293-О, от 10.11.2002 № 314-О) [Электронный ресурс] - URL: http://svr.gov.ru/svr_today/doc05.htm.

     13. Федеральный закон Российской Федерации «О персональных данных» 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/printable/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html.

     14. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/printable/2006/07/29/informacia-dok.html.