Полный текст статьи
Печать

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Ключевым моментом в этом случае является этическое воспитание, сориентированное  на межнациональное общение, причем с самого раннего возраста. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании детей дошкольного возраста рассматривают национально – региональный компонент. В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления воспитательно-образовательного процесса. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. При этом  акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
На современном этапе в обществе происходит становление новой системы  дошкольного образования. 29.12.2012 года принят Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [21] В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования -  «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». Освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».  В Федеральном законе указывается, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится «… разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных,  социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая  «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного…материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …».  В  материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [15] указывается, что «…главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…».  В «Национальной доктрине образования в РФ» [ 14]  говорится, что  «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России,  гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации».

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от  № 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». [20]  Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  ее цели,  содержание  образования и рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса. В соответствии с данными требованиями основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание обязательной части определяется примерной программой, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается специфика национально-культурных, демографических, климатических условий осуществления образовательного процесса конкретного учреждения, приоритеты, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к условиям своего  детского сада. Таким образом, в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения появляется часть, отвечающая за реализацию регионального компонента.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в Федеральных государственных требованиях принципам: принципу развивающего образования (целью является развитие ребенка); принципу необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенном к разумному "минимуму"); принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей (в этих условиях возрастает роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей), что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса. В соответствии с данным принципом построения образовательного процесса Федеральные государственные требования предлагают для мотивации образовательной деятельности использовать не набор отдельных игровых приемов, способствовать усвоению образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. В данном контексте именно праздники являются наиболее привлекательными для ребенка, а знакомство с календарными праздниками той местности, в которой проживает ребенок, делают эту форму еще более актуальной. Решение программных образовательных задач рекомендуется осуществлять в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей.  Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – в данном контексте на первое место выходит именно проектная деятельность.  Критерием того, что данный принцип работает, является активное участие ребенка в том или ином проекте, а не выполнение цепочки действий по указанию взрослого. Федеральные государственные требования ориентируют на взаимодействие с родителями: родители являются активными участниками реализации программы, создания условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.

Исходя из вышесказанного, в статье рассматривается один из подходов к реализации регионального компонента вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования средствами проектной деятельности в контексте Федеральных государственных требований на примере реализации творческих проектов по подготовке календарных праздников удмуртского народа.

Веками народ приобретал опыт, собственный уклад жизни, традиции. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. По утверждению А.И.Арнольдова .[1],  Н.П.Денисюка [ 5 ],  Г.Н.Волкова [ 3 ],   приобщение к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Вместе с тем современное поколение людей не знает традиции своего народа, дети не знают своего родного языка, своей национальной культуры.

У каждого народа - она своя, индивидуальная, отличающаяся от других. Это отличие дают ей регионально – национальные особенности и содержание идеала человека, сказок, песен, игр, праздников, традиций и т.п. Национальное воспитание в дошкольном возрасте ведет к интеграции двух культур, сосуществованию народов, что сегодня особенно актуально. Качественное и эффективное воспитание детей на идеях народной педагогики возможно только при соблюдении принципа преемственности, начиная  от дошкольного возраста, начальной школы и до зрелого возраста человека. Только в этом случае произойдет приобщение детей к народной культуре, как средству формирования их личности.

В жизни каждого человека  происходит чередование будней и праздников. Будням всегда противопоставляется праздник – день, наполненный радостью, весельем. Одной из разновидностей  праздников является организация праздников на фольклорном материале, в частности с использованием удмуртских народных традиций. Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются одним из самых важных проявлений в духовной культуре каждого народа. В качестве средств развития межнациональной культуры можно рассматривать народные праздники, народные игры, фольклор

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. Они связаны с важнейшими этапами сельскохозяйственных работ. Также они приурочивались к поворотным периодам природного календаря: к дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. Праздники представляли собой сложные явления, включавшие обрядовые действия, молитвенные и песенные заклинания, гадания, благопожелания, а также различные виды развлечений. Обряды и праздники группируются по сезонам года. Весенне-летний цикл связан с подготовкой и проведением земледельческих работ и нацелен на обеспечение хорошего урожая. Основу осенне-зимних обрядов составляли благодарственные мероприятия в честь собранного урожая и утверждения дальнейшего благополучия.   Исследователи отмечают, что культура народного праздника слагается из культуры игры, слова, музыкального звука, моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, совокупности разных культур.

С.А.Козлова,[9]  Е.И.Корнеева,[10] Э.К.Суслова [19] убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни, при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Цель праздников в детском саду - создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру  - рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей, гостевом этикете. Очень важно на таких праздниках объединить детей разных национальностей общей идеей, узнать о своем крае, полюбить культуру народов, проживающих в Удмуртии и России.

   Особенно важный момент – подготовка к празднику. Она включает в себя несколько последовательных этапов и может быть представлена как вариант реализации творческого проекта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, [6] а также его учеником У.Х. Килпатриком [7,8].  В отечественной педагогике данным методом занимались Н.Е.Веракса [ 2], Л.С.Киселева, Т.А.Данилина.[17],  и другие. В педагогике под "проектом" принято понимать «особую творческую ситуацию», когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи, он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы. Проектирование в дошкольном образовании — это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.   Интегрированный метод обучения направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:  полная интеграция, частичная интеграция,  интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательское - творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна);  ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);  информационно – практико - ориентированные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы  - оформление и дизайн группы, витражи, макеты и др.); творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна). По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (на полгода или на год).   Как считает Н.Е. Веракса.[2], в процессе выполнения проекта формируется способность к генерированию идей, умение анализировать информацию, к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма). Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности, что полностью отражает реализацию основных принципов Федеральных государственных  требований.

Осуществлять деятельность  по знакомству детей старшего дошкольного возраста  с  элементами  культуры своего народа рекомендуется, учитывая условия конкретной местности, национальные особенности, контингент воспитанников дошкольного образовательного учреждения. В статье предлагается вариант ознакомления детей с элементами культуры удмуртского народа по организации праздников на удмуртском и русском фольклорном материале. Многие программы по музыкальному развитию подробно рассматривают вопрос организации народных праздников, однако в них используется в основном русский музыкальный фольклор. Методических рекомендаций и самого практического музыкального материала по знакомству детей дошкольного возраста с удмуртским музыкальным  фольклором недостаточно или он рассчитан на детей, проживающих в семьях, говорящих на удмуртском языке. В этом случае рекомендуется использовать адаптированный вариант алгоритма разучивания песен на удмуртском языке для русскоговорящих детей. На этапе предварительной работы воспитатель группы, владеющий удмуртским языком, знакомит детей с содержанием песни, которую музыкальный руководитель планирует использовать для знакомства с песенным материалом (беседа о содержании, проговаривание новых слов на удмуртском языке, закрепление их значения на русском языке). Исполнение музыкальным руководителем песни на удмуртском языке, ранее известной детям в русском варианте. Детям, узнавшим данную песню по мелодии, предлагается  выбрать правильную иллюстрацию. Этот прием облегчает процесс разучивания и используется в работе с детьми 4 лет. С этой целью переведены на удмуртский язык и адаптированы тексты песен. Беседа о содержании песни (ведущая роль принадлежит воспитателю, владеющему навыками свободного говорения на этом языке). Беседа осуществляется на двух языках, что позволяет закрепить представления детей об исполнении песен на удмуртском языке. Повторное прослушивание песни (детям задаются вопросы, на которые они могут ответить словами из песни на удмуртском и русском языках, побуждаем детей подпевать - по желанию). Разучивание песни по фразам (как с музыкальным сопровождением, так и без него) используется прием «музыкальное эхо». Данный прием используется для заучивания музыкальных фраз на удмуртском языке и позволяет  закрепить правильное исполнение песни. Работа над умением чисто интонировать  (пропевание  интервалов, индивидуальное пение).  Формируется умение петь слажено. Раскрытие образа  (умение «слышать» вступление и входить по нему в образ) - умение эмоционально настраиваться на характер удмуртской песни, отражать эмоции мимикой в соответствии с образом. Пение различными вариантами (по рядам, «хор и солисты»). Данный прием также используется для заучивания песни на удмуртском языке, позволяет  закрепить навык ансамблевого пения, осуществляется работа  над выразительностью индивидуального исполнения. Оценка пения детьми («песенный конкурс»). Использование удмуртских песен  во время проведения народных праздников, самостоятельной деятельности,   пение с музыкальным сопровождением и «a capella».

Вариант использования проектной деятельности при знакомстве детей старшего дошкольного возраста  с удмуртской культурой и праздниками обоснован тем, что образовательный процесс посредством подготовки народных праздников, как и детское проектирование осуществляется поэтапно. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»  обращается особое внимание на необходимость использования инновационных форм организации совместной деятельности взрослого и детей, предполагающих реализацию принципа развивающего образования, интеграции образовательных областей и  комплексно-тематическое планирование. В данном контексте особую роль играет и роль семьи в реализации проектов. Важно, чтобы в планировании образовательной деятельности старших дошкольников в режиме дня были отражены ключевые мероприятия по реализации проектовосуществляемых в совместной деятельности детей, педагогов и родителей. В контексте реализации регионального компонента рекомендуется использовать исследовательские и творческие проекты. Основная идея народного праздника проходит единой нитью, предусматривая воспитательно-образовательную работу решению регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Удмуртские народные игры используются в работе не только музыкальным руководителем, но и воспитателями, и другими узкими специалистами. Для удобства работы в этом направлении  музыкальным руководителем совместно с инструктором по физкультуре составлена картотека подвижных  игр и музыкальных игр на фольклорном материале – “Небыльток” (“Растяпа”), “Палтури” (“Одинокий журавль”), “Тылобурдоос” (“Птицы”), “Кин чидалоз” (“Кто победит?”) и т.д.

 Каждый праздник – это итог определенной деятельности. Говоря об удмуртских национальных праздниках, следует отметить основную особенность - календарно-обрядовый цикл. Они связаны с важнейшими этапами сельскохозяйственных работ. Также они приурочивались к поворотным периодам природного календаря: к дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. Этнограф Г.Е. Верещагин [ 4] выделил и подробно описал три основных цикла сезонных занятий удмуртов: весенне – летние, осенние, зимние. Организация праздников                                                                                             предоставляет уникальную возможность для детей ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов. Благодаря навыкам и умениям, полученным в результате реализации проектов, дети чувствуют себя более уверенно во время проведения праздника и, как следствие, от встречи с прекрасным самобытным народным искусством получают большее удовольствие, чем те, которым не все знакомо и понятно.  С учетом годовых задач можно рекомендовать в детском саду проводить следующие народные удмуртские праздники - «Осень ушла, зиму привела…» («Сизъыл юон»),  «Колядки» («Вожодыр»), Масленница («Войдыр»), «Лето красное…» («Гербер»). Организации каждого праздника предшествует реализация творческого проекта  длительностью 1 месяц. Каждый проект включает в себя три этапа, в течение которых осуществляется реализация конкретных целей, интеграция содержания различных образовательных областей  («Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Безопасность») с доминирующей областью «Музыка», различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей и формы взаимодействия с семьей. На подготовительном этапе (длительность 1 неделя) определяется уровень сформированности представлений детей о празднике, актуализация детских знаний, создаются условия для открытия детьми нового знания. Следующие 2-3 недели (основной этап) происходит обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создаются условия, необходимые для реализации проекта, реализуются основные виды деятельности по направлениям проекта с учетом  интеграции образовательных областей, осуществляется подготовка и проведение праздника. Сбор и обработка методических, практических материалов, оценка эффективности  выход на следующий праздник осуществляются на итоговом этапе (4 неделя).

Тема проекта включена в общую систему комплексно-тематического планирования, реализация осуществляется  с опорой на принципы системно-деятельностного подхода, основывающийся на общих законах теории деятельности [ 16]. Педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог выполняет просто информационные функции, а является организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей на каждом этапе реализации совместного проекта. Благодаря навыкам и умениям, полученным в результате реализации проектов, дети чувствуют себя более уверенно во время проведения праздников и, как следствие, от встречи с прекрасным самобытным народным искусством получают большее удовольствие.

Таким образом, народные праздники выполняют не только развлекательную функцию. Благодаря им подрастающее поколение приобщалось и приобщается к установившемуся укладу жизни, усваивает эстетические взгляды народа, морально – этические нормы поведения и культурно – идеологические ценности. Праздники не только дают человеку возможность отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее. А проектирование пробуждает интерес к творческому поиску, способствует проявлению инициативы и самостоятельности, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, развивают интегративные качества личности, что полностью соответствует принципам, предложенным в «Федеральных  государственных  требованиях к структуре основной общеобразовательной программа дошкольного образования».[20]  Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

 Ссылки на источники

  1. Арнольдов А.И.  Введение в культурологию.   - М.: НАКиОЦ, 1993 — 349 с
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.            Проектная деятельность дошкольников. - М, Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.,1999г.
  4. Г   Е   Верещагин  и этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья : сб. ст. / сост. В. М. Ванюшев, Т. С. Зыкина. Ижевск, 2004
  5. Денисюк Н.П.Национальное государство и интеграционные процессы // Введение в государственное управление. Мн.: Ака-демия управления, 2001. –С.53-63; 
  6. Джон. Дьюи Введение в философию воспитания. М., 1921.
  7. Килпатрик. Уильям Херд   "Метод проектов" (1918).
  8. Килпатрик. Уильям Херд "Основы метода" (1925).
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений. - 2-е изд., переработанное и дополненное - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
  10. Корнеева Е.Ф. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. – М., 1995 г
  11. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. – М.,1978г
  12. Михайлова И.Н. «Обучение детей удмуртскому языку через фольклор» / «Родное слово», 2005г - №7.
  13. Народная музыка Удмуртии. /Под редакцией Блока В. – М., 1975г
  14. Национальная доктрина образования в  Российской Федерации./ Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751
  15. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"/ Утверждена Президентом Российской Федерации  Д.Медведевым  04 февраля 2010 г. Пр-271
  16. Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Формирование у дошкольников предпосылок  универсальных ученых действий при организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода. – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования», г. Москва, РФ
  17. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей практических работников ДОУ/ сост. КисилеваЛ.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. - М., АРКТИ, 2005.
  18. Смирнов Н.П., Гаранин А.А. Концепция национально – регионального компонента. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта» - М., 1999г.
  19. Суслова Э. К. Интернациональное воспитание детей шести лет посредством сказки.—М., 1983.
  20. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»/Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  21. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  22. Хотинец В.Ю. Методология программы этнокультурного развития детей дошкольного возраста. //Сборник «Образование в Удмуртии», 1998г, №2.