Современное информационное общество, проникая во все сферы жизни и приводя к активной виртуализации социума, создает не только уникальные возможности свободного общения и творчества между людьми, но также «становится средством ухода от реальности, эрзацем социальности, разрушающим и без того слабые коммуникативные связи людей друг с другом и с обществом» [5]. Это приводит к тому, что люди все чаще сталкиваются со стрессами и личностными кризисами, не успевая осмысливать лавинообразный поток информации и не владея зачастую эффективными приемами саморегуляции и самопомощи.
В этой связи деятельность психологов-консультантов приобретает особое значение, предоставляя, по словам Е.П. Кораблиной, «возможности в процессе общения и взаимодействия с консультантом исследовать собственные внутренние ресурсы, благоприятствующие решению возникшей проблемы» [2, c. 39]. Именно в силу высокой социальной значимости и востребованности качественной психологической помощи актуальными представляются не только вопросы качества подготовки студентов-психологов, но также их готовности к профессиональной деятельности и ожиданий относительно трудоустройства после окончания ВУЗа.
Для того, чтобы исследовать представления студентов о перспективах трудоустройства и их удовлетворенность профессиональным образованием, студентам 3 и 4 курса психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) было предложено заполнить специально разработанную для этих целей анкету. Анкета состояла из оценочных и самооценочных шкал, закрытых и открытых вопросов, охватывающих ряд параметров качества подготовки, а также планируемого трудоустройства. Всего в пилотажном исследовании приняли участие студенты в возрасте от 19 до 22 лет, 12% из которых в настоящее время работают по специальности или в смежных областях.
1. Рассматривая особенности психологической готовности к деятельности психолога, интересным представляется анализ результатов оценки студентами уверенности в правильности выбора профессии (см. табл.1).
Из данных, представленных в таблице, видно, что субъективная удовлетворенность процессом обучения у студентов-психологов выше среднего - около 60%, однако такая оценка содержит в себе существенные резервы для роста (до 40%) и может говорить о целом ряде проблемных зон в организации обучения. Несмотря на то, что проблемные зоны, связанные с качеством обучения, подробно рассматриваются нами в других публикациях, здесь можно отметить наиболее значимые проблемы с точки зрения студентов. Это, в первую очередь, недостаточная ориентация обучения на овладение практическими навыками, а также резервы в использовании преподавателями информационных и инновационных образовательных технологий (личностно-ориентированных и интерактивных форм работы).
В то же время можно отметить, что динамика удовлетворенности обучением от 3 курса (54%) к 4 курсу (67%) позитивная, что может объясняться увеличением на 4 курсе количества специальных дисциплин, формирующих профессиональную компетентность будущих психологов (например, появляются такие дисциплины, как «Психотерапия», «Методология и методы психологической помощи», «Психология гендерных отношений» и др.).
Таблица 1
Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов
Особенности профессионального самоопределения |
Оценка от 0% до 100% |
||
3 курс |
4 курс |
Среднее (х) |
|
Субъективная удовлетворенность процессом обучения |
53,9 |
66,7 |
59,6 |
Соответствие образования представлениям о профессии |
48,3 |
64,1 |
55,2 |
Соответствие будущей профессии личности (способностям, наклонностям, характеру, личным качествам и др.) |
67,4 |
83,5 |
74,5 |
Уверенность в правильности выбора будущей профессии |
64,8 |
86,7 |
74,4 |
Уверенность в правильности выбора ВУЗа |
46,4 |
86,7 |
64,2 |
Успешность своего трудоустройства по специальности после получения образования |
46,4 |
63,8 |
54,1 |
Примерно те же тенденции видны и при анализе других переменных: к 4 курсу уверенность в правильности выбора профессии психолога заметно повышается. Особенно хорошо это видно на примере самооценки таких параметров, как «Соответствие будущей профессии личности» и «Уверенность в правильности выбора будущей профессии и ВУЗа». Эти результаты показывают, что имеющийся на 3 курсе скепсис в отношении образования и выбора ВУЗа к 4 курсу «смягчается».
Однако результаты анкетирования указывают и на тот факт, что у студентов сохраняется достаточно критичный взгляд не только на соответствие образования представлениям о профессии, но и на успешность своего трудоустройства по специальности после получения образования. Эти два параметра имеют наиболее низкие значения по сравнению с другими и могут отражать существование двух основных взаимосвязанных проблем современного психологического образования, характерных для высшей школы: недостаточная практикоориентированность обучения и отсутствие отлаженных механизмов взаимодействия и обратной связи с работодателями.
Таким образом, представленные в табл. 1 результаты могут отражать противоречие между уверенностью студентов-психологов в правильности выбора профессии, с одной стороны; имеющимися существенными резервами в организации процесса обучения, с другой; и сомнениями в успешности своего трудоустройства, с третьей. То есть даже при условии высокой готовности студентов к овладению профессией, высшее образование не может гарантировать им соответствующих условий для формирования профессиональной компетентности, а уже тем более – дать гарантии трудоустройства.
2. Говоря о перспективах трудоустройства, рассмотрим, какие виды профессиональной деятельности и в каких областях (в соответствии с ФГОС 3 поколения) являются наиболее привлекательными для студентов-психологов в настоящее время (результаты представлены в табл. 2 и табл. 3).
Как видно из табл. 2, большинство студентов-психологов на данный момент планируют свое трудоустройство в таких областях деятельности, как психологическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение (76%); около 50% - в сферах образования и управления. На третьем месте (36%) стоит бизнес, а на 4 месте (около 28% выборов) стоят такие сферы, как социальная помощь населению и производство.
Таблица 2
Области профессиональной деятельности, в которых студенты-психологи планируют свое трудоустройство после получения образования
Области профессиональной деятельности |
Количество выборов, % |
||
3 курс |
4 курс |
Среднее |
|
Социальная помощь населению |
36 |
18 |
28 |
Психологическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение |
71 |
81 |
76 |
Образование |
36 |
64 |
48 |
Культура |
7 |
18 |
12 |
Управление |
57 |
36 |
48 |
Производство |
29 |
27 |
28 |
Бизнес |
43 |
27 |
36 |
Другое |
0 |
18 |
8 |
Из результатов видно также, что к 4 курсу выбор студентами предпочтительных сфер деятельности «концентрируется» вокруг психологической помощи, образования и управления; остальные сферы деятельности переходят в разряд «второстепенных». Таким образом, большинство студентов на этапе обучения планируют свое трудоустройство по специальности, выбирая области, максимально приближенные к получаемому образованию.
Прежде, чем перейти к анализу предпочтительных видов деятельности (см. табл. 3), стоит отметить следующее: в анкете (и, соответственно, в таблице 3) перечислены виды деятельности, к которым готовится как бакалавр, так и магистр по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», а также специалист по направлению подготовки 030401 «Клиническая психология». К тому же, студентам при ответе на данный вопрос предлагалось сделать 3 выбора, поэтому сумма выборов превышает 100%.
Как видно из таблицы 3, виды профессиональной деятельности, привлекательные для студентов-психологов на этапе обучения, в целом, соответствуют планируемым сферам трудоустройства. Так, в большинстве случаев выбирается консультативная деятельность (68%), на втором месте стоит психодиагностическая (44%); на третьем – организационно-управленческая (40%). Четвертое место поделили такие виды деятельности, как образовательная (32%) и психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях (32%). Примечательно в этой связи, что деятельность, связанная с психолого-педагогическим сопровождением, а также научно-методическая и научно-исследовательская мало интересна для студентов-психологов; социально-педагогическая и коррекционная деятельность интересует лишь нескольких студентов.
Таблица 3
Виды профессиональной деятельности, предпочтительные для студентов-психологов
Виды профессиональной деятельности |
Количество выборов, % |
||
3 курс |
4 курс |
Среднее (х) |
|
Образовательная |
14 |
54 |
32 |
Социально-педагогическая |
7 |
18 |
12 |
Психодиагностическая |
29 |
64 |
44 |
Экспертная |
21 |
18 |
20 |
Консультативная |
57 |
81 |
68 |
Коррекционная |
14 |
9 |
12 |
Реабилитационная |
29 |
18 |
24 |
Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях |
36 |
27 |
32 |
Психолого-педагогическое сопровождение образования (дошкольного, общего, дополнительного, профессионального) |
0 |
9 |
4 |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании |
0 |
0 |
0 |
Культурно-просветительская и профилактическая |
7 |
9 |
8 |
Учебно-воспитательная |
7 |
9 |
8 |
Научно-исследовательская |
7 |
0 |
4 |
Научно-методическая |
0 |
0 |
0 |
Организационно-управленческая |
43 |
36 |
40 |
Анализируя предпочитаемые виды деятельности у студентов 3 и 4 курсов, также можно отметить «концентрирование» выборов вокруг трех основных – консультативной, психодиагностической и организационно-управленческой.
Таким образом, можно видеть, что к 4 курсу у большинства студентов в целом формируется образ желаемой профессиональной реализации, включающей предпочтительную область (психологическая помощь, образование и управление) и вид деятельности (консультирование, психодиагностика и управление). В связи с этим можно говорить о совпадении вектора психолого-педагогического образования с индивидуальными жизненными векторами студентов, - большинство из них выбирают профессию (образование) в соответствии со своим желанием и планируют профессионализацию в соответствии с образованием. Однако на практике часть выпускников не остается работать по специальности после окончания ВУЗа, выбирая смежную сферу деятельности или полностью меняя профессиональные ориентиры. Не последнее место среди причин этого явления занимают проблемы, с которыми приходится сталкиваться выпускникам при трудоустройстве.
3. Рассмотрим трудности, с которыми могут столкнуться студенты в процессе трудоустройства по специальности.
Взгляд студентов на эти проблемы характеризуется высокой согласованностью, - вне зависимости от курса, студенты отмечают следующие возможные трудности:
- недостаток опыта, а также требования к стажу при приеме на работу (56%);
- низкая оплата труда специалиста (60%).
Среди других препятствий отмечаются следующие:
- маленький спрос на специалистов данной отрасли (невостребованность); ограниченное количество ставок в государственных учреждениях (20%);
- недостаточно практических навыков, слабая теоретическая база (12%).
Также студентами называются такие возможные трудности, как: «не вполне желаемая должность», плохие условия труда, бюрократия и консерватизм; отмечаются и такие препятствия трудоустройству, как возраст, пол и «проблемы внешнего вида». Такие ответы студентов можно было бы отнести к категории личных опасений, не связанных с реальными рабочими местами, однако они подтверждаются проблемами, описанными нашими выпускниками (по результатам оценки качества подготовки выпускников-магистров в 2012 году). Так, по нашим данным [1], выбор выпускниками-психологами сферы деятельности, не связанной с полученным образованием, может объясняться несколькими основными причинами, среди которых преобладают экономические (низкая оплата труда психолога) и социально-психологические факторы (выбор места работы, в большей степени соответствующего характеру, а также представлениям об удобстве, графике и профессиональных перспективах). Третья по значимости причина ухода из профессии - трудности трудоустройства, связанные с формальными признаками (как написал один из выпускников: «…потому, что банально не берут на вакансию молодого не женатого мужчину со стажем работы в 1 год»), а также препятствия профессиональному творчеству специалиста со стороны работодателя (как написал в анкете выпускник: «В лицо не говорили, но подразумевалось: «Ты кто такой? Я лучше знаю, я 40 лет отработал(а), мне виднее»).
Таким образом, опасения студентов относительно препятствий в процессе трудоустройства являются небеспочвенными, отражая противоречие между готовностью студентов после окончания вуза работать по специальности и более низкой готовностью рынка труда предоставить соответствующие условия для их профессиональной самореализации. Следует отметить при этом, что потребность населения в психологической помощи, по разным данным [3], продолжает оставаться сравнительно высокой, особенно среди некоторых групп населения (например, мужчин и женщин среднего возраста, а также детей и подростков). Эти данные могут характеризовать организационное «отставание» и социально-психологическое запаздывание рынка труда (тенденция развития платных психологических услуг в ущерб бесплатным; консерватизм и стремлением к традиционным формам работы на местах и т.д.) как от потребностей населения, так и от возможностей профессионального сообщества психологов.
Таким образом, проведенный нами анализ позволил выделить некоторые основные противоречия в системе «Профессионал (психолог) – Образование - Рынок труда», содержание которых кратко можно описать следующим образом:
- Противоречие между заинтересованностью студентов-психологов в овладении профессиональной компетентностью и недостаточной практикоориентированностью образования в высшей школе, одной из причин которой является отсутствие отлаженных механизмов взаимодействия и обратной связи с работодателями.
- Противоречие между имеющимся у студентов образом желаемой профессиональной реализации по выбранной специальности и «отставанием» рынка труда.
- Противоречие между потребностью населения в психологической помощи и несформированностью практики обращения за помощью к профессиональному психологу, а также неразработанностью (неэффективностью) механизмов ее предоставления.
Описанные противоречия задают основные направления повышения качества подготовки психологов: отладка механизмов взаимодействия и обратной связи с работодателями; расширение возможностей приобретения студентом в процессе обучения компетенций из смежных областей деятельности (например, в сфере управления); активного внедрения в образовательный процесс инновационных технологий обучения, среди которых большое место должно быть уделено индивидуальному сопровождению процесса обучения, так как дистанционные, технические и информационные средства обучения не смогут заменить в психолого-педагогическом образовании «живого» взаимодействия студента и преподавателя, посредством которого осуществляется не только овладение профессиональной компетентностью, но и личностное становление.
Ссылки на источники
- Горьковая И.А., Баканова А.А. Оценка качества профессиональной подготовки магистров-психологов: опыт разработки методического инструментария и его апробации // Вестник практической психологии образования, №1, 2013 (в печати).
- Кораблина Е.П. Профессия психолог-консультант: Монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 155 с.
- Костромина С.Н. Доклад на депутатских слушаниях на тему о проекте Закона "О психологической помощи населению в Санкт-Петербурге", 22 мая 2012 г. Электронный ресурс: http://psychologist.n1-v-spb.ru/Default.aspx?tabid=707
- Розанов Ф. И. Негативные аспекты социокультурной трансформации в информационном обществе //Теория и практика общественного развития. 2012. №9. Электронный ресурс: