При осмыслении экологических проблем современности, в особенности, когда речь идет об отношении населения к этим проблемам возникают вопросы об их месте и роли в общественной жизни страны и, что особенно важно, в системе экологического образования (ЭО) молодежи.
Как показывает анализ данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за последние годы и в частности от 22-23 декабря 2012 г. [1] [http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113509] инфляция, алкоголизм, безработица, коррупция, уровень жизни, а также в последнее время ситуация в сфере ЖКХ (т.е. социально-экономические вопросы) лидируют в рейтинге из 29 основных проблем, которые волнуют россиян больше всего. Ситуацию в сфере образования считает наиболее важной только 20-26% населения (12-е место в рейтинге российских проблем), а проблемы экологии и состояния окружающей среды считает наиболее важными около 12-20% населения (15-е место в рейтинге). Наименьшее беспокойство вызывают у российского населения политические проблемы, проблемы национальной и энергетической безопасности (основы стабильного развития экономики).
Как следствие падения интереса населения к экологической тематике, в последние годы ЭО учащейся молодежи в школах страны, в том числе и нашей республики, отодвинулось на задний план. Его оттеснили новые более актуальные и значимые задачи – переход на ЕГЭ, внимание к преподаванию наиболее престижных предметов таких как информатика, английский язык и др. С падением общественного интереса к экологической проблематике, на наш взгляд, вероятно связано практическое игнорирование данной тематики в принятом ФГОС нового поколения для средней школы. Например, понятия «экология», «ЭО», в ФГОС обнаружены лишь:
1) В разделе I в общем положении (пункт 5).
2) В разделе II в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы (пунктах 6 о стандартных требованиях, 7.14 о личностных результатах образования, 8.15 о метапредметных результатах).
3) В пункте 9.4. (Естественные науки) раздела II (предметное освоение образовательной программы), «Физика» (углубленный уровень). Вместе с тем отметим, что в требованиях ФГОС к результатам освоения базового курса физики экологическая проблематика вообще не выделена [2].
Таким образом, чем острее становится экологическая ситуация в мире, в регионах, чем больше обрушивается на нас поток информации о приближающемся экологическом кризисе, тем меньше мы задумываемся о его последствиях и не пытаемся что-то изменить. В этом заключается парадокс ЭО. Вместе с тем, в условиях растущей экологической опасности практически респонденты (учителя, студенты педвузов, школьники и население в целом) осознают «экологическую недостаточность» общего среднего и высшего профессионального педагогического образования. Подавляющее большинство ратует за необходимость изучения экологических проблем современности и начинать ЭО учащейся молодежи в общеобразовательной школе, считая его наиболее эффективным звеном ЭО всего населения страны.
Проведенное нами исследование указывают на необходимость:
1) экологического образования учащихся в общеобразовательной школе в рамках элективных курсов по выбору, например, «Физическая экология» и др. с использованием как традиционных, так и инновационных форм ЭО, которое должны обеспечить
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся [2];
2) экологической подготовки действующего корпуса учителей физикив системе повышения квалификации или путем самообразования, направленной на формирование общетеоретических, практических, профессиональных ЗУН, экологической культуры,
3) экологической подготовки студентов – путем интеграции курса физика с экологией и чтения спецкурсов, например, «Экологические проблемы современности в курсе физики». Такая работа позволит совершенствовать систему ЭО населения и учащихся при их обучении физике в интересах устойчивого развития страны в рамках различных форм аудиторной и внеклассной работы.
В элективных курсах по выбору возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешним источникам информации (включая новые информационные технологии) и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, творческая проектная деятельность). Естественно, в этой области больше вопросов чем ответов. Например, Кто и как определяет содержание курсов по выбору? Насколько «глубоким» должно быть обучение? Как быть с сельской школой? Какими при этом будут формы контроля, система оценок? Какой может быть доля самостоятельной работы? Обнаружилось, что на некоторые из заданных вопросов нет однозначных ответов ни на уровне Минобразования и науки, ни в работах ведущих методистов. Основополагающие вопросы методологии и технологии введения элективных курсов по выбору сегодня еще далеки до завершения.
В данной работе предлагается авторская программа «Физическая экология» для элективного курса и некоторые разработки для учителей и для учащихся школ углубленного обучения физико-математического и естественно-научного направлений, которые нами опубликованы в [3- ]. Целью курса является формирование экологического мировоззрения учащихся, которое стало важнейшей составляющей общего мировоззрения современного образованного человека, одной их основных составляющих концепции устойчивого развития мирового сообщества. В курсе «Физическая экология» рассматриваются основные принципы и законы экологии, устанавливаются причинно-следственные связи экологических проблем современности. В курсе раскрываются влияние абиотических и биотических факторов на биосферу, роль физических факторов в общей экологической обстановке в окружающей среде, место физики в курсе экологии, принципы рационального природопользования, необходимость ЭО молодежи в условиях современного НТП и становления общества устойчивого развития.
При изучении курса учащиеся выясняют особенности влияния физических экологических факторов на биосферу, на живой организм, в особенности на человека, анализируют физические задачи экологического содержания, выполняют исследовательские проекты, готовят их презентации, сценарии внеклассных мероприятий экологического направления.
Большое внимание в курсе уделяется выделению и анализу основных экологических проблем, имеющих физическую природу, таких как шумовое, тепловое, электромагнитное и радиационное загрязнение окружающей среды, проблемы получения и использования энергии и экологические проблемы энергетики, перспективы энергетики, альтернативные источники энергии и их экологические аспекты, проблемы энергосбережения, транспорт и экологические проблемы современного транспорта, современные техника, технологии и техника будущего и т.д. Прослеживается и иллюстрируется связь физических факторов с их экологическими последствиями. Большое внимание обращается на использование регионального компонента при изучении конкретных экологических проблем.
Элективный курс имеет интегративный и межпредметный (метапредметный) характер. В связи с тем, что изучение курса предполагает довольно большой объем знаний из курсов физики, математики, биологии и химии, то предпочтительно изучение курса в выпускном 11 классе профильной школы. Одной из задач курса является помощь учащимся в выборе своей будущей профессии.
Уровень подготовки учащегося, изучившего элективный курс «Физическая экология», предполагает его способность выполнять следующие виды деятельности:
- назвать основные экологические проблемы современности и обосновать перспективы их разрешения;
- выявить экологические проблемы современности, имеющие физическую природу, использовать знания основ физики при раскрытии причин выявленных проблем;
- выделить основные виды «физического загрязнения» окружающей среды и обосновать пути минимизации их проявления;
- показать возможности физики и технологий при решении экологических проблем;
- показать возможности физики и новых технологий при решении проблемы энерго- и ресурсосбережения.
- обосновать методы физического мониторинга состояния окружающей среды.
Структура лекционного курса (тематика) (17 часов)
№ п/п |
Разделы дисциплины |
Уроки-лекции |
1. |
Введение. Что такое «экология»? Устойчивость экосистем. Биосфера - глобальная экосистема. Человек и окружающая среда. Биосоциальная сущность человека. Факторы экологического риска. |
1-2 |
2. |
Концепция устойчивого развития. Сценарии устойчивого развития. |
3-4 |
3. |
Физика и экология. Роль физики в решении экологических проблем современности. |
5 |
4. |
Антропогенное воздействие на природу. Экологические проблемы современности («парниковый эффект», «кислотные дожди», «озоновые дыры», мусор, бытовые отходы, нефтяные и химические загрязнение окружающей среды и т.д.). |
6-7 |
5. |
Экологические основы рационального природопользования. Проблемы минерало- и энергоресурсов и минерало- и энергосбережения. Оценка ресурсов минералов и органического топлива в мире. |
8-9 |
6. |
Физическое загрязнение. Шумовое, тепловое и электромагнитное загрязнение среды. |
10-11 |
7. |
Экологические проблемы современной энергетики. Альтернативные источники энергии. Проблемы и перспективы. |
12-13 |
8. |
Становление ядерной физики. Ядерная энергетика. Башкирская АЭС. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Основные радиометрические величины. |
14-15 |
9. |
Экологические аспекты работы АЭС. Проблема РАО. Чернобыльская АЭС. Уроки, последствия Чернобыльской аварии. Заключение. |
16-17 |
Структура семинарских занятий (18 часов)
№ п/п |
Разделы дисциплины |
Семинарские занятия |
1. |
Физическое загрязнение окружающей среды. Тепловое загрязнение. Тепловые машины. КПД тепловых машин. |
1-2 |
2. |
Шумовое и электромагнитное загрязнение окружающей среды. |
3-4 |
3. |
Физика «парникового эффекта» и «озоновых дыр».Физика альтернативных источников энергии. Проблемы и перспективы. |
5-6 |
4. |
Ресурсы энергии. Альтернативные источники энергии. Экологические аспекты альтернативных источников энергии. |
7-8 |
5. |
История создания атомных бомб. Становление ядерной энергетики. |
9-10 |
6. |
Физика ядерного реактора. |
11 |
7. |
Дозиметрические величины. |
12 |
7. |
Практикумы по решению физических задач экологического содержания. |
13-14 |
8. |
Деловые игры экологической направленности, презентации проектов. |
15-17 |
9. |
Заключительное занятие - обобщающая конференция. Подведение итогов. |
18 |
В завершение отметим, что анализ состояния теории и практики ЭО позволяет сделать вывод о том, что в школах накоплен большой объем теоретического и практического, опытного материала, в которых разработаны эффективные формы и методы ЭО учащейся молодежи. Однако уровень ЭО не всегда соответствует сегодняшним требованиям. Ниже приведем список доступных для учителей и учащихся литературы и авторских разработок, которые могут быть полезными при организации курса по выбору «Физическая экология».
Ссылки на источники
- [http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113509]
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – Российская газета. Федеральный выпуск, №5812. – 21 июня 2012 г.
- Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах // Физика в школе. 1996, №2. – С.29-31.
- Зиятдинов Ш.Г. Радиометрические ребусы // «Физика» – ПС. 2003 № 5. – С.18-20,22-24.
- Зиятдинов Ш.Г. Народонаселение и энергопотребление // «Физика» – ПС. – 2003. № 21. – С.17-22.
- Зиятдинов Ш.Г. Альтернативные источники энергии // «Физика» – ПС. – 2003, № 25-26. – С.17-24.
- Зиятдинов Ш.Г. Миркин Б.М. Экологическая составляющая курса физики // Физика в школе. 2004, №3. – С. 23-30.
- Зиятдинов Ш.Г. О роли практикума по решению физических задач в процессе формирования экологического мировоззрения будущих учителей. Вестник Челябинского ГПУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания, № 11, 2005. – С.242-249.
- Зиятдинов Ш.Г., Миркин Б.М. Энергетика Республики Башкортостан сегодня и завтра: взгляд экологов // Управление и экономика. 2004, № 5. – С. 68 - 72.
- Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике. Учебное пособие (Гриф УМО). – Москва-Бирск: БГСПА, 2005. – 210 с.
- Зиятдинов Ш.Г. Шум как экологический фактор // Физика в школе. 2005, № 7. – С. 74-78.
- Зиятдинов Ш.Г. К анализу экологических проблем электромагнитного загрязнения окружающей среды в школьном курсе физики // Наука и школа, № 5, 2005. – С. 43-47.
- Зиятдинов Ш.Г., Миркин Б.М. Роль курса физики в экологическом образовании учащихся // Вестник Башкирского университета, № 2, 2006. - С. 127-130.
- Зиятдинов Ш.Г., Лыгин С.А. Радиационная безопасность. Что мы знаем о ней? // Химия в школе. – 2007. - № 6. – С. 45-53.
- Зиятдинов Ш.Г.Учение с увлечением // Экология и жизнь, 2008, № 8. – С. 42-45.
- Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы современности в курсе физики. Учебно-методическое пособие (Гриф УМО). – СПб-Бирск, БирГСПА, 2008. – 262 с.
- Зиятдинов Ш.Г. Физическая экология. Учебно-методическое пособие к элективному курсу. – М.: «Лидер-М», 2009. – 212 с.
- Зиятдинов Ш.Г.О содержании и структуре экологической составляющей школьного курса физики // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 7, – С. 181-188.
- Зиятдинов Ш.Г.О роли практикума по решению физических задач в системе экологического образования учащихся // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». – 2011. – №6 (41), – С. 116-122.
- Зиятдинов Ш.Г. Загадки акустики // «Физика», ПС. – 2013. – № 1 (949), – С.20-23.
- Колдобский А.Б. Ионизирующие излучения: биологическое воздействие М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика»)
- Котов П. Степень вредного влияния сотовой связи // «Физика», ПС. – 2006, № 7. – С.37-42.
- Семенов А.П. Физика и НТР в окружающем нас мире. Обобщенный урок-конференция // «Физика», ПС. – 2004, № 48. – С.13-16.
- Чалимова Р. А.Влияние искусственных и естественных электромагнитных полей на живые организмы // Физика. ПС. – 2002, №21.