Полный текст статьи
Печать

При осмыслении экологических проблем современности, в особенности, когда речь идет об отношении населения к этим проблемам возникают вопросы об их  месте и роли в общественной жизни страны и, что особенно важно, в системе экологического образования (ЭО) молодежи.

Как показывает анализ данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за последние годы и в частности от 22-23 декабря 2012 г. [1] [http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113509] инфляция, алкоголизм, безработица, коррупция, уровень жизни, а также в последнее время ситуация в сфере ЖКХ (т.е. социально-экономические вопросы) лидируют в рейтинге из 29 основных проблем, которые волнуют россиян больше всего.  Ситуацию в сфере образования считает наиболее важной только 20-26% населения (12-е место в рейтинге российских проблем), а проблемы экологии и состояния окружающей среды считает наиболее важными около 12-20% населения (15-е место в рейтинге). Наименьшее беспокойство вызывают у российского населения политические проблемы, проблемы национальной и энергетической безопасности (основы стабильного развития экономики).

Как следствие падения интереса населения к экологической тематике, в последние годы ЭО учащейся молодежи в школах страны, в том числе и нашей республики, отодвинулось на задний план. Его оттеснили новые более  актуальные и значимые задачи – переход на ЕГЭ, внимание к преподаванию наиболее престижных предметов  таких как информатика, английский язык и др. С падением общественного интереса к экологической проблематике, на наш взгляд,  вероятно связано практическое игнорирование данной тематики в принятом ФГОС нового поколения для средней школы. Например, понятия «экология», «ЭО»,  в ФГОС обнаружены лишь:

1)  В разделе I в общем положении (пункт 5).

2)  В разделе II в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы (пунктах 6 о стандартных требованиях, 7.14 о личностных результатах образования, 8.15 о метапредметных результатах).

3)  В пункте 9.4. (Естественные науки) раздела II (предметное освоение образовательной программы), «Физика» (углубленный уровень). Вместе с тем отметим, что в требованиях ФГОС к результатам освоения базового курса физики экологическая проблематика вообще не выделена [2].

     Таким образом, чем острее становится экологическая ситуация в мире, в регионах, чем больше обрушивается на нас  поток информации о приближающемся экологическом кризисе, тем меньше мы задумываемся о его последствиях и не пытаемся что-то изменить. В этом заключается парадокс ЭО. Вместе с тем, в условиях растущей экологической опасности практически респонденты (учителя, студенты педвузов, школьники и население в целом) осознают «экологическую недостаточность» общего среднего и высшего профессионального педагогического образования. Подавляющее большинство ратует за необходимость изучения  экологических проблем современности  и начинать ЭО учащейся молодежи в общеобразовательной школе, считая его наиболее эффективным звеном ЭО всего населения страны.                                                                

Проведенное нами исследование указывают на необходимость:

1) экологического образования учащихся в общеобразовательной школе в рамках элективных курсов по выбору, например, «Физическая экология» и др. с использованием как традиционных, так и инновационных форм ЭО, которое должны обеспечить

  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
  • общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;
  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
  • развитие навыков самообразования и самопроектирования;
  • углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся [2];

2) экологической подготовки действующего корпуса учителей физикив системе повышения квалификации или путем самообразования, направленной на формирование общетеоретических, практических, профессиональных ЗУН, экологической культуры,

3) экологической подготовки студентов – путем интеграции курса физика с экологией и чтения  спецкурсов, например, «Экологические проблемы современности в курсе физики». Такая работа позволит совершенствовать систему ЭО населения и учащихся при их обучении физике в интересах устойчивого развития страны в рамках различных форм аудиторной и внеклассной работы.

  В элективных курсах по выбору возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешним источникам информации (включая новые информационные технологии) и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, творческая проектная деятельность). Естественно, в этой области больше вопросов чем ответов. Например,  Кто и как определяет содержание курсов по выбору? Насколько «глубоким» должно быть обучение? Как быть с сельской школой? Какими при этом будут формы контроля, система оценок? Какой может быть доля самостоятельной работы? Обнаружилось, что на некоторые из заданных вопросов нет однозначных ответов ни на уровне Минобразования и науки, ни в работах ведущих методистов. Основополагающие вопросы методологии и технологии введения элективных курсов по выбору сегодня еще далеки до завершения.

  В данной работе предлагается авторская программа «Физическая экология» для элективного курса и некоторые разработки для учителей и для учащихся школ углубленного обучения физико-математического и естественно-научного направлений, которые  нами опубликованы в [3-   ]. Целью курса является формирование экологического мировоззрения учащихся, которое стало важнейшей составляющей общего мировоззрения современного образованного человека, одной их основных составляющих концепции устойчивого развития мирового сообщества. В курсе «Физическая экология» рассматриваются основные принципы и законы экологии, устанавливаются причинно-следственные связи экологических проблем современности. В курсе раскрываются влияние абиотических и биотических факторов на биосферу, роль физических факторов в общей экологической обстановке в окружающей среде, место физики в курсе экологии, принципы рационального природопользования, необходимость ЭО молодежи в условиях современного НТП и становления общества устойчивого развития.

При изучении курса учащиеся выясняют особенности влияния физических экологических факторов на биосферу, на живой организм, в особенности на человека, анализируют физические задачи экологического содержания, выполняют исследовательские проекты, готовят их презентации, сценарии внеклассных мероприятий экологического направления.

Большое внимание в курсе уделяется выделению и анализу основных экологических проблем, имеющих физическую природу, таких как шумовое, тепловое, электромагнитное и радиационное загрязнение окружающей среды, проблемы получения и использования энергии и экологические проблемы энергетики, перспективы энергетики, альтернативные источники энергии и их экологические аспекты, проблемы энергосбережения, транспорт и экологические проблемы современного транспорта, современные техника, технологии и техника будущего и т.д. Прослеживается и иллюстрируется связь физических факторов с их экологическими последствиями. Большое внимание обращается на использование регионального компонента при изучении конкретных экологических проблем.

Элективный курс имеет интегративный и межпредметный (метапредметный) характер. В связи с тем, что изучение курса предполагает довольно большой объем знаний из курсов физики, математики, биологии и химии, то предпочтительно изучение курса в выпускном 11 классе профильной школы. Одной из задач курса является помощь учащимся в выборе своей будущей профессии.

Уровень подготовки учащегося, изучившего элективный курс «Физическая экология», предполагает его способность выполнять следующие виды деятельности:

  • назвать основные экологические проблемы современности и обосновать перспективы их разрешения;
  • выявить экологические проблемы современности, имеющие физическую природу,  использовать знания основ физики при раскрытии причин выявленных проблем;
  • выделить основные виды «физического загрязнения» окружающей среды и обосновать пути минимизации их проявления;
  • показать возможности физики и технологий при решении экологических проблем;
  • показать возможности физики и новых технологий при решении проблемы энерго- и ресурсосбережения.
  • обосновать методы физического мониторинга состояния окружающей среды.

 Структура лекционного курса (тематика) (17 часов)

№ п/п

Разделы дисциплины

Уроки-лекции

1.

Введение. Что такое «экология»? Устойчивость экосистем. Биосфера - глобальная экосистема. Человек и окружающая среда. Биосоциальная сущность человека. Факторы экологического риска.

1-2

2.

Концепция устойчивого развития. Сценарии устойчивого развития.

3-4

3.

Физика и экология. Роль физики в решении экологических проблем современности.

5

4.

Антропогенное воздействие на природу. Экологические проблемы современности («парниковый эффект», «кислотные дожди», «озоновые дыры», мусор, бытовые отходы, нефтяные и химические загрязнение окружающей среды и т.д.).

6-7

5.

Экологические основы рационального природопользования. Проблемы минерало- и энергоресурсов и минерало- и энергосбережения. Оценка  ресурсов минералов и  органического топлива в мире.

8-9

6.

Физическое загрязнение. Шумовое, тепловое и электромагнитное загрязнение среды.

10-11

7.

Экологические проблемы современной энергетики. Альтернативные источники энергии. Проблемы и перспективы.

12-13

8.

Становление ядерной физики. Ядерная энергетика. Башкирская АЭС. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Основные радиометрические величины.

14-15

9.

Экологические аспекты работы АЭС. Проблема РАО. Чернобыльская АЭС. Уроки, последствия Чернобыльской аварии. Заключение.

16-17

Структура семинарских занятий (18 часов) 

№  п/п

Разделы дисциплины

Семинарские занятия

1.

Физическое загрязнение окружающей среды. Тепловое загрязнение. Тепловые машины. КПД тепловых машин.

1-2

2.

Шумовое и электромагнитное загрязнение окружающей среды.

3-4

3.

Физика «парникового эффекта» и «озоновых дыр».Физика альтернативных источников энергии. Проблемы и перспективы.

5-6

4.

Ресурсы энергии. Альтернативные источники энергии. Экологические аспекты альтернативных источников энергии.

7-8

5.

История создания атомных бомб. Становление ядерной энергетики.

9-10

6.

Физика ядерного реактора.

11

7.

Дозиметрические величины.

12

7.

Практикумы по решению физических задач экологического содержания.

13-14

8.

Деловые игры экологической направленности, презентации проектов.

15-17

9.

Заключительное занятие - обобщающая конференция. Подведение итогов.

18

В завершение отметим, что анализ состояния теории и практики ЭО позволяет сделать вывод о том, что в школах накоплен большой объем теоретического и практического, опытного материала, в которых разработаны эффективные формы и методы ЭО  учащейся молодежи. Однако уровень ЭО не всегда со­ответствует сегодняшним требованиям. Ниже приведем список доступных для учителей и учащихся литературы и авторских разработок, которые могут быть полезными при организации курса по выбору «Физическая экология».

 

Ссылки на источники

  1. [http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113509] 
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – Российская газета. Федеральный выпуск, №5812. – 21 июня 2012 г.
  3. Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах // Физика в школе.  1996, №2. – С.29-31.
  4. Зиятдинов Ш.Г. Радиометрические ребусы // «Физика» – ПС. 2003  № 5. – С.18-20,22-24.
  5. Зиятдинов Ш.Г. Народонаселение и энергопотребление // «Физика» – ПС. –  2003. № 21. –  С.17-22.
  6. Зиятдинов Ш.Г. Альтернативные источники энергии // «Физика» – ПС. – 2003, № 25-26. – С.17-24.
  7. Зиятдинов Ш.Г. Миркин Б.М. Экологическая составляющая курса физики // Физика в школе. 2004, №3. – С. 23-30.
  8. Зиятдинов Ш.Г. О роли практикума по решению физических задач в процессе формирования экологического мировоззрения будущих учителей. Вестник Челябинского ГПУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания, № 11, 2005. – С.242-249.
  9. Зиятдинов Ш.Г., Миркин Б.М. Энергетика Республики Башкортостан сегодня и завтра: взгляд экологов // Управление и экономика. 2004, № 5. –  С. 68 - 72.
  10. Зиятдинов Ш.Г.  Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике. Учебное пособие (Гриф УМО).  – Москва-Бирск:  БГСПА, 2005. – 210 с.
  11. Зиятдинов Ш.Г. Шум как экологический фактор // Физика в школе. 2005, № 7. – С. 74-78.
  12. Зиятдинов Ш.Г. К анализу экологических проблем электромагнитного загрязнения окружающей среды в школьном курсе физики // Наука и школа, № 5, 2005. – С. 43-47.
  13. Зиятдинов Ш.Г., Миркин Б.М. Роль курса физики в экологическом образовании учащихся // Вестник Башкирского университета, № 2, 2006. -  С. 127-130.
  14. Зиятдинов Ш.Г., Лыгин С.А. Радиационная безопасность. Что мы знаем о ней?  // Химия в школе. – 2007. - № 6. – С. 45-53.
  15. Зиятдинов Ш.Г.Учение с увлечением // Экология и жизнь, 2008, № 8. – С. 42-45.
  16. Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы современности в курсе физики. Учебно-методическое пособие  (Гриф УМО).  – СПб-Бирск, БирГСПА, 2008. – 262 с.
  17. Зиятдинов Ш.Г. Физическая экология. Учебно-методическое пособие к элективному курсу. – М.: «Лидер-М», 2009. – 212 с.
  18. Зиятдинов Ш.Г.О содержании и структуре экологической составляющей школьного курса физики //  Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 7, – С. 181-188.
  19. Зиятдинов Ш.Г.О роли практикума по решению физических задач в системе экологического образования учащихся // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». – 2011. – №6 (41), – С. 116-122.
  20. Зиятдинов Ш.Г. Загадки акустики // «Физика», ПС. – 2013. – № 1 (949), – С.20-23.
  21. Колдобский А.Б. Ионизирующие излучения: биологическое воздействие М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика»)
  22. Котов П. Степень вредного влияния сотовой связи // «Физика», ПС. –  2006, № 7. – С.37-42.          
  23. Семенов А.П. Физика и НТР в окружающем нас мире. Обобщенный урок-конференция // «Физика», ПС. –   2004, № 48. – С.13-16.
  24. Чалимова Р. А.Влияние искусственных и естественных электромаг­нитных полей на живые организмы // Физика. ПС. –  2002, №21.