Полный текст статьи
Печать

В настоящее время человечество вступило в стадию широкомасштабной информационно-технологической революции, связанной с интернет-технологиями, являющимися мощным «набором инструментов, который может быть использован мудро или неразумно почти во всех отраслях, и как часть почти всякой стратегии»[6]. Наблюдается переход  на новый этап мирового развития, основанный на  экономике знаний. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов. Инвестиции в знания в промышленно развитых странах растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды. Эти постулаты являются разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили  Д. Белл и О. Тоффлер. Идею информационного общества в середине 40-х гг. ХХ в. предлагал японский социолог и футуролог Ёнэдзи  Масуда. Термин  «информационное общество» ввел   в 1969 году профессор  Токийского технологического института. Ю. Хаяши. Основу теории информационного общества заложили Д. Белл, З. Бжезинский, Э. Тоффлер. К теме информационного общества неоднократно обращались и отечественные ученые – А.И. Ракитов, И.Н. Курносов и другие. [ 2; 7]. Предполагается, что главный фактор развития информационного общества - это экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и оборудования [4.]. Но, несмотря на всеобщее признание и практическое применение данной концепции, возникает множество проблем, ставящих под сомнение правильность и успешность дальнейшего развития земной цивилизации.

Современные проблемы информационного общества взаимосвязаны между собой и являются следствием неделимой цепи процессов, инициированных самими людьми в разные периоды развития человечества. Необходимость обеспечения собственного выживания и дальнейшего существования способствовала развитию мирового хозяйства, экономики  и одновременно возникновению экологических проблем. Эти два направления: экономика и экология, являются основополагающими для анализа проблем и последствий жизнедеятельности человечества. Удовлетворение постоянно растущего спроса населения на различные блага в условиях рыночной экономики породило  конкуренцию за право производить и предлагать эти блага, получая постоянную прибыль, приводящую к личному обогащению. Никто не желает отказываться от получения прибылей и сверхприбылей любыми способами.

Однако при этом происходят не только положительные процессы, касающиеся удовлетворения спроса, но и отрицательные. Современное состояние природной среды на нашей планете можно охарактеризовать как экологический кризис. В течение ближайших 30-40 лет учёные предполагают дальнейшее развитие необратимых процессов, ведущих к уничтожению жизни на Земле. Анализ эволюции данного явления показывает, каковы его причины. Человек как биологический и социальный вид, или субъект хозяйствования, сам подрывает устои своего существования теми способами хозяйствования, которые он  разработал и внедрил, приняв в качестве законов и закономерностей экономического развития стран и народов. Имеют место  так называемые экстерналии, или внешние эффекты. В настоящее время это привело к таким явлениям в масштабах планеты, как парниковый эффект, нарушение озонового слоя, загрязнение мирового океана, кислотные дожди, проблема отходов, общий кризис здоровья населения. Данные факты свидетельствуют о низком уровне сформированности экологического мышления и нравственности, а также о том, что только  экономическими методами невозможно решить проблемы сохранения окружающей среды. Необходимо обратиться к нравственно – смысловой составляющей сознания человека, её идеалам и ценностям.

Реформы, проводимые в  национальной экономике России, нуждаются в кадрах, имеющих современные знания и новое экономическое мышление. Приобретение знаний происходит в процессе образования личности. Поэтому в построении конкурентоспособной экономики  важное место занимают  образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой кадров. Таким образом, наблюдается взаимосвязь и взаимовлияние экономического и образовательного аспектов развития информационного общества.

Одной из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед  системой образования России является повышение качества подготовки специалистов в системе непрерывного образования, Однако проблема состоит в отсутствии полноценного научного определения самого понятия качества образования, тех критериев, по которым его можно оценивать. В то же время происходящие в мировом сообществе перемены требуют  модернизации образовательных систем.

Качество образования включает в себя качество образовательной среды, качество педагогических кадров, качество руководства, качество материально – технической базы, качество учащихся. В связи этим, возникает ряд вопросов. Реально ли государственному вузу переходить на самоокупаемость  за счёт выполнения хоздоговорных работ. Какие формы объединения  учебных заведений с производством более перспективны: кластерного типа или самостоятельные . Необходима ли рейтинговая система оценки преподавателя и учебного заведения в целом. Имеет ли право преподаватель знать свой рейтинг. Правомерно ли оценивать преподавателя «глазами студентов» и скрывать от него эту информацию, но использовать при назначении доплат и надбавок к зарплате. Должен ли преподающий инженер или другой специалист получать педагогическое образование. Может ли преподавать на курсах повышения квалификации  в вузе неостепенённый специалист, если аудитория слушателей -  кандидаты и доктора наук. Возрастает роль новых технологий обучения., например, дистанционное, мультимедийное. Но не учитывается отсутствующее при этом  индивидуальное влияние педагога. Исчезают также механизмы запоминания традиционной педагогики, связанные с моторной,  механической, физической, слуховой памятью. Сложность оценки качества образования по сравнению с качественной оценкой любого материального объекта заключается в невозможности применить к человеку, как потребителю образовательной информации, объективные методики мониторинга его духовного развития. Это духовное совершенствование на основе полученных знаний нельзя измерить в метрической или иной системе мер и соотнести с определённым стандартом.  Не поддается квалиметрической оценке также и степень развития    человеческого мышления, интеллекта как результата полученного образования. Качество образования в высшей школе является зависимым от предыдущих ступеней образовательной системы. Кроме того, образование каждого человека индивидуально и зависит от его генетических данных и их фенотипического проявления.

В процессе обучения формируются также и нравственные качества личности, которые влияют на отношение к работе и соответственно на направленность использования полученных знаний.

Одной из проблем современного образования, также взаимосвязанной с экономикой, является соответствие профессионального выбора учащихся их будущей специальности. Эту проблему можно отнести к категории нравственных, так как именно нравственные мотивы могут влиять на решение будущего студента о выборе профессии. Важность проблемы нравственных основ профессионального выбора определяется несколькими факторами. В период учебы в вузе соответствие своей будущей специальности способствует развитию познавательных интересов студентов, повышает качество подготовки специалистов и помогает найти не только профессию, но и призвание. Нравственные принципы выпускников вуза – специалистов - практиков – оказывают влияние на те сферы деятельности, в которых они работают. Преподавателя, школьного учителя, классного руководителя - на уровень знаний и воспитанности учащихся, экономиста - на законность и эффективность финансовых сделок, врача - на отношение к больным, а в случае занятия данным специалистом руководящей административной должности – на работу всего коллектива, подбор и расстановку кадров и, в конечном счете,  качество работы учреждения в целом. Следовательно, изначально важно, чтобы выбор профессии определялся, в числе других, и нравственными факторами. Воспитание нравственных качеств одновременно с приобретением профессиональных знаний и практическим опытом формируют уровень готовности личности к занятию той или иной должности. Необходимо учитывать, что теоретические профессиональные знания любого руководителя в области маркетинга на практике преломляются через его личностную нравственную позицию,  что, в свою очередь, опосредованно влияет на стратегию управления и, в конечном счете, на показатели деятельности учреждения. Таким образом, взаимосвязаны проблемы кадровой политики, нравственности, качества образования и  экономики.

Информатизация оказывает влияние как на отдельных индивидуумов, так и на общество в целом. Объём информации возрастает. Этот процесс требует  разработки новых  более совершенных электронных устройств,   развиваются наукоёмкие технологии. Создаются системы искусственного интеллекта, в которых ЭВМ добывают и используют информацию без помощи людей. Происходит автоматизация не только ручного труда, как это наблюдалось в индустриальном обществе, но и умственного. Данные процессы способствуют высвобождению рабочей силы и возникновению безработицы, то есть создают экономические проблемы на рынке труда. Отсутствие работы требует обращение безработного на рынок образовательных услуг. Возникает проблема подготовки и переподготовки профессионалов своего дела в системе образования.

Наблюдается также проблема, порождённая неравенством в плане доступности использования современных информационных ресурсов. Возрастающие требования к образованию могут привести к огромному разрыву между образованными (элитой) и необразованными слоями населения. Это неравенство существует как между странами, так и среди различных слоёв населения внутри одной страны. В результате происходит отдаление этих групп населения, теряется связь между ними. Такое положение, вызванное экономическим неравенством,  способствует усугублению экономических проблем и одновременно проблем образовательных, так как затрудняет доступ к знаниям.

Одна из проблем становления  специалиста –  формирование его деловой культуры, которая впоследствии будет способствовать  профессиональной адаптации. Роль учреждений образования в повышении деловой культуры в России можно рассматривать с двух точек зрения. Первая – это подготовка кадров, обладающих достаточным уровнем деловой культуры. Вторая – это проблемы повышения уровня деловой культуры в самих учреждениях образования. Общая культура личности является той основой, на которой формируется сознание специалиста.

Образование личности является основой для развития и совершенствования общества в целом как в материальной, так и в духовной сферах. В процессе образования формируются основы культуры, нравственности, профессионализма. Но негативное или позитивное  начало во многом определяется субъективизмом отдельных личностей, определяющих своей активностью и волей направление развития, что в дальнейшем сказывается на результате и порождает проблемы, требующие решения.  Образование – одна из составляющих культуры личности, а культура формируется в процессе образования, следовательно, взаимосвязаны и их проблемы. Проблемы современной культуры можно классифицировать, исходя из самого определения этой сферы человеческой жизни. Культура –  все, что создано человечеством на протяжении его многовековой истории. Таким образом,  анализ возникающих проблем возможен в следующих направлениях. Первое – это человек и  формирование его личности как создателя и носителя культуры. Второе – это отношение людей к окружающему их миру, к тому, что должно представлять общечеловеческие ценности. И, наконец, третье – это проблемы духовного и материального мира, порожденные человечеством, благодаря его неправомерному отношению к им же самим созданному.

Существует и проблема выбора. Что выбрать потребителю  из огромного количества товаров, услуг в связи с изменениями в сфере образования и культуры. Это, во многом, проблема нравственности. В  информационном обществе могут появляться и распространяться культурные архетипы, которые являются непристойными или запрещёнными и способствуют моральному разложению, падению нравов. Распространяется массовая культура. Унифицируется массовое сознание.

Таким образом, происходит влияние информационного общества  на формирование личности. Личность может потерять способность ориентироваться в постоянно меняющемся внешнем мире. Интернет не только объединяет, но и разделяет людей. Возможность виртуального общения подчас заменяет реальное общение, вследствие чего люди могут чувствовать себя все более одиноко. Возможен распад института семьи, так как общение родственников происходит с  использованием электронных программ. Перенасыщение информацией может сформировать потребность в использовании различных средств ухода от действительности: в употреблении наркотиков, алкоголя, а также привести к чрезмерному увлечению виртуальными мирами, снижающему способности взаимодействия с окружающей средой.

Педагогическое решение данной проблемы не является однозначным. Одно из направлений воспитательной работы – это правильная организация читательской деятельности. К сожалению, приходится констатировать, что оно редко применяется в повседневной практике жизни. В периодической печати и в СМИ пропагандируются и рекомендуются самые различные досуговые занятия, за исключением чтения книг, как среди детей, так и взрослых. Чтение, читательская деятельность способствует активизации процесса социализации развивающейся личности. Социализация через литературу означает, что, читая или слушая чтение, ребенок как бы занимает позицию внутри изображаемых в литературном произведении действительных обстоятельств, способствующих обогащению его косвенного жизненного опыта [ 3]. Дети и подростки еще не принимают участия во многих видах деятельности, формирующих личность и ее идеалы. Поэтому читательская деятельность играет в их жизни роль гораздо более важную, чем в жизни взрослых, являясь источником косвенного жизненного опыта. Чтение   использовалось в детских клубах педагогами С.Т.Шацким и А.У.Зеленко (1905-1907 гг.). А.С.Макаренко одним из видов клубной деятельности называл создание кружков по работе с книгой. Большое значение работе с юными книголюбами придавал В.А.Сухомлинский. [ 5]. В информационном обществе культура интерпретации и понимания письменных текстов снижается. Так возникает проблема обучения.

В тоже время происходит становление электронной среды для экономической деятельности, глобальной сетевой экономики. Но возникает одна из серьезных проблем информационного общества -  защиты информации. [ 2,7]

Анализируя здоровье, можно отметить, что  использование  информационных устройств отрицательно сказываются  на физическом состоянии и детей, и взрослых, ведёт к малоподвижному образу жизни, ухудшает зрение, создаёт психологическую зависимость, человек испытывает влияние излучения, вдыхает запах пластмассы и т.п. Окончательные последствия воздействия  этих факторов  на организм в настоящее время ещё не могут быть достаточно изучены в силу кратковременности  их существования по сравнению с человеческой жизнью. Но данные процессы способствуют снижению работоспособности, понижению производительности труда и вновь возвращают к экономическим проблемам.

Являясь источником дисгармонии в природе, человек как разумное существо в состоянии устранить те нарушения, которые создал сам. Дальнейшая стратегия развития человечества состоит в коэволюции человека и биосферы, ноосферном развитии. [1]. Человек и природа предстают как относительно самостоятельные, но взаимодополняющие субъекты взаимодействия. К человеку должно прийти осознание того, что человеческое общество зависит от состояния живой природы. Биосфера не нуждается в существовании человека, в то же время человек без неё существовать не сможет. Коэволюционная стратегия выживания требует ограничения преобразования планеты в процессе хозяйственной деятельности, духовного совершенствования самого человека, переоценку ценностей, нравственных ориентиров и идеалов в направлении их экологической гуманизации. Необходимо формировать глобальное мышление во имя сохранения нашего мира.

Ссылки на источники

  1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. – М., Просвещение, 1998. – 270с.
  2. Костюнин Д. С. Информационное общество актуальные проблемы и перспективы развития. Электронный ресурс Москва 2010
  3. Лебедева И.А. Картина чтения современных детей и подростков // Массовая библиотека. Сборник РГБ.- М., 1992.- С.56-65.
  4. На пути к обществу, основанному на знаниях: Из Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации// Общество и экономика.- М.- 2004.-№11-12.
  5. Романов А.П. Детские клубы - центры внешкольной и внеклассной воспитательной работы. - Киев: Рад. шк., 1982. - 172 с.
  6. Porter M. Strategy and the Internet // Harvard Business Review. March. 2001.
  7. http/www coolreferat.com