Проблемы экологической безопасностиавтомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом. Вызывает тревогу тот факт, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличивается в год в среднем на 3,1%.[2]
Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеродов. В результате по России от автотранспорта за год в атмосферу поступает огромное количество канцерогенных веществ: 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 т бенз(а)пирена и 5 тыс. т свинца. В целом, общее количество вредных веществ, ежегодно выбрасываемых автомобилями, превышает цифру в 20 млн. т.[4]
Вклад АТС и автомобильных дорог в категорию опасности Промышленного района г. Оренбурга составил 90 %, а предприятий – 10 %. То есть основное воздействие на качество атмосферы данной территории оказывают автомобили и автомобильные дороги.[2]
Из-за интенсивного движения автотранспорта напряженная санитарно-экологическая обстановка характерна для атмосферного воздуха центральной части города, промышленной зоны и жилой застройки вдоль автомагистралей, где наблюдается превышение допустимого уровня загрязнения атмосферы по оксидам азота, серы, пыли и тяжелым металлам. К данному типу районов относится порядка 20 % территорий г. Оренбурга.[6]
Для г. Оренбурга техногенная среда представлена в основном мелкими, средними и передвижными источниками загрязнения атмосферы, выбросы от которых превышают 81% и распределены крайне неравномерно по территории города. Так, плотность распределения источников загрязнения атмосферного воздуха по административным районам г. Оренбурга изменяется от 0,16 до 2,4 предприятий /кв.км. Наибольшее скопление мелких, средних и передвижных источников выбросов примесей наблюдается в Промышленном районе между улицами Цвиллинга, Пролетарской, Комсомольской и Невельской.[5]
По данным Госдоклада , в 2011 году валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу по области от стационарных и передвижных источников составил 823,966 тыс.тонн. По сравнению с 2010 годом валовые выбросы сократились за счет снижения выбросов от автотранспорта.[1]
Запыленность атмосферы города снизиласьпо сравнению с 2010 годом с 1,2 до 1,1 ПДК.В несколько большей степени загрязнен данным веществом пос.Степной, находящийся вблизи автомагистрали с интенсивным движением автотранспорта. Здесь среднегодовая концентрация достигала уровня 1,4 ПДК, а в октябре величина среднемесячной концентрации поднималась до 1,7 ПДК.[1]
Расчет тенденции за пятилетие показал : рост уровня загрязнения атмосферы формальдегидом, сероводородом, взвешенными веществами; снижение – диоксидом серы, бенз(а)пиреном, диоксидом азота, оксидом азота, оксидом углерода, суммарными углеводородами .[1]
Таким образом, в Оренбурге одной из наиболее острых проблем является проблема загрязнения атмосферного воздуха. Урбанизация территории, постоянное увеличение интенсивности городского транспорта сопровождается рядом негативных явлений, и прежде всего чрезмерным скоплением в атмосфере различных газо- и пылеобразных загрязнений, что приводит к необратимым разрушениям окружающего ландшафта и биосферы в целом.[5,]
Цель работы определить воздействие автотранспорта на эколого-химические показатели приземного воздуха г. Оренбурга.
Материалы и методы
Исследования проводились на 7 контрольных точках г. Оренбурга, расположенных в разных районах города. Данные контрольные точки были заложены на улицах: Ленинской, Терешковой, Цвиллинга, Братьев Коростелевых, проспект Победы, Парковый и Гагарина. Выбор этих улиц проходил по принципу наибольшей загруженности.В каждой контрольной точке 3 раза в сутки в течение 3 месяцев проводился подсчет автотранспорта : утром с 8:00 до 9:00;в обед с 13:00 до 14:00; вечером с 18:00 до 19:00. Данное время было нами выбрано в качестве наиболее интенсивного периода движения автотранспорта. Нами была использована методика расчета выбросов оксида углерода, углеводорода, оксидов азота, серы и сажи от автотранспорта, которая включает в себя методику расчета выбросов движущегося автотранспорта, расчет категории опасности дороги и методика расчета категории опасности улицы.
Результаты и обсуждение
Нами было проведено 63 экскурсии на 7 улицах города.
В результате исследования дорог в сентябре на улицах Ленинской, Цвиллинга, пр-т Парковый, Бр.Коростелевых поопределению категории опасности дороги, мы получили данные о том, что эти дороги относятся к IV категории опасности. Следовательно, дороги на этих улицах соответствуют умеренному уровню загрязнения атмосферного воздуха.
Дороги на улицах Терешковой и Гагарина, проспекте Победы соответствуют III категории опасности , что говорит о значительном уровне загрязнения атмосферного воздуха, т.к. ∙103 (м3) и 102,15∙103 (м3),35,45∙103(м3).( рис.1)
Рис. 1 Диаграмма исследования категории опасности дорог
(сентябрь 2012 г)
Результаты исследования дорог с октября-ноябрь на улицах Ленинской, Цвиллинга, пр-т Парковый, Бр.Коростелевых поопределению категории опасности дороги показали, что эти дороги относятся к IV категории опасности. Следовательно, дороги на этих улицах соответствуют умеренному уровню загрязнения атмосферного воздуха.
Дороги на улицах Терешковой и Гагарина, проспекте Победы соответствуют III категории опасности , что сообщает о значительном уровне загрязнения атмосферного воздуха, т.к. ∙103 (м3) и 72,49∙103 (м3), 47,32∙103(м3).( рис.2)
Рис. 2 Диаграмма исследования категории опасности дорог
(октябрь-ноябрь 2012 г)
Результаты исследования дорог в декабре на улицах Ленинской, Цвиллинга, пр-т Парковый, Бр.Коростелевых поопределению категории опасности дороги показали, что эти дороги относятся к IV категории опасности. Следовательно, дороги на этих улицах соответствуют умеренному уровню загрязнения атмосферного воздуха.
Дороги на ул. Терешковой и Гагарина, проспект Победы соответствуют III категории опасности , что сообщает о значительном уровне загрязнения атмосферного воздуха, т.к. ∙103 (м3) и 62,59∙103 (м3), 37,32∙103(м3).(рис.3)
Наибольшее загрязнение воздушной среды зарегистрировано на ул. Терешковой, Гагарина, пр-т Победы. Это связанно с плотностью интенсивного потока автомобильного транспорта, как основного источника загрязнения .
Рис. 3 Диаграмма исследования категории опасности дорог
(декабрь 2012 г)
Результаты исследования показывают , что в связи с изменениями погодных условий и изменений сезонов года поток автомобильного транспорта уменьшается, следовательно уменьшается и выброс загрязняющих веществ в атмосферу.(рис.4)
Рис.4 Динамика изменения КОД (м3) (с сентября по декабрь 2012 г)
По итогам исследования получили следующие результаты: наибольший уровень загрязнения приземного воздуха г. Оренбурга , наблюдался в сентябре, так как это связано с окончанием летних отпусков и началом учебного года . Массовый выброс загрязняющих веществ автомобильным транспортом при движении происходит ежедневно во время заторов в период с 08:00 – 09:00 и с 18:00 – 19:00.
Ссылки на источники
1.Быстрых В. В., Комплексная оценка состояния атмосферного воздуха Оренбургской области./ В. В. Быстрых, Л. А. Белослудцева, А. И. Богатов и др.-Вестник Оренбургского государственного университета, 2006, №1. – С. 4 -6.
2.Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. Москва, 1999-21с.
3.Старокожева Е. А., Филиппов А. А. Оценка экологической опасности автомобиля, работающего на разных видах топлива. - Экологический вестник России, 2006, №3. - С. 9-13.
4.Цыцура А.А., Куксанов В.Ф., Бондаренко Е.В., Старокожева Е.А. Транспотно – дорожный комплекс и его влияние на экологическую обстановку города Оренбурга. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2007. – 164 с.
5.Цыцура А.А., Старокожева Е.А. Оценка влияния автомобильного транспорта на качество воздушной среды Оренбуржья. / Вестник ОГУ № 4. – Оренбург: Изд – во ОГУ, 2009, с. 71