Полный текст статьи
Печать

Проблемы экологической безопасностиавтомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом. Вызывает тревогу тот факт, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличивается в год в среднем на 3,1%.[2] 

Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеродов. В результате по России от автотранспорта за год в атмосферу поступает огромное количество канцерогенных веществ: 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 т бенз(а)пирена и 5 тыс. т свинца. В целом, общее количество вредных веществ, ежегодно выбрасываемых автомобилями, превышает цифру в 20 млн. т.[4]

Вклад АТС и автомобильных дорог в категорию опасности Промышленного района г. Оренбурга составил 90 %, а предприятий – 10 %. То есть основное воздействие на качество атмосферы данной территории оказывают  автомобили и автомобильные дороги.[2]

Из-за интенсивного движения автотранспорта напряженная санитарно-экологическая обстановка характерна для атмосферного воздуха центральной части города, промышленной зоны и жилой застройки вдоль автомагистралей,  где наблюдается превышение допустимого уровня загрязнения атмосферы по оксидам азота, серы, пыли и тяжелым металлам. К данному типу районов относится порядка 20 % территорий г. Оренбурга.[6]

Для г. Оренбурга техногенная среда представлена в основном мелкими, средними и передвижными источниками загрязнения атмосферы, выбросы от которых превышают 81% и распределены крайне неравномерно по территории города. Так, плотность распределения источников загрязнения атмосферного воздуха по административным районам г. Оренбурга изменяется от 0,16 до 2,4 предприятий /кв.км. Наибольшее скопление мелких, средних и передвижных источников выбросов примесей наблюдается в Промышленном районе между улицами Цвиллинга, Пролетарской, Комсомольской и Невельской.[5]

По данным Госдоклада , в 2011 году валовый выброс   загрязняющих веществ в атмосферу по области от стационарных и передвижных источников составил 823,966 тыс.тонн. По сравнению с 2010 годом валовые выбросы сократились за счет снижения выбросов от автотранспорта.[1]

Запыленность атмосферы города снизиласьпо сравнению с 2010 годом с 1,2 до 1,1 ПДК.В несколько большей степени загрязнен данным веществом пос.Степной, находящийся вблизи автомагистрали с интенсивным движением  автотранспорта. Здесь среднегодовая концентрация достигала уровня 1,4 ПДК, а в октябре величина среднемесячной концентрации поднималась до 1,7 ПДК.[1] 

Расчет тенденции за пятилетие показал :  рост уровня загрязнения атмосферы формальдегидом, сероводородом, взвешенными веществами; снижение – диоксидом серы, бенз(а)пиреном, диоксидом азота, оксидом азота, оксидом углерода, суммарными углеводородами .[1]

Таким образом, в Оренбурге одной из наиболее острых проблем является проблема загрязнения атмосферного воздуха. Урбанизация территории,  постоянное увеличение интенсивности городского транспорта сопровождается рядом негативных яв­лений, и прежде всего чрезмерным скоплением в атмосфере различных газо- и пылеобразных заг­рязнений, что приводит к необратимым разрушениям окружающего ландшафта и биосферы в целом.[5,] 

Цель работы определить  воздействие автотранспорта на эколого-химические показатели приземного воздуха г. Оренбурга.

Материалы и методы

Исследования проводились на 7 контрольных точках г. Оренбурга, расположенных в разных районах города. Данные контрольные точки были заложены на  улицах: Ленинской, Терешковой, Цвиллинга, Братьев Коростелевых, проспект Победы, Парковый и  Гагарина. Выбор этих улиц проходил по принципу наибольшей загруженности.В каждой контрольной точке 3 раза в сутки в течение 3 месяцев проводился подсчет автотранспорта : утром с 8:00 до 9:00;в обед с 13:00 до 14:00; вечером с 18:00 до 19:00. Данное время было нами выбрано в качестве наиболее интенсивного периода движения автотранспорта. Нами была использована методика расчета выбросов оксида углерода, углеводорода, оксидов азота, серы и сажи от автотранспорта, которая  включает в себя методику расчета выбросов движущегося автотранспорта, расчет категории опасности дороги и методика расчета категории опасности улицы.

Результаты и обсуждение

Нами было проведено 63 экскурсии на 7 улицах города.

В результате исследования дорог в сентябре  на улицах  Ленинской, Цвиллинга, пр-т Парковый, Бр.Коростелевых  поопределению категории опасности дороги, мы получили данные о том, что эти дороги относятся к IV категории опасности. Следовательно, дороги на  этих улицах соответствуют  умеренному уровню загрязнения атмосферного воздуха.

 Дороги на улицах Терешковой и Гагарина, проспекте Победы соответствуют III категории опасности , что  говорит о значительном уровне загрязнения атмосферного воздуха, т.к. ∙1033) и 102,15∙1033),35,45∙1033).( рис.1)

 рис.1

Рис. 1 Диаграмма исследования категории опасности дорог
(сентябрь 2012 г)

Результаты исследования дорог  с октября-ноябрь  на улицах  Ленинской, Цвиллинга, пр-т Парковый, Бр.Коростелевых поопределению категории опасности дороги показали, что эти дороги относятся к IV категории опасности. Следовательно, дороги на  этих улицах соответствуют  умеренному уровню загрязнения атмосферного воздуха.

 Дороги на улицах Терешковой и Гагарина, проспекте Победы соответствуют III категории опасности , что сообщает о значительном уровне загрязнения атмосферного воздуха, т.к. ∙1033) и 72,49∙1033), 47,32∙1033).( рис.2)

 рис.2

Рис. 2 Диаграмма исследования категории опасности дорог
(октябрь-ноябрь 2012 г) 

Результаты исследования дорог  в декабре на улицах  Ленинской, Цвиллинга, пр-т Парковый, Бр.Коростелевых поопределению категории опасности дороги показали, что эти дороги относятся к IV категории опасности. Следовательно, дороги на  этих улицах соответствуют  умеренному уровню загрязнения атмосферного воздуха.

Дороги на ул. Терешковой и Гагарина, проспект Победы соответствуют III категории опасности , что сообщает о значительном уровне загрязнения атмосферного воздуха, т.к. ∙1033) и 62,59∙1033), 37,32∙1033).(рис.3)

Наибольшее загрязнение воздушной среды зарегистрировано на  ул. Терешковой, Гагарина, пр-т Победы. Это связанно с плотностью интенсивного потока автомобильного транспорта, как основного источника загрязнения .

 рис.3

 

Рис. 3 Диаграмма исследования категории опасности дорог
(декабрь 2012 г)

Результаты исследования  показывают , что в связи с изменениями погодных условий и изменений сезонов года поток автомобильного транспорта уменьшается, следовательно уменьшается и выброс загрязняющих веществ в  атмосферу.(рис.4)

 Рис.4

Рис.4 Динамика  изменения КОД (м3) (с сентября по декабрь 2012 г)

По итогам исследования получили следующие результаты: наибольший уровень загрязнения приземного воздуха г. Оренбурга , наблюдался в сентябре, так как это связано с окончанием летних отпусков и началом учебного года .   Массовый выброс загрязняющих веществ автомобильным транспортом при движении происходит ежедневно во время заторов  в период  с 08:00 – 09:00 и с 18:00 – 19:00.

Ссылки на источники

1.Быстрых В. В., Комплексная оценка состояния атмосферного воздуха Оренбургской области./ В. В. Быстрых, Л. А. Белослудцева, А. И.  Богатов и др.-Вестник Оренбургского государственного университета,  2006,  №1. – С. 4 -6.

2.Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. Москва, 1999-21с.

 3.Старокожева Е. А., Филиппов А. А. Оценка экологической опасности автомобиля, работающего на разных видах топлива. - Экологический вестник России, 2006, №3. - С. 9-13.

4.Цыцура А.А., Куксанов В.Ф., Бондаренко Е.В., Старокожева Е.А. Транспотно – дорожный комплекс и его влияние на экологическую обстановку города Оренбурга. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2007. – 164 с.

5.Цыцура А.А., Старокожева Е.А. Оценка влияния автомобильного транспорта на качество воздушной среды Оренбуржья. / Вестник ОГУ № 4. – Оренбург: Изд – во ОГУ, 2009, с. 71