В настоящее время одной из задач системы высшего образования является формирование у выпускников знаний, умений и навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способности и готовности использовать их средства в профессиональной деятельности.
Происходящая в последние годы переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «общая культура» на понятия «компетенция» и «компетентность» является основой организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода, который «призван обеспечить достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования»[1]. Как подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью ...» [2, с. 64]. Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей личности в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и переходе на компетентностный уровень.
Понятия «компетенция» и «компетентность» были впервые введены в педагогический лексикон в 1957 г., а их разграничение связано с широчайшей критикой системы образования в США. На данном этапе развития педагогической науки не существовало их точного определения, однако и «компетентность» и «компетенция» рассматривались в качестве основных единиц обновления содержания образования.
Толкование данных понятий различно как в справочной, так и в научной литературе.
С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» трактует понятие «компетенция» как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен», а понятие «компетентность» – как «осведомленность, авторитетность в какой-нибудь области» [3, с. 288].
По мнению И.А. Зимней, компетенция – это некоторые внутренние потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), тогда как компетентность – это основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, как не пришедший в употребление резерв скрытого, потенциального [4].
Неоднозначное толкование данных понятий приводит А.В. Хуторской, определяя «компетенцию» в системе общего образования как совокупность взаимосвязанных качеств личности, отражающих заданные требования к образовательной подготовке выпускников, а «компетентность» как обладание человеком соответствующей компетенцией [5].
Строгое разграничение этих понятий проводит в своей работе Г.С. Вяликова, утверждая, что «компетенция – это информационная осведомленность, глубокие знания о конкретном предмете, с одной стороны, и круг каких-либо полномочий, прав, с другой стороны», тогда как «компетентность – это специфическое образование, характеристика личности, свидетельствующая о ее способности и готовности выполнять какие-либо функции в пределах определенной компетенции» [6, с. 29].
Анализ приведенных трактовок позволяет конкретизировать понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом. Компетенция обозначает освоение определенной предметной области, умение мыслить ее категориями, это комплекс (совокупность) знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения. В свою очередь, компетентность – это специфическое личностное образование, определяющее способность субъекта к выполнению какой-либо деятельности на основе сформированной компетенции (или совокупности компетенций).
В условиях становления информационного общества решающее значение приобретает не только объем и качество знаний, сформированных в вузе, но и уровень компетентности, который должно обеспечить высшее образование для подготовки выпускников к жизни в современном обществе.
Процесс информатизации приводит к значительному изменению роли учителя, ориентирует на использование современных средств ИКТ в образовательной среде, коренным образом меняющих характер его труда. Содержание профессиональной деятельности все в большей степени усложняется, что требует от специалиста постоянного обновления своих знаний и профессионального роста.
Увеличение объема и состава изучаемого материала, по мнению Я.С. Турбовского, не является определяющим в подготовке специалиста: «само знание, сколь угодно глубокое, умения … обеспечить не может, необходимо умелое применение его в профессиональной деятельности» [7].
В связи с формированием информационного общества к перечню профессионально значимых знаний, умений, навыков, качеств и способностей специалиста добавилась еще одна важная составляющая – информационно-коммуникационная компетентность.
Чтобы подойти к пониманию сущности процесса формирования данного вида компетентности, необходимо, на наш взгляд, разграничить понятия «грамотность» и «компетентность», и на этом основании охарактеризовать производные от них категории: «информационно-коммуникационная грамотность» и «информационно-коммуникационная компетентность».
Сравнивая традиционные словарные трактовки понятий «грамотность» и «компетентность», можно обнаружить их сходство и близость. Например, у С.И. Ожегова под словом «компетентный» понимается человек: «1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией» [3, с. 289], при этом «грамотный человек» трактуется как: «1) умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок; 2) обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области» [Там же. С. 147].
Таким образом, грамотность представляет собой азы культуры, с которых начинается ее освоение, как правило, с учетом возраста, индивидуальных особенностей личности. Грамотность – это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, грамотность дает возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной всем человечеством. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать – к владению комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах.
Грамотность предполагает способность человека воспринять и выразить информацию в текстовой форме. Это означает овладение знаниями, которые проявляются в кругозоре, эрудиции, осведомленности, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, а также предполагает овладение системой знаков и их значениями.
Как термин грамотность имеет тысячелетнюю историю и добавление к ней определения «информационно-коммуникационная» только подчеркивает вторичное назначение современных информационных и коммуникационных технологий в овладении культурным наследием человечества.
Основное отличие грамотности от компетентности в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный – может (готов) использовать эти знания в решении практических задач. Проводя разграничение грамотности и компетентности в поведенческих характеристиках,можноутверждать, что грамотный человек знает, понимает, например, как вести себя в определенной ситуации, а компетентный – может реально и эффективно использовать знания в разрешении тех или иных проблем.
При всем сходстве определений анализируемых понятий нельзя не согласиться с Н.И. Гендиной в том, что в бытовом, широко распространенном понимании, в самом слове «грамотность» есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования [8]. При этом термин «компетентность» видится нам более конкретным и адресным по отношению к опыту, знаниям и умениям человека, их применению в деятельности.
К числу ключевых понятий, важных для определения сущности и содержания информационно-коммуникационной компетентности студента вуза, относятся понятия «информация» и «коммуникация».
В контексте образования эти феномены находятся в тесной взаимосвязи. Так, реализация любого решения в профессиональной сфере невозможна без передачи информации, то есть воплощение решения в практику невозможно без коммуникационного процесса в учреждении. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта процесса к другому. Поэтому коммуникация и информация являются взаимосвязанными и взаимодополняющими понятиями: информация – это совокупность каких-либо данных (то, что передается), коммуникация – передача этих сообщений по определенным каналам связи (то, как передается).
В XX веке термин «информация» был введен в ряд научных областей, получив особые для них толкования и определения. Единого общепринятого определения данного феномена нет, поэтому понятие «информация» принято определять через его свойства (подобно понятию «материя»).
В «Философском энциклопедическом словаре» понятие «информация» (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) трактуется следующим образом: «1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)» [9, с. 222].
В контексте сферы образования И.В. Роберт предлагает трактовать понятие «информация» как сведения о фактических данных и совокупность знаний о зависимостях между ними, рассматривая названный феномен также в качестве средства, с помощью которого «общество может осознавать себя и функционировать как единое целое» [10].
Насыщенность общества информацией, постоянно меняющейся и обновляющейся, приводит к выводу о том, что в современных условиях строить стратегию образования только на усвоении готовых знаний уже недостаточно. Важно вооружить обучающихся приемами и способами поиска, анализа, обработки, хранения, использования и продуцирования информации, ее передачи / транслирования. Передача информации в ходе общения составляет сущность одной из специфических форм взаимодействия членов человеческого общества вообще и учителя и ученика, в частности, – а именно коммуникации.
Коммуникацией называется обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов, другими словами, это процесс кодирования и передачи информации от источника и приема получателем сообщения.
В психологической и социологической литературе термин «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира; процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении); а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы.
Существует и такая трактовка, в которой коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия с помощью технических средств связи.
Коммуникация и информация – это движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни, которые не ограничиваются ни предметом, ни местом, ни временем и играют важнейшую роль в обеспечении самых разных сфер человеческой жизнедеятельности, в том числе образования.
Как было показано ранее, грамотность является основой для формирования компетентности. Развивая эту мысль, можно предположить, что первым этапом формирования информационно-коммуникационной компетентности студента вуза является формирование информационно- коммуникационной грамотности. В ее структуре четко прослеживаются два компонента: информационная и коммуникационная грамотность.
Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Согласно американским образовательным стандартам, студент, обладающий информационной грамотностью, способен найти подходящую информацию, определить ее точность, разобраться в том, где факты, а где мнения, и отбросить несоответствующую информацию.
А.В. Горячев значительно расширяет рамки «информационной грамотности» и предлагает включить в это понятие следующие умения, приближая его к «информационной компетентности»:
- · определять возможные источники информации, стратегию ее поиска и получения;
- · анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
- · оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
- · ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
- · наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
- · использовать современные технологии при работе с информацией;
- · работать с информацией индивидуально и в группе [11].
Исходя из такой трактовки содержания этого понятия, можно полагать, что освоение человеком информационной грамотности формирует основу для непрерывного процесса образования и самообразования. Эта характеристика имеет отношение к любым дисциплинам, любой образовательной среде, всем уровням обучения и означает умение определять свои информационные потребности, возможные источники информации, осуществлять поиск и получение информации, ее оценку, отбор и эффективное использование.
Учитывая, что получение прочных знаний невозможно без постоянного их обновления, можно полагать, что параллельно формированию информационной грамотности в подготовке современного студента должно проводиться и формирование его коммуникационной грамотности. Следует отметить, что данное понятие крайне редко выделяется в работах исследователей, где большей частью рассматриваются коммуникационная культура, коммуникационные технологии. Однако, следует признать, что человек, владеющий коммуникационной культурой, использующий коммуникационные технологии, не сможет избежать прохождения первого этапа в их освоении, а именно – формирования коммуникационной грамотности.
В контексте рассматриваемой проблемы необходимо подчеркнуть некоторое отличие в содержании понятий «коммуникационность» и «коммуникативность».
«Словарь иностранных слов» определяет «коммуникативность» как коммуникабельность, склонность к общению [12, с. 240], то есть коммуникативность – это совокупность некоторых характерологических свойств и качеств личности, позволяющих осуществлять общение. Следовательно, коммуникативная грамотность предполагает знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией, включающие культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о логике и этике общения.
Термин «коммуникационность» происходит от слова коммуникация – «путь сообщения, форма связи, акт общения» [Там же].
Таким образом, трактуя «коммуникационность» как способность к передаче и восприятию информации, под коммуникационной грамотностью следует понимать способность личности к использованию современных технологий для установления и поддержания необходимых контактов с другими людьми. Это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения, который формируется в условиях межличностного взаимодействия. Заметим, что приобретение опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия людей. Сфера человеческого общения богата разнообразием видов, форм, используемых средств.
В период становления информационного общества одной из важных сред человеческого общения становится информационное пространство. Оно трактуется как совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей, то есть средство, с помощью которого общество может осознавать себя и функционировать как единое целое. Поэтому под коммуникационной грамотностью следует понимать умение ориентироваться в информационном пространстве и использовать средства ИКТ в целях обмена информацией при поддержании социальных и профессиональных контактов.
Соединенные с информационными коммуникационные знания и умения предоставляют обучающимся новые возможности самосовершенствования и способствуют индивидуализации учебного процесса, внедрению в него элементов развития творческого потенциала учащихся, расширению возможностей познавательной деятельности, совершенствованию приемов мышления, повышению качества применяемых методов и технологий обучения.
В связи с этим современный специалист должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Достижению такой цели должна способствовать подготовка и переподготовка специалистов в области ИКТ. Поэтому высшим учебным заведениям следует не ограничиваться формированием только информационной или коммуникационной грамотности, а рассматривать обучение студентов в плоскости их интеграции – формирования информационно-коммуникационной грамотности.
В определении понятия «информационно-коммуникационная грамотность» среди исследователей нет единства мнений. Если В.Ф. Бурмакина определяет его как «использование цифровых технологий, инструментов коммуникации, сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценке создания передачи для функционирования в современном обществе» [13], то по мнению З.Н. Новиковой, информационно-коммуникационная грамотность – это умение пользователя применять компьютер и информационные технологии как инструмент в своей непосредственной деятельности [14].
Линда Х. Скэттон в докладе на XI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2004» указывает следующее содержание информационно-коммуникационной грамотности: это «использование цифровых технологий, средств коммуникаций и связи и/или сетей с целью получения доступа, управления, интегрирования, оценивания и создания информации, чтобы человек умел функционировать в обществе, базирующемся на знаниях» [15].
Таким образом, если грамотность предполагает, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в определенной области, то в перечень содержания информационно-коммуникационной грамотности должны входить следующие знания, умения и навыки:
- · знания базовых понятий и терминов (информация, коммуникация мультимедиа, программное обеспечение, экспертно-обучающие системы, системы искусственного интеллекта и др.), информационных моделей, основных средств и возможностей информационных технологий, инструментов коммуникации и др.;
- · умения определять возможные источники и вид информации, стратегию ее поиска, осуществлять доступ к информации; умения хранить, анализировать, оценивать, интерпретировать, создавать, представлять информацию;
- · навыки обработки текстовых документов, графических объектов, табличных данных на базе средств ИКТ, навыки работы в операционной системе, в локальных и глобальных сетях и др.
Следовательно, информационно-коммуникационная грамотность – это владение комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность использования цифровых технологий и инструментов коммуникаций с целью определения информации, получения доступа, управления, интегрирования, оценивания, создания и сообщения информации.
Поскольку профессиональное мастерство должно быть основано на единстве способностей, качеств, опыта, знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – ИКТ, то можно утверждать, что информационно-коммуникационная грамотность является сегодня важной частью знаний и умений специалиста, слагаемых его профессионализма. Владение таким комплексом знаний, умений и навыков позволит решать свои профессиональные задачи на качественно более высоком уровне:
- · свободно, уместно и адекватно использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности;
- · ориентироваться в современном информационном пространстве;
- · обеспечивать себя необходимым материалом, в том числе пользуясь распределенным ресурсом;
- · представлять этот материал в современной форме и т.д.
В настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы образования становится формирование информационно- коммуникационной компетентности студента, так как компетентность интегрирует знания, умения и усвоенные способы деятельности применительно к конкретным условиям в новой ситуации, что требует творческого подхода. Соответствующей средой становится информационное общество, построение которого происходит в России. При этом формирование информационно-коммуникационной компетентности как обязательной составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста становится актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение для каждого конкретного человека и для общества в целом.
Именно информационно-коммуникационная компетентность характеризует глубокую осведомленность в предметной области знаний, личный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в работе, на становление современного научного мировоззрения; открытого к динамичному обогащению и самосовершенствованию за счет получения, оценивания и использования информации; умеющего создавать новую информацию; способного достигать значимых результатов и высокого качества в профессиональной деятельности.
Однако в подходах современных ученых к дефиниции данного феномена нет единства во мнениях. Так, Г.И. Попова определяет информационно-коммуникационную компетентность как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению профессиональной деятельности с помощью информационных технологий [16].
По мнению Е.Г. Пьяных, информационно-коммуникационная компетентность – это умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности; моделирование и проектирование работы коллектива; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных ИКТ; использование в своей профессиональной деятельности современных средств ИКТ, обеспечивающее увеличение производительности труда [17].
По нашему мнению, информационно-коммуникационная компетентность – это явление высшего порядка, примерно так же соотносящееся с информационно-коммуникационной грамотностью, как устойчивые профессиональные навыки в интеллектуально емкой профессии соотносятся с элементарной грамотностью.
Поэтому под информационно-коммуникационной компетентностью студента вуза следует понимать интегративное личностное образование, характеризующееся:
- · совокупностью системных научных знаний, умений и навыков, формируемых в специально организованном процессе обучения информатике и ИКТ;
- · способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств ИКТ и готовностью творчески их использовать в своей профессиональной деятельности;
- · осознанным стремлением к непрерывному самосовершенствованию в сфере ИКТ.
Исходя из предлагаемой трактовки содержания информационно-коммуникационной компетентности студента вуза, в ее структуре можно выделить следующие компоненты:
1. Когнитивный компонент, заключающийся в том, что, кроме теоретических знаний, умений и навыков оперирования информацией, информационными объектами и т.п., необходимы знания способов получения и передачи информации, навыки профессионального самосовершенствования, знание межпредметных связей, знание истории информатики и вычислительной техники и т.д. При этом уровень развития компетентности определяется полнотой, глубиной, системностью знаний в данной предметной области.
2. Деятельностный компонент, представляющий собой активное применение ИКТ в профессиональной деятельности как средства познания и развития, самосовершенствования и творчества. В данном компоненте выделяются требования к знаниям и умениям, апробированным в действии, что предполагает практическую подготовку учителя к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.
3. Рефлексивный компонент, проявляющийся в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственных достижений; сформированность таких качеств и свойств личности, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Он включает в себя самосознание, самоконтроль, самооценку, понимание результатов своей деятельности и ответственности за них, познание себя и осознание своей субъектности в профессиональной деятельности.
4. Мотивационно-ценностный компонент, включающий систему мотивов, эмоционально-волевых и ценностных отношений студента к миру, к деятельности, к людям, к самому себе, к своим способностям, их развитию и определяющий избирательную направленность на информационную деятельность и взаимодействие. Этот компонент несет в себе осознанную потребность будущего специалиста в творчестве; потребность самостоятельно ставить цели информационно-коммуникационной деятельности и достигать их. Без мотивационной направленности студента на овладение информационно- коммуникационной компетентностью эффективность процесса самосовершенствования будет минимальной даже в том случае, если он имеет в достаточной степени развитый интеллект и склонность к творческой деятельности.
Названные компоненты, входящие в состав интегративного личностного образования, находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости, а также во взаимовлиянии и взаимопроникновении, при этом становление каждого из них связано с формированием его характеристик и свойств как части целостной системы.
Сформированная информационно- коммуникационная компетентность позволит будущему специалисту использовать достижения современной науки и практики в области ИКТ в профессиональной деятельности, максимально реализовать их возможности для повышения ее эффективности.
Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов вуза – это сложная задача, системного решения которой в сфере вузовского образования до конца еще не найдено. Для ее решения необходимы специальные научно-педагогические исследования и значительная организационно-методическая перестройка образовательного процесса в вузе.
Ссылки на источники
- Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 4. ‒ Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. – С. 15–21.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. – 175 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1991. – 917 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 45.
- Хуторской А.В. (5)Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.2002. URL: www.eidos.ru/news/compet.htm. [Дата обращения 12.01.2009].
- Вяликова Г.С.(6) Педагогическое стимулирование профессиональной компетентности учителя в условиях заочной формы обучения: автореф. дис. … д. пед. наук. – Рязань, 2006. – 40 с.
- Турбовской Я.С. (7) Концепция высшего профессионального педагогического образования. URL: http://www.eduhmao.ru /info/1/3853/24666/. [Дата обращения: 10.05.2008].
- Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная библиотека. – 2005. – № 3. – С. 18–19.
- Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. –840 с.
- Роберт И.В. Направления научных исследований в области реформирования образования в связи с использованием информационных и коммуникационных технологий // Информатизация непрерывного образования: материалы VII Международной выставки – ярмарки. – М., - 1997. – С. 21-27.
- Горячев А.В. Формирование информационной грамотности в образовательной системе «Школа 2100». [Электронный ресурс]. URL: www.school2100.ru.
- Словарь иностранных слов. – 11-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1984. – 608 с.
- Бурмакина В.Ф. Измерение уровней информационной и коммуникационной компетентности школьников. Подходы и методики. URL: www.metodisty.narod.ru. [Дата обращения 02.02.2009].
- Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. – 2000. – № 3. – С. 68–75 .
- Скэттон Линда Х. Подход к ИКТ-грамотности: доклад Международной комиссии. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf. [Дата обращения 25.01.12].
- Попова Г.И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2006. – 23 с.
- Пьяных Е.Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 23 с.