Национальный характер формируется в конкретно-исторических условиях и в определенном смысле является средством «перевода» устойчивых структур менталитета в ценности культуры. Исходя из этого тезиса, предметом нашего рассмотрения является американский национальный характер в контексте формировавших его условий. Прежде всего, следует отметить, что американский национальный характер формировался в условиях и в значительной степени под влиянием освоения североамериканского континента.
В этом процессе первые поселенцы, продвигаясь по ее территории, совершали множество открытий, основанных на наблюдении и сопоставлении фактов. Научные интересы стимулировались главным образом их полезностью для мореплавания, сельского хозяйства, ремесел, лечения болезней и пр.«Чтобы сделать открытие, американцу не требовалось ни смелости, ни воображения. В старой многонаселенной Англии почти каждый факт или опыт давался усилиями, талантом или мужеством. Не так было в Америке, где новизна, казалось, сама прокладывал себе путь даже к наиболее равнодушному и безразличному взору»,- писал в связи с этим Д.Бурстин [1,198].
Как полагал американский историк Коммаджер, именно опыт освоения территории американского континента подготовил, а затем и утвердил прагматизм в сознании его жителей: «Каждый американец знал, что мир, в котором он жил, был частично создан им самим, что он подчинил Природу своей воле и привлек Провидение на свою сторону…» [3,104].
Значительная часть поселенцев и в первую очередь, ее англо-саксонское ядро, были изначально сориентированы не только на обоснование на территории Северной Америки, но и на личностную успешность, реализацию собственных интересов, которые в основном лежали в экономической плоскости и проявлялись в предприимчивости как условии выживания в суровых условиях нового континента. По мнению М. Лернера, предприимчивость была непосредственно связана с пуританскими постулатами трудовой этики и в этом смысле «современный протестантизм и современный деловой дух взросли на одной почве» [4, 203].
На основе предприимчивости как национальной черты характера современных американцев в дальнейшем были сформированы концепции прогресса и успеха. Динамика американской жизни способствовала материализации данной концепции. Так, на глазах граждан США XIX века неуклонно и быстрыми темпами росло население страны и ее экономическое могущество. Например, по данным, приведенным К. Гаджиевым, Чикаго, который в 1860 г. насчитывал немногим более 100 тысяч человек, всего через тридцать лет, к 1890 г. перешагнул миллионную отметку [2,81].
Отметим также то, что в условиях революционного отделения от метрополии и освоения неизведанного североамериканского континента формировался и индивидуализм как важнейший концепт национального американского характера. Кредо индивидуалиста заключалось в опоре в этом процессе только на свои собственные силы, именно поэтому первыми американскими героями колониального периода стали те, кто в одиночку добивался результатов, т.е. трапперы, ковбои, «пограничные жители» и т.п. К. Гаджиев конкретизирует: «Долгое время главным героем Америки был одинокий, смелый борец против дикой природы, герой «золотой лихорадки», чье трудолюбие и упорство помогло ему разбогатеть и стать миллионером» [2, 58].
Затем национальным героем и примером для подражания другим гражданам страны стал self-mademan, человек, «сделавший себя сам» или точнее, обогатившийся самостоятельно, опираясь лишь на собственные силы и удачу. Этому способствовали « открытие нефти, железнодорожное строительство, автомобилестроение, породившие Рокфеллеров, Вандербильтов и Фордов», которые «давали обильную пищу для односторонне восприимчивого ума обывателя, подкрепляя идею о self-made-man и успехе» [2, 89].
В дальнейшем, как и прочие концепты американского менталитета, индивидуализм подвергался различным трансформациям под влиянием конкретных исторических условий американской колониальной истории, хотя знаменитый принцип «Помоги себе сам» (Self-helpconcept), по которому жили несколько поколений американцев, жив и сегодня. Во вводной статье к сборнику своих трудов с показательным названием «Индивидуализм - обоюдоострый меч» (1983) современный американский исследователь Ф.Л.К.Хсю, акцентируя внимание на огромных достижениях американского народа в области науки, технологии и медицины и в других сферах, свершенные под влиянием индивидуализма, тем не менее, призывал «тронуть» индивидуализм как «священную корову» Америки, который в своем крайнем проявлении приводит к таким тревожным для США симптомами как эскалация насилия в обществе и его разобщенность («атомизация») [6, 213].
Исследователи отмечают, что американцам также свойственен «культ вещей» и процесса их изготовления (know-hoy).С особым отношением к вещам и их производству связано и заложенное в североамериканской культуре уважение к мастерству, сноровке, сообразительности. «В новоанглийской системе производства, которой суждено было стать всеамериканской системой, ценились широта ума, грамотность, гибкость и стремление к познанию. По мере того, как производственное оборудование становилось все более дорогим и требовало большей степени интеграции, от рабочих требовалось все больше и больше внимательности и способности к обучению… Восприимчивый ум оказывался ценнее квалифицированных рук» [1,49].
На рубеже XIX и XX веков американцы, опираясь на значительные научно-технические достижения, внесли существенный вклад в организацию производства и его рационализацию. Энтузиазм в отношении научно-технического знания способствовал, по мнению К.Гаджиева, выработке у американцев «своеобразного техницистского сознания, которое склонно приписывать чудодейственную силу научно-техническим знаниям, способность решать все проблемы, возникающие перед обществом…» [2, 81]. П.Гуревич подчеркивает, что восприимчивость к идее технического прогресса и конкретным техническим решениям стала со временем особенностью американской культуры.
Данный тезис особенно ярко иллюстрирует адаптация результатов русской иммигрантской технической мысли в американском обществе. Как подчеркивает авторитетный в данном аспекте современный исследователь, историк Э.Л. Нитобург, техническое и научно-техническое творчество россиян оказалось востребованным на американском пространстве и успешно адаптировалось культурными сообществами США. Так, в 1880-х годах начинал за океаном свою карьеру строителя железной дороги и основателя города Санкт-Петербург во Флориде будущий бизнесмен и сенатор штата Калифорния П.А. Дементьев. Членства в престижной Палате славы горной промышленности США был удостоен горный инженер П.А. Малоземов (1909-1997), ставший вице-президентом, председателем правления, президентом фирмы «Ньюмонт». Переехавший из Парижа в Америку инженер-судостроитель В.И. Юркевич (1885-1964) был конструктором одного из крупнейших лайнеров XX века «Нормандия». Подобные примеры многочисленны, касаются и современной ситуации, и наглядно иллюстрируют адаптивные возможности американского общества к инокультурным техническим достижениям [5, ].
Безусловно, национальный характер не является застывшей конструкцией, его концепты подвергаются трансформации, как это происходит под влиянием кардинально меняющейся этно-культурной ситуации в современных Соединенных Штатах, в этом плане национальный характер может рассматриваться как объект постоянного культурного конструирования.
Ссылки на источники
- Бурстин, Д. Американцы: национальный опыт [Текст] [пер. с англ.] / Д. Бурстин; авт. послесл. В. П. Шестаков; комм. П. В. Балдицына. – М.: Прогресс-Литера, 1993.
- Гаджиев, К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура [Текст] / К.С.Гаджиев.- М.:Наука,1990.
- Концепция американской исключительности: идеология, политика, культура [Текст] / Отв. ред. Ю.К.Мельвиль, Б.Ф.Язьков.- М.: МГУ, 1993.
- Лернер, М. Развитие цивилизации в Америке: образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня [пер. с англ.] [Текст] / М. Лернер : в 2 т.– М. : Радуга, 1992. – Т. 2.
- Нитобург,Э. Вклад русской иммиграции в науку, технику, культуру США
- Хсю, Ф. Американские ценности и национальный характер [Текст] / Ф.Хсю / Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология /Под общей редакцией А.А.Белика.- М.: Смысл, 2001.