Полный текст статьи
Печать

Актуальность вопроса о развитии городского электротранспорта в современных условиях обусловлена тем, что с каждым днем ценность времени в умах людей все больше возрастает, каждая минута на счету и ценится на вес золота. Также интерес к данной проблематике подогревается тем, что в 2011 году с момента появления первого троллейбуса на улицах города прошло ровно 50 лет, а также тем, что совсем недавно стали эксплуатироваться троллейбусы с более повышенным уровнем комфортности и безопасности, оснащенные новым оборудованием. В силу этого особый интерес приобретает вопрос о том, когда же и каким образом появился городской электротранспорт, как он развивался и на каком этапе развития находится в современности.

Прежде чем начать изложение основного материала, касающегося троллейбусного движения, хотелось дать некоторую справочную информацию о самом городе Стерлитамак.

Стерлитамак на данный момент времени является вторым по численности и индустриальной мощи после Уфы городом в Республике Башкортостан, районным центром Стерлитамакского района. Он находится на юге республики, в 130 километрах от Уфы.

Город был основан в 1766 году как пристань для отправки по реке Белой поваренной соли, доставлявшейся с гужом с Илецких копей. Соляная пристань, построенная по проекту симбирского купца Саввы Тетюшева, сначала называлась Ашкадарской, затем Стерлитамакской. В 1781 году пристань получила статус города. Так возник Стерлитамак — центр одного из восьми уездов, входящих в Уфимскую губернию.

В 1919 — 1922 годах Стерлитамак был столицей образовавшейся Башкирской АССР. С открытием в 1932 году Ишимбайского нефтяного месторождения Стерлитамак стал одним из опорных пунктов освоения башкирской нефти.

В период Великой Отечественной войны сюда были эвакуированы заводы из Баку, Одессы. Москвы, и это послужило толчком к созданию второго по потенциалу промышленного центра Республики Башкортостан [1].

После окончания Великой Отечественной войны начался переход всего народного хозяйства на мирные рельсы. 26 апреля 1946 г. собрание городского партийного актива обсудило вопрос «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.». Поскольку определяющими для промышленности города были предприятия союзного значения и разговор шел о задачах, поставленных перед этими предприятиями. Планировалось дальнейшее развитие «Станкостроительного завода» и освоение выпуска агрегатных станков, на одном из заводов предстояло наладить производство бетономешалок, насосов, лесопильных рам, развернуть строительство комбината по производству каустической и кальцинированной соды,а в IV пятилетке пустить новую очередь Стерлитамакского содового завода, планировалось строительство ТЭЦ на 35 тыс. квт. час электроэнергии[2].

Строительство и монтаж оборудования первой очереди цехов Стерлитамакского содового завода были, в основном, закончены осенью 1951 года [3].

в 1952 году было закончено строительство цементного завода[4].

В 1946-1955 гг. получил дальнейшее развитие «Станкостроительный завод им. Ленина». В первое послевоенное десятилетие количество производимых станков увеличилось с 817 в 1946 году до 4251 в 1954 году. Товарная продукция суммарно увеличилась с 13 до 68 млн. рублей.

В конце пятой пятилетки в городе развернулось, наряду с расширением имеющихся производств. Строительство завода синтетического каучука, предприятий оборонного значения[5].

Развитие города приобретало все более уродливый, однобокий характер, гипертрофированно быстро наращивались мощности, производящие химическую, машиностроительную и оборонную продукцию при очень хилой макроструктуре, работающей для обеспечения потребностей населения [6].

Как мы видим промышленное развитие города очень быстро развивается, в связи с чем экологическая ситуация начинает ухудшаться. Однако на тот момент времени это еще не выглядело таким катастрофичным.

Далее следовало очень бурное развитие промышленности города. Она уже к 21 декабря 1957 г. досрочно выполнила годовой план. До конца года было выдано сверхплановой продукции на 27 млн. рублей[7].

В этом же году выпустил первые листы шифера шиферный завод, была сдана в эксплуатацию первая очередь ТЭЦ.

Весна 1958 г. явилась этапным моментом в жизни трудящихся города Стерлитамака. С этого периода в историю Башкортостана и всей страны Стерлитамак вошел как город большой химии. И если на первом его этапе, когда строилась эта большая химия, она вызывала у горожан гордость за свой город, то позднее, когда были пущены химические производства, Стерлитамак стал районом экологического бедствия [8].

В связи с таким бурным развитием промышленности, встал вопрос об общественном транспорте. В 1957 году в городе было 35 автобусов и 12 легковых такси. Однако жизнь не стоит на месте, и автобус уже воспринимается как вчерашний день городского транспорта. А главное — существующий транспорт совершенно не обеспечивал нормальную перевозку работников предприятий перед началом и в конце рабочего дня. На строительстве химических объектов тогда работало около 20 тысяч человек, проживающих в основном в старой части города. Перевозили их на работу и обратно около сотни специально оборудованных грузовых машин, которые подолгу вынуждены были простаивать у закрытых железнодорожных шлагбаумов. От интенсивного движения грузового автотранспорта разрушались дороги. Необходимость троллейбусной линии была очевидной[9].

рис1Рис. 1. Первые такси города Стерлитамак у здания русского драматического театра[10].

Учитывая приближенность промышленной зоны к жилым районам города и понимая, что это, безусловно, сказывается на экологии, городские власти приняли решение начать строительство троллейбусного парка [11], как наиболее экологически чистого вида транспорта.

Однако прибывшая из Москвы комиссия пришла к заключению, что строительство в Стерлитамаке электротранспорта является преждевременным. Причиной отказа было нежелание выделять средства для провинциального города, когда еще не все областные центры имели электротранспорт. «мы не могли смириться с этим объяснением, - рассказывает И.С. Станотин, - и решили обратиться к союзным министерствам, чтобы они приняли долевое участие в строительстве. Для этого нужно было ходатайство Совмина БАССР и обкома партии. Председатель Совмина Вагапов письмо подписал, а первый секретарь обкома партии Игнатьев его порвал и бросил в урну, объясняя это тем, что в Уфе еще нет троллейбуса».

Пришлось обращаться «через голову» к члену Политбюро ЦК КПСС Л.М. Кагановичу. Чтобы не получить столь же резкого отказа, разработали гибкую тактику и сделали два письма. Начать решили не с троллейбуса, а с предложений по улучшению работы предприятий. Описали причины невыполнения производственной программы цементным и шиферным заводами. Мол, содовый завод, снабжающий их сырьем и энергией, в результатах не заинтересован, поскольку принадлежит другому министерству. А вот если бы слить три предприятия другому министерству. А вот если бы слить эти три предприятия в одно и переподчинить их все Министерству химической промышленности... И уже во втором письме, как бы кстати и между делом, предлагался способ преодоления неудобств, связанных с доставкой людей на работу, - пустить в городе троллейбус.

Не сразу, но все-таки добившись приема у Кагановича, И.С.Станотин получил одобрение по обоим вопросам. Заводы были объединены, долевое участие министерств в строительстве электротранспорта согласовано.

«Я вез из Москвы приказ о немедленной разработке проектно=сметной документации на строительство троллейбусных линий в нашем городе. Выдача готового проекта была запланирована на первое полугодие 1958 года. Когда я приехал, московские проектировщики уже работали в Стерлитамаке».

Директором строящегося объекта, а затем начальником троллейбусного управления в течение 20 лет был Николай Михайлович Матвеев[12].

Как пишет газета Стерлитамакский рабочий «холодным февральским днём в 11 часов утра (число почему-то не указано) водитель Рафкат Бурханшин вывел из ворот депо управления троллейбуса первый троллейбус на обкатку. Первыми пассажирами стали работники депо»[13]. Троллейбус проходит до центрального рынка в сопровождении ремонтной машины.

рис2Рис. 2. Обкатка. Фотография из архива СТУ. 1961 г. [14]

После обкатки 25 февраля 15 троллейбусов пошли по городу, перевозя пассажиров. Это были первые троллейбусы не только в Стерлитамаке, но и в Башкирии[15].

За рулем этого первого троллейбуса был Хайдар Урманов [16], которому выпала честь вывезти троллейбус в первый рабочий рейс.

Первым пассажирам нравилось, что транспорт бесшумный, трогается с места плавно и сразу набирает скорость, салон вмещает пассажиров чуть ли не вдвое больше, чем автобус.

рис3Рис. 3. Первый выпуск троллейбусов на линию. Фотография из архива СТУ. 25 февраля 1961 г. [17]

Кольцевая троллейбусная трасса начиналась на базарной площади, проходила по улице Сталина, от швейной фабрики поворачивала на улицу Карла Маркса, потом на Выездную до улицы 7 Ноября. Здесь трасса раздваивалась: одно направление вело к вокзалу, другое — по улице Индустриальной и дальше к управлению содово-цементного комбината. Вторая очередь предусматривала строительство трассы от городского сквера по улице Худайбердина , через Стерлю и железнодорожный переезд, затем через всю западную часть города,  в том числе и поселок станкостроителей, до 200 квартала[18].

По сегодняшним меркам в 1961 году хозяйство было небольшим: имелось троллейбусное депо на 50 единиц подвижного состава, одна тяговая подстанция и контактная сеть протяженностью 12,7 километров. В троллейбусном парке насчитывалось 15 троллейбусов марки МТБ-82Д. Ежедневно на линию выпускалось 11 троллейбусов, которые перевозили за день 17 тысяч пассажиров. В штате тогда было 175 человек [19].

В 1966 году была введена в строй южная троллейбусная линия «Межрайбаза - ул.Мира» с устройством тоннеля под железнодорожными путями и строительством моста через реку Стерлю в районе Дома быта. А спустя три года появилась троллейбусная трасса «Улица Худайбердина – химзавод» протяжённостью 10 км.

Вторым руководителем троллейбусного управления стал Ю.М. Белоглазов, как и Н.М. Матвеев, стоявший у руля предприятия в течение 20 лет. Юрий Михайлович был очень неравнодушным человеком, близко к сердцу воспринимавшим проблемы и заботы людей. Инициативный руководитель быстро вник во все нюансы и тонкости организации троллейбусных пассажирских перевозок. В результате к середине 80-х годов СТУ вошло в число лучших предприятий городского электротранспорта России [20].

7 ноября 1985 года газета «Стерлитамакский рабочий» сообщила жителям города о первом троллейбусном рейсе от колхозного рынка до завода ВТС. За рулем того троллейбуса был опытный водитель Н. Корнейчук. А его почетными пассажирами стали работницы бригады Н. Фоминой из СУ N 4, которые строили эту дорогу по ул. Гоголя. 18 июля 1989 года горожан ждало еще одно радостное событие: из ворот нового депо N 2 на линию вышли семь троллейбусов по маршрутам номер 13 и 14. Это были долгожданные маршруты, соединившие центр города с районом ВТС и северной промзоной [21].

Как мы все знаем, в начале 90-х годов наша страна переживала огромные трудности. Это естественным образом отразилось и на троллейбусном движении г. Стерлитамак. В этот период времени резко ухудшилось материально-техническое обеспечение, работники СТУ оказались оторванными от заводов - поставщиков запасных частей, возникли сложности с обновлением парка подвижного состава.

В период бесплатного провоза пассажиров СТУ полностью лишилось доходной части. Возникли сложности с расчетами за энергоресурсы и горюче-смазочные материалы. Троллейбусники оказались должниками за электроэнергию, тепло, воду. Было время, когда в здании управления отключали свет и специалисты начинали свой день «при свечах». Из-за отсутствия финансов с 1996 по 1999 год СТУ не смогло приобрести ни одного троллейбуса [22].

Выход из данного положения был найден в решении организовать в обоих депо участки по капитально-восстановительному ремонту троллейбусов. В силу этого фактора удалось не только сохранить подвижной состав, но и продлить срок эксплуатации отработавших свой ресурс троллейбусов. При этом огромную поддержку коллективу оказывала администрация города и лично глава, ныне депутат Госдумы РФ Спартак Галеевич Ахметов. В частности, из городского бюджета выделялись средства, которые шли на выплату зарплаты.

В феврале 2000 года начальником управления становится Александр Николаевич Матвеев, сын первого руководителя предприятия. Основными направлениями его работы стали обновление материально-технической базы, внедрение новых технологий ремонта, улучшение труда и быта работников.

В мае 2001 года была торжественно открыта новая троллейбусная линия по ул. Худайбердина от автовокзала до пр. Ленина с разворотным кольцом у Вечного огня, по которой теперь курсируют троллейбусы двух новых маршрутов - номер 16 и 17, пользующихся большой популярностью у населения.

Спустя год СТУ ввело в строй оснащенную современным оборудованием тяговую подстанцию № 3 и открыло движение электротранспорта по разворотному кольцу на площади у железнодорожного вокзала. Это позволило менять направление движения троллейбусов при аварийных ситуациях[23].

Сегодня показатели работы троллейбусного управления стабильные. Регулярность движения троллейбусного транспорта города – 99,4 процента, а коэффициент использования парка – 0,76. Протяженность контактных линий – 106,3 км., кабельных линий – 99 км., на балансе 182 ед. подвижного состава, мощность тяговых подстанций 28 200 кВт., на балансе управления 2 депо мощностью по 100 ед. подвижного состава каждое, база службы энергохозяйства, общежитие на 505 мест, 14 тяговых подстанций, четыре конечных диспетчерских пункта. Троллейбусное движение организовано по 18 маршрутам, а на линию ежедневно выпускается 135 троллейбусов.

Троллейбусным транспортом перевозится более 80% пассажиропотока Стерлитамака. Ежедневно троллейбусы перевозят 231 тысяч человек – это практически все население города.

В дальнейшем планируется строительство конечной станции совмещенной с единой диспетчерской с системой автоматизированного управления движением всех видов общественного транспорта города Стерлитамак, а так же строительство троллейбусной линии по южной объездной дороге, соединяющих два крупных микрорайона – Солнечный и Южный.

Для внедрения единой диспетчерской уже в ближайшие годы МУП «СТУ» планируется оснастить весь подвижной состав тахографами – приборами, регистрирующими параметры состояния оборудования транспортного средства и параметры движения, такие как скорость, расход электроэнергии, напряжение в контактной сети, ускорение, торможение и другие – всего 24 параметра [24]. На сегодняшний день в городе уже имеются и успешно функционируют два таких троллейбуса. Затем по программе внедрения единой диспетчерской планируется использование троллейбусов оснащенных навигационной системой и системой информирования пассажиров.

Троллейбусное управление работает круглосуточно: днем осуществляется перевозка пассажиров по городу, контроль над техническим состоянием троллейбусов, ночью бригада слесарей подвижного состава производит профилактический осмотр троллейбуса, а при обнаружении мелких неисправностей тут же исправляет их[25]. Благодаря этому троллейбусное движение в городе является бесперебойным, и следовательно наиболее эффективным.

Подводя итоги статьи, хотелось бы сказать о том, что троллейбусное движение со дня своего появления и до сегодняшних дней прошло огромный путь. Свидетельством данного факта могут служить такие цифры как: 11 троллейбусов в 1961 г. и более чем 200 сегодня, протяженность контактных линий в год основания троллейбусного движения 12,7 км и 106,3 км в 2012 г. Также не стоит обходить вниманием повышение уровня комфортабельности троллейбусов, а также оснащения их современными приборами, улучшающими работу электротранспорта. Таким образом, развитие общественного электрического транспорта не стоит на месте и с каждым годом становится все лучше и эффективнее. Надеемся, что такая тенденция сохраниться еще на долгие годы и будет и дальше радовать жителей города, а также способствовать промышленному развитию Стерлитамака на благо Российской Федерации.

Ссылки на источники

  1. Города и районы Республики Башкортостан. Уфа, АНО «Издательский дом «Республика», 2007. С. 236.
  2. ЦГА ОО РБ, ф. 788, оп. 1, д. 277, л. 36-38.
  3. История города Стерлитамака / отв. Ред. : А.С. Аюпов, М.И. Минеев. - Уфа: Изд-во БГУ, 1994. - 277 с. С. 130.
  4. ЦГА ОО РБ, ф. 788, оп. 1, д. 474, л. 146-147.
  5. ЦГА ОО РБ, ф. 788, оп. 1, д. 597, л. 61.
  6. История города Стерлитамака / отв. Ред. : А.С. Аюпов, М.И. Минеев. - Уфа: Изд-во БГУ, 1994. - 277 с. С. 132.
  7. ЦГА ОО РБ, ф. 122, оп. 33, д. 1035, л. 26.
  8. История города Стерлитамака / отв. Ред. : А.С. Аюпов, М.И. Минеев. - Уфа: Изд-во БГУ, 1994. - 277 с. С. 147.
  9. Морозова Т. П. Пристань поколений. История Стерлитамака. - Уфа: Китап, 2011. - 408 с.: ил. С. 329
  10. Город-на-Стерле.Ру URL: http://gorod-na-sterle.ru/2011/01/28/pervoe-gorodskoe-taksi/. (дата обращения 20.11.2012 г.)
  11. Стерлитамакский рабочий. 2011 год. 25 февраля. С. 3.
  12. Морозова Т. П. Пристань поколений. История Стерлитамака. - Уфа: Китап, 2011. - 408 с.: ил. С. 330.
  13. Стерлитамакский рабочий. 21 ноября 2012 г. URL: http://srgazeta.ru/2012/04/epoxa-xrushhyovskogo-volyuntarizma-v-sterlitamake/ (дата обращения 21.11.2012)
  14. Городской электротранспорт. Совмещенный трамвайно-троллейбусный сайт. URL: http://transphoto.ru/photo/505009/ (дата обращения: 21.11.2012 г.)
  15. Морозова Т. П. Пристань поколений. История Стерлитамака. - Уфа: Китап, 2011. - 408 с.: ил. С. 330.
  16. Стерлитамакский рабочий. 21 ноября 2012 г. URL: http://srgazeta.ru/2012/04/epoxa-xrushhyovskogo-volyuntarizma-v-sterlitamake/ (дата обращения 21.11.2012)
  17. Городской электротранспорт. Совмещенный трамвайно-троллейбусный сайт. URL: http://transphoto.ru/articles/2903/ (дата обращения: 21.11.2012 г.).
  18. Морозова Т. П. Пристань поколений. История Стерлитамака. - Уфа: Китап, 2011. - 408 с.: ил. С. 329-330.
  19. МУП "Стерлитамакское троллейбусное управление" URL: http://strtu.ru/?page_id=107 (дата обращения 21.11.2012 г.).
  20. БЕЗФОРМАТА.RU URL: http://sterlitamak.bezformata.ru/listnews/doroga-dlinoyu-v-50-let/527604/
  21. Стерлитамакский рабочий. 2011 год. 25 февраля. С. 3.
  22. БЕЗФОРМАТА.RU URL: http://sterlitamak.bezformata.ru/listnews/doroga-dlinoyu-v-50-let/527604/
  23. Стерлитамакский рабочий. 2011 год. 25 февраля. С. 3.
  24. МУП "Стерлитамакское троллейбусное управление" URL: http://strtu.ru/?page_id=107 (дата обращения 21.11.2012 г.).
  25. МУП "Стерлитамакское троллейбусное управление" URL: http://strtu.ru/?page_id=107 (дата обращения 21.11.2012 г.).