Полный текст статьи
Печать

Хороших методов существует ровно столько,
Сколько существует хороших учителей.
Д. Пойа

Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей (М. В. Кларин, 1997;С. Д. Поляков, 1993; Н. Р. Юсуфбекова, 1991 и другие), являются одной из его важнейших характеристик. «По сути, стержнем модернизации образования прямо объявляются инновационные преобразования практически во всех его составляющих» (В. И. Слободчиков, 2005).

Необходимо отметить, что общепризнанной трактовки понятия «инновация» до сих пор нет как в педагогической литературе, так и среди самих педагогов, относящих свою профессиональную деятельность к инновационной.

В самом общем смысле «инновация» (от латинского «innovatio» - нововведение, изменение, обновление) связывается, прежде всего, с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход из одного состояния в другое («Современный словарь иностранных слов»).

Некоторые авторы (А. Я. Найн, 1995) различают инновацию и новшество не как процесс и средство, а по степени их новизны (абсолютной или относительной). При таком понимании «новшество» вписывается в понятие «модернизация» учебно-воспитательной работы в ОУ, а «инновация» означает принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип организации.

При этом инновационный процесс рассматривается как процесс развития: «Развитие ОУ осуществляется только через инновационный процесс. Инновационный (а не учебно-воспитательный) процесс и есть объект управления развитием образовательного учреждения. Развитие ОУ – это и есть процесс разработки и освоения новшеств» («Управление развитием школы», 1995). Нововведения считаются эффективными, если они позволяют решать задачи развития ОУ (А. Н. Малинин, Г. М. Тюлю, Т. И. Шамова, 1993).

Специалисты по управлению ОУ различают новшества:

- по предмету изменений;

- по глубине преобразований;

- по масштабности;

- по ресурсоемкости;

- по уровню разработанности.

Предметом изменений могут быть цели, условия, содержание, средства, методы, формы организации образовательного и управленческого процессов в учреждении.

По глубине преобразований новшества делятся на

- модифицирующие (обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение),

- комбинированные (новое сочетание традиционных элементов),

-радикальные (принципиально новые).

По масштабности выделяют

- локальные (частные изменения в технологии),

- модульные (целостные изменения в какой-либо из подсистем ОУ),

- системные (перестройка всего ОУ на основе новой идеи).

Ресурсоемкость новшеств зависит от объема материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения.

По уровню разработанности выделяют полностью подготовленные (прошедшие апробацию) и недостаточно подготовленные новшества (В. С. Лазарев, 2002).

Т. И. Шамова и Г. М. Тюлю (1995) считают, что специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:

1. инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

2. использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся и воспитанников;

3. внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы ОУ.

Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Основные характеристики инновационного процесса в образовательном учреждении:

  1. Изменения проводятся на уровне ОУ, то есть «единицей» изменений является вся организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура системы ОУ.
  2. Изменения в ОУ предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы.
  3. Процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности.
  4. Изменения происходят в контексте реализации разработанной ОУ модели организации жизнедеятельности учащихся и воспитанников, отличной от общепринятых в большинстве других ОУ.
  5. Изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования.
  6. Изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога.
  7. Изменения н6осят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной и воспитательной деятельности в ОУ.
  8. Данные изменения приводят к новому уровню качества интеллектуального и психолого-социального развития личности учащихся.

Критерии оценки педагогических инноваций можно определить следующим образом:

Новизна – это основной критерий инновации, имеющий равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. В связи с этим руководителю образовательного учреждения или педагогу-новатору принципиально важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Возможно, то, что для одного педагога действительно будет новым, для другого окажется пройденным этапом.

Оптимальность означает затрату сил и средств педагогов и учащихся для достижения результата. Разные педагоги могут добиваться одинаковых высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся и воспитанников. Введение в образовательный и воспитательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте также выступает как критерий оценки педагогических инноваций. Если интересная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности педагога, то в данном случае трудно говорить о педагогическом новшестве. Возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных педагогов, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому использованию.

Необходимо определить основные понятия педагогической инноватики, принятые на территории Вологодской области (Сборник нормативных документов муниципального уровня, регламентирующих инновационную деятельность в сфере образования, 2005 год).

Инновация в образовании – целенаправленное изменение, которое привносит в образовательную систему новые элементы (новшества), обуславливающие ее переход в иное устойчивое состояние.

Инновационный образовательный проект (далее – инновационный проект) – теоретически обоснованная программа осуществления или распространения инноваций.

В качестве инновационных проектов в образовании рассматриваются:

- авторские программы: инновационные программы учебных предметов и курсов учебного плана, программы дошкольного образования, детских домов, дополнительного образовании детей;

- программы осуществления системных инноваций в образовательных учреждениях, муниципальных и региональных системах образования.

Возможны три вида инновационных проектов: реализационный, экспериментальный, научно-методический:

- реализационный проект – проект, преимущественно ориентированный на создание и адаптацию моделей (программ, технологий) известного, уже существующего типа;

- экспериментальный проект – проект, ставящий основной целью формирование таких моделей и технологий в области образования, результаты осуществления которых не очевидны и требуют подтверждения;

- научно-методический проект – проект, основными целями которого является распространение инновационного опыта, полученного в ходе осуществления реализационного или экспериментального проекта, внедрение образовательным учреждением собственных научно-методических разработок в систему образования.

Психологическое сопровождение инноваций в ОУ.

Психологическое сопровождение. Впервые словосочетание «психологическое сопровождение ребенка в образовательной среде» прозвучало в изданиях «питерской» школы фактической психологии и первоначально сочеталось со словом «развитие» (сопровождение развития, сопровождать — значит следовать вместе, рядом, одной дорогой).

Главная цель сопровождения — создать такие социально-педагогические условия, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своего развития и жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Психолого-педагогическое сопровождение – создание условий для успешного развития и обучения каждого ребенка через систему мероприятий, проводимых с целью оказания помощи ребенку в ситуациях выбора альтернатив, формирования ответственности за свой выбор и готовности к социальному самоопределению на различных стадиях развития.

Реализация психологической поддержки деятельности ДОУ определяется статусом психолога и психологической грамотностью администрации.

Специфика работы психолога определяется несколькими аспектами, связанными с особенностями детей-дошкольников. В работе с ними нельзя использовать развернутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми.

Особый акцент психолог должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, т.к. именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифицированной помощи психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Ему необходимо наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное обсуждение и с родителями, и с педагогами.

В связи со спецификой своей работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми и родителями. Главное умение – умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе, необходимо владеть коммуникативными навыками общения в ситуации индивидуальной беседы и в ситуации публичного выступления (как перед знакомой, так и незнакомой аудиторией).

В рамках психологического сопровождения дошкольного образовательного учреждения, психолог может оказывать помощь в построении системы управления именно данным коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок. Либо изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно с администрацией дошкольного образовательного учреждения может разработать систему обеспечения внедрения экспериментальной деятельности.

Эффективность психологического сопровождения во многом зависит от условий, созданных для работы, личностных качеств психолога, уровня его профессионализма. За основу данных характеристик качеств необходимо брать концепцию службы сопровождения.

Концепция сопровождения дошкольного образовательного учреждения:

- Основные задачи дошкольного образовательного учреждения.

- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

- Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей.

- Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка.

- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического, медико-социального сопровождения развития ребенка.

Комплексное сопровождение в дошкольном образовательном учреждении – система профессиональной деятельности “команды” специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.

Специфика сопровождения ребенка в такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии “команды”, каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Цель психологического сопровождения инноваций в ОУ – обеспечение психологической безопасности инновационных процессов, мониторинга результативности; повышение психологической культуры участников инновационной деятельности.

I этап инновационной деятельности. Проектировочный

Цель: Подготовка и принятие решения об инновации в образовательном учреждении.

Примерное содержание психологического сопровождения

Педагог – психолог ОУ

Методист – психолог муниципальной методической службы, психолог – внешний эксперт

- Участие в проблемно-ориентированном анализе деятельности ОУ, выявление психологических аспектов обнаруженных ресурсов и проблем, возможностей оптимизации деятельности;

- прогнозирование результативности инновации с точки зрения влияния на психологическое здоровье и развитие ребенка;

- анализ психологических условий реализации инновационного проекта;

- формирование психологической компетенции коллектива ОУ в вопросах инновации;

- помощь в формировании команды (творческого коллектива).

- Выявление психологических показателей деятельности ОУ, проблем и ресурсов через городской психологический мониторинг, аудиты, комплексные и тематические проверки;

- выработка рекомендаций по тогам конкурсов, выставок, конференций, обмена опытом;

- психолого-методическое консультирование администрации и специалистов ОУ в ходе принятия решения об инновации;

- консультирование по вопросам психологии управления.

 

Ожидаемый результат: Принятие решения в ОУ об участии в реализации инновационного проекта с учетом имеющихся возможностей и потребностей конкретного учреждения.

II этап инновационной деятельности. Установочный (организационный)

Цель: Оценка предложений ОУ, определение конкретных путей осуществления инновации, предварительная экспертиза.

Примерное содержание психологического сопровождения

Педагог – психолог ОУ

Методист – психолог муниципальной методической службы, психолог – внешний эксперт

- Определение запроса, задач и направлений психологического сопровождения участников инновационного процесса;

- изучение мотивации, готовности педагогов к участию в инновационной деятельности, трудностей, творческого потенциала и другое;

- изучение созданных психолого-педагогических условий для внедрения инновации;

- повышение психологической компетенции педагогов в рамках инновации через лекции, семинары, тренинги и другие формы работы;

- разработка модели выпускника в соответствии с нормативной моделью психического развития ребенка;

- изучение стартовых возможностей детей, динамики их развития;

- разработка психологического мониторинга в соответствии с целями и этапами инновационного проекта;

- прогноз позитивных и возможных негативных последствий предлагаемой инновации.

- Предварительная психологическая экспертиза проекта

- разработка методических рекомендаций, консультирование педагога-психолога (при необходимости педагогов, администрации ОУ) по организации психологического сопровождения, выбору критериев результативности, построению программы мониторинга и другое,

- при необходимости участие в работе творческого коллектива в качестве консультанта;

- при необходимости помощь в подборе инструментария инновационной деятельности в соответствии с возрастными и типологическими особенностями участников.

Ожидаемый результат: Разработка инновационного проекта с учетом прогноза позитивных и возможных негативных последствий его внедрения.

III этап инновационной деятельности. Сопровождение реализации проекта.

Цель: Психологическое сопровождение реализации инновации, выявление затруднений и использование необходимых ресурсов.

Примерное содержание психологического сопровождения

Педагог – психолог ОУ

Методист – психолог муниципальной методической службы, психолог – внешний эксперт

- текущая (промежуточная) психологическая диагностика результативности;

- оценка взаимодействия участников инновационного процесса;

- выявление проблемных зон внедрения инновации;

- развивающая работа и психологическое просвещение в рамках заявленной темы;

- консультирование педагогов и администрации, помощь в преодолении затруднений.

- проведение промежуточной психологической экспертизы;

- предварительная оценка педагогической экологичности проекта;

- психолого-методическое консультирование педагога-психолога (при необходимости педагогов, администрации) по оперативному внесению корректив;

- при необходимости участие в работе творческого коллектива в качестве консультанта;

- при необходимости дополнительная диагностика результатов.

Ожидаемый результат: Преодоление проблем и трудностей в реализации инновации.

IV этап инновационной деятельности. Рефлексивный.

Цель: анализ результатов, предварительное проведение итогов, определение перспектив дальнейшего развития, принятие решения о рекомендации внедрения данного опыта другими учреждениями.

Примерное содержание психологического сопровождения

Педагог – психолог ОУ

Методист – психолог муниципальной методической службы, психолог – внешний эксперт

- Мониторинг психологических показателей результативности инновации, психологическая интерпретация результатов; психолого-педагогический анализ количественных и качественных изменений в жизни и деятельности участников инновационного процесса (педагогов, детей, родителей, коллектива ОУ в целом);

- прогнозирование и проектирование дальнейшего развития данного опыта.

- Проведение заключительной психологической экспертизы, разработка рекомендаций;

- консультирование педагога-психолога (при необходимости педагогов, администрации) по определению дальнейших перспектив развития проекта в данном ОУ;

- анализ возможности применения инновации в условиях других учреждений;

- информирование о возможностях решения проблем других ОУ через освоение опыта внедрения данной инновации;

- внесение корректировки в работу методических объединений, курсов, межкурсовой подготовки.

Ожидаемый результат: Осмысление положительного опыта, приобретенного в ходе инновации; возможностей внедрения его в деятельности других образовательных учреждений.

Специалист, осуществляющий психологическое сопровождение инновационных процессов, должен обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, навыками проектирования, навыками работы в команде, взаимодействие с педагогами, администрацией ОУ.

Таким образом при рассмотрении основных понятий, касающихся инновационной деятельности ДОУ волнующим моментом является психологическое сопровождение участников ОУ в ведении инновации, где на всех четырех этапах введено обеспечение психологической безопасности инновационных процессов, мониторинга результативности; повышение психологической культуры участников инновационной деятельности, что является успешным результатом всей работы ДОУ.

Ссылки на источники

  1. Асмолов А. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. Москва: «Смысл», ИЦ «Академия», 2001.
  2. Леоньева А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Москва: московский психолого-социальный институт; «Модек», 2003.
  3. Психология возрастных кризисов: хрестоматия/ Сост. Сельченок К. В. Москва «Аст», 2001.