Полный текст статьи
Печать

Любое общество создает собственную модель развития и формирует механизм ее реализации, опираясь на свои традиции и цивилизационные ценности и исходя из сложившейся ситуации. Все более или менее развитые страны в той или иной степени пребывают сейчас на пороге перехода к инновационному типу социально-экономического развития общества. Глубокие качественные перемены неизбежно происходят не только в экономике, но и во всех сферах общественного бытия.

Одновременно в мире складывается новая расстановка сил. Все более заметно опережающее экономическое и социальное развитие целого ряда стран, слывших в прошлом отсталыми, и появление новых претендентов на роль ведущих «игроков» на мировой арене. Для того, чтобы удержать за собой позиции влиятельной мировой державы, России придется приложить усилия к тому, чтобы двигаться в том же направлении. В противном случае она будет вытеснена на обочину международной жизни и под угрозой окажется само ее существование как цельного, суверенного государства.

Следовательно, по всем основным параметрам модернизация общества в современном понимании отвечает национальным интересам России. Полномасштабное решение этой задачи равноценно формированию конкурентоспособного государства, которое будет в состоянии выйти на передовые позиции в мире и обеспечить высокие показатели благосостояния граждан.

Специфика России заключается в необходимости осуществления не одноотраслевой, а системной модернизации. Она должна охватывать все сферы жизнедеятель­ности и все уровни организации государственной и общественной жизни. В настоящее время особенно необходима модернизация социальной сферы, которая остается еще слабым звеном в процессе устойчивого развития.

Объектом в вопросе модернизации социальной сферы является сам человек. Общество на протяжении всей своей истории всегда уделяло особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Экстремизм, преступность в подростковой и молодежной среде – получили широкое распространение и обрели более опасный для российского общества характер, по сравнению с прошлыми периодами времени.

Уровень преступности несовершеннолетних в современной России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках, как наиболее социально незащищенной части общества.

В последние годы проблема девиантного поведения и распространяющаяся криминализация несовершеннолетних вышла на первый план среди социально-правовых проблем России. Ежегодно органами МВД привлекается в качестве обвиняемых и подозреваемых более 200 тыс. несовершеннолетних достигших 14-летнего возраста. Только половина дел доходит до суда. Тем не менее, около 20 тыс. несовершеннолетних (каждый десятый) получают наказание в форме реального лишения свободы. 

Подходы к решению проблемы подростковой преступности в большинстве своем традиционны. С каждым годом с осужденными, поступающими в воспитательные колонии, становится все сложнее работать в педагогическом плане: растет доля осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж.

Ежегодно суды, органы правопорядка, учреждения-субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних вынуждены подбирать меры воспитательного воздействия примерно для 180 тысяч подростков, в процессе реализации которых должны добиваться формирования персональной ответственности у правонарушителей. Тем не менее, имеющиеся статистические показатели указывают на низкую результативность работы специалистов служб, созданных за последние годы в различных ведомствах и призванных оказывать помощь семье и детям. 

Несмотря на то, что подростковый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей. Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом и в педагогическом процессе в частности, в межличностном общении со сверстниками, со взрослыми, и, прежде всего, родителями.

Современные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и даже делинквентное поведение. Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции.

Таким образом, актуальность проблемы указывает на необходимость усовершенствования существующих и поиск новых, более эффективных технологий работы с несовершеннолетними. Такой технологией может стать использование восстановительного подхода для предупреждения и разрешения конфликтов у несовершеннолетних.

Восстановительный подход – это системный подход к решению конфликтных ситуаций, который предусматривает восстановление, нарушенного вследствие конфликта, социально-психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда [1].

Восстановительные технологии в разрешении конфликтных ситуаций являются современной и достаточно эффективной альтернативной формой существующей в практике работы и соответствуют требованиям Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2].

Базовые положения восстановительного подхода к разрешению конфликтов нашли свое отражение в работах X. Зера, Г. Бэйзмора, Л.М. Карнозовой, P.P. Максудова, Э.Б. Мельниковой, М.Г. Флямера, Н.Л. Хананашвилли др.

С 2002 года на базе общественного центра «Судебно-правовая реформа» (СПР) (г. Москва) осуществляется обучение специалистов восстановительным технологиям предупреждения и разрешения конфликтов.

Работа с несовершеннолетними по предупреждению и разрешению конфликтов в рамках восстановительного подхода должна осуществляться на трех уровнях:

рис1
Работа с несовершеннолетними
на 1 уровне заключается преимущественно в том, чтобы осуществлять ценностно-ориентированное обучение подростков навыкам конструктивного взаимодействия (социально приемлемого, законопослушного поведения) и предупреждения конфликтов. Профилактическую деятельность должны осуществлять преподаватели школ, конфликтологи, ровесники.

Профилактика на 2 уровне необходима тогда, когда регистрируется административное правонарушение или другое проявление девиантного поведения подростка, для оказания помощи в предупреждении и разрешении конфликтов. Профилактическую деятельность должны осуществлять преподаватели школ, старшеклассники, деятельность координируют практический психолог, социальный педагог, конфликтолог.

Профилактика на 3 уровне касается несовершеннолетних, которые совершили преступления. Профилактическая работа на этом уровне должна осуществляться тренерами-медиаторами из числа сотрудников исправительных учреждений, осужденных, конфликтологов с привлечением секретарей комиссий по делам несовершеннолетних различных районов области, социальных работников.

Информационная часть работы с несовершеннолетними может реализовываться в виде обучающих лекций, бесед, классных часов. Цель такой работы – обучение основам коммуникативной и психологической грамотности, необходимым для предотвращения конфликтов и эффективного реагирования на конфликты, овладение восстановительным способом разрешения конфликтов.

Могут быть проведены лекции и беседы по следующим темам:

  1. Конфликт и способы его разрешения.
  2. Стратегии поведения в конфликте.
  3. Уверенное поведение в конфликте.
  4. Техники эффективной коммуникации.
  5. Восстановительный способ разрешения конфликтов.

Практическая часть работы с несовершеннолетними может реализовываться по трем направлениям в зависимости от уровня, на котором происходит работа (Схема 1).

рис2
Схема 1. Направления работы с несовершеннолетними в рамках 
восстановительного подхода 

 1 направление – это работа с обычными подростками по профилактике и разрешению конфликтов. Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и различные пласты взаимодействия большого количества людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.). В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций. В основном школа старается не выносить такие конфликты вовне. У современной школы есть ряд инструментов для разрешения конфликтных ситуаций, но далеко не все они результативны и конструктивны, что часто отмечают и сами участники образовательного процесса.

Восстановительный подход к разрешению конфликтных ситуаций дает возможность подросткам освоить конструктивное, ответственное поведение в конфликтных ситуациях и способы конструктивного разрешения конфликтов.

Практическая часть этого направления может быть реализована в виде тематических кругов, кругов ценностей, тренингов, ролевых игр, программ примирения (медиации), школьных конференций.

Приведем примеры некоторых мероприятий и форм работы.

Тематический круг 

Тематика Кругов согласовывается с участниками. Можно предварительно спросить у них, что именно их интересует, или же задать такой вопрос на самом Кругу: «О чем вы хотите поговорить?»

Например, интересными тематическими кругами для несовершеннолетних являются Круги на темы: 

  • «Всегда ли я хороший?» (Цель - формирование адекватной самооценки, самокритичности, создания условий для самоанализа подростками своего отношения к окружающим).
  • «Гармония с собой» (Цель - развитие навыков самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности).
  • «Классная компания» (Цель - осознание и самопринятие себя как члена коллектива).
  • «Уважение + терпение = семейное самочувствие» (Цель - формирование ориентации на семейное согласие, развитие навыков саморегуляции в складывающихся напряженных ситуациях семейного общения, формирование навыков компромиссного поведения).
  • «Почитать родителей – первейший закон природы» (Цель - формирование осознанного уважительного отношения к родителям, развитие навыков конструктивного общения с ними).
  • «Человек побеждает сидя» (Цель - осознание значимости обдуманных поступков и решений, демонстрация ситуаций в истории, когда импульсивность и непродуманность становились причиной войн, исторических конфликтов; отказ от доминирования, причинения вреда и насилия).
  • «Возведем мосты, разрушим стены» (Цель - формирование ответственности каждого подростка за соблюдение прав другого человека, определение способов выхода из межличностных конфликтов).

Круг ценностей 

Главная особенность «круга» – наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга. «Круги» – это древнее средство, которое существует в различных видах во многих культурах. Это форма, которая позволяет обеспечить более тесный контакт между людьми, предоставляет возможность для построения взаимоотношений.

Круг ценностей начинается с рассказа ведущего о традициях проведения Круга и пояснения правил данной процедуры. Затем ведущий проводит ритуал открытия Круга: просит участников взяться за руки так, чтобы правая ладонь каждого участника была повернута вниз – «к земле», то есть «давала», а левая – вверх, «к солнцу», то есть «принимала». Это замкнутый круг, где энергия каждого передается по кругу и образует единство.

Далее ведущий просит участников вспомнить значимого для них человека и назвать по очереди присущую ему черту/качество, которое они считают самой важной. После этого Ведущий  просит участников повторить все названные качества и записывает их на бумаге – это и есть список ценностей, которые важны для присутствующих в Кругу, так как они сами сформировали этот перечень. Совместными усилиями формируется взаимосвязь человеческих ценностей важных в подростковом возрасте (Схема 2).

Второй вопрос для обсуждения: «Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте пребывания в социуме/в команде, когда вы почувствовали себя частью этой команды». Ведущий обращает внимание на то, что команда (коллектив) – это необычайно сильный ресурс, который может поддержать каждого из нас в сложных жизненных обстоятельствах, и, если участники изъявят желание, таким источником поддержки может стать Круг, в котором они сегодня собрались.

рис3

Схема 2. Взаимосвязь человеческих ценностей важных в подростковом возрасте

По желанию ведущего, Круг ценностей может начинаться и заканчиваться вопросом относительно того, как себя чувствуют участники, какое у них настроение и т.п.

Круг ценностей заканчивается ритуалом закрытия Круга: все становятся так, как и во время ритуала открытия, ведущий благодарит участников за их искренность и откровенность.

Программа примирения (медиация)[4].

Целью программы примирения конфликтующих сторон является создание условий для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта, заглаживанию нанесенного вреда и налаживанию дальнейших взаимоотношений так, чтобы исключить повторение произошедшего.

Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу, настроены агрессивно. Поэтому на встрече сторон нужен медиатор - нейтральный посредник, ведущий встречи, - который не будет никого ни обвинять, ни защищать, будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. При этом ответственность за разрешение ситуации принадлежит самим сторонам, и только они сами принимают решение по поводу своей ситуации.

Для подготовки сторон к примирительной встрече проводятся предварительные встречи с каждым участником. На такой встрече ведущий дает участнику возможность рассказать свою версию, обсудить причины произошедшего. Медиатор помогает выговориться, притупить агрессивные чувства, стать способным слушать и воспринимать другого человека. Он проясняет потребности участника, рассматривает различные возможные пути разрешения конфликта, в том числе участие в примирительной встрече, а в случае согласия на встречу договаривается о соблюдении правил.

Ведущий не уговаривает человека участвовать в примирительной встрече. Участие в программе может быть только добровольным, то есть в случае отказа хотя бы одной из сторон, встреча не проводится. Тогда могут быть проведены другие программы, помогающие удовлетворить потребности согласившейся стороны и восстановить ее жизненную ситуацию, нарушенную конфликтом.

На примирительной встрече обсуждаются три основных вопроса:

1.  «Каковы последствия конфликтной ситуации для сторон, и какие чувства они испытывают по поводу случившегося?» Как правило, последствия разрушительны для обеих сторон. На встрече участники конфликта (зачастую впервые) начинают видеть друг в друге человека, а не врага. Если стороны признают, что имело место несправедливое и травмирующее событие, то логичен переход ко второму вопросу:

2.  «Как данная ситуация может быть разрешена?» Существует множество решений: от принесения извинений до самостоятельного исправления причиненного вреда и т.д. Стороны находят решение, которое их самих полностью устраивает.

3.  Третий обсуждаемый вопрос: «Как сделать, чтобы это не повторилось?» Рассматриваются глубинные причины поступка нарушителя и необходимость работы с ними.

2 направление – это работа с несовершеннолетними, демонстрирующими девиантное поведение, предоставление им поддержки и помощи в предупреждении и разрешении конфликтов. Отклоняющееся (девиантное) поведение несовершеннолетних является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. Отклонения в поведении подростков появляются как следствие несоответствия индивидуального поведения общественным правилам и нормам по причинам неосознанности или неправильного понимания нравственных категорий, несовпадения личных мотивов с общественными. В результате этого поступки ребенка приобретают асоциальный характер.

Личностные особенности подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, способствуют возникновению конфликтов. Истоки возникновения, развития и функционирования конфликтов следует искать в нарушениях во взаимоотношениях подростков со взрослыми и сверстниками. В результате конфликтных отношений и несформированности нравственно-правовых взглядов подростки выпадают из социально-полезной деятельности, отношений и общения, у них парализуются основные механизмы социализации и начинают развиваться отрицательные черты личности.

Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними, демонстрирующими девиантное поведение, позволит снять напряженность в межличностных взаимоотношениях, наладить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, разрешить сложившие противоречия конструктивным путем, научить урегулировать конфликты через взаимодействие сторон.

Практическая часть этого направления реализуется в виде тренингов, упражнений, медиации ровесников, программы по заглаживанию вреда, семейной конференции.

Приведем примеры некоторых форм работы.

Медиация ровесников[5] 

Школьники имеют много преимуществ над опытными специалистами при решении конфликтов, которые возникают между сверстниками.

Во-первых, когда ученики имеют возможность помогать решать конфликты между своими сверстниками, уменьшается риск возникновения недоразумений между поколениями, поскольку всегда существует проблема того, что старшие будут навязывать младшим свое видение и способы решения определенных проблемных ситуаций. В свою очередь, ученики-медиаторы постоянно общаются со своими ровесниками и знают, что может стать причиной конфликта, который переживают стороны конфликта. Кроме того, атмосфера отношений доверия и взаимного понимания между представителями одного поколения устанавливается намного быстрее, нежели между представителями разных возрастных групп.

Во-вторых, все люди, в зависимости от возрастных особенностей, имеют разные взгляды и подходы к решению конфликтов. В случаях, когда над разрешением конфликта будут работать ровесники, будет внимательно рассмотрено мнение каждого.

В-третьих, ровесники больше доверяют друг другу, в первую очередь потому, что не чувствуют власти в своем кругу. Во время медиации контроль над ситуацией равноценно принадлежит как сторонам конфликта, так и медиатору. Они работают по принципу «равный – равному», который очень эффективен благодаря тому, что отношения строятся как субъектно-субъектные.

В-четвертых, ровесники в роли медиаторов вызывают у конфликтующих сторон уважительное отношение. Наблюдая за уравновешенным и уверенным поведением медиаторов, стороны конфликта настраиваются на позитивное восприятие ситуации и серьезный подход к ее решению.

В-пятых, тот факт, что школьники при разрешении конфликтной ситуации получают помощь от ровесников, настраивает их на принятие таких услуг и предоставление согласия на сотрудничество.

Программа по заглаживанию вреда[3] 

Центральный элемент программы – встреча сторон, организуемая специалистом (ведущим программы), для обсуждения вопросов о заглаживании вреда. Встреча состоится, если на нее согласны обе стороны. Ведущий является нейтральным посредником, в равной степени поддерживающим обе стороны. Задача ведущего – наладить конструктивный диалог между участниками для достижения соглашения. Если соглашение достигнуто, оно отражается в договоре по заглаживанию вреда (конкретные договоренности, сроки и условия их выполнения).

Проведение программы по заглаживанию вреда позволит подростку, демонстрирующему девиантное поведение, осознать причины своего поступка и их последствия; принести извинения и получить прощение; загладить причиненный вред; вернуть уважение к себе и восстановить важные отношения (в том числе в семье), которые, возможно, были нарушены в результате случившегося. Потерпевшему – позволит избавиться от негативных переживаний и желания отомстить, убедиться в том, что справедливость существует. Данная программа поможет родителям поддержать ребенка в трудной жизненной ситуации, будет способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.

В ходе встречи сторон обсуждаются следующие вопросы:

  • · В чем именно состоит причиненный обидчиком вред?
  • · Как обидчик может загладить этот вред?
  • · Как сделать, чтобы подобное не повторилось?
  • · Каким может быть участие родителей и близких?

3 направление – это работа с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом в рамках восстановительного подхода. Для правонарушителя уголовный процесс носит характер «клеймения» и затрудняет его реинтеграцию в общество. Места лишения свободы существенно углубляют отчуждение правонарушителей от законопослушного общества. Ужесточение наказаний, объединяющее все большее количество правонарушителей в колониях и тюрьмах, содействует воспроизводству криминальной субкультуры.

Чем больше людей проходит через места лишения свободы, тем больше это способствует распространению терпимости к преступному поведению, усилению враждебности к работникам правоохранительных органов и судов, закреплению ориентации населения на криминальные авторитеты как образцы поведения, а также на силовое разрешение конфликтов и агрессивность в отношениях как норму поведения.

Восстановительный подход помогает подросткам самим исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями, реализовать важные для общества ценности: исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этом процессе ближайшего социального окружения. Восстановительный подход базируется на ином взгляде на природу человека, – согласно ему, антисоциальные чувства вовсе не самые глубинные и не самые сильные. Враждебные чувства и поведение проистекают из-за неудовлетворенности базисных потребностей в любви, защищенности, принадлежности.

Таким образом, в рамках восстановительного подхода несовершеннолетние учатся воспринимать ситуацию как свою собственную, искать выход из нее, а не перекладывать ответственность друг на друга, на государство, на судьбу, на самого подростка.

Формы проведения работы: тренинги, упражнения, восстановительная медиация, медиация «Комбинаторика пар», круги примирения.

Приведем примеры некоторых форм работы.

Медиация «Комбинаторика пар» (Схема 3)[4] 

Структура комбинаторики пар включает в себя параллельные и последовательные этапы работы, которые проводятся двумя медиаторами.

Этап 1. «Индивидуальная беседа». Медиаторы работают одновременно в разных комнатах с участниками конфликта. Участники излагают суть проблемы, ее источники, свое видение решения.

Этап 2. «Отзеркаливание историй». Медиаторы по очереди в присутствии участников конфликта пересказывают друг другу их истории. Далее следует «зеркальная корректура», где каждая из сторон слышит от медиатора собственную историю. Пересказ медиаторами историй поможет обнаружить наиболее острые зоны конфликта. Прослушивание собственной истории успокаивает чувства, структурирует пространство конфликта, помогает открыть новые грани переживаний другого человека.

Этап 3. «Наблюдение». Сторонам предоставляется возможность прокомментировать уже услышанные истории. 

Этап 4. «Рефлексия команды».

Медиаторы общаются только друг с другом, пресекая всякую активность сторон. Они делятся своими наблюдениями за взаимодействием сторон, отзываются о том, что им откликнулось в их беседе, соотносят это со своим личным опытом. Медиаторы избегают оценок, усиливая ресурсные моменты; обращают внимание на информацию, представленную какой-то из сторон и не услышанную другой стороной, но важную для решения проблемы. Медиаторы могут выдвигать гипотезы, предлагать метафоры, проводить аналогии, но все это сразу перепроверяется в обратной связи. В процессе обратной связи каждый медиатор может задавать уточняющие вопросы обеим сторонам, тем самым добавляется момент «диагонального» общения.

рис4

Схема 3. Медиация «Комбинаторика пар»

Процесс обратной связи продолжается до тех пор, пока стороны не придут к тому или иному решению. Далее сторонам предлагается заключить договор относительно принятых ими решений.

Восстановительная медиация[5]

Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает участникам выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности разрешить конфликт. Ведущий (медиатор) помогает людям выразить полноту их ситуации и донести её друг до друга таким способом, чтобы участники, узнав конструктивным образом те аспекты человеческого существования, которые были до этого скрыты от них, нашли в себе силы начать обсуждать совместное решение данной проблемы. Образно говоря, медиатор строит лестницу, шагая по которой, люди узнают все больше и больше друг о друге, и это знание помогает им справиться с ситуацией. Каждая «ступенька» этой лестницы помогает сделать шаг в сторону строительства здоровых отношений друг с другом.

рис5

Важнейшими ступеньками этой лестницы являются:

  • понимание своих чувств, состояний и оснований действия;
  • понимание чувств, состояний и оснований действия другого человека (других людей);
  • осознание последствий ситуации для себя и других людей;
  • восстановительные действия, позволяющие изменить отношение друг к другу;
  • ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию. 

Таким образом, проблема использования восстановительного подхода для предупреждения и разрешения конфликтов у несовершеннолетних является актуальной, новой и достаточно малоизученной в России. В данном случае не стала исключением и Орловская область. С 2008 года в нашей области совместно с Центром содействия реформе уголовного правосудия начата апробация внедрения восстановительного способа разрешения конфликтов.

Ссылки на источники: 

1.  Карнозова, Л.М. Включение программ восстановительной ювенальной юстиции в работу суда: Методическое пособие. — М.: ООО «Информполиграф», 2009. — 108 с. — (Серия «Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями» /Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия  для малоимущих групп населения Российской Федерации»).

2.  Максудов, Р.Р. Проведение программ восстановительного правосудия для несовершеннолетних: Методическое пособие. — М.: ООО «Информ-полиграф», 2009. — 92 с. — (Серия «Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями» /Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия  для малоимущих групп населения Российской Федерации»).

3.  Восстановительная модель социально-психологической помощи подросткам: Методическое пособие./ Под ред. Тихомировой В.А. – М., 2007. – 131 с.

4.  Шмидт, В.Р. Интеграция подростков в конфликте с законом: зарубежный опыт. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2007. – 120 с.

5.  Практическое руководство по внедрению модели ювенальной пробации в систему уголовного правосудия. Методическое пособие для работников социальных служб, учреждений и органов системы уголовного правосудия. Москва, 2009. – 92 с.