Полный текст статьи
Печать

Для раскрытия механизмов привития культуры здоровья и здорового образа жизни подрастающему поколению, характеристики креативных технологий организации здравотворческой образовательной среды, необходимо, в первую очередь, охарактеризовать сам феномен здоровьетворения, отражающий и интегрирующий различные аспекты человеческого бытия,  и особенности его разработки в спектре различных областей современной науки. Раскрытие понятия «индивидуальное целостное здоровье человека» позволит определить и конкретизировать задачи по формированию, поддержанию, укреплению, развитию и реабилитации здоровья посредством индивидуального стиля здорового образа жизни – по «строительству», созиданию здоровья, здоровьетворению.

В русле решения многих методологических вопросов рассмотрения феномена и проектирования научной картины здоровья и здоровьетворения необходимо уточнение понятия «здоровье», поиск наиболее адекватного его определения. Выделяются различные подходы в рассмотрении категории здоровья. В.Э Пахальян указывает на некоторые из них: комплексный (системный), нормоцентрический, феноменологический, эволюционистический, холистический, социально-ориентиро-ванный и кросс-культурный, дискурсивный (диспозитивный), аксиологиический, акмеологический [1]. Л.Б. Дыхан выделяет следующие подходы в понимании здоровья: состояние – процесс, способность – результат, нормативный, болезнь – здоровье, качество – количество, одно – многомерность проявлений здоровья  [2].

рис1

Рис. 1. Система подходов к разработке категории здоровья человека

Анализ имеющихся концепций свидетельствует о том, что современные подходы к построению научной картины здоровья неоднозначны, и здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, возникший на стыке различных наук о человеке, интегрируя все аспекты человеческого бытия. Мы предлагаем собственную интерпретацию основных характеристик категории здоровья человека в контексте системы подходов к его трактовке и разработке проблем здоровьетворения (рисунок 1).

 Системно-уровневый подход

Основывается на диалектическом представлении о связи и взаимодействии объектов. Система представляет собой определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями. Системный подход является средством объективизации (выделения в качестве объекта исследования) целостных явлений и системных комплексов, характеризует общие механизмы интеграции, раскрывает качественную многомерность явлений.

На наш взгляд, методология системного подхода при характеристике феномена здоровья реализуется в двух направлениях.

1. Организм человека является многокомпонентной сложноорганизованной вероятностной открытой динамической системой, взаимодействующей и взаимо-уравновешенной с внешней средой, в которой на разных уровнях могут идти процессы различного типа. Поэтому здоровье не может характеризоваться каким-либо одним признаком (показателем, критерием), например, «здоровый – нездоровый», и является понятием многомерным.

Идея системного подхода в изучении природы человека лежит в основе учения Д.Ж. Марковича, утверждая, что  развитие здоровья не должно нарушать его целостности. Критерием данного процесса является общий для всех саморазвивающихся систем признак – повышение уровня организации системы. Основным внутренним источником развития является взаимодействие биологического и социального в человеке. Этот, постоянно действующий, источник делает возможным саморазвитие здоровья при постоянном обмене с окружающей средой энергией, веществом и информацией [3].

2. Здоровье человека является целостной многомерной динамической системой с определенной логической структурой. По определению В.Г. Афанасьева: «Каждый организм обладает относительно устойчивым составом компонентов, структурой, специфическими функциями, особым характером регуляции протекающих в нем процессов управления, взаимодействия с внешней средой» [4, с. 137]. «Целостность заключается в органическом единстве, взаимодействии компонентов (органов, клеток, тканей), и процессов, в их подчинении, «служении» целому, в удивительной целесообразности, приспособленности организма к условиям его существования» [4, с. 93].

Согласно концепции А.Г. Щедриной, цель здоровья состоит в обеспечении, поддержании определенного уровня жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый конкретный период жизни. Системообразующим фактором, ядром  системы «здоровье» является способность к сохранению постоянства внутренней среды (гомеостаз), поддержанию определенного уровня жизнеспособности при наличии фундаментальных биологических качеств – саморегуляции и адаптивности, позволяющих человеку выполнять биологические и социальные функции. Автор определяет здоровье как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающиеся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [5].

Структура здоровья, в разной интерпретации, по нашему мнению, может включать следующие компоненты (уровни проявления):

биологическое (физическое и соматическое здоровье) – анатомо-физиологическое функционирование организма и всех его систем, резервные, адаптационные и саморегуляционные возможности, генотип, тип конституции, уровень обмена веществ и физического развития, энергетический потенциал – здоровье тела, физическая и гигиеническая активность, физическое благополучие;

• природно-космическое – биоритмы жизнедеятельности человека, обусловленные природно-космическими явлениями (метео-, селено-, гелиозависимость и др.); экологическое сознание и мышление, экологическая культура, ответственность за сохранение здоровья природы – природного экологического равновесия;

психоэмоциональное – обусловленные природой индивидуальные свойства психики человека (темперамент, доминантность полушарий, канал восприятия информации, тип памяти и пр.), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, психоэмоциональное состояние и поведенческий контроль – душевное здоровье, психологическое благополучие;

интеллектуальное – уровень развития сознания, мышление, способности усваивать, понимать, осознавать, интерпретировать и использовать информацию, а также создавать новую, познавательное функционирование в мире научно-технических достижений и информационных технологий – здоровье разума, интеллектуальное благополучие и интеллектуальная активность;

социальное – социально обусловленные свойства психики личности, обеспечивающие самореализацию в общественно-политических, бытовых, профессиональных, межличностных, этнических, поло-ролевых и др. отношениях (выполнение социальных ролей), социальную адаптацию, способность и качество общения, определяет способ взаимодействия в социуме, уровень и степень притязаний – социальное благополучие, социальные ресурсы и социальная активность;

духовно-нравственное – нравственные ценности, идеалы, мировоззрение, осознание смысла жизни, выбор стратегии жизни, ценностные ориентации и установки жизнедеятельности;

личностно-творческое (креативное) – «Я-концепция» человека, разумное и позитивное самосотворение (творение образа «Я»), использование индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, идеалов и убеждений для личностного саморазвития, гармоничное единение всех компонентов здоровья – жизнетворчество, творческая активность, гармония жизни.

В философском аспекте здоровье человека можно представить в образе «дерева здоровья» (жизни), где ветки – компоненты здоровья, а листья – его проявления (характеристики). «Здоровый– общеславянское первоначальное (здоров) является префиксальным от дерево. Здоровый – «похожий на дерево» (по высоте или/и крепости)» [6, с. 97]. На протяжении всей жизни дерево растет, изменяется его крона: утрачиваются или появляются новые характеристики под влиянием внутренних и внешних факторов (рисунок 2).

Соотнесение образов человека и дерева мы находим в древних философских и педагогических школах:

• Кей-Кавус (II в.), правитель (эмир) небольшого княжества, представитель восточной педагогики, в своем произведении «Кабус Намэ», написанном как поучение сыну отмечает: «Человек – словно плод, а отец и мать – как дерево. Чем больше ты будешь заботиться о дереве, чем лучше и прекраснее будешь уважать и любить отца и мать, тем доходчивее будут их молитвы и благословения над тобой и ты будешь ближе к благословению Божью и благословению их» [7].

рис2

Рис. 2.  Модель  «дерева здоровья» человека

• Ахмад ибн Абд Раббихи, «Книга ожерелья»: «Дети – это плоды наших сердец и опора для наших спин, а мы – земля у них под ногами и сень над головами» [8].

• Алкуин (VIII в.), английский монах-ученый, организатор и руководитель монастырской школы в Туре (Франция) – одного из центров средневековой науки, учитель «Палатинской школы» при дворе Карла Великого, сравнивал образ человека с образом дерева и выделял ряд факторов, влияющих на него. В своем учебнике, построенном в виде беседы Алкуина с Пипином (сыном Карла Великого), ученый писал: на что похож человек? (ответ: на плодовое дерево); каким переменам подвержен человек? (ответ: голод и сытость, отдых и работа, бодрствование и сон) [9].

 • Я.А. Коменский в «Великой дидактике» (XVI в.) указывал: «Человек и дерево сходны. Ведь плодоносное дерево, предоставленное самому себе, как дикое растение, принесет дикий плод. Для того, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходим уход» [10].  • Аналогичный подход мы встречаем в произведении Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (XVIII в.): «К тебе обращаюсь, нежная и предусмотрительная мать… Ухаживай и поливай молодое растение, пока оно не увяло, – плоды его будут некогда твоей усладой. Строй с ранних пор ограду вокруг души твоего дитяти… Растениям дают определенный вид посредством культуры, людям – посредством воспитания» [11].

• В.Г. Белинский в рецензии «Библиотека детских повестей и рассказов» (1836) утверждал: «Младенец есть молодой, бледно-зеленый росток, едва выглянувший из своего зерна; а воспитатель есть садовник, который ходит за этим ростком… Он соображается не только с индивидуальною природою, с качеством почвы. Каждое растение имеет для него свои эпохи возрастания, сообразно с которыми он и располагает свои с ним действия» [12, с. 54].

     Системно-факторный подход

Его суть мы рассматриваем следующим образом: на индивидуальное здоровье (как систему) каждого человека (его организма как системы) тем или иным образом, в той или иной степени действует система факторов окружающей его среды (системы сред существования и жизнедеятельности личности: природно-космическая, биологическая (органическая), психологическая, социальная, интеллектуальная, предметно-пространственная, духовно-нравственная, креативная.

Вопрос о факторах здоровья является крайне важным, так как человек может повлиять на многие из них, и тем самым способствовать созиданию своего здоровья и здорового стиля жизни, сохранению здоровья окружающих людей и экологического равновесия природной среды. Здоровье человека определяется всем комплексом объективных и субъективных факторов, определяющих качественный уровень его различных проявлений: воспроизводство, формирование, функционирование, потребление, восстановление и пр. (рисунок 3)

рис3Рис. 3. Комплекс факторов, влияющих на здоровья человека

В данной модели отражены эндогенные (внутренние) факторы: врожденные и приобретенные биологические и психические свойства личности человека, определяющие индивидуальный потенциал его здоровья (гомеостаза – внутренней среды) и экзогенные (внешние) факторы сред существования и жизнедеятельности, отражающие общественный потенциал здоровья человека. К факторам внешней среды следует отнести:

природно-космические:

              •• климатические – режим и характер атмосферных сезонных явлений в районе проживания, обусловленный географическим положением местности: температура, давление, влажность воздуха и пр.;

              •• ландшафтные – геологическое строение, рельеф, гидрологические ресурсы территории;

              •• физико-космические – электромагнитное излучение, звуковые колебания, влияние космических тел и пр.;

              •• химические – все химические вещества, производимые и используемые в  промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, быту и т.п.;

              •• биологические – микроорганизмы, природные очаги возбудителей заболеваний, характер и состояние флоры и фауны и пр.; 

              •• экологические – устойчивость, экологическое состояние природных систем в районе проживания, общепланетарные, региональные и локальные экологические условия и пр.;

предметно-пространственные – архитектурная среда зданий и сооружений и их дизайнерское решение, состояние и уровень системы коммуникаций и жизнеобеспечения, экологическая среда помещений (жилых, рабочих, учебных и пр.), ее соответствие санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям, соблюдение техники безопасности, экологическая безопасность строительных материалов, предметов обихода и др.;

социально-политические – политические приоритеты, система законодательства (законы, государственный программы здоровьесбережения населения, охраны материнства и детства и пр.), концепция деятельности средств массовой информации, уровень работы системы образования, культуры и здравоохранения и пр.;

социально-экономические – культура, характер и уровень производства, материальные ресурсы общества, уровень научно-технического обеспечения и сервисного обслуживания, уровень функционирования рекреационных служб, системы курортно-санаторных, профилактических и оздоровительно-спортивных учреждений и др.;

социально-культурные индивидуальные – условия жизни, социальный статус и система поведения человека в социуме (особенности профессиональной, учебной, общественно-политической деятельности, семейных и межличностных отношений), поло-ролевое функционирование, привычки, хобби, уклад жизни, иерархия потребностей и способы их удовлетворения, уровень образованности и общей культуры и пр.;

духовно-нравственные – система общечеловеческих и общенациональных ценностей; традиции, искусство и культура нации, государства и всего человечества; культура церкви, философские каноны бытия и смысла жизни; мировоззренческо-оздоровительные системы (йога, аюрведа, фитоника и пр.), системы самозащиты и обороны и др.

Взаимосвязь выделенных факторов, опосредованных внутренними особенностями человека (взаимосочетание индивидуального и общественного потенциала здоровья) определяют уровень индивидуального здоровья и образ жизни каждого человека. Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья, изучение глубинных процессов их взаимодействия позволит определить  технологии индивидуального здоровьетворения, его прогнозирования и управления.

Эколого-резонансный подход

В основе эколого-резонансного подхода лежит идея целостности природы. Она ориентирована на понимание того, как взаимодействуют между собой отдельные природные экосистемы, обретая тенденцию к равновесию и устойчивости во времени.  Идея экологического равновесия в природе, как наиболее оптимальная гармоничная форма существования жизни на Земле, интерпретируется в контексте проблемы здоровья, на наш взгляд, в трех взаимосвязанных аспектах.

1. Здоровье человека как «внутреннее экологическое равновесие» представляет собой сочетание компонентов.

Биологическое равновесие – сбалансированность, резонанс в физиологическом функционировании всех органов и систем (исходя из модели здоровья А.Г. Щедриной [13]): биологическое равновесие = стабильность гомеостаза + саморегуляция + адаптивность;

Психологическое равновесие между адекватным восприятием окружающего мира и поведенческими реакциями на него, между мыслями и поступками. «Наше переживание мира управляется своего рода внутренней экологией, которая соотносит восприятие, эмоции, мышление и принятие решений с внешними факторами» [14, с. 265].

Духовно-нравственное равновесие – внутренняя свобода как постоянный внутренний самоконтроль и моральная ответственность за свою жизнь, свои поступки, свой выбор обстоятельств и средств использования своей воли в достижении жизненных целей: внутренняя гармония личности = гармония тела + гармония разума + гармония души.

2. Здоровье – «внешнее экологическое равновесие» человека. Характеристика жизнедеятельности, взаимодействия и взаимоуравновешенности с внешней средой живого организма как открытой динамической системы, ее отличительные  свойства и законы развития представлены в работах многих исследователей.

В.Г. Афанасьев указывает, что живая система – открытая система, способная функционировать только за счет свободной энергии, поступающей из внешней среды. Ее непременным свойством является термодинамическое неравновесие. Автор отмечает, что «организм есть не что иное, как пространственно-временная морфологическая, функциональная, динамическая и генетическая система, непрерывно взаимодействующая с внешней средой» [15, с. 86] и «…как живая целостная система он находится в состоянии подвижного равновесия со средой, причем, это равновесие, означающее сохранение организмом своей целостности, относительного постоянства структурных и функциональных особенностей, достигается посредством постоянного изменения, превращения образующих его компонентов» [15, с. 93].

Аналогичный подход мы встречаем в определениях, представленных в энциклопедиях и словарях:

• «Здоровье – состояние организма, при котором все его функции и системы находятся в гармоническом взаимодействии и динамически уравновешены с внешней средой… Состояние здоровья человека зависит от совершенства приспособительных механизмов организма» [16, с. 454];

• «Здоровье – гармоничная совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность; индивидуальное здоровье – гармоничное единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма» [17, с. 173].

Таким образом, экологическое равновесие человека, как природного существа, предполагает гармоничное сочетание его возможностей и способностей к сохранению собственной внутренней среды (гомеостаза) с колебательными ритмами и изменениями внешней среды.

3. Здоровье – «цивилизационно-планетарно-космическое экологическое равновесие». Экологическое благополучие (равновесие) человечества (цивилизации) с окружающей природно-космической средой является необходимым условием гармоничного развития и сохранения здоровья каждого человека и всей планеты в целом. В основе данного трактования лежит биоцентрическое миропонимание – идея восстановления связей человека и природы, оптимизация биосферы, осознание вселенской сущности человека, его разума как высшего мирового  жизненного начала, которое проявляется во всей Вселенной.

Определяя ментальный характер существования человечества на планете, Т. Чешева указывает, что человек насыщает «…пространство и землю тем, что идет через него. Лаборатория человеческого микрокосма сложна, она может быть очистителем материи…, но и может быть явлением, заражающим все, с чем входит в соприкосновение» [18, с. 91]. Ю.В. Кононов и З.Н. Кононова отмечают, что биоэнергетика Земли истощена и не успевает компенсировать «больную энергетику, злобные мысли рода людского». Болезнь человечества прямо спроецирована на состояние природы. С ноосферных позиций авторы утверждают, что пришла эпоха человека сверхвозможностей и сверхприроды, который должен найти путь к оздоровлению Земли, на основе сознательного сотрудничества с природой, «путем сопричастности многообразному творчеству природы, проникая своим разумом в глубины ее творения, оздоровляя ее травмированное тело созидательной работой» [19].

Основной вывод, который можно сделать, проанализировав различные авторские концепции по данному направлению: дальнейшее развитие человеческого общества возможно через развитие его творческого потенциала, реализацию креативной природы каждого человека. Будущее за человеком-творцом.

Индивидуально-нормативный подход

 Индивидуальность каждого человека уникальна и неповторима, следовательно, и его здоровье (во всех его проявлениях) имеет свои индивидуальные особенности. Представления человека о своем здоровье и о здоровье вообще воплощаются в его внутренней картине здоровья. При характеристике данного подхода мы делаем акцент на противоречивости понимания «нормы здоровья», многофакторности воздействия внешней и внутренней среды на здоровье человека и актуальности разработки индивидуальных подходов к здоровьетворению каждого человека, определения его «индивидуальной нормы здоровья».

Здоровье, в отличие от конкретного характера болезни, имеет определенные симптомы своего проявления, представляет собой абстрактно-логическую категорию, которая в медицине можно описать по принципам среднестатистической нормы отдельных функций организма. При нормативном подходе здоровье рассматривают как отсутствие существенных отклонений от нормы основных жизненно важных показателей. Часто понятие «норма» в научной терминологии определяется как среднестатистическое значение признака или группы признаков:

• средний стандартный показатель, с которым обычно сравниваются частные показатели для установления факта их соответствия или отклонения от нормы;

• некоторого рода образец, стандарт, выделяемый и определяемый по каким-либо основаниям» [20, с. 243].

Значение понятия «норма» (правило, образец, руководящее начало) неоднозначно и противоречиво: статистическая, оптимальная, идеальная, индивидуальная, социальная и т.п. Также относительно понимание нормы при выделении, классификации и характеристике факторов, обуславливающих состояние здоровья и его показателей. В.П. Петленко указывает: «норма – это зона оптимального функционирования системы:…работа с максимально возможной слаженностью, надежностью, экономичностью, эффективностью. Оптимальный режим работы организма и является его нормальным режимом» [21, с.665]. Исследователь делает акцент на том, что сведение нормы лишь к оптимуму будет сужать ее реальное содержание: «Норму можно представить как состояние, при котором периодически может происходить отклонение функционирования организма от оптимального… Применительно к человеческому организму норма… это состояние психосоматического оптимума жизнедеятельности, а также реальной возможности достичь его за счет механизмов развития, саморегуляции и адаптации» [21, с. 668]. Поэтому к определению нормы должен быть индивидуальный подход.

Особый интерес и актуальность для каждого человека представляют индивидуальные подходы к сохранению и приумножению здоровья, исполнителем которых является он сам, по определению своего стиля жизни, когда можно стать и оставаться здоровым, максимально работоспособным и творчески реализованным. Речь идет о создании инструментария, технологий здоровьетворения: самонаблюдение, самопознание, самооценка, самодиагностика, саморегуляция, самооздоровление, самосозидание и т.п.

Одни и те же внешние воздействия, снижая здоровье одного человека, могут не оказывать влияние на другого. Все внешние воздействия опосредуются внутренними особенностями человека, его «индивидуальной нормой здоровья». Ученые ставят вопрос о необходимости разработки системы индивидуального «шкалирования факторов устойчивости», позитивно воздействующих на здоровье человека.

Критериально-измерительный подход

Выделение «индивидуальной нормы здоровья» непосредственно связано с ее критериями (показателями), способами их измерения и оценки. Каждый из показателей представляет собой самостоятельную качественность, которая может иметь количественное выражение. В зависимости от последнего (степени развития, проявления) они могут позитивно или негативно влиять на здоровье как целостное состояние организма.

Рассматривая здоровье как атрибут живого человека, как явление динамическое, обладающее тенденцией к изменению своего уровня, Н.М. Амосов поставил вопрос о количественномизмерении физического здоровья  и разработки системы позитивных показателей и обобщающих индексов здоровья [22].  В.А. Иванченко предложил формулу «динамического здоровья» человека, которое прямо пропорционально величине резервов организма, степени согласования его биоритмов с ритмами природы и общества и обратно пропорционально длительности и силе действия неблагоприятных факторов окружающей среды и сделал вывод: соблюдение ритма жизни ведет к здоровью, а его нарушение – путь к болезни (дизритмия) [23]. Качественный подход используется при рассмотрении психоэмоционального компонента здоровья: от оптимального до недостаточного.

С критериями качества и количества здоровья тесно взаимосвязаны критерии способностей и результата, что позволяет рассматривать их сразу в нескольких категориальных плоскостях (рисунок 4). Таким образом, мы считаем, что основнымикритериями здоровья человека, во всех его многомерных проявлениях, могут выступать качество и количество, способность и результат.

Определяя здоровье как способность индивида: сохранять постоянство гомеостаза, приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, сохранять себя и свою среду обитания, реализовывать свои биологические и социальные функции, развиваться и совершенствоваться, выполнять свое планетарно-космическое предназначение на Земле, мы рассматриваем его резервы, потенциал – его количественную характеристику, которая, бесспорно, входит в феномен целостности здоровья.

 рис4Рис. 4.  Критерии здоровья человека

Наличествующее здоровье на каждый  конкретный момент времени есть результат успешности проявления способностей, степень благополучия – его качественная характеристика. Совокупность и взаимообусловленность данных критериев позволяет рассматривать состояние здоровья человека как динамичный процесс, что допускает возможность целенаправленно им управлять.

Управленчески-технологический

В свете проблемы здоровья человека, во взаимосвязи с ранее представленными подходами, особую актуальность приобретает управленчески-технологический подход. С нашей точки зрения, прерогативой данного подхода является разработка представлений о механизмах и технологиях здоровьетворения в контексте адаптационной и креативной валеологии.

Выделяют целостную психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию (гомеостаз + саморегуляция + резервы организма + механизмы накопления резервов и их мощности = поведение и активность), которая на всех уровнях выступает, с одной стороны, как процесс налаживания взаимоотношений с окружающим миром, с другой, как результат этого процесса.      Более высоким уровнем адаптации является творческий (креативный), способствующий установлению не только внешней гармонии со средой, но и внутренней гармонии человека, реализации своего личностного потенциала. Источник творчества может быть в стремлении и пребывании человека в гармонии с самим собой и окружающим миром. Гармония проявляется в позитивной, созидательной активности человека как жизненной потребности проявлять свои мысли, знания и умения. Таким образом, рассматривая значение понятия адаптации в позитивном креативном ключе, можно его расширить как «вхождение в лад», «достижение внешней и внутренней гармонии», «достижение успешности и самореализации» и т.п.

В данном аспекте следует рассматривать механизмы управления процессом здоровьесбережения и здоровьетворения. Как указывает В.Г. Ананьев, организм человека активен и относительно самостоятелен по отношению к среде. Он не только избирательно относится к требованиям среды, но и в состоянии тем или иным образом действовать на нее. Процессы управления в организме носят стратегическую и оперативную направленность. «Человек как субъект и объект управления, действует глубоко сознательно, целеустремленно, в высшей степени активно. Он ставит перед собой определенные, осознанные цели и добивается их достижения. Он не только приспосабливается к среде, но и преобразует ее соответственно собственным интересам (социальное управление)… Чтобы успешно осуществить ту или иную деятельность, в том числе и управленческую, человек должен обладать определенными анатомо-физиологическими и психологическими задатками» [24, с. 327].

В плане управления процессом здоровьесозидания большую роль будет играть разработка и реализация комплекса технологий здоровьетворения индивидуального, общественного и природного: государственно-политические, информационные, социально-экономические, промышленно-сельскохозяйственные, строительно-архитектурные, медико-профилактические, природоохранительные, образователь-ные, креативные и технологии самооздоровления.

В русле стратегических целей адаптационной и креативной валеологии мы представляем управленчески-технологический подход в разработке категории здоровья человека в следующей интерпретации (рисунок 5).

      рис5

    Рис. 5. Управленчески-технологический подход в  разработке категории здоровья человека

Сообщающиеся категориальные поля («песочные часы») показывают взаимную организацию и функционирование адаптационного (выживание) и креативного (достижение гармонии) направлений в обеспечении достаточного потенциала (резерва) здоровья личного, общественного и природного. Его приращение (накопление) выступает одновременно процессом и результатом реализации механизмов здоровьетворения человека (в сочетании всех уровней здоровья как системы) и технологий здоровьетворения средовых составляющих окружающего мира.

 Культурологический и креативный подходы

Принимая во внимание представленные выше подходы в разработке проблемы здоровья человека, особый акцент мы делаем на культурологическом и креативном. Данные подходы находятся в неразрывном единстве и занимают ведущее место в формировании и развитии ценностных установок и мотивов здравотворческого поведения человека. Будущее человечества связано с развитием его творческих интенций, к которым, несомненно, относится и здоровьетворение. Если уровень здоровья зависит от уровня усилий человека, т.е. от меры его труда, то здоровье относится к сфере культуры.

Культура выражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе, степень и уровень саморегуляции его возможностей и способностей. Усваивая культурные образцы поведения, отношений, человек выбирает те нормы, которыми руководствуется в течение всей своей жизни. Они могут улучшать или разрушать его здоровье. Поэтому «весьма важно, какие образцы отношения к своему здоровью, к здоровью окружающих, какие знания о здоровье и способах его развития, какие способы здоровьесберегающего поведения будут транслировать ребенку, входящему в этот мир, члены его семьи, детский сад и школа, средства массовой информации, общедоступные и популярные учреждения культуры» [25, с.50].

Л.В. Моисеева указывает: «В педагогической деятельности проявляются все формы культурной деятельности человека: культуросозидающая деятельность педагога, направленная на сотворение личности воспитанников; овладение им накопленным человечеством богатством и личностное, непосредственное, практическое, действенное проявление человеком собственной культуры бытия…Культура – качественная и количественная характеристика определенного способа деятельности… Истинно культурная деятельность – это та, которая не только производит общественно-полезные вещи, но и развивает, совершенствует самого человека. Главная цель культурного развития личности – реализация всех творческих возможностей человека…» [26, с. 83-84].

          Таким образом, речь идет об образовании как основном источнике передачи подрастающему поколению культурного наследия человечества, в том числе и образцов отношения к здоровью и способов здоровьесберегающего поведения. «Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогонистическом плане становление личности в соответствие с генетической программой и социализацией личности… Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека, а его содержание выступает как средство развития личности и формирования его базовой культуры» [27, с. 209].

По нашему мнению, реализация культурологического подхода в образовании предполагает гармоническое развитие разума, чувства и воли воспитанников  на основе объединения всего накопленного опыта человечества, бережного и уважительного отношения ко всем формам культуры: религии, морали, праву, искусству, народному творчеству и научному знанию. Процесс обучения, развития и воспитания должен быть направлен  на стимулирование ребенка к самосозиданию, творению своей жизни с учетом особенностей конкретной общественно-экономической формации, менталитета своей нации, условий окружающей социальной и природной среды. Выделим основные направления реализации указанных подходов.

Интегративно-антропологическое предполагает, чтоздоровьетворение должно осуществляться с учетом всех знаний о человеке в широком спектре областей современной науки. Интеграция в изучении и становлении здоровья ориентирована на идею целостности, способствует достижению здоровья в единстве и взаимосвязи всех его составляющи