2013 год – особый год в развитии Российской Федерации как социального государства и особый год в развитии информационного общества как особого этапа глобального общества. Президент РФ В.В. Путин определил этот год, как начало нового этапа в развитии нашей страны – общества социального благоденствия после завершения этапа постсоветского периода в истории нашей страны. Но одновременно президент объявил этот год как Год защиты окружающей среды. Одновременно, поддержав идею ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ президент России выделил юбилей величайшего отечественного ученого В.И. Вернадского (12 марта 2013 года – 150 лет со дня рождения) как знаковое событие, как в истории страны, так и в истории человеческого общества и научного знания. Многочисленные теории развития информационного общества в этом году уступили первенство теориям научного общества и особых научных революций, интегрирующих понятия общества, науки, культуры. Но главное – науки о жизни и о человеке, о глобальных цивилизационных революциях. Среди известных ученых данного направления научной мысли отмечен целый ряд русских ученых XIX - XX веков, определяющих современное понимание глобальных событий на планете ЗЕМЛЯ. Это Николай Федоров, Константин Циолковский Владимир Вернадский, Александр Чижевский, Николай Кондратьев, Питирим Сорокин. Несколько неоднозначное место среди них занимает Николай Бердяев, который, по мнению В. Зеньковского скорее обладал эклектическим, нежели оригинальным мышлением. Также среди академической элиты особое мнение имеется и по отношению к теории Л. Гумилева, чей юбилей как ученого отметили многие академические школы в октябре 2012 года. Тем не менее, все эти имена определили особый синтетический взгляд – научную парадигму в области общественных наук современности.
Наше внимание в ходе анализа эмпирического материала, полученного в процессе областного научного исследования при поддержке РГНФ «Педагогические династии Вятского края» было обращено на теории Льва Гумилева о пассионариях, теории ноосферы В.Вернадского в интерпретации авторов ряда научных школ ноосферного образования, теории социального и личностного капитала, теории преемственности в системе образования и самообразования. В настоящий момент наше внимание уделено теории ИНТЕГРАЛИЗМА П. Сорокина и особенно ее части - теории позитивного альтруизма (теории альтруистической любви).
Рассматривая эмпирические данные исследования можно особенно подчеркнуть значение теории П. Сорокина в понимании сущности феномена «педагогическая династия», особенно на уровне районного (муниципального) уровня организации социума.
Результаты исследования убедительно доказали значение педагогических династий в формировании социокультурного уклада жизни на уровне поселка, особенно районного центра, городов областного значения. Питирим Сорокин ввел понятие «социокультурный строй», в котором ведущее место занимает сфера духовного воспроизводства – наука, культура, образование, этика, религия. Действительно, преимущественное большинство педагогических династий формировали социокультурную среду в своей местности. При этом в зависимости от специфики районов области центром формирования выступала или школа или районный центр культуры или просто группа (пассионаррии) творческих людей, проявляющих себя в различных направлениях культуры (театр, поэзия, танцы, музыка..), но имеющих основное место работы – школу. Иногда это было личность ) например учитель школы Нолинского района ( - ..), иногда семья. Исследования показали, что чаще семья оставалась внутри школы в течении десятилетий, но формировала культурные связи в микрорайоне. Нередко семья объединяла две линии в династии. С одной стороны представители школы, но активисты местного театра, концертов, поэты или художники российского значения, а с другой стороны – это библиотекари, педагоги музыкальной или художественной школы в селе, районном центре. Такая тенденция преобладала на протяжении XX века до 70-х годов. Немаловажную роль в этом играл единственный (до середины века) в губернии, области Учительский, а затем педагогический вуз, формирующий личность педагога с социокультурной направленностью. И данное явление находило успешную реализацию в силу специфики личности самого педагога как ведущего средства в профессии. Личность педагога данного периода в истории страны невозможно представить без чувства альтруизма. Свидетельством являются как перечисленные ценности династий, мотивы получения профессии, активная социальная позиция вне стен школы.
Нередко специалисты психологи рассматривают альтруизм как обратный эгоизм. Однако теория П. Сорокина тем и интересна исследователям династий, что он определил специфику альтруистов- людей, у которых нет преобладания материальных ценностей и они выступают главной движущей силой общества именно в сфере духовного воспроизводства и отдельной личности и поколения молодежи. Среди ведущих ценностей педагогов- альтруистов выделяется ценность познания. Именно это обстоятельство дало понять специфику «раскола» династий в 90-годы, когда в годы кризиса общества многие представители династий занялись или изобретательством, предпринимательством или научной деятельностью, что соответствует пониманию сущности инновационного типа человека и его мышления. Однако приемущественное большинство представителей бизнеса не видят в учителях и преподавателях вузов, техникумов реальных носителей современной экономики. Тем не менее именно они стали основой сетевого маркетинга и социального предпринимательства, опираясь на идеи волонтерства, добровольчества как проявления ценностей альтруизма.
В своей теории П. Сорокин дает характеристику цивилизационному подходу к пониманию современного общества. Он дает три его характеристики. Первая – трехмерность цивилизации (локальный, мировой и глобальный уровень). Вторая – раскрыты закономерностисмены локальных цивилизаций и дана характеристика их жизненного цикла. Третья - исследована структура цивилизации и дано определение ее генотипа (шесть компонентов). Помимо привычных для формационного подхода четырех сфер жизни общества (экономика, политика, социальная и духовная сфера), П. Сорокин вводит такие компоненты как природно-экологический (влияние В.Вернадского) , демографический и технологический, при этом объединяет социальный и культурный компонент. Во всех трех характеристиках главное действующее лицо, по мнению как В. Вернадского, так и П. Сорокина – это человек. Но именно производством личности человека занимаются наука, культура, образование. Быстрое развитие образовательной миграции и мобильности содействовало распространению представителей династии на уровне регионов (объединения стран) и континентов.
Также П. Сорокин как макросоциолог дал обоснование закона сжатия исторического времени и выдвинул новые требования к науке и деятельности людей. Данное явление сегодня определяет кризис системы образования, когда носители знания пытаются передать информации, которая учащимся, студентам уже известна или может быть легко доступна, но главное сейчас – научить их перерабатывать информацию и найти новые способы развития познавательных способностей. В настоящее время конфликт власти, родительского корпуса, педагогов и детей находится в поиске процесса согласования целей и средств воздействия на ребенка, который перегружен, что отражается на его здоровье (эмоциональном, физическом,, интеллектуальном, нравственном..). Если ранее представители педагогической династии многие социальные знания передавали в ходе общественной деятельности и творческой деятельности вне урока, то сегодня сами педагоги чрезмерно нагружены видами деятельности, далекими от человека. Отчасти поэтому молодые поколения династии не видят смысла в профессии, которая перестала быть и средством самореализации. Данные исследования показали, что молодежь из числа педагогических трудовых династий перешла к трудоустройству в фирмы, где занимается творческими приисками обучения персонала и более востребована, чем в массовой школе. К тому также предпочитает тренинги по самообразованию для трансляции идей и методов в самоорганизованных группах по интересам.
Исследования П. Сорокина в области динамики цивилизаций позволило ему сделать вывод о неизбежности интегрального социокультурного слоя: синтеза единства ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ, т.е перехода от понимания рационального материального бытия к чувственного и духовному. Одним из образцов такой личности для многих представителей образования и культуры является Николо Тесла. Образцом нового способа обучения и воспитания становится способ альтруистического просвещения (отчасти этому поможет форма самообразования и семейного образования, предусмотренная в ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012). И если в поводом многих катастроф современности и войн является человек, то встает вопрос о его подготовленности к ответственности не только за ближнего, но и за человечество. Отсюда возникает вопрос о воспитании особого вида любви – созидательного или позитивного альтруизма. Отсюда и встает вопрос об ответственности семьи или школы за такой вид воспитания, так как все большее значение приобретает не столько социализация личности, сколько антропология, эмпатия, интуиция, что трудно для массовой системы образования (большие школы, большой город), но вполне доступно в районном центре, малокомплектной разновозрастной школе, где преобладают личностные, гуманные отношения в школе. Но в условиях сокращения сельской школы и интересах государства в экономических, а не антропологических достижениях системы образования кризис социума все более будет нарастать. П. Сорокин предложил новый вид средства решения не только локальных, но и глобальных проблем и это – альтруистическая любовь человека, межличностные и межгрупповые отношения для здоровья человека, нации, планеты. Опыт такой любви обнаружили педагогические династии, сыгравшие роль практического позитивного проявления альтруистической любви прошлого века. Однако их опыт требует внимательного изучения именно в XXI веке.
Ссылки на источники
- Сорокин П.А. Исследования Гарвардского Исследовательского Центра по Созидательному Альтруизму (пер. с англ. М. Финашина, А. Ворожбитова, М. Ломоносовой) //Наследие. 2012 №2 С. 151- 161
- Яковец Ю.В. Интегрализм Питирима Сорокина- сердцевина парадигмы общественных наук XXI века //Наследие. 2012 №1 С. 178- 184
- http://www.socintegrum.ru/Sorokin.html
- http://ecsocman.hse.ru/data/707/662/1216/002_dzheffris.pdf
- http://socio-msk-ru.livejournal.com/6772.html