Инновационные средства обучения как условие развития творческой деятельности обучающихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горев П. М., Кожевникова Л. Д. Инновационные средства обучения как условие развития творческой деятельности обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1 (январь). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14002.htm.
Аннотация. В статье раскрываются основные тенденции использования современных средств в обучении и воспитании школьников. Особое внимание обращается на результаты использования инновационных средств в обучении для создания эффективной образовательной среды, в которой учащиеся могут достичь не только высоких результатов в учении, но и развить свои потенциальные возможности в научно-исследовательской работе, основанной на решении ими задач научного творчества, посредством участия в реализуемых в МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова инновационных проектах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
/69:37.036.5

Горев Павел Михайлович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «Вятскийгосударственныйгуманитарныйуниверситет»,г. Кировpavelgorev@mail.ru

Кожевникова Любовь Дмитриевна,директор МОАУ «Лицей № 21»,г. Кировschoolk21@mail.ru

Инновационные средства обучения как условие развития творческой деятельности обучающихся

Аннотация.В статье раскрываются основные тенденции использования современных средствв обучении и воспитании школьников.Особое внимание обращается на результаты использования инновационных средствв обучении для создания эффективной образовательной среды, в которой учащиеся могут достичь не только высоких результатов в учении, но и развить свои потенциальные возможностив научноисследовательской работе, основанной на решении ими задач научного творчества,посредством участия в реализуемых в МОАУ «Лицей № 21»г.Кирова инновационных проектах.Ключевые слова:инновации в образовании, средства обучения, развитие творческой деятельности, научноисследовательская деятельность учащихся, инновационные образовательные проекты.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Приоритетный национальный проект «Образование» в системе модернизации российского образования призван решить задачу достижения современного качества образовательных услуг, адекватного меняющимся запросам общества и социальноэкономическим условиям, среди которых и на первом месте стоит развитие личности обучающегося. Одним из направлений реализации проекта является обеспечение школ современным оборудованием и инновационными образовательными ресурсами[1].Не секрет, что судить о работе того или иного образовательного учреждения нужно по достижениям его учеников. Дать высокие и качественные результаты может лишь человек, который находится в максимально улучшенной социальной среде, которому нет необходимости задумываться об организации условий своего труда. Современное оборудование позволяет создать в общеобразовательной школе благоприятную среду для полноценных и качественных условий учебного и внеучебного труда учащихся и работы педагогов. Оснащение школ новыми медицинскими кабинетами, столовыми, тренажерными залами, сетевым оборудованием приближает среду функционирования школьного коллектива к условиям труда, предполагаемым современным социальноэкономическим развитием страны. Именно условия для достойной жизни обеспечивают качественно новый уровень совместной работы коллектива педагогов и учащихся и, как следствие, дают высокие результаты как в освоении основных и дополнительных образовательных программ, так и в олимпиадном и конкурсном движении учащихся[2].Материальнотехническая база МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова за последние несколько лет была значительно модернизирована. В школе проведена локальная сеть, которая соединяет все кабинеты;есть лыжная база; приведена в соответствие с требования к оснащению школьная столовая: закуплено новое оборудование, мебель и /69:37.036.5

проведен ремонт; значительно обновлено спортивное оборудование, отремонтирован малый спортивный зал, раздевалки и туалетные комнаты; имеется неплохая база в кабинетах технологии; отремонтирован и снабжен оборудованием медицинский кабинет и центр психологического здоровья учащихся. Но потребности постоянно растут, поскольку новые требования к материальной базе и оснащению кабинетов свведением ФГОС значительно возросли.Помимо создания благоприятных условий для работы школьного коллектива достижению учащимися высоких результатов способствует внедрение в учебновоспитательный процесс инновационных образовательных ресурсов, определяющихновое содержание, формы и методы образования школьников. Так, внедрение в учебный процесс лицея электронных образовательных ресурсов определило новые подходы к отбору содержания образования, выбору инновационных форм и методов обучения. Обучение в нашем образовательном учреждении все более и более приобретает формы интерактивного взаимодействия учащихся и педагога, при котором ученик в более тесном общении со сверстниками не просто узнает новое, а осознанно осваивает содержание образования в своей деятельности, делает знание личностно значимым.Обеспечение учебного процесса лицея инновационными учебными комплексами, содержащими помимо современных учебных пособий материалы для практической деятельности учащихся, позволяет модернизировать процесс обучения, приблизить учебную ситуацию к условиям научного исследования. Происходит это уже с младших классов. Моделирование ситуации исследования дает возможность привить учащимся навыки организации умственного труда, развить творческое начало личности школьника.Широкое использование инновационного оборудования в процессе освоения учащимися лицея основных образовательных программ дает возможность не просто качественно улучшить процесс обучения, но и в конечном итоге получить объективно высокий результат учащихся.Судить об этом нам позволяют в первую очередь результаты государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9х классах и единого государственного экзамена (ЕГЭ) в выпускных 11х классах. А эти результаты достаточно высоки. По результатам ГИА по всем предметам, в том числе и обязательным ‬русскому языку и математике ‬в течение всего периода существования экзамена в новой форме средний показатель выше областного. Ежегодно 5‬6 результатов по математике имеют высший балл, по русскому языку наблюдается та же картина.Результаты ЕГЭ по всем предметам за период существования данной формы экзамена выше областных показателей, за последние три года 13 учащихся сдали ЕГЭ на 100 баллов по пяти предметам: русскому языку, математике, химии, биологии, физике.Вторым показателем,на наш взгляд, эффективно отражающим результаты обученности школьников, являются победы учащихся в олимпиадах различных уровней и в первую очередь на муниципальном, региональном и российском этапах Всероссийской олимпиады школьников, а также признание успехов учащихся на уровне региона и страны. За последние пять лет лицей занимает 4‬5 место в городе по количеству дипломов на всех этапах Всероссийских предметных олимпиад: на региональном этапе за этот период учащиеся лицея получили 67 дипломов, в том числе 25 дипломов победителей; на российском этапе ‬15 дипломов, двое участников ‬среди победителей. Очень яркая победа была в 2008 году ‬диплом третьей степени и бронзовая медаль на Международной олимпиаде по биологии./69:37.036.5

Двадцать пять раз воспитанники лицея награждались дипломами и грамотами Министерства образования и науки, одиннадцать из них удостоены премии Президента РФ, десять учащихся включены в Большую энциклопедию «Лучшие люди России».Именно эти два показателя послужили поводом включения в 2013 году МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова в перечень 500 лучших учебных заведений Российской Федерации.Однако полноценное развитие личности ученика не возможно без привития ему навыков творческой деятельности. Обеспечить вовлечение учащихся в творческую деятельность призваны проводимые в лицее инновационные проекты, использующие для достижения наиболее эффективных результатов имеющиеся в образовательном учреждении инновационные средства, которые являются эффективным инструментом реализации инновационного содержания с помощью новых форм и методов и технологий обучения.Обратимся к некоторым наиболее ярким инновационным проектам, получившим воплощение в учебновоспитательном процессе лицея[3].Проект «Твори, выдумывай, пробуй» объединяеттрадиционные школьные праздники, которые реализуют жизнедеятельность школьников через коллективные творческие дела. Сюда входят: Праздник первого звонка; серия мероприятий по правилам дорожного движения: оформление памяток, линейки, викторины и познавательные игры; встречи с инспектором ГИБДД; День учителя с концертом «Две звезды»; работа Совета лицеистов; конкурс чтецов «Я ‬гражданин России!»; лицейская неделя; Вятские новогодние гулянья; конкурс талантов «Новогодний калейдоскоп»; балкарнавал; новогодний КВН; конкурс талантов“MusicBoom”; военноспортивный праздник «Один день из армейской жизни»; День туриста; праздник «Прощание с букварем»; комплекс мероприятий «Прощай, масленица!»; праздник весны и обаяния; бал лицеистов; «Да здравствуют музы, да здравствует разум…» ‬общешкольный праздник по итогам конкурса «За честь Лицея!»; День Победы; праздник последнего звонка для учащихся 9 и 11 классов; выпускной бал.Проект«Как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» посвящен организации и проведению предметных недель, а проект «Жизнь идет, вращается планета!» ‬организации жизнедеятельности лицеистов в классных коллективах.Важным направлением работы педагогического коллектива по развитию творческих способностей учащихся является их участие в проекте по созданию лицейской периодической газеты «Большая перемена».Особое место среди инновационных проектов занимают профильные пришкольные лагерные смены, проводимые на базе Лицея.С 1999 года работает летний школьный экологический лагерь для учащихся 7‬10хклассов. Для достижения позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром, формирования умений и навыков практической деятельности, профессионального ориентирования учащиеся, используя современное оборудование, проводят экологический мониторинг: изучают автотранспортную нагрузку улиц города Кирова, расположенных вблизи лицея, природный комплекс водоемов, химический анализ воды в реке Люльченке, проводят экскурсии в Заречный парк, Александровский сад, Ветеринарный музей, в областной краеведческий музей.С 2001года ежегодно проводится летний математическийлагерьтренинг «Математика. Творчество. Интеллект» для учащихся 5‬8х классов, который с 2008 года приобрел черты межпредметного. Принципиальными здесь выбраны следующие направления подготовки и развития школьников: расширение и углубление основного курса математики, обучение применению основных идей и методов математики при решении задач; /69:37.036.5

создание условий для формирования у школьников представлений о научном творчестве через систему тренингов и в экспериментальной деятельности по физике, химии, математике с применением инновационных средств обучения; обучение использованию информационнокоммуникационных технологий для организации и представления результатов своих исследований; развитие творческого (в широком смысле) потенциала учащихся и интеллектуальных качеств личности школьника через систему мероприятий и конкурсов. Работа по этим направлениям осуществляется на тренингах, занятиях, массовых мероприятиях и в проектной деятельности учащихся[4]. В 2010 году был проведен еще один лагерь, лингвокраеведческий, на базе 8го класса с углубленным изучением русского языка. Среди его целей: изучение истории, обычаев, традиции Вятского края во взаимосвязи с настоящим; формирование целостного представления о месте и роли родного края в истории России; знание лингвокультурологических понятий; отражение местных особенностей в языке;привитие патриотизма, уважения к истории и традициям родного края, родному языку, формирование духовнонравственных ценностей, социальнозначимых качеств личности средствами истории и русского языка. В этом учебном году на осенних каникулах впервые открыл свои двери лингвистический лагерь для учащихся 2‬6х классов. Основной целью этого лагеря является гармоничное сочетание активного отдыха учащихся и обучение через интерактивное взаимодействие с использование современных информационнокоммуникационных технологий иностранному языку. В лагере создана атмосфера, направленная на развитие мышления учащихся, раскрытие потенциала каждого ребенка, стимулирования его познавательного интереса. Организованные мероприятия стимулируют развитие интеллекта и природного детского воображения, выявляющего творческие способности и мотивирующие на активное участие учащихся во всех видах деятельности.Оригинальным проектом по развитию творческих способностей школьников является проводимая для учеников Лицея № 21 ежегодно с 2009 года совместно с кафедрой креативной педагогики АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» специализированная смена«Юношеская интенсивная школа научного творчества ‬сбор актива “Прорыв: наука, творчество, успех”» на базе загородного лагеря «Спутник». Все пять лет эта смена, представленная как проект в лагере «Селигер ‬2009», является победителем конкурсного отбора общественных инициатив в сфере государственной молодежной политики в Кировской области и программ в сфере отдыха и оздоровления молодежи. Учащиеся лицея, учителя, студенты ВятГГУ в этой смене получают возможность не только укрепить свое здоровье, но и развить интеллектуальные и творческие способности. Образовательная программа лагеря построена на теории открытых задач и ориентирована на использование инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких, как «ТРИЗпедагогика», тренинг креативного мышления, способствует формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции[5‬8]. Важным результатом выполнения программы является создание участниками новых решений проблемных задач. Некоторые из этих решений не просто стали значимыми социальными или научными проектами, но и получили государственные свидетельства об их регистрации в Роспатенте.Одним из результатов реализации этих проектов стали победы учащихся в конкурсах различных уровней. Учащиеся лицея ‬активные участники конкурсов, конференций: традиционно учащиеся становятся победителями и призерами регионального /69:37.036.5

конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского; межрегионального историкокультурологического фестиваля «Пою мое Отечество»; межрегиональной научнопрактической конференции в рамках Трифоновских чтений; межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»; межрегиональной обороннотехнической олимпиады, регионального Конгресса молодых исследователей «Шаг в будущее».Воплощение инновационных проектов для учащихся в образовательную среду МОАУ «Лицей № 21» не возможно без вовлечения самих педагогов в инновационную деятельность.Под руководством ученых Кировского института развития образования (ИРО) на базе лицея была осуществлена работа инновационной площадки «Реализация интегративного подхода в системе формирования и развития профессиональных компетентностей педагогов средней общеобразовательной школы» (2006‬2008учебные годы); результатом ее стало проведение на базе лицея межрегиональной научнопрактической конференции по одноименной теме с участием ученых Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена и Кировского ИРО, а также представление опыта на XIМеждународной научнопрактической конференции «Интегративногуманитарные технологии ‬ресурс современного урока». В 2008 году на базе лицея работала экспериментальная площадка ИРО по теме «Методическое и ресурсное сопровождение школьного олимпиадного движения в условиях городской школы». В рамках ее на базе лицея проведена эвристическая олимпиада комплексного содержания «Совёнок» для учащихся начальных классов школ, гимназий, лицеев города Кирова в марте‬апреле 2008 года, также был разработан комплект олимпиадных заданий и методических рекомендаций для подготовки и проведения школьного этапа предметных олимпиад. С января 2009 года методическая тема инновационной площадки ИРО ‬«Преемственность курсов естественнонаучного образования в системе начального общего, основного общего и среднего общего образования». Итогом работы стала разработка творческой группой педагогов начальных классов образовательных программ по предметам и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО (диплом III степени в номинации «Ресурсы современного урока»); внедрение ФГОС в практику работы образовательного учреждения будет продолжено на базе лицея в режиме «Школа ‬методический центр».

Лицей также стал площадкой для проведения опытноэкспериментальной работы по теме «Взаимосвязь содержания, форм и методов основного и дополнительного математического образования школьников» с 2011 года АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», а с 2012 года ‬кафедрой математического анализа и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет». Думаем, что эти практические шаги являются эффективной реализацией Концепции модернизации российского образования, с опорой на инновационные средства обучения. Полноценное воспитание подрастающей молодежи ‬основная задачи школы, поскольку дети ‬интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому заботу о развитии и поддержке детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства.

/69:37.036.5

Ссылки на источники1.Приоритетный национальный проект «Образование»// Министерство образования и науки Российской Федерации. ‬URL: http://минобрнауки.рф/проекты/пнпо.2.Кожевникова Л. Д. О направлениях развития Лицея № 21 города Кирова // Концепт. ‬2011. ‬3квартал 2011. ‬ART 11303.‬URL: http://ekoncept.ru/2011/11303.htm.3.Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. ‬2012. ‬№10 (октябрь). ‬ART 12144.‬URL: http://ekoncept.ru/2012/12144.htm.4.Горев П. М. Математический лагерь в школе: история становления и технологические находки // Концепт. ‬2012. ‬№5 (май). ‬ART 1253.‬URL: http://ekoncept.ru/2012/1253.htm.

5.Утёмов В.В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся// Современные проблемы науки и образования. ‬2011. ‬№ 5.‬URL:http://www.scienceeducation.ru/994805.6.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества. ‬Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. ‬212 с. 7.Горев П. М., УтёмовВ. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. ‬М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. ‬112 с.8.Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМТРИЗ. ‬Киров: Издво ВятГГУ, 2013. ‬109 с.

PavelGorev,candidate of pedagogical sciences,associate professor of mathematical analysis and methods of teaching mathematics Vyatka State University of Humanities, Kirov,Russiapavelgorev@mail.ruLyubov‱Kozhevnikova,Director of Lyceum № 21, Kirov, Russiaschoolk21@mail.ruInnovative learning tools as a condition of development of creative activity of studentsAbstract.The article describes the main trends in the use of modern training and educating students. Particular attentionis drawn to the results of the use of innovative learning tools to create an effective learning environment in which students can achieve not only high performance in teaching, but also to develop their potential in research work, based on the solution ofproblems of scientific creativity through participation replicated in Lyceum number21 of Kirov innovative projects.Keywords:innovations in education, training tools, the development of creative activity, the research activities of students, innovative educational projects.References: 1‬8‬RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»