Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лунев
А.
Н.,
Пугачева
Н.
Б.,
Стуколова
Л.
З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 1 (январь). – С.
56–60. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14012.htm.
Аннотация. В статье охарактеризован региональный рынок профессиональных образовательных услуг и выявлены его сегменты, представлены субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг и формы их интеграции.
Ключевые слова:
социальное партнерство, региональный рынок профессиональных образовательных услуг, субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг, образовательный консорциум, многопрофильные образовательные комплексы, интеграция субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг
Текст статьи
Лунев Александр Николаевич,доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева», г. Казаньlunev.aleksander2012@yandex.ru
Пугачева Наталья Борисовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казаньnatalyapugacheva@yandex.ru
Стуколова Лариса Зайнулловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры социальнопсихологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самараstukoloval@rambler.ru
Формы интеграции субъектов региональногорынка профессиональных образовательных услуг
Аннотация.В статье охарактеризован региональный рынок профессиональных образовательных услуг и выявлены его сегменты, представлены субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг и формы их интеграции. Ключевые слова:региональный рынок профессиональных образовательных услуг, субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг, образовательный консорциум, социальное партнерство, многопрофильные образовательные комплексы, интеграция субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг.Раздел:(04) экономика.
Образовательные услугирассматриваются как ирезультатытруда, имеющиеформу товара и являющиеся предметом купли –продажи. С одной стороны, образовательная деятельность ориентирована на развитие человека, который не может выступать предметом купли –продажи, и ее цели, способы их достижения и результаты некорректноинтерпретировать в терминах рыночной экономики. Сдругой стороны, коммерциализация образовательной деятельности, связаннойс воспроизводством рабочей силы, обусловила позиционирование образовательныхуслуг на рынках труда в форме товара,независимо от источников финансирования и формы собственности производителя. Рынок образовательных услугсталспецифическойразновидностьюрынкауслуг в условиях современнойэкономики, основанной на разнообразии форм собственности и, соответственно, источников финансирования сферы наукии образования.
Сущность рынкаобразовательных услугсостоит вэкономических отношенияхмежду различными субъектами по поводу купли–продажи этихуслуг. Основной функцией данного рынка становитсяустановление прочной взаимосвязимежду производителеми потребителемобразовательных услуг как смешанных благ[1].
Один из сегментов рынка образовательных услуг –рынок профессиональных образовательных услуг, которыйпризван в первую очередь обеспечить высокую конкурентоспособность, а, следовательно, и высокий уровень профессиональной подготовкиполучателей этих услуг.
Рынок профессиональных образовательных услуг возникает, функционирует и развивается в процессе интегративного взаимодействии с региональными рынками труда (механизмом взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т. е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу в данный момент времени) и рабочей силы (как сообщества индивидуумов, которые желают приобрести профессию, изменить профиль деятельности или повысить квалификацию), которые и определяют структуру спроса на образовательные услуги [2]. При этом возникновение,функционирование и развитиеинтегративного взаимодействиярегиональныхрынков профессиональных образовательных услуг, труда и рабочей силыопирается на конкретный (здесь и сейчас) и универсальный (исторический) опыт и отражается в целях образовательной политики региона,содержании профессионального образования, технологиях профессионального обучения [3] , методике составления региональных прогнозов потребности в кадрах на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу,моделях интеграции производителей и потребителей профессиональных образовательных услуг,механизмах сетевого взаимодействия субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг,реструктуризации учрежденийпрофессионального образования [4]. Таким образом, под региональным рынком профессиональных образовательных услуг мы понимаем материальные взаимоотношения между их производителями, потребителями и инвесторами.
Установлено, что региональный рынок профессиональных образовательных услуг представленрегулируемым (формальным) и нерегулируемым (неформальным, теневым) сегментами. Регулируемый сегмент представлен аккредитованными учреждениями профессионального образования, центрами дополнительного образования, частными лицами и другими, имеющими лицензию на конкретные виды образовательной деятельности. Регулируемый сегмент создает правовые основы поведения субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг, и предполагает наряду с законодательным регулированием отношений широко развитую систему договоров как источник нормативного регулирования.Нерегулируемый (неформальный, теневой) сегмент характеризуется уклонением от налогов и статистического учета. Он представлен профессиональными образовательными услугами, оказываемыми без оформления необходимых лицензий (например,репетиторская деятельность),а также системой взяток и поборов. Таким образом, субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг –это:федеральные органы власти и органы управления образованием, в полномочия которых входит: создание Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и контроль за их выполнением; аккредитация учреждений профессионального образования, центров дополнительного образования; обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации; создание условий для развития непрерывного образования;региональные органы власти и органы управления образованием, задачами которых является осуществление исполнительнораспорядительных функций в сфере образования и науки на территории региона; обеспечение подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов в областных и муниципальных государственных образовательных учреждениях профессионального образования;муниципальные органы управления образованием, к компетенциям которых относитсяследующее.
1.Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных учреждений профессионального образования.
2.Обеспечение гражданам, проживающим на территории округа, возможности выбора образовательного учреждения.3.Организация работы по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей иохрана прав несовершеннолетних.
4.Развитие международного сотрудничества в сфере муниципализации образования.5.Координация деятельности учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, по развитию образовательной сферы муниципального округа.
6.Регулирование отношений собственности в системе образования, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие муниципальной системы образования, формирование местных бюджетов вчасти расходов на образование.7.Мониторинг и анализ результатов деятельности учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, по удовлетворению кадровых потребностей муниципального округа.8.Создание моделей муниципальных образовательных округов.
9.Организация банков педагогических, управленческих, экономических инноваций в системепрофессионального образования.10.Формирование социального заказа на профессиональное образование в интересах муниципального округа.совокупность аккредитованных учреждений профессионального образования и дополнительного профессионального образования, предоставляющих информацию о перечне учебных профессий и программ, конкурсах абитуриентов, стоимости и сроках обучения; оказывающих профессиональные образовательные услуги; а также разрабатывающих содержание профессиональной образовательной услуги или занимающихся исключительно продвижением программ обучения или преподавателей; корпоративные структуры (корпоративные университеты, тренинговые и учебные центры), отвечающие за совершенствование кадровой подготовки и разрабатывающие,и реализующие инновационные образовательные программы на базе предприятий; частные лица, имеющие лицензию на конкретные виды образовательной деятельности;потребители профессиональных образовательных услуг, представленные как физическими, так и юридическими лицами; лица и организации, оплачивающие профессиональные образовательные услуги; органы государственной службы занятости населения региона и муниципальных образований; организации и частные лица, оказывающие профессиональные образовательные услуги без оформления необходимых лицензий, а также система взяток и поборов.
Интеграция субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обусловлена соотношением спроса и предложения на этом рынке, которая заключается в том, что производимая услуга не всегда в полной мере соотносится с запросами потребителей, а также в том, что потребитель не всегда может конкретно сформулировать свой запрос на образовательную услугу. Соотношение спроса и предложения –динамичная характеристика рынка вообще и рынка образовательных услуг в частности. Выяснено, что врегионах идетпоискформ интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг.1.Создание многопрофильных образовательных комплексов.
2.Развитие вариативных форм социального партнерства, обеспечивающих субъектам регионального рынка профессиональных образовательных услуг интенсивное развитие при условиях: заинтересованности каждого участника в поиске оптимальных форм и методов функционирования и развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг; соблюдении сторонами нормативноправовых актов, как залога законности в отношениях взаимодействия; равноправного сотрудничества и баланса социальноэкономических интересов всех участников; эмерджентности целей и неаддитивности интересов каждой из взаимодействующих сторон (отраслевой образовательный кластер, ресурсный центр) [5]; 3.Организация квазиинтеграционныхструктур, как объединений субъектов, предполагающих развитие устойчивых долгосрочных связей между ними и делегирование контроля над управлением совместной деятельностью при отсутствии юридически оформленного трансфера прав собственности (образовательный консорциум) [6]. Установлено, что формы интеграциисубъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обуславливают их сетевое взаимодействие, как особый вид совместной деятельности, направленный на создание форм взаимодействия по различным логическим основаниям: концентрации различного типа ресурсов; согласованное функционирование и развитие региональных рынков труда, рабочей силы, профессиональных образовательных услуг; координации процессов производства, потребления профессиональных образовательных услуг и оценки их качества.Выяснено, что сетевое взаимодействие субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг возможно при условиях:объединения целей и потребностей во взаимодействии; формирования общего ценностносмыслового пространства деятельности; вовлеченности всех субъектов сети в процесс разработкии принятия управленческих решений; открытости, развитии системы внешних связей; экспертноаналитического сопровождения деятельности, мониторинга и обсуждения результатов изменений в сетевых формах взаимодействия.Таблица 1Формы и направления сетевого взаимодействия
субъектов регионального рынкапрофессиональных образовательных услуг
Формы взаимодействияНаправления взаимодействияНормативноправовоеОрганизационноуправленческоеИнформационноаналитическоеФинансовоэкономическоеКонцентрация ресурсовДоговора о сотрудничестве по отдельным направлениям деятельности
Организация сетевых событий (круглых столов,презентаций компаний, дискуссионных площадок и др.).Формирование системы профориентационной подготовки как составляющей молодежной политикиСоздание сайтов.Выпуск специальных изданий. Организационнофинансовое обеспечение научных и мониторинговых исследований профессиональной подготовки
Кооперация различного типа ресурсов.Установление налоговых льгот для предприятийучастников регионального рынка профессиональныхобразовательных услугСогласованное функционирование и развитие региональных рынков труда, рабочей силы, профессиональных образовательных услугСоздание региональной концепции политики занятости населения.Разработка программ взаимодействия рынков труда, рабочей силы и образовательных услуг Разработка программ стимулирования работодателей к организации повышения квалификации персонала, подготовке ипереподготовке кадров
Создание инновационных структур и партисипативных институтов. Организация работы служб занятости по профориентации и переподготовке работников.Разработка и осуществление адресных проектов профессионального обучения, переобучения и повышения квалификацииСоздание мультимедийных комплексов. Мониторинг рынка труда.Информационнопропагандистские кампании по повышению престижа рабочих профессийСоздание и развитие инфраструктуры.Разработка методики определения стоимости человеческого капиталаКоординацияпроцессов производства, потребления профессиональных образовательных услуг и оценки их качестваСоздание региональной системы профессионального образования.Квазиинтеграциясубъектов рынка образовательных услуг.Договор контрактации по созданию интегрированной системы непрерывного образования («Life Long Learning»).Координация территориальных программ содействия занятости населения с региональными стратегиями и программами социальноэкономического развития и инвестиционными проектамиСоздание Координационного совета по взаимодействию рынков труда, профессиональных образовательных услуг. Формирование позитивного имиджа учреждения профессионального образования. Создание региональных центров управления качеством профессиональной подготовки.
Создание в регионе единого информационноаналитического пространства по интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг.Построение прогнозов потребностей региональных рынков труда в квалифицированных кадрахРазработка региональной системы оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования с учётом запросов работодателей
Сетевое взаимодействие субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обеспечивает согласование функций, координацию действий, трансфер информации на основе системы эксплицитных и имплицитных контрактов (табл. 1).Вывод:интеграциясубъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обуславливаетразвитие человеческого капитала, который, как и любой другой, может приносить доход в рыночной и нерыночной сферах, в различных формах и поэтому является объектом инвестирования–отвлечения средств от текущего потребления ради его увеличения (получения дополнительных доходов) в будущем.
Ссылки на источники1.Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., СтуколоваЛ.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. –2013. –№ 12 (декабрь). –ART 13213. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13213.htm.2.Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. –2008. –№ 8. –С. 9–16. 3.Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. –2011. –№ 1. –С. 42–46. 4.Татаринова И.П., Шевцова В.В., Лунев А.Н. Экономические механизмы создания и эффективного развития отраслевых кластеров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. –2012.–№ 2. –С. 204–210.5.Носов А. Л. Методологические подходы к стратегическому планированию и управлению образовательным учреждением // Концепт. –2013. –№ 03 (март). –ART13045. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13045.htm. 6.Пугачева Н.Б., Баранов Ю.А. Отраслевая кластеризация как механизм взаимодействия сопряженных социальноэкономических институтов // Общество: политика, экономика, право. –2013. –№ 2. –С. 32–35.
Alexander Lunev,doctor of Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A.N.Tupolev, Kazanlunev.aleksander2012@yandex.ruNatalia Pugacheva,doctorof Pedagogical Sciences, Professor at the chair of occupational safety and law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, Kazannatalyapugacheva@yandex.ruLarisaStukolova,doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International Institute of the Market, Samarastukoloval@rambler.ruThe forms of integration of professional educational services regional market Abstract. The authors describe the regional market of professional education services and identifies its segments, describe the subjects of the regional market of professional education services and forms of their integration.Key words:regional market of professional education services, subjects of the regional market of professional education services, educational consortium, social partnership, multidisciplinary educational systems, integration of the subjects of the regional market of professional education services.References:1–6 –RussianSources.
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт
Пугачева Наталья Борисовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казаньnatalyapugacheva@yandex.ru
Стуколова Лариса Зайнулловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры социальнопсихологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самараstukoloval@rambler.ru
Формы интеграции субъектов региональногорынка профессиональных образовательных услуг
Аннотация.В статье охарактеризован региональный рынок профессиональных образовательных услуг и выявлены его сегменты, представлены субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг и формы их интеграции. Ключевые слова:региональный рынок профессиональных образовательных услуг, субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг, образовательный консорциум, социальное партнерство, многопрофильные образовательные комплексы, интеграция субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг.Раздел:(04) экономика.
Образовательные услугирассматриваются как ирезультатытруда, имеющиеформу товара и являющиеся предметом купли –продажи. С одной стороны, образовательная деятельность ориентирована на развитие человека, который не может выступать предметом купли –продажи, и ее цели, способы их достижения и результаты некорректноинтерпретировать в терминах рыночной экономики. Сдругой стороны, коммерциализация образовательной деятельности, связаннойс воспроизводством рабочей силы, обусловила позиционирование образовательныхуслуг на рынках труда в форме товара,независимо от источников финансирования и формы собственности производителя. Рынок образовательных услугсталспецифическойразновидностьюрынкауслуг в условиях современнойэкономики, основанной на разнообразии форм собственности и, соответственно, источников финансирования сферы наукии образования.
Сущность рынкаобразовательных услугсостоит вэкономических отношенияхмежду различными субъектами по поводу купли–продажи этихуслуг. Основной функцией данного рынка становитсяустановление прочной взаимосвязимежду производителеми потребителемобразовательных услуг как смешанных благ[1].
Один из сегментов рынка образовательных услуг –рынок профессиональных образовательных услуг, которыйпризван в первую очередь обеспечить высокую конкурентоспособность, а, следовательно, и высокий уровень профессиональной подготовкиполучателей этих услуг.
Рынок профессиональных образовательных услуг возникает, функционирует и развивается в процессе интегративного взаимодействии с региональными рынками труда (механизмом взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т. е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу в данный момент времени) и рабочей силы (как сообщества индивидуумов, которые желают приобрести профессию, изменить профиль деятельности или повысить квалификацию), которые и определяют структуру спроса на образовательные услуги [2]. При этом возникновение,функционирование и развитиеинтегративного взаимодействиярегиональныхрынков профессиональных образовательных услуг, труда и рабочей силыопирается на конкретный (здесь и сейчас) и универсальный (исторический) опыт и отражается в целях образовательной политики региона,содержании профессионального образования, технологиях профессионального обучения [3] , методике составления региональных прогнозов потребности в кадрах на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу,моделях интеграции производителей и потребителей профессиональных образовательных услуг,механизмах сетевого взаимодействия субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг,реструктуризации учрежденийпрофессионального образования [4]. Таким образом, под региональным рынком профессиональных образовательных услуг мы понимаем материальные взаимоотношения между их производителями, потребителями и инвесторами.
Установлено, что региональный рынок профессиональных образовательных услуг представленрегулируемым (формальным) и нерегулируемым (неформальным, теневым) сегментами. Регулируемый сегмент представлен аккредитованными учреждениями профессионального образования, центрами дополнительного образования, частными лицами и другими, имеющими лицензию на конкретные виды образовательной деятельности. Регулируемый сегмент создает правовые основы поведения субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг, и предполагает наряду с законодательным регулированием отношений широко развитую систему договоров как источник нормативного регулирования.Нерегулируемый (неформальный, теневой) сегмент характеризуется уклонением от налогов и статистического учета. Он представлен профессиональными образовательными услугами, оказываемыми без оформления необходимых лицензий (например,репетиторская деятельность),а также системой взяток и поборов. Таким образом, субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг –это:федеральные органы власти и органы управления образованием, в полномочия которых входит: создание Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и контроль за их выполнением; аккредитация учреждений профессионального образования, центров дополнительного образования; обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации; создание условий для развития непрерывного образования;региональные органы власти и органы управления образованием, задачами которых является осуществление исполнительнораспорядительных функций в сфере образования и науки на территории региона; обеспечение подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов в областных и муниципальных государственных образовательных учреждениях профессионального образования;муниципальные органы управления образованием, к компетенциям которых относитсяследующее.
1.Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных учреждений профессионального образования.
2.Обеспечение гражданам, проживающим на территории округа, возможности выбора образовательного учреждения.3.Организация работы по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей иохрана прав несовершеннолетних.
4.Развитие международного сотрудничества в сфере муниципализации образования.5.Координация деятельности учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, по развитию образовательной сферы муниципального округа.
6.Регулирование отношений собственности в системе образования, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие муниципальной системы образования, формирование местных бюджетов вчасти расходов на образование.7.Мониторинг и анализ результатов деятельности учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, по удовлетворению кадровых потребностей муниципального округа.8.Создание моделей муниципальных образовательных округов.
9.Организация банков педагогических, управленческих, экономических инноваций в системепрофессионального образования.10.Формирование социального заказа на профессиональное образование в интересах муниципального округа.совокупность аккредитованных учреждений профессионального образования и дополнительного профессионального образования, предоставляющих информацию о перечне учебных профессий и программ, конкурсах абитуриентов, стоимости и сроках обучения; оказывающих профессиональные образовательные услуги; а также разрабатывающих содержание профессиональной образовательной услуги или занимающихся исключительно продвижением программ обучения или преподавателей; корпоративные структуры (корпоративные университеты, тренинговые и учебные центры), отвечающие за совершенствование кадровой подготовки и разрабатывающие,и реализующие инновационные образовательные программы на базе предприятий; частные лица, имеющие лицензию на конкретные виды образовательной деятельности;потребители профессиональных образовательных услуг, представленные как физическими, так и юридическими лицами; лица и организации, оплачивающие профессиональные образовательные услуги; органы государственной службы занятости населения региона и муниципальных образований; организации и частные лица, оказывающие профессиональные образовательные услуги без оформления необходимых лицензий, а также система взяток и поборов.
Интеграция субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обусловлена соотношением спроса и предложения на этом рынке, которая заключается в том, что производимая услуга не всегда в полной мере соотносится с запросами потребителей, а также в том, что потребитель не всегда может конкретно сформулировать свой запрос на образовательную услугу. Соотношение спроса и предложения –динамичная характеристика рынка вообще и рынка образовательных услуг в частности. Выяснено, что врегионах идетпоискформ интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг.1.Создание многопрофильных образовательных комплексов.
2.Развитие вариативных форм социального партнерства, обеспечивающих субъектам регионального рынка профессиональных образовательных услуг интенсивное развитие при условиях: заинтересованности каждого участника в поиске оптимальных форм и методов функционирования и развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг; соблюдении сторонами нормативноправовых актов, как залога законности в отношениях взаимодействия; равноправного сотрудничества и баланса социальноэкономических интересов всех участников; эмерджентности целей и неаддитивности интересов каждой из взаимодействующих сторон (отраслевой образовательный кластер, ресурсный центр) [5]; 3.Организация квазиинтеграционныхструктур, как объединений субъектов, предполагающих развитие устойчивых долгосрочных связей между ними и делегирование контроля над управлением совместной деятельностью при отсутствии юридически оформленного трансфера прав собственности (образовательный консорциум) [6]. Установлено, что формы интеграциисубъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обуславливают их сетевое взаимодействие, как особый вид совместной деятельности, направленный на создание форм взаимодействия по различным логическим основаниям: концентрации различного типа ресурсов; согласованное функционирование и развитие региональных рынков труда, рабочей силы, профессиональных образовательных услуг; координации процессов производства, потребления профессиональных образовательных услуг и оценки их качества.Выяснено, что сетевое взаимодействие субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг возможно при условиях:объединения целей и потребностей во взаимодействии; формирования общего ценностносмыслового пространства деятельности; вовлеченности всех субъектов сети в процесс разработкии принятия управленческих решений; открытости, развитии системы внешних связей; экспертноаналитического сопровождения деятельности, мониторинга и обсуждения результатов изменений в сетевых формах взаимодействия.Таблица 1Формы и направления сетевого взаимодействия
субъектов регионального рынкапрофессиональных образовательных услуг
Формы взаимодействияНаправления взаимодействияНормативноправовоеОрганизационноуправленческоеИнформационноаналитическоеФинансовоэкономическоеКонцентрация ресурсовДоговора о сотрудничестве по отдельным направлениям деятельности
Организация сетевых событий (круглых столов,презентаций компаний, дискуссионных площадок и др.).Формирование системы профориентационной подготовки как составляющей молодежной политикиСоздание сайтов.Выпуск специальных изданий. Организационнофинансовое обеспечение научных и мониторинговых исследований профессиональной подготовки
Кооперация различного типа ресурсов.Установление налоговых льгот для предприятийучастников регионального рынка профессиональныхобразовательных услугСогласованное функционирование и развитие региональных рынков труда, рабочей силы, профессиональных образовательных услугСоздание региональной концепции политики занятости населения.Разработка программ взаимодействия рынков труда, рабочей силы и образовательных услуг Разработка программ стимулирования работодателей к организации повышения квалификации персонала, подготовке ипереподготовке кадров
Создание инновационных структур и партисипативных институтов. Организация работы служб занятости по профориентации и переподготовке работников.Разработка и осуществление адресных проектов профессионального обучения, переобучения и повышения квалификацииСоздание мультимедийных комплексов. Мониторинг рынка труда.Информационнопропагандистские кампании по повышению престижа рабочих профессийСоздание и развитие инфраструктуры.Разработка методики определения стоимости человеческого капиталаКоординацияпроцессов производства, потребления профессиональных образовательных услуг и оценки их качестваСоздание региональной системы профессионального образования.Квазиинтеграциясубъектов рынка образовательных услуг.Договор контрактации по созданию интегрированной системы непрерывного образования («Life Long Learning»).Координация территориальных программ содействия занятости населения с региональными стратегиями и программами социальноэкономического развития и инвестиционными проектамиСоздание Координационного совета по взаимодействию рынков труда, профессиональных образовательных услуг. Формирование позитивного имиджа учреждения профессионального образования. Создание региональных центров управления качеством профессиональной подготовки.
Создание в регионе единого информационноаналитического пространства по интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг.Построение прогнозов потребностей региональных рынков труда в квалифицированных кадрахРазработка региональной системы оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования с учётом запросов работодателей
Сетевое взаимодействие субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обеспечивает согласование функций, координацию действий, трансфер информации на основе системы эксплицитных и имплицитных контрактов (табл. 1).Вывод:интеграциясубъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обуславливаетразвитие человеческого капитала, который, как и любой другой, может приносить доход в рыночной и нерыночной сферах, в различных формах и поэтому является объектом инвестирования–отвлечения средств от текущего потребления ради его увеличения (получения дополнительных доходов) в будущем.
Ссылки на источники1.Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., СтуколоваЛ.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. –2013. –№ 12 (декабрь). –ART 13213. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13213.htm.2.Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. –2008. –№ 8. –С. 9–16. 3.Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. –2011. –№ 1. –С. 42–46. 4.Татаринова И.П., Шевцова В.В., Лунев А.Н. Экономические механизмы создания и эффективного развития отраслевых кластеров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. –2012.–№ 2. –С. 204–210.5.Носов А. Л. Методологические подходы к стратегическому планированию и управлению образовательным учреждением // Концепт. –2013. –№ 03 (март). –ART13045. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13045.htm. 6.Пугачева Н.Б., Баранов Ю.А. Отраслевая кластеризация как механизм взаимодействия сопряженных социальноэкономических институтов // Общество: политика, экономика, право. –2013. –№ 2. –С. 32–35.
Alexander Lunev,doctor of Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A.N.Tupolev, Kazanlunev.aleksander2012@yandex.ruNatalia Pugacheva,doctorof Pedagogical Sciences, Professor at the chair of occupational safety and law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, Kazannatalyapugacheva@yandex.ruLarisaStukolova,doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International Institute of the Market, Samarastukoloval@rambler.ruThe forms of integration of professional educational services regional market Abstract. The authors describe the regional market of professional education services and identifies its segments, describe the subjects of the regional market of professional education services and forms of their integration.Key words:regional market of professional education services, subjects of the regional market of professional education services, educational consortium, social partnership, multidisciplinary educational systems, integration of the subjects of the regional market of professional education services.References:1–6 –RussianSources.
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт