Использование народной педагогики в процессе формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В., Корчагина С. Н. Использование народной педагогики в процессе формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1 (январь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14011.htm.
Аннотация. В статье охарактеризованы основные слагаемые и критерии сформированности культуры поведения у старших дошкольников как ценностно-целевые ориентиры педагогической работы современных дошкольных образовательных учреждений. Авторами представлены методические материалы по использованию народных сказок, пословиц и поговорок в процессе формирования культуры деятельности, общения и внешнего вида у старших дошкольников.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru

Корчагина Светлана Николаевна,студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск

Использование народной педагогики в процессе формирования

культуры поведения у детей дошкольного возраста

Аннотация.В статье охарактеризованы основные слагаемые и критерии сформированности культуры поведения у старших дошкольников как ценностноцелевые ориентиры педагогической работы современных дошкольных образовательных учреждений. Авторамипредставлены методические материалы по использованию народных сказок, пословиц и поговорок в процессе формирования культуры деятельности, общения и внешнего вида у старших дошкольников.Ключевые слова: культура поведения, дошкольник, народная педагогика, сказка, пословица, поговорка.

Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Дошкольный возраст является очень важным этапом вформировании базиса личностной культуры, в т. ч. в воспитании культуры поведения. Это объясняется тем, что именно в 5‬7 лет закладывается фундамент моральных принципов, активно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации и совместнойдеятельности со сверстниками,прослеживаетсяобщественная направленность и коллективизм в реальных детских взаимоотношениях, в высказываниях и в оценке сверстников. Культура поведения дошкольника представляет собой совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетики и культуре. В содержании культуры поведениядошкольников можно условно выделить следующиекомпоненты: культура деятельности, культура общения, культура внешнего вида и пр. О сформированности у дошкольника навыков культуры поведения свидетельствуют следующие критерии: критерии сформированности культуры деятельности (дети бережно относятся к игрушкам, вещам, книгам товарища и к своим; не берут чужие вещи без спроса; самостоятельно подготавливают рабочее место; убирают за собой игрушки, книги и карандаши; запланированную деятельность доводят до конца; умеют действовать в интересах партнёра или группы сверстников; помогают справиться с заданием товарищу и пр.);критерии сформированности культуры общения (дети приветливо здороваются и прощаются при встрече; доброжелательны в общении со всеми сверстниками; слушают внимательно, не перебивая; умеют обращаться с вежливой просьбой, высказывать слова благодарности, извинения и пр.);критерии сформированности культуры внешнего вида (дети стремятся заботятся о своём внешнем виде (следят, чтобы не были растрепанными волосы, не спускались колготки и пр.), эмоционально и тактично отзываются о внешнем виде (выражают похвалу, подмечают неполадки в одежде или помогают их устранить и пр.).Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает: знание правил и норм; понимание ихразумности и необходимости; умение применять их в ситуациях вербального и реального поведения; эмоциональное переживание от выполнениянорм культурного поведения [1‬3].Анализ психологопедагогической литературы [4‬9] позволил установить ряд особенностей формирования культуры поведения дошкольников. Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и национальных ценностях, о внешней и внутренней стороне нравственных отношений, т. е. о том, как можно и как нельзя себя вести и о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе. Усвоение детьми этих сторон этических знаний может происходить различными путями как одновременно, так и по отдельности. Возможность более быстрого формирования у дошкольников знаний о внешней стороне нравственных взаимоотношений в отличие от формирования внутренней и смысловой стороны нравственных норм является свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются. Другой характерной чертой начальных этапов становления нравственности и формирования культуры поведения у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, кнравственным поступкам дошкольников. Поступательно дошкольник проходит три ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой оценки конкретных действий или поступков человека, содержащей правила поведения в младшем возрасте к оценкесостоянию человека, попавшего в затруднение и обеспечивающей регуляцию поведения и к оценкепредвосхищению возможных последствий или дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего дошкольника к совершению нравственных действий [10].Другая особенность духовнонравственного развития дошкольников состоит в том, что вербальное усвоение ребенком норм культурного поведения и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение [11]. Вдошкольном возрасте рассогласованность вербального и реального поведения связана со многими причинами:

реакция детей на вербальную и реальную ситуацию принципиально отличается(в первом случае мотивы минимальны, а действия реализуются в рефлексивной форме или в форме планирующего и словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным, предпочитаемым и должным); нравственное действие ребенка дошкольного возраста являетсядостаточносложным, поскольку в нем заложено три основных компонента − это знание о том,как поступить, это переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и само практическое выполнение данного действия); иногда нравственное поведение детей носит избирательныйхарактер (дошкольники ориентируются в своем поведении на усвоенные ими ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию), избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте.По мнению Н. В.Мельниковой нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается в двух направлениях: в усилении роли нравственных норм, требований и образцов вповедении ребенка и его оценке; повышении адекватности оценки собственного и чужого поведения на основе этических понятий. Сохраняется большая зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Адекватное поведение, позитивные моральные переживания и отношения ребенка при соблюдении им нравственных требований стимулируют новые нравственные действия и поступки. Постепенно на этой основе у ребенка вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные позитивностью[12, с. 27‬54].Исследователями отмечаются и половые различия развития нравственной сферы в дошкольном возрасте. Экспериментальным путем установлено, что девочки имеют более высокий уровень развития нравственных чувств и нравственного сознания, поэтому их общий уровень нравственного развития выше. Они, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков в этом возрасте в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых[13, с. 213].

К основным механизмам формирования нравственной сферы личности в целом,культуры поведения в частности, можно отнести частные механизмы подражанияимитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценки окружающих) и общий механизм интериоризации‬экстериоризации базисных этических понятий. Подражание и имитация выполняют свою функцию научения через построение исходного ориентировочного образа. Эта форма поведения, наряду с идентификацией со значимыми людьми, вносит существенный вклад в развитие нравственной сферы личности ребенка, помогая ему в освоении норм социальной жизни. Важными факторами формирования нравственного опыта ребенка выступают три объекта оценивания: личность (самооценка); другие люди (сравнительная оценка); собственная деятельность (поступки и последствия). Механизмы внутренней и внешней оценки содействуют процессам подражания‬имитации‬идентификации, стимулируют нравственное поведение дошкольника. Нравственное развитие является также результатом интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения, и превращение их во внутренние психические процессы. С другой стороны, усвоенные нравственные понятия, нормы и образцы закрепляются в нравственном опыте, переносятся на все новые и новые нравственные ситуации, и начинают определять направленность поведения и отношений ребенка. Механизм экстериоризации позволяет включать внутренние стимулы имотиваторы культурного поведения, нравственные оценки, чувства и переживания в процесс нравственного развития[14, с. 310‬320].Поскольку формирование основ культуры проходит своеобразный цикл, поэтому для формирования привычки культурного поведения в старшем дошкольном возрасте необходимо организовывать систематическую и разнообразную по формам проведения деятельность. В процессе формирования у дошкольников культуры деятельности, общения и внешнего вида следует активно использовать средства народной педагогики, которые представляют собой духовный багаж, накопленный в процессе их жизнедеятельности. На протяжении веков народами накоплен опыт воспитания и социализации подрастающего поколения посредством разнообразных факторов и средств народной педагогики(природа, искусство, традиции, игра, слово, быт, искусство, пример‬идеал, религия, сказки, пословицы, поговорки, загадки и пр.).В настоящее время учеными и практиками признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании ребенка дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров (сказки, пословицы и поговорки, потешки, загадки и т.д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и пр. Более подробно об этом прописано в других работах автора [15‬20].С целью формирования у дошкольников культуры деятельности (бережного отношения к игрушкам, вещам; умения самостоятельно подготавливать рабочее место; стремления убирать за собой игрушки, книги и карандаши; доводить до конца запланированную деятельность; желания действовать в интересах партнёра или группы сверстников; готовности помогать справитьсяс заданием товарищу и пр.) можно использовать следующие пословицы и поговорки.1.Честь честью, а дело делом. Честь по заслугам (рус.).2.Береги одежду, пока нова, а здоровье, пока молод (укр.).3.Плоды весеннего труда осенью узнаются (морд.).4.Глаза боятся, а руки делают (рус.).5.Бережливость лучше богатства (рус.).6.Всякая работа легка, коли с охотой ее делаешь (укр.).7.Лень до добра не доведет (рус.).8.Какие труда,такие плоды (рус.).9.Что посеешь, то и пожнешь (рус.).10.Поспешишь ‬себя замедлишь (якут.).11.За делами дня не видно (рус.).12.Своего не бросай, чужого не бери (рус.).13.Главное, начни дело, а кончится оно само собой (азерб.) [21‬22].Многие сказки содействуют формированию представлений о нормах культуры деятельности. В частности: русская народная сказка «Царевналягушка» ориентирует детей на то, что нужно бережно относиться к чужим вещам идоводить дело до конца. Украинская народная сказка «Летучий корабль» и русская народная сказка «Гусилебеди» помогают дошкольникам понять важность взаимопомощи и пр. В русской народной сказке «Репка» дошкольникам герои поведают о том, что нужно уметь действовать в интересах партнёра и своих друзей и пр.[23‬24].С целью формирования культуры общения (т. е. формированияпредставлений детей о нормах поведения в ситуациях приветствия, прощания, извинения, благодарности; стимулирования стремления ориентироваться на этикетные формулы в поведении, самостоятельного их использовать в ситуациях стандартизированного речевого общения; осознания детьми роли этикета в межличностных отношениях; развития потребности в комфортном речевом взаимодействии с субъектами общения, а также умение поддерживать доброжелательную атмосферу общения и пр.) в работе с дошкольниками можно использовать следующие пословицы и поговорки.1.Сказанное слово не останется не услышанным (якут.).2.Кто умеет владеть своим языком, то до старости будет жить в почете (рус). 3.Без языка и колокол нем (рус.). 4.В умной беседе быть ‬ума прикупить, а в глупой − и свой растерять (рус.).5.Кстати промолчишь ‬что большое слово скажешь(рус.).6.Лишнее слово надоедает (абхаз.).7.Молчание лучше слов (япон.).8.Говорить без дела, что на воде писать (рус.).9.Неискренние слова, как спутанные волосы наголове: распутать их трудное дело (бенг.).10.Слово не стрела, а сердце язвит (рус.) [25].Для формирования культуры общения можно использовать следующие сказки: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» служит для дошкольников образцомвежливого обращения между братом и сестрой; украинская народная сказка «Летучий корабль» и русская народная сказка «Морозко» наглядно учат детей тому, как при общении со взрослыми нужно обращаться вежливо, а также показывают каковы последствия некультурного обращения с окружающими; украинская народная сказка «Врун и подвирала» показывает дошкольникам, что лживость плохое качество и лучше говорить правду, а тайская народная сказка «Болтливая птичка» учит тому, что нужно говорить строго по делу, а не просто «молоть языком» и др. [26‬27].С целью формирования культурывнешнего вида и культурногигиенических навыков (понимания, что необходимо одеваться по погоде и к случаю (в гости на день рождение или и на праздник, на занятие по физической культуре и пр.);стремление заботятся о своём внешнем виде (следить, чтобы не были растрепанными волосы, не спускались колготки,готовности эмоциональнои тактично отзываться о внешнем виде сверстника (выражать похвалу, подмечать неполадки в одежде или помогать их устранить)следует использовать следующие пословицы и поговорки.1.Не все должно, что можно (рус.).2.Где аккуратность, там и опрятность (рус.). 3.Грязь не сало, помял (потер), она и отстала (рус.).

4.Даже самая лучшая рыба через три дня начинает пахнуть (англ.).5.Два черных не создают одного белого (англ.).6.Если к чистому прибавить нечистое ‬все загрязнится (дагест.).7.Если красота десять, то девять из десяти ‬одежда (азерб.).8.Кто аккуратен, тот и людям приятен (рус.). 9.Поганое к чистому не пристанет. Черное к белому не пристанет (рус.).

10.Рука моет руку, две руки ‬лицо (азербайдж.).11.Тело ‬украшение для костей, одежда ‬украшение для тела (абазин.).12.Хоть лыком (шилом) шит, да мылом мыт (рус.) [28].

Для формирования культуры внешнего вида следует использовать народные сказки. В их числе: шведская народная сказка «Замухрыжка» (в ней рассказывается о мальчике, который ничего не делал, не умывался и не расчёсывался); русская народная сказка «Сказка о Василисе Прекрасной» (с помощью этой сказки у детей можно воспитать культуру внешнего вида и стремления заботятся о нём); народная сказка «Принцессалягушка» (с помощью этой сказки детям можно прививать культуру внешнего вида, показать на примере, как хорошо всегда выглядеть опрятно); русская народная сказка «Чистота, благодатьи красота» (в ней рассказывается о значимости для человека быть опрятным); индейская народная сказка «Гордая красавица» (призывает детей следить за своим внешнем видом и тактично отзывать о внешнем виде другого человека и пр.[29‬30]. Обогащению нравственных представлений детей могут содействовать следующие формы и методы приобщения детей к произведениям устного народного творчества: «Спасательные ситуации в сказках», «Знаток народных пословиц и поговорок», «Уроки предков», «Добрые советы», «Найди лишнюю пословицу» и пр.Проявлению эмоциональной отзывчивости, умения анализировать жизненные ситуации и окружающих людей с учетом норм культуры поведения содействуют следующие методы и приемы работы с произведениями устного народного творчества: «Словесный портрет», «Клубок», «Хорошие и плохие поступки»,«Чудесные превращения»,«Книга Сказок», «Продолжи сказку»и пр.Для обогащения опыта культурного поведения важно использовать комплекс форм, методов и приемов работы, которые позволят понять важность соблюдения нравственных норм в различных жизненных ситуациях: «Обмен ролями», «Волшебные слова», «Страна волшебных слов»и пр.Итак, формирование культуры поведения у дошкольников сложный и длительный процесс, во время которого не должно быть излишних словесных назиданий, упреков или замечаний. Использование народной педагогики с целью формирования культуры общения, деятельности и внешнего вида у детей возможно, если: подобраны произведения, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приёмы использования произведений устнопоэтического творчества; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с этическими нормамии пр.

Ссылки на источники1.Богданова О. С. Культура поведения // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. Т. 1. ‬М.: Большая российская энциклопедия, 1993. ‬С. 487.2.Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. ‬М.: Просвещение, 1986. ‬96 с.3.НиколаеваС. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. ‬М.: Владос, 2007. ‬80 с.4.Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: дис.…доктора психол. наук.‬Казань, 2009. ‬320 с.5.Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. ‬М.: Просвещение, 1985. ‬267 с.6.Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6‬7 лет. ‬М.:Педагогика, 1992. ‬160 с.7.Субботский Е. В. Генезис личности: теория и практика.‬М.:Смысл, 2010. ‬408 с.8.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, Г.Н.Година, А. Д. Шатова и др.; под ред. А. М. Виноградовой. ‬М.: Просвещение, 1999. ‬96 с.9.Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. ‬М.:Дрофа, 2006. ‬176 с.10.Титаренко Т. М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение // Дошкольное воспитание.‬1980. ‬№ 10. ‬С. 32‬35.11.Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. ‬1983. ‬№ 4. ‬С. 68‬71.12.Мельникова Н. В. Указ. соч.13.Там же.14.Там же. 15.Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель. ‬2011. ‬№ 3. ‬С. 57‬61.16.КондрашоваН.В.Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. − 2012. − № 7. − С. 606616. ‬URL: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45.

17.Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. ‬2011. ‬№7. ‬С. 32‬33.18.Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. ‬2013. ‬№7. ‬С. 152‬153.19.Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. ‬2013. ‬№ 2. ‬С. 38‬39. 20.Даль В. И. Пословицы и поговорки. ‬М.: Эксмо:ННН, 2003. ‬616с. 21.Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. ‬М. Учпедгиз, 1957.‬240 с.22.Пан Котофей, украинские народные сказки/ Под ред. Т.Уваровой.‬Спб.: Амфора, 2013. ‬112 с.23.Русские народные сказки / Под ред. Е. В. Родина.‬М.:ОлмаМедиаГрупп, 2013. ‬448 с.24.Сказки народов мира / Под ред. В. Н.Сивчиков ‬М.:Попурри, 2013. ‬272 с.25.Даль В. И. Указ. соч. 26.Русские народные сказки.Указ.соч.27.Сказки народов мира. Указ. соч.28.Даль В. И. Указ. соч. 29.Русские народные сказки.Указ.соч.30.Сказки народов мира. Указ. соч.

Natalya Kondrashova, candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool and primary education, State Mordovian Pedagogical Institute named after M.E. Evsevev, Saransknatakondrashova@mail.ruSvetlana Korchagina,student, faculty of pedagogical and artistic education, State Mordovian Pedagogical institute named after M.E.Evsevev, SaranskThe use of traditional pedagogy in the process of formation the preschool children behavior culture Abstract. The authorsoutline the main components and criteria of formation of senior preschool children cultural behavior as valuetargets of pedagogical work of modern preschool institutions. The authors present the methodical materials on the use of folk tales, proverbs and sayings in the process of cultural activities formation, communication and appearance of the senior preschool children.Key words:culture, preschooler, folk pedagogic, fairy tale, proverb, saying.References:1‬30 ‬RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»