Сравнительный анализ нормативных документов профессиональной подготовки социологов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Паршакова
Ю.
А. Сравнительный анализ нормативных документов профессиональной подготовки социологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 1 (январь). – С.
101–105. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14021.htm.
Аннотация. Автор посредством сравнительного анализа документов (образовательных стандартов) выявляет основные нормативные требования, предъявляемые к выпускникам-социологам (специалистам и бакалаврам).
Ключевые слова:
специалист, бакалавр, профессиональная подготовка, образовательный стандарт, социолог
Похожие статьи
Текст статьи
Агишева Гузель Наилевна,студентка гуманитарнопедагогического института ФБГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиa.g.i.sh.e.v.a@mail.ru
Сравнительный анализ нормативных документов
профессиональной подготовки социологов
Аннотация.Автор посредством сравнительного анализа документов (образовательных стандартов) выявляет основные нормативные требования, предъявляемые к выпускникамсоциологам (специалистам и бакалаврам).Ключевые слова:образовательный стандарт, профессиональная подготовка, социолог, специалист, бакалавр.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В связи с присоединением России к Болонскому процессу и переходом отечественной системы образования на двухуровневую модель получения высшего образования в обществе возникло противоречивое мнение о качестве нынешнего образования. Решающим фактором модернизации российского общества является образование. Невозможно представить модернизацию общества без развития экономики, политики, и в том числе –системы образования. Именно она и приводит в исполнение важные цели общества, поскольку является средством подготовки типа личности, который требуется обществу для успешного функционирования. В развитых странах образование рассматривается как средство обновления общества. В любой сфере общественной жизни всякие обновления должны начинаться с реформы образования. Перед тем, как ввести какиелибо преобразования в обществе, требуется подготовка человека к этим нововведениям, необходимо, чтобы он был способен осуществлять эти преобразования [1]. Образованность и профессиональная подготовка молодого поколения являются важнейшими ресурсами развития, имеющимися в обществе. От их мобилизации зависит жизнеспособность социума.В связи с происходящими в последнее десятилетие политическими и социальноэкономическими изменениями, а также всё возрастающей ролью рыночной экономики, проблема отношения общества, в частности работодателей, к бакалаврам и специалистам является весьма актуальной.Современные организации производства и управления ими стараются развиваться по ускоренной модели динамики социального развития, причиной этому является стремление их к нововведениям. Однако, принимая во внимание экономическую, техническую, технологическую, управленческую сферы общественной деятельности, в социокультурной сфере модернизациявозникает неоднозначно.В средствах массовой информации, которые, как известно, оказывают существенное влияние на общественное мнение, двухступенчатая система получения высшего образования также освещается неоднозначно. В связи с этим в обществе сложилось два противоположных мнения: одни считают, что бакалавриат –полезное нововведение, позволяющее получить высшее образование за относительно короткийсрок, при этом еще получить возможность продолжить обучение за границей; вторые говорят, что за такой короткий период времени невозможно стать хорошим специалистом, поэтому бакалавриат не является высшим образованием. Все эти противоречия указывают на существование серьезной проблемы, которая в первую очередь касается не только учащихся и выпускников, но и работодателейв условиях модернизации современного общества.Целью данного исследования является выявление существенных различий в требованиях к специалистам и бакалаврам. В соответствии с целью выделены следующие задачи: рассмотреть Государственные образовательные стандарты для специалистов; проанализировать Федеральные государственные образовательные стандарты для бакалавров; сравнить образовательные стандарты для бакалавров и специалистов.В качестве метода исследования выбран анализ документов. Причиной выбора именно этого метода является возможность в относительно короткие сроки получить достоверную информацию об изучаемом объекте. Главным преимуществом этого метода является то, что полученная посредством анализа документов информация служит основой для выдвижения гипотез и дальнейшей проверки полученных данных другими методами. Выборка –ГОСы и ФГОСы для специальностей«Социология».Сравнительный анализ стандартов по следующим характеристикам:дата издания; требования к основным образовательным программам; срок обучения; область и основные объекты профессиональной деятельности; основные виды деятельности социолога; основные задачи социолога в соответствии с видами профессиональной деятельности; основные общекультурные компетенции; основные профессиональные компетенции; требования к оценке качества освоения основных образовательных программ; требования к кадровому обеспечению учебного процесса; требования к учебнометодическому обеспечению учебного процесса; требования к материальнотехническому обеспечению учебного процесса; основные требования к производственным практикам.Появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий, усиление роли интеллекта в производстве оказало серьёзное влияние на актуализацию качества образования как современную социальнопедагогическую проблему.В социальном плане говорится о состоянии образования и его результативности, которые определяют показатели согласованности с потребностями и желаниями общества в приобретении социальной компетентности, развитии гражданских, профессиональных и личностных свойств.На сегодняшний день практически все вузы осуществляют подготовку специалистов по уровневой системе. Таким образом, большинство направлений подготовки дипломированных специалистов перетекли в новые направления подготовки бакалавров. Соответственно обновились и государственные образовательные стандарты, которые также изменили и своё название, став федеральными государственными образовательными стандартами. В связи с этим появляется необходимость проведения сравнения между требованиями и особенностями подготовки дипломированных специалистов и бакалавров. Выборку составили ГОСы и ФГОСы для дипломированных специалистов и бакалавров следующих направлений подготовки: 020300 «Социолог, преподаватель социологии», 040100 «Социология».Подготовка дипломированных специалистов по направлению «Социология, преподаватель социологии» осуществляется в течение десяти семестров, а подготовка бакалавров по схожему направлению проходит в течение восьми семестров. Что касается основных образовательных программ, в обоих стандартах даны общие требования к их разработке, указаны обязательные учебные циклы. Следует отметить, то для дипломированных специалистов чётко разделены циклы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, а для бакалавров предусмотрен только профессиональный цикл, что указывает на то, что у последних этот раздел более обобщённый.Основная образовательная программа подготовки дипломированного специалиста должна состоять из дисциплин федерального компонента, дисциплин национальнорегионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Каждый учебный цикл образовательной программы подготовки бакалавра имеет основную часть, определяемую данным документом, и профильную, устанавливаемую учебным заведением. Даннаячасть цикла должна давать возможность студенту получить углубленные знания и навыкидля успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. Соответственно, для бакалавров, так же,как и для дипломированных специалистов, предусмотрена возможность профессиональной деятельности без дополнительного образования.В стандартах, вышедших в 2010 году, прописаны область и основные объекты профессиональной деятельности, тогда как в документе 2000 года эти пункты отсутствуют. Таким образом, деятельность бакалавровсоциологов включает изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития социологическими методами. Объектами профессиональной деятельности бакалаврасоциолога становятся социальные процессы и структуры на макрои микроуровнях, социальные общности и социальные отношениявнутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на них.Говоря об основных видах деятельности, нужно подчеркнуть, то в стандартах для дипломированных специалистов указаны виды деятельности, которые должен уметь осуществлять специалистсоциолог. А для бакалавров даны основные направления деятельности и прописаны все виды работ, которые возможно исполнять в данных направлениях. При этом вузы получают некую свободу в выборе конкретных видов деятельности, к которым в основном будет готовиться бакалавр. Нужно подчеркнуть, что как учащиеся, так и объединения работодателей,вправе участвовать в выборе видов деятельности.В федеральном государственном стандарте подготовки бакалавров в соответствии с видами профессиональной деятельности выделен список задач, которые должен уметь решать бакалавр социологии, исходя из выбранногонаправления деятельности. Здесь важно отметить некоторые различия: специалистсоциолог имеет право занимать преподавательскую и административную должность в средних и высших учебных заведениях, тогда как бакалаврсоциолог может проводить занятия по социальногуманитарным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Анализ остальных пунктов показал, что задачи, соответствующие квалификации специалистасоциолога соответствуют большинству задач, выделенных для бакалавров. Однако для последних ещё дан огромный список, из которого выделяются задачи в соответствии с выбранным ранее видом профессиональной деятельности.Кроме этого для социологовбакалавров отдельно разделены и прописаны общекультурные и профессиональный компетенции, которыми должен обладать выпускник, и которые в стандартах 2000 года объединены и выделены как общепрофессиональные компетенции и состоят из восьми пунктов. К общекультурным компетенциям бакалавров,например, относится навыки работы с компьютером, физическое воспитание и укрепление здоровья для полноценной профессиональной деятельности, способность работать с информацией в глобальных информационных сетях, таких компетенций для бакалавров выделено семнадцать. Профессиональных компетенций для бакалавров чуть меньше, чем общекультурных –двенадцать, они включают в себя пункты, схожие с общекультурными компетенциями для дипломированного специалиста, только более расписанными в соответствии с видами профессиональной деятельности. Что опять же говорит о том, что при выборе обучения по конкретным видам профессиональной деятельности, сужается и круг компетенций.Что касается требований к оценке качества освоения основных образовательных программ, то здесь наблюдаются некоторые различия между стандартами для специалистов и бакалавров. В государственном образовательном стандарте, утверждённом в 2000 году, конкретно указаны все требования и к выпускной квалификационной работе социолога и к государственному экзамену, которые обязательны для получения квалификации дипломированного специалиста. В федеральном государственном образовательном стандарте 2010 года даны общие обязанности вуза по гарантии качества подготовки,а также некоторые рекомендации по формам и процедурам промежуточного контроля знаний. Итоговая государственная аттестация бакалавровсоциологов включает защиту квалификационной работы, требования к содержанию, объему и структуре которой определяется самим учебным заведением. Государственный экзамен для бакалавров также вводится по усмотрению вуза, соответственно требования тоже определяются высшим учебным заведением.Требования к кадровому обеспечению также были подвергнуты некоторым изменениям. В 2000 году доля преподавателей, имеющих учёную степень, должна была составлять не менее 80% их общего состава. В 2010 году эта цифра снизилась до 60%, однако в эту графу добавилось ещё несколько важных пунктов. Учёную степень доктора наук или учёное звание профессора должны иметь не менее 8% преподавателей.До 10% от общего числа преподавателей, имеющих учёную степень или учёное звание, может быть заменено руководителями или ведущими специалистами, работающими по данному направлению и имеющими стаж более 10 последних лет.Также необходимо привлечь к образовательному процессу не менее 5% преподавателей из числа действующих руководителей или работников профильных организаций.Говоря о требованиях к учебнометодическому и материальнотехническому обеспечению учебного процесса, нужно отметить, что развитие информационных технологий привело к появлению новых таких требований. Таким образом, в 2000 году для обеспечения нормального учебного процесса от вуза требовалось лишь обеспечение и возможность пользования учебнометодической и научной литературой по всем видам учебных занятий. В 2010 году к этим требованиям присоединяется требование наличия содержания каждой из учебных дисциплин в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения, также возможность индивидуального доступа учащихся к электроннобиблиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам. Также вуздолжен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет. Кроме того,образовательное учреждение должно иметь необходимый комплект лицензионного программного обеспечения, включающего наиболее распространённые программы прикладного характера.Производственная практика, так же,как и педагогическая, является обязательной для студентов, обучающихся по направлению дипломированных специалистов. Все требования к ним, основные этапы практики и формы оценивания прописаны в документе. Тогда как для студентовбакалавров практики также являются обязательными, но конкретные виды определяются основной образовательной программой учебного заведения. Все необходимые пункты, касающиеся практики, также выделяются вузом. Здесь необходимо отметить также то, что в стандарте 2010 года выделен такой необходимый раздел образовательной программы бакалавров, как научноисследовательская деятельность и указаны требования к данной работе учащегося. Студенту необходимо участвовать в подготовке публикаций, в проведении научных исследований, выступать с докладами на конференциях, работать анкетёром, интервьюером, модератором, проводить анализ полученной информации, участвовать в разработке новых методологических подходов. Все это должно обеспечить высшее учебное заведение в качестве дополнительной практической деятельности студентов.Проделанный анализ образовательных стандартов подготовки дипломированных специалистовсоциологов и бакалавровсоциологов позволяет сделать следующие выводы: специалисты получают образование по более узкому направлению, нежели бакалавры, перечень видов деятельности,для которых содержит больше видов профессиональной деятельности. Необходимо также отметить о свободе выбора учебным заведением многих аспектов подготовки бакалавров, тогда как для дипломированных специалистов все требования указаны в государственном образовательном стандарте. Именно поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте 2010 года очень подробно и широко описаны все виды профессиональной деятельности, основные задачи и компетенции будущего социолога. Также научнотехнический прогресс привёл к увеличению требований к учебнометодическому и материальнотехническому обеспечению учебного процесса.Очень важным пунктом является учёт мнения учащихся и возможных работодателей при выборе конкретного направления подготовки бакалавра. Это даёт возможность для более продуктивной работы студента и повышает его возможность получения должности по своему направлению. К принципиальным различиям дипломированного специалиста и бакалавра оказалось то, что первый имеет возможность преподавания в высших учебных заведениях, а бакалавр только в средних.Таким образом, бакалавриат предусматривает получение более общего образования с выбором конкретного вида деятельности и возможностью выбрать между профессиональной деятельностью и дальнейшим обучением в магистратуре по выбранному направлению.
Ссылки на источники1.ЖелнинаЕ.В. Инновации на промышленном предприятии: теоретический и эмпирический анализ // Вектор науки Тольяттинского университета. –2013. –№2(24). –С. 278–282.
Guzel Agisheva, student,Tolyatti State University, Tolyattia.g.i.sh.e.v.a@mail.ruComparative analysis of normative documents of vocational training of sociologistsAbstract.The author reveals the main standard requirements imposed to graduates sociologists (to experts and bachelors) by means of the comparative analysis of documents (educational standards).Keywords:educational standard, vocational training, sociologist, expert, bachelor.References:1 –RussianSources.
Рекомендовано к публикации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук
Сравнительный анализ нормативных документов
профессиональной подготовки социологов
Аннотация.Автор посредством сравнительного анализа документов (образовательных стандартов) выявляет основные нормативные требования, предъявляемые к выпускникамсоциологам (специалистам и бакалаврам).Ключевые слова:образовательный стандарт, профессиональная подготовка, социолог, специалист, бакалавр.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В связи с присоединением России к Болонскому процессу и переходом отечественной системы образования на двухуровневую модель получения высшего образования в обществе возникло противоречивое мнение о качестве нынешнего образования. Решающим фактором модернизации российского общества является образование. Невозможно представить модернизацию общества без развития экономики, политики, и в том числе –системы образования. Именно она и приводит в исполнение важные цели общества, поскольку является средством подготовки типа личности, который требуется обществу для успешного функционирования. В развитых странах образование рассматривается как средство обновления общества. В любой сфере общественной жизни всякие обновления должны начинаться с реформы образования. Перед тем, как ввести какиелибо преобразования в обществе, требуется подготовка человека к этим нововведениям, необходимо, чтобы он был способен осуществлять эти преобразования [1]. Образованность и профессиональная подготовка молодого поколения являются важнейшими ресурсами развития, имеющимися в обществе. От их мобилизации зависит жизнеспособность социума.В связи с происходящими в последнее десятилетие политическими и социальноэкономическими изменениями, а также всё возрастающей ролью рыночной экономики, проблема отношения общества, в частности работодателей, к бакалаврам и специалистам является весьма актуальной.Современные организации производства и управления ими стараются развиваться по ускоренной модели динамики социального развития, причиной этому является стремление их к нововведениям. Однако, принимая во внимание экономическую, техническую, технологическую, управленческую сферы общественной деятельности, в социокультурной сфере модернизациявозникает неоднозначно.В средствах массовой информации, которые, как известно, оказывают существенное влияние на общественное мнение, двухступенчатая система получения высшего образования также освещается неоднозначно. В связи с этим в обществе сложилось два противоположных мнения: одни считают, что бакалавриат –полезное нововведение, позволяющее получить высшее образование за относительно короткийсрок, при этом еще получить возможность продолжить обучение за границей; вторые говорят, что за такой короткий период времени невозможно стать хорошим специалистом, поэтому бакалавриат не является высшим образованием. Все эти противоречия указывают на существование серьезной проблемы, которая в первую очередь касается не только учащихся и выпускников, но и работодателейв условиях модернизации современного общества.Целью данного исследования является выявление существенных различий в требованиях к специалистам и бакалаврам. В соответствии с целью выделены следующие задачи: рассмотреть Государственные образовательные стандарты для специалистов; проанализировать Федеральные государственные образовательные стандарты для бакалавров; сравнить образовательные стандарты для бакалавров и специалистов.В качестве метода исследования выбран анализ документов. Причиной выбора именно этого метода является возможность в относительно короткие сроки получить достоверную информацию об изучаемом объекте. Главным преимуществом этого метода является то, что полученная посредством анализа документов информация служит основой для выдвижения гипотез и дальнейшей проверки полученных данных другими методами. Выборка –ГОСы и ФГОСы для специальностей«Социология».Сравнительный анализ стандартов по следующим характеристикам:дата издания; требования к основным образовательным программам; срок обучения; область и основные объекты профессиональной деятельности; основные виды деятельности социолога; основные задачи социолога в соответствии с видами профессиональной деятельности; основные общекультурные компетенции; основные профессиональные компетенции; требования к оценке качества освоения основных образовательных программ; требования к кадровому обеспечению учебного процесса; требования к учебнометодическому обеспечению учебного процесса; требования к материальнотехническому обеспечению учебного процесса; основные требования к производственным практикам.Появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий, усиление роли интеллекта в производстве оказало серьёзное влияние на актуализацию качества образования как современную социальнопедагогическую проблему.В социальном плане говорится о состоянии образования и его результативности, которые определяют показатели согласованности с потребностями и желаниями общества в приобретении социальной компетентности, развитии гражданских, профессиональных и личностных свойств.На сегодняшний день практически все вузы осуществляют подготовку специалистов по уровневой системе. Таким образом, большинство направлений подготовки дипломированных специалистов перетекли в новые направления подготовки бакалавров. Соответственно обновились и государственные образовательные стандарты, которые также изменили и своё название, став федеральными государственными образовательными стандартами. В связи с этим появляется необходимость проведения сравнения между требованиями и особенностями подготовки дипломированных специалистов и бакалавров. Выборку составили ГОСы и ФГОСы для дипломированных специалистов и бакалавров следующих направлений подготовки: 020300 «Социолог, преподаватель социологии», 040100 «Социология».Подготовка дипломированных специалистов по направлению «Социология, преподаватель социологии» осуществляется в течение десяти семестров, а подготовка бакалавров по схожему направлению проходит в течение восьми семестров. Что касается основных образовательных программ, в обоих стандартах даны общие требования к их разработке, указаны обязательные учебные циклы. Следует отметить, то для дипломированных специалистов чётко разделены циклы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, а для бакалавров предусмотрен только профессиональный цикл, что указывает на то, что у последних этот раздел более обобщённый.Основная образовательная программа подготовки дипломированного специалиста должна состоять из дисциплин федерального компонента, дисциплин национальнорегионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Каждый учебный цикл образовательной программы подготовки бакалавра имеет основную часть, определяемую данным документом, и профильную, устанавливаемую учебным заведением. Даннаячасть цикла должна давать возможность студенту получить углубленные знания и навыкидля успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. Соответственно, для бакалавров, так же,как и для дипломированных специалистов, предусмотрена возможность профессиональной деятельности без дополнительного образования.В стандартах, вышедших в 2010 году, прописаны область и основные объекты профессиональной деятельности, тогда как в документе 2000 года эти пункты отсутствуют. Таким образом, деятельность бакалавровсоциологов включает изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития социологическими методами. Объектами профессиональной деятельности бакалаврасоциолога становятся социальные процессы и структуры на макрои микроуровнях, социальные общности и социальные отношениявнутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на них.Говоря об основных видах деятельности, нужно подчеркнуть, то в стандартах для дипломированных специалистов указаны виды деятельности, которые должен уметь осуществлять специалистсоциолог. А для бакалавров даны основные направления деятельности и прописаны все виды работ, которые возможно исполнять в данных направлениях. При этом вузы получают некую свободу в выборе конкретных видов деятельности, к которым в основном будет готовиться бакалавр. Нужно подчеркнуть, что как учащиеся, так и объединения работодателей,вправе участвовать в выборе видов деятельности.В федеральном государственном стандарте подготовки бакалавров в соответствии с видами профессиональной деятельности выделен список задач, которые должен уметь решать бакалавр социологии, исходя из выбранногонаправления деятельности. Здесь важно отметить некоторые различия: специалистсоциолог имеет право занимать преподавательскую и административную должность в средних и высших учебных заведениях, тогда как бакалаврсоциолог может проводить занятия по социальногуманитарным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Анализ остальных пунктов показал, что задачи, соответствующие квалификации специалистасоциолога соответствуют большинству задач, выделенных для бакалавров. Однако для последних ещё дан огромный список, из которого выделяются задачи в соответствии с выбранным ранее видом профессиональной деятельности.Кроме этого для социологовбакалавров отдельно разделены и прописаны общекультурные и профессиональный компетенции, которыми должен обладать выпускник, и которые в стандартах 2000 года объединены и выделены как общепрофессиональные компетенции и состоят из восьми пунктов. К общекультурным компетенциям бакалавров,например, относится навыки работы с компьютером, физическое воспитание и укрепление здоровья для полноценной профессиональной деятельности, способность работать с информацией в глобальных информационных сетях, таких компетенций для бакалавров выделено семнадцать. Профессиональных компетенций для бакалавров чуть меньше, чем общекультурных –двенадцать, они включают в себя пункты, схожие с общекультурными компетенциями для дипломированного специалиста, только более расписанными в соответствии с видами профессиональной деятельности. Что опять же говорит о том, что при выборе обучения по конкретным видам профессиональной деятельности, сужается и круг компетенций.Что касается требований к оценке качества освоения основных образовательных программ, то здесь наблюдаются некоторые различия между стандартами для специалистов и бакалавров. В государственном образовательном стандарте, утверждённом в 2000 году, конкретно указаны все требования и к выпускной квалификационной работе социолога и к государственному экзамену, которые обязательны для получения квалификации дипломированного специалиста. В федеральном государственном образовательном стандарте 2010 года даны общие обязанности вуза по гарантии качества подготовки,а также некоторые рекомендации по формам и процедурам промежуточного контроля знаний. Итоговая государственная аттестация бакалавровсоциологов включает защиту квалификационной работы, требования к содержанию, объему и структуре которой определяется самим учебным заведением. Государственный экзамен для бакалавров также вводится по усмотрению вуза, соответственно требования тоже определяются высшим учебным заведением.Требования к кадровому обеспечению также были подвергнуты некоторым изменениям. В 2000 году доля преподавателей, имеющих учёную степень, должна была составлять не менее 80% их общего состава. В 2010 году эта цифра снизилась до 60%, однако в эту графу добавилось ещё несколько важных пунктов. Учёную степень доктора наук или учёное звание профессора должны иметь не менее 8% преподавателей.До 10% от общего числа преподавателей, имеющих учёную степень или учёное звание, может быть заменено руководителями или ведущими специалистами, работающими по данному направлению и имеющими стаж более 10 последних лет.Также необходимо привлечь к образовательному процессу не менее 5% преподавателей из числа действующих руководителей или работников профильных организаций.Говоря о требованиях к учебнометодическому и материальнотехническому обеспечению учебного процесса, нужно отметить, что развитие информационных технологий привело к появлению новых таких требований. Таким образом, в 2000 году для обеспечения нормального учебного процесса от вуза требовалось лишь обеспечение и возможность пользования учебнометодической и научной литературой по всем видам учебных занятий. В 2010 году к этим требованиям присоединяется требование наличия содержания каждой из учебных дисциплин в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения, также возможность индивидуального доступа учащихся к электроннобиблиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам. Также вуздолжен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет. Кроме того,образовательное учреждение должно иметь необходимый комплект лицензионного программного обеспечения, включающего наиболее распространённые программы прикладного характера.Производственная практика, так же,как и педагогическая, является обязательной для студентов, обучающихся по направлению дипломированных специалистов. Все требования к ним, основные этапы практики и формы оценивания прописаны в документе. Тогда как для студентовбакалавров практики также являются обязательными, но конкретные виды определяются основной образовательной программой учебного заведения. Все необходимые пункты, касающиеся практики, также выделяются вузом. Здесь необходимо отметить также то, что в стандарте 2010 года выделен такой необходимый раздел образовательной программы бакалавров, как научноисследовательская деятельность и указаны требования к данной работе учащегося. Студенту необходимо участвовать в подготовке публикаций, в проведении научных исследований, выступать с докладами на конференциях, работать анкетёром, интервьюером, модератором, проводить анализ полученной информации, участвовать в разработке новых методологических подходов. Все это должно обеспечить высшее учебное заведение в качестве дополнительной практической деятельности студентов.Проделанный анализ образовательных стандартов подготовки дипломированных специалистовсоциологов и бакалавровсоциологов позволяет сделать следующие выводы: специалисты получают образование по более узкому направлению, нежели бакалавры, перечень видов деятельности,для которых содержит больше видов профессиональной деятельности. Необходимо также отметить о свободе выбора учебным заведением многих аспектов подготовки бакалавров, тогда как для дипломированных специалистов все требования указаны в государственном образовательном стандарте. Именно поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте 2010 года очень подробно и широко описаны все виды профессиональной деятельности, основные задачи и компетенции будущего социолога. Также научнотехнический прогресс привёл к увеличению требований к учебнометодическому и материальнотехническому обеспечению учебного процесса.Очень важным пунктом является учёт мнения учащихся и возможных работодателей при выборе конкретного направления подготовки бакалавра. Это даёт возможность для более продуктивной работы студента и повышает его возможность получения должности по своему направлению. К принципиальным различиям дипломированного специалиста и бакалавра оказалось то, что первый имеет возможность преподавания в высших учебных заведениях, а бакалавр только в средних.Таким образом, бакалавриат предусматривает получение более общего образования с выбором конкретного вида деятельности и возможностью выбрать между профессиональной деятельностью и дальнейшим обучением в магистратуре по выбранному направлению.
Ссылки на источники1.ЖелнинаЕ.В. Инновации на промышленном предприятии: теоретический и эмпирический анализ // Вектор науки Тольяттинского университета. –2013. –№2(24). –С. 278–282.
Guzel Agisheva, student,Tolyatti State University, Tolyattia.g.i.sh.e.v.a@mail.ruComparative analysis of normative documents of vocational training of sociologistsAbstract.The author reveals the main standard requirements imposed to graduates sociologists (to experts and bachelors) by means of the comparative analysis of documents (educational standards).Keywords:educational standard, vocational training, sociologist, expert, bachelor.References:1 –RussianSources.
Рекомендовано к публикации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук