Этнопедагогическая деятельность дошкольных образовательных учреждений в поликультурных регионах России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В. Этнопедагогическая деятельность дошкольных образовательных учреждений в поликультурных регионах России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14032.htm.
Аннотация. В статье представлены основные направления и опыт этнопедагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений в поликультурных регионах страны. Автором представлены материалы о приобщении детей к этнокультурному наследию в процессе непосредственно организованной, культурно-досуговой и проектной деятельности, во время экскурсий, посредством музейной и народной педагогики и пр.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru

Этнопедагогическая деятельность дошкольных образовательных учреждений в поликультурных регионах России

Аннотация.В статье представлены основные направления и опыт этнопедагогической деятельности дошкольных образовательных учрежденийв поликультурных регионах страны. Автором представлены материалы о приобщении детей к этнокультурному наследию в процессе непосредственно организованной, культурнодосуговой и проектной деятельности, во время экскурсий, посредством музейной и народной педагогики и пр. Ключевые слова:дошкольное образование, этнопедагогическая деятельность, поликультурный регион.Раздел:(06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях регионализации образования всех уровней в субъектах Российской Федерации отчетливо наблюдается тенденция к обновлению деятельностиобразовательных учреждений. В последние годы незаменима роль дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)в качестве социокультурного посредника между ребенком и обществом, между различными этническими группами, между сменяющими друг друга поколениями, а также в обеспечении непрерывности существования культуры в едином временном пространстве и т. д. При этом дошкольное учреждение в каждом поликультурном регионе страны, должно работать на опережение и качественно изменяться: становиться центром культурного обогащения и духовного воспитания детей вконкретном населенном пункте и пр.; совершенствовать этнопедагогическую деятельность направленную на формирование основ базиса личностной культуры, обеспечение права обучения и воспитания на родном и государственном для воспитанников языках, приобщения к ценностям родной и мировой культуры и т. д. [1, с. 21‬25].Эффективность подобного рода деятельности в ДОУ во многом связана с активизацией научнопедагогической работы педагогических коллективов, основными составляющими которой являются:исследовательскаядеятельность, направленная на сбор, анализ и обобщение явлений традиционной культуры воспитания, с которыми сталкивается педагог при общении с сотрудниками, детьми и родителями;самообразование за счет углубления знаний педагога о национальной культуре и особенностях воспитания, осмысления идей народной педагогики; проектирование и планирование возможностей использования этнокультурного наследия и регионального материала в педагогической практике, придание целостности и систематичности процессу приобщениядетей и родителей к фольклору и др. (разработка игр, занятий и культурнодосуговых мероприятий краеведческого содержания, включение в план соответствующей работы с детьми и их родителями); практическая педагогическая деятельность по этнопедагогизации работы в ДОУ, развитию и поддержанию интереса к духовным сокровищам народов и углублению семейнородственных отношений [2‬3].В педагогической теории и практике большое внимание уделяется усилению работы педагогов с семьей, приносящей ощутимые результаты, когда родители становятся причастными к этнопедагогической деятельности, разворачивающейся в детском саду. Для усиления роли семьи в процессе этнопедагогизации работы педагоги стремятся к выстраиванию отношений с родителями посредством создания семейных клубов, изучения родословной, проведения народных праздников или недели народных сказок с организацией выставок «Семейный рисунок» или «Любимая сказка», составления семейных альбомов на тему «Татарская кухня», организации конкурса национальных блюд, развлекательнопознавательных мероприятий («Мордовские посиделки», «Звездный этночас», «Умники и умницы») и т. д.[4‬6].Примером нетрадиционных форм организации взаимодействия детского садас семьей, описанных М.Б.Кожановой, может служить деятельность ДОУ №3 «Радуга» г.Космодемьянска, в котором разрабатываются новые формы работы с родителями по формированию у детей дошкольного возраста этики межнационального общения через деятельность трех клубов, организованных в детском саду специально для семьи: «Искусство и мы» (изучаются и инсценируются народные сказки в рамках кружка театрализации); «Здоровье» (много внимания уделяется национальным методикам оздоровления организма и использованию народных игр для развития детей); «Бабушкины посиделки» (формируется представление о национальной кухне, национальных традициях, старинных песнях)[7].Реализация образовательных, развивающих и воспитательных задач в этнопедагогической работе с детьми раннего и дошкольного возрастов осуществляется в трех взаимосвязанных блоках педагогического процесса: специально организованное обучение, самостоятельная и совместная деятельность.Первый блок включает непосредственно организованную деятельность (НОД) и мероприятия, которые можно условно разделить следующим образом:НОД и мероприятия познавательного цикла с целью формирования у детей представлений о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованного (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений и прослушивание народных сказок) восприятия этнокультурного наследия;НОД и культурнодосуговые мероприятия, способствующие систематизации и углублению краеведческих знаний детей,каждое из которых посвящено отдельной теме (народное декоративноприкладное искусство, достопримечательности родного края, творчество композиторов и т. д.), в которых сохраняется элемент непредсказуемости, новизны, удивления и восхищения от соприкосновения с прекрасным.НОД по развитию речи, во время которых дети активно усваивают слована родном или на государственном языках, приобщаются к сокровищам родной речи;НОД, во время которых дети выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (художественная деятельность, творческое рассказывание). К примеру, на занятиях по изобразительной деятельности дети восхищаются красотой народной вышивки и учатся рисовать узоры, а на музыкальных занятиях разучивают народные песни, исполняют танцы, организуют игры на музыкальных народных инструментах и др.Перспективным для этнопедагогизации деятельности дошкольных образовательных учреждений следует считать использование различных по сюжетнотематическому оформлению интегрированных занятий, которые предлагаются современными педагогами и практиками. В их числе занятиепутешествие (например, сказочноепутешествие на Северный полюс или к умельцам, изготавливающим народные игрушки, и т. д.); занятиеразвлечение (театрализованное занятие, совмещающее, например, психомоторное и музыкальное развитие при активном использовании средств народной педагогики); занятиепосиделки (направленное на ознакомление дошкольников с народными праздниками (например, Масленица, Троица или Пасха); занятиепосещение гостей (в мастерскую известного художника, знаменитого уроженца родного города и др.)[8].Экскурсии являются важной и эффективной формой организации краеведческой работы. Тематика экскурсий может быть следующей: «Достопримечательности родного города (села)», «Животные родного края», «Птицы родного края» и пр. В отдельных детских садах (например, в г. Волгоград) активно используется межэкскурсионный период, во время которого организуются встречи с работниками музея, просмотр слайдов, посещение библиотеки, творческая деятельность для отражения накопленных впечатлений в рисунках, музыкальном исполнительстве и др. Практикуется проведение интеллектуальных игр на материале прошедших экскурсий. Активное участие в работе принимают семьи. К примеру, составляются альбомы семейных экскурсий с фотографиями и детскими рисунками и т. п.[9].Второй блок предполагает организацию соответствующей предметноразвивающей среды и свободной самостоятельной деятельности детей, содействует самореализации и отражению детских впечатлений, знаний, чувств о своем народе, этнокультуре, достопримечательностях и знаменитых уроженцах. Самостоятельная деятельность в условиях этнопедагогического пространства позволяет дошкольникам проявлять активное и эмоциональноположительное отношение к другим людям, природе, рукотворному миру, явлениям общественной жизни малой родины и т. п. Наиболее распространенным способом создания этнопедагогического пространства является оформление отдельных помещений (например, народные избы или музеи, которые формируют у ребенка познавательное отношение к жизни, культурен, быту титульного народа, интерес к истории ремесел, стремление сохранить историческое наследие своих предков). В возрастных группах дошкольного учреждения, как правило, оформляются уголки национальной культуры, обеспечивающие ежедневное восприятие различных национальных костюмов, игрушек и республиканской символики. Как правило, в уголках национальной культуры представлены следующие экспонаты: альбомы «Мой город», «Народы нашей республики»; художественная литература краеведческой и народоведческого содержания (стихотворения о родном крае или городе, народные сказки и предания и пр.); республиканская или городская символика; куклы в национальных костюмах; образцы декоративноприкладного искусства этносов определенного региона; работы детей по краеведческой тематике (рисунки, поделки из природного и бросового материалов, глиняные игрушки и пр.); папкипередвижки с иллюстрациями символики или достопримечательностей региона, произведений декоративноприкладного искусства, национальных костюмов и пр. Организуя совместную этнопедагогически окрашенную деятельность воспитателя с детьми, педагоги для познавательного и событийного насыщения жизни ребенка используют разнообразные формы и методы работы: проводят беседы, рассказывают, например, о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); рассматривают изделия декоративноприкладного искусства разных народов; организуют культурнодосуговую деятельность, в частности развлечения с элементами спортивных состязаний, привлекают детей к процессу создания национальной одежды для праздника или инсценировки народной сказки; организуют проведение дидактических игр для закрепления знаний об элементах национального узора, знакомят дошкольников с народными подвижными играми и др. К настоящему времени педагогическими коллективами отдельных ДОУ в регионах нашей страны накоплен богатый опыт организации этнопедагогической деятельности с дошкольниками. Коллективами ряда дошкольных учреждений Чувашской Республики разработаны разнообразные по содержанию педагогические технологии, в основу которых легли различные средства, формы и методы народного воспитания: «Чувашскоегостеприимство» (г. Канаша), «Золотая колыбель» и «Праздники на земле Улыпа» (г. Чебоксары). Имеется опыт работы по воспитанию у детей 4‬7 лет позитивного отношения к национальной культуре и развитию творческих способностейсредствами чувашского народного искусства в детском саду № 164 г. Чебоксары. По мнению исследователей, практически все эти технологии решают одну из главных задач ‬формирование начал национального самосознания, используя для этого различные народные средства[10].С целью приобщения детей к национальной культуре во многих дошкольных образовательных учреждениях функционируют кружки. Например, в Центре развития ребенка № 58 г. о. Саранск несколько лет работает кружок «Килейне» («Березка» для детей старшего дошкольного возраста. Кружковая работа направлена на приобщение детей к культуре мордовского народа, его языку, традициям и обычаям. В содержание кружковых занятий включены темы, которые наиболее интересны и доступны дошкольникам: «Наряд мордовской красавицы», «Мир мордовских узоров», «Мы играем» и др. В детском саду № 18 республики Мордовия действует кружок «Смак», который позволяет приобщить детей к национальной кухне. В дошкольном учреждении № 86 г.о. Саранск ознакомлению детей с мордовским языком содействует кружок «Мокшаночка», приобщению к мордовскому фольклору кружок «Баягиня»[11]. Для ознакомления детей с этнокультурным наследием педагогическими коллективами дошкольных образовательных учреждений активно используется проектная деятельность. В частности,в г. Тольятти разработан познавательноигровой проект, позволяющий в сравнительной форме знакомить детей старшего возраста с культурным наследием мордовского и татарского, русского и чувашского народов. К достоинствам этого проекта следует отнести многообразие форм работы с воспитанниками, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративноприкладное искусство, национальная кухня, национальный костюм, обычаи и традиции), соблюдение принципов систематичности и последовательности и др.[12‬13].В рамках инновационной деятельности, реализуемой в ДОУ 36 г. о. Саранск с целью предоставить возможность всесторонне реализовывать индивидуальность каждого воспитанника и создатьпредпосылки развития у ребенка первоначальных основ гражданственности и патриотизма разработан проект «Город, в котором я живу»[14].

С целью формирования представлений дошкольников о специфике этнокультурного окружения, развития познавательного интересак национальной культуре, навыков взаимодействия и сотрудничества в Ульяновске практикуется проекты «Мое Поволжье», «Театр народного костюма». Проектная деятельность является одной из важных форм приобщения дошкольников в к истокам национальной культуры в ДОУ г. Чита. К примеру, с целью формирования устойчивого интереса к обычаям и традициям русского и бурятского народа и уважения к ним практикуется долгосрочный проект «Реализация принципа диалога двух культур в ДОУ»[15].

Работа по этому проекту осуществляется в три этапа. Первый этап подготовительный. «Основным направлением работы является сбор информации по теме и ее переработка с целью адаптации в педагогическом процессе с учетом возрастных особенностей детей. На данном этапе хорошо прослеживается интеграция в работе педагогов. Так, руководитель по физическому воспитанию делает подборку подвижных игр, руководитель изостудии разрабатывает систему работы по ознакомлению с народным творчеством двух народов, воспитатели разрабатывают конспекты занятий, подбирают художественную литературу, оформляют различные проспекты по ознакомлению с бытом и традициями двух народов. На данном этапе важным является доведение до их сведения о запуске проекта и обсуждение совместной деятельности. Второй этап основной,т. е. непосредственное обучение на занятиях и в повседневной жизни. Работа на занятиях предусматривает знакомство с фольклором, музыкальными произведениями, сезонными и бытовыми явлениями и т. д.Например, на занятиях по развитию речи организуют работу с пословицами и поговорками, загадками, считалками, читают и драматизируют сказки, знакомят с бурятскими словами, которые имеют самые простые значения, но звучат в детской лексике очень часто ‬мама, папа, брат и пр. На занятиях по формированию элементарных математических представлений детей знакомят с числами и подбирают русскую и бурятскую пословицы об этом числе. На экологических занятиях и занятиях по краеведению знакомятся с сезонными явлениями природы в разных климатических зонах, с бытом разных народов. В повседневной жизни использование материалов по приобщению к народным истокам тоже очень широко». На третьем аналитическом этапе подводят итоги поведенной работы [16].Большое внимание во многих дошкольных образовательных учреждениях уделяется проведению конкурсов детских работ краеведческой направленности. В детских садах № 85 и № 90 г.о. Саранск традиционным стал конкурс детских рисунков на темы: «Родной край люби и знай», «Природа глазами детей: «Не губи елку», «Вот оно, какое лето», «Город мой» и т.д.[17‬18].Во многих регионах практикуется организация тематических недель национальной культуры или языка («Неделя марийской культуры», «Неделя мордовской культуры», «Неделя русской культуры» и др.), которые позволяют многоаспектно знакомить дошкольников с речевым, духовным и материальным наследием конкретного народа. На протяжении всей недели посредством разных видов деятельности (познавательной, игровой, культурнодосуговой и др.) изучается музыкальное, устнопоэтическое творчество, изделия народных мастеров, традиции, обычаи народа и другие вопросы. Например, в детском саду № 90 г.о. Саранск Республики Мордовия ежегодным «стало проведение месячников мордовского языка и мордовской культуры «Люблю тебя мой край родной», «В семье единой», «В дружной семье Республики Мордовия», «Мы вместе с городом растем», «Мы родной страной гордимся», «Тяштене».В ДОУ № 18. г.о. Саранск проводился месячник «Мои земляки», содействовавший ознакомлению дошкольников с известными людьми родного края [19‬20].Особое внимание педагогическими коллективами уделяется использованию средств народной педагогики. Для погружения детей в национальную культуру и приобщения к средствам народного воспитания педагоги имеют возможность использовать интересные методы работы. В их числе: «Ответь на вопрос» (упражнение для развития у ребенка умения размышлять и приобщаться к народным загадкам); инсценирование загадок (повышает у детей познавательный интерес к окружающему, развивает наблюдательность и раскрывает их актерские способности); создание книги «Народные потешки» или «Книга сказок», иллюстрациями к которым являются детские рисунки (обеспечивает бережное отношение к детским работам, позволяет дошкольникам поделиться своими впечатлениями после соприкосновения с народным творчеством); словесные зарисовки «Нарисуй свою сказку» (прием, дающий детям возможность вообразить себя художникомиллюстратором, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке); коллаж из сказок (эффективное упражнение, позволяющее детям придумать сюжет новой сказки как вариант новых переплетений ситуаций из любимых сказок, закрепить знания о главных героях любимых народных произведений); «Определим пословицу по началу» (интересное упражнение по закреплению знаний народных пословиц) и др. В детскомсаду № 112 г. о. Саранск используются нетрадиционные методы и приемы речевой работы с мордовскими народными сказками. С детьми проводиться «Речевая зарядка», включающая упражнения на подбор эпитетов, сравнений и антонимов к определенному слову, игру «Определи лишнее слово» (по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужные слова» и др.) и т. д. В группе создан «Теремок новых слов», в который собирают встречающиеся в сказках слова, значение которых детям нужно пояснять (например, в старшей группе в «Теремок» включены наименования мифологических персонажей ‬«Ведява», «Вирява», «Паксява», «Варма»). С детьми создается книжка «Сказки Почемучек», в которую включены результаты творческой работы детей, то есть отрывки из детских сказок, созданных по мотивам народных произведений (интересные варианты концовок сказок, приключений главных героев при изменении определенных обстоятельств и т. д.). Заключительным этапом работы со сказкой в этом учреждении является продуктивная деятельность. Детям предлагается нестандартно отобразить свои впечатления после прослушивания сказки («Пальцевая живопись», «Рисуем с помощью открыток», «Рисование на мокрой бумаге)»[21].

В Ульяновске практикуется проведение игр краеведческой направленности: «Реставраторы», во время которой воспитатель раздает листочки«картины», на которых изображение представлено пунктирными линиями, и просит детей восстановить картину: соединить пунктирные линии и раскрасить изображение; «Что? Где? Когда?», во время которой дошкольникам называют музеи («Ульяновский областной музей», «Музей железнодорожного транспорта Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги», «Музей народного творчества», «Музей современного изобразительного творчества им. А.А.Пластова» и обсуждают экспонаты этих музеев[22].В современных дошкольных образовательных учреждениях СанктПетербурга в процессе ознакомления детей с родным городом наряду с компьютерными презентациями используются такие инновационные методы работы как игровое моделирование, игрыпутешествия, рассказывание дидактических сказок и пр. Игровое моделированиенаправлено на решение какойлибо проблемы в воображаемой ситуации, моделирующей реальную. Оно позволяет ребенку стать активным участником решения познавательной задачи, вызывая активность за счет проживания игровой ситуации. Например, для того чтобы повысить заинтересованность детей городской символикой (кораблик Адмиралтейства используется в качестве клейма на соснах) используется такое игровое моделирование: «Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в сосновом лесу. Вокруг нас высокиевысокиесосны. Откройте глаза (На экране слайд ‬«Корабельная роща», репродукция картины И. Шишкина). Как Вы думаете, сосны, изображенные на этой картине, ‬молодые или старые? Как можно об этом узнать? Давайте представим, что мы идем между соснами. Какие звуки мы слышим под ногами? Какой запах мы ощущаем? Мы идем и смотрим на стволы деревьев. И вдруг… на стволе одной из сосен мы с вами увидели изображение маленького кораблика. Мы внимательно посмотрели на изображение кораблика и поняли, что оно очень знакомо. (Наэкране слайд ‬изображение адмиралтейского кораблика на стволе сосны, выполненное при помощи графического редактора AdobePhotoshop). На каком из зданий нашего города мы видели такой же кораблик? Интересно, почему изображение кораблика оказалось на сосне,кто его там оставил? Выстраивание материала вокруг приключенческого сюжета, в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами. Например, игра «Морское путешествие» позволяет познакомить детей с силами природы и временами года, которые в образах людей (аллегорий) представлены в скульптурном убранстве Адмиралтейства (Зима, Вода, Воздух и пр.) По ходу игрыпутешествия дети разгадывают по атрибутам скульптур, с кем они встретились, кто из героев можетпомочь морским путешественникам, каким образом[23].В дидактической сказке ДОУ СанктПетербурга объект внешнего мира предстает в эмоциональнообразной форме, персонифицируется, создается сказочный мир, в котором он «живет». Персонификация ‬выражение, дающее представление о какомлибо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия. Прием персонификации соответствует особенностям художественной среды СанктПетербурга, которая насыщена образами богов и богинь, нимф, муз, олицетворяющих разные силы или абстрактные понятия. Рассказывание дидактических сказок и историй позволяет познакомить детей с событиями, которые происходили в городе, объяснить значение символов. Восприятие ребенком дидактической сказки близко по своей природе к игре, т.к. активизирует процессы эмоционального вхождения детей в воображаемую ситуацию, процессы внутреннего сопереживания и сочувствия героям сказки. В отличие от дидактической сказки, дидактическая история задает событийный контекст при ознакомлении с архитектурными объектами города, реальными персонажами, связанными с его историей. Часто дидактическая история содержит задание учебного характера, которое выполняется детьми по ходу слушания [24].

Большое внимание уделяется применению народной педагогики в воспитательнообразовательной работе и этнизации дошкольников. Например, для решения задач физического воспитания целесообразно использовать фольклорную гимнастику, «Дорожку препятствий», «Двигательный рассказ» и пр. В процессенравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества следует использовать следующие нетрадиционные методы и приемы: «Сложные ситуации», «Словесный портрет», «Знаток народных пословиц и поговорок», «Книга Сказок», «Красна девица идобрый молодец» и пр. Для закрепления знаний об окружающем можно использовать различные игры и упражнения: «Путаница», «Вечер загадок», «Определим пословицу по началу», «Похож или не похож», «Смешные нелепицы», Игры путешествия изанятияпосиделки и пр. Художественнотворческому развитию старших дошкольников содействуют следующие упражнения и игровые приемы: «Нарисуй свою сказку», «Продолжи сказку», «Сказка от загадки», «Изобрази пословицу пантомимой», «Найди лишнюю пословицу, «Аудиоигра» и пр.[25‬27].Итак, в условиях регионализации на рубеже ХХ‬ХХIстолетий деятельность дошкольных учреждений существенно изменилась: содержание воспитательнообразовательной работы обогащается краеведческим и народоведческим материалом; родной язык более активно используется в процессе обучения; для повышения когнитивного и ценностного потенциала краеведческого материала разрабатываются и внедряются новые технологии и методы приобщения детей к национальной культуре и ознакомления с родном краем; активизируется деятельность по использованию средств народной педагогики в разных возрастных группах и т. д. Ссылки на источники1.Кондрашова Н.В.Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании.‬2009.‬№ 5.‬С.21‬28.

2.Волков Г.Н.Этнопедагогика.‬М.:Академия, 2000. ‬176 с. 3.Кожанова М.Б.Региональноэтническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении:дис.…драпед.наук.‬Чебоксары, 2007. 4.Антонова Л.И.Обычаи и традиции татарского и мордовского народов // Ребенок в детском саду.‬2005.‬№ 1.‬С.56. 5.Кожанова М.Б.Указ. соч. 6.Приставкина Л.Мордовские посиделки в детском саду// Знамя.‬1994.‬7 декабря.‬С.4.

7.Кожанова М.Б.Указ. соч. 8.Казакова Г.М.Особенности организации и виды занятий с детьми старшего дошкольного возраста // Методист.‬2008.‬№ 3.‬С.65. 9.Евдокимова Е.С.Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ // Управление ДОУ.‬2002.‬№ 6.‬С.75.

10.Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике / Сост.Р.Б.Кузьмина, М.А.Капустина.‬Чебоксары: КЛИО, 1998.‬236 с. 11.Алямкина В.И.Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского народа // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России:сб.науч.метод.ст./ редкол.Е.Н.Киркина; Мордов.гос.пед.инт.‬Саранск, 2010.‬С. 181−183. 12.Антонова Л.И.Обычаи и традиции русского и чувашского народов // Ребенок в детском саду.‬2004.‬№ 6.‬С.55‬61. 13.Антонова Л.И.Обычаи и традиции татарского и мордовского народов. Указ. соч.14.Тихонова И.С.Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России:сб.науч.метод.ст./ редкол.Е.Н.Киркина; Мордов.гос.пед.инт.‬Саранск, 2010.‬С. 234. 15.Чурилова М.Б.Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы ипути реализации: материалы Всероссийской науч.практ.конференции; в 3 ч./ редкол.:Н.Е.Разенкова (отв.ред.), Л.Д.Балакай.‬Новокузнецк.‬КузГПА, 2011.С. 148‬149. 16.Там же. 17.Липунова Л.А.Система работы по ознакомлению детей с природой родного края // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России:сб.науч.‬метод.ст./ редкол.Е.Н.Киркина; Мордов.гос.пед.инт.‬Саранск, 2010.‬С.47. 18.Яковкина Н.Г.Региональный компонент как интегрирующее направление обучения и воспитания детей дошкольного возраста // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России:сб.науч.метод.ст./ редкол.Е.Н.Киркина; Мордов.гос.пед.инт.‬Саранск, 2010.‬С. 244. 19.Там же. 20.КондрашоваН. В.Духовнонравственное воспитание дошкольниковпосредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.− 2012.− № 7.− С.606‬616.‬URL: http://ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.21.Маркова В.Н.Художественноречевое творчество детей: нетрадиционные методы работы с мордовской сказкой // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России:сб.науч.метод.ст./ редкол.Е.Н.Киркина; Мордов.гос.пед.инт.‬Саранск, 2010.‬С. 147‬151. 22.Захарова Л.М., Мубаракина М.Б.Историческое краеведение в работе с дошкольниками // Детский сад от А до Я.‬2010.−№ 4.−С.4‬11. 23.Солнцева О.В., КореневаЛеонтьева Е.В.Инновационные методы краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я.‬2010.‬№ 4.‬С.25‬35. 24.Там же. 25.Кондрашова Н.В.Региональные особенности содержания дошкольного образования// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.‬2011.‬№7.‬С.32‬33. 26.Кондрашова Н.В.Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.‬2013.‬№ 2.‬С.38‬39.

27.Кондрашова Н.В.Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.‬2013.‬№7.‬С.152‬153.

Natalya Kondrashova, candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool and primary education, State Mordovian Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev, Saransknatakondrashova@mail.ruЕthnopedagical activity of preschool educational institutions in culturally diversified regions of RussiaAbstract. The author presents main directions and experience of ethnopedagicalactivity in preschool institutions in culturally diversified regions of the country. The author gives the materials for introducing children to the ethnocultural heritage in the process of directly organized, cultural, recreational and project activitiesduring the sightseeing tours.Key words:preschool education, ethnopedagical activities, multicultural region.References:1‬27 ‬RussianSources.

Рекомендовано к публикации:ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»