Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова
Н.
В. Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 12 (декабрь). – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13249.htm.
Аннотация. В статье охарактеризованы особенности поликультурного воспитания дошкольников посредством народной педагогики в современных учреждениях дошкольного образования. На основе изучения педагогической теории и практики автором представлены научно-методические материалы использования народных сказок, пословиц, поговорок и загадок с целью формирования у дошкольников представлений о духовных, культурных, нравственных и национальных ценностях и пр.
Ключевые слова:
детский сад, поликультурное воспитание, поликультурный регион, этнопедагогическая деятельность
Похожие статьи
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru
Народная педагогикав поликультурном
воспитаниии образовании дошкольников
Аннотация. В статье охарактеризованы особенности поликультурного воспитания дошкольников посредством народной педагогики в современных учреждениях дошкольного образования. На основе изучения педагогической теории и практики автором представлены научнометодические материалы использования народных сказок,пословиц, поговорок и загадок с целью формирования у дошкольников представлений о духовных, культурных, нравственных и национальных ценностях и пр.Ключевые слова: поликультурный регион, детский сад, этнопедагогическая деятельность, поликультурное воспитание.
В условиях развития поликультурного образования, ориентированного на трансляцию этнокультурного наследия народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации важное место занимает духовнонравственное и поликультурное воспитание детей,а именно сложный педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о духовных, культурных, нравственных и национальных ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогащение нравственного опыта и развитие чувств детей и т. д. Постепенно усиливается общекультурная, этическая и духовная миссия дошкольного учреждения, поскольку оно призвано содействовать решению культурновоспитательных и духовнонравственных проблем. При этом в каждом регионе дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ)следует активизировать работу вследующих направлениях:становиться центром духовного воспитания и поликультурного образования детей в конкретном населенном пункте, быть способным своевременно оказывать консультативную помощь родителям, помогать им в воспитании и присмотре за детьми; совершенствовать работу по разностороннему развитию ребенка, раскрытию его способностей, формированию основ базиса личностной культуры, обеспечению права обучения и воспитания на родном и государственном для воспитанников языках,приобщению к ценностям родной и мировой культуры и т. д. [1].Поскольку большинство образовательных учреждений полинациональны по составу воспитанников, поэтому в каждом регионе целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового наследия. В этой важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному этнокультурному и духовному достоянию: родному языку и историкокультурным ценностям своего народа и родного края и пр.; общероссийскому культурному наследию и общепринятым в государстве нормам межнационального поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида); общечеловеческим ценностям и этическим нормам как объединяющим различные культуры нравственным основам. Реализация работы в этих трех направлениях позволит показать не только уникальность культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на нравственных основах, объединяющих разные культуры и воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям различных этносов. Кроме того, важно содействоватьформированию личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, т. е. способной понимать и уважать другие культуры, умеющей жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, готовой воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности[2–4]. Поликультурное образование и воспитание личности сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей, базирующийся на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации.Педагогические коллективы современных дошкольных образовательных учреждений, организуя воспитательный процесс, активно используют все средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовнонравственным и культурноисторическим богатством своего народа. Для познавательного и событийного насыщения жизни ребенка в учреждениях используют разнообразные формы и методы работы: рассказывают о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); организовывают культурнодосуговую деятельность и дидактические игры на закрепление знаний об элементах национального узора, выявления знатоков народных сказок или игр, лучших рассказчиков народных сказок др.
В настоящее время педагогической теорией и практикой признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество включает в себя много жанров (сказки, пословицы и поговорки, потешки, загадки и т. д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и пр.На современном этапе особое внимание учеными и педагогическими коллективами уделяется разработке и апробации инновационных форм и методов приобщения детей к произведениям устного народного творчества, усиливающихпедагогическую ценность загадок, сказок, пословиц и поговорок и пр. [5–10]. Для усиления воспитательного эффекта в процессе поликультурного образования детей целесообразно использовать произведения устного народного творчества нескольких народов (родного для ребенка народа и соседствующих с ним этносов). Опираясь на имеющиеся опыт ДОУ в области поликультурного воспитаниядошкольников, для работы с детьми в условиях поликультурной среды предлагаем использовать следующие методы и приемы со сказками, пословицами, поговорками и пр.Игровые упражнения «Клубок», «Хорошие и плохие поступки», «Чудесные превращения», посредством которых детей учат разбираться в плохих и хороших поступках, проявлять доброжелательность, отзывчивость, толерантность и пр. «Спасательные ситуации в сказках» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым народным сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои –ситуации морального выбора между добром и злом,ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления толерантного, отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим).«Словесный портрет» (детям предлагают составить нравственный потрет национального героя народной сказки и попытаться объяснить каковы основные его добродетели, которые ценятся среди представителей его этноса).«Знаток народных пословиц и поговорок» (конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике, например, о любви к родине, о доброжелательности к окружающим независимо от их национальной, религиозной ипр. принадлежности).«Книга Сказок», составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков.«Путешествие по маршруту добрых дел» (дети отправляются на специальноймашине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения, а также изучить национальное своеобразие убранства, ценностных ориентиров героев).«Уроки предков» (используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждается отношение предков к малой родине, чувство гордости, любви и уважения прадедов к месту своего рождения и своей нации и пр.).«Добрые советы» (с дошкольниками обсуждаются народные пословицы и поговорки о трудолюбии, дружбе, добре и других нравственных качествах, во время которых следует акцентировать внимание на том, что впословицах и поговорках заложена мудрость,накопленная предками).«Определим пословицу по началу»(интересное упражнение для обогащения словаря детей за счет метких лаконичных народных изречений, развития памяти и произвольного внимания).«Похож или не похож» (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать, что ответ правильный, что позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.).«Нарисуй свою сказку» (дошкольникам предоставляется возможность вообразить себя художникомиллюстратором и рассказать какие картинки они нарисовали бы к любимой народной сказке).
«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои).«Изобрази пословицу пантомимой» (игровое задание можно использовать, чтобы активизировать в речи детей народные пословицы и поговорки (своего и других этносов), обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей: пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют).«Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную идею, чем все остальные).«Красна девица и добрый молодец» с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольникамирассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок составляется словесный портрет из добродетелей главных героев, принятых у разных народов.«Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения на родном, государственном или других языках и пр.).Решение задач поликультурного воспитания посредством народной педагогики возможно и в процессе физического, умственного и эстетического воспитания детей. В частности, решая задачи физического и поликультурного воспитания целесообразно использовать фольклорную гимнастику,«Дорожку препятствий», «Двигательный рассказ» и пр. При этом целесообразно применять народные игрушки и иные предметы материального культурного наследия.«Фольклорная гимнастика» составляется на основе богатого этнокультурного наследия (народных подвижных игр, считалок или потешек) и содействует стимулированию двигательной, познавательной и речевой активности дошкольников.«Дорожка препятствий» представляет собой увлекательное путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать народные загадки и совершать имитационные движения. «Двигательный рассказ» может стать для старших дошкольников увлекательным путешествием в мир сказки, в процессе которого будут интересные встречи с любимыми сказочными персонажами, имитационные, мимические и пантомимические движения, считалки, народные песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.«Кто быстрее» конкурс для детей на лучшее предложение по поводу изменения игровых правил известных и полюбившихся народных игр. Используется с целью закрепления физических качеств и двигательных умений и стимулирования инициативы и творчества старших дошкольников.С целью умственногои поликультурноговоспитания дошкольников, в частности ознакомления с родным краем и его жителямипрактикуются «Недели национальной культуры» или «Недели родного языка» («Неделя марийской культуры», «Неделя мордовской культуры», «Неделя русского языка» ит.д.), во время которыхдошкольников знакомят с нравственным и материальным наследием конкретного народа, изучается музыкальное, устнопоэтическое творчество, изделия народных мастеров, традиции, обычаи народа и др. В регионах активно используются познавательноигровойили познавательный проекты, позволяющие знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурным наследием народов малой родины, природой родного края. К достоинствам таких проектов следует отнести: многообразие используемых форм работы, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративноприкладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, обычаями и традициями), соблюдение принципов обучения и воспитания и пр.Для закрепления знаний об окружающем можно использовать различные игры и упражнения:«Путаница» (дошкольникам предлагаются народные загадки о материальном этнокультурном наследии, отгадывая дети показывают карточку с правильным изображением и раскладывают изображения в два ряда –справа материальные объекты одного этноса, а слева –произведения народного творчества другого этноса);«Вечер загадок» (1 тур –дошкольникам предлагаются загадки о предметах ближайшего окружения, отгаданные предметы нужно не только назвать, но и найти среди расположенных на столе рядом с ведущим и показать всем участникам, 2 тур –дошкольники сочиняют свою загадку, 3 тур –инсценирование загадки, вечер можно завершить продуктивной деятельностью с использование отгаданных в первом туре предметов);«Определим пословицу по началу»(интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи метких изменений);«Похож или не похож» (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать, что ответ правильный, что позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.);«Смешные нелепицы» (для закрепления представлений детей о жанровых особенностяхи назначении пословиц и поговорок, развития связной речи и воображения дошкольникам предлагается составить рассказ на основе метких лаконичных изречений о добре, труде и пр.);игры путешествия изанятияпосиделки направлены на ознакомление дошкольников с народными праздниками, этноэтикетом и этноэтикой.Устнопоэтическое творчество во всем его жанровом многообразии следует активно использовать для художественнотворческого развития старших дошкольников. Этому содействуют следующие упражнения и игровые приемы:«Нарисуй свою сказку» (дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художникомиллюстратороми рассказать какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке);«Сказка от загадки» (дошкольникам предлагается задание составить фантастическую сказку по нескольким загадкам, опираясь на содержание загадок, метафоры и гиперболы которые имеются в тексте);«Изобрази пословицу пантомимой» (чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок,а остальные отгадывают и затем хором повторяют);«Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную идею, чем все остальные);«Аудиоигра» (дети с определенным интервалом прослушивают в звукозаписи загадки и из набора предметных картинок выбирают те, на которых изображены отгадки, а затем обсуждают полученные результаты и определяют победителей);«Лотерея загадок» (игра заключается в разгадывании и придумывании загадок, а предмет или объект, с которымнеобходимо ее придумать определяется методом лотереи)[11].Итак, народная педагогика играет большую роль в поликультурном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого человека в период дошкольного девства. Использование народного устного поэтического творчества в педагогическом процессе ДОУ с целью поликультурного образования и воспитания у дошкольников содействует приобщению детей к духовной культуре (народным, обычаям, праздниками, родному языку и творчеству), к нормативной культуре (общечеловеческих нормах общения и взаимодействия и пр.), материальной культуре (национальной одежде, игрушкам и орудиям труда и пр.).
Ссылка на источники1.Кондрашова Н.В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. –2009. –№ 5. –С.21–28. 2.Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2011. –№7. –С. 32–33.3.Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2013. –№2. –С. 38–39. 4.Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2013. –№7. –С. 152–153.5.МулькоИ. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. –М.: Сфера, 2005. –112 с.6.Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой –М.: Роспедагенство, 1997. –212 с.7.КнязеваО. Л.,МаханеваМ. Д.Приобщение к истокам русской народной культуры. –М.: Просвещение, 2001. –214 с.8.КлименкоГ. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. –1983. – № 5. –С. 34–35.9.Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: сб. нуч.метод. ст. –Саранск, 2010. –297 с.10.Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития: сб. материалов межрегионального семинара.–Саранск, 2011. –194 с.11.Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель. –2011. –№ 3. –С. 57–61.
KondrashovaNatalya,candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool andprimary educationState Mordovian Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva, Saransknatakondrashova@mail.ruFolk pedagogics in multicultural upbringing and education of preschool childrenAbstract.The author outlines the main features of the implementation of multicultural education preschoolers through traditional pedagogy in modern preschool education. On the basis of studying the pedagogical theory and practice author provides scientificmethodological materials using folk tales, proverbs and riddles with the purpose of forming preschool ideas about spiritual, cultural, moral and national values, etc.Keywords:multicultural region, kindergarten, ethnopedagical activities, multiculturaleducation.
Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Народная педагогикав поликультурном
воспитаниии образовании дошкольников
Аннотация. В статье охарактеризованы особенности поликультурного воспитания дошкольников посредством народной педагогики в современных учреждениях дошкольного образования. На основе изучения педагогической теории и практики автором представлены научнометодические материалы использования народных сказок,пословиц, поговорок и загадок с целью формирования у дошкольников представлений о духовных, культурных, нравственных и национальных ценностях и пр.Ключевые слова: поликультурный регион, детский сад, этнопедагогическая деятельность, поликультурное воспитание.
В условиях развития поликультурного образования, ориентированного на трансляцию этнокультурного наследия народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации важное место занимает духовнонравственное и поликультурное воспитание детей,а именно сложный педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о духовных, культурных, нравственных и национальных ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогащение нравственного опыта и развитие чувств детей и т. д. Постепенно усиливается общекультурная, этическая и духовная миссия дошкольного учреждения, поскольку оно призвано содействовать решению культурновоспитательных и духовнонравственных проблем. При этом в каждом регионе дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ)следует активизировать работу вследующих направлениях:становиться центром духовного воспитания и поликультурного образования детей в конкретном населенном пункте, быть способным своевременно оказывать консультативную помощь родителям, помогать им в воспитании и присмотре за детьми; совершенствовать работу по разностороннему развитию ребенка, раскрытию его способностей, формированию основ базиса личностной культуры, обеспечению права обучения и воспитания на родном и государственном для воспитанников языках,приобщению к ценностям родной и мировой культуры и т. д. [1].Поскольку большинство образовательных учреждений полинациональны по составу воспитанников, поэтому в каждом регионе целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового наследия. В этой важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному этнокультурному и духовному достоянию: родному языку и историкокультурным ценностям своего народа и родного края и пр.; общероссийскому культурному наследию и общепринятым в государстве нормам межнационального поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида); общечеловеческим ценностям и этическим нормам как объединяющим различные культуры нравственным основам. Реализация работы в этих трех направлениях позволит показать не только уникальность культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на нравственных основах, объединяющих разные культуры и воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям различных этносов. Кроме того, важно содействоватьформированию личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, т. е. способной понимать и уважать другие культуры, умеющей жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, готовой воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности[2–4]. Поликультурное образование и воспитание личности сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей, базирующийся на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации.Педагогические коллективы современных дошкольных образовательных учреждений, организуя воспитательный процесс, активно используют все средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовнонравственным и культурноисторическим богатством своего народа. Для познавательного и событийного насыщения жизни ребенка в учреждениях используют разнообразные формы и методы работы: рассказывают о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); организовывают культурнодосуговую деятельность и дидактические игры на закрепление знаний об элементах национального узора, выявления знатоков народных сказок или игр, лучших рассказчиков народных сказок др.
В настоящее время педагогической теорией и практикой признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество включает в себя много жанров (сказки, пословицы и поговорки, потешки, загадки и т. д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и пр.На современном этапе особое внимание учеными и педагогическими коллективами уделяется разработке и апробации инновационных форм и методов приобщения детей к произведениям устного народного творчества, усиливающихпедагогическую ценность загадок, сказок, пословиц и поговорок и пр. [5–10]. Для усиления воспитательного эффекта в процессе поликультурного образования детей целесообразно использовать произведения устного народного творчества нескольких народов (родного для ребенка народа и соседствующих с ним этносов). Опираясь на имеющиеся опыт ДОУ в области поликультурного воспитаниядошкольников, для работы с детьми в условиях поликультурной среды предлагаем использовать следующие методы и приемы со сказками, пословицами, поговорками и пр.Игровые упражнения «Клубок», «Хорошие и плохие поступки», «Чудесные превращения», посредством которых детей учат разбираться в плохих и хороших поступках, проявлять доброжелательность, отзывчивость, толерантность и пр. «Спасательные ситуации в сказках» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым народным сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои –ситуации морального выбора между добром и злом,ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления толерантного, отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим).«Словесный портрет» (детям предлагают составить нравственный потрет национального героя народной сказки и попытаться объяснить каковы основные его добродетели, которые ценятся среди представителей его этноса).«Знаток народных пословиц и поговорок» (конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике, например, о любви к родине, о доброжелательности к окружающим независимо от их национальной, религиозной ипр. принадлежности).«Книга Сказок», составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков.«Путешествие по маршруту добрых дел» (дети отправляются на специальноймашине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения, а также изучить национальное своеобразие убранства, ценностных ориентиров героев).«Уроки предков» (используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждается отношение предков к малой родине, чувство гордости, любви и уважения прадедов к месту своего рождения и своей нации и пр.).«Добрые советы» (с дошкольниками обсуждаются народные пословицы и поговорки о трудолюбии, дружбе, добре и других нравственных качествах, во время которых следует акцентировать внимание на том, что впословицах и поговорках заложена мудрость,накопленная предками).«Определим пословицу по началу»(интересное упражнение для обогащения словаря детей за счет метких лаконичных народных изречений, развития памяти и произвольного внимания).«Похож или не похож» (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать, что ответ правильный, что позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.).«Нарисуй свою сказку» (дошкольникам предоставляется возможность вообразить себя художникомиллюстратором и рассказать какие картинки они нарисовали бы к любимой народной сказке).
«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои).«Изобрази пословицу пантомимой» (игровое задание можно использовать, чтобы активизировать в речи детей народные пословицы и поговорки (своего и других этносов), обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей: пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют).«Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную идею, чем все остальные).«Красна девица и добрый молодец» с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольникамирассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок составляется словесный портрет из добродетелей главных героев, принятых у разных народов.«Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения на родном, государственном или других языках и пр.).Решение задач поликультурного воспитания посредством народной педагогики возможно и в процессе физического, умственного и эстетического воспитания детей. В частности, решая задачи физического и поликультурного воспитания целесообразно использовать фольклорную гимнастику,«Дорожку препятствий», «Двигательный рассказ» и пр. При этом целесообразно применять народные игрушки и иные предметы материального культурного наследия.«Фольклорная гимнастика» составляется на основе богатого этнокультурного наследия (народных подвижных игр, считалок или потешек) и содействует стимулированию двигательной, познавательной и речевой активности дошкольников.«Дорожка препятствий» представляет собой увлекательное путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать народные загадки и совершать имитационные движения. «Двигательный рассказ» может стать для старших дошкольников увлекательным путешествием в мир сказки, в процессе которого будут интересные встречи с любимыми сказочными персонажами, имитационные, мимические и пантомимические движения, считалки, народные песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.«Кто быстрее» конкурс для детей на лучшее предложение по поводу изменения игровых правил известных и полюбившихся народных игр. Используется с целью закрепления физических качеств и двигательных умений и стимулирования инициативы и творчества старших дошкольников.С целью умственногои поликультурноговоспитания дошкольников, в частности ознакомления с родным краем и его жителямипрактикуются «Недели национальной культуры» или «Недели родного языка» («Неделя марийской культуры», «Неделя мордовской культуры», «Неделя русского языка» ит.д.), во время которыхдошкольников знакомят с нравственным и материальным наследием конкретного народа, изучается музыкальное, устнопоэтическое творчество, изделия народных мастеров, традиции, обычаи народа и др. В регионах активно используются познавательноигровойили познавательный проекты, позволяющие знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурным наследием народов малой родины, природой родного края. К достоинствам таких проектов следует отнести: многообразие используемых форм работы, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративноприкладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, обычаями и традициями), соблюдение принципов обучения и воспитания и пр.Для закрепления знаний об окружающем можно использовать различные игры и упражнения:«Путаница» (дошкольникам предлагаются народные загадки о материальном этнокультурном наследии, отгадывая дети показывают карточку с правильным изображением и раскладывают изображения в два ряда –справа материальные объекты одного этноса, а слева –произведения народного творчества другого этноса);«Вечер загадок» (1 тур –дошкольникам предлагаются загадки о предметах ближайшего окружения, отгаданные предметы нужно не только назвать, но и найти среди расположенных на столе рядом с ведущим и показать всем участникам, 2 тур –дошкольники сочиняют свою загадку, 3 тур –инсценирование загадки, вечер можно завершить продуктивной деятельностью с использование отгаданных в первом туре предметов);«Определим пословицу по началу»(интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи метких изменений);«Похож или не похож» (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать, что ответ правильный, что позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.);«Смешные нелепицы» (для закрепления представлений детей о жанровых особенностяхи назначении пословиц и поговорок, развития связной речи и воображения дошкольникам предлагается составить рассказ на основе метких лаконичных изречений о добре, труде и пр.);игры путешествия изанятияпосиделки направлены на ознакомление дошкольников с народными праздниками, этноэтикетом и этноэтикой.Устнопоэтическое творчество во всем его жанровом многообразии следует активно использовать для художественнотворческого развития старших дошкольников. Этому содействуют следующие упражнения и игровые приемы:«Нарисуй свою сказку» (дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художникомиллюстратороми рассказать какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке);«Сказка от загадки» (дошкольникам предлагается задание составить фантастическую сказку по нескольким загадкам, опираясь на содержание загадок, метафоры и гиперболы которые имеются в тексте);«Изобрази пословицу пантомимой» (чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок,а остальные отгадывают и затем хором повторяют);«Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную идею, чем все остальные);«Аудиоигра» (дети с определенным интервалом прослушивают в звукозаписи загадки и из набора предметных картинок выбирают те, на которых изображены отгадки, а затем обсуждают полученные результаты и определяют победителей);«Лотерея загадок» (игра заключается в разгадывании и придумывании загадок, а предмет или объект, с которымнеобходимо ее придумать определяется методом лотереи)[11].Итак, народная педагогика играет большую роль в поликультурном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого человека в период дошкольного девства. Использование народного устного поэтического творчества в педагогическом процессе ДОУ с целью поликультурного образования и воспитания у дошкольников содействует приобщению детей к духовной культуре (народным, обычаям, праздниками, родному языку и творчеству), к нормативной культуре (общечеловеческих нормах общения и взаимодействия и пр.), материальной культуре (национальной одежде, игрушкам и орудиям труда и пр.).
Ссылка на источники1.Кондрашова Н.В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. –2009. –№ 5. –С.21–28. 2.Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2011. –№7. –С. 32–33.3.Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2013. –№2. –С. 38–39. 4.Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2013. –№7. –С. 152–153.5.МулькоИ. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. –М.: Сфера, 2005. –112 с.6.Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой –М.: Роспедагенство, 1997. –212 с.7.КнязеваО. Л.,МаханеваМ. Д.Приобщение к истокам русской народной культуры. –М.: Просвещение, 2001. –214 с.8.КлименкоГ. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. –1983. – № 5. –С. 34–35.9.Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: сб. нуч.метод. ст. –Саранск, 2010. –297 с.10.Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития: сб. материалов межрегионального семинара.–Саранск, 2011. –194 с.11.Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель. –2011. –№ 3. –С. 57–61.
KondrashovaNatalya,candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool andprimary educationState Mordovian Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva, Saransknatakondrashova@mail.ruFolk pedagogics in multicultural upbringing and education of preschool childrenAbstract.The author outlines the main features of the implementation of multicultural education preschoolers through traditional pedagogy in modern preschool education. On the basis of studying the pedagogical theory and practice author provides scientificmethodological materials using folk tales, proverbs and riddles with the purpose of forming preschool ideas about spiritual, cultural, moral and national values, etc.Keywords:multicultural region, kindergarten, ethnopedagical activities, multiculturaleducation.
Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»