Занятия по декоративной лепке как средство воспитания духовно-нравственных ценностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шатрова С. А., Баранчикова Е. В. Занятия по декоративной лепке как средство воспитания духовно-нравственных ценностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14040.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания духовно-нравственных ценностей у дошкольников на занятиях кружка по декоративной лепке.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шатрова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФБГОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоградshatrova63@mail.ru

Баранчикова Елена Владимировна,воспитатель МОУ «Детский сад № 380», г. Волгоградlenkin1169@yandex.ru

Занятия по декоративной лепке как средство воспитания духовнонравственных ценностей

Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания духовнонравственных ценностей у дошкольников на занятиях кружка по декоративной лепке.Ключевые слова: творчество,духовнонравственное воспитание, духовнонравственные ценности, продуктивные виды деятельности, лепка, пластилинография, кружковая работа.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически, а требует усилий со стороны людей, которые направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию новых возможностей для духовнонравственного совершенствования человека.Актуальность проблемы определяется тем, что в дошкольных учреждениях духовнонравственное воспитание определяется идеологическими стандартами и ограничивается знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), аметоды нравственного воспитания основываются чаще на внешнем воздействии на ребенка.Духовнонравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние.Само по себе духовнонравственное развитие и воспитание личности ‬сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.Дошкольное детство ‬важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей семье, крае, Родине, месте, где они живут. Надо с детства научить ребенка любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к искусству и народному творчеству. Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. В процессе духовнонравственного воспитаниядошкольников наиболее рационально использовать следующие формы работы:занятия по познавательному развитию на тему духовнонравственного воспитания детей;экскурсии, целевые прогулки по городу;тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия, кино);слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством русских композиторов;беседы с детьми о правилах поведения;слушание произведений художественной литературы, знакомство с биографией и творчеством писателей или поэтов по духовнонравственной тематике;этические беседы;встречи с членами семьи (рассказы о семейных традициях, обычаях, оформление уголка «Моя семья», совместные творческие работы детей и родителей);посещение музея, библиотеки сцелью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества;выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей, национальных костюмов, блюд;проведение совместных с родителями праздников.Группа художественных средств в которую входит музыка, кино, художественная литература, изобразительное искусство и другие, очень важна в решении задач духовнонравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки. Важную роль в этом процессе играют художественные средства, с помощью которых художник или писатель создают образ. Только искусство расширяет эмоциональный опыт человека и развивает его духовно и нравственно.Художественный образ объединяет в себе все видыискусства, доступные пониманию детей дошкольного возраста. Чувственнообразный характер детского мышления и окружающая действительность, в том числе и разные виды искусства, делают этот период развития личности особенно актуальным для детского творчества во всех его проявлениях.В нашем исследовании мы опирались на следующее положение Л.С.Выготского: способность к творчеству связана с развитием личности и интеллекта, воображения, которое несет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста. Центральнымкомпонентом способности к творчеству у дошкольников является способность к воображению.Истоки способностей и дарований детей ‬на кончиках пальцев.от пальцев, образно говоря, идут ручейки,которые питают источник творческой личности.(В.А.Сухомлинский)Ребенку свойственно отражать окружающую жизнь в рисунках и поделках Ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Природные явления и предметы дают богатый материал для эстетических и этических переживаний: красота природы, яркие сочетания цветов, разнообразие форм, и т.д.Основные компоненты творческой деятельности: активность, самостоятельность, инициатива в продумывании содержания, подборе материалов, использовании средств художественной выразительности, воспитание целеустремленности в работе, умение доводить до конца ‬формируются как важные качества личности ребенка в продуктивной деятельности. Продуктивные виды деятельности входят в повседневную жизнь ребенка вместе с разными играми часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого. Лепка ‬один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы или целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.Становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе и является духовнонравственным воспитанием, формированием таки нравственных качеств, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.По мнению Ш.А.Амонашвили: «цели духовнонравственного воспитания детей ‬стремление ребенка к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…» [1].Главной целью нашей работы является Создание условий для приобщения дошкольников к духовнонравственнымценностям, а также воспитание готовности следовать им и есть основная цель нашей работы.Перед педагогами стоят задачи духовнонравственного воспитания детей:1.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, творить добро.2.Создать условия длявоспитания целостной картины мира.3.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, символики.4.Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарныйзапас.5.Ориентировать семью на духовнонравственноевоспитание детей.Очень важно приобщать детей к культуре своего народа это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Необходимо, чтобы дети знали и изучали культуру своих предков. Именноэто знание поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Чувство Родины начинается с восхищения малыша, его изумления и отклика в его душе. Многие впечатления еще не осознаны ребенком глубоко, но играют огромную роль в становлении личности ребенка.В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу, но нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Зачастую освещаются лишь отдельные стороны духовнонравственного воспитания детей в конкретных видах деятельности. Выделяются следующие духовнонравственные ценности, которые необходимо воспитывать у дошкольников: ощущение его неразрывности с окружающим миром, любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.Задача педагога ‬отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, выделив наиболее характерное для данной местности или края.Педагогунеобходимо показать, как родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.По мнению Т.Г.Казаковой, Л.В.Пантелеевой, Г.Н.Пантелеева, Л.А.Парамоновой, К.В.Тарасовой и др., лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственнопластичных образах [2].Ее объемный способ изображения и разнообразная тематика связаны с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняетвоспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается ‬объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Основной формой духовнонравственного воспитания детей являются тематические занятия, на которых применяются приемы сравнения, вопросы, соревновательные задания. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность, самостоятельность, формировали умения обобщать и делать выводы.Одним из первых занятий было знакомство детей со столицей нашей Родины, с ее гимном, флагом и гербом государства. А далее с другими городами России.Дошкольнику свойственны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость ‬это заставляет педагогов неоднократно обращаться к одной и той же теме или объединять в одно занятие несколько видов деятельности, делая занятие более интересным, интегрируя в занятие по родному языку ‬ознакомление с окружающим миром и продуктивные виды деятельности, частности лепку.Тематику этих занятий мы решили продолжить в практике кружковой работы.Наш кружок «Веселый пластилин», организован в МОУ детский сад № 380 г. Волгограда. Участвуя в занятиях кружка, дети знакомятся с окружающим миром через образы, цвет, формы, обогащаются новыми знаниями, умениями, при этом развивается интерес к искусству, активизируется словарь, формируется эмоциональнотворческая, духовнонравственная сферы личности дошкольника. Большое и разнообразное влияние пластилинографии на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве сильного, но не навязчивого педагогического средства [3]. Для развития творческих способностей при помощи техники пластилинографии нами применяется авторская методика, разработанная на основе исследований И.А.Лыковой, И.А.Андреевой, В.В.Давыдовой [4‬6].В тематический план работы кружка был включен целый комплекс задач духовнонравственного воспитания дошкольников:воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, (индивидуальная работа на тему «Подарок к 8 марту», «К дню матери»), детскому саду («Рыбки для аквариума»), городу («Мамаев курган», «Растет в Волгограде березка»);формирование бережного отношения к природе и всему живому («Одуванчики», «Осенний букет», «Природа родного края», «Зима»);развитие интереса к русским традициям и промыслам («Филлимоновская игрушка», «Хохлома», «Рождество»);знакомство детей с символами государства («Герб», «Флаг»);формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям («Мир», «Знакомим с Китаем» и т.д.).Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином ‬пластилинография, т.е. создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Дети получают знания, умения, навыки, ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека с окружающим миром, расширяются возможности изобразительной деятельности.Нам хотелось представить план одного из итоговых занятий второго цикла.Занятие на тему «Одуванчики»‬коллективная работа по пластинографии, включало в себя:сюрпризный момент: рассказ об одуванчиках ‬цветах родного края, прослушивание песни «Одуванчик», рассматривание тематических иллюстраций;объяснение темы занятия;объяснение выполнения элементов цветка одуванчика: стебелька цветка ‬скатывание тонких длинных колбасок зеленого цвета, головки одуванчика ‬скатывание шарика желтого цвета, сплющивание и прорисовывание стекой; листика ‬скатывание толстой колбаски зеленого цвета, сплющивание, прорисовывание стекой;разминка для пальчиков «Цветок»;выполнение детьми пространственно ‬пластичного образа цветков одуванчика из пластилина и выкладывание их на основу (рис.1);обыгрывание темы занятия ‬танец с надувными одуванчиками (рис.2).Выделенные темы систематично и последовательно повторяются в каждой группе, но меняется содержание, объем и сложность познавательного материала. Темы должны быть тематически связаны с общественными событиями и праздниками. Такое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний детьми знаний о своей стране, родном крае. Однако следует подчеркнуть, что предложенная система духовнонравственного воспитания дошкольников может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям ‬к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это связывает его с семьей, родным домом и ближайшим окружением.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо»своей семьи. (узнали своих предков, их заслуги перед родным краем, Родиной). Нужно показать через зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.Изучение своей родословной дает детям осмысление таких понятий как корни, семейное древо, традиции семьи, народа, прошлого края и своего народа, семьи как ячейки общества, государства. Это вызывает у детей интерес к исследованию разных поколений своего рода, национальных, профессиональных корней поколений. Можно включить в тематику занятий старшей возрастной группы ‬изготовление генеалогического древа, привлечь к этой работе и родителей.В связи с выводами, сделанными в ходе работы кружка мы рекомендуем педагогам ДОУ при выполнении техники пластилинографии не забывать уделять серьезное внимание подбору наглядного материала для образцов, заботиться об оснащении занятий, их разнообразии, делать акцент не на самом процессе, а на его подготовительном этапе, поддерживать детей положительной оценкой и похвалой. Важно чтобы ребенок активно участвовал на всех этапах работы. При этом очень необходимо создать все условия, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность, изобретательность, оригинальность и творчество.Духовнонравственноевоспитание дошкольников, по нашему убеждению помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, принять их такими какие они есть, формирует умение понять другого человека, развивает чувство собственного достоинства и любовь к родному краю, учит жить в согласии с собой.

Ссылки на источники1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! ‬М.: Просвещение, 1983.2.Шатрова С.А., Баранчикова Е.В. Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников// Детский сад от А до Я. ‬2010.‬№ 6 (48). ‬С. 134‬139.3.Там же.4.Давыдова Г.Н. Пластилинография2. ‬М.: Издво «Скрипторий 2003», 2008. 5.Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. ‬М.: Издво «Скрипторий 2003», 2008. 6.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. ‬М.: ТЦ «Сфера», 2001.

SvetlanaShatrovа, candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of faculty of pedagogics of preschool formation, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradshatrova63@mail.ruElena Barančikova, educator MOY kindergarten No. 380, Volgogradlenkin1169@yandex.ruStudies on the decorative moulding, as a means of raising spirituallymoral valuesAbstract.The article deals with the problem of education of spirituallymoral values among preschool children in classes for decorative moulding mug.Keywords:creativity, spirituallymoral education, spirituallymoral values, productive activities, modeling, plastilinografiâ, hobby work.References:1‬6‬RussianSources.

Рекомендовано к публикации:ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»