Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14072.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ теоретических подходов, закономерностей и принципов исследования внеучебной деятельности студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Есмурзаева Жанбота Бауржановна,кандидат филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков и прикладной лингвистикиФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омскyesmurzaeva@mail.ru

Гаврилова Наталья Сергеевна,студентка факультета агрохимии, почвоведения и экологииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина»,г. Омскn_tusy@mail.ru

Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов

Аннотация. В статье представлен анализ теоретических подходов, закономерностей и принципов исследования внеучебной деятельности студентов.Ключевые слова: внеучебная деятельность, SWOTанализ, социокультурное пространство.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время изменилось отношение общественности к образованию, ужесточились требования к профессиональным и личностным компетенциям и характеристикам выпускников высших учебных заведений.

Развитие конкурентоспособности личности становится особенно актуальным в связи с переходом России на новые стратегии развития,проникновениемрыночных отношений во все сферы жизнедеятельности и в связи с возникновением необходимости приспособления к быстроизменяющимся условиям жизни.Принципы Болонской декларации подразумевают непрерывное развитие специалиста, когда образование является непрерывной частью формирования профессионала, а не этапом жизненного пути. Кроме того, Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколенияориентируют вузы на оптимизацию и коррекцию содержания учебных планов и дисциплин, на участие студентов во внеаудиторной деятельности, ее преобразованиии модернизациив соответствии с изменением сознания личности, указываютна участие в самоуправлении и других видах деятельности, являющихся неотъемлемыми составляющими образовательного пространства вуза.Понимание того, что динамичное развитие общества, а значит, иразвитие страныне могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, привело к тому, что акценты в профессиональном образовании смещаются в сторону проектирования концептуально новой стратегии развития внеучебной деятельностив современном вузе.

Таким образом, мы наблюдаем, что актуальные потребности современного общества позволяют поновому рассматривать вопрос обучения и воспитания личности, представляя систему высшего профессионального образования как динамичную, быстро развивающуюся подвижную систему, сочетающую в себе традиционность и инновационность.Актуальность исследования проблемы подтверждается формированием и реализацией на государственном уровне законов, нормативных актов и документов по направлениям социальноэкономического, инновационного развития и др.Анализ системы внеучебной деятельности в вузе позволяет оценить ее как «зону ближайшего развития», где происходит процесс «подтягивания» вслед за модернизацией образования в целом. Отставание трансформационных процессов во внеучебной деятельности зависит от многих причин, в частности, оноопределяется распадом прежних элементов образовательной политики и ценностей, а также поиском новых ориентиров в обучении и воспитании.Однако определение стратегий и целей внеучебной деятельностив целом способствует оптимальному сочетанию инновационных и традиционных подходов, сохраняя целостность и сочетаемость технологий учебного и воспитательного процессов. Повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе осуществляетсячерезадекватное наполнениеучебнойивнеучебнойдеятельности. Внеучебнаядеятельностьввузеносит комплексный характер и складывается из самостоятельной деятельностиобучающихся, взаимосвязанной работынаучнопедагогических работников и обучающихся, а также системы организации, координации и контролявнеучебнойдеятельностив целом.

Для образовательной организации системы высшего профессионального образования внеучебная деятельность ‬обязательный компонент выполняемых функций, отличиемкоторого является использование внеаудиторного исвободного от аудиторных занятий времени. Обобщив данные научной и методической литературы, а также опыт российского образования в части организации внеучебной деятельности в вузе, используя SWOTанализ, можно представить следующие сильные и слабые стороны, возможности и угрозы изучаемой проблемы(см. табл.)Требования стандартов третьего поколения усиливают компетентностную составляющуюв том числе и внеучебной деятельности. Еще в работах Д.Г. Арсеньева иИ.А. Зимней делается акцент на целяхи планируемыхрезультатахпрофессиональной подготовки специалистов и наумения.В свою очередь,развитие компетенций, от которых зависят в дальнейшем адаптивность и конкурентоспособность выпускников, происходит под влиянием различных причин,всвязи с чем актуальной становитсязадача выявления педагогических факторов, влияющих на качество подготовки специалиста, подготовки научнопедагогических работников к использованию новых информационных, интерактивных и педагогических технологий. Одним из таких факторов, по мнению И.А. Кикиной,может стать использование ресурсов внеучебной деятельности [1].Учитываяобилиетрактовоктермина«внеучебнаядеятельность»,обозначим это понятиекаксовокупностьразвивающих, практикои личностноориентированных,профессиональнозначимыхмероприятий,существующихвсотрудничествемежду участниками образовательного процессавдополнениек обязательнымаудиторнымзанятиям и создающихособыеусловиядляразвитияконкурентоспособности студентов.В настоящее времяв качествеспособоворганизациивнеучебной деятельностивыступают сохранениеглавенствующей роликомпетентностногоподходаи разнообразие использованияформ, технологий,методовипроцедур личностноориентированного исистемногоподходов.

Внашем исследованиипри изучении внеучебной деятельностимыиспользуем вкачествеосновных принциповвключениевнеучебной деятельности всоциокультурное пространство и существование межпредметныхсвязей.

SWOTанализ внеучебной деятельности

SWOTанализВозможности1.Заимствование опытаведущих инновационных вузовстраны.2.Социокультурное пространство вузовобладает определенным воспитательным потенциалом, который может быть использован.3.Сотрудничество с другими образовательными структурами, которые могут привнести студентам новые смыслообразующие ориентации.4.Использование механизмов социального партнерства с бизнесом, предприятиями и сообществами работодателейУгрозы1.

Влияние медиапространства.2.

Влияние «потерянного поколения» с его размытыми ориентирами и ценностями.3.

Ориентация на западные ценности.4.

Отсутствие заинтересованности со стороны государства, системы образования в целомСильные стороны1.Осознание ситуации как проблемной.2.Наличие условий для развития внеучебной деятельности.3.Имеющийсяопыт.4.Наличие у студентов способности к развитию

1.Участие в проектах.2.Обмен опытом.3.Привлечение бизнесструктуры и работодателей к коррекции учебных планов.4.Система стимулированиястудентов.5.Адаптационные мероприятия по вопросам управления карьерой, имиджем и репутацией1.Противодействие негативному влиянию.2.Вовлечение студентов в социокультурную среду университетаСлабые стороны1.Недостаточный уровень компетенций и квалификации ППС.2.Отсутствие общеймодели внеучебной деятельности1.Повышение квалификации ППС.2.Разработка модели внеучебной деятельности

Разработать модель постоянно действующего и совершенствующегося института наставничества и кураторства

Условием, необходимымдляорганизациивнеучебной деятельности,являетсяналичиереальногосоциокультурногоконтекстадеятельности. Приоценке единицвнешнейинфраструктурыделается особыйакцентнагеополитическойсоставляющейтерриторий, влияющейна особенности построения моделей внеучебной деятельности и условий взаимодействия.Следует заметить, что И.А. Кикина в своей работе отмечает:«Вкачестве первостепеннойцеливнеучебной деятельности вобразовательном процессевуза‬совершенствованиеиразвитиекоммуникативнодеятельностногокомпонентаконкурентоспособности специалистов» [2].

Средиметодов,чаще всего используемыхворганизациивнеучебной деятельности,выделяют коммуникативнуюдеятельность,а вкачествеметодическихприемовпредполагаетсясозданиеи использование имитационных материалов, реальных коммуникативныхситуаций.

С точки зрения анализа экономических условий осуществления внеучебной деятельности вузов сегодняможно заметить, что они определяются сложными условиями трансформации российского общества в направлении повышения качества жизни и ориентации экономики на инновационный путь развития 3]. А.В. Понамаревв своей работе с различных позиций и сторон жизни характеризуетсовременные условия осуществления воспитательной деятельности в вузах России как неблагоприятные [4]. В исследовании А.В. Понамарева отражены результаты прогноза демографических службООН, в которых предполагаетсяуменьшение численности возрастной группы 15‬24 года с 15,6% от населения России до 11,4% к 2025 году и 10,6% к 2050году [5]. С точки зрения ученого, молодежь испытывает наибольшие трудности на рынке труда, возможно,поэтому в настоящее время рассматривается проект о введении «паспорта студента». Об изменении демографической ситуации заявляет и министр образования и науки РФ Д. Ливанов: «На пятилетнем горизонте у нас будет на 30% меньше граждан в возрасте от 18 до 30 лет. Это серьезное изменение требований к работе университетов со стороны экономики и государства, которые многие университеты не выдержат» [6].

Исходя из этих данных, можно предположить, что в борьбе за сохранность контингента обучающихся, в «погоне» за выполнением государственного заказа по набору абитуриентов и в разрезе демографического кризиса вузы получают скорее потребителей процесса, а не его участников и координаторов, а это значит, что формирование личности обучающихся потребует особых усилий от всехучастников образовательного процесса. На наш взгляд, наиболее точное определение цели внеучебной деятельности дает в своей работе Т.Н. Мальковская: «Цель системы внеучебной деятельности заключается в целенаправленном создании условий для профессионального становления и развития личности студента, соответствующей комфортнойатмосферы для инновационной деятельности студентов всфере свободного времени, преобразующей их в субъектов собственной и общественной жизни» [7]. Среди основных задач внеучебной деятельности как правило выделяют: педагогические, отражающие содержание внеучебной деятельности;организационные, предполагающие создание условий для развития компетентной, гуманистически ориентированной и академически мобильной потенциалом личности.Внеучебная деятельность при правильном объединении социокультурного пространства образования и студента и консолидации интересов всех сторонпозволяет обеспечить социальную эффективность студента. По мнениюГ.Л. Иванайской,данные цели реализуются:если уточнены цели внеучебной деятельности;гуманитарные технологии профессионального развития студента обусловливаются нормами профессиональной культуры;инициируется рефлексия[8].А.В. Понамарев анализирует модели внеучебной (воспитательной) деятельности вузов в различные исторические периоды, выделяя модели внеучебной деятельности начиная с советского периода по настоящее время, акцентируя вниманиена требованияхк вузам в части исполнения аккредитационных и лицензионных нормативов;в тоже время А.К.Лукина, Р.В.Богданова включают в модель внеучебной деятельности такие элементы,как презентация студентами своих способностей и притязаний, кураторство и наставничество, конвертирование достижений внеучебной деятельности в учебные результаты.В последнее время, когда качество образованияопределяется развитием компетенций, весьма актуальными становятся сформулированные А.М. Новиковым идеи развития профессионального образования через гуманизацию, демократизацию иопережающий характер образования, в том числе и его непрерывность [9]. Непрерывность образованияявляется веянием современности, периода быстрых технологичных и управленческих решений, ITтехнологий и многообразия гаджетов, естественным образом определяет создание и внедрение инновационных систем взаимодействия, таких как электронные университеты, библиотеки, онлайнобучение и онлайнуниверситеты. Такие формы организации образовательной деятельности естественным образом предполагают модернизацию внеучебного процесса и внеучебного временис использованием нетрадиционных подходов.Кроме того, внеучебная деятельность,по мнению Т.Ю.Ломакиной, позволяет реализовать основные направления развития: практикоориентированный подход в обучении и введение прикладного бакалавриата;подготовка студентов в соответствиис потребностями региона и страны в целом;ориентация на социальный заказ, поступающий от работодателей;введение процедуры независимой экспертизы;ориентация выпускников на полипрофессионализм [10].Процесс формирования конкурентоспособного специалиста длительный, сложный и целостный. Для обеспечения высоких результатов внеучебной деятельности необходимо учитывать затраты времени и подготовленность участников взаимодействия. Актуализация внеучебной деятельности раскрывает перед педагогом ряд возможностей:самообразование студента; преодоление внутренних противоречий.Формирование и развитие конкурентоспособного специалиста посредством внеучебной деятельностиявляется одной из приоритетных задач современной системы высшего образования и научных исследований. Интегрированность современного образования в социокультурное пространство требует качественного подхода к проектированиювоспитательной составляющей вуза. Перед образованием встают задачи проектирования новой образовательной среды как пространства, соответствующего тенденциям развития современной науки, культуры, производства и технологий. Проведенный анализ источников показывает, что понятие «конкурентоспособность» тесно связано с понятием «профессиональная компетентность» специалиста по ряду признаков. Конкурентоспособность выступает как абстрактная категория, характеризующая потенциальные способностиспециалиста как в сфере трудовых отношений и рынка труда, так и в общественной жизни в целом.Конкуренция, являясь методом воспитания, усиливает эмоциональность, меняет привычки, требует большей внимательности.

Благодаря конкуренции у человека формируется конкурентоспособность.В работах исследователей существуют различные мнения по определению сущности конкурентоспособности личности, которые условно можно объединить в группы.1.Наследственные (биологические) характеристики ‬одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности, темперамент и антропофизические данные.2.

Социальные (приобретенные)‬образование, культура, мотивация и др.На сегодняшний день это понятие интегрирует в себе все требования социального заказа к личности, профессионалу, гражданину и все качества и способности личности, которые способствуют ее успешной самореализации.В тоже время профессиональная компетентность выступает как совокупность социальноличностных свойств личности, позволяющая достигать качественных результатов в выбранной профессиональной сфере и обеспечивающаялидерство в заданных условиях.На наш взгляд, такой подход не может быть однозначным, таккак вуз не ограничен внутренним пространством и сам является не только средой,формирующей конкурентоспособных специалистов, но и участником конкуренции.Проектирование внеучебной деятельностикак важной составляющей системы ВПО должно отвечатьрядутребований.1.

Обеспечение разнообразия возможностей.2.Научное и учебное творчество.3.Использование ИКТ.4.

Взаимосвязь механизмов организации внеучебной деятельности имеханизмов организации межличностного общения.

5.Современная материальнотехническая база.6.Гибкость системы взаимодействия.Определяющим понятием для конкурентоспособности является конкуренция, которая, будучиодной из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризуется достижением индивидуальных или групповых целейв условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другимииндивидамиили группами.Методологическую основу проектирования внеучебной деятельности, направленного на развитие конкурентоспособности специалиста, составляют закономерности, отражающие взаимосвязи между критериями конкурентоспособностии реализующими их принципами. В связи этимкпроектированию конкурентообразующего внеучебного процесса предъявляют требования: 1)учета состава и уровня факторов развития конкурентоспособности;2)вариативностии возможностикоррекции индивидуальных образовательных маршрутов;3)

учетасодержания индивидуальных образовательных маршрутов учащихся при оценке качества образовательных результатов;4)природосообразногоразвитияконкурентоспособности;5)полипрофессиональнойподготовкиспециалиста.Для успеха в организации внеучебной деятельности по формированию конкурентоспособного специалиста особое значение имеет понимание различий между результатами и эффектами этой деятельности. Результат ‬это то, что стало итогом вовлеченности студента во внеучебную деятельность.Эффект ‬это то, к чему привело достижение результата.Анализ источников и нормативноправовых документов вузов показывает, что в российской практике воспитательный процесс, а именно проектирование внеучебной деятельности,не включается в развитие компетенций выпускника. Университетская деятельность, как правило, включает в себяобразовательный компонент, научноисследовательский и управленческий, а стандарты нового поколения, побуждающие к внедрению компетентностного подхода, ограничиваются чаще всего только требованиями к учебному процессу.Таким образом, условия социокультурного пространства вуза и студента, образовательные условияопределяют конкретные подходы, средства, методыпроектирования внеучебной деятельности с целью формирования конкурентоспособного специалиста. Конкурентоспособность‬категория динамическая, обусловлена в первую очередь внешними факторами, значительная часть которых может и должна рассматриваться как управляемые параметры.Таким образом, обучающийся, включаясь во внеучебную деятельность, входит в новую ситуацию развития. В свою очередь,интеграция образовательной среды в общее социокультурное пространство региона и страны на всех стадиях реализации внеучебной деятельности создаст новые условия по формированию профессиональных компетенций, необходимых для становленияконкурентоспособного специалиста. Перспективы реального использования модели внеучебной деятельности современного университета состоят в возможности расширения сфер его образовательной деятельности, отвечать современным требованиям и носить управляемый характер. Для этого необходима не только модель внеучебной деятельности вуза, но и модель изменения деятельности преподавателей и выпускника вуза, которая определялабы будущего специалиста, характеристики и параметры формируемыхим профессиональных и личностных компетенций.В качестве средств воспитания выделяются личный пример, социокультурное пространство учебного заведения, гуманистический характер вузовской среды. Указывается, что совместная деятельность субъектов образовательной деятельности имеет системный характер, а необходимость проектирования внеучебной деятельности обусловлена органическим единством учебного, научноисследовательского и производственного процесса подготовки специалистов. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов образовательной деятельности определяются целым рядом характеристик личности, обусловливающихкомпетенции специалиста.

Ссылки на источники1.КикинаИ.А. Внеучебная практическая деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций, профессионального самоопределения и развития личности обучающихся. ‬URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskienauki/library/vneuchebnayaprakticheskayadeyatelnostkakfaktorformirovaniyap.2.Там же.3.Пономарев А.В., ОсипчуковаЕ.В., Кругленко И.Ф. Управление качеством воспитательной деятельности в вузе: монография. ‬Екатеринбург: УГТУУПИ, 2009. ‬164 с.4.ПономаревА. В. Воспитательная деятельность вуза: междисциплинарный подход: монография. ‬Екатеринбург: УГТУУПИ, 2009. ‬183 с.5.Там же.6.Ливанов предвещает системе высшего образования серьезные потрясения. ‬URL:http://ria.ru/society/20130621/944993787. 7.Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. ‬М.: Педагогика,1988. ‬С.144.8.Иванайская Г.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. ‬Оренбург, 2010. ‬С.206.

9.Новиков А. М. Методология образования. ‬М.: Эгвес,2006.‬С.668.10.Ломакина Т.Ю. Современные принципы развитиянепрерывного образования.‬М.: Наука,2006.





Zhanbota Yesmurzaeva,Candidate of Philological Sciences, Head of the chair of foreign languages and applied linguistics, Omsk State Agrarian University named afterP.A.Stolypin, Omsk yesmurzaeva@mail.ruNataliya Gavrilova,Student, department of agrochemistry, soil science and ecology, Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin, Omsk n_tusy@mail.ruTheoretical approaches, regularities, principles of research of students’ extracurricular activitiesAbstract. The article presents the analysis of theoretical approaches, regularities and the principles of research of students’ extracurricular activities.Keywords: extracurricular activities, SWOTanalysis, sociocultural space.References1.Kikina,I.A. (2013) “Vneuchebnaja prakticheskaja dejatel'nost' kak faktor formirovanija professional'nyh kompetencij, professional'nogo samoopredelenija i razvitija lichnosti obuchajushhihsja”,available at: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskienauki/library/vneuchebnayaprakticheskayadeyatelnostkakfaktorformirovaniyap/ ‬10.12.2013 g. ‬Zagl. s jekrana(in Russian).2.Kikina, I.A. (2013)“Vneuchebnajaprakticheskajadejatel'nost' kakfaktorformirovanijaprofessional'nyhkompetencij, professional'nogosamoopredelenijairazvitijalichnostiobuchajushhihsja”, availableat: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskienauki/library/vneuchebnayaprakticheskayadeyatelnostkakfaktorformirovaniyap/ ‬10.12.2013 g. ‬Zagl. sjekrana(in Russian).3.Ponomarev, A.V., Osipchukova, E.V. and Kruglenko, I.F. (2009) Upravleniekachestvomvospitatel'nojdejatel'nostivvuze,UGTUUPI, Ekaterinburg,164 p.(in Russian).

4.Ponomarev, A.V. (2009)Vospitatel'naja dejatel'nost' vuza: mezhdisciplinarnyj podhod,UGTUUPI,Ekaterinburg,183 p.(in Russian).

5.Ponomarev, A.V. (2009)Vospitatel'naja dejatel'nost' vuza: mezhdisciplinarnyj podhod,UGTUUPI,Ekaterinburg,183 p.(in Russian).6.(2013) “Livanov predveshhaet sisteme vysshego obrazovanija ser'eznye potrjasenija”,available at:

http://ria.ru/society/20130621/944993787 ‬26.06.2013 g. ‬Zagl. s jekrana(in Russian).7.Mal'kovskaja,T.N. (1988)Social'naja aktivnost' starsheklassnikov, Pedagogika,Moscow, p.144(in Russian).8.Ivanajskaja,G.L. (2010)Vneuchebnaja dejatel'nost' kak faktor professional'nogo samoopredelenija studenta: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. ped. nauk: 13.00.01, Orenburg,p.206(in Russian).9.Novikov,A. M. (2006)Metodologija obrazovanija,

Jegves,Moscow,р.668(in Russian).

10.

Lomakina,T.Ju. (2006)Sovremennye principy razvitija nepreryvnogo obrazovanija,Nauka,Moscow(in Russian).

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»