Формирование конкурентоспособного выпускника вуза
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Татьяненко
С.
А. Формирование конкурентоспособного выпускника вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 3 (март). – С.
106–110. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14074.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты использования метода электронного портфолио как средства формирования конкурентоспособного выпускника вуза.
Текст статьи
Татьяненко Светлана Александровна,кандидат педагогических наук, доцент, заведующаякафедрой математики и информатики Тобольскогоиндустриальногоинститута (филиала)ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тобольскtatianenco_anton@mail.ru
Формированиеконкурентоспособного выпускника вуза
Аннотация.В статье представлены результаты использования метода электронного портфолио как средства формированияконкурентоспособного выпускника вуза.Ключевые слова:портфолио, конкурентоспособность, выпускник технического вуза.
Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Проблема трудоустройства стала актуальной особенно в последнее время, когда конкуренция за рабочее место наблюдаетсяне только среди выпускников вуза, но и среди специалистов с опытом работы. Становление современного инженера как целостной, компетентной и самостоятельной личности, конкурентоспособнойна рынке труда,требуетсущественного пересмотра подходов к построению образовательного процесса в техническом вузе: вуз должен обеспечить не только процесс развития компетенций будущего бакалавра, но и отслеживатьрезультатыи достиженияего деятельностиипредъявлятьихбудущему работодателю. Реализация ФГОС нового поколения предполагает использование в процессе обучения прогрессивных педагогических технологий. Одной из современных технологий подготовки студента кбудущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технологияпортфолио. Портфолио –это современная инновационная образовательная технология,в основе которой лежитметод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности.
Роль портфолио в образовательном процессе исследовали многие зарубежные и отечественныеученые.А.Девисиловрассматривает портфолиокак технологию мотивации и личностноориентированного обучения [1],Д.В. Шестакова –как средство формирования конкурентоспособности будущего специалистауправленца [2]. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной деятельности, делает более эффективной профессиональную подготовку. Однако в научнопедагогической литературе нет единого мнения обиспользовании технологии портфолио в техническом вузе в условиях реализации ФГОС; не в полной мере освещены критерии оценки учебного портфолио и др.Таким образом, возникают противоречия:–между социальным заказом общества на конкурентоспособную личность выпускника технического вуза и ограниченностью реально существующей системы профессиональной подготовки в соответствии с современными тенденциями развития образования;–наличием зарубежного и отечественного опыта использования технологии портфолио студентами высших учебных заведений, позволяющего усилить эффективность образовательного процесса, тем самым повысив конкурентоспособность выпускника, и недостаточной изученностью, фрагментарностью его использования в практике технических вузов.Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования проблемы использования электронного портфолио в системе подготовки будущего инженера.Слово «инженер»произошло от латинского корня ingeniare, что означает «творить», «создавать», «внедрять». Слово “ingenious”было впервые применено по отношению к некоторым военным машинам во II в. Человек, который мог создавать такие хитроумные устройства, стал называться ингениатор (изобретатель), также и слово «механик» в первом своем значении применялось к умельцу, создателю машин, а «машина» –к ухищрению.Различные исследователи выделяют основные признаки инженерной деятельности: сложная творческая деятельность, цель которой –технический прогресс и создание материальных ценностей (С.А. Кугель, С.А. Никандров[3]); решение проектноконструкторских задач, имеющих специфические особенности: неопределенность области поиска, недостаточность или избыточность данных в условии задачи; возможная многовариантность решений (Т.В. Кудрявцев [4], И.С. Мангутов[5]); деятельность по эксплуатации технических систем, характеризуемая условиями–наличиемдефицита информации и времени, «неопределенностной ситуации»; большая скорость технологического процесса,большой объем информации (Б.Ф.Ломов [6], Ю.К. Стрелков [7]); процесс проектирования, принадлежность к сфере практической деятельности; техническая направленность деятельности; взаимосвязь с наукой; общественное производство и потребление, общественная практика как критерий истинности познания общественных потребностей; наличие научнотехнического творчества (Е.А. Шаповалов [8]); деятельность в сферах материального и духовного производства; внедрение новых идей и теоретических разработок в сфере экономики и планирования, управления, культурногостроительства, социальных процессов (коллектив авторов под рук. Г. А. Ядова[9]); направленность инновационной инженерной деятельности на создание прогрессивной техники и технологий на основе научнотехнического прогресса; практическая польза обществу; принадлежность к двум сферам –науке и искусству (Н.Н. Грачев[10]).В настоящее время требуются инженеры, имеющие представление о принципах современного маркетинга и менеджмента, напримеринженерыконсультанты при продаже технических изделий, инженерыменеджеры и т.д. Это является современной тенденцией. Л. Певзнер в своем докладе на конференции ТРИЗfest 2010 [11]отметил преимущества совместной работы инженеров и маркетологов: 1) инженерыизобретатели получают ресурс времении средств, разделяя задачи и решая их последовательно (от простого к сложному); 2)решая задачи последовательно, инженеры решают сначала простые задачи (опережая конкурентов), а потом все более и более сложные; 3) маркетологи имеют возможность красиво подать развивающийся продукт; 4) компания получает возможность несколько раз продать один и тот же продукт (модифицируя его), поскольку человек хочет иметь лучшее.Основными видами профессиональной деятельностилюбого инженера являютсяследующие.
Научноисследовательская: поиск и анализ информации, работа со специальной литературой; построение математических моделей объектов профессиональной деятельности; математическая обработка результатов исследований. Проектноконструкторская: разработка обобщенных вариантов решения проблем, их анализ; нахождение компромиссных решений технической задачи в условиях неопределенности, выбор наиболее оптимального инженерного решения; использование информационных технологий для выбора программных средств; построение схем конструкций, умение работать с чертежом, схемой; планирование реализации проекта. Организационноуправленческая: организация деятельности коллектива, принятие решения в условиях различных мнений, контроль за соблюдением дисциплины; умение объяснить другому суть работы. Производственнотехнологическая, эксплуатационная: использование соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров процессов; разработка и ведение технической документации.Таким образом, современный инженер должен сочетать в себе талант ученого, конструктора и менеджера, уметь объединять специалистов различного профиля для совместной работы. Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большей ориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социальноэкономических факторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивных параметров будущего изделия.Мы определили характер и содержание профессиональной деятельности современного инженера. Таким образом, можно построить обобщенную структурную схему понятия «инженерная деятельность» (рис. 1).
Рис. 1.Обобщенная схема понятия «инженерная деятельность»
Специфика и психологические особенности инженерной деятельности требуют от человека наличия определенных качеств личности, специальных способностей. Изучению структуры специальных технических способностей, «инженерного интеллекта», способностей к некоторым видам деятельности (например, конструкторской), профессионально значимых личностных качеств инженернотехнических работников посвящено большое количество научных исследований [12], [13], [14].
В широком плане современного инженерахарактеризует целая совокупность следующих качеств: физиологические (здоровье, эмоциональноволевая готовность), психологические (внимание, восприятие, словеснологическая и образная память,техническое, оперативное, системное мышление, способность к творчеству, способность принимать решения), социальные (работоспособность, организованность, уважение к людям, самокритичность и др.), нравственномотивационноцелевые (культура труда, культура общения, мотивы, интересы и др.).
Анализ педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время учеными разных областей изучается комплекс проблем,связанных с понятием компетентности: теоретические основы компетентностного подхода в образовании; ключевые компетенции; компетентность как готовность к профессиональной деятельности и многие другие.Коллектив авторов под руководством С.В. Коршунова в работе, посвященной проектированию основных образовательных программ технических вузов на основе ФГОС3 [15],предлагает следующую градацию компетенций по группам, которая,по нашему мнению,является оптимальной. Она включает две группы.Группа ключевых компетенций: коммуникативная, информационная, организационноуправленческая компетенции. Группа профессиональных компетенций: компетенция анализа и исследования инженерных задач,компетенция проектирования и разработки инженерных решений, компетенция ответственности за инженерные решения, компетенция организации инженерной деятельности, компетенция коммерциализации объектов инженерной деятельности.Данная классификация компетенций соответствует понятию и сущности инженерной деятельности, представленной нами в виде обобщенной схемы (см. рис. 1).Конкурентоспособность личности–интегральное свойство, характеризующееся совокупностью личностных качеств, позволяющих специалисту быть более успешным на рынке труда по сравнению с другими, обладающими аналогичной подготовкой [16]. Конкурентоспособность выпускника вузарассматривается большинством исследователей как совокупность общекультурных, профессиональных компетенций и личностных качеств. Анализ понятия и сущности инженерной деятельности, понятия профессиональной компетентности будущего инженера, моделей специалиста и выпускника технического вуза, ФГОС3 позволил нам составить модель конкурентоспособного выпускника технического вуза,включающую общекультурные и профессиональные компетенции, а также профессиональноважные качества личности, способствующие в рыночных условиях успешному осуществлению планов, достижению поставленных целей (см. рис. 2).Модель конкурентоспособного выпускника технического вуза как результат обучения требует от образовательного процесса вуза необходимых условий, способствующих формированию конкурентоспособности. Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио.
Портфолио –это современная инновационная образовательная технология, в основе которой –метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности. Портфолио может быть в бумажном или электронном варианте. Электронная версия может быть представлена в виде презентации на сайте (вебпортфолио). На сегодняшний день распространены три основных типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов». Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки. Портфолио документов –портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений студента. Портфолио работ –собрание исследовательских, творческихработ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсахи т.д. Портфолио отзывов включает оценку студентом своих достижений, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями,руководителями практик и т.д.
Рис. 2.Модель конкурентоспособного выпускника технического вузаэкспериментальные
На основе разработанной нами модели конкурентоспособного выпускника технического вуза, а также на основе анализа нормативных документов Тюменского государственного нефтегазового университета мы определили структуру портфолио студента технического вуза. Разделы портфолио коррелируют с основными компонентами модели конкурентоспособного выпускника вуза.
Ф. И. О.студента (фото).Направление подготовки, профиль.Представление студента (приветствие).Автобиография.Мое отношение к профессии.Контакты.Портфолио работ.Достижения в учебнопрофессиональной деятельности: учебный план, курсовые работы, практика, олимпиады, дипломный проект, стипендии, повышение квалификации.Достижения в научноисследовательской деятельности: проекты, доклады на конференциях, доклады на семинарах, гранты, конкурсы, публикации и др.Достижения в общественной и творческой деятельности: общественные поручения, дополнительное образование, увлечения, спортивные мероприятия, тренинги, волонтерская работа, профсоюз и др.Портфолио документов: сертификаты, грамоты, благодарности, статьи и т.д.Отзывы: резюме, характеристики, самоанализ и т.д.Разделы портфолио, отражающие формирование общекультурных и профессиональных компетенций, представляют достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками, умение проектировать свой профессиональный рост. Содержание разделов отражает достижения в учебнопрофессиональной и научноисследовательской деятельности: успеваемость, результаты освоения образовательных программ, наличие стипендий, прохождение учебных и производственных практик; участие в учебных или научных семинарах и форумах, публикации, получение премий и грантов за исследования; повышение квалификации и т.д.Следующий раздел портфолио «Достижения в общественной и творческой деятельности»направлен на становление основных общекультурных компетенций и профессиональноличностных качеств –формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. Этот раздел портфолио обеспечивается за счетучастия в психологических тренингах по формированию конкурентоспособности специалистов, встречс работодателями, участия в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, военнопатриотической работе; реализации проектов семейного, экологического, патриотического, религиозного, правового и других направлений; участия в различных формах студенческого самоуправления, волонтерскойработы, работынад самопрезентацией.В Тобольском индустриальном институте разработкой собственного электронного портфолио занимались в течение 3лет 10 студентов группы АСОиУб11, 5 студентов группы ЭСб11, 15 студентов группы ХТб11 (экспериментальная группа).
В качестве примера на рис.3 представлена главная страница электронного портфолио студентки Тюменского государственного нефтегазового университета направления 230100.62 Информатика и вычислительная техникаЮлии Сердученко.
Рис. 3.Главная страница электронного портфолио
Результаты применения метода портфолио представлены на рис. 4.
Рис. 4.Результаты применения метода портфолио
Для оценки сформированности уровня конкурентоспособной личности была выбрана методика В.И. Андреева «Оценка уровня конкурентоспособной личности».
Из таблицы видно, что у студентов экспериментальной группы, в отличие от контрольной, существенно повысился уровень сформированности конкурентоспособности. В экспериментальной группе у большинства студентов зафиксировано преобладание высокого уровня профессионально важных качеств личности. Установлена также положительная динамика в успеваемости студентов экспериментальной группы.ГруппаУровни конкурентоспособности студентов (в %)1–очень низкий2–низкий3–ниже среднего4 –чуть ниже среднего5 –средний6 –чуть выше среднего7–выше среднего8 –высокий9 –очень высокийЭксперимент. гр.002434253320Контр. Гр.1713244212100
Ссылки на источники1.Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе. –URL: http://www.mhts.ru/science/Devisilov/Technologii_motivacii.pdf2.ШестаковаД.В. Конкурентоспособное портфолио: создание и использование в образовательной деятельности вуза: учеб.метод.пособие для студ.и преподавателей вузов. –Калининград: Абрис,2012.3.КугельС. А., Никандров О. М. Молодые инженеры: социологические проблемы инженерной деятельности. –М.: Мысль, 1971. –207 с.4.КудрявцевТ.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). –М.: Педагогика, 1975. –304 с.5.Мангутов И. С. Управление предприятием и инженер. –Л., 1997. –С. 150.6.Ломов Б.Ф. Человек и автоматы. –М.: Педагогика, 1984. –128 с.7.Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология]: учеб пособие для студ. высш. учеб. завед.–М.: Изд. центр «Акем»:Высш.шк., 2001.–360 с.8.ШаповаловЕ.А. Общество и инженер: философскосоциологические проблемы инженерной деятельности. –Л.: Издво Ленингр.унта, 1984. –183 с.9.Социальнопсихологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектноконструкторских организаций / под ред. В.А. Ядова. –М.: Мысль, 1997. –231с.10.ГрачевН.Н. Психология инженерного труда: учеб. пособие. –М.: Высш. шк., 1998. –333 с.11.ПлевзнерЛ. Взаимосвязьработы инженера и маркетолога. –URL:http://www.metodolog.ru/node/64512.ДружиловС.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. –Новокузнецк: ИПК, 2000. –127 с.13.Основы инженерной психологии: учеб.пособие/ под ред. Б.Ф.Ломова. –М.:Высш.шк., 1977.–335 с.14.Абовский Н.П. Чему учат и не учат инженеров. Системаактивного творческого образования. –КрасГАСА: Красноярск, 2004. –55 с.15.Проектированиеосновныхобразовательныхпрограммвузаприреализацииуровневойподготовкикадровнаосновефедеральныхгосударственных образовательных стандартов / под ред. С.В.Коршунова. –М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.–212 с.16.КорнейченкоН.В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях современного рынка труда // Высшее образование. –2008. –№ 10.
Svetlana Tatjanenko,Candidate of PedagogicSciences, Professor, head of the chair of mathematics and computer science, Tyumen State Oil and Gas University (branch in Tobolsk–Tobolsk industrial Institute), Tobolsk tatianenco_anton@mail.ruFormation of competitive high school graduateAbstract.The author presents the results of using the method of electronic portfolios as the mean of forming the competitive graduate. Key words:portfolio, the competitiveness of the graduates of technical universities.
References1.Devisilov, V.A. “Portfolio i metod proektov kak pedagogicheskaja tehnologija motivacii i lichnostno orientirovannogo obuchenija v vysshej shkole”. Аvailable at:http://www.mhts.ru/science/Devisilov/Technologii_motivacii.pdf2.Shestakova, D. V.(2012)Konkurentosposobnoe portfolio: sozdanie i ispol'zovanie v obrazovatel'noj dejatel'nosti vuza: uchebnometodicheskoe posobie dlja studentov i prepodavatelej vuzov, Abris,Kaliningrad. 3.Kugel', S. A., Nikandrov, O. M. (1971) Molodye inzhenery: Sociologicheskie problemy inzhenernoj dejatel'nosti,Mysl',Moscow, 207 р.4.Kudrjavcev, T.V. (1975) Psihologija tehnicheskogo myshlenija. (Process i sposoby reshenija tehnicheskih zadach), Pedagogika,Moscow, 304 р.5.Mangutov, I. S. (1997) Upravlenie predprijatiem i inzhener, Leningrad, p. 150.6.Lomov, B.F.(1984)Chelovek i avtomaty, Pedagogika,Moscow, 128 р.7.Strelkov, Ju.K. (2001) Inzhenernajaiprofessional'najapsihologija: uchebnoeposobiedljastud. vyssh. ucheb. zavedeni,Izd. centrAkem"; Vysshajashkola,Moscow, 360 р.8.Shapovalov, E.A. (1984) Obshhestvo i inzhener: filosofskosociologicheskie problemy inzhenernoj dejatel'nosti, izdvo leningradskogo universiteta, Leningrad, 183 р.9.Jadov,V.A.(ed.)(1997) Social'nopsihologicheskij portret inzhenera. Po materialam obsledovanija inzhenerov leningradskih proektnokonstruktorskih organizacij, Mysl',Moscow,231 р.10.Grachev, N.N.(1998)Psihologija inzhenernogo truda: ucheb. posobie, Vyssh. shk.,Moscow,333 р.11.Plevzner, L. “Vzaimosvjaz'raboty inzhenera i marketologa”. Аvailable at: http://www.metodolog.ru/node/64512.Druzhilov, S.A.( 2000)Psihologicheskie problemy formirovanija professionalizma i professional'noj kul'tury specialist,IPK, Novokuzneck,127 р.13.Lomov,B.F. (ed.)(1977) Osnovy inzhenernoj psihologii: uchebnoe posobie,Vysshaja shkola, Moscow,335 р.14.Abovskij, N.P. (2004) Chemu uchat i ne uchat inzhenerov. Sistemaaktivnogo tvorcheskogo obrazovanija,KrasGASA,Krasnojarsk, 55 р.15.Korshunov,S.V. (ed.)(2010) Proektirovanieosnovnyhobrazovatel'nyhprogrammvuzaprirealizaciiurovnevojpodgotovkikadrovnaosnovefederal'nyhgosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov,MIPK MGTU im. N.Je. Baumana,Moscow,212 р.16.Kornejchenko, N.V.(2008)Konkurentosposobnost' budushhego specialista v uslovijah sovremennogo rynka truda// Vysshee obrazovanie,№ 10.
Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Формированиеконкурентоспособного выпускника вуза
Аннотация.В статье представлены результаты использования метода электронного портфолио как средства формированияконкурентоспособного выпускника вуза.Ключевые слова:портфолио, конкурентоспособность, выпускник технического вуза.
Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Проблема трудоустройства стала актуальной особенно в последнее время, когда конкуренция за рабочее место наблюдаетсяне только среди выпускников вуза, но и среди специалистов с опытом работы. Становление современного инженера как целостной, компетентной и самостоятельной личности, конкурентоспособнойна рынке труда,требуетсущественного пересмотра подходов к построению образовательного процесса в техническом вузе: вуз должен обеспечить не только процесс развития компетенций будущего бакалавра, но и отслеживатьрезультатыи достиженияего деятельностиипредъявлятьихбудущему работодателю. Реализация ФГОС нового поколения предполагает использование в процессе обучения прогрессивных педагогических технологий. Одной из современных технологий подготовки студента кбудущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технологияпортфолио. Портфолио –это современная инновационная образовательная технология,в основе которой лежитметод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности.
Роль портфолио в образовательном процессе исследовали многие зарубежные и отечественныеученые.А.Девисиловрассматривает портфолиокак технологию мотивации и личностноориентированного обучения [1],Д.В. Шестакова –как средство формирования конкурентоспособности будущего специалистауправленца [2]. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной деятельности, делает более эффективной профессиональную подготовку. Однако в научнопедагогической литературе нет единого мнения обиспользовании технологии портфолио в техническом вузе в условиях реализации ФГОС; не в полной мере освещены критерии оценки учебного портфолио и др.Таким образом, возникают противоречия:–между социальным заказом общества на конкурентоспособную личность выпускника технического вуза и ограниченностью реально существующей системы профессиональной подготовки в соответствии с современными тенденциями развития образования;–наличием зарубежного и отечественного опыта использования технологии портфолио студентами высших учебных заведений, позволяющего усилить эффективность образовательного процесса, тем самым повысив конкурентоспособность выпускника, и недостаточной изученностью, фрагментарностью его использования в практике технических вузов.Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования проблемы использования электронного портфолио в системе подготовки будущего инженера.Слово «инженер»произошло от латинского корня ingeniare, что означает «творить», «создавать», «внедрять». Слово “ingenious”было впервые применено по отношению к некоторым военным машинам во II в. Человек, который мог создавать такие хитроумные устройства, стал называться ингениатор (изобретатель), также и слово «механик» в первом своем значении применялось к умельцу, создателю машин, а «машина» –к ухищрению.Различные исследователи выделяют основные признаки инженерной деятельности: сложная творческая деятельность, цель которой –технический прогресс и создание материальных ценностей (С.А. Кугель, С.А. Никандров[3]); решение проектноконструкторских задач, имеющих специфические особенности: неопределенность области поиска, недостаточность или избыточность данных в условии задачи; возможная многовариантность решений (Т.В. Кудрявцев [4], И.С. Мангутов[5]); деятельность по эксплуатации технических систем, характеризуемая условиями–наличиемдефицита информации и времени, «неопределенностной ситуации»; большая скорость технологического процесса,большой объем информации (Б.Ф.Ломов [6], Ю.К. Стрелков [7]); процесс проектирования, принадлежность к сфере практической деятельности; техническая направленность деятельности; взаимосвязь с наукой; общественное производство и потребление, общественная практика как критерий истинности познания общественных потребностей; наличие научнотехнического творчества (Е.А. Шаповалов [8]); деятельность в сферах материального и духовного производства; внедрение новых идей и теоретических разработок в сфере экономики и планирования, управления, культурногостроительства, социальных процессов (коллектив авторов под рук. Г. А. Ядова[9]); направленность инновационной инженерной деятельности на создание прогрессивной техники и технологий на основе научнотехнического прогресса; практическая польза обществу; принадлежность к двум сферам –науке и искусству (Н.Н. Грачев[10]).В настоящее время требуются инженеры, имеющие представление о принципах современного маркетинга и менеджмента, напримеринженерыконсультанты при продаже технических изделий, инженерыменеджеры и т.д. Это является современной тенденцией. Л. Певзнер в своем докладе на конференции ТРИЗfest 2010 [11]отметил преимущества совместной работы инженеров и маркетологов: 1) инженерыизобретатели получают ресурс времении средств, разделяя задачи и решая их последовательно (от простого к сложному); 2)решая задачи последовательно, инженеры решают сначала простые задачи (опережая конкурентов), а потом все более и более сложные; 3) маркетологи имеют возможность красиво подать развивающийся продукт; 4) компания получает возможность несколько раз продать один и тот же продукт (модифицируя его), поскольку человек хочет иметь лучшее.Основными видами профессиональной деятельностилюбого инженера являютсяследующие.
Научноисследовательская: поиск и анализ информации, работа со специальной литературой; построение математических моделей объектов профессиональной деятельности; математическая обработка результатов исследований. Проектноконструкторская: разработка обобщенных вариантов решения проблем, их анализ; нахождение компромиссных решений технической задачи в условиях неопределенности, выбор наиболее оптимального инженерного решения; использование информационных технологий для выбора программных средств; построение схем конструкций, умение работать с чертежом, схемой; планирование реализации проекта. Организационноуправленческая: организация деятельности коллектива, принятие решения в условиях различных мнений, контроль за соблюдением дисциплины; умение объяснить другому суть работы. Производственнотехнологическая, эксплуатационная: использование соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров процессов; разработка и ведение технической документации.Таким образом, современный инженер должен сочетать в себе талант ученого, конструктора и менеджера, уметь объединять специалистов различного профиля для совместной работы. Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большей ориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социальноэкономических факторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивных параметров будущего изделия.Мы определили характер и содержание профессиональной деятельности современного инженера. Таким образом, можно построить обобщенную структурную схему понятия «инженерная деятельность» (рис. 1).
Рис. 1.Обобщенная схема понятия «инженерная деятельность»
Специфика и психологические особенности инженерной деятельности требуют от человека наличия определенных качеств личности, специальных способностей. Изучению структуры специальных технических способностей, «инженерного интеллекта», способностей к некоторым видам деятельности (например, конструкторской), профессионально значимых личностных качеств инженернотехнических работников посвящено большое количество научных исследований [12], [13], [14].
В широком плане современного инженерахарактеризует целая совокупность следующих качеств: физиологические (здоровье, эмоциональноволевая готовность), психологические (внимание, восприятие, словеснологическая и образная память,техническое, оперативное, системное мышление, способность к творчеству, способность принимать решения), социальные (работоспособность, организованность, уважение к людям, самокритичность и др.), нравственномотивационноцелевые (культура труда, культура общения, мотивы, интересы и др.).
Анализ педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время учеными разных областей изучается комплекс проблем,связанных с понятием компетентности: теоретические основы компетентностного подхода в образовании; ключевые компетенции; компетентность как готовность к профессиональной деятельности и многие другие.Коллектив авторов под руководством С.В. Коршунова в работе, посвященной проектированию основных образовательных программ технических вузов на основе ФГОС3 [15],предлагает следующую градацию компетенций по группам, которая,по нашему мнению,является оптимальной. Она включает две группы.Группа ключевых компетенций: коммуникативная, информационная, организационноуправленческая компетенции. Группа профессиональных компетенций: компетенция анализа и исследования инженерных задач,компетенция проектирования и разработки инженерных решений, компетенция ответственности за инженерные решения, компетенция организации инженерной деятельности, компетенция коммерциализации объектов инженерной деятельности.Данная классификация компетенций соответствует понятию и сущности инженерной деятельности, представленной нами в виде обобщенной схемы (см. рис. 1).Конкурентоспособность личности–интегральное свойство, характеризующееся совокупностью личностных качеств, позволяющих специалисту быть более успешным на рынке труда по сравнению с другими, обладающими аналогичной подготовкой [16]. Конкурентоспособность выпускника вузарассматривается большинством исследователей как совокупность общекультурных, профессиональных компетенций и личностных качеств. Анализ понятия и сущности инженерной деятельности, понятия профессиональной компетентности будущего инженера, моделей специалиста и выпускника технического вуза, ФГОС3 позволил нам составить модель конкурентоспособного выпускника технического вуза,включающую общекультурные и профессиональные компетенции, а также профессиональноважные качества личности, способствующие в рыночных условиях успешному осуществлению планов, достижению поставленных целей (см. рис. 2).Модель конкурентоспособного выпускника технического вуза как результат обучения требует от образовательного процесса вуза необходимых условий, способствующих формированию конкурентоспособности. Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио.
Портфолио –это современная инновационная образовательная технология, в основе которой –метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности. Портфолио может быть в бумажном или электронном варианте. Электронная версия может быть представлена в виде презентации на сайте (вебпортфолио). На сегодняшний день распространены три основных типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов». Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки. Портфолио документов –портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений студента. Портфолио работ –собрание исследовательских, творческихработ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсахи т.д. Портфолио отзывов включает оценку студентом своих достижений, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями,руководителями практик и т.д.
Рис. 2.Модель конкурентоспособного выпускника технического вузаэкспериментальные
На основе разработанной нами модели конкурентоспособного выпускника технического вуза, а также на основе анализа нормативных документов Тюменского государственного нефтегазового университета мы определили структуру портфолио студента технического вуза. Разделы портфолио коррелируют с основными компонентами модели конкурентоспособного выпускника вуза.
Ф. И. О.студента (фото).Направление подготовки, профиль.Представление студента (приветствие).Автобиография.Мое отношение к профессии.Контакты.Портфолио работ.Достижения в учебнопрофессиональной деятельности: учебный план, курсовые работы, практика, олимпиады, дипломный проект, стипендии, повышение квалификации.Достижения в научноисследовательской деятельности: проекты, доклады на конференциях, доклады на семинарах, гранты, конкурсы, публикации и др.Достижения в общественной и творческой деятельности: общественные поручения, дополнительное образование, увлечения, спортивные мероприятия, тренинги, волонтерская работа, профсоюз и др.Портфолио документов: сертификаты, грамоты, благодарности, статьи и т.д.Отзывы: резюме, характеристики, самоанализ и т.д.Разделы портфолио, отражающие формирование общекультурных и профессиональных компетенций, представляют достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками, умение проектировать свой профессиональный рост. Содержание разделов отражает достижения в учебнопрофессиональной и научноисследовательской деятельности: успеваемость, результаты освоения образовательных программ, наличие стипендий, прохождение учебных и производственных практик; участие в учебных или научных семинарах и форумах, публикации, получение премий и грантов за исследования; повышение квалификации и т.д.Следующий раздел портфолио «Достижения в общественной и творческой деятельности»направлен на становление основных общекультурных компетенций и профессиональноличностных качеств –формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. Этот раздел портфолио обеспечивается за счетучастия в психологических тренингах по формированию конкурентоспособности специалистов, встречс работодателями, участия в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, военнопатриотической работе; реализации проектов семейного, экологического, патриотического, религиозного, правового и других направлений; участия в различных формах студенческого самоуправления, волонтерскойработы, работынад самопрезентацией.В Тобольском индустриальном институте разработкой собственного электронного портфолио занимались в течение 3лет 10 студентов группы АСОиУб11, 5 студентов группы ЭСб11, 15 студентов группы ХТб11 (экспериментальная группа).
В качестве примера на рис.3 представлена главная страница электронного портфолио студентки Тюменского государственного нефтегазового университета направления 230100.62 Информатика и вычислительная техникаЮлии Сердученко.
Рис. 3.Главная страница электронного портфолио
Результаты применения метода портфолио представлены на рис. 4.
Рис. 4.Результаты применения метода портфолио
Для оценки сформированности уровня конкурентоспособной личности была выбрана методика В.И. Андреева «Оценка уровня конкурентоспособной личности».
Из таблицы видно, что у студентов экспериментальной группы, в отличие от контрольной, существенно повысился уровень сформированности конкурентоспособности. В экспериментальной группе у большинства студентов зафиксировано преобладание высокого уровня профессионально важных качеств личности. Установлена также положительная динамика в успеваемости студентов экспериментальной группы.ГруппаУровни конкурентоспособности студентов (в %)1–очень низкий2–низкий3–ниже среднего4 –чуть ниже среднего5 –средний6 –чуть выше среднего7–выше среднего8 –высокий9 –очень высокийЭксперимент. гр.002434253320Контр. Гр.1713244212100
Ссылки на источники1.Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе. –URL: http://www.mhts.ru/science/Devisilov/Technologii_motivacii.pdf2.ШестаковаД.В. Конкурентоспособное портфолио: создание и использование в образовательной деятельности вуза: учеб.метод.пособие для студ.и преподавателей вузов. –Калининград: Абрис,2012.3.КугельС. А., Никандров О. М. Молодые инженеры: социологические проблемы инженерной деятельности. –М.: Мысль, 1971. –207 с.4.КудрявцевТ.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). –М.: Педагогика, 1975. –304 с.5.Мангутов И. С. Управление предприятием и инженер. –Л., 1997. –С. 150.6.Ломов Б.Ф. Человек и автоматы. –М.: Педагогика, 1984. –128 с.7.Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология]: учеб пособие для студ. высш. учеб. завед.–М.: Изд. центр «Акем»:Высш.шк., 2001.–360 с.8.ШаповаловЕ.А. Общество и инженер: философскосоциологические проблемы инженерной деятельности. –Л.: Издво Ленингр.унта, 1984. –183 с.9.Социальнопсихологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектноконструкторских организаций / под ред. В.А. Ядова. –М.: Мысль, 1997. –231с.10.ГрачевН.Н. Психология инженерного труда: учеб. пособие. –М.: Высш. шк., 1998. –333 с.11.ПлевзнерЛ. Взаимосвязьработы инженера и маркетолога. –URL:http://www.metodolog.ru/node/64512.ДружиловС.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. –Новокузнецк: ИПК, 2000. –127 с.13.Основы инженерной психологии: учеб.пособие/ под ред. Б.Ф.Ломова. –М.:Высш.шк., 1977.–335 с.14.Абовский Н.П. Чему учат и не учат инженеров. Системаактивного творческого образования. –КрасГАСА: Красноярск, 2004. –55 с.15.Проектированиеосновныхобразовательныхпрограммвузаприреализацииуровневойподготовкикадровнаосновефедеральныхгосударственных образовательных стандартов / под ред. С.В.Коршунова. –М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.–212 с.16.КорнейченкоН.В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях современного рынка труда // Высшее образование. –2008. –№ 10.
Svetlana Tatjanenko,Candidate of PedagogicSciences, Professor, head of the chair of mathematics and computer science, Tyumen State Oil and Gas University (branch in Tobolsk–Tobolsk industrial Institute), Tobolsk tatianenco_anton@mail.ruFormation of competitive high school graduateAbstract.The author presents the results of using the method of electronic portfolios as the mean of forming the competitive graduate. Key words:portfolio, the competitiveness of the graduates of technical universities.
References1.Devisilov, V.A. “Portfolio i metod proektov kak pedagogicheskaja tehnologija motivacii i lichnostno orientirovannogo obuchenija v vysshej shkole”. Аvailable at:http://www.mhts.ru/science/Devisilov/Technologii_motivacii.pdf2.Shestakova, D. V.(2012)Konkurentosposobnoe portfolio: sozdanie i ispol'zovanie v obrazovatel'noj dejatel'nosti vuza: uchebnometodicheskoe posobie dlja studentov i prepodavatelej vuzov, Abris,Kaliningrad. 3.Kugel', S. A., Nikandrov, O. M. (1971) Molodye inzhenery: Sociologicheskie problemy inzhenernoj dejatel'nosti,Mysl',Moscow, 207 р.4.Kudrjavcev, T.V. (1975) Psihologija tehnicheskogo myshlenija. (Process i sposoby reshenija tehnicheskih zadach), Pedagogika,Moscow, 304 р.5.Mangutov, I. S. (1997) Upravlenie predprijatiem i inzhener, Leningrad, p. 150.6.Lomov, B.F.(1984)Chelovek i avtomaty, Pedagogika,Moscow, 128 р.7.Strelkov, Ju.K. (2001) Inzhenernajaiprofessional'najapsihologija: uchebnoeposobiedljastud. vyssh. ucheb. zavedeni,Izd. centrAkem"; Vysshajashkola,Moscow, 360 р.8.Shapovalov, E.A. (1984) Obshhestvo i inzhener: filosofskosociologicheskie problemy inzhenernoj dejatel'nosti, izdvo leningradskogo universiteta, Leningrad, 183 р.9.Jadov,V.A.(ed.)(1997) Social'nopsihologicheskij portret inzhenera. Po materialam obsledovanija inzhenerov leningradskih proektnokonstruktorskih organizacij, Mysl',Moscow,231 р.10.Grachev, N.N.(1998)Psihologija inzhenernogo truda: ucheb. posobie, Vyssh. shk.,Moscow,333 р.11.Plevzner, L. “Vzaimosvjaz'raboty inzhenera i marketologa”. Аvailable at: http://www.metodolog.ru/node/64512.Druzhilov, S.A.( 2000)Psihologicheskie problemy formirovanija professionalizma i professional'noj kul'tury specialist,IPK, Novokuzneck,127 р.13.Lomov,B.F. (ed.)(1977) Osnovy inzhenernoj psihologii: uchebnoe posobie,Vysshaja shkola, Moscow,335 р.14.Abovskij, N.P. (2004) Chemu uchat i ne uchat inzhenerov. Sistemaaktivnogo tvorcheskogo obrazovanija,KrasGASA,Krasnojarsk, 55 р.15.Korshunov,S.V. (ed.)(2010) Proektirovanieosnovnyhobrazovatel'nyhprogrammvuzaprirealizaciiurovnevojpodgotovkikadrovnaosnovefederal'nyhgosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov,MIPK MGTU im. N.Je. Baumana,Moscow,212 р.16.Kornejchenko, N.V.(2008)Konkurentosposobnost' budushhego specialista v uslovijah sovremennogo rynka truda// Vysshee obrazovanie,№ 10.
Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»