Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чикулаева
Е.
А. Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 3 (март). – С.
111–115. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14075.htm.
Аннотация. В статье раскрывается методическая система учителя, которая строится на принципах развивающего обучения Л. В. Занкова, современных педагогических технологиях и системно-деятельностном подходе.
Ключевые слова:
системно-деятельностный подход, методическая система, современные педагогические технологии
Текст статьи
Чикулаева Елена Алексеевна,учитель начальных классов,КОГОАУ «Гимназия г. Уржума», г. Уржумkovyazina77@gmail. com
Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах
Аннотация. В статье раскрывается методическая система учителя, которая строится на принципах развивающего обучения Л. В. Занкова, современных педагогических технологияхи системнодеятельностном подходе. Ключевые слова: методическая система, современные педагогическиетехнологии, системнодеятельностный подход. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Методическая система учителя строится на принципах развивающего обучения, современных педагогических технологияхи системнодеятельностном подходе. Цельюметодической системы стало: создание образовательной среды, способствующей повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; формирование и развитиеличностисредствами современных педагогических и информационнокоммуникационных технологий, необходимых для решения социальных и личностнозначимых задач. Достижение поставленных целей предполагается через решение следующих задач:выявить интересы и способности учащихся; организовать внеурочную деятельность;создать условия для формированияличности в начальной школе; апробировать современные педагогическиеи информационнокоммуникационные технологии в системе образования начальных классов; проводить мониторинг индивидуального развития учащихся;создать условия, расширяющие круг заинтересованных и активныхучастников образовательного процесса: родителей, социальных партнёров, педагогов дополнительного образования. Модель инновационного образования представляет собой интеграционный комплексурочной и внеурочной деятельности, основанный на технологии развивающего обучения, современных педагогическихи информационнокоммуникационныхтехнологияхв системе образования, позволяющих осуществлять реализацию базисного учебного плана, индивидуализацию обучения и ориентацию на личностные, метапредметные и предметные результаты. Преподавание ведётся в соответствии с программами для четырёхлетней начальной школы Леонида Владимировича Занкова2011г.по предметам: русский язык–5 часов, литературное чтение–4 часа, математика–4 часа, окружающий мир–2 часа, технология–1 час –и соответствующим учебнометодическим комплектомс мультимедийным приложением. Комплект представлен учебниками и учебными пособиями:Нечаева Н. В., ЯковлеваС. Г. Русский язык: Учебник для 4класса: В2 ч. Самара: Издво «Учебная литература»:Изд.дом «Фёдоров»,2012;Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Издво «Учебная литература»:Изд.дом «Федоров»,2012;СвиридоваВ. Ю., ЧураковаН. А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. Самара: Корпорация «Фёдоров»:Издво «Учебная литература», 2012;АргинскаяИ. И., ИвановскаяЕ. И., КормишинаС. Н. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Издво «Учебная литература»: Изд. дом «Фёдоров»,2012;Бененсон Е. П., Итина Л. С. Рабочая тетрадь по математике для 4 класса: В 2 ч. Самара: Изд.дом «Фёдоров»: Издво «Учебная литература», 2012;ДмитриеваН. Я., КазаковА. Н. Окружающий мир: Учебник. 4 класс. Ч.1, 2. Самара: Издво «Учебная литература»:Изд. дом «Федоров»,2012;ДмитриеваН. Я., КазаковА. Н.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. Самара: Изд.дом «Федоров»:Издво«Учебная литература»:2012;Цирулик Н. А., Хлебникова С. И. Технология. Ручное творчество: Учебник для 4 класса. Самара: Издво«Учебная литература»:Изд.дом «Федоров»2012;Русский язык. 3–4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компактдиск).Волгоград: Издво«Учитель», 2012; Литературное чтение. 3–4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компактдиск).Волгоград: Издво«Учитель», 2012;Математика. 3–4классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компактдиск).Волгоград: Издво«Учитель», 2012;Окружающий мир. 3–4классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компактдиск).Волгоград: Издво«Учитель», 2012;Технология. 3–4классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компактдиск).Волгоград: Издво«Учитель», 2012. Данные учебникии учебные пособиясоответствуютосновным направлениям модернизации российского образования и требованиям ФГОС НОО. Урочная и внеурочная деятельность осуществляется по системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова с использованием технологий: технологии развития критического мышления через чтение и письмо, игровой деятельности, уровневой дифференциации, здоровьесберегающих, информационнокоммуникационных. Основными формами организации обучения являются: урок (работа с информационным текстом, работа с художественным текстом, взаимообучение, дискуссия, письмо, урокисследование), уроклекция, урокзачёт, уроквстреча, урок «фантастического проекта», экскурсии (заочные, виртуальные, в природу и др.), урок–деловая игра, практикумы, консультации, дополнительные занятия (индивидуальная работа) и др. Основу каждого урока составляют базовая модель из трёх стадий: вызов –осмысление –рефлексия –и использование различных приёмовтехнологии критического мышления.На стадии «Вызов» можно использовать следующие приёмы.«Кластер»–это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Посередине чистого листа (классной доски) надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записипоявившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников»,в свою очередь,тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. «Корзина идей»: всимволическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изученной теме. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которуюусловно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. «Загадка»–тема уроказашифрована в виде загадки или загадкиописания. «Мозговой штурм»:обучающиеся могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предположения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. «Непригодные» отбрасываются, перспективные берутся на вооружение. «Отсроченная догадка»: обучающиеся высказывают предположения по заявленной теме урока. Но всё же вопрос остаётся открытым почти доконца урока. В конце урока на него обучающиеся должны самостоятельно дать ответ. «Таблица “толстых”и “тонких”вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой –вопросы, требующие более сложного, развёрнутого ответа. «Таблица «ЗХУ» (знаю –хочу узнать –узнал)–один из способов графической организации и логикосмыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1йшаг: до знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».2йшаг: по ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанногоучащиеся заполняют графу «Узнали».3йшаг: подведение итогов, сопоставление содержания граф. «Да –нет»:учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде«да» или «нет». «Дискуссия»–это обсуждение вопроса по заданной теме. Правила ведения дискуссии: вдвигать идеи, слушать внимательно; не повторяться; каждое следующее высказывание:а) либо продолжает предыдущее;б) либо противоречит предыдущему (опора на текст). Учащиеся сами оценивают своё участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю своё участие в дискуссии?» По 5балльной шкалеоценивают себя, отвечая на вопросы: как я оцениваю своёучастие в дискуссии? Внимательно ли я слушал? Выдвигал ли я интересные идеи? «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока. «Верные –неверные утверждения». Этот приём используется с целью актуализации знаний по изучаемой теме. Учитель предлагает несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элементы соревнования позволяют удерживать внимание до конца урока. На стадии осмысления можно использовать такие приёмы, как«Зигзаг». Организуется работав парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель –систематизация большого по объёму материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловыеотрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовём их условно рабочими) по 5человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждыйучащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например,«кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы –группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работысоставляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идёт «второе слушание» темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. «Чтение с остановками». Материалом для егопроведения служит повествовательный текст. В начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя–найти в тексте оптимальные места для остановки. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предложений, а что –нет, и объясняют свои ответы. «Инсерт»,или «Чтение с пометами». Позволяет информацию разделить наизвестную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста ученики делают на полях пометки. После чтения обсуждают маркировку текста. Данный приём напоминает «ЗУХ». Маркировка:«V» –новое для меня; «+» –знал ранее; «–» –удивило меня; «?» –не очень понятно. «Дерево предсказаний». Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приёмом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейшийфинал данного рассказа или повествования. Ствол дерева –тема, ветви –предположения, которые ведутся по двум основным направлениям –«возможно» и «верно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья»–обоснование этих предположений. Аргументы в пользу того или иного мнения. «Круги по воде». Опорноеслово –это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик,и на каждую букву подбираются глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетанияк изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. «Толстые и тонкие вопросы». Данный приём может использоваться на любой стадии урока.
«Толстые»вопросыОбъясните, почему…?Почему Вы думаете…?Почему вы считаете…?В чём различие?Предположите, что будет,если…?Что, если…?«Тонкие»вопросыКто?Что?Когда?Может…?Согласны ли вы…?Верно ли…?
«Тонкие» вопросы –вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы –вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Метод«думательных шляп»,или «Шесть шляп мышления». Класс разбивается на шесть групп,каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа –статистическая. Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаёмся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая ещё информация нам необходима и как нам её получить. Красная шляпа –эмоциональная. Красный цвет –цвет жизни, крови, любви, чувствительности, страданий. Учащиеся могут высказать словами свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виновати что делать. Чёрная шляпа –негативная. Чёрный цвет –цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл –сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Жёлтая шляпа –позитивная. Жёлтый –это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Жёлтая шляпа требует от нас переключить своё внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зелёнаяшляпа–творческая. Зелёный цвет –это обновление, рост. Находясь под зелёной шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн. Синяя шляпа–аналитическая. Синий цвет –цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги. Вопросы, которые можно написать на шляпах: белая шляпа–сколько?; красная шляпа–что понравилось?; чёрная шляпа–что не понравилось?; жёлтая шляпа–что хорошо?; синяя шляпа–почему?Задания. «Бортовой журнал»–это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? «Логическая цепочка». После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. «Кластер»–настадиирефлексии. «Верные и неверные утверждения». На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот приём использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи. «Синквейн». В переводе с французского –стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна: впервой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка –это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка –это описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строчка –предложениеиз четырёх слов, раскрывающихсуть темы или отношение к ней; последняя строка –это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. «Письмо учителю». Учитель предлагает учащимся написать «письмо» учителю (родителям, другу, сказочному герою и т. п.). Памятка написания письма: япрочитал(а) рассказ; больше всего запомнилось; понравилось; не понравилось; моё эмоциональное состояние; этот рассказ учит меня. «Пятиминутное эссе». Эссе –письменные размышления на заданную тему. Приём помогает учащимся систематизировать свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания: написать, что нового узнали по данной теме; задатьвопрос, на который они не получали ответа. Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков. «Напишите письмо». Разновидность эссе –приём, когда учащимся нужно написать комулибо письмо от имени героя произведения. «Толстые и тонкие вопросы». Приёмы для выполнения заданий дома:загадка, кластер, инсерт, круги по воде, таблица толстых и тонких вопросов и др.
Для создания ситуации успеха на каждом уроке и занятии использую одновременно несколько форм взаимодействияучителя и учащихся, такихкак фронтальная–одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения общей познавательной задачи. Она даёт возможность работать со всем классом, обеспечивая активность учащихся, их внимание к учебному материалу; индивидуальная, когда содержание учебного материала доступно для самостоятельного изучения. Познавательная задача не выступает перед классомкак общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика. В начальной школе–на уроках математики во время самостоятельного решения задач, примеров, тестов и др.; при выполнении письменных упражнений на уроках русского языка; на уроках технологии при выполнении творческих работ; окружающего мира –при выполнении заданий и др. Индивидуальнаяформа учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности и организованности; групповая используется на всех уроках в урочной деятельностии внеурочной (на кружках)при изучении нового материала, когда учащиеся «конструируют» собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности, а учитель грамотно оперирует приёмами и методами обучения; коллективная(статистические пары,динамические пары, вариационные пары) форма наиболее актуальная. «Все обучают каждого, и каждый обучает всех»–авторская технология коллективного обучения В. К. Дьяченко. Используется на всех уроках и во внеурочной деятельности. Кабинет,в котором проводятся основные занятия урочной и внеурочной деятельности, оснащён комплектом наглядных таблиц для 1–4хклассов, комплектом ЦОР НП,современным интерактивным комплексом. Техническими составляющими такого комплекса являются: компьютер,ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, что даёт возможность строить обучениес учетом последних достижений в наукеитехнике. Дляусвоения содержания образовательного стандарта, формирования универсальных учебных действийиспользую методы: объяснительноиллюстративные с использованием ЦОР НП (готовая информация или иллюстрация сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности),репродуктивные с использованием ЦОР НП (контроль знаний по алгоритму), проблемное изложение изучаемого материала с использованием ЦОР НП (ЦОР–источник создания проблемной ситуации), частичнопоисковые с использованием ЦОР НП (организация самостоятельной деятельности учащихся), исследовательские с использованием ЦОР НП (организация самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей: самостоятельное изучение материала, организация и проведение лабораторных и практических работ, написание учащимся исследовательских работ, создание учебных проектов, организация учебных игр). В практике своей работы наиболее часто использую следующие формы организации внеурочной деятельности: предметные кружки, викторины, олимпиады, предметные внеклассные занятия, конкурсы и др. Организую кружки: «Занимательная математика», «Занимательная лексика», «Экономика», «Я–гражданин России», «Художественное творчество:станем волшебниками», которыевходят в программу внеурочной деятельности. Урочная и внеурочная деятельность сопровождается мультимедиа:видеофрагментами(постановочные сюжеты: опыты, природные и физические явления, отснятые с образовательными целями);медиалекциями (мультипликация явления, сопровождающая голосом диктора и звуковыми эффектами,или слайдшоу, также сопровождающееся дикторским текстом);анимированнымикартамии схемами (текст диктора поясняется динамической графикой на картах и схемах);интерактивнымикартами и схемами(появление звукового, текстового или графического объяснения управляется пользователем при помощи нажатия кнопок, клавиш);реконструкциями(анимированные или видеореконструкции событий или явлений, которые нельзя по какимлибопричинам заснять в настоящее время, например исчезнувшие памятники ушедших цивилизаций);видео/фотодокументами (фотографии и кинофильмы из частных или государственных архивов);аудиофрагментами(звукозаписи);панорамами (панорамное представление информации: изображение можно двигать ивправо, и влево на 3600). Создаётся впечатление, что обозреватель поворачивается вокруг своей оси. Щёлкнув на любой объект на панораме,пользователь может получить либо аудио, видеоиллюстрацию, либо другой медиаобъект. Результаты урочной и внеурочной деятельности: предметные результаты: стабильное качество знаний (56,25–62%); метапредметные результаты: положительная динамика уровня сформированности универсальных учебных действий; личностные результаты: повышение учебной мотивации, положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях, готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде, стабильная занятость в кружках (100%). Выстроена урочная ивнеурочная деятельность с учётом современных педагогических и информационнокоммуникационныхобразовательных технологий. Разработаны рабочие программы: по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, риторике, развитию творческих способностей; программы кружков: «Занимательная математика», «Занимательная лексика», «Экономика», «Я–гражданин России», «Художественное творчество: станем волшебниками»,программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся и внеурочной деятельности для 1–4хклассов, соответствующие ФГОС НОО.
Elena Chikulaeva,Primary school teacher, Gymnasium, Urzhumkovyazina77@gmail. comMethodological system: model of innovative education in primary schoolAbstract. The author describes the methodological system, which is based on the L. V. Zankov‱s principles of developing education, modern educational technologies and systemactive approach. Key words:methodological system, modern educational technologies, systemactive approach.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук
Методическая система: модель инновационного образования в начальных классах
Аннотация. В статье раскрывается методическая система учителя, которая строится на принципах развивающего обучения Л. В. Занкова, современных педагогических технологияхи системнодеятельностном подходе. Ключевые слова: методическая система, современные педагогическиетехнологии, системнодеятельностный подход. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Методическая система учителя строится на принципах развивающего обучения, современных педагогических технологияхи системнодеятельностном подходе. Цельюметодической системы стало: создание образовательной среды, способствующей повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; формирование и развитиеличностисредствами современных педагогических и информационнокоммуникационных технологий, необходимых для решения социальных и личностнозначимых задач. Достижение поставленных целей предполагается через решение следующих задач:выявить интересы и способности учащихся; организовать внеурочную деятельность;создать условия для формированияличности в начальной школе; апробировать современные педагогическиеи информационнокоммуникационные технологии в системе образования начальных классов; проводить мониторинг индивидуального развития учащихся;создать условия, расширяющие круг заинтересованных и активныхучастников образовательного процесса: родителей, социальных партнёров, педагогов дополнительного образования. Модель инновационного образования представляет собой интеграционный комплексурочной и внеурочной деятельности, основанный на технологии развивающего обучения, современных педагогическихи информационнокоммуникационныхтехнологияхв системе образования, позволяющих осуществлять реализацию базисного учебного плана, индивидуализацию обучения и ориентацию на личностные, метапредметные и предметные результаты. Преподавание ведётся в соответствии с программами для четырёхлетней начальной школы Леонида Владимировича Занкова2011г.по предметам: русский язык–5 часов, литературное чтение–4 часа, математика–4 часа, окружающий мир–2 часа, технология–1 час –и соответствующим учебнометодическим комплектомс мультимедийным приложением. Комплект представлен учебниками и учебными пособиями:Нечаева Н. В., ЯковлеваС. Г. Русский язык: Учебник для 4класса: В2 ч. Самара: Издво «Учебная литература»:Изд.дом «Фёдоров»,2012;Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Издво «Учебная литература»:Изд.дом «Федоров»,2012;СвиридоваВ. Ю., ЧураковаН. А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. Самара: Корпорация «Фёдоров»:Издво «Учебная литература», 2012;АргинскаяИ. И., ИвановскаяЕ. И., КормишинаС. Н. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Издво «Учебная литература»: Изд. дом «Фёдоров»,2012;Бененсон Е. П., Итина Л. С. Рабочая тетрадь по математике для 4 класса: В 2 ч. Самара: Изд.дом «Фёдоров»: Издво «Учебная литература», 2012;ДмитриеваН. Я., КазаковА. Н. Окружающий мир: Учебник. 4 класс. Ч.1, 2. Самара: Издво «Учебная литература»:Изд. дом «Федоров»,2012;ДмитриеваН. Я., КазаковА. Н.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. Самара: Изд.дом «Федоров»:Издво«Учебная литература»:2012;Цирулик Н. А., Хлебникова С. И. Технология. Ручное творчество: Учебник для 4 класса. Самара: Издво«Учебная литература»:Изд.дом «Федоров»2012;Русский язык. 3–4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компактдиск).Волгоград: Издво«Учитель», 2012; Литературное чтение. 3–4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компактдиск).Волгоград: Издво«Учитель», 2012;Математика. 3–4классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компактдиск).Волгоград: Издво«Учитель», 2012;Окружающий мир. 3–4классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компактдиск).Волгоград: Издво«Учитель», 2012;Технология. 3–4классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова (компактдиск).Волгоград: Издво«Учитель», 2012. Данные учебникии учебные пособиясоответствуютосновным направлениям модернизации российского образования и требованиям ФГОС НОО. Урочная и внеурочная деятельность осуществляется по системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова с использованием технологий: технологии развития критического мышления через чтение и письмо, игровой деятельности, уровневой дифференциации, здоровьесберегающих, информационнокоммуникационных. Основными формами организации обучения являются: урок (работа с информационным текстом, работа с художественным текстом, взаимообучение, дискуссия, письмо, урокисследование), уроклекция, урокзачёт, уроквстреча, урок «фантастического проекта», экскурсии (заочные, виртуальные, в природу и др.), урок–деловая игра, практикумы, консультации, дополнительные занятия (индивидуальная работа) и др. Основу каждого урока составляют базовая модель из трёх стадий: вызов –осмысление –рефлексия –и использование различных приёмовтехнологии критического мышления.На стадии «Вызов» можно использовать следующие приёмы.«Кластер»–это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Посередине чистого листа (классной доски) надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записипоявившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников»,в свою очередь,тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. «Корзина идей»: всимволическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изученной теме. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которуюусловно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. «Загадка»–тема уроказашифрована в виде загадки или загадкиописания. «Мозговой штурм»:обучающиеся могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предположения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. «Непригодные» отбрасываются, перспективные берутся на вооружение. «Отсроченная догадка»: обучающиеся высказывают предположения по заявленной теме урока. Но всё же вопрос остаётся открытым почти доконца урока. В конце урока на него обучающиеся должны самостоятельно дать ответ. «Таблица “толстых”и “тонких”вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой –вопросы, требующие более сложного, развёрнутого ответа. «Таблица «ЗХУ» (знаю –хочу узнать –узнал)–один из способов графической организации и логикосмыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1йшаг: до знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».2йшаг: по ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанногоучащиеся заполняют графу «Узнали».3йшаг: подведение итогов, сопоставление содержания граф. «Да –нет»:учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде«да» или «нет». «Дискуссия»–это обсуждение вопроса по заданной теме. Правила ведения дискуссии: вдвигать идеи, слушать внимательно; не повторяться; каждое следующее высказывание:а) либо продолжает предыдущее;б) либо противоречит предыдущему (опора на текст). Учащиеся сами оценивают своё участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю своё участие в дискуссии?» По 5балльной шкалеоценивают себя, отвечая на вопросы: как я оцениваю своёучастие в дискуссии? Внимательно ли я слушал? Выдвигал ли я интересные идеи? «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока. «Верные –неверные утверждения». Этот приём используется с целью актуализации знаний по изучаемой теме. Учитель предлагает несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элементы соревнования позволяют удерживать внимание до конца урока. На стадии осмысления можно использовать такие приёмы, как«Зигзаг». Организуется работав парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель –систематизация большого по объёму материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловыеотрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовём их условно рабочими) по 5человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждыйучащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например,«кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы –группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работысоставляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идёт «второе слушание» темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. «Чтение с остановками». Материалом для егопроведения служит повествовательный текст. В начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя–найти в тексте оптимальные места для остановки. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предложений, а что –нет, и объясняют свои ответы. «Инсерт»,или «Чтение с пометами». Позволяет информацию разделить наизвестную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста ученики делают на полях пометки. После чтения обсуждают маркировку текста. Данный приём напоминает «ЗУХ». Маркировка:«V» –новое для меня; «+» –знал ранее; «–» –удивило меня; «?» –не очень понятно. «Дерево предсказаний». Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приёмом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейшийфинал данного рассказа или повествования. Ствол дерева –тема, ветви –предположения, которые ведутся по двум основным направлениям –«возможно» и «верно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья»–обоснование этих предположений. Аргументы в пользу того или иного мнения. «Круги по воде». Опорноеслово –это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик,и на каждую букву подбираются глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетанияк изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. «Толстые и тонкие вопросы». Данный приём может использоваться на любой стадии урока.
«Толстые»вопросыОбъясните, почему…?Почему Вы думаете…?Почему вы считаете…?В чём различие?Предположите, что будет,если…?Что, если…?«Тонкие»вопросыКто?Что?Когда?Может…?Согласны ли вы…?Верно ли…?
«Тонкие» вопросы –вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы –вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Метод«думательных шляп»,или «Шесть шляп мышления». Класс разбивается на шесть групп,каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа –статистическая. Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаёмся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая ещё информация нам необходима и как нам её получить. Красная шляпа –эмоциональная. Красный цвет –цвет жизни, крови, любви, чувствительности, страданий. Учащиеся могут высказать словами свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виновати что делать. Чёрная шляпа –негативная. Чёрный цвет –цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл –сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Жёлтая шляпа –позитивная. Жёлтый –это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Жёлтая шляпа требует от нас переключить своё внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зелёнаяшляпа–творческая. Зелёный цвет –это обновление, рост. Находясь под зелёной шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн. Синяя шляпа–аналитическая. Синий цвет –цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги. Вопросы, которые можно написать на шляпах: белая шляпа–сколько?; красная шляпа–что понравилось?; чёрная шляпа–что не понравилось?; жёлтая шляпа–что хорошо?; синяя шляпа–почему?Задания. «Бортовой журнал»–это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? «Логическая цепочка». После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. «Кластер»–настадиирефлексии. «Верные и неверные утверждения». На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот приём использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи. «Синквейн». В переводе с французского –стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна: впервой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка –это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка –это описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строчка –предложениеиз четырёх слов, раскрывающихсуть темы или отношение к ней; последняя строка –это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. «Письмо учителю». Учитель предлагает учащимся написать «письмо» учителю (родителям, другу, сказочному герою и т. п.). Памятка написания письма: япрочитал(а) рассказ; больше всего запомнилось; понравилось; не понравилось; моё эмоциональное состояние; этот рассказ учит меня. «Пятиминутное эссе». Эссе –письменные размышления на заданную тему. Приём помогает учащимся систематизировать свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания: написать, что нового узнали по данной теме; задатьвопрос, на который они не получали ответа. Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков. «Напишите письмо». Разновидность эссе –приём, когда учащимся нужно написать комулибо письмо от имени героя произведения. «Толстые и тонкие вопросы». Приёмы для выполнения заданий дома:загадка, кластер, инсерт, круги по воде, таблица толстых и тонких вопросов и др.
Для создания ситуации успеха на каждом уроке и занятии использую одновременно несколько форм взаимодействияучителя и учащихся, такихкак фронтальная–одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения общей познавательной задачи. Она даёт возможность работать со всем классом, обеспечивая активность учащихся, их внимание к учебному материалу; индивидуальная, когда содержание учебного материала доступно для самостоятельного изучения. Познавательная задача не выступает перед классомкак общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика. В начальной школе–на уроках математики во время самостоятельного решения задач, примеров, тестов и др.; при выполнении письменных упражнений на уроках русского языка; на уроках технологии при выполнении творческих работ; окружающего мира –при выполнении заданий и др. Индивидуальнаяформа учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности и организованности; групповая используется на всех уроках в урочной деятельностии внеурочной (на кружках)при изучении нового материала, когда учащиеся «конструируют» собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности, а учитель грамотно оперирует приёмами и методами обучения; коллективная(статистические пары,динамические пары, вариационные пары) форма наиболее актуальная. «Все обучают каждого, и каждый обучает всех»–авторская технология коллективного обучения В. К. Дьяченко. Используется на всех уроках и во внеурочной деятельности. Кабинет,в котором проводятся основные занятия урочной и внеурочной деятельности, оснащён комплектом наглядных таблиц для 1–4хклассов, комплектом ЦОР НП,современным интерактивным комплексом. Техническими составляющими такого комплекса являются: компьютер,ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, что даёт возможность строить обучениес учетом последних достижений в наукеитехнике. Дляусвоения содержания образовательного стандарта, формирования универсальных учебных действийиспользую методы: объяснительноиллюстративные с использованием ЦОР НП (готовая информация или иллюстрация сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности),репродуктивные с использованием ЦОР НП (контроль знаний по алгоритму), проблемное изложение изучаемого материала с использованием ЦОР НП (ЦОР–источник создания проблемной ситуации), частичнопоисковые с использованием ЦОР НП (организация самостоятельной деятельности учащихся), исследовательские с использованием ЦОР НП (организация самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей: самостоятельное изучение материала, организация и проведение лабораторных и практических работ, написание учащимся исследовательских работ, создание учебных проектов, организация учебных игр). В практике своей работы наиболее часто использую следующие формы организации внеурочной деятельности: предметные кружки, викторины, олимпиады, предметные внеклассные занятия, конкурсы и др. Организую кружки: «Занимательная математика», «Занимательная лексика», «Экономика», «Я–гражданин России», «Художественное творчество:станем волшебниками», которыевходят в программу внеурочной деятельности. Урочная и внеурочная деятельность сопровождается мультимедиа:видеофрагментами(постановочные сюжеты: опыты, природные и физические явления, отснятые с образовательными целями);медиалекциями (мультипликация явления, сопровождающая голосом диктора и звуковыми эффектами,или слайдшоу, также сопровождающееся дикторским текстом);анимированнымикартамии схемами (текст диктора поясняется динамической графикой на картах и схемах);интерактивнымикартами и схемами(появление звукового, текстового или графического объяснения управляется пользователем при помощи нажатия кнопок, клавиш);реконструкциями(анимированные или видеореконструкции событий или явлений, которые нельзя по какимлибопричинам заснять в настоящее время, например исчезнувшие памятники ушедших цивилизаций);видео/фотодокументами (фотографии и кинофильмы из частных или государственных архивов);аудиофрагментами(звукозаписи);панорамами (панорамное представление информации: изображение можно двигать ивправо, и влево на 3600). Создаётся впечатление, что обозреватель поворачивается вокруг своей оси. Щёлкнув на любой объект на панораме,пользователь может получить либо аудио, видеоиллюстрацию, либо другой медиаобъект. Результаты урочной и внеурочной деятельности: предметные результаты: стабильное качество знаний (56,25–62%); метапредметные результаты: положительная динамика уровня сформированности универсальных учебных действий; личностные результаты: повышение учебной мотивации, положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях, готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде, стабильная занятость в кружках (100%). Выстроена урочная ивнеурочная деятельность с учётом современных педагогических и информационнокоммуникационныхобразовательных технологий. Разработаны рабочие программы: по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, риторике, развитию творческих способностей; программы кружков: «Занимательная математика», «Занимательная лексика», «Экономика», «Я–гражданин России», «Художественное творчество: станем волшебниками»,программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся и внеурочной деятельности для 1–4хклассов, соответствующие ФГОС НОО.
Elena Chikulaeva,Primary school teacher, Gymnasium, Urzhumkovyazina77@gmail. comMethodological system: model of innovative education in primary schoolAbstract. The author describes the methodological system, which is based on the L. V. Zankov‱s principles of developing education, modern educational technologies and systemactive approach. Key words:methodological system, modern educational technologies, systemactive approach.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук