Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Уварова Л. Б. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14083.htm.
Аннотация. Проблема воспитания интереса к этнокультуре является актуальной, так как налицо недостаточный уровень «национализации» подрастающего поколения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Уварова Лилия Борисовна,студентка факультета дошкольного, начального и специального образования ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. БелгородCherkesovaM@mail.ru

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций

Аннотация.Проблема воспитания интереса к этнокультуре является актуальной, так как налицо недостаточный уровень «национализации» подрастающего поколения.Ключевые слова:дошкольное воспитание, дошкольная педагогика, нравственное воспитание, этнопедагогика, этнокультурные традиции.Раздел:(1)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Наша страна, как известно, прошла нелёгкий период становления новых социальноэкономических отношений, что повлекло за собой смену социокультурных и нравственных ориентиров. Зачастую такие ориентиры оказались просто потерянными, и новые поколения российских граждан воспитываются в идеологическом вакууме, который немедленно заполняется далеко не лучшими идеями и образцами западной культуры. Без всякого преувеличения можно сказать,что недостаточный уровень сформированности у юных россиян интереса к этнокультуре снижает нравственный потенциал подрастающего поколения и лишает российское общество перспектив поступательного развития. Осознавая эту истину, современные практики воспитания всё чаще обращаются к средоточию духовной жизни народа –наследию русской народной педагогики.Нельзя не согласиться с мнением С. А. Козловой: «В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять» [1].Е. Е. Белинская отмечает: «Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности пронизаныидеями нравственности и социальной активности» [2].Целью нравственного воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу. Содержание нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания.В современной отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматриваются, в той или иной мере, в контексте изучения следующих традиционных направлений:роль знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей;возможности разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (А. Я. Ветохина и З. С. Дмитренко [3] и др.);значимость норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.Э. Куликовская [4] и др.).Особую актуальность приобретает проблема формирования интереса к этнокультуре именно в дошкольном детстве. Именно в этот период происходит становление «национального характера», прививается интерес и любовь к отечественной культуре, формируются представления детей о нравственных ценностях и идеалах.С учетом исключительной значимости этого процесса актуализируется вопрос о средствах, помогающих сделать его наиболее эффективным.Сейчас остро стоит вопрос о возрождении культуры, исторических корней нации в обществе. И начинать это необходимо уже в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу. Дошкольный возраст –это то время, когда закладываются основы знаний о своей Родине, ее истории и традициях, а также идет процесс воспитания нравственных чувств, чувства любви к родному краю, чувства уважения к старшим.Дети старшего дошкольного возраста проявляют устойчивый интерес и к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 5–7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта.Согласно наблюдениям Т. В. Черных, у детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются начала высоких нравственных чувств: патриотизма, интернационализма, гражданственности [5].Народная педагогическая тематика всегда актуальна, поскольку она обращена прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям испытанной духовной мудрости народной педагогики.Этнопедагогические аспекты народной культуры неоднократно становились предметом научного исследования. Так, например, идеи исключительной педагогической ценности традиционной народной культуры прослеживаются в научных исследованиях К. Аполлоновой, Е. С. Бабуновой, Г. И. Батуриной и Т. Ф. Кузиной, З.П.Васильцовой, Г. Н.Волковой и др. Надо отметить недостаточную разработанность методических рекомендаций по нравственному воспитанию с использованием этнокультурных традиций с учетом регионального компонента. Здесь необходимо указать таких авторов, как Е. С. Бабунова, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С.А.Козлова, О. Л. Князева и И. Д. Маханева, Н. В. Микляева и т. д.Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализируют проблемы изучения народной педагогики. Использование же национальнокультурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовнонравственного благополучия любой нации [6].Этнокультура неизменна в своих проявлениях (фольклор, декоративноприкладное искусство, обрядовость и т. д.), так как в ее основе лежит традиция, которая не подвержена никаким изменениям, происходящим в нашем обществе, и является устойчивой формой с устоявшимися ценностями, народной мудростью.Этнокультурное воспитание дошкольников определено Е. С. Бабуновой как целенаправленный процесс приобщения детей к народной художественной культуре, содействующей усвоению традиций, обычаев, основ нравственности, развитию лучших черт ребенка, его творческого потенциала; обеспечивающий положительный и устойчивый эмоциональный фон развития [7].Этнокультурное воспитание –это деятельность, направленная наповышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности черезусвоениеценностных ориентаций своего народа и обеспечивающая успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры.Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовнонравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитанияс целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.Выделим ряд значимых положений:смыслообразующими компонентами этнокультурного содержания являются основные компоненты этноса;в образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения;важна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе;необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания;важно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у дошкольников; этнокультурное воспитание строится с учетом цикличности народного календаря; в процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).Авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева указывают, что этнокультурная осведомлённость –это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия [8].Этнокультурная традиция имеет огромное воспитательное значение в условиях ДОУ, так как знакомит дошкольников с истоками русской народной культуры. Это обусловлено тем обстоятельством, что во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.В соответствии с теоретическими основами нравственного воспитания старших дошкольников с учетом этнокультурных традиций и регионального компонента нами была проведена опытноэкспериментальная работа на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.Белгородчина по праву считается жемчужиной Черноземья [9]. Богатство и самобытность музыкального и обрядового фольклора, декоративноприкладного искусстваи народных промыслов обусловлены органичным слиянием национальных культур русского и украинского народов. Изучение традиций и культуры народа помогает глубже проникнуть в ментальность нации, постичь ее дух, воспитать подрастающее поколение в духе патриотизма и нравственности [10].В МБДОУ № 15 огромное внимание уделяется работе с семьей, семейным и народным ценностям и традициям. Одной из важнейших задач МБДОУ является воспитание у детей, с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье.Таким образом, в детском саду созданы благоприятные условия для эффективного обеспечения воспитательнообразовательного процесса и оздоровления дошкольников.Свою работу мы строили на предположении о том, что процесс нравственноговоспитания детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при соблюдении следующих педагогических условий:создание в ДОУ развивающей среды, способствующей нравственному воспитанию;включение в воспитательнообразовательный процесс комплекса занятий, свободной деятельности, игры с привлечением средств этнокультурных традиций;построение воспитательнообразовательного процесса с учетом регионального этнокультурного подхода;осуществление воспитания в тесном взаимодействии с родителями и педагогами.В ходе опытноэкспериментальной работы мы ставили перед собой следующие задачи:1)выявить уровни сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе;2)провести опытноэкспериментальную работу по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций (с учетом регионального компонента) и выявить ее результативность.В результате предварительной диагностики (методика А. Я.Ветохиной, З.С.Дмитренко) по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детство» раздела «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания» образовательной области «Социализация» были выявлены следующие общие показатели по уровням сформированности патриотических чувств в группе (по трем показателям):1)положительное эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города;2)личностное развитие, произвольность;3)социальное поведение, коммуникативность.Для достижения поставленной цели определены следующие дополнительные задачи:создание культурнообразовательной среды в группе;повышение компетентности родителей в решении задач, связанных с нравственным воспитанием;объединение усилий семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам формирования у старших дошкольников нравственных качеств;способствование общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;воспитание нравственных качеств: гуманизма, отзывчивости, доброты, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края, страны.Комплексное взаимодействие всех субъектов деятельности, направленное на формирование нравственных чувств дошкольника, осуществляется на условиях:гуманизации отношений;равноправного сотрудничества;деятельностного подхода со стороны всех участников образовательного процесса.При этом сотрудничество строится на основе педагогических принципов:принцип взаимосотрудничества –способ организации совместной деятельности, направленный на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства;принцип гуманизации –установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений, направленных на сохранение социальноэмоционального здоровья ребёнка;принцип деятельного подхода –упор делается на объединении всех программ в одно предметное поле, развивающую среду;культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования. Именно единство ценностей составляет психологическое ядро ощущений собственной принадлежности к какомуто народу, государству;принцип индивидуальнодифференцированного подхода –ориентирован на каждого ребёнка, где ему создают условия для реализации индивидуальных качеств и способностей.Работа по нравственному воспитанию велась по следующим направлениям:развитие поискового поведения у старших дошкольников;формирование знаниевого компонента;воспитание нравственных качеств.В ходе реализации любого проекта перед педагогом стояла задача связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом вовлекая его в социально значимую деятельность.Для этого нами был разработан перспективный план, состоящий из следующих блоков:«Мой детский сад».«Моя малая родина».«Моя семья».Каждый блок включает различные виды НОД и других форм организации и методов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, групповые. В содержание проектов были включены разнообразные мероприятия с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры.Наилучшего результата в работе мы достигли, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы.Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Посредством дидактических игр с элементами национальных игр, сказок, песен, рассказов можно решить сразу несколько задач. С одной стороны, дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой –позволяют детям приобщиться к русской национальной культуре.В учебнике «Белгородоведение» под редакцией В. А. Шаповалова указано, что, передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств [11]. И сегодняочень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту можно считать формирование нравственного отношения к своей семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям, считает В. А. Шаповалов, являются очень актуальными вопросами современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам [12].Таким образом, используя исторические сведения о Белгородском крае, образцы фольклора и декоративноприкладного искусства южнорусского региона, приобщая старших дошкольников к изучению своего исторического прошлого на примере составления собственной родословной, удалось повысить уровень сформированности нравственных качеств у детей, приобщитьих к истории русского народа, воспитать гордость за свою большую и малую родину.

Ссылки на источники1.Козлова С. А., Куликова Т. И. Дошкольная педагогика. –М.: Академия, 2006. –416 с.

2.Белинская Е. П. Исследования личности: традиции и перспективы // Социальная психология в изменяющемся мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. –М., 2002. –168 c.3.Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. Нравственнопатриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: метод. пособие для педагогов. –СПб.: ДетствоПресс, 2011. –192 с.4.Куликовская И. Э. Духовнонравственное воспитание ребенка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. –2010. –№ 2. –С. 92–106.5.Черных Т. В. Роль этических переживаний старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. –2010.–№ 2. –С. 22–29.6.СахитоваР. А. Воспитание иобучение натрадициях народной педагогики: учеб. пособие. –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. –144с.7.Бабунова Е. С. Современные подходы кэтнокультурному образованию детей дошкольного возраста // Вестник МаГУ: период. науч. журнал. –Магнитогорск: МаГУ, 2005. –Вып. 7. –С. 280–284.8.Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб.: ДетствоПресс, 1998. –115 с.9.Белгородоведение: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. В. А. Шаповалова. –Белгород: Издво БелГУ, 2002. –410 с.10.Белгородская энциклопедия / гл. ред. В. В. Овчинников. –Белгород: Обл.типография, 2000. –464с.11.Белгородоведение: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. В. А. Шаповалова. 12.Там же.

Lily Uvarova,student of the correspondence Department the faculty of preschool, primary and special education “Belgorod state National research University” (Belgorod state University), BelgorodCherkesovaM@mail.ruMoral education of preschool children with ethnocultural traditions Abstract.The problem of upbringing interest in ethnic culture is relevantnoah, as there are formed insufficient level of “nationalization” podrasmelting generation.Key words: preschool education preschool pedagogy, moral defilementing education, ethnopedagogics, ethnocultural traditions.

References1.Kozlova, S.A. and Kulikova, T.I. (2006) Doshkol'naja pedagogika, Akademija, Moscow, 416 p. (in Russian).2.Belinskaja, E.P. (2002) “Issledovanija lichnosti: tradicii i perspektivy”, inAndreeva, G.M. and Doncov, A.I. (eds.) Social'naja psihologija v izmenjajushhemsja mire,Moscow, 168 p. (in Russian).3.Vetohina, A.Ja. and Dmitrenko, Z.S. (2011) Nravstvennopatrioticheskoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta. Planirovanie i konspekty zanjatij:metod. posobie dlja pedagogov, DetstvoPress, SaintPetersburg,192 p. (in Russian).4.Kulikovskaja, I.Je. (2010) “Duhovnonravstvennoe vospitanie rebenka”, Jekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regionov, № 2, pp. 92–106 (in Russian).5.Chernyh, T.V. (2010) “Rol' jeticheskih perezhivanij starshego doshkol'nika v processe nravstvennogo vospitanija”, Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika, № 2, pp. 22–29 (in Russian).6.Sahitova, R.A. (2005) Vospitanie i obuchenie na tradicijah narodnoj pedagogiki: ucheb. posobie, MPSI, Moscow, MODJeK, Voronezh, 144 p. (in Russian).7.Babunova, E.S. (2005) “Sovremennye podhody k jetnokul'turnomu obrazovaniju detej doshkol'nogo vozrasta”, Vestnik MaGU: period. nauch. Zhurnal, MaGU, Magnitogorsk, vyp. 7, pp. 280–284 (in Russian).8.Knjazeva, O. L. and Mahaneva, M.D. (1998) Priobshhenie detej k istokam russkoj narodnoj kul'tury, DetstvoPress, SaintPetersburg, 115 p.(in Russian).9.Shapovalov, V.A. (2002) Belgorodovedenie:ucheb. dlja obshheobrazovat. Uchrezhdenij, Izdvo BelGU, Belgorod, 410 p. (in Russian).10.Ovchinnikov, V.V. (2000) Belgorodskaja jenciklopedija, Obl. Tipografija, Belgorod, 464 p. (in Russian).11.Shapovalov, V.A. (2002) Belgorodovedenie:ucheb. dlja obshheobrazovat. Uchrezhdenij, Izdvo BelGU, Belgorod, 410 p. (in Russian).12.Shapovalov, V.A. (2002) Belgorodovedenie:ucheb. dlja obshheobrazovat. Uchrezhdenij, Izdvo BelGU, Belgorod, 410 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утемовым В. В., кандидатомпедагогических наук