Открытое занятие как форма профессиональной деятельности, повышения квалификации и аттестации педагога

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исенко С. П. Открытое занятие как форма профессиональной деятельности, повышения квалификации и аттестации педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14089.htm.
Аннотация. В статье предлагается научно обоснованная система подготовки, проведения и дифференцированной оценки качества открытого занятия в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования детей; начального профессионального образования; социальной защиты несовершеннолетних. Реализация данной системы нацелена на повышение качества образовательного процесса и совершенствование систем повышения квалификации и аттестации педагогов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Исенко Светлана Петровна,доктор культурологии, доцент, г. Москваisenkos@mail.ru

Открытое занятие как форма профессиональной деятельности, повышения квалификации и аттестации педагога

Аннотация.В статье предлагается научнообоснованная система подготовки, проведения и дифференцированной оценки качества открытого занятия в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования детей; начального профессионального образования; социальной защиты несовершеннолетних. Реализация данной системы нацелена на повышение качества образовательного процесса и совершенствование систем повышения квалификации и аттестации педагогов.Ключевые слова:открытое занятие, регламент проведения открытого занятия, конспект открытого занятия, система дифференцированной оценки качества открытого занятия, повышение квалификации педагога, аттестация педагога.Раздел: (1)педагогика; история педагогикии образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Постоянное увеличение скорости прироста психологопедагогического знания и изменениесоциальных условий жизнедеятельности обусловливают актуальность повышения качества образования и, в частности, совершенствования методики подготовки, проведения и оценки качества открытого занятия. Являясь формой профессиональной деятельности педагога (учителя, классного руководителя, педагогапсихолога, педагога дополнительного образования детей, социального педагога, воспитателя дошкольного образовательного учреждения, педагога начального профессионального образования, воспитателя учреждений социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних и др.), открытое занятия проводится в целях активизации его профессиональной рефлексии, обмена педагогическим опытом и повышения квалификации, адекватной экспертной оценки и аттестации специалистов, повышения качества педагогического процесса и обеспечения гарантий полноценного развития ребенка, защитыего от некомпетентных взрослых.Предпринятые автором панорамный обзор, анализ, обобщение и систематизация методических подходов к решению проблемы подготовки, проведения и оценки качества открытого занятия, сложившихся в системах дошкольного, общего, дополнительного образования детей, начального профессионального образования, соцзащиты несовершеннолетних, а также в соответствующих системах повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров, позволили выявить наличие в них общих психологопедагогических основ. Они были использованы и в определенной мере обогащены при разработке примерного регламента проведения открытого занятия, структуры открытого занятия и системы дифференцированной оценки (самооценки) его качества. В существенной мереэтому способствовало также осмысление и обобщение автором многолетнего опыта собственной научной, методической, педагогической, экспертной работы в различных учреждениях всех вышеперечисленных систем образования и воспитания детей, социальной защиты несовершеннолетних, а также в институтах повышения квалификации, в системе аттестации педагогических и руководящих кадров.По замыслу автора статьи, изложенные в ней таблицы, содержащие систему критериев качества различных аспектов открытого занятия,прежде всегодолжны служить педагогу в качестве ориентиров при планировании и методической разработке данного ответственного мероприятия. Естественно, что некоторые критерии из системы оценки можно исключить, а какието –добавить, учитывая личностные и профессиональныеособенности педагога, тип учреждения, в котором он работает, предметнотематическоесодержание и продолжительность занятия, возрастные и личностные качества детей и т. п. факторы. (По мнению автора, такого рода изменения могут коснуться преимущественно критериев, представленных ниже в табл.2).1.Примерный регламент проведения открытого занятия1.1. Открытое занятие проходит в соответствии с планом методической работы учреждения. Нельзя проводить несколько открытых занятий в одной группе в один день, а также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц, что обусловлено большой психологической нагрузкой, которую в результате испытывают дети и педагог. Проводятся открытые занятия в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, без «репетиции», не нарушая календарнотематических планов программ, реализуемых педагогоми его учреждением, а также действующих требований к организации образовательного процесса. Накануне открытого занятия рекомендуется сообщить детям и их родителям о предстоящем событии, чтобы подготовить детей к присутствию на нем посторонних людей.1.2. Вцелях распространения инновационного педагогического опыта на сайте образовательного учреждения необходимо не позднее чем за две неделисделать объявление о предстоящем открытом занятии с указанием его темы, даты, Ф.И.О. проводящего его специалиста, группы (класса) учащихся, уровня планируемого мероприятия (окружного, городского, регионального и проч.) и пригласить желающих специалистов принять участие в его просмотре и обсуждении в режиме онлайн. Если проведенное открытое занятие может быть расценено как инновационный продукт или промежуточный инновационный продукт, который может быть эффективно использован в педагогической практике других специалистов и учреждений, то желательно разместить его видеозапись на сайте учреждения.1.3. На открытое занятие внутриучрежденческого уровня должны быть за две недели приглашеныпредставители администрации учреждения, его методисты и педагогические сотрудники. Если открытое занятие проводится в рамках аттестации специалиста, следует до даты проведения открытого занятия пригласить эксперта из учреждения, осуществляющего аттестацию соответствующего типа работников, председателя и членов аттестационной комиссии учреждения, в котором работает аттестуемый,либо обеспечить качественную видеозапись мероприятия, которую эксперты смогут просмотреть в удобное для них время.Чтобы присутствие посторонних людей в помещении меньше создавало неудобств и для педагога, и для детей, необходимо ограничить число приглашенных и подготовить для них рабочие места, которые обычно располагаются за спинами детей.Для использованияоткрытого занятия в качестве активной формы повышения квалификации всех присутствующих на нем специалистов, для оптимизации процесса экспертизы и более адекватной оценки качества занятия и уровня профессиональной компетентности проводящего его специалистаперед началом данного мероприятия приглашенным должны быть розданы экземпляры самостоятельно подготовленного им конспекта предстоящего занятия, соответствующей технологической карты, образцов дидактических материалов (дидактических игр, раздаточных материалов, образцов и т. д.). Также можно раздать приглашенным таблицы примерной дифференцированной оценки качества данного мероприятия. Заранее следует ярко выделить в тексте таблиц и во вступительном словепедагога перед занятием обратить внимание приглашенных на исключенные и добавленные критерии оценки и показатели качества, а также указать их порядковые номера в соответствующих таблицах. Очевидно, что в таком случаепедагогу, проводящему открытоезанятие, необходимо заранее подготовиться к тому, чтобы обоснованно объяснить после проведения занятия причины данных изменений.1.4. Во вступительном слове(примерно в течение 10–15 минут до входа детей в аудиторию и начала занятия) педагог должен сообщить собравшимся коллегам следующую информацию: сведения о себе: Ф. И. О., должность, образование и квалификация по диплому, стаж работы в занимаемой должности, имеющийсяу него квалификационный разряд/квалификационная категория, а также, если открытое занятие проводится в рамках переаттестации, указать,на какой разряд/квалификационную категорию он претендует в поданном им заявлении в аттестационную комиссию;сведения об учащихся(воспитанниках):количественный и половозрастной состав класса (группы), возрастные особенности детей,уровень их обученности и воспитанности и проч.,чтобыло учтено(указать,каким образом) при разработке содержания занятия и методики его проведения;тип занятия, его продолжительность, тема, цель и задачизанятия (желательно в терминах компетентностного подхода), основные термины и понятия; межпредметные связи; используемые средства, методы, приемы и новые психологопедагогические технологии.1.5. После вступительного слова педагога дети заходят в аудиторию и с ними проводится открытое занятие, после которого они покидают аудиторию.1.6. После ухода детей заслушивается самоанализпроводившего его специалиста, который должен содержать комментарии о дидактической значимости всех этапов занятия и использованных психологопедагогических и профессиональнокоммуникативных технологий, учебного оборудования и современных средств обучения, об их соотнесенности с уровнями обученности и воспитанности детей, с целью и задачами занятия, делается вывод о степени достижения запланированных результатов.1.7. После самоанализа педагога эксперты (и приглашенные руководители и специалисты) завершают оформление экспертных листов, в которых они в ходе занятия могли фиксировать свои наблюдения и оценки, и задают педагогу вопросы по существу дела (см. п. 4. Примерные вопросы проводившему занятие специалисту). По результатам ответов экспертами делается вывод об адекватности самооценки работника в аспекте качества проведенного занятия (адекватная, заниженная или завышенная); высказывают собственные обоснованные заключения о качестве подготовки и проведения открытого занятия, об уровне его инновационности; консультируются с выступавшим педагогом по поводу представленных им инноваций, дают соответствующие рекомендации.1.8. После коллегиального обсуждения открытого занятия проводивший его педагог благодарит всех за внимание, высказанные замечания и рекомендации; объясняет,каким образом опыт этого занятия будет учтен в его дальнейшей работе. 1.9. Копия конспекта, таблицы дифференцированной оценки качества открытого занятия, заполненные присутствовавшими на мероприятии специалистами, экспертами аттестационной комиссии, а также фотографии, видеозапись открытого занятия, экземпляр соответствующего учебнометодического комплекса должны храниться в методическом кабинете учреждения.2.Примерная структура конспекта открытого занятия2.1. Пояснительная записка, в которой указываются: тема, цель, задачи занятия, сферы деятельности (личная, общественная, профессиональная) и ситуации применения способов действий, которыми должен овладеть ребенок в результате решения задач занятия; актуальность и адекватность условий его проведения возрасту и санитарногигиеническим требованиям, включая специальную обстановку помещения, инструменты, технические средства и демонстрационные материалы, привлеченные для усиления психологопедагогического воздействия, и их размещение (на полу, столах, стенах или/и стендах); места и способы расположения участников занятия. Необходимо раскрыть связи открытого занятия с содержанием предыдущих и последующих разделов реализуемой педагогом программы, общеобразовательными предметами, программами внеурочной работы, дополнительного образования детей, другими сферами жизненного опыта детей. Можно указать и специально проведенную предварительную работу (например, проведение с детьми экскурсии, объяснительного чтения какойлибо книги, просмотра кинофильма соответствующей тематики и т.п.).В пояснительной записке следует также перечислить современные образовательные технологии, которые должны использоваться при проведении открытого занятия, а также определить и обосновать формы контроля и оценки результатов деятельности.2.2. Ход занятия 2.2.1. Вводная часть–своеобразное эмоциональномотивирующее обращение педагога к детям (призыв, рассказ истории, исполнение песни и стихотворения или др.), которое призвано снять возбуждение одних детей и сонливость других, помочь сосредоточиться и вызвать интерес к происходящему, выявить для каждого личностный смысл предстоящей деятельности и ее ожидаемых результатов, объяснить, почему на занятии будут использованы определенные формы и технологии деятельности, какие они имеют преимущества. 2.2.2.Процессуальная часть включает постановку познавательнойзадачи, усвоение новых знаний и способов действий, рефлексивнооценочную деятельность детей, которые должны проходить при положительно окрашенном эмоциональном состоянии ребенка и способствовать осознанию им не только ближайшей, но и средней и отдаленной перспективы своего личностного развития. Оценка проведенного занятия детьми может быть дана устно или представлена, например, в виде письменного отзыва или графического изображения на большом листе бумаги, специально прикрепленном на мольберте у выхода из аудитории. 2.2.3.Заключительная часть–подведение итогов, придающееопределенную завершенность занятию и вызывающееу участников чувство удовлетворения от причастности к случившемуся. Средствами достижения здесь могут быть: детализация и поощрение достижений, фактов активности, инициативности, самостоятельности детей (например, в выборе ими аспекта рассмотрения темы, в формулировке вопроса или вывода и т.п.); сопоставление прежних результатов индивидуальной и групповой работы детей с настоящими, причем с позиции завтрашних перспектив, а также выражение (речевыми и/или неречевыми средствами, в т. ч., например, с помощью сувениров) признательности и благодарности всем участникам события. Здесь же желателен привлекательный педагогический анонс следующего занятия.2.3.Завершается текст конспекта списком литературы иинтернетисточников.Примерная система дифференцированной оценки качества основных аспектов открытого занятия

После проведения открытого занятия и рефлексивного послесловия проводившего его педагога присутствовавшие на занятии эксперты и другие приглашенные специалисты могут воспользоваться примерной системой дифференцированной оценки предметносодержательных аспектов открытого занятия, изложенной ниже в виде двух таблиц. Количество включенныхв эти таблицы критериев оценки может быть изменено педагогом при подготовке занятия.Дифференцированная оценка качества открытого занятия может осуществляться, например, следующим образом. Сначала вычисляется максимально возможная сумма балловпосредством умножения высшей оценки по каждому критерию (в предлагаемом нами варианте она равна 2 баллам) на количество использованных по данному аспекту занятия критериев. Если сумма полученных баллов меньше 1/3 части максимально возможной оценки, то этосвидетельствует о низком качествесоответствующих аспектов занятия; если сумма полученных баллов составляет более 2/3 максимально возможной оценки, то это служит показателем высокого качестваданного аспекта занятия; если количество полученных баллов более 1/3 и менее 2/3 максимально возможного количества,это означает, что продемонстрировано среднее качестводанного аспекта проведенной работы. Посредством сложения сумм баллов из двух таблиц выводится итоговая оценка, которая таким же образом может быть отнесена к одному из трех уровней показателей качества открытого занятия.Таблица 1Система дифференцированной оценки качества предметносодержательных аспектов открытого занятия

Nп/пКритерии оценкиКолвобаллов1Соответствие темы, цели и задач занятия конкретной программе образовательной или коррекционноразвивающей деятельности. Наличие связи занятия с содержанием предшествующих и последующих занятий по соответствующей программе

2Связь результатов занятия с жизненным опытом детей, с решениемновых нестандартных проблемных ситуаций в определенной сфере жизнедеятельности (личной, социальной и профессиональной) в настоящем, ближайшем и отдаленном будущем

3Соответствие содержаниядеятельности заявленным целями ожидаемым результатам занятия

4Смысловое единство и целостность содержания занятия

5Соответствие сложности и объемапредусмотренного планомконспектом материала уровню подготовки детей

6Вариативность любого предусмотренного планомконспектом задания, обеспечивающая каждому ребенку возможность выбора

7Связи занятия с изучаемыми ребенком общеобразовательными предметами и/или предметами дополнительного образования

8Соответствие конспекта содержанию занятия

ВСЕГО:





Таблица 2Дифференцированная оценка качества реализации психологопедагогических и профессиональнокоммуникативных аспектов занятия

Nп/пКритерии оценкиКолво баллов

1Соответствие внешнего облика, костюма и манер педагога специфике профессиональной деятельности (первый шаг к завоеваниюдоверия и уважения детей)[1]

2Демонстрацияпедагогом(речевыми и неречевыми средствами) общения открытости,уверенности в себе, чувства собственного достоинства, оптимистического настроя, принятия и уважения личности ребенка, интереса к немуи содержанию занятия, эмпатии (средства создания благоприятного психологического климата)[2]

3Соответствие продолжительности, обстановки (температуры воздуха, влажности, освещения аудитории), инструментов и оборудования, демонстрационных материалов возрасту детей и соответствующим санитарногигиеническим требованиям

4Ориентирование детей на соблюдение техники безопасности как условия сохранения жизни и здоровья человека, имеющих самоценное значение для личности, общества и государства

5

Использование художественного, музыкального, светового оформления помещения, необычных мизансцен (средства создания у детейэмоциональноположительного настроя, формирования эстетического опыта и вкуса)

6Выработка и следование особым ритуалам, напримерприветствия, прощания, взаимной благодарностив конце занятия (с помощью речевых, и, что особенно интересно, неречевых средств общения), имеющих для данной группыдетей символический смысл, способствующих сплочению коллектива, стремлению его членов активно общаться не только на занятиях, но и после них

7Оптимальность и творческий подход в мотивации детей к овладению предусмотренным планом занятия набором способов деятельности как в типичных ситуациях,так и в новых, неопределенных, проблемных ситуациях,которые необходимо решать детям в настоящее время, ближайшем и/или отдаленном будущем в личной, общественной и/или профессиональной деятельности

8Мотивация детей к ведению здорового образа жизни, в частностик сохранению хорошей осанки, физической активности; включение в содержание занятия физкультминуток, смены рабочих мест и создание условий для перемещения детей в пространстве аудитории при выполнении разных поручений или заданий

9Социальная адаптациядетей посредством организации образования в сотрудничестве (способы командной и групповой работы), стимуляции социальных контактов со сверстниками, развития навыков коллективной работы, уверенного и вежливого поведения, поддержания общего ритма жизни и делового характера отношений, умений объяснять, слушать и понимать собеседника, совместно искать решение проблем, учитывать мнение других и помогать им

10Созданиеситуаций успехадля каждого ребенка и группы (класса):использованиеприемов снятия страха;авансированноеоглашениеиндивидуальных достоинств и достижений ребенка; педагогическоевнушениеуверенности в себе; уточнениеответа; детализацияи поощрениелюбого достижения, факта активности, инициативности, самостоятельности; возложениеполномочий; аргументированноепоощрениеи сопоставлениепрежних результатов деятельности с настоящими, с позиции завтрашних перспектив (средство мотивации к познанию и творчеству, повышения самооценки, уверенности в себе, социального статуса в группе, настроения, оптимизма, осмысления зоны ближайшего развития)

11Удовлетворениеповышенной потребности детей в смехе

12Копирование (отзеркаливание) позитивных личностных сигналов ребенка (средство создания доверительных доброжелательных отношений)

13Соответствие педагогического общения по стилю, тону, темпу, ритму, средствам, времении пространству его организации личностным особенностям и состоянию ребенка в конкретный момент общения (средства оптимизации педагогического общения и взаимодействия с ребенком, повышения эффективности педагогического процесса)

Nп/пКритерии оценкиКолво баллов14Осуществление психологической подстройки к личности ребенка посредством общения в предпочтительной для него системе восприятия (употребления слов характерной для него модальности, т. е. тех, которыми он оперирует)

15Предоставление ребенку возможности выбрать и реализовать наиболее удобный для него способа восприятия осваиваемого материала (визуальный, вербальный, тактильный, предметнодейственный)

16Ситуативноеизменение психологической пристройки к ребенку (сверху, снизу, наравне)

17Использование тематическиориентированных дидактических игр

18Использование в качестве участниковзанятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста кукол,пальчиковых, перчаточных и/ или других игрушек

19Использование сюрпризных моментов, сувениров

20Культура речи педагога (обращенность;правильность; точность; ясность; логичность;простота; богатствоязыковых средств; сжатость; чистота; живость; благозвучие; владение педагогическим диалогоми полилогом: разнообразиеформ установления и поддержания контакта, речевых обращений; точность и ясность формулировки вопроса; умение слушать и получать обратную связь)

21Уместность и смысловое соответствие средств педагогического общения и воздействия (условие взаимопониманияи ощущения надежности взаимоотношений с педагогом)

22Соблюдение регламента занятия

23Скорость педагогических реакций

24Эмоциональная экспрессивность педагога

25Самообладание и степень свободы поведения педагога в незапланированных коммуникативных ситуациях

26Справедливость как обеспечение каждого ребенка помощью, в которой он нуждается для полноценного духовного развития

27Оптимальность соотношения свободы и дисциплины на занятии

30Использование приема отвлекающей демонстрации добродушного отношения к ребенку, возрастающей прямо пропорционально его беспокоящей деятельности

31Целенаправленная ценностная ориентация детей на освоение и репродуцированиедуховных ценностей и лучших традиций национальной культуры как культурных кодов, сохраняющих историческую память нации, формирующих отличительные чертыее представителей и определяющихих жизнеспособность

32Проблематизация материала занятия посредством фиксацииконкретной задачи и организации деятельности детей по нахождению, переработке и использованию необходимой для ее решения информации (технология проблемного обучения; технология обучения в глобальном информационном сообществе, когнитивная технология обучения; технология развития «критического мышления», технология проектного обучения, технология «дебаты» и др.)

33Обеспечение междисциплинарных связей посредством информационнопоисковых и творческих заданий (средство обучения интеграции знаний и умений, полученных при изучении различных предметов, способам собирания, анализа и классификации информации)

34Целенаправленное развитие чувствительности, наблюдательности, внимания, зрительной, слуховой, тактильной, моторной, образной и другихвидов памяти, эмоций и эстетических чувств посредством получения опытаразнообразных ощущений, различения слабо различающихся раздражителей, усвоения сенсорных эталонов,расширения активного словаря ощущений и их оттенков, упорядочивания хаотичных представлений, полученных при чувственном взаимодействии с внешним миром

35Формирование эмоциональноинтеллектуальной компетентности детей посредством обогащения их активного словаря эмоций и чувств,формирования опыта внимательного восприятия и адекватного понимания эмоциональных состояний своих собственных и окружающих людей, развития самообладания и формирования навыков психогигиены эмоций [3]

36Увеличениесамостоятельности ребенка посредством:

–возложения полномочий;

–удовлетворенияпотребности ребенка в том, чтобы ему не помогали без нужды;

Nп/пКритерии оценкиКолво баллов–создания ситуаций выбора;–обеспеченияусловий длясвободного проявления личностной позиции и самоактуализациив процессах проблемноориентированной деятельности (рефлексивной, коммуникативной, репродуктивной, творческой, художественной, проектной, исследовательской, игровой и оценочнойи др.), требующей активных усилий и действий ребенка

37Развитие творческих способностей посредством: включения фантазий детей в решение конкретных практических проблем,ситуаций незавершенности; ситуаций выбора; разрешения и даже поощрения множества вопросов; стимулирования независимости и самостоятельных исследований, разработок, изобретений, проектов, «портфолио»;активизации билингвистического опыта; проявления позитивного внимания к мнению ребенка и др.

38Формирование опыта эстетическоговосприятия жизни, эстетического вкуса и привычки оценивать все явления и события жизни на основе принципа единства этического и эстетического

39Регулярность осуществления рефлексии деятельности, достижений и недоработок учащихся с целью корректировки образовательного процесса.Адекватность выбора форм, средств и методов контроля

40Комплексность организации педагогических воздействий (реализация в совокупном единстве всех его функций)

41Качество и новизна используемого учебнометодического обеспечения занятия

42Соответствие средств, приемов, методов организации образовательной деятельноститеме, цели и ожидаемым результатам

43Достижение запланированных результатов

ВСЕГО:

4. Примерные вопросы проводившему открытое занятие педагогу1.Почему Вы избрали для открытого занятия именно эту тему?2.На какой психологопедагогический эффект была ориентирована методика начала и/или окончания занятий? 3.На какие центры интереса Вы опирались, выстраивая свои указания детям?4.Какими приемами целенаправленно осуществлялась эмоциональномотивационная подпитка детей в процессе занятия? 5.Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности детей?6.Формированию каких моральных норм, добродетелей и высоких чувств детей Вы уделяли внимание на занятии? 7.Перечислите целенаправленно формировавшиеся на занятии способы творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение детьми новыхзнаний и способов деятельности.8.Какие ценностные отношения и оценочные суждения были выработаны у детей на данном занятии?9.Какими методами и приемами формировалась коммуникативная компетентность детей?10.Какие новые данные и способы деятельности были освоены детьми на занятии и каково их значение для дальнейшего развития (в ближайшей и отдаленной перспективе)?11.Какие аспекты открытого занятия можно назвать авторскими и почему? Как вы оцениваете уровень их инновационности (внутриучрежденческий, окружной, региональный, городской или др.)?Ссылки на источники1.ИсенкоС.П. Профессиональный имидж и коммуникативная культура педагога: терминологический словарь. (152 с.): Рыбадиск 2011 из серии «Методическая поддержка заместителя директора школы». –Вып. 3–4. –2010.(Приложение к журналу «Справочник заместителя директора школы»).

2.Там же.3.Исенко С.П. Духовнонравственное воспитание учащихся в системе образования: программа, методические требования и терминологический словарь по курсу повышения квалификации работников образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей // Основы нравственноэстетической и коммуникативной культур в содержании дополнительного образования и воспитания детей: сб. науч.метод. и учеб. материалов для образоват.учреждений, реализующих программы доп. образования детей / авт.сост. и науч. ред. С.П. Исенко. –М.: Спутник+, 2011.–С. 10–108.

SvetlanaIsenko,doctorofculturology, docent, Moscowisenkos@mail.ruOpenstudyasaformofprofessional of work, development and certification of the pedagogueAbstract.In article the scientific system of preparation, carrying out and the differentiated assessment of quality of open study in establishments of preschool, general and additional education of children, primary professional education, social protection of minors is offered. Realization of this system is aimed at improvement of quality of pedagogical process, at improvement of systems of professional development and certification of pedagogue.Keywords:open lesson, rules for carrying out of open lessons, outline of an open classroom, the system of differentiated assessment of the quality of open lessons, raising the qualification of a pedagogue, teacher certification.References

1.Isenko, S. P. (2010) “Professional'nyjimidzhikommunikativnajakul'turapedagoga: terminologicheskijslovar'”, inRybadisk2011 izserii“Metodicheskajapodderzhkazamestiteljadirektorashkoly”,Vyp. 3–4 (Prilozheniekzhurnalu“Spravochnikzamestiteljadirektorashkoly”) (in Russian).2.Isenko, S. P. (2010) “Professional'nyjimidzhikommunikativnajakul'turapedagoga: terminologicheskijslovar'”, inRybadisk2011 izserii“Metodicheskajapodderzhkazamestiteljadirektorashkoly”,Vyp. 3–4 (Prilozheniekzhurnalu“Spravochnikzamestiteljadirektorashkoly”) (in Russian).3.Isenko,S. P. (2011) “Duhovnonravstvennoe vospitanie uchashhihsja v sisteme obrazovanija: programma, metodicheskie trebovanija i terminologicheskij slovar' po kursu povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovatel'nyh uchrezhdenij, realizujushhih programmy dopolnitel'nogo obrazovanija detej”, inIsenko,S. P. (ed.) Osnovy nravstvennojesteticheskoj i kommunikativnoj kul'tur v soderzhanii dopolnitel'nogo obrazovanija i vospitanija detej:sb. nauch.metod. i ucheb. materialov dlja obrazovat. uchrezhdenij, realizujushhih programmy dop. obrazovanija detej, Sputnik+, Moscow,pp. 10–108.

Рекомендованок публикации:Зиновкиной М.М., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»