Анализ влияния миссии организации на мотивацию ее сотрудников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Синяева Л. П., Яшина Е. З. Анализ влияния миссии организации на мотивацию ее сотрудников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14093.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы мотивации персонала фирмы за счет инструмента корпоративных ценностей. Проблема мотивации и мотивированности работников рассмотрена с двух позиций: со стороны администрации – создателя текста миссии – и со стороны персонала фирмы, который должен реализовать идеи миссии в своей работе. Обоснованы инструментарий и технология исследования. Проведен семантический анализ текста документа, изучены потребности и ценности персонала, осуществлено сравнение, сопоставление декларируемых идей и реальных потребностей, ценностей персонала. Сделаны выводы по действенности миссии по масштабам текучести кадров.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Синяева Любовь Петровна,кандидат экономических наук, доцент кафедры социальных технологий и права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения», г.Самараlps09@mail.ru

Яшина Елена Закировна,директор Центра корпоративного развития ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самараpersonaz@list.ru

Анализ влияния миссии организации на мотивацию ее сотрудников

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы мотивации персонала фирмыза счет инструмента корпоративных ценностей. Проблема мотивации и мотивированности работников рассмотрена с двух позиций: состороны администрации –создателя текста миссии –и со стороны персонала фирмы, который должен реализовать идеи миссии в своей работе. Обоснованы инструментарий и технология исследования.Проведен семантический анализ текста документа, изучены потребностии ценности персонала, осуществленосравнение, сопоставление декларируемых идей и реальных потребностей, ценностей персонала. Сделаны выводы подейственности миссии по масштабам текучести кадров.Ключевые слова: миссия, мотивация, корпоративный дух фирмы, ценности, потребности, сменяемость кадров, удовлетворенность, здоровый духобщефирменных ценностей, часть монолитного целеустремленного коллектива, идеологии, ценностей руководства и рядовых сотрудников.Раздел:(04) экономика.

Повышение эффективности деятельности персонала –одна из приоритетных задач, решаемых на каждом предприятии. Администрация постоянно изыскивает средства и методы для стимулирующего воздействия на кадры. Обычнов первую очередь рассматривают средства материального воздействия, зарплату, премии, поощрительные выплаты. Однако далеко не последнюю роль играют методы социальнопсихологического воздействия, в частности корпоративный дух фирмы, ее философия, миссия.Рассмотрению этой проблемы и посвящена даннаястатья.Целью работыявляется изучение влияния миссии организации на мотивацию деятельности ее работников, исследование условий, при которых объединяющая всех членов организации миссиявыступает как фактор мотивации. Задачи, которые решались для достижения цели,реализовались в комплексной методике оценки. Она состояла из 3хэтапов, каждый из которых имеет самостоятельную ценность:1)анализ основных положений (ценностей) миссии фирмы (контентанализ);2)анализ внутренних потребностей работников фирмы при помощи 2тестов:а)«Метод попарных сравнений»;б)«Морфологический тест жизненных ценностей»;3)оценкиорганизации труда и производства на предприятии как средыреализации положений миссии.Исследование, проведенное по указанным шагам,и последовавшее за ним сопоставление результатов, полученных по 3аспектам проблемы, позволилисформулировать направления организации работы по созданию реальной миссии не только конкретной фирмы, но и других фирм. Реальность и широта применения результатов исследования и составляют практическую значимость работы.Предмет изучения –мотивы деятельности людей, которые формируются под воздействием основных положений миссии организации.Объект исследования –сотрудники ООО«Легио». Фирма предлагает услуги в сфере розничной торговли товарами для молодежи. Девиз фирмы: «Через здоровую одежду к здоровому образу жизни».Всего в фирме 36 человек, из них 5 человек занимают руководящие должности. Для опроса было отобрано 16 работников, что составило 50% от общего числа сотрудников фирмы. Система управления ООО «Легио» линейнофункциональная.Исследованиеначалось с изучения социальнодемографическойхарактеристикисотрудников. Она выглядит следующим образом: Преобладающая категория персонала –женщины. Средний возраст составил 22,1 года. Среднее специальное образование имеют 43,7% коллектива.Фирма существует 4 года, а средний трудовой стаж сотрудников –1 год.Можно предположить наличие связи текучести кадров [1] с неудовлетворенностью работников различными сторонами организации труда в основной фирме и в филиалах. Конкретные ответы на эти вопросы были получены в ходе дальнейшего исследования.Объект исследования был выбран по нескольким причинам.1. Эта организация относится к разряду торговых фирм, реализующих товары не повседневного спроса, а товар, который нуждается в дополнительных усилиях при реализации, т.е. имеет своиособенности.2. Фирма ООО «Легио» сделала попытку создать собственную идеологию, сформулировать миссию, которая опубликована в журнале фирмы и является обязательной для прочтения сотрудниками. Эта миссия, на взгляд высшего руководства, должна объединять, нацеливать сотрудников на освоение общефирменных ценностей, давать возможность чувствовать себя частью монолитного целеустремленного коллектива, где каждый член этого коллектива на своем месте выполняет общее дело [2, 3]. 3. В условиях рыночной экономикименеджер по продажам является наиболее массовой профессией[4],и изученный опыт позволит обобщить и распространить его на другие фирмы. Выполнение работы началось с тщательного анализа содержаниямиссии, которое потом было сопоставлено с реальными ценностями, мотивами деятельности реальных работников фирмы.Результаты семантического анализа текста миссии выявили ее ключевые установки. Слова текста миссии агрессивны, напористы, больше характерны для военной лексики. Стиль изложения воинственен, похож на лозунги, скандирование. Значит, идеология ООО «Легио» направлена вовне, т.е. на изменение внешнего окружения. Исходя из приведенных в таблицепредикатов, можно предположить, что в фирме должны работать сотрудникипатриотичные, профессионалы, с лидерским потенциалом, мотивированные на успех в деятельности, имеющих бойцовский характер, т.е. умеющие применять достаточно жесткие методы работы.В действительностисменяемость кадров очень высока[5].Стаж работы сотрудников менее года. На протяжении данного исследования примерно 30% персонала покинули фирму, многие из оставшихсяпланируют свой уход[6].Надо отметить, что текст данной миссии отражает идеи, взгляды, ценности, мотивы деятельности администрациифирмы. Следующим шагом исследования был опрос работников фирмы для выяснения того,известен ли им текст миссии и согласны ли они с ее положениями. Распределение их ответов показало, что 94% персонала известно, что основными положениями миссии являются: 1. Формирование здорового образа жизни.2. Осознание коллектива как единого организма, как семьи. В то же время 56% сотрудников считают, что для успешной работы идеология фирмы, миссиязначения не имеет, а главным является качественное выполнение своих обязанностей каждым сотрудником. Иначе говоря, на первое место работники ставят не идеологические, а организационные проблемы. Подтверждением этого служит также то, что организацию своевременной поставки товаров (то есть главную функцию) сотрудники оценили низко –в 1,7 баллов из пяти возможных.Самую низкую оценкусотрудники магазина поставили выполнению таких функций,как «Своевременная поставка товара», «Опережающая поставка товара, формирующая вкус покупателя».На самом же делевыполнение именно этих функций обеспечивает достижение целей организации. Фирма занимается реализацией молодежной джинсовой одежды, Товар сезонный, реализуется в достаточно жесткой конкурентной среде. А действия администрации не обеспечивали выполненияосновной задачи фирмы –своевременно поставлять товар для продажи. На фоне этоговсе остальные призывы миссии организациивыглядели простой декларацией намерений.Следующийшаг–изучениесоответствия ценностей миссии ценностямрядовых сотрудников, которые осознаются ими как главные потребности. Изучение жизненных ценностей сотрудников фирмы дало следующую картину. Для 68,75%сотрудников важно стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов. Для этого они способны тщательно планировать свою жизнь, ставить конкретные цели и добиваться их. Для 62,5% важно стремление к самосовершенствованию. Они считают, что необходимо добиваться наиболее полной реализации своего потенциала [7].

Такой же процент сотрудников стремится к независимости от других (автономии) людей, старается сохранить своеобразие своей личности, своих взглядов и убеждений[8]. Для большинства сотрудников фирмы важны такие сферы жизни, как сфера общественной жизни, сферафизической активности, профессиональная сфера. Для рядовых сотрудников ООО «Легио» актуально стремление к самосовершенствованию, к наиболее полной реализации своих способностей. Испытуемые способны проявлять компетентность в делах[9],серьезно относитьсяк своим обязанностям. Также они мотивированы на достижение ощутимых результатов в своей деятельности.Просматривается тенденция к актуальности для участников опроса такой ценности, как высокое материальное положение [10].Таким образом, можно предположить, что часть ценностей сотрудников, таких как самосовершенствование, профессионализм, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, может совпадать с ценностями, заявленными в миссии, идеологии фирмы.На следующем этапе работы было проведено изучение внутренних желаний и степени удовлетворенностипотребностей сотрудников фирмы.Была оценена степень удовлетворенностипотребностей сотрудников фирмы при помощи метода попарных сравнений, в основу которого положена иерархическая мотивационная теория А. Маслоу. Обработка ответов и графическое изображение результатов исследования показали, что все пять групп потребностей находятся в зоне частичногоудовлетворения[11].Для основной массы сотрудников равно актуальны как материальныепотребности, так и потребностив признании. И удовлетворить их в этой организации они могут только через скорость реализации товара. Эти положения подтверждаются результатами теста МТЖЦ.Опираясь на данные исследования,можно выстроить иерархию наиболее важных внутренних желаний [12] (ранжированный ряд по убыванию):1.Повышать уровень мастерства и компетентности. 2.Развивать свои силы и способности.3.Обеспечить себе материальный комфорт.4.Заниматься делом, требующим полной отдачи.5.Стремиться к новому и неизведанному.6.Упрочить свое положение.7.Быть понятым другими.8.Обеспечить себе будущееСопоставив степень удовлетворенности потребностей и внутренних желаний сотрудников,можно сделать вывод, что факторами мотивации их деятельности [13] могут выступать хороший заработок, обеспечивающий материальный комфорт и будущее; возможность совершенствовать себя, быть включенным в систему принятия решений, быть членом команды.Для тогочтобы выполнить задачу сравнения основных положений миссии в реальных факторах мотивации сотрудников фирмы, был проведен семантический анализ текста миссии и ценностных ориентаций, потребностей сотрудников, изученныхпри опросе.И то и другое отражено в словах, фразах, определениях.Есть различие в смыслах, операциональных понятиях[14]. Здоровый образ жизни в миссии–это перегрузка, напряжение, закаливание. Здоровый образ жизни как ценность у сотрудников –красота, гармония, отдых от интеллектуального напряжения. «Совершенствование» в миссии означает физическое совершенствование, совершенствование тела; самообразование, вто время как в ценностях и желаниях сотрудниковэто повышение уровня профессиональной компетентности,мастерства, развитие способностей, самосовершенствование. Причина выявленных различий может заключаться в том, что миссия создавалась как идея самих учредителей организации. Процесс создания миссии не сопровождался изучением потребностей наемных работников, их ценностных ориентаций. Поэтому миссия существует сама по себе и отражает сознание учредителей фирмы.Такимобразом, по результатам сравнительного анализа можно сделать следующий вывод. С одной стороны,миссия данной фирмы лишь частично совпадает с потребностями и ценностями ее сотрудников, а с другой стороны, то, что совпадает, сотрудниками не воспринимается ине разделяется,так каксмысл,вложенный в совпавшие ценности и идеи,вкладывается различный. Следовательно, данная миссия не в полной мере выполняет свою мотивирующую функцию в силу ряда причин:она не создавалась как идея, единая для всех сотрудников;существует не органично, а искусственно;

идеология насаждается сверху, что вызывает сопротивление у рядовых сотрудников.Миссия тогда становится мотиватором, когда совпадают цели организации и цели человека, работающего в ней [15].Итак, предположение, что заявленные в миссии положения, цели, ценности и идеи не находят подкрепления в реальных делах руководителей фирмы,подтвердилось. Изучение теоретических аспектов проблемы показало, что миссия будет действенной тогда, когда коллектив объединяется под идеями миссии. Анализ организации работы сотрудников ООО «Легио» показал, что многие положения миссии являются просто декларациями, лозунгами. Изучение миссии данной фирмы, исследование проявления основных положений миссии в реальных факторах мотивации работников, анализ соответствия организации труда положениям, заявленным в миссии, свидетельствуют о разнонаправленности идеологии, ценностей руководства и рядовых сотрудников. Исследование, проведенное по указанным шагам [16],и последовавшее за ним сопоставление результатов, полученных по 3аспектам проблемы, позволилисформулировать направления организации работы по созданию реальной миссии не только данной конкретной фирмы, но и других фирм. Реальность и возможность применения результатов исследования в других организациях и составляют практическую значимость работы. Конкретные рекомендации позволят привести текст миссии в соответствие с потребностями сотрудников. Только это позволит корпоративному духу организации стать мотиватором эффективной деятельности ее сотрудников.

Сравнительный семантический анализ положений миссиии ценностных ориентаций,внутренних желаний работников ООО «Легио»

Ключевые положения миссии ООО «Легио»Актуальные ценности и сферы жизни сотрудниковВнутренние желания сотрудниковИсточники информацииМиссияМТЖЦМаслоуОтношение к работеИзменять мир;ломать стереотипы;готовить менеджеровуправленцев, которые будут восстанавливать экономику страны;проявлять профессионализм, т.е. умение захватывать, упираться, брать, устанавливать, двигатьУзнавать особенности своего характера, способностей;стремиться к самосовершенствованию;добиваться полной реализации способностей;серьезно относиться к своим обязанностям;достигать конкретных результатов в любых сферах деятельности;ставить перед собой конкретные цели

Повышать уровень мастерства;

развивать силы и способности;заниматься делом, требующим полной отдачиОтношение к здоровому образу жизни

Здоровый образ жизни;

умение работать в постоянном напряжении, сверхнапряжении, переносить большие физические нагрузки, закаляться, употреблять в пищу здоровые продукты;

стремление к физическому совершенствованиюКрасота и внешняя привлекательность связаны со здоровым образом жизни, со спортом;

необходимо сочетать интеллектуальный труд с физическими упражнениями

Отношение к материальным ценностям

Смысл существованияв фирме не деньгиСтремиться к более высокому уровню материального достатка



Обеспечить себе материальный комфорт;

обеспечить себе будущее

ПрочееМы единая семья, бойцы, десантники, завоеватели, лидеры, патриоты;Мы элитное подразделение, обязаны выполнить свою миссию, слабых рядом быть не должноНе зависеть от других людей, сохранять своеобразие своей личностиСтремиться к новому и неизведанному;упрочить свое положение;быть понятым другими

Ссылки на источники1.Синяева Л.П., Додорина И.В.,Герасимова Е.А. Текучесть кадров как индикатор адекватности управления предприятием // Концепт. Спецвыпуск. –2013. –№ 04.–ART13534.0.6 п.л. –URL: http: //ekoncept.ru/ 2013 / 13434.htm.2.Яшина Е.З. Роль и место PRи HRслужб в формировании корпоративной культуры организации // Материалы 5й межвузовской научнопрактической конференции «Корпоративная культура и управление». –Самара,2008.3.Яшина Е.З. Принципы формирования имиджа предприятия как региональной социальноэкономической системы // Материалы 11й Международной научнопрактической конференции. –Самара,2012.4.Синяева Л.П.,Герасимова Е.А. Компетентностный подход в подборе персонала // Концепт. Спецвыпуск. –2013. –№ 04.–ART13534.0,3 п.л. –URL: http: //ekoncept.ru/2013/13434.htm.5.Синяева Л.П., Додорина И.В.,Герасимова Е.А. Указ. соч.6.Там же.7.СиняеваЛ.П. Проблемыоценкиперсонала// Materialy mezinarodni vedeckopraktika conference “Dny vtdy –2012”–Dil 63 Psychologie a sociologie. –Praga: Polishing House “Education and Science” s.r.o 112 strn.8.Синяева Л.П.,Герасимова Е.А.Указ. соч.9.Тамже.10.СиняеваЛ.П. Управлениемотивациейперсоналапредприятия// Materialy mezinarodni vedeckopraktika conference “Veda a vsnik 2012–2013”–Dfl 8. Ekonomicke vedy. –Praga:Polishing House «Education and Science» s.r.o.–96strn.11.Тамже.12.Тамже.13.Тамже.14.СиняеваЛ.П. Проблемыоценкиперсонала. 15.ЯшинаЕ.З. РольиместоPRиHRслужб в формировании корпоративной культуры организации.16.Синяева Л.П. Проблемы оценки персонала.

Lyubov Sinyaeva,

PhD, AssociateProfessor of Accounting Social technologies and right, Samara State Transport University, Samaralps09@mail.ruElena Yashina,

Corporate Development Director of the Samara State Economic University,Samarapersonaz@list.ruThe analysis of influence of mission of the organization on motivation of her employeesAbstract. The article is devoted to the problem of motivation of firm personnel, at the expense of the tool of corporate values. The problem of motivation and motivation of employees is considered from two positions. From administration position, the founder of the text of mission, and from firm personnel which has to realize ideas of mission in the work. The tools and technology of research are proved by the semantic analysis of the text, requirements and personnel values are studied, comparison, comparison of declared ideas and real requirements, personnel values is carried out. Conclusions and effectiveness of mission on scales of turnover of staff are drawn. Keywords: mission, motivation, corporate spirit of firm, value, requirement, removability of shots, satisfaction, sound mind, allfirm values, part of monolithic purposeful collective, ideology, values of the management and ordinary employees.References1.Sinjaeva, L.P., Dodorina, I.V., Gerasimova, E.A. (2013) “Tekuchest' kadrov kak indikator adekvatnosti upravlenija predprijatiem”, Koncept, Specvypusk.№ 04. Available at: http: / /ekoncept.ru / 2013 / 13434.htm.–Gos reg.Jel №FS 7749965(in Russiаn).2.Jashina, E.Z. (2008) “Rol' i mesto PR i HRsluzhb v formirovanii korporativnoj kul'tury organizacii”, in Materialy 5j mezhvuzovskoj nauchnoprakticheskoj konferencii “Korporativnaja kul'tura i upravlenie”,Samara(in Russiаn).3.Jashina, E.Z. (2012) “Principy formirovanija imidzha predprijatija kak regional'noj social'nojekonomicheskoj sistemy”,Materialy 11j Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii,Samara (in Russiаn).Sinjaeva, L.P., Gerasimova, E.A. (2013) “Kompetentnostnyj podhod v podbore personala”, Koncept. Specvypusk,№ 04. Available at:http: / /ekoncept.ru /2013/13434.htm.Gos reg.Jel №FS 7749965(in Russiаn).5.Sinjaeva, L.P., Dodorina, I.V., Gerasimova, E.A. (2013) Op. cit.6.Ibidem.7.Sinjaeva, L.P. (2012) “Problemy ocenki personala”, Materialy mezinarodni vedeckopraktika conference “Dny vtdy –2012” –Dil 63 Psychologie a sociologie,Polishing House “Education and Science” s.r.o 112 stran, Praga (in English).8.Sinjaeva, L.P., Gerasimova, E.A. (2013) Op. cit.9.Ibidem.10.Sinjaeva, L.P. (2013) “Upravlenie motivaciej personala predprijatija”, Materialy mezinarodni vedeckopraktika conference “Veda a vsnik 20122013” –Dfl 8. Ekonomicke vedy, Polishing House “Education and Science” s.r.o –96 strn, Praga (in English).11.Ibidem.12.Ibidem.13.Ibidem.14.Sinjaeva, L.P. (2012) “Problemy ocenki personala”, Materialy mezinarodni vedeckopraktika conference “Dny vtdy –2012” –Dil 63 Psychologie a sociologie,Polishing House “Education and Science” s.r.o 112 stran, Praga (in English).15.Jashina,E.Z. (2008) “Rol' i mesto PR i HRsluzhb v formirovanii korporativnoj kul'tury organizacii”, in Materialy 5j mezhvuzovskoj nauchnoprakticheskoj konferencii “Korporativnaja kul'tura i upravlenie”,Samara (in Russiаn).16.Sinjaeva, L.P. (2012) “Problemy ocenki personala”, Materialy mezinarodni vedeckopraktika conference “Dny vtdy –2012” –Dil 63 Psychologie a sociologie,Polishing House “Education and Science” s.r.o 112 stran, Praga (in English).

Рекомендовано к публикации:ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»